cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сценарий джазового фестиваля: Сценарий концерта «Ах, этот джаз!»

Сценарий концерта «Ах, этот джаз!»

Сценарий концерта «Ах, этот Джаз!»

Дата 4 декабря 2016 г. 12.00
место проведения – библиотека № 25

Автор-составитель:
педагог-организатор МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара
Кугушева В.Н.

Сбор зрителей и гостей, звучит фоновая музыка. Голос ведущего:

Ведущая: Что за дивные звуки я слышу? (обращается к зрителям) Что звучит? Правильно, джаз. Каждый из вас знаком с ним, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Но я уверена, что невозможно остаться равнодушным, услышав эти волшебные переливы звуков и аккордов.

Джаз это смешение музыкальных стилей, джаз это сплав различных культур. И сегодня мы будем не только слушать джаз, но и немного поговорим о нем.

Фоновая музыка затихает.

Ведущая: Часто, в основу сюжета джазовых песен берется комическая история, или пишется шуточный текст. Но незатейливые слова не всегда означают простую мелодию, ведь красота джаза заключается в кажущейся простоте.

Композицию A-Tisket A-Tasket» для вас исполнит (ФИ)

1. «ATisket ATasket»

Ведущая: Песня «A-Tisket A-Tasket», а также следующая песня «Sing, Song, Swing» только малая часть из репертуара Эллы Фицджеральд — американской певицы, одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, «первой леди джаза».

За свою 50-летнюю карьеру Элла Фицджеральд выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами1.

Песню «Sing, Song, Swing» мы услышим в исполнении (ФИ)

2. «Sing, Song, Swing»

Ведущая: Многие думают, что если ты не американец, то ты не умеешь играть джаз. Больше того, многие считают, что ты не умеешь играть джаз, если ты не афроамериканец. Это заблуждение опровергают российские джазовые музыканты и исполнители: Олег Лундстрем, Игорь Бутман, наш земляк Григорий Файн, певицы Лариса Долина, Ирина Отиева и другие.

Так, российская певица армянского происхождения Ирина Отиева за всю свою карьеру с гордостью несет звание «джазовой певицы». Каждое её выступление отличается высочайшим искусством джазовой импровизации, волнующей проникновенностью и динамикой, высокой музыкальной культурой и эмоциональностью, тонкой нюансировкой и задушевностью2.

Композицию «Canzas city» из репертуара Ирины Отиевой исполнит для вас (ФИ)

3. «Canzas city»

Ведущая: Что такое джаз? Вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи Армстронг, который сказал, что «джаз просто нужно понимать и все».

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью3.

Композицию «All of me» для вас исполнит (ФИ)

4. «All of me»

Ведущая: Невозможно оценить вклад джазовых музыкантов в мировую культуру. Фрэнк Синатра относится к числу таких деятелей искусства, что сложно подобрать слова, достаточно убедительно объясняющие его значимость. Синатре девять раз вручали «Грэмми», он выпустил около сотни хитовых синглов. В числе его достижений огромное количество наград за блестящие образы в кино.

«Бархатный» голос Фрэнки сводил с ума миллионы женщин, а большинство мужчин копировали его стиль и манеры «Мистера Голубые Глаза»

4.

Песню «L.O.V.E.» исполнит (ФИ)

5. «L.O.V.E

Ведущая: Джаз — это профессионализм высочайшего полета, умноженный на ничем не передаваемое состояние души.

В качестве подтверждения прозвучит следующая композиция «Whisper Not» в исполнении (ФИ).

6. «Whisper Not»

Ведущая: Кто из присутствующих знает, что такое кавер-версия? (отвечаю, возможно) Кавер-версия – это иное переосмысление музыкального материала, причем, не обязательно речь идет о песне, это авторская интерпретация чужого произведения.

Для вас прозвучит композиция из репертуара Эллы Фицджеральд
«It don`t meat a thing».

Приветствуем на сцене (ФИ)

7. «It don`t meat a thing»

Ведущая: О чем поют в джазовых песнях? Конечно же, о любви, ведь это движущая сила всего земного. Любовь открывает лучшие качества нашей души, раскрывает невиданные ранее таланты. О любви лучше, чем знаменитый певец и актер Элвис Пресли, может спеть ТОЛЬКО Элвис Пресли.

Свою версию песни «Can’t help falling in love» — «Я не могу не любить тебя» исполнит (ФИ)

8. «Can’t help falling in love»

Ведущая: При всей невероятной плотности населения на американском музыкальном Олимпе национальным достоянием называют очень и очень немногих. К числу этих избранных принадлежит и Этта Джеймс, одаренная мощным артистическим талантом, который позволял ей осуществлять рискованные творческие зигзаги. За что бы ни бралась певица — будь то соул- или поп-музыка, джаз или блюз, рок или госпел — она во все привносила свой уникальный взгляд, отголосок своей несгибаемой личности, раззадоривая или убаюкивая слушателей своим шершавым проникновенным голосом

5.

Песня, которую вы сейчас услышите, первоначально была исполнена Эттой Джеймс и стала джазовым стандартом.

Приглашаем на сцену (ФИ)  с композициею «Something’s Got a Hold on Me»

9. « Something’s Got a Hold on Me»

Ведущая: Считанные дни остались до самого волшебного, сказочно-прекрасного и самого любимого праздника – Нового года!

Есть песни, которые ассоциируются с этим долгожданным праздником. Хотя, песня “Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!”, являясь едва ли не популярнейшей рождественской песней в мире, изначально не имела ни малейшего отношения ни к Рождеству, ни к новогодним праздникам.

На самом деле, она не о Рождестве, а о паре влюбленных, которые зимним вечером воркуют перед камином. Парню не хочется уходить, и он даже рад снегопаду, который может стать для него поводом, чтобы ненадолго задержаться. Как видите, ни малейшего намека на Рождество6.

Первым «Let It Snow!» исполнил Вон Монро в 1945 году. Песня сразу стала хитом и возглавила чарт Billboard. В течение следующих уже почти семидесяти лет ее пели десятки известных исполнителей, включая Дина Мартина, Фрэнка Синатру, Эллу Фитцджеральд, Бинга Кросби, Клиффа Ричарда, Билли Айдола, Рода Стюарта и многих других.

Песня «Let It Snow!» сегодня прозвучит в исполнении (ФИ)

10. «Let It Snow

Ведущая: Существует несколько направлений джаза: классика джазовой музыки The big band

sound, джаз-модерн – яростный bebop, лирический cool jazz, ритмичный hard bop; джаз-рок, smooth  jazz и т. д.

Но, как известно, музыкальные стили и направления перетекают друг в друга, так, фундаментом направления соул стал жанр духовной христианской музыки афроамериканцев госпел (что в переводе означает «Евангелие»).

В гимнах «госпел» используются христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики, а музыка госпел на сегодняшний день уже вышла за пределы церкви и пользуется широким успехом в Америке.

Для вас композицию в стиле госпел «Think» исполнит (ФИ)

11. «Think»

Ведущая: Современный мир меняется, так же изменениям подвергается и музыка, меняются вкусы, стили и техника исполнения, но с уверенностью можно утверждать, что джаз будет жить вечно.

Джаз – это полет фантазии, импровизация, и зачастую музыкант известен в широких кругах не только как джазовый музыкант. Так и композитор, поэт-песенник Леонид Агутин многогранная личность. Его музыка такая разная: зажигательная, серьезная, романтичная, а джазовые импровизации любимых песен можно услышать только на концертах. Агутин признанный музыкант во многих уголках мира, ему рукоплещут и на джазовом фестивале в Монтрё, и многочисленные стадионы по всей стране.

А для нас его музыка проникновенная, искренняя и понятная.

(без объявления) 12. (ФИ) и все «На сиреневой луне»

Ведущая: Сегодня для вас выступали воспитанники вокальной студии «Фьюжн», руководитель СНА.

Сегодня на ваших глазах рождался джаз – здесь и сейчас, и вместе с нашими вокалистами для вас выступал джазовый квартет вокальной студии «Фьюжн» (представляю музыкантов

).

Ведущая: Спасибо за внимание, до новых встреч!

 

Источники и ссылки:

1.     Князев, С. Столетие «мамы джаза» // Интернет-журнал «Суперстиль». URL: https://www.superstyle.ru/article/25apr2017/ella.

2.     Ирина Отиева  // Информационно-развлекательный портал 7LAFA. URL: https://7lafa.com/pagebiofamous.php?id=2587.

3.     Коротко о джазе //  Эталон России. URL: http://etar. ucoz.com/publ/muzykalnyj_klub/dzhaz/korotko_o_dzhaze/16-1-0-23

4.     10 фактов о Фрэнке Синатре // SongStory Истории создания песен. URL: http://song-story.ru/frank-sinatra-facts.

5.     Биография Этта Джеймс // Знаменитости – биографии, интервью, истории. URL: http://www.peoples.ru/art/music/jazz/etta_james.

6.     История создания песни “Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!” // SongStory Истории создания песен. URL: http://song-story.ru/let-it-snow.

 

Сценарий фестиваля ансамблевого исполнительства АнСАМБЛЕЯ

Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена по всем.

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы приветствуем вас на I школьном фестивале  ансамблевого исполнительства «АнСАМБЛЕЯ». Сегодня наш зал гостеприимно распахнул свои двери, встречая всех желающих окунуться в прекрасный мир музыки! А совместное, коллективное исполнение — это одна из интереснейших форм музицирования. Кроме того, у человека развивается умение слушать и слышать не только себя, но и партнера по ансамблю, а так же активизируется фантазия и творческое начало.

Начинаем!

На сцене ансамбль скрипачей.  И. Тамарин «Старинный гобелен».

Ансамбль, от французского слова « АнсамблЕ» то есть «Вместе». Вместе играть, вместе петь, вместе танцевать. Ансамбли бывают самые разные: вокальный ансамбль — это содружество певцов, инструментальный ансамбль — это содружество музыкальных инструментов, вокально- инструментальный — вместе певцы и инструменты.

Приглашаю на сцену Михалевич Ангелину и Макарову Валерию. И. Штраус «Летучая мышь». Помимо произведений, сочинённых специально для какого либо инструмента, существует множество разнообразных ансамблевых переложений. Их авторы ставят своей целью только общее ознакомление с выбранной музыкой.

На сцене Трушкова Дарья и Мондина Мария. П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей».

Музыкальные ансамбли  бывают совершенно разными по составу участников. Давайте с вами вспомним. Как называется самый маленький ансамбль? (состоит из двух человек, ДУЭТ). Из 3-х (ТРИО), 4-х человек (КВАРТЕТ) и так далее. Но коллектив из 15-ти человек уже можно считать оркестром.

На сцене трио скрипачей  Баранова Соня, Цугунов Илья, Климова Динара. В их исполнении прозвучит произведение Карша «Кубики».

Спасибо, музыка, за то, 
Чего и умным не подделать, 
За то спасибо, что никто 
Не знает, что с тобой поделать.

На сцене скрипичный дуэт Селиверстова Алина и Будехина  Иветта. Н. Карш   «Итальянская полька».

Рояль. Это слово означает «Королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно многозвучно мощный, и певуче нежный. Словом, настоящий инструмент-оркестр

На сцене самая юная участница нашего концерта, первоклассница Черепанова Александра. П.И. Чайковский «Мой Лизочек».

Семейное музицирование – этот вид деятельности на протяжении многих лет был излюбленным видом отдыха и интеллектуально-эстетического развития многих поколений. Совместное музицирование  являлось традиционной формой воспитания в семье.

Приглашаю на сцену братьев Цугуноых, Илью и Владислава. В их исполнении прозвучит произведение Л. Бетховена «Сурок».

Музицируйте семейно!

Планомерно, день за днем!

Подрастает наша смена –

Что посеем, то пожнем.

Ходит слух, что наши дети.

Станут взрослыми людьми.

Люди мира на планете,

Музицируйте с детьми!

На сцену приглашаются  Будник С. В. и Будник Виолетта. Г. Манчини «Розовая пантера».

Игра в ансамбле – это очень увлекательный вид музицирования, ведь это совместное творчество!

А сейчас своё музыкальное представление, о том, что такое «ансамбль» нам продемонстрирует фортепианный квартет. Приглашаю на сцену   Будехину Иветту, Соколенко Марину, Федотову Виолетту и Якимову Маргариту. Тиличеева. Вальс для 2х фортепиано в 8 рук.

Черный красавец, гордый и звонкий- 
Старый рояль в большом зале стоял. 
Сколько он видел людей: смелых, робких 
Сколько без устали пьесы играл. 

Время прошло и сейчас величаво, 
Старый рояль посредь зала стоит. 
Чтоб прозвучало восторженно: «БРАВО»!
Тем, кто его всегда любит и чтит.

На сцене Прушак Марина и  Цугунов Владислав.  Хувентино Росас. Джаз – вальс «Над волнами».

Мой смычок, будь полон силы,
Будь ему послушна, скрипка!
Все, что дорого и мило,
Я доверю песне зыбкой.
Что ж, начну я. Струны туги.
Лег на них смычок мой гибкий.
Вот уж к вам, друзья — подруги,
Первый звук летит со скрипки!

На сцене Якимова Рита и Баранова Софья. И. Фролов  «Прощальный шведский вальс».

Существует ошибочное мнение, что хорошо подготовленный для сольных выступлений пианист с лёгкостью справится с игрой в ансамбле. Однако жизнь показывает другое. Знание партии ещё не делает пианиста хорошим партнёром. Им можно стать только в процессе совместной работы с другими участниками ансамбля, где партнёры отрабатывают различные технические приёмы и действия.

На сцене фортепианный дуэт Прушак Марина и Байкова Мария. Г. Балаев «Элегическая пьеса».

А вы знали, что музыка обладает невероятной энергетикой и магнетизмом. Как доказали ученые, используя музыку можно воздействовать на эмоциональное самочувствие человека, а также влиять на его интеллектуальное развитие. Мы не только получаем удовольствие от музыки, но и многому учимся. Ведь музыка, как книга, делает нас добрее, умнее, лучше.

На сцене трио скрипачей  Климова Динара, Цугунов Илья и Королева Н.П.    Е. Медведовский «Гамма-джаз».

Слушая прекрасную мелодию, люди становятся ближе друг к другу, потому что музыка обладает великой силой сближения. Музыка необходима человеку, она делает его счастливым

На сцене скрипичный дуэт Прозорова Вера и Колобов Артемий. В их исполнении прозвучит «Менуэт» В. Моцарта.

Послушай: музыка вокруг, 
Она во всем – в самой природе, 
И для бесчисленных мелодий 
Она сама рождает звук. 
Ей служат ветер, плеск волны, 

Раскаты грома, звон капели, 
Птиц несмолкаемые трели, 
Среди зеленой тишины.

На сцене Кирпиченко Никита и Масленникова Ольга Леонидовна. «Горный ручей».

Музыка обладает огромной силой, она не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. Самое большое чудо для нас с вами в том, что только из 7 нот может получиться такое большое разнообразие мелодий, красок и характеров.

На сцене трио скрипачей Якимова Рита, Баранова Софья, Королева Н.П. В. Берковский «Под музыку Вивальди».

В том, чем мы занимаемся, большую роль играет учитель. Наш верный друг и помощник. Я бы сказала – вдохновитель. Ведь без творчества учителя никогда не состоится творчество ученика.

На сцене фортепианный дуэт  Иваровская  Елена Николаевна и Тютерева Анастасия.  Г. Свиридов. Вальс «Метель».

Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым учащиеся — пианисты занимались во все времена, на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали сочинения почти все выдающиеся мастера. Писали как для домашнего музицирования, так и для концертных выступлений.

А сейчас в исполнении  Силиверстовой Алины и  Мингазовой Нонны Львовны прозвучит  произведение Попляновой «Зоосад».

К Нонне Львовне присоединяется Якимова Маргарита. Поплянова  «Шла коза на каблуках» 

Ансамбль — это содружество солистов, которые умеют слушать партнёра, сочетать свой голос  с голосом другого инструмента, работать на общий результат. Быть солистом нелегко, но умение музицировать в коллективе — вот признак профессионализма.

На сцене ансамбль скрипачей «Тутти». Е. Поплянова. «Когда шагают лугом утята друг за другом».

А. Корчевой  «Маленький виртуоз». 

Прекрасной музыки звучанье

Поможет нам в печальный час.

В минуты страха и отчаянья

Она, как друг, поддержит нас.

Когда от счастья мир закружится,

И ноги пустятся вдруг в пляс,

Мы сердцем обратимся к музыке,

Такой вот сладостный альянс….  

На сцене  ансамбль скрипачей. «Сказка» Рыбак.

В классе ансамбля партнёры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества!

На сцене Федотова Виолетта и Мингазова Нонна Львовна. Поплянова  «Старый скрип».

Фортепианный дуэт Генштейн Евы и  Мингазовой Нонны Львовны  расскажет нам «Ночную сказку» композитор  Попляновой.

А сейчас в исполнении  Климовой Динары и Мингазовой Нонны Львовны прозвучит произведение Попляновой «Строим дом».

Музыка-это наша маленькая жизнь. Жизнь, наполненная удивительными историями, моментами и чувствами. Именно музыка может достучаться абсолютно до каждого сердца. Когда звучит музыка, то не нужно лишних слов. Ведь музыка-это прекрасное. А наши души всегда это чувствуют.

Завершит нашу сегодняшнюю встречу скрипичный ансамбль «Кампанелла». Е. Дербенко «Улетающие птицы».

Ирландская народная песня «Ветер». 

Ансамблевую игру можно во многих отношениях сравнить с культурной беседой людей друг с другом. Пока люди слушают и слышат друг друга – они обречены быть в ансамбле. Желаю нам всем не только играть много красивых ансамблей, но и жить в согласии и ансамбле друг с другом. Любите и изучайте великое искусство музыки.  А главное, пусть  музыка будет также нужна вам, как природа, дружба, любовь. Всего хорошего! До новых встреч!

Поделиться с друзьями

Классный час «В здоровом теле – здоровый дух»Подвижные игры. класс. 9-10 лет

Джазовый фестиваль выразительный каллиграфический шрифт Векторное изображение

Джазовый фестиваль выразительный каллиграфический шрифт Векторное изображение
  1. лицензионные векторы
  2. джаз векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по требованию
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Оплата
Плата за изображение $ 399
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    23119760
  • Цветовой режим
    CMYK
  • Художник
    Вера_Хом

Джаз в Концертном зале | Молодежные концерты | Телевизионные сценарии | Лекции/Сценарии/Сочинения

Молодежный концерт

Написано Леонардом Бернштейном
Оригинальная телевизионная сеть CBS Дата трансляции: 11 марта 1964 г.

Это последний звук в мире, который вы ожидаете услышать в Филармонии, не так ли? Больше похоже на радио вашего ближайшего соседа или на джазовый фестиваль в Ньюпорте. И все же это звук, который все чаще и чаще звучит в наших американских концертных залах с тех пор, как около сорока лет назад американские композиторы начали пытаться привнести в свою симфоническую музыку немного волнения и естественного американского чувства джаза.

Тем не менее, несмотря на эти попытки совместить джаз и симфоническое сочинение, эти две музыки каким-то образом остались отдельными, как два потока, которые текут бок о бок, никогда не соприкасаясь и не смешиваясь — разве что время от времени. Но нас сегодня интересуют именно такие изредка: те произведения, в которых джазовая струя то и дело подкрадывается к симфонической струе и на мгновенье-другую сливается с ней в счастливой гармонии. . И в наши дни — по крайней мере, в течение последних пяти или пятидесяти лет — в американской музыке появилось новое движение, называемое «третьим потоком», которое смешивает реки джаза с другими реками, текущими с высокогорья. взгляните далеко за горные вершины двенадцатитоновой или атональной музыки.

Ныне ведущим навигатором этого третьего потока — собственно говоря, человеком, придумавшим фразу «третий поток», — является молодой человек по имени Гюнтер Шуллер. Он один из тех тотальных музыкантов, вроде Пола Хиндемита, которого мы обсуждали в нашей прошлой программе, только он американец. Мистер Шуллер пишет музыку — любую музыку — дирижирует, читает лекции и играет. Несомненно, своим выдающимся талантом он обязан своему отцу, замечательному музыканту, которому довелось играть в нашем оркестре. Мы очень гордимся Артуром Шуллером.

Но молодой Гюнтер Шуллер, которому все еще за тридцать, сейчас является центром целой группы молодых композиторов, которые смотрят на него как на своего лидера и защитника.

И вот я подумал, что идеальным началом сегодняшней программы о джазе в концертном зале было бы исполнение пьесы Гюнтера Шуллера, особенно той пьесы, которая представляет собой введение в джаз для молодежи, своего рода «Петя и Волк». джаза. Как и «Петя и волк», она написана для оркестра с динамиком; а также рассказывается о мальчике по имени Питер. Однако есть одно отличие: для этого требуется симфонический оркестр, который также включает в себя джазовый комбо; и именно поэтому вы видите там пятерых очень выдающихся молодых звезд джазового мира — Ричарда Дэвиса [КОНТРАБАС], Дона Эллиса [ТРУБА], Бенни Голсона [ТЕНОР-САКСОФОН], Эрика Долфи [АЛЬТО-САКСОФОН], Джозефа Кокуццо [БАРАБАНЫ] .

Теперь, поскольку г-н Шуллер такой прекрасный дирижер, а также композитор, я пригласил его лично дирижировать своим произведением; и я уйду в отставку и стану спикером, получая от него приказы. Итак, без каких-либо дополнительных объяснений, вот третья композиция Гюнтера Шуллера «Путешествие в джаз» с повествованием, написанным известным джазовым критиком Нэтом Хентоффом; а вот и сам Гюнтер Шуллер.
[ORCH: Шуллер — Путешествие в джаз]

«Это история Питера Паркера — мальчика, который узнал о джазе.

Когда он был еще совсем маленьким, у Питера Паркера были сильные музыкальные вкусы. Например, когда его отец пел, Питер стонал. Когда его мать пела, Питер выл.

К пяти годам у Питера была собственная игрушечная труба. В шесть лет ему подарили фонограф, такой же маленький и крепкий, как и он сам. А в семь лет добавили транзисторный радиоприемник, чтобы утолить огромную музыкальную жажду Питера.

Однажды Питер прикрепил к двери своей комнаты яркую вывеску, на которой было написано: МУЗЫКА СОЗДАЕТСЯ — НЕ ВХОДИТЕ.

Затем дверь закрыли. И с того дня знак появился и оставался на месте с трех до шести каждый день. Из-за двери родители Петра могли слышать трубу, или фонограф, играющий Прокофьева, или радио, играющее Россини.

И обычно все три сразу.

Конечно, громче всех звучала труба.

Вскоре у Петра появилась настоящая труба и настоящий учитель, чьи музыкальные вкусы были такими же сильными, как у Петра. Родители Питера начали слышать весы. Сначала простые весы, которые медленно взмывали вверх и снова плыли вниз, иногда спотыкаясь на пути.

Затем все более и более сложные гаммы, которые быстро нарастали и падали с головокружительной скоростью, и парящие арпеджио…
От упражнений Петр перешел к наигрыванию настоящих мелодий — мелодий, которые то звучали, как струящийся в большой спешке ручеек, то как глубокий мирная река, или гроза, а иногда и вообще ничего такого, что родители Питера не могли себе представить.

Питер сказал им, что эти очень продвинутые мелодии называются «современной музыкой».

Они кивнули, но не были уверены, что поняли.

Вскоре Петр и его учитель стали играть дуэтами. Постепенно стало трудно отличить Петра от его учителя, и к тому времени, когда ему исполнилось четырнадцать, Петр был самым опытным и чрезвычайно гордым трубачом. Не было напечатано нот, которые он не мог бы прочитать.

Однажды летним днем, несмотря на то, что на двери Питера висела табличка и его это не беспокоило, он не мог сосредоточиться.

Где-то, в каком-то соседнем доме, играл небольшой джаз-бэнд.

Ведущим среди всех других инструментов был тенор-саксофонист, звучавший смелее и полнее неожиданностей, чем любой другой музыкант, которого когда-либо слышал Питер. Питеру было любопытно, и он был встревожен.

Питер взял трубу, вышел из комнаты, пошел на звук и обнаружил четырех молодых людей в гараже дома в соседнем квартале. Увидев его трубу, молодые музыканты попросили Петра присоединиться к ним.

Петр смотрел, смотрел снова, но нигде не видел нот.

Он попытался присоединиться к ним, но что-то пошло не так.

Петр не мог найти себе места. Каждый раз, когда он пытался, музыка просто останавливалась. Он просто не подходил.

«Послушай, — сказал ему тенор-саксофонист, — ты хорошо умеешь обращаться с этой валторной, но ты не знаешь джаза». Когда вы это сделаете, вернитесь снова. Мы будем рядом.

Петя печально поплелся домой. Но он был взволнован музыкой, которую услышал в том гараже.

Поэтому он начал слушать джазовые пластинки, особенно пластинки с участием трубачей, и вскоре ему стало весело, когда он пытался сыграть некоторые из своих классических произведений в стиле джаза.

Питер также начал понимать, что каждый джазовый трубач играет по-своему.

Это было почти как люди, говорящие
с рычанием и
со слайдами
и забавными промежуточными заметками.

Он также открыл для себя забаву различных звучащих немых.

Наконец Питер Паркер почувствовал себя готовым.

Он побежал в гараж в доме в соседнем квартале.

Но когда он начал играть с другими молодыми музыкантами, все еще было что-то ужасно неправильное.

Он просто не подходил. Что бы он ни пробовал, результат был один и тот же. Рог Питера торчал, как будто он был совсем один. Он все еще не мог найти себе места.

Остальные, казалось, разговаривали, но когда он начал дуть, это было похоже на другой язык.
Он посмотрел на свою трубу, но в ней все было в порядке.

И он посмотрел на других игроков, и они качали головами.

— Смотри, — сказал ему тенор-саксофонист. «Ты теперь умеешь играть джаз на трубе, но не умеешь играть с людьми. Когда вы это сделаете, вернитесь снова. Мы будем рядом.

Петя печально поплелся домой. Он думал, думал и наконец понял, что на всех прослушанных пластинках он слушал только трубача, а не то, что делали другие музыканты. Так Петр начал слушать свои пластинки по-новому.

Он узнал о смешивании с другими инструментами. Он научился импровизировать контрмелодии, мелодии, которые подходили к соло, которые играли другие люди.

Видите ли, до сих пор Питер подыгрывал своим записям поверх музыки; но теперь он пытался проникнуть внутрь музыки, пока не почувствовал себя частью разговора.

И мало-помалу он стал живой частью каждой записи, которую он играл.

Теперь снова Питер почувствовал себя готовым и вернулся в гараж дома в следующем квартале.

И на этот раз, когда он начал играть с другими молодыми джазовыми музыкантами, он подумал, что идеально вписался.

Но через некоторое время остальные музыканты остановились и скорбно уставились на него.

«Послушай, — сказал тенор-саксофонист, — ты знаешь все, кроме того, что сказать в музыке». Ты и эта труба — прекрасная машина, но джаз — не машина; Джаз — это то, что ты чувствуешь. Что вы чувствуете? Когда узнаешь, возвращайся снова. Мы будем рядом.

Петя печально поплелся домой. Сначала он был озадачен, но мало-помалу начал злиться. Он побежал домой и свирепо посмотрел на табличку на двери: «ВХОД НЕ ВХОДИТЬ — ЗДЕСЬ СОЗДАЮТ МУЗЫКУ». Он схватил трубу и начал играть.

Первые ноты были полными или гневными — грубыми и уродливыми.

Но по какой-то странной причине, играя в них, Питер чувствовал себя хорошо. Он посмотрел на трубу и подумал: «Это мои записи». Эта музыка — я».

Шли часы, гневные ноты переходили в торжествующие, а затем в счастливые — всевозможные ноты, заполнявшие комнату. — И все эти записи мои, — сказал Питер. «Эти записи — то, что я чувствую».

И в тот день Питер почувствовал себя действительно готовым и вернулся в гараж в следующем квартале.

И на этот раз, когда он начал играть с другими джазовыми музыкантами, он сразу понял, что принадлежит ему. Они долго играли вместе, полные удовольствия от простого сочинения музыки.

Теперь Питер слушал тенор-саксофониста.

Теперь он слушал альтиста — совершенно другой стиль.

Питер подумал: «Эй, вся эта музыка — это мы! Джаз — это ЛЮДИ!

Поздно вечером Питер Паркер вернулся домой, сделал новый знак и повесил его на дверь. Там было сказано: МУЗЫКА СОЗДАЕТСЯ — ЗАХОДИТЕ».

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЖАЗ, которое вы только что услышали, было написано мистером Шуллером и мистером Хентоффом всего год назад или около того. Но давным-давно, еще до того, как вы все родились, еще в доисторические дни 1926 года, человек по имени Аарон Копленд экспериментировал с джазом в концертном зале, и у него получилось несколько замечательных произведений. Конечно, сегодня г-н Копленд — ведущий композитор Америки, любимый, почитаемый и уважаемый во всем мире всем музыкальным миром, включая всех вас, потому что, если вы помните, он уже дважды появлялся в этих программах. Но в то время он написал свой джазовый Концерт для фортепиано с оркестром в 1926 лет, ему было всего двадцать шесть лет — молодой пионер американской музыки. И когда год спустя, в 1927 году, этот Концерт для фортепиано с оркестром впервые прозвучал в величественном городе Бостоне, штат Массачусетс, под управлением великого Кусевицкого и самого мистера Копленда за роялем, в воздухе витал сильный шок. Тогда бостонцы просто не могли принять идею третьего потока; но сегодня, когда поток бьет ключом, музыка звучит для нас совершенно правильно и естественно.

Теперь мы услышим тот же Концерт для фортепиано с оркестром, тридцать семь лет спустя; и я хочу, чтобы вы поняли, что джаз, который вы услышите, из другого времени. Это джаз двадцатых годов, полный чарльстонских ритмов, буп-пуп-а-дуп и некой гершвиновской сентиментальности. И замечательно то, что, какой бы старой она ни была, она по-прежнему звучит так же свежо, обаятельно и энергично, как и в 19-м веке.27.

Сейчас мы послушаем, как она играет. Это две части — медленная и быстрая, — которые исполняются без пауз между ними. И я с гордостью и радостью могу сказать, что наш солист на фортепиано — не кто иной, как оригинальный солист 1927 года, единственный и неповторимый Аарон Копленд.

Теперь, чтобы завершить этот захватывающий взгляд на джаз в концертном зале, мы собираемся вернуться к музыке сегодняшнего дня и посмотреть, что делают наши молодые композиторы. Мы вернули наш джазовый комбо (или три пятых, как видите), чтобы сыграть для вас необычную и странную новую работу молодого калифорнийца по имени Ларри Остин. Мистер Остин — самый серьезный композитор, какого только можно найти; он мастер всех приемов современной музыки, и в возрасте тридцати трех лет он является доцентом музыки в Калифорнийском университете. Так что это не чепуха, а действительно серьезное симфоническое произведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *