cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Самостоятельно составить словарь устаревших слов: Как составить словарь устаревших слов по сказке Конек Горбунок?

Содержание

проектная деятельность – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Устаревшие слова русского языка знакомы нам по сказкам, былинам, классическим произведениям и фильмам, создатели которых хотят выстроить аутентичный образ Древней Руси. На самом деле многие из слов, о значении которых не имеет представления современный старшеклассник, ушли из русского языка не так давно: еще в XIX веке ими активно пользовались в разных регионах России.

Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» — главный труд Владимира Ивановича Даля, известный каждому школьнику и взрослому, первый раз был издан в 1863 году. Получается, совсем еще недавно наши предки жандобились о детях и затевали супри. Странно звучит? Зато как интересно!

Проектная деятельность на уроках русского языка: словарь устаревших русских слов

В конце этого материала вы найдете архив с карточками, где мы собрали слова первых букв алфавита — от «А» до «Е». Мы предлагаем вам с учениками продолжить этот интересный словарь, организовав важный и полезный проект на уроках русского языка или во внеурочной деятельности.

Каждый из учеников сможет выбрать себе букву и составить 5-10 карточек, содержащих определение, сведения об этимологии (если есть) и привести пример употребления. Это не только расширит словарный запас, но и научит структурировать полученную информацию, пробудив исследовательский интерес. 


Игры с карточками «Устаревшие слова русского языка»

Карточки «Устаревшие слова» вы также сможете использовать на уроках русского языка или литературы, проводя с ними игры-разминки или игры, помогающие вовлечь весь класс в обсуждаемую тему. Такая разгрузка будет не только интересна, но и полезна. 

Игра 1. Угадай значение

Такую игру может проводить как учитель, так и сами ученики. В первом случае учитель самостоятельно достает из стопки карточку, оглашает термин и просит учеников высказать свои предположения о значении названного слова. Во втором случае учитель передает свою роль ученикам (что положительно скажется на воспитании чувства ответственности). Школьники делятся на пары, получая равное количество карточек и задают друг другу вопросы о значениях. Если есть желание, можно провести соревнование между командами учеников на звание самых «ведающих» школьников.


Игра 2. Древнерусский писатель

Кому не хотелось петь песни яркие, будто самоцветные, да былины рассказывать в палатах дивных? Что и балакать тут — каждому хотелось.
Предложите своим ученикам, пользуясь карточками или словарем Даля, составить связный рассказ из устаревших выражений, а после — зачитать его перед классом. Подобное упражнение серьезно обогатит словарный запас учеников, научит их грамотно и стиллистически верно использовать устаревшие слова и архаизмы, а также потренирует артистизм.

Устаревшие слова. 6 класс

Автор: edu1

Методическая копилка — Русский язык

Тема урока: Устаревшие слова (русский язык 6 класс)

 

Ход урока

 

1. Мобилизующим этап

На доске написаны ряды слов:

1) Лоб, золото, щеки, предсказатель, одежда:

2) злато, одеяние, вещун, ланиты, чело.

Учитель. Прочитайте вслух слом первого ряда. Скажи-те, что в них есть общего.

Это имена существительные.

Эта общеупотребительные слова.

Учитель. Расскажите, какие слова называются общеупотребительными,

Исключите по порядку каждое слово по нескольким признакам одновременно,

Слово лоб можно исключить по орфограмме, по количеству слогов, по количеству звуков. В этом слове на конце парная согласная. Проверочное слово лобик. Это самое короткое слово, В нем только три, звука.

Существительное золото среднего рода, о остальные — мужского или женского. В нем три буквы о: ударная, безударная и в окончании.

Слово щёки можно исключить по числу и характеристике согласных. Существительное щёки употреблено во множественном числе, а остальные — в единственном. Все согласные в нем глухие, мягкие.

В слове предсказатель есть приставка пред — и два суффикса: а-, шель-. Остальные слова — без приставки и суффиксов. Это существительное одушевленное, остальные — неодушевленные.

3 слове одежда есть непроверяемая безударная глас моя о в корне. В остальных словах такой орфограммы нет. Все согласные а нем звонкие, твердые.

2. формулирование темы н цели урока

Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда. Соедините слова с одинаковым значением из первого и второго рядов.

Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние.

Учитель. Чем отличаются вторые слова каждой пары от первых?

Эти слова устарели. Их не употребляют в повседневной жизни.

Учитель. Скажите, как называются слови, которые устарели, и сформулируйте тему сегодняшнего уроки.

Слова, которые устарели называются устаревшими. Значит, Тема урока сегодняшнего урока — «Устаревшие слова».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель, Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием…;

2) учиться отличать….

Цель нашего урока: познакомиться с понятием устаревшее слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.

3. Изучение нового материала

Учитель. Прочитайте еще раз составленные пары слов. Скажите, почему устарели вторые слова каждой пары?

В языке появились новые, более точные слова, которые стали употребляться в речи людей чаще, чем прежние. Прежние слова стали забываться.

Учитель, Это первая причина появления устаревших слов. А теперь посмотрите на картинки.

Учитель показывает изображения нескольких: предметов: кафтана, лаптей, лука, стрел и др. Учащиеся называют эти предметы.

Учитель. Скажите, какие предметы изображены на картинках? Почему слова, произнесенные памп, тоже устаревшие?

Эти слова устаревшие, потому что вышли из у потреб яения соответствующие предметы*

Учитель. Подумайте, какое следствие вытекает нэ этих двух причин? Это поможет вам составить определение устаревших слов.

Из причин вытекает, одно следствие: часть слов выходит из активного повседневного употребления. Значит, устаревшими называются слова, которые вышли из активного повседневного употребления.

Учитель. Из вашего рассуждении видно, что устаревшие слова бывают двух видов. Устаревшие слова, вытесненные другими, более точными и удобными, называются архаизмами. Они имеют синонимы, например чело — лоб. Устаревшие слова, которые вышли из активного использования в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений, называются историзмами. Эти слова не имеют синонимов, например лапти,

Упражнение 1 (на карточках)

Колчан, острог, пиит, зипун, ветрило, иноземец, цирюльня, кичка, фияяяр, чреда, капот, опашень, орало, секира, опочить.

Справка:

Ветриле — парус;

Зипун — крестьянская одежда и грубого, толстого сукна, обычно без ворота;

Иноземец — иностранец:

Капот — женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата:

Кичка — старинный головной убор замужней женщины;

Колчан — сумка (футляр) для стрел;

Опашень — долгополый кафтан С короткими широкими рукавами;

Опочить — заснуть:

Орало — орудие для пахоты:

Острог — тюрьма;

Пиит — поэт;

 

Секира — старинное оружие в виде топора на длинной

 

Рукояти:

 

Фигляр — фокусник, акробат;

 

Цирюльня — парикмахерская;

 

Чреда — очередь.

 

Учитель. Прочитайте слова. Сопоставьте их со схемой по новому материалу. Сформулируйте задание к упражнению.

 

Устаревшие слова надо разделить на две группы: архаизмы и историзмы и написать их.

 

Дети выполняют работу сначала коллективно. Они могут использовать толковые словари или справку к упражнению,

 

Учитель. Какие устаревшие слова вы могли бы исключить и почему?

 

Можно исключить слово опочить. Это глагол, а остальные — имена существительные,

 

Слово орало. В нем все согласные сонорные, твердые.

 

Учитель. Какая помета существует для устаревших слов в толковых словарях? Упражнение 2

 

Уста, аршин, вежды, локоть, десница, длань, фунт, зеница, чрево, верста, персты.

1) архаизмы: уста,

2) историзмы: аршин,

 

Учитель. В этом упражнении предполагается более трудное задание. Прочитайте устаревшие слова. Рассмотрите дополнительную запись к ним. Сформулируйте свое задание к упражнению.

Надо продолжить ряды устаревших слов: архаизмов и историзмов.

 

Учитель. Судя по первым словам, что должны обозначать слова в первой и втором рядах.

В первом ряду должны быть архаизмы, которые обозначают части человеческого тела. Во втором — историзмы, обозначающие различные единицы измерения.

 

Ученики выполняют задание по группам* используя толковый словарь.

Архаизмы: уста — губы, вежды — веки, десница — правая рука, длань — ладонь, зеница — глаз, зрачок, чрево — живот, персты — пальцы

 

Учитель. Перед вами — незаконченная зарисовка начала старинного сражения.

Прочитайте предложения с пропущенными словами, словосочетанием и словарь к ним. Сформулируйте заданно к упражнению.

Вместо условных обозначений надо вставить подходящие па смыслу устаревшие слова так, чтобы получилась зарисовка начала сражения. Необходимые для этого слова можно брать из предложенного словаря,

 

Дети сначала выполняют задание коллективно. Затем записывают текст, вставляя пропущенные буквы.

 

Ратники подъехали к реке. У многих горели на груди золотые гривны. Сверкали на солнце глухие огромные шлемы, сияли золотой насечкой щиты и панцири. Русские копья, мечи, палицы, секиры, чудовищные булавы сшиблись с турецкими саблями. Полетели арбалеты. Закипел бой.

 

Учитель. Прочитайте текст вслух. Скажите, с какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слона.

Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом,

 

Учитель. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами. Сначала — о правописании слов с безударной гласной, затем — с другими орфограммами.

Сравните постановку знаков препинания во втором и третьем предложениях.

Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов, имеющих в своем составе только звонкие согласные.

 

5. Итог урока

Учитель. С какой лексической группой слов мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы познакомились с устаревшими словами,

Учитель. Расскажите все, что вы узнали об устаревших словах,

Ответы учеников.

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Устаревшие слова» в разделе «Лексика»

Загребина Александра Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

 

Цели:

Познакомить учащихся с разделом лексики – устаревшими словами.

Обогащать словарный запас учащихся через межпредметные связи: литературу, народную культуру, русский язык, математику.

Через различные приёмы обучения познакомить учащихся с жизнью, бытом, фольклором русского народа.

 

Оборудование: Дерево ремёсел, иллюстрации к русской избе, пословицы и поговорки, карточки с заданиями, клубок, ключ, загадки о предметах быта русского народа, аудиозаписи народных песен, запись на карточках старинных мер счёта и веса.

Ход урока

 

Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Рада приветствовать вас у ворот, где хозяйка живёт. Приглашаю вас в гости в свою избушку, что стоит на опушке. Добрым гостям всегда рады, расскажем, чем богаты.

Объявление цели урока:

 

Урок наш сегодня будет посвящён самому необычному явлению в природе – слову. Говорят же на Руси: «Вроде не мёд, а ко всему льнёт». Тонкое и благоуханное – произнесёшь такое – словно песня из уст польётся.

 

(Звучит фрагмент народной песни).

 

А поговорим мы сегодня о словах, которые в нашей речи давно уже не употребляются. Их принято называть устаревшими, в сказках, песнях и устном народном творчестве их можно ещё услышать, да и мы сегодня побываем в далёкой старине.

 

Что ж, нас клубок зовёт на порог.

Переход к основной части урока.

 

Вот я ключ взяла, да к дому подошла. Как в старину дом назывался? (Изба, горница, светёлка, светлица).

 

На пороге нас встречает красная девица. Всё у неё замечательно: коса до пояса, румянец во всю щёку.

 

Сейчас мы вспомним, как же назывались части человеческого тела в глубокую старину. Вы поднимаете свою карточку и помещаете слово, на нём данное, к нашей красавице.

 

(Выполняется задание).

 

(Слова: чело, очи, ланиты, уста, жерело, рамены, длань, перст, чрево, чресла).

 

(Дети при помощи учителя объясняют значение слов)

 

А мы заходим через порог? Что видим? Огонёк.

 

А на лавке хозяин – на все руки от скуки. Всё мастерит, любое дело в руках горит.

 

Давайте обратимся к дереву ремёсел, и посмотрим на наше новое задание.

 

С древними ремёслами связано рождение значительного количества устойчивых словосочетаний – фразеологизмов. Попробуйте угадать, в речи каких мастеров использовались фразеологизмы, находящиеся на нашем дереве:

 

(Два сапога – пара) – сапожник

(Овчинка выделки не стоит) – скорняк

(Снять стружку) – плотник

(Заметать следы) – охотник

(Закидывать удочку) – рыбак

(Квашня квашнёй) – повар

(Плести лапти) – сапожник

 

(Учащиеся в процессе называния ремесла распределяют на дереве ремёсел фразеологизмы).

 

Даже имена на Руси давали по – особому. Красиво они звучали из уст родителей. Даны были с любовью. Богдан – богом данный, Сновид – во сне увиденный. Людмила – людям милая.

 

«Делу время – потехе час», — говорили наши предки. Но находили они время и для праздников. Надевали они на себя в праздники самую нарядную одежду и выходили на людей посмотреть да себя показать.

 

Следующим нашим заданием будет как раз задача – одеть наших героев.

Работа в парах:

 

(звучит запись народной песни).

 

Учитель зачитывает слова:

 

Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.

 

Учащиеся делят на три столбика страницу – голова, туловище, ноги — и распределяют слова в таблице).

 

Теперь наши герои одеты нарядно, на праздник пора. А какой же праздник обходился без потехи: песен, загадок, игр да сказок.

 

Поэтому мы с вами будем отгадывать загадки, но все они связаны с предметом быта наших предков.

 

 

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит.

(печь).

 

 

Железный нос в землю врос

Роет, копает,

Землю разрыхляет.

(плуг).

 

 

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок).

 

 

Пять овечек стог объедают,

А пять прочь отбегают.

(Руки за прялкой).

 

 

Посреди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова).

 

 

Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется.

(Топор).

 

Что ж, праздники заканчиваются. А у крестьянина забот полон рот. Хозяйство, огород. А не только высадить нужно, ухаживать да собирать. На долгую зиму рассчитать.

 

Перед вами сейчас находятся старинные меры счёта да веса. Решите задачи, которые приходилось решать нашим предкам. Помните, что использовать при счёте нужно старинные меры.

Самостоятельная работа:

На Рождество для одной семьи готовят 3 больших жбана сбитня. Сколько всего в деревне за праздник выпивают сбитня, если известно, что там проживает всего 25 семей, а объём одного жбана – 10 чарок.

 

(Чарка – мера жидкости = 0,123 л).

 

Решение: 3 жбана умн на 25 семей =75 жбанов умн на 10 чарок = 750 чарок умн 0,123 л.= 92,25 литров.

Аннушка насобирала в лесу пять коробов грибов. Полтора короба она отдала бабушке на зимний запас, а остальные увезла с батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша, если известно, что один короб грибов стоит гривенник?

 

(Гривенник – старинная монета = 10 копеек).

 

Решение: 5 коробов – 1,5 короба умн на 1 гривенник = 3,5 гривенника умн на 10 коопеек = 35 коопеек.

Колос ячменя, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?

 

(Вершок – мера длины = 4,44 см).

 

Решение: 9 вершков умн на 3 месяца =27 вершков умн на 4. 44 см = 119,88 см.

 

Вот мы и с хозяйственными проблемами в избе справились.

 

Конечно же, наше путешествие в старинную избу, безусловно, должно закончиться народной мудростью. А что подразумевает народная мудрость? Пословицы и поговорки.

 

Говорили же на Руси: «Пословица – всем делам помощница».

 

Главной ценностью наших предков были семья и труд. Поэтому и пословицы, которые мы с вами сейчас вспомним, именно об этом.

 

Труд кормит,а …

Каков мастер, такова и …

Не нужен и клад, коли …

Не трудиться, так и …

Не за своё дело не берись, а за своим …

В гостях хорошо, а …

Дело …

 

«Нет слова, которое бы было так замашисто бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»,- так говорил о русском языке великий писатель Николай Васильевич Гоголь.

 

Но вы знаете, что русский язык – это один из многих славянских языков. И многие слова, даже вышедшие из употребления, очень похожи.

 

Давайте сейчас познакомимся с волшебной фразой другого языка и попробуем её перевести:

 

«Стара мама бива в малом белом домчеку. Пред домом йе заградка плна пёстрих кветов. Под окнами стойи лавичка».

 

Какие слова вас здесь смущают?

 

(Бива – живёт, домчеку – домик, заградка – забор, кветы – цветы).

 

Вот мы и перевели. А ведь фраза написана по-словацки. Не правда ли, удивительно переводить с языка, который никогда не изучал?

Подведение итогов урока:

 

Сегодня мы с вами путешествовали в небольшой пласт словарного состава русского языка – в слова, вышедшие из широкого употребления. Но из них и состоит главное наше наследие – наша культура.

 

Ведь уважение к прошлому – это то, что отличает образованных людей.

 

Что ж, гости дорогие, пора прощаться, назад возвращаться. Вы в нашей избе побывали, а что нового узнали?

 

Урок закончен. До свиданья. А оценки на прощанье за ваше старанье.

Выставление оценок за урок.

 

Домашнее задание: Найти несколько народных примет, связанных с сельскохозяйственными работами на Руси.тель объясняет домашнее задание. Оценивает работУрок русского языка (6-й класс). Тема: «Биография слова: неологизмы и устаревшие слова»

 

 

 

Тимофеева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цель урока: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

Задачи:

развитие умения формулировать определение понятий;

развитие коммуникативных умений;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитание интереса и уважения к родному языку.

Оборудование:

проектор

компьютер

толковые словари

карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА

 

1. Учащимся в группах предлагаются для обсуждения высказывания: (Приложение, слайд 1)

 

– Слова живут. Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение!

– Слова – это живые свидетели истории развития науки, техники, культуры.

Ученики высказывают свои мнения, комментируя эти высказывания. (Общее мнение: «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию)

 

2. Учащиеся обсуждают этапы «жизни» слова, пытаются дать им названия. (На доске написаны иностранные корни:

 

«логос» – слово

«арха» – старый

«нео» – новый)

 

Защита проектов (ученики графически изображают «рождение» слова, его «старение»)

 

3. Учитель делает вывод, что существует 3 группы лексики с точки зрения происхождения (Приложение, слайд 2)

 

4. Изучение неологизмов (Приложение, слайд 3)

 

5. Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами. Какова их судьба? Может быть это «лексический мусор»?

 

Учащиеся высказываются о значении устаревших слов и причинах их появления (архаизмы и историзмы – Приложение, слайд 4)

ЛАПТИ

СЮРТУК

КОЛЧАН

ПРЯЛКА

СВЕТЕЦ

ТРЕУГОЛКА

ЦИЛИНДР

КАМЗОЛ

БОТФОРТЫ

КАФТАН

 

 

Задание (Приложение, слайд 5) Вы в магазине старинных вещей должны подобрать названия к старинным вещам (раздаются карточки с названиями предметов, учащиеся должны, используя словари, соотнести название и предмет.)

 

Проверка задания (Приложение, слайд 6)

 

6. Практическая работа

 

Задания выполняются в группах.

 

Задание 1

 

– Найди самое «молодое» слово.

 

1) босоножки, сандалии, кроссовки;

2) кафтан, шуба, куртка;

3) арифметика, счёты, компьютер;

4) радио, фотоаппарат, магнитофон.

 

Задание 2

 

– Найдите устаревшие слова, определите их значения.

 

В далёком прошлом, когда не было железных дорог, самолётов, путешествие совершалось на лошадях. Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:

 

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком. (Приложение, слайд 7)

 

Задание 3

 

– Докажите, что устаревшие слова «живут» в современном языке.

 

Уста, перст, очи, тщание, шелом.(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)

 

7. Домашнее задание (по выбору) (Приложение, слайд 8)

 

– Составить тематический словарь «Оружие древнего человека».

– Один день в 22 веке.

– В стихотворениях А.С.Пушкина найти устаревшие слова, объяснить их значение.

 

8. Подведение итогов урока

 

– Что новое узнали об истории слова?

– Что было интересно и необычно для вас на уроке?у детей на уроке.

Сложный процесс, используемый словарями для определения того, какие слова являются устаревшими

Устойчивое развитие

Прежде всего, слово должно быть достаточно популярным, чтобы попасть в словарь. Фото: AP Photo/Stephan Savoia

В детстве одной из моих любимых книг был мамин словарь 1960-х годов. Слова, которые восхитили меня тогда — как crapulence (похмелье) и dischuffed (недовольство) — остались со мной более 20 лет, несмотря на то, что я никогда не видел, чтобы они появлялись где-либо в печати, кроме этого конкретного словаря.

Каждый год примерно 1000 слов входят в английский язык, официально превращая его в такой авторитет, как Оксфордский словарь английского языка. Но гораздо проще добавить в словарь новое слово, чем удалить его — даже такое малоиспользуемое, как dischuffed . Взгляд на процесс, с помощью которого словари исключают слова из своих обзоров, показывает, что на самом деле слову довольно сложно попасть в пятерку.

«Мы редко берем слова из наших словарей», — говорит Мэри О’Нил, главный редактор крупнейшего однотомного словаря английского языка, полного словаря Collins English Dictionary , который насчитывает 2305 страниц. «Это особенно верно в отношении наших больших словарей. Если мы обнаруживаем, что слово вышло из общего употребления или используется не так часто, как раньше, мы обычно помечаем такие слова как «устаревшие», «архаичные» или «старомодные», а не удаляем их полностью. ”

В качестве примеров слов, которые сохранились, несмотря на то, что вышли из употребления, она указывает на dandiprat — «маленький мальчик» — и Healthsome , что означает «здоровый». «Мы всегда знаем, что кто-то где-то может искать это слово в какой-то момент», — говорит она.

Более того, поскольку печатные словари рассчитаны на разную аудиторию — от детей до изучающих иностранный язык, — редко бывает, чтобы слово было категорически исключено. Как говорит мне лексикограф Дайан Николлс: «Если слова нет в одном словаре, вы, вероятно, найдете его в другом, если просмотрите достаточное количество словарей».

Тем не менее, у лексикографов есть процесс принятия решения о том, справедливо ли помечать слово как устаревшее — место последнего упокоения малоизвестного или вышедшего из употребления слова. Доказательства того, используется ли слово в настоящее время, или «свидетельство цитирования», исходят из анализа огромных баз данных письменной и устной речи, собранных из различных источников, включая академические журналы, романы, газеты, журналы, блоги, электронные письма, социальные сети. , ТВ и радио. Collins опирается на свою постоянно обновляемую компьютерную базу данных языков, содержащую 4,5 миллиарда слов, которая используется в настоящее время, в то время как OED ссылается на свою базу данных, содержащую 2,5 миллиарда слов.

Питер Гилливер, старший редактор Оксфордского словаря английского языка, историк OED и автор книги The Making of OED , объясняет, что определение слова как устаревшего основывается на достаточно убедительных доказательствах, основанных на наборе правил. Слова, которые вышли из употребления, потому что объект больше не используется сегодня, например Albertype (ранний вид фотографии), но которые все еще были бы полезны для историков или авторов исторических романов, будут помечены как Сейчас история . Чтобы получить маркировку Obs ., общее правило «состоит в том, что если мы не можем найти подтверждение цитаты для предмета, датируемого 1930 годом или позже, мы помечаем предмет как устаревший». В зависимости от размера и аудитории печатной версии словаря эти слова могут выдержать или не выдержать отбраковку. Но даже устаревшие слова остаются в онлайн-справочнике.

Некоторые слова избегают устаревания, если они образованы из составных слов, используемых в настоящее время, даже если сами они не соответствуют указанным выше критериям. «Потому что такое слово, как ливрея все еще актуальна, — говорит Гилливер, — мы не отмечаем чрезвычайно дефицитную производную без ливреи как устаревшую, потому что она состоит из элементов, которые все еще актуальны и могут быть переформированы в любое время». Но если это слово не используется с 1800 года, даже составные слова считаются устаревшими.

Настоящая обрезка словаря происходит на гораздо более ранней стадии: слово должно быть достаточно популярным, чтобы попасть в словарь. Печатные словари, как правило, особенно осторожно относятся к добавлению модных новых слов, поскольку они могут довольно быстро появляться и исчезать из общеупотребительного языка.

Напротив, «архаичные или устаревшие выражения, возможно, являются теми словами, которые люди любят искать», — говорит Ангус Стивенсон, глава отдела содержания Oxford Dictionaries. «Кроме того, романисты часто пытаются использовать такую ​​необычную лексику». Мало кто будет сожалеть или, возможно, даже заметит, если слова «информационная супермагистраль» или «кассингл» отсутствуют в словаре. (Для справки, «информационная супермагистраль» появляется в последнем совершенно новом печатном издании OED от 2010 года, но «кассингл» было вырезано из печати.)

Лично меня успокаивает тот факт, что словари так подробно рассматривают словарный запас. Если бы я больше не мог издеваться над буйными пьяницами из-за их слабоумия на следующий день, я был бы очень разочарован.

Устаревшее определение и значение | Dictionary.

com
  • Лучшие определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень обучения на основе слова сложность.

[ ob-suh-leet, ob-suh-leet ]

/ ˌɒb səˈlit, ˈɒb səˌlit /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: obsolete / obsoleted / obsoletes / obsoleting на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


прилагательное

больше не используется; вышел из употребления: устаревшее выражение.

выброшенного или устаревшего типа; устаревший: устаревший линкор.

(лингвистическая форма) больше не используется, особенно не используется как минимум в прошлом веке. Сравните с архаичным.

стирается при изнашивании или удалении.

Биология. несовершенно развиты или рудиментарны по сравнению с соответствующим признаком у других особей, как разного пола, так и родственных видов.

глагол (используется с дополнением), ob·so·let·ed, ob·so·let·ing.

сделать устаревшим, заменив его чем-то более новым или лучшим; устаревшее: Автоматизация устарела многих фабричных рабочих.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ устаревшего

2 устаревший, древний, старый.

См. синонимы к слову устаревшее на Thesaurus.com

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ СЛОВА устаревшее

1, 2 новый, современный.

См. антонимы к слову устаревшие на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение правильное?

Происхождение устаревшего

Впервые записано в 1570–1580 гг. ; от латинского obsolētus, причастие прошедшего времени от obsolēscere «выходить из употребления», возможно, эквивалентно ob- + sol(ēre) «привыкать к» + -ēscere -esce

примечание по использованию для устаревшего

Термины и определения с пометкой Устаревшие в этом словаре не получили широкого распространения с середины 1700-х годов. В отличие от некоторых относительно знакомых архаичных слов и фраз, таких как prithee и you are, устаревшие слова и фразы нелегко понять современному читателю, а устаревшие значения нынешних терминов, встречающиеся в определениях 13, 14 и 15 слова nice, даже более понятны. современному читателю трудно распознать.

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ устаревшие

ob·so·lete·ly, наречиеbo·so·lete·ness, существительноеnon·ob·so·lete, прилагательноеsub·ob·so·lete, прилагательное

sub·ob·so·lete ·ly, adverbsub·ob·so·lete·ness, существительное·ob·so·lete, прилагательное

СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С устаревшим

1. архаичный, устаревший, устаревший 2. устаревший, устаревший

Слова рядом

обсидиональная монета, устарелая, устарелая, устарелая, устарелая, устарелая, препятствие, полоса препятствий, бег с препятствиями, акушерская, акушерская

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, относящиеся к устаревшему

устаревшему, архаичному, устаревшему, устаревшему, анахроничному, древнему, допотопному, античному, ушедшему, устаревшему, мертвому, динозавру , выброшенный, вышедший из употребления, сделанный для, пыльный, вымерший, окаменелость, исчезнувший, имел это

Как использовать устаревшее в предложении

  • В то же время Калифорния повысила требования к тому, насколько эффективной должна быть городская система ливневых стоков, городская система устарела, его население росло, а последствия изменения климата становились все более серьезными.

    Утренний отчет: Дефицит ливневых стоков — это большое дело|Голос Сан-Диего|8 февраля 2021 г. |Голос Сан-Диего

  • Появление вариантов породило призрак того, что нынешнее поколение вакцин может устареть до они даже были полностью развернуты.

    Новые варианты коронавируса ускоряют гонку, чтобы вакцины не отставали|Кэролин Ю. Джонсон, Лори МакГинли, Джоэл Ахенбах|26 января 2021 г.|Washington Post

  • Когда проект впервые появился, уполномоченные задавали вопросы о данных и как он будет храниться, но в целом были положительными в своих комментариях — один даже предположил, что новая технология может когда-нибудь сделать дорожных инженеров устаревшими.

    В порту Сан-Диего была собственная программа умного уличного освещения|Джесси Маркс|21 декабря 2020 г.|Голос Сан-Диего

  • Фабиола Альварес Юрцисин, которая работает с найденными и часто устаревшими материалами, построила клетку, внутри которой такие термины как «убежище», «страх» и «стена» отражаются в зеркале.

    В галереях: Перспективы смешения культуры и идентичности|Марк Дженкинс|11 декабря 2020 г. |Washington Post

  • Федеральная минимальная заработная плата США становится все более устаревшей.

    Сколько на самом деле зарабатывают американские рабочие с минимальной заработной платой?|Мишель Ченг|10 декабря 2020|Кварц

  • Но их оружие становится все более устаревшим, и это напугало некоторых в ВВС США.

    Пентагон обеспокоен тем, что Россия теперь может превзойти американские самолеты-невидимки|Дэйв Маджумдар|4 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Эти данные (собранные в 2012 и 2013 годах) смертность ».

    Что нужно, чтобы убить медведя гризли|Даг Пикок|23 ноября 2014|DAILY BEAST

  • Мелодии «Computer Rock» со ссылками на программирование на BASIC почти сразу же устарели.

    Школьный рок: троянский конь знаний и силы|Джейсон Линч|6 сентября 2014|DAILY BEAST

  • Редактор отдела моды Линн Йегер считает, что печатные журналы «устаревают».

    Кейт Хадсон защищает ягодичные имплантаты; Кара Делевинь работает дизайнером для DKNY|The Fashion Beast Team|10 июня 2014 г. |DAILY BEAST

  • Тем не менее, тот факт, что новаторство — это замечательная, захватывающая вещь, является холодным утешением для человека, который чувствует, что он устарел.

    У миллениалов много проблем, но технологии — не одна из них|Кристен Солтис Андерсон|14 мая 2014|DAILY BEAST

  • В жизни немного более страшных разочарований, чем утренние запахи устаревшего табака, реликты, хотя и родственные блаженство.

    Табак; Его история, разновидности, культура, производство и торговля|E. Р. Биллингс.

  • Даже в одной и той же сцене время изменит каждую форму и превратит изысканный блеск прошлого года в устаревшую грубость в следующем году.

    Книга женского этикета и Руководство по вежливости|Флоренс Хартли

  • Вера, основанная на древнем авторитете, все еще действует, но обещает устаревать.

    Человек и его предок|Чарльз Моррис

  • Он также возрождает устаревшие слова без видимой причины.

    Эдинбургский журнал Blackwood, том 67, номер 414, апрель 1850 г. | Разные

  • Считается, что после четырехлетнего опыта управления в Месопотамии они проголосовали бы за то, чтобы эта теория устарела.

    Колыбель человечества|В.А. Wigram

Британский словарь определений слова obsolete

obsolete

/ (ˈɒbsəˌliːt, ˌɒbsəˈliːt) /


прилагательное 900 03

не используется или не используется; не актуально

устарело; немодный или устаревший

биология (частей, органов и т. д.) рудиментарный; рудиментарный

Производные формы obsolete

obsoletely, adverbobsoleteness, существительное

Происхождение слова obsolete

C16: от латинского obsolētus old out, причастие прошедшего времени obsolēre (незасвидетельствовано), от ob- напротив к + solēre to be б/у

использование for obsolete

Слово obsoleteness почти никогда не используется, obsolescence выступает в качестве формы существительного как для устаревшего, так и для устаревшего

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *