cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сайт по профориентации резапкиной: Разработки уроков по пр.Г.В.Резапкиной — Персональный сайт психолога

Разработки уроков по пр.Г.В.Резапкиной — Персональный сайт психолога

В помощь классному руководителю: презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии»

Работа — Победитель конкурса «Презентация к уроку» Всероссийского фестиваля «Открытый урок»  

 

Курс Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии» в дополнительной рекламе не нуждается. Многие психологи и классные руководители уже давно включили его в свою работу с учащимися. В нашем Центре образования он читается уже третий год. Предыдущие года он шел у нас под аббревиатурой «ПСО» (профессиональное самоопределение) в сетке расписания, и это очень облегчало задачу максимального охвата целевой аудитории и обеспечивало высокую эффективность.

С 2011/12 учебного года предпрофильная подготовка у нас ведется в рамках классных часов. Разница почувствовалась очень быстро. Не могу сказать, что мотивация учащихся к выбору профиля резко упала, она в целом и раньше не была очень высокой, и приходилось не мало потрудиться, чтоб побудить ребят к самопознанию. Конечно, в каждом классе всегда есть группа ребят с высоким уровнем познавательной мотивации, адекватными амбициями и четкими целями. Но ведь вопрос о выборе профиля обучения стоит не только перед отдельной группой, а перед всеми старшеклассниками, а вызвать устойчивый интерес у всех ребят к указанной теме не так-то просто. Тем более что классный час – это не урок по расписанию, его и пропустить легче, и работать, как на уроке никто обяжет. А если учесть, что система классных часов предполагает еще и обсуждение других насущных тем, и решение оргвопросов, и проведение каких-либо классных мероприятий, то даже такой замечательный курс, как «Психология и выбор профессии» теряет свою яркость и результативность в сравнении с плановыми уроками.

Отсюда родилась идея в более наглядном изложении материала, с привлечением средств мультимедиа, чтоб ребята воспринимали информацию с б

ольшим интересом и лучше усваивали материал, несмотря на то, что работают они не так активно, как на уроке. Некоторые из презентаций  дополнены небольшой теорией или фактами из жизни, которые лучше иллюстрируют тему урока. 

Чтобы повысить эффективность занятий, кроме работы в Рабочей тетради Г.Резапкиной (тетрадь на печатной основе), я прошу ребят завести дополнительную тетрадь для конспектов (на 46 листов), куда они выписывают основные понятия изучаемой темы. В конце тетради-конспекта мы ведем «таблицу результатов исследований», куда сразу после выполнения упражнений выносятся результаты тестов и, в качестве примечаний –  рекомендации по выбору профиля или, что очень ценно, будущей профессии (множество интерпретаций результатов тестирования  содержат их названия). Исходя из своей практики, могу сказать, что большинство учащихся с большей охотой готовы рассматривать полученный результат в виде названной профессии, чем думать над соответствием типа мышления и профессиональным типом личности, здесь все-таки многим нужна помощь психолога. Таким образом, в конце учебного года учащийся накапливает множество рекомендованных профессий, которые, как правило, сводятся к какому-либо предмету труда (человек, художественный образ и т.д.), и, анализируя которые несложно прийти к выводу о предпочтительном в дальнейшем профиле обучения.

Также на занятиях демонстрируются видеоролики, размещенные на сайте Г.В.Резапкиной или на других порталах сети, подобранные к теме урока.

Надеюсь, представленный материал значительно упростит моим коллегам подготовку и непосредственное проведение профориентационных занятий с учащимися.

Желаю удачи! 

 

P.S.: Рекомендую профориентационные ресурсы:

  • Методический кабинет профориентации Г.Резапкиной (metodkabi.net.ru /index.php?id=glavn#ur) — здесь есть подробные разработки уроков
  • Методическая копилка интернет-портала «Время выбирать профессию» (proftime.edu.ru /index.php?id_catalog=29)

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ: 

Уважаемые коллеги! Презентации, представленные ниже, я создавала несколько лет назад. В настоящий момент я их корректирую. Есть идея обновить некоторую информацию, сделать более удобочитаемыми отдельные слайды и схемы, а также добавить дополнительные материалы, которые могут пригодиться при проведении уроков по данной программе.

Надеюсь представленные материалы будут интересны и востребованы :))  О.В.

 

Урок 1:   Самооценка и уровень притязаний, pptx, 662Kb, 29 слайдов

Урок 1:   Дополнительные материалы (смайлики к упражнению),  WinRAR, 60Kb

Урок 2:   Темперамент и профессия, pptx, 666Kb, 40 слайдов

Урок 3:   Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций, pptx, 801Kb, 27 слайдов

Урок 4:   Стресс и тревожность, pptx, 307Kb, 37 слайдов

Урок 5:   Тип мышления, pptx, 311Kb, 21 слайд 

Урок 6:   Внимание и память, pptx, 365Kb, 21 слайд 

Урок 7:   Уровень внутренней свободы, pptx, 372Kb, 20 слайдов 

Урок 9:   Классификация профессий. Признаки профессий, pptx, 397Kb, 26 слайдов 

Урок 10: Определение типа будущей профессии, pptx, 777Kb, 16 слайдов 

Урок 11: Профессия. Специальность. Должность, pptx, 425Kb, 13 слайдов 

Урок 12: Интересы и склонности, pptx, 359Kb, 18 слайдов 

Урок 13: Определение профессионального типа личности, pptx, 503Kb, 25 слайдов 

Урок 14: Профессионально важные качества, pptx, 350Kb, 12 слайдов 

Урок 15: Профессия и здоровье, pptx, 478Kb, 17 слайдов 

Урок 17: Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности, pptx, 602Kb, 23 слайда 

Урок 18: Способности к интеллектуальным видам деятельности, pptx, 567Kb, 18 слайдов 

Урок 19: Способности к профессиям социального типа, pptx, 315Kb, 13 слайдов 

Урок 20: Способности к офисным видам деятельности, pptx, 337Kb, 12 слайдов 

Урок 21: Способности к предпринимательским видам деятельности, pptx, 716Kb, 17 слайдов 

Урок 22: Артистические способности, pptx, 469Kb, 18 слайдов 

Урок 23: Уровни профессиональной пригодности, pptx, 451Kb, 21 слайд 

Урок 25: Мотивы и потребности, pptx, 1,34Mb, 32 слайда 

Урок 26: Ошибки в выборе профессии, pptx, 690Kb, 33 слайда 

Урок 27: Современный рынок труда, pptx, 822Kb, 31 слайд

Урок 28: Пути получения профессии, pptx, 982Kb, 40 слайдов

Урок 29: Навыки самопрезентации, pptx, 1Mb, 41 слайд

Урок 30: Стратегии выбора профессии, pptx, 454Kb, 18 слайдов  

 

Или СКАЧАТЬ АРХИВ с ЯндексДиска, zip, 14Mb

Галина Резапкина

Образование

Старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Федерального института развития образования, член межведомственного координационного совета по вопросам профессиональной ориентации молодежи, научный руководитель сети федеральных экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение  самоопределения учащихся в системе образования», член Союза писателей России, научный консультант в области профориентации молодежи, эксперт, ведущий тренер программ повышения квалификации для специалистов образования НОЧУ ДПО «Искусство Тренинга».

  Автор более ста статей и двадцати книг по вопросам психологии образования и самоопределения молодежи, тренингов и программ диагностики профессиональных интересов, личностных особенностей, направленности личности. Редактор сайтов «Методический кабинет Галины Резапкиной» (metodkabi.net.ru), «Время – выбирать профессию, место – Россия» (proftime.edu.ru), «Служба практической психологии образования Московской области» (psychologia.edu.ru), «Грани личности» (self.edu.ru). Автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов и психологов по программам «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения молодежи», «Психологическая подготовка специалистов в области самоопределения молодежи», «Психологическое консультирование по выбору профессии».
Направление экспертных и консультационных услуг:
— Основное общее и среднее общее образование — Профессиональное образование, профориентация — Дополнительное образование и воспитательная работа Проблематика экспертизы и консультирования: — психологическое консультирование; — психологическая диагностика; — оценка профессиональной компетенции работников образования; — развитие профессионального самосознания педагогов — психолого-педагогическое сопровождение самоопределения детей и подростков в условиях образовательной организации; — повышение квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Календарно-тематическое планирование по психологии (9 класс) на тему: Программа «Психология и выбор профессии» Г.Резапкиной

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).

Программа учебного курса

Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Задачи курса:

-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

В процессе изучения программы учащиеся должны:

иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития,  о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда;

знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития  и профессионального выбора;

уметь использовать знания,  полученные в ходе изучения курса для своего  личностного развития учащихся и   будущего профессионального потенциала.

Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции.

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т.к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы:

— точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

— полнота ответов;

— умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии;

— овладение навыками рефлексии, самоанализа;

— активная позиция во время занятий.

Итоговая  работа учеников по данному курсу  —  письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.

Содержание

1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов):

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический кроссворд.

2 блок: Что я знаю о профессиях ( 8 часов):

Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):

Способности общие и специальные. Способности человека к разным  видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.

4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 9часов):

Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры.

Защита проекта «Моя будущая профессия».

Тематическое планирование учебного курса

Тема

Количество часов

Формы урока

Лекцион-но -диагностическое занятие

(Л)

Практическое занятие

(П)

Что я знаю о своих возможностях (9 часов)

1

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний.

2

2

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

1

3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

1

4

Стресс и тревожность.

1

1

5

Определение типа мышления

1

1

6

Внимание и память

1

1

7

Уровень внутренней свободы

1

1

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

1

1

Что я знаю о профессиях ( 8 часов).

1

Классификация профессий. Признаки профессий.

1

1

2

Определение типа будущей профессии

1

1

3

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1

1

4

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

1

5

Определение профессионального типа личности.

1

1

6

Профессионально важные качества

1

1

7

Профессия и здоровье

1

1

8

Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»

1

1

Способности и профессиональная пригодность. (8 часов)

1

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

1

2

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

1

3

Способности к профессиям социального типа

1

1

4

Способности к офисным видам деятельности

1

1

5

Способности к предпринимательской деятельности

1

1

6

Артистические способности

1

1

7

Уровни профессиональной пригодности

1

1

8

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная  пригодность»

1

1

Планирование профессиональной карьеры ( 9часов).

1

Мотивы и потребности

1

1

2

Ошибки в выборе профессии

1

1

3

Современный рынок труда

1

1

4

Пути получения профессии

1

1

5

Навыки самопрезентации

1

1

6

Стратегия выбора профессии

1

1

7

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

1

1

8

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2

2

Итого

34

19

15

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема уроков

Дата

Форма урока

По плану

По факту

Что я знаю о своих возможностях

1

2

Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний.

Л-Д

Л-Д

3

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Л-Д

4

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Л-Д

5

Стресс и тревожность.

Л-Д

6

Определение типа мышления

Л-Д

7

Внимание и память

Л-Д

8

Уровень внутренней свободы

П

9

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

П

10

Что я знаю о профессиях

Классификация профессий. Признаки профессий.

П

11

Определение типа будущей профессии

Л-Д

12

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

П

13

Интересы и склонности в выборе профессии.

Л-Д

14

Определение профессионального типа личности.

Л-Д

15

Профессионально важные качества

П

16

Профессия и здоровье

Л-Д

17

Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях»

П

18

Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Л-Д

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Л-Д

20

Способности к профессиям социального типа

Л-Д

21

Способности к офисным видам деятельности

Л-Д

22

Способности к предпринимательской деятельности

Л-Д

23

Артистические способности

П

24

Уровни профессиональной пригодности

П

25

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная  пригодность»

П

26

Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности

Л-Д

27

Ошибки в выборе профессии

П

28

Современный рынок труда

П

29

Пути получения профессии

Л-Д

30

Навыки самопрезентации

П

31

Стратегия выбора профессии

Л-Д

32

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

П

33

34

Защита проекта

 «Моя будущая профессия»

П

П

Методическое обеспечение:

1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся

Тест на профориентацию онлайн | Выбор профессии

Тест на профориентацию

Тест на определение профориентации

Когда подросток заканчивает школу, встает проблема выбора профессии, аргументы за, против, аж голова идет кругом от обилия информации. Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности. Не каждая профессия подойдет будущему студенту.

Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и как‐то сузить поиски идеального направления, можно пройти тест на профориентацию или тест Голланда. Все профессии можно разделить на несколько категорий:

  • человек (врачи, органы правопорядка, психологи, юристы и т.д.)
  • природа (агроном, ветеринар, биолог, эколог и т.д.)
  • техника (механик, слесарь, токарь, водитель, плотник, электромонтер и т.д.)
  • знаковая система (программист, диспетчер, экономист, переводчик, математик и т.д.)
  • художественные образы (художник, архитектор, актер, режиссер, парикмахер, повар)

Проходить тест на профориентацию онлайн гораздо удобнее, чем заполнение кучи бумажных бланков с последующим расчетом результатов. А чтобы сократить сферу поиска будущей профессии можно еще пройти тест на профессиональные интересы. После этого вопрос выбора профессии подростком перестанет стоять ребром. А вы готовы узнать к какой категории профессиональной деятельности более предрасположен старшеклассник? Приступим?

Подробнее о методике Е.А.Климова читайте в нашем блоге.

Авторы теста:  Климов Е. А., Testometrika Team

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *