cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Роль музеев в жизни человека: Роль музея в жизни человека

Роль музея в жизни человека

Роль музея в жизни человека.

 

     Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме  окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

   На опасность естественной при этом утраты ясности самопонимания общество реагирует поисками социальной стабильности и исторического обоснования современности с помощью культивирования музейных предметов как материализованных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры. Как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения потери предметов, накопленных им в связи со своей культурной ценностью, музеи производят с этими предметами те же процедуры, что библиотеки с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками.

Общество не способно спасти эти предметы только одним их коллекционированием.

    Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

   Современный человек обитает в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.

  Среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест.

Они сохраняют, фиксируют и представляют в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, являясь важным для него каналом ретроспективной информации.

Социальная эволюция, вызывает, с одной стороны, рост жизненного уровня и расширение пространства свободы человека, с другой — естественную при этом утрату ясности его самопонимания. В этих условиях общество с целью компенсации цивилизационной динамики, социальной стабильности и исторического обоснования современности обращается к культивированию предметов и памятников прошлого как материализированных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры.

Этим люди стремятся сохранить свою идентичность, генетически прослеживая связь истоков с современностью.

Музеефикация культуры восполняет утрату чувства знакомого в культуре, обусловленную темпом изменений.

Общество не способно спасти эти предметы одним только их коллекционированием. 

            Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет их среди других, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

 

2. Музейное дело в России

 

  В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В 14-15 вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов.

Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

   На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа.

    Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России, М.,2003.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в 19-м в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование. Разгон А.М.       Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

     В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.

С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.

  Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале 20-го в.

  Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме.

Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

  Следующий этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для руководства процессом их сохранения и использования были созданы специальные органы в центре и на местах. Именно первые годы советской власти дают наиболее интересные прецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь уроки этих лет.

  Деятельность первых организаций по руководству музейным делом и охраной памятников базировалась на трех основных позициях: отношение к музейным ценностям как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Эти принципы, выработанные в дореволюционный период, на первых порах воплощались в жизнь. Среди форм работы первых государственных органов основными были: выдача охранных грамот на коллекции и музеи; прием коллекций на хранение; обследование имений, усадеб, дворцов, помещений государственных учреждений с целью выявления особо ценных предметов и коллекций. Был подготовлен список усадеб, которые необходимо взять под охрану. В нем перечислены впервые особо ценные, по мнению музейных деятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское, Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые ансамбли (Архангельское, Марьино, Отрада и др.). Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа, Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились в органы государственной власти представителями дореволюционной художественной интеллигенции, музейными деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейных органах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественности спасти как можно больше.

      В первой «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда» подчеркивалось, что «деятель на ниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколько для будущего, и поэтому более чем кто-либо другой должен стремиться сохранить все культурное богатство народа, хотя бы оно могло быть вполне использовано только в будущем». Основной формой охраны ценностей стало объявление их государственной собственностью и превращение их в музеи, предусматривался учет и контроль частных коллекций. Процесс национализации культурных ценностей в России был неодномоментным, проходил постепенно, в результате издания целого ряда декретов и постановлений.

  Первоначально собственность государства, в том числе и на историко-культурные памятники, складывалась как результат национализации на основе Декрета о земле, провозгласившего конфискацию помещичьих, удельных, монастырских и церковных земель со всем их инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями. Именно поэтому первый список музейных органов и касался усадеб и имений, которые по Декрету о земле национализировались первыми, а их культурным ценностям угрожала опасность быть утраченными. В 1918 г. принят ряд декретов, в соответствии с которыми были созданы законодательные основы для конфискации Наркомпросом дворцов и особняков, представлявших научную и культурную ценность. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

   Национализации подлежали, в первую очередь, самые выдающиеся произведения и коллекции. В условиях революции и гражданской войны это часто являлось единственной гарантией сохранения культурных ценностей. Первым национализированным музеем явилась Третьяковская галерея. В 1918-1920 гг. были изданы специальные декреты о национализации коллекций С. И. Щукина, И. А. Морозова, дома Л. Н. Толстого в Москве и др. Сам факт национализации того или иного собрания означал признание государством исключительной научной, исторической или художественной ценности данной коллекции и принятия на себя ответственности за сохранность национализированного. Поэтому коллекционеры и музейная общественность в эти годы шли на такое сотрудничество с государством, продолжая работать в создаваемых на базе их коллекций музеях   Создание в системе Наркомпроса специального органа, централизующего всю работу по музейному делу, явилось воплощением замысла дореволюционных музейных деятелей, составлявших наряду с представителями художественной и научной интеллигенцией кадры работников этого подразделения. В качестве эмиссаров Наркомпроса они выезжали на места для осмотра имений и коллекций, выделения ценностей, которые необходимо поместить в музеи. При этом очередность отбора объектов для национализации, отбора культурных ценностей для организации музеев определялась путем экспертных оценок специалистов, а также угрозой утраты и разрушения их в условиях гражданской войны. Был создан специальный Государственный музейный фонд — организация Наркомпроса, в хранилища которой помещались вывозимые ценности.

Существование в центре и на местах государственных органов, в которых работали специалисты, было лишь одним из условий сохранения культурного наследия страны. Необходимо было законодательство, юридически закрепляющее отношение к памятникам истории и культуры как ценностям, обеспечивающее их юридическую охрану. Впервые в истории России такие законы были приняты в 1918 г.: «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». В них заложены основы государственной охраны историко-культурного наследия как национального достояния с помощью права, юридических норм. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

  Все это позволило государству собрать в музеях и хранилищах Государственного музейного фонда огромные ценности и впервые в России определить планы музейного строительства, утвержденные Первой Всероссийской музейной конференцией 1919 г. Практически это была первая музейная модернизация, задуманная и обоснованная музейными деятелями во главе с И. Э. Грабарем.

  Предполагалось объединить музеи в государственную сеть, создав систему музеев, вершиной которой явились бы Эрмитаж и Русский музей в Петрограде, а в Москве — музеи русского искусства (на базе Третьяковской галереи), народного искусства и быта, восточного искусства, западноевропейского искусства. Для создания этих музеев, которые планировались как сокровищницы общеевропейского и мирового уровня, требовалось не только пополнение их из Государственного музейного фонда, но и перегруппировка коллекций существующих музеев. В результате проведения в жизнь этого плана в 1920 — 1930-е гг. был упразднен Румянцевский музей, слиты I и II Музеи нового западного искусства, перегруппированы их коллекции и фонды ряда музеев, включая Эрмитаж и национализированные коллекции. В результате возникли как музеи, значение которых выходит за рамки страны, Музей искусств народов Востока, ГМИИ; пополнились коллекциями и расширились Третьяковская галерея и Исторический музей.

  В то же время этот исторический прецедент подорвал принцип неприкосновенности коллекций музеев, сложившийся еще в дореволюционной музейной практике России, а в настоящее время закрепленный «Кодексом профессиональной этики» (утвержден 15-й Генеральной ассамблеей ИКОМа в 1986 г. ). Это привело в дальнейшем к тому, что изъятие коллекций, пересмотр профиля музея, его реорганизация или упразднение управленческими органами вошли в будни музейной работы и стали восприниматься как само собой разумеющееся, принесли много вреда российскому музейному делу и сохранению культурного наследия. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

К 1923 г. была создана музейная сеть Наркомпроса, утвержденная СНК РСФСР: 220 музеев, из них 49 в Москве, 23 в Петрограде и 148 провинциальных. Остальные музеи (около 180) были признаны музеями местного значения и переданы на местный бюджет. Еще одна попытка выделения особо ценных музеев. Но и это количество музеев государство не смогло содержать на централизованные средства и ВЦИКом была создана специальная комиссия по «концентрации музейного имущества». В течение 1923 — 1925 гг. путем анкетного обследования и выездов экспертов на места музеи были изучены и к 1925 г. сеть музеев, финансируемая государством по бюджету, сократилась до 100 музеев и 42 филиалов (присоединенных к выделенным как объединенные). На местном бюджете осталось 143 музея.

   Оставшиеся на госбюджете в результате работы «по концентрации музейного имущества» музеи продолжали испытывать недостаток средств, в том числе на работы по предупреждению краж и пожаров. Кражи обнаруживались регулярно. Весной 1927 г. были украдены картины из ГМИИ. По этому факту правительством был специально рассмотрен вопрос о состоянии охраны музеев РСФСР и принято решение о введении специальной милицейской охраны в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда. В Музее изящных искусств, Третьяковской галерее, Историческом музее, Политехническом музее, Русском музее, Эрмитаже, дворцах Останкина, Кускова, Гатчины, Детского Села, Павловска, Петергофа была введена милицейская охрана. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

   С 1923 г. началась перерегистрация принятых на учет государством частных коллекций, закончившаяся в 1925 — 1926 гг. В год рассматривалось 150 собраний, которые были, в основном, сняты с учета. В Москве на учете было оставлено только 6 собраний высшей категории, а в остальных — только выборочно учтено около 1000 предметов (на 1923 г. — 10000). Музеям в это же время было разрешено продавать дублетные фонды, ветхое имущество и госфонды немузейного значения. Все это привело к оживлению антикварной и аукционной торговли и сделало возможным со второй половины 1920-х гг. распродажу музейных фондов не только внутри страны, но и за рубежом.

 Государство, сосредоточив в своих руках огромные богатства, не сумело обеспечить их сохранность. И хотя выделение ценностей и регулирование музейной сети в первые годы продолжалось экспертными комиссиями, огромное музейное богатство и текучесть критериев его оценки привели к невосполнимым утратам культурного наследия.

Распродав в массовом порядке ценности Государственного музейного фонда из ликвидированных хранилищ, имущество некоторых дворцов-музеев, перешли к продажам шедевров Эрмитажа и других музеев. Наша страна потеряла картины Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, огромные религиозные ценности (иконы, рукописи, библиотеки) и многие другие сокровища. Подготовили столь страшный удар по культурному наследию не только власти и государственные чиновники, но и бытовавшая среди специалистов теория о необходимости выборочного показа образцов искусства и нецелесообразности охранять целиком все культурные ценности, послужившая определенным обоснованием продажи.

  Так за десять лет музейное дело прошло путь от спасения гибнущих в революцию и гражданскую войну ценностей до торговли ими, извлечения государственного дохода. Этот путь не был неизбежен или неотвратим. На выбор повлияла, главным образом, политическая борьба в эшелонах власти, их недостаточный культурный уровень, постепенное вытеснение в 1920-х гг. специалистов старой школы, замена их новыми «марксистскими» кадрами, не имевшими достаточной подготовки. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

     К концу 1920-х гг. основными критериями оценки культурного наследия делаются представления об «идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности применения объектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности использования памятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятых воспитательных целях, в нуждах социалистического строительства.

  Выдвигаются новые схемы определения ценности музейных объектов: в первую очередь оценивается место музея в государственной сети (центральный, музеи автономий, областей). Затем принимается во внимание характер имеющегося в том или ином музее собрания: его качественный уровень, степень органичности коллекций, широта диапазона, количество единиц хранения. Предлагается учитывать также возможности научно-просветительного использования, степень активности масс в научно-исследовательском и просветительном направлении, посещаемость музея; культурное, административное, экономическое и т. п. значение города, где находится музей, населенность города, его отношение к району и характер самого района, близость к другим музейным пунктам и т. п.; значение вузов, художественных студий, местных художественных сил, степень развития местной художественной науки, местной художественной традиции, художественной промышленности и пр.

Эта схема была предложена советским искусствоведом Н. Г. Машковцевым для деления музеев на категории с целью централизованного пополнения фондов в конце 1920-х гг. В полном объеме названные критерии, видимо, никогда не работали, но отнесение к более высокой категории музеев автономных республик независимо от ценности собраний отражает все те же политические критерии в оценках, сложившиеся к концу 1920-х гг. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

  В последующие годы развитие музеев и оценка их места в музейной сети страны протекали в этой сложившейся парадигме. Выделение головных, зональных и т. д. музеев базировалось на уже упоминавшихся принципах.

        Ведущее место в сети, во влиянии на музейную практику занимали музеи идеологического значения, являвшиеся методическими центрами для всех остальных: Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР, Центральный музей Вооруженных сил.

   Методическими центрами по своим отраслям искусства и науки являлись и другие центральные музеи страны, состоявшие в ведении Министерств культуры СССР и РСФСР. Постановлением ГК СМ РСФСР «О мерах по упорядочению сети научных учреждений МК РСФСР» обязанности головных научных центров для координации научно-исследовательских работ возлагались также на ГИМ — в области истории дореволюционного прошлого, Музей революции — в области истории советского общества, Государственный Музей истории религии и атеизма — в области атеизма; Биологический музей им К. А. Тимирязева — в области естествознания, Музей этнографии народов СССР — в области этнографии, Русский музей — в области русского и советского изобразительного и прикладного искусства, Театральный музей им. А. А. Бахрушина — в области истории театра и Государственный Литературный музей — в области русской и советской литературы. В 1974 г. к этому списку музеев был добавлен Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, кроме того был утвержден список зональных и базовых музеев на местах.

Разделение государственных музеев по категориям завершилось принятием постановлений об оплате труда музейных сотрудников (1978 г.) и ценах на входные билеты (1980 г.). В соответствии с первым к I категории относились музеи, деятельность и фонды которых имели мировую и всесоюзную известность.

Основанием отнесения к остальным четырем категориям  служили количество посетителей и количество единиц хранения в основном фонде музеев.

   

 

 

 

 

 

Роль и значение музеев в сохранении духовности и воспитании нравственности у подрастающего поколения — Патриотическое воспитание, региональный компонент — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

 

18 мая — Международный день музеев. Идея ежегодного празднования родилась в Москве весной 1978 года на 21 Генеральной конференции Международного совета музеев.

1. Цели и задачи:

-совершенствование патриотического воспитания молодежи посредством музейной работы;
-совершенствование содержания, форм и методов поисковой , собирательной, исследовательской деятельности, проводимой в образовательных учреждениях;
-пропаганда музейного дела, активизация изучения исторического краеведения среди учащихся, педагогов, общественности края.

Музеи — это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Фонды многих музеев края располагают бесценными реликвиями, имеют объекты туристско-экскурсионного показа и активно используются в туристическом бизнесе. Статистика двадцатилетней давности утверждала: большая часть населения ни разу в течение года не бывают в музеях, и даже среди школьников больших городов немало таких, что, доучившись до X класса, не посетили ни один музей. Времена меняются. Сегодня на Кубани особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Именно поэтому развитие культуры и искусства — в числе приоритетных задач, стоящих перед краевой властью.
 

18 мая все музейное сообщество отмечало свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Губернатор Кубани Александр Ткачев и спикер ЗСК Владимир Бекетов поздравили всех музееведов края с профессиональным праздником: «Музеи Кубани — это наша гордость, хранилище памяти поколений, народных традиций, реликвий войны и труда. Знакомство с подлинными музейными экспонатами, уникальными художественными собраниями способствует воспитанию у молодежи гуманизма, нравственности и уважения к опыту предшествующих поколений», — отмечалось в поздравлении.


«Для того, чтобы жители нашего региона смогли побольше узнать об истории родного края, о жизни великих людей, познакомиться с творчеством художников и скульпторов — двери музеев Кубани всегда открыты для посетителей. И, несмотря на все сложности сегодняшней жизни, вы, хранители нашей культуры, с улыбкой встречаете гостей, открываете им удивительный мир истории и искусства», — говорилось в праздничном послании.

С появлением в школах нового предмета «Кубановедения» появилась необходимость посещать музей, как важнейший инструмент военно-патриотического, эстетического и нравственного воспитания молодежи. Новый лозунг: «Вместо уроков — в музей!» стал актуален в наши дни. Мы задумываемся над тем , как открыть ребенку мир вещей: обыденных и уникальных, древних и тех, что еще вчера были нужны, а сегодня забыты, вещей-свидетельств, вещей-воспоминаний, эпических, поэтических, иногда невзрачных, но добрых, родных?

Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Но есть вещи, судьбы которых сложились особенно счастливо. Они принадлежат всем — всему народу, всему человечеству. Они — наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции.

Музей — это целый мир! И если только мы сумеет помочь ребенку разгадать, одухотворить и полюбить его, музей способен стать умным наставником взрослеющего человека. Но часто ли мы ходим в музей сами? Часто ли водим туда своих учеников?

Взрослые часто жалуются, что дети не берегут вещей или, напротив, слишком уж любят их не за суть и душу, а за то, какой вес придает та или иная модная вещица своему обладателю. Мы называем эту болезнь вещизмом, бездуховностью, прагматизмом и часто не находим времени (или не можем) научить ребенка другому отношению к вещи, пониманию ее.

Впрочем, есть учителя, достойные подражания. Им тесно в четырех стенах классов. Они хотят открыть детям не учебник, но мир. И потому идут с ними в походы, едут в другие города, совершают увлекательные путешествия в историю, дабы не выросли их воспитанники Иванами, не помнящими родства.

Все чаще в музейных залах можно увидеть учителей, как с младшими школьниками, так и с подростками. В настоящее время в Краснодарском крае работают более 40 государственных и муниципальных музеев, а так же более 100 народных, общественных и ведомственных. Два музея имеют федеральное значение. Это Новороссийский исторический музей-заповедник и Краснодарский краевой историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына со своими филиалами в Тимашевске, Темрюке, Тамани и Анапе. В музеях Кубани хранится и экспонируется около 1 млн. движимых памятников истории и культуры. Ежегодно в музеях края бывают около 2 млн. посетителей. Проводится более 1,5 тыс. массовых мероприятий и около 50 тыс. экскурсий. Музеи Кубани принимают самое активное участие в престижных международных, федеральных и региональных проектах и выставках.

За прошедшие годы в крае в области культуры накоплен огромный положительный опыт, разработаны циклы специальных экскурсий для самых юных посетителей. Социологи утверждают: если ребенок не заинтересуется, не полюбит музей до 8 лет, то вряд ли потом его будет манить сюда. В идеале нужно добиться того, чтобы все младшие школьники познакомились с музеями, увлеклись ими. Но делать это «по разнарядке» бессмысленно, тащить ребят в музей на аркане — значит, загубить хорошее дело. Да и не смогут немногочисленные наши музейные сотрудники «охватить» всех школьников. Однако они способны помочь учителям овладеть азами «музейной педагогики», научить их «читать» экспозицию, раскрыть тайны музейных предметов. И тогда учитель, как лоцман, сможет смело вести своих воспитанников в открытое море предметов и образов прошлых столетий.

Еще одна нагрузка? Учитель — к тому же и экскурсовод? Нет, учитель — всегда и везде учитель. Зал музея, театра, филармонии — это тоже его класс. В двадцатые годы фигура учителя, увлеченно беседующего с детьми, разгля-дывающими музейную витрину, была обыденной и никого не удивляла. Предводительствуемые учителями, дети «завоевывали» музеи — свидетельствовала пресса того времени. Так почему же сегодня, вступая на блестящий паркет храма муз, как будто бы на территорию другого государства, учитель сдает свои интеллектуальные полномочия и лишь следит за порядком? Ведь он лучше знает своих детей и их интересы, ведь он же не может, не имеет права не знать достопримечательности своего города, области, края. .. Увы! Стереотип общения музея и школы сегодня иной. Значит, его необходимо преодолеть.

Вы пришли в музей, чтобы подготовиться к уроку. Вам хочется, чтобы урок этот стал необычным. Что ж, проведите в музее урок-игру, урок-путешествие. Пусть сами дети, вообразив себя путешественниками или иссле-дователями, рассматривая предложенные вами музейные предметы, попробуют отгадать, что это за вещи, для чего и из чего сделаны, какие жизненные ситуации скрываются за ними. В этой игре педагогическое мастерство проявится в ненавязчивой логике вопросов, провоцирующих ребячье воображение, в умении, одобрив каждого ребенка, высветить искомый ответ и из таких ответов выстроить сюжет игры-путешествия. Если же детям покажется, что это они сами совершили такое интересное путешествие и до всего дошли своим умом (правда, чуть-чуть подсказал учитель), то считайте: вы на «отлично» сдали первый экзамен по музейной педагогике. Ну, а чтобы путь ваш не был слишком тернист, согласуйте возможность проведения своего урока с сотрудниками музея и посоветуйтесь с нами. Думаю, они сначала сильно удивятся, а потом обрадуются. Ведь мир музея должен принадлежать каждому ребёнку, но без помощи школьного учителя нам этой цели не достигнуть.
 

Как же можно приобщить к жизни музея юное население города.


Для первоклассников знакомство с историей родного города или края можно начать в День знаний — I сентября. В краеведческом или местном музее, в филиалах музея , везде, где ребят встречают экскурсоводы, дарят им значки, буклеты, рассказывают о самых интересных экспонатах и экспозициях с подлинными вещами то в этом случае современное представление воспринимается школьниками с особым интересом.

Если музей распахивает двери для ветеранов труда и войны, которые приходят, чтобы встретиться с подростками, рассказать им о событиях героического прошлого, познакомить с подлинными музейными экспонатами, уникальными художественными собраниями, значит это и будет тем фактором, который способствует воспитанию у молодежи гуманизма, нравственности и уважения к опыту предшествующих поколений . Первая встреча с музеем — это праздник — вот главное, что должно остаться в душе и памяти каждого юного жителя Кубани.

А потом уже может начаться планомерная работа с тем или иным классом. Лекции и экскурсии сотрудники музея могут строить так, чтобы дополнить урок литературы или истории Кубани на разных возрастных ступенях обучения. Для школьников при музее можно организовать кружок «Юный краевед» — краеведческий или археологический, в котором ребята под руководством специалистов могут изучать родной край, участвовать в настоящих археологических раскопках под руководством опытных специалистов. Так реализуется их тяга к романтике, жажда открытий. Многие дети ведь до сих пор , отыскивая предметы старины или реликвии Великой Отечественной войны, приносят их в музей. О том, что интерес к краеведению становится массовым, свидетельствует и то, что в школах открываются и действуют музеи разного профиля. Инициаторами создания таких музеев выступают школьные учителя, организаторы внеклассной работы, зачастую и сами учащиеся.

Процитируем новый курс школьной программы. «История кубанского казачества». Авторы: Ратушняк В. Н., Ратушняк О. В., Мирук М. В.,- Краснодар: Традиция, 2006.

«Цели курса — способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Программа учебного предмета «Кубановедение» в начальной школе создана по интегративному принципу и уже включает в себя темы, связанные с изучением истории и культуры казачества. Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным началом.»

Может быть тесная связь с музеями это и есть то творческое начало деятельности учителя, направленное на развитие инициативы учащихся в исследовательской деятельности, результатом которой станет развитие истинного патриота Кубани.

Список использованных источников:
«История кубанского казачества». Авторы: Ратушняк В. Н., Ратушняк О. В., Мирук М. В.,- Краснодар: Традиция, 2006.
www.admkrai.kuban.ru
http://kalinki.ru/index.php
http://pushkin.kubannet.ru/kraeved/
 

Автор: Волненко Наталья Викторовна
МОУСОШ № 17
Учитель ИЗО и Кубановедения
Краснодарский край
Апшеронский район
Ст.Тверская

Фонд Международного музея воздушных шаров Андерсона Абруццо

От больших к малым, от известных до местных, музеи дают нам места для размышлений, роста, обучения, удивления и чувств. Немногие культурные учреждения оставались столь же важными, как музеи на протяжении десятилетий. Они сохраняют и продвигают социальные интересы, такие же разнообразные и уникальные, как и люди, которые их посещают. Наш мир был бы совершенно другим, если бы музеи не оказывали положительного влияния на общество. Вот некоторые из основных способов, которыми они это делают:

  • Сообщество – Музеи формируют чувство общности. Они служат местом сбора людей любого происхождения, которые приходят и наслаждаются общими интересами. Они наводят мосты между поколениями и культурами, открывая новые точки зрения и завязывая диалоги.

 

  • Connection – Музеи соединяют нас с большим миром вокруг нас. С музеями мы можем путешествовать по миру в одном здании, летать в космос, не отрываясь от земли, или посещать моменты давно минувшей истории. Они предлагают новые впечатления, которые мы не можем найти в других местах или оставаясь дома.

 

  • Воздействие — Музеи оказывают влияние на сообщества, которым они служат. Они документируют историю, предлагают общественные мероприятия и являются обязательными для посещения туристами. Музеи также оказывают экономическое влияние за счет доходов от туризма, которые они приносят своему более широкому сообществу.

 

  • Вдохновение – Музеи вдохновляют и побуждают нас мыслить по-новому. Экспонаты могут пробудить творческий потенциал, стимулировать открытия и вдохновить на удивление через истории, музыку, искусство, информацию и приключения. Они берут уроки из учебника и привносят их в реальную жизнь с помощью интерактивных экспонатов, личных историй или практических экспериментов.

Независимо от того, посещаете ли вы волонтеры, становитесь членом или делаете пожертвование, важно, чтобы каждый нашел способ принять участие в работе своего любимого музея, чтобы обеспечить его яркость и влияние на долгие годы. Сейчас как никогда важно поддерживать ваши любимые музеи, в том числе Фонд Международного музея воздушных шаров Андерсона-Абруццо. Есть несколько простых и интересных способов сделать это:

 

  • Сделать пожертвование. Пожертвования музеям имеют жизненно важное значение для поддержки их дальнейшей работы и распространения информации. Пожертвования для большинства музеев можно сделать онлайн, по почте или лично во время посещения. Большинство пожертвований музеям также не облагаются налогом. Вы можете пожертвовать AAIBMF единовременно или периодически, или сделать пожертвование специально для поддержки выставки Balloon Fiesta.

 

  • Часто посещайте. Многие музеи регулярно меняют экспонаты, поэтому всегда есть что посмотреть. Подписка на рассылку — отличный способ быть в курсе новинок музея. AAIBMF предлагает как постоянные, так и специальные выставки круглый год, образовательные программы и специальные мероприятия во время сезона Balloon Fiesta.

 

  • Стать участником. Членство позволяет музеям рассчитывать на регулярную финансовую поддержку, а как член вы получаете особые привилегии при входе, скидки и специальные мероприятия. AAIBMF предлагает индивидуальное, семейное и корпоративное членство в разных ценовых диапазонах, поэтому есть вариант на любой вкус и бюджет.

 

  • Волонтер. Поскольку у многих музеев ограниченный бюджет, волонтерство — отличный способ помочь местным музеям продолжать работу и служить обществу. Волонтерство в AAIBMF легко и предлагает выбор в нескольких областях деятельности музея.

 

Фонд Международного музея воздушных шаров Андерсона-Абруццо с гордостью повышает осведомленность, участие и средства для Музея воздушных шаров. Наша цель — поднять музей за счет сотрудничества в проектах, пожертвований артефактов и обмена информацией и ресурсами. Фонд музея воздушных шаров также ежегодно проводит специальные мероприятия во время Международного праздника воздушных шаров в Альбукерке, который является крупнейшим в мире фестивалем воздушных шаров и длится девять дней в начале октября. Узнайте больше о Fiesta и о том, как вы можете поддержать наши усилия, став участником, сделав пожертвование, добровольно пожертвовав или купив настенную плитку сегодня!

Хотите что-то поднимающее настроение в вашем почтовом ящике?

Будьте в курсе предстоящих событий, программ и возможностей членства в Фонде Музея воздушных шаров

Facebook-f Инстаграм Линкедин

Попробуйте наше приложение «Гонка на воздушных шарах»!

Наполните свое небо воздушными шарами с помощью нашего приложения дополненной реальности

Влияние музеев — Ассоциация музеев

Музеи могут улучшить наше самочувствие, помочь нам гордиться тем, откуда мы пришли, могут вдохновлять, бросать нам вызов и стимулировать нас, а также улучшать наше самочувствие.

В условиях, когда общество сталкивается с такими проблемами, как бедность, неравенство, нетерпимость и дискриминация, музеи могут помочь нам понять, обсудить и бросить вызов этим проблемам.

Они также могут повысить жизненные шансы каждого человека за счет устранения барьеров на пути к доступу и инклюзивности. Музеи делают это посредством активного участия общественности, взаимодействия с различными сообществами и обмена коллекциями и знаниями способами, которые меняют жизнь людей.

Музеи всех размеров, с коллекциями от изобразительного искусства до социальной истории, меняют жизнь людей – часто в партнерстве с общественными группами, благотворительными фондами здравоохранения и другими организациями третьего сектора.

Ассоциация музеев (MA) проводит кампанию за то, чтобы музеи развивали свою роль в качестве социально значимых организаций, и появляется все больше свидетельств того, что они работают со своими сообществами и оказывают положительное социальное влияние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *