Ритмика коррекционная – Тема 1. Коррекционная ритмика как научная и учебная дисциплина. Ритмическая организация деятельности человека.
Консультация на тему: Коррекционная ритмика
Коррекционная ритмика
У детей с ЗПР могут страдать как эмоционально – волевая сфера, так и двигательная. Поэтому необходима четкая координация работы всех педагогов – участников коррекционно- развивающей работы и родителей . С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизирует мышление. Музыкальные игры снимают психо- эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Многие исследователи в своих работах показали, что музыкально- ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно- психического склада, эмоционально- волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности поведения хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии посредством специально подобранных упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Ее целью является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания. Развитию моторных функций. Выработке правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.
Можно выделить несколько блоков задач, реализуемых на занятиях: 1.Развитие и коррекция основных видов движений. Это игры и упражнения, направленные на: — нормализацию мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц; — выработку правильной осанки, чувства равновесия; — развитие точности, плавности; -согласование движений с музыкальным темпом и ритмом; — согласование движений с пением.
Пример: Упражнение «Часы».
Цель: укрепление боковых мышц туловища, развитие чувства ритма.
И.П. Дети стоят свободно, опустив руки вдоль туловища
Тик-так, тик-так, часы стучат Пропевая текст, дети одновременно И нам с тобой о многом говорят, делают поочередные наклоны Что день прошел и спать пора вправо – влево. Устала наша детвора Все спят, а часы всю ночь стучат И наш покой хранят.
2.Развитие и коррекция психических функций, совершенствование психомоторики. Игры и упражнения, направленные на: — развитие быстроты и точности реакции на звуковые сигналы; — развитие различных качеств внимания; — развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой)
Пример: Упражнение «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, выработка условных двигательных реакций. Слово «земля» — опустить руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение кистями рук.Рекомендуется называть слова в разной последовательности, иногда провоцировать детей повторением одного и того же слова.
Упражнение «Тропинка». Дети делятся на две команды. Если педагог говорит: «тропинка», участники каждой команды становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит «копна», все участники направляются к центру своего круга, соединив руки вверху. Если- «кочки». Все участники приседают. Положив руки на голову. Команда выполняющая упражнение правильно и согласованно, считается выигравшей.
- Развитие способности ориентироваться в пространстве. Игры и упражнения, направленные на: — ориентировки в собственном теле; — ориентировки в пространстве зала; — способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх- вниз и т.д.)
Пример: Упражнение «Запомни свое место в колонне».
Цель: развитие зрительной памяти и ориентировке в пространстве.
Педагог предлагает детям запомнить свое место в колонне. Звучит музыка, дети двигаются в колонне маршевым шагом. При смене музыки разбегаются врассыпную. С окончанием музыки они должны выстроиться в колонну в том же порядке.
Развитие эмоционально- волевой сферы и личностных качеств.
Игры и упражнения, направленные на:
— формированию способности к пониманию различных эмоциональных состояний;
— развитию способности к созданию выразительного образа;
— развитие умения выполнять совместные действия, а так же на развитие коммуникативных навыков.
Пример: Упражнение «Кошка».
Цель: развитие образных движений.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения по тексту.
Осторожно, словно кошка, до дивана от окошка
на носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, распрямиться. Потянуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком, словно кот у теплой печки.
Важной составляющей занятия являются дыхательные упражнения. Важно постоянно следить за правильностью дыхания детей. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний.
В занятия по коррекционной ритмике также включены игры и они имеют особое значение. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребенку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Следует также отметить. Что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.
Пример: Подвижная игра «Скучно, скучно так сидеть».
И.П. Играющие сидят на стульях вдоль одной стены зала. У противоположной стены тоже стулья, но на один меньше.
Педагог говорит: Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Как только педагог закончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Кто остался без стула, считается проигравшим.
Завершаются занятия релаксационными упражнениями, которые сопровождаются тихой, спокойной музыкой. Если ребенку трудно расслабиться, взрослому следует слегка погладить ребенка по рукам, ногам. Можно легонько потрясти руку или ногу ребенка. Это также поможет ребенку ощутить состояние расслабленных мышц.
nsportal.ru
Статья относится к предмету коррекционная ритмика.
Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья, в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий.
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития 1.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача — научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения 8.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения 5.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что музыкально – ритмические уроки имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально- волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка 5.
На уроках коррекционной ритмики, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой, способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений. Ритмика способствует оздоровлению всего детского организма в целом, и достигается через: создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка; активное использование физ. минуток, динамических пауз для здоровья сбережения; создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности; рациональную смену и чередования видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью учащихся, поочередное включение разных анализаторов в учебный процесс. На уроках воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Уроки ритмики, способствуют общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, физического развития, эстетического воспитания. Уроки ритмики помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки 6.
Музыкально — ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода 7.
На уроках ритмики, надо уделять внимание и коррекцию моторики, которая состоит в преодолении недостатков физического статуса. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунетет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило ниже по сравнению со здоровыми сверстниками.
Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. В нашей специальной школе большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т.д.) 4.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений.
Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания 2.Как показывает практика, игровая песня вполне может проводиться как на уроках ритмики, музыки, логопедии в специальной школе, так и при подготовке и проведении различных праздничных мероприятий. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему. Игровые песни должны быть доступны пониманию детям с интеллектуальной недостаточностью. Детей застенчивых, робких следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т.д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости. Все это имеет огромное воспитательное и коррекционное значение для детей специальной школы. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их «заимствуют» из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Музыкальное произведение для успешности ритмической требует полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, но невелики по объему, в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры — целостное восприятие единства музыки и движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Например, послушав «Песенку Красной Шапочки», можно с детьми придумывать, как показать крокодила, обезьяну, попугая, используя танцевальные движения 3. Другой пример, учитель исполняет танец «Стирка», но не говорит название танца. Предлагает детям угадать, что изображал и как можно назвать танец? И предлагает самим придумать движения для танца при этом, помогая, наводящими вопросами, что изображаем «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание», «развешивание белья» и т.д. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Как уже указывалось, для учащихся с особыми образовательными потребностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на уроках актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми разного возраста во вспомогательной коррекционной школе. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечным перегрузкам 2.
Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д.
Пример упражнений на релаксации
«Звуки природы» —3 мин.
Используемая музыка: пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
Инструкция: Лягте на спину, руки за голову, закройте глаза и слушайте мой голос.
Прислушайтесь к звукам и наслаждайтесь запахами вокруг вас: пахнет земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза.
Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
«Расслабление приятно» (сидя на полу)
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
(замедляется разговорный темп)
Очень легкая, простая:
Замедляются движения,
Исчезает напряжение…
И становится понятно:
Расслабление приятно!
(в игре могут быть использованы произвольные движения)
Музыкально-ритмические движения на празднике — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа. Например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения, делают праздник выразительным и привлекательно задорным 3.
Итак, работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение. Детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями. Учащиеся с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка. У детей появляется желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой 3. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.
В заключение подчеркнем, что для детей, обучающихся в классах коррекции, наглядные методы и формы, постоянная активизация зрительной памяти имеют преимущества перед словесными методами. Только благодаря этому достигается четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, стройность при исполнении танцевальных миниатюр, в том числе на праздничных выступлениях.
Список литературы
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой – М., 1994
Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. – Волгоград, 2007
Евтушенко И.В. Организация музыкального воспитания в системе учебно-воспитательных занятий в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. — М., 2003.
Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007
Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008
Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М., 1968.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: уч. пособ. для детей дошкольного и мдладшего школьного возратса. – М. 1989
infourok.ru
Коррекционная ритмика
КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА
Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии и включения его в культурно-образовательную социальную среду.
Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания из ряда артпедагогических методик.
Методика музыкального воспитаниядля детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспитания имеет коррекционную направленность в решении образовательных, воспитательных задач.
Коррекционная ритмика— это обобщенное понятие, своеобразный щщ кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).
Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.
Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей, специальной психологии и педагогики, артпедагогики (художественной педагогики), музыкознания. В связи с этим употребляется терминология, которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний, и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности той категории детей, которой она адресована.
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой дефектологии.
Коррекция— система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
Компенсация— сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразви-1-ия функций человека.
Реабилитация(в медико-психолого-педагогическом значении) — восстановление функций, включение ребенка с проблежизни.
Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются кор-рекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арттерапевтических техник и терминологии, связанной с ними.
Арттерапия(по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия— один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия— активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
Имаготерапия— один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.
Кинезитерапия— своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Релаксация— расслабление, снятие психомоторного, психоэмоционального напряжения.
Катарсис— «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.
Круг терминов методики музыкального воспитания достаточно широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее понятийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педагогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
Артпедагогика(художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направденного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно — игровую)
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность— психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Музыкальные занятия— форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.
Музыкально-ритмические движения— вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми данной категории.
Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель— формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории.
1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.
2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.
3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.
4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику икоррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.
videouroki.net
План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: Комплекс занятий по коррекционной ритмике
«В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
ОКТЯБРЬ
I. Вводная часть.
Ритмическая разминка « Прогулка в лесу»
Марш в рассыпную по залу — гуляем, боковой галоп – по кругу – обходим лужи.
II.Основная часть.
- Ритмическое упражнение «Дождик»
Цель: развитие чувства ритма и темпа.
Педагог предлагает детям ритмические палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Педагог отстукивает определенный ритм – дети должны повторить. На следующих занятиях, дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.
- Упражнение на дыхание «Ветерок»
Дует легкий ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, выдох спокойный, не напряженный
Дует сильный ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, активный выдох.
- Упражнение «Осень»
Меж еловых мягких лап, дети поочередно поднимают и опускают руки перед дождик тихо кап, кап, кап собой ладошками вверх
Где сучок давно засох, медленно приседают с опущенными руками, кисти Вырос серый мох, мох. отведены, ладошки «смотрят» вниз.
Где листок к листку прилип, дети медленно поднимаются, держась за
Вырос гриб, гриб! голову, как за шляпку.
Кто нашел его, друзья? стоят прямо, пожимая плечами.
Это я, это я, это я! дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.
- Этюд на развитие эмоциональной сферы «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».
Цель: развитие выразительности жестов, мимики.
Педагог предлагает детям погулять в лесу, вдруг из-за дерева выбегает хитрая лиса, а зайка –трусишка испугался и дрожит. Дети при помощи мимики и жестов должны изобразить животных.
- Упражнение «Ветер и ветерок»
Цель: развитие плавности и ритмичности движений. Развития умения произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса.
И.П. Дети свободно располагаются по залу лицом к педагогу.
Переда разучиванием педагог предлагает вспомнить, как колышутся деревья при легком ветерке и сильном ветре, затем просит их показать.
Педагог следит, чтобы руки у детей были все время мягкими и гибкими, «как ветви деревьев», без лишнего напряжения в плечах и локтях.
Музыкальное сопровождение Л.Бетховена «Лендер» .
Такты 1-4: «ветерок слабо колышет ветви деревьев» — дети слегка переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их вперед и вверх. Движения плавные.
Такты 5-8: то же движение с поднятыми вверх руками.
Такты 9-12 : « поднялся ветер» — дети сильно бросают руки то вправо, то влево.
Такты 13-16: «ветер улегся» — повторяется первое движение, и руки постепенно опускаются вниз.
- Игра-миниатюра «Лесные сценки»
Цель: развивать умение действовать по представлению.
И.П. Дети сидят на стульях.
Педагог предлагает по очереди изобразить действия лесных животных: белочка собирает грибочки, лисичка крадется за зайцем, медвежата играют на поляне. При этом дети должны показать серию последовательных движений, отражающих определенное действие, изображать действия только при помощи мимики и жестов.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра « Лисонька, где ты?» (М.А.касицына .Коррекционная ритмика», с.93)
- Релаксационное упражнение под музыку.
«КТО КАК К ЗИМЕ ГОТОВИТСЯ»
НОЯБРЬ
I. Вводная часть.
1. Динамические упражнения «Вот такие звери»
Цель: развитие слухового внимания, выполнение подражательных действий.
Ходит лось в лесу густом. ходьба с высоким подъемом колена
Семенит мышонок в дом. бег на носках
И по-заячьи зайчишка прыжки на двух ногах вправо-влево
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка, ходьба внешнем своде стопы
Косолап он с детских лет.
II. Основная часть.
- Упражнение «Запомни свое место в колонне»
Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.
Педагог предлагает превратиться в гусей, которые собрались улетать на юг, они построились в колонну и шагают друг за другом .Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При смене музыки разбегаются врассыпную. Звучит легкая музыка для бега – «утки гуляют, отдыхают». На музыку марша они вновь должны построится в колонну в том же порядке и продолжать движение шагом.
- Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»
Вяжет бабушка лисица всем лисятам рукавицы, поочередно потереть большим
Для лисенка Саши, для лисички Маши, пальцем подушечки остальных
Для лисенка Коли, для лисички Оли. пальцев
А маленькие рукавички для Наташеньки-лисички. потереть ладони друг о друга
В рукавичках да-да-да,
Не замерзнем никогда.
- Дыхательное упражнение «Веточка»
- Этюды «Поделись с белочкой орешком», «Негаданная радость»
Цель: выражение внимания, чувства радости, удовлетворенности.
Педагог предлагает разделиться на две команды: первая дети, которые гуляют, вторая – белочки. Дети мимикой и жестами угощают «белочек» орешками; «белочки» должны при помощи мимики и жестов изобразить радость.
- Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»
Цель: развитие чувства ритма и координации движений.
На слова «Бум, бум, бум» дети равномерно ударяют кулачками по коленям.
С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!
Ёжик в лес забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули. Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
- Танец – превращение «Лесная зверобика»
Цель: развитие выразительности подражательных движений.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Все играющие «гуси-лебеди» стоят в «доме» — у одной из стен зала. Отдельно от всех стоит ребенок, изображающий «волка».
Первая часть музыки — дети легко и стремительно бегут к противоположной стене «в поле».
Вторая часть музыки – выходит «волк» и двигается в произвольном направлении.
Третья часть музыки — «гуси-лебеди» стремительно убегают в «дом». «волк» догоняет их .
- Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»
Дети ложатся на ковер на спину и закрывают глаза.
Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.
Дети на спину легли, и , как мишка, видят сны.
Тише, тише, не шумите, наших деток не будите!
«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
ДЕКАБРЬ
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Педагог предлагает отправится в страну музыкальных инструментов: ходьба в колонне, легкие поскоки врассыпную, прыжки на месте.
- Основная часть.
- Мимическое упражнение «Злой волшебник»
Цель: выражение ужаса и зла, сосредоточенности.
Дети выполняют упражнение, передавая мимикой и жестами свои переживания.
В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой.
Он руками замахал и зверей заколдовал.
Но пришли друзья – детишки, озорные шалунишки.
Стали думать и решать, как зверей расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять, надо музыку позвать.
- Динамическое упражнение «Веселые музыканты»
Цель: развитие чувства ритма и координации движений.
Мы пришли и встали на дудке заиграли: шаг марша по кругу
Ду-ду-ду, ду-ду-ду. имитируют игру на дудке
Мы пришли и встали на барабане заиграли. шаг марша по кругу
Тра-та-та, тра-та-та. имитируют игру на барабане
Мы пришли и встали на балалайке заиграли шаг марша по кругу
Треньди – брень, треньди – брень. имитируют игру на балалайке
Мы пришли и встали на колокольчиках заиграли шаг марша по кругу
Динь-динь-динь. имитируют игру на колокольчиках
- Дыхательное упражнение «Баян»
Педагог дает инструкцию: согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос – руки медленно растягиваются. Имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание. А затем выдохните через рот со звуком А-А-А – «меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение.
- Ритмическая игра «Бубен»
Цель: развитие чувства ритма
Бубен Вася в руки взял, очень четко заиграл:
Та-та-та, та-та-та!
А потом он побежал, бубен Ирочке отдал!
Один ребенок играет в бубен, отстукивая ритм, затем обегает круг и передает бубен другому участнику. Ритм может варьироваться в зависимости от подготовленности детей.
- Пальчиковая игра «По клавишам стучим» (М.Ю.Картушина. Логопедические занятия в детском саду.с.129)
6. Упражнение «Оркестр»
Цель: Развитие чувства темпа.
Педагог выбирает дирижера, остальные дети – оркестр, детям раздают музыкальные инструменты.
С началом музыки по показу дирижера все играют на инструментах, в зависимости от аккомпанемента ускоряют или замедляют игру.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»
Дети встают в круг, внутри которого находится мышонок с колокольчиком и кошка с завязанными глазами. Мышонок бегает, и все время звонит в колокольчик, кошка старается его поймать.
Педагог:
Говорит он хитрой кошке:- У меня устали ножки,
Дай пожалуйста чуть-чуть, мне прилечь и отдохнуть.
-Хорошо, — сказала кошка. – Отдохни, коротконожка.
Поиграем, а затем я тебя, голубчик съем.
- Упражнение на релаксацию под музыку.
«ДВА МОРОЗА»
ЯНВАРЬ
- Вводная часть.
- Педагог предлагает отправиться в зимний лес в гости к двум морозам Красному носу и Синему носу.
Оделась речка в тонкий лед, а снег идет, а снег идет..
Вовсю старается зима: белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней – поедет Дед Мороз по ней.
И мы тоже по этой тропинке отправимся в лес.
Упражнение «Тропинка»
Цель: развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов.
Дети делятся на две команды, каждая образует круг. С началом музыки дети начинают движение по кругу. После педагог дает задание, которое выполняет каждая команда.
«Тропинка» — дети становятся в кругах друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего.
«Сугроб» — дети направляются в центр круга, соединив руки в центре.
«Кочки» — приседают, положив руки на голову.
- Основная часть.
- Фонопедическое упражнение «Мороз»
Вышел на просторы погулять мороз
Топ-топ, чап-чап, 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям
Белые узоры в косах у берез
«У!» короткие острые звуки в высоком регистре на разной высоте
Снежные тропинки, голые кусты,
«Ш» потирают ладони друг о друга
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!» постепенно опуская руки вниз
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стай кой снегири
«Фр-р-р» руки прижать к груди, разводить в стороны
Зиме, морозу рады и зайчики и белочки.
И радуются снегу и мальчики , и девочки.
Встретились в лесу два Мороза – Красный Нос и Синий Нос, стали спорить , кто из них главнее. Мороз Красный Нос решил снежинки на землю рассыпать. И полетели они с неба, разные, красивые, все в узорах.
- Дыхательное упражнение «Снежинка»
А Мороз Синий Нос ветром подул, поднял снежинки вверх и закружил метелицей.
- Ритмическая игра «Метелица»
Цель: формирование чувства музыкального темпа.
Метелица, метелица, снег по полю стелется.
Кто кружится, вертится, тот заметелится.
Звучит музыкальное сопровождение. Дети изображают снежинок, двигаются в соответствии с темпом музыки.
Видит Мороз Красный Нос, что его снежинки в воздухе кружатся, решил тогда своего брата холодом удивить. Как ударил мороз, все звери задрожали, стали искать укрытие от холода.
- Игра – превращение «Звери»
Цель: развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку; формирование способности к пониманию эмоциональных состояний на основе невербальных стимулов.
Каждый ребенок изображает определенное животное, не называя его. Двигаются под музыку в разных направлениях. При смене музыки на более быструю «сильный мороз» — прячутся в норки.
Видят Морозы – никто из них друг друга одолеть не может, и решили не ссориться , а вместе ходить дружно ледяные мосты строить. И каждый был занят своим делом.
- Упражнение «Канон»
Цель: развитие волевого внимания, памяти.
Дети стоят кругом. Дети по очереди выполняют движения: 1 приседает и встает,2 хлопает в ладоши 2 раза и т.д. На вторую часть музыки беруься за руки и бегут по кругу.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Мороз»
Ты – белый, ты – яркий, ты в шубе, ты в шапке.
У тебя Красный нос. Это ты – Дед Мороз!
Дети поют песенку ребенку , которому одевают шапку мороза, затем ребята разбегаются. Дед Мороз – «морозит» детей – дотрагивается до игроков.
- Релаксация под музыку.
«НЕГРЕТЕНОК ИДЕТ В АРМИЮ»
ФЕВРАЛЬ
- Вводная часть.
В зале разложены картинки про армию, военная техника. В гости к ребятам из далекой страны Африка приехал Малумба. Увидев военные картинки, он заинтересовался, стал расспрашивать. Дети рассказывают что такое армия, кто там служит., чем там солдаты занимаются. Малумба хочет тоже служить в армии, но чтоб его взяли необходимо улучшить его физическую подготовку.
- Динамическое упражнение «Пограничники»
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! имитировать игру на горне
По порядку стройся в ряд, ходьба на месте
Пограничников отряд.
Левая, правая,
Бегая, плавая имитация бега, плавания
Мы растем смелыми, руки вверх
На солнце загорелыми стойка , руки за голову
Ноги наши быстрые. поднимание согнутых ног
Метки наши выстрелы, рывки руками
Крепки наши мускулы сгибание рук к плечам
И глаза не тусклые ходьба на месте
Кто шагает дружно в ногу,
пограничникам дорогу!
II. Основная часть.
- Упражнение «Расставь посты»
Цель: организация детей, преодоление двигательного автоматизма, быстроты и точности на звуковые сигналы.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Направление определяет впереди идущий командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последний ребенок должен остановиться, а остальные продолжать ходьбу. Так командир расставляет в произвольном порядке посты.
- Упражнение «Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности и памяти, умение ориентироваться в пространстве.
В зале расставлены стулья в произвольном порядке.
«Чтобы командиру провести отряд, необходимо запомнить путь разведчика». Один ребенок – «разведчик» идет через зал, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок-«командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
- Пантомимический этюд «Битва»
Цель: выражение радости и гордости.
Дети делятся на пары. Один изображает солдата, другой врага. Пантомимическими движениями они должны изображать бой: взмахи воображаемыми саблями, брови сдвинуты, строгое выражение лица.
- Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти все бойцы, показать раскрытые ладони
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых, сжать пальцы в кулаки и поочередно
И солдат в боях бывалых. разжимать на обеих руках одновременно
Два гвардейца-храбреца. начиная с больших
Два – сметливых молодца.
Два – героя безымянных,
Нов работе очень рьяных!
Два – мизинца коротышки –
Очень славные мальчишки!
- Игра «Собери военную технику»
Дети делятся на две команды, им предлагается собрать две больших картины, разрезанные на пазлы : танк и корабль.
III. Заключительная часть.
Игра «Сигнальщики»
Цель: развитие быстроты и точности реакции на вербальные сигналы.; умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
Вот флажки – четыре цвета
Нам игра знакома эта.
Вот я флажок желтый подниму,
Всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму –
Всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный – все «Ура!» кричать.
«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
МАРТ
- Вводная часть.
- Мимическое упражнение «Злой волшебник»
Цель: развивать способность к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.
В лес пришел волшебник злой он ужасный и большой.
Он руками замахал и зверей заколдовал.
Но пришли друзья – детишки, озорные шалунишки.
Стали думать и решать как зверей расколдовать,
Чтоб заклятье злое снять, надо музыку позвать.
Дети выполняют упражнение, передавая мимикой и жестами свои переживания.
- Основная часть.
- Динамическое упражнение «Веселые музыканты»
Цель: развитие произвольности при выполнении движений и действий.
Мы позовем музыкантов, а на каких инструментах они будут играть, вы сами отгадайте по картинке, назовите этот инструмент и покажите, как на нем играют.
Мы пришли и встали на дудке поиграли: шаг марша, имитация игры на муз.инструментах
Ду-ду-ду…
Мы пришли и встали на барабане заиграли
Тра-та-та…
Мы пришли и встали на балалайке заиграли
Тренди-брень…
Мы пришли и встали на гармошке заиграли…
Вот у нас получился целый оркестр
2. Этюд «Оркестр»
Цель: развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств, изменение характера движений в соответствии со звучанием музыкального сопровождения; формирование восприятия ритмического рисунка.
Музыкальное сопровождение р.н.м. «Светит месяц» — дети узнают звучание музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, ложки – имитируют игру на них , в соответствии с темпом и ритмом музыки.
3. Дыхательное упражнение «Гармошка»
Согнуть руки перед грудью в локтях, вдохнуть глубоко через нос – руки медленно растягиваются, имитирую движение баяниста, затем выдох через рот со звуком «А-А-А», руки возвращаются в исходное положение.
4. Ритмическая игра «Бубен»
Цель: формирование восприятия ритмического рисунка.
Один ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм, затем оббегает круг и передает бубен другому участнику.
- Пантомимический этюд «Ожившие звери»
Цель: развитие имитационно – подражательных выразительных движений.
Дети под музыку изображают животных.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Дирижер»
Цель: формировать чувство музыкального темпа, ритма; развитие быстроты и точности реакции на звуковые сигналы.
- Релаксация под музыку.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
АПРЕЛЬ
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Ходьба в свободном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.
- Основная часть.
- Двигательная разминка «Ходьба с хлопками».
Цель: развитие слухового внимания, чувства ритма; способности передавать движениями динамические оттенки музыки.
Дети шагают в свободном направлении под маршеобразную музыку и одновременно прохлопывают в ладоши каждый шаг. С изменением силы звучания музыки ( тихо, громко) дети соответственно шагают бодро и хлопают громко или шагают осторожно и хлопают тихо. Педагог меняет силу звучания музыки по своему усмотрению.
- Упражнение «У оленя дом большой».
Цель: синхронизация речи и движений; развитие внимания.
Педагог произносит текст и показывает движения. Дети выполняют их вместе с ним.
У оленя дом большой. руками показывают крышу над головой.
Он глядит в свое окно, качают головой, правая рука находится чуть выше уровня
глаз, левая – ниже подбородка
Зайка по лесу бежит руки сгибаются перед грудью, кисти опускаются -«лапки»
И в окно стучит правой рукой «стучат»
«Тук, тук! Дверь открой! стучат поочередно руками
Там в лесу охотник злой!» правая рука сжата в кулак, большим пальцем показывают назад через плечо.
«Зайка, зайка, не зевай! хлопают в ладоши
Лапку мне скорей давай!» протягивает правую руку ладошкой вверх и хлопают по
ней левой рукой.
- Игра – превращение «Аквариум»
Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса; выполнение образных движений.
Дети вспоминают музыкальное произведение Сен-Санса «Аквариум» (с ним они знакомились на музыкальном занятии). Педагог предлагает средствами ритмопластики характер музыки – «рыбки плавают». На заранее заданные музыкальные фразы дети останавливаются и замирают – «рыбки засыпают».
- Игра «Пожалуйста».
Цель: преодоление двигательного автоматизма.
И.П. все участники игры стоят лицом к педагогу, свободно расположившись по залу.
Педагог объясняет:
_ Я буду вас просить повторять за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается. Выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.
Педагог может показать детям различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.
- Дыхательное упражнение «Деревья»
Выполняется сидя в кругу. Инструкция педагога: «Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделайте глубокий вдох, поднимите прямые руки вверх. Задержите дыхание, покачайтесь из стороны в сторону, выдохните через рот, наклонившись вперед, руки опустите вниз. Ладони положите на пол». Выполняется 2-3 раза.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Козочки и волк» Рекомендуемое музыкальное сопровождение – «Козочки» и «Волки» В Витлина.
Дети делятся на две группы, одна – «козочки», другая – «волки».
«Козочки находятся в доме, у одной из стен комнаты, «волки» стоят друг за другом у одной из боковых стен комнаты.
Первая часть музыки – «козочки» весело скачут в произвольном направлении.
Вторая часть музыки – «козочки» бодаются, группируются по двое.
Третья часть музыки – «козочки» снова весело скачут. В конце музыки присаживаются на корточки.
На музыку «волки» — большими шагами «волки» бегут по кругу. С концом музыки – четкая остановка. Все «козочки» бегут в «дом», а волки их салят и отводят в условленное место.
- Релаксация под музыку.
«ПТИЦЫ»
МАЙ
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Ходьба змейкой, в разном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.
- Основная часть.
- Упражнение «Замри»
Цель: развитие чувства ритма, координации движений, преодоление двигательного автоматизма.
Дети прыгают в соответствии с ритмом музыки, чередуя движения ног ( в стороны — вместе) и сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и дети застывают в позе, на которую пришлась остановка в музыке. После того, как вновь зазвучит музыка, дети продолжают выполнять упражнение. Рекомендуемое музыкальное произведение «Клоуны» Кабалевского.
- Упражнение «Стоп, хоп, раз»
Цель: развитие внимания, умения действовать по условному сигналу; преодоление двигательного автоматизма.
Звучит маршевая музыка. Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал останавливаются и стоят до условленного звукового сигнала. После которого движение продолжается. На сигнал «хоп» дети подпрыгивают и вновь продолжают двигаться. На сигнал «раз» поворачиваются и идут в обратном направлении.
Постепенно педагог увеличивает временной интервал между сигналом «стоп» и условленным звуковым сигналом до 10 секунд.
- Упражнение «Большие крылья»
Цель: развитие плавности и ритмичности движений.
И.П. Дети стоят, свободно расположившись по всему залу.
Педагог предлагает им представить большую, сильную птицу.
— Вот она взмахнула большими своими крыльями и полетела. Движения её крыльев такие мощные, что ими не нужно махать часть, как маленьким птичкам.
С началом музыки дети начинают движение. Педагог следит, чтобы у детей не поднимались и не напрягались плечи, не выпрямлялись излишне руки в локтях, а кисти не загибались вниз или вверх.
Рекомендуемое музыкальное произведение – «Ласточка» армянская народная мелодия.
- Ритмическое упражнение «Повтори за мной»
Педагог предлагает повторить несложный ритмический рисунок. Для каждого ребенка он разный. Все дети внимательно слушают ритмические рисунки и оценивают ответы товарищей, поднимая руки вверх, если ритм выполнен правильно, и пряча руки за спину, если неверный.
- Дыхательное упражнение «Сова»
Педагог дает инструкцию: «сожмите правой рукой левое плечо. Глову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, выдохните медленно с силой через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение держа левой рукой правое плечо».
- Заключительная часть.
Подвижная игра «Сова»
Перед игрой педагог проводит беседу о повадках совы. Дети вспоминают, что днем сова спит, а ночью – охотится..
Дети выбирают водящего – «сову», которая садится в гнездо и спит. Педагог дает сигналы – «День!» или «Ночь!».
На сигнал 2день» — птицы летают по полянке. Дети бегают в рассыпную, помахивая руками.
На сигнал «ночь» — птицы засыпают. Дети останавливаются и не шевелятся. В это время «сова» вылетает на охоту и ищет добычу. Водящий бегает между детьми и следит за ними. Того, кто пошевелится, «сова» уносит в свое гнездо.
Игра повторяется несколько раз.
- Релаксация под музыку.
nsportal.ru
Методическая разработка по теме: Ритмика как средство коррекции в специальной (коррекционной) школе.
Ритмика как средство коррекции в специальной (коррекционной) школе.
1 год обучения.
Ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
Важнейшее значение для музыкально – ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных произведений, что, несомненно, способствует развитию и воспитанию музыкального вкуса детей.
Первый год работы идет интуитивное восприятие материала, поэтому тщательно отобранные музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратным по форме.
Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время урока. Здесь детям объясняются анатомические особенности строения лица, работа мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т.д.)
Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно – грустно, вкусно – невкусно, весело – страшно, интересно – неинтересно, любопытно – безразлично, а так же игровые растанцовки, предложенные в данной методической разработке (Комплекс практических материалов).
Самое главное во время занятий следить за правильной постановкой корпуса, за четким исполнением движений, за раскованностью, эмоциональностью, выразительностью.
Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не переутомлять учащихся большим количеством нового материала, избегать однообразных заданий.
Урок ритмики должен приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.
Цель – формирование основных танцевальных навыков, развитие музыкального слуха и ритма, воспитание интереса к занятиям ритмики.
Задачи:
- Познакомить с основными шагами: ходы и бег, переступания, притопы, галоп, шаг – подскок.
- Задания на ощущение пространства.
- Познакомить с упражнениями игровой партерной гимнастики; способствовать формированию интереса к танцу.
- Учить различать динамичные оттенки музыки (громко, умеренно, тихо, громче, тише).
- Учить определять начало и окончание музыкальной фразы, выполнять движения
- Работа над образностью движения, танцевальные игры чётко под музыку.
Занятия для 1 класса проводятся 1 раз в неделю по 40 минут по следующему плану.
- ритмопластика и ритмическая гимнастика,
- корригирующие игры с пением,
- коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
- хореографические этюды,
- импровизация,
- эвритмия,
- ритмодекламация,
- творческие этюды.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Ожидаемые результаты.
- дети должны знать исходное положение (постановка корпуса перед началом движения).
- исполнять простейшие элементы танцев (по программе).
- эмоционально передавать игровые образы, свободно ориентироваться в пространстве.
- двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
- начинать двигаться после вступления, реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.
- легко и непринуждённо исполнять ходьбу, бег на полупальцах, прыжки, подскоки.
Комплекс практических материалов.
ТИК-ТАК
(упражнение для головы)
Тик Наклон головы вправо
Так Наклон головы влево
(повторить 2 раза)
Я умею делать так Наклоны головы вправо-влево, вправо-влево
Вправо — тик Наклон вправо
Влево — так Наклон влево
Тик-так, тик-так Наклоны головы вправо-влево, вправо-влево.
Всё упражнение повторить с поворотами головы.
БУРАТИНО
(упражнение для плеч)
И.п. — 6 позиция ног, руки отведены в стороны, пальцы растопырены.
1-4 такты
Раз, два — поднять правое плечо и опустить
три, четыре — поднять левое плечо и опустить
раз, два — поднять оба плеча и опустить
три, четыре — поднять оба плеча и опустить
(Повторить 2 раза)
5-6такты
раз — согнуть в локте правую руку
два — разогнуть правую руку
три, четыре — повторить раз, два левой рукой
(Повторить 2 раза)
7 такт
раз, два — дразнилка (приложить руки к носу, и шевелить пальцами) вправо
три, четыре — дразнилка влево
8 такт
раз, два — «Мальвина ругается». Грозит пальцем вправо.
Три, четыре — «Мальвина ругается» влево
ЛОШАДКА
(проучивание бега с высоко поднятыми коленями)
Бежит, бежит лошадка Бег с высоко поднятыми коленями перед собой
(следить чтобы был вытянут носок)
Повторить 3 раза
А у лошадки хвост Показать рукой хвост
Коричневый ушки Приложить руки к голове (изображая уши)
Коричневые ножки Выставить правую ногу вперёд на пятку
Коричневые ножки Выставить левую ногу вперёд на пятку
Скачет по дорожке Бег с высоко поднятыми коленями перед собой
(Следить за тем, чтобы носок был вытянут)
ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ.
(проучивание правой и левой рук и ног)
Это правая рука вытянуть правую руку вперёд
Это левая рука вытянуть левую руку вперёд
Мы опустим правую опускаем правую руку
А затем и левую опускаем левую руку
Это правая нога поставить правую ногу вперёд на пятку
Это левая нога поставить левую ногу вперёд на пятку
Мы шагнём на правую шаг вперёд правой ногой
А затем на левую приставить левую ногу к правой
ПОЛЬКА ДЛЯ РУК
раз — правая рука кладется на пояс
два — левая рука на пояс
три — правая рука на плечо
четыре — левая рука на плечо
раз — правая рука вытягивается на верх
два — левая рука вытягивается на верх
три-четыре — два хлопка наверху
раз — правая рука на плечо
два — левая рука на плечо
три — правая рука кладётся на пояс
четыре— левая рука на пояс
раз — правая рука опускается вниз
три — левая рука опускается вниз
три-четыре — два хлопка перед собой.
Упражнение можно повторить с прыжками по шестой позиции.
СОРОКОНОЖКА
(Песня – игра)
Ритмические задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.
Дети стоят в колонну, взявшись за локти.
Мчится утром по дорожке Идут «паровозиком»
Быстрая сороконожка. Идут «паровозиком»
Громко ножками стучит, Топающий шаг
По делам она спешит. Топающий шаг
Зацепилась за пенек, Остановка
И задрала сорок ног Одновременно поднять правые ноги, затем левые
Хи – хи – хи, Три хлопка справа
Да ха – ха – ха! Три хлопка слева
Вот какая чепуха Четыре раза дрыгнуть правой ногой
Хи – хи – хи, Три хлопка справа
Да ха – ха – ха! Три хлопка слева
Вот какая чепуха Четыре раза дрыгнуть левой ногой
Вот какая чепуха! Легкий бег «паровозиком»
Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку».
МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН
(пальчиковая гимнастика)
Ритмические задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Мы делили апельсин, В руке воображаемый шар
Много нас, Руки в стороны
А он один. По тексту
Эта долька для ежа, Одной рукой загибаем мизинец другой руки
Эта долька для чижа, Безымянный палец
Эта долька для утят, Средний палец
Эта долька для котят, Указательный палец
Эта долька для бобра, Большой палец
А для волка Показать руками «зубы»
Кожура. Опустить кисть пальцами вниз
Волк сердит на нас, «зубы»
Беда! Двумя руками обхватить щеки
Разбежались кто куда! Пальцами «убежать»
УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ
раз — хлопок перед собой
два — правая рука прикладывается к виску (отдаём честь), левая рука вытягивается вперёд, кулак сжат, большой палец смотрит наверх.
Три — хлопок перед собой
четыре — левая рука прикладывается к виску (отдаём честь), правая рука вытягивается вперёд кулак сжат, большой палец смотрит наверх.
Повторить несколько раз. Сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
НОСЫ.
(упражнение на дыхание)
(Сидя на полу «по турецки»)
Припев:
У всех людей, вытянуть правую руку вперёд.
У всех зверей вытянуть левую руку вперёд.
Имеются носы. приложить руки к носу и вытянуть обе руки вперёд.
Носы нужны, повернуть голову вправо и поднять нос наверх.
Носы нужны повернуть голову влево и поднять нос наверх.
Не только для красы! приложить руки к носу и вытянуть обе руки вперёд.
И ни вздохнуть, сделать глубокий вдох.
И ни чихнуть сказать громко «А-пчхи»
Без носа нам нельзя! приложить руки к носу и вытянуть обе руки вперёд
Скажу вам я: наклон головы вправо
Носы не зря наклон головы влево
Придуманы, друзья! наклон головы вправо, влево
1
По носам узнать повернуть голову вправо и поднять нос наверх.
Зазнайку нам легко:
Задирает нос зазнайка повернуть голову влево и поднять нос наверх.
Высоко!
Очень просто наклон корпуса вперёд вправо
Любопытных узнают:
Любопытные повсюду наклон корпуса вперёд влево
Нос суют!
Припев.
2
И неряху мы правой рукой вытираем нос
Узнаем без труда: левой рукой вытираем нос
Грязный нос неряху правую руку вытираем об одежду
Выдаст нам всегда! левую руку вытираем об одежду
Плаксу видно, трём кулачками глаза
Даже если нету слез:
Обязательно у плаксы закрыли нос руками
Красный нос! Открыли нос, вытянув руки вперёд
Припев.
(Песенка про носы Ева Синельникова, Аркадий Островский)
Литература:
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001
- Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. – Волгоград, 2007
- Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007.
- Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. КасицынаМ.А.,БородинаИ.Г.-М.: Гном и Д,2005
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред.Е.А Медведевой. М.:Академия,2002
- Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М., 1968.
- Т.Суворова Танцевальная ритмика для детей.
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: уч. пособ. для детей дошкольного и мдладшего школьного возратса. – М. 1989
nsportal.ru
Материал по психологии на тему: Коррекционная ритмика для детей с ОВЗ
Музыкально — ритмические занятия (коррекционная ритмика) для детей с ОВЗ
Направленность.
С рождения ребенок испытывает потребность в общении. С возрастом эта потребность увеличивается. Во взаимодействии ребенком усваиваются нормы и правила поведения, умение общаться, добиваться того, что хочется и учитывать желания других людей. Во время игр происходит развитие эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает действия игры, увеличивается словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
Актуальность.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием. Развитие общения у детей, имеющих отклонения, качественно отличается от развития его в норме. Часто «особенным» детям трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с родными. Навыки взаимодействия и общения у «особых» детей могут сформироваться в результате специальной работы. Групповое занятия создает положительный фон, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает настроиться на общение.
Группа часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. В одной группе могут оказаться дети с разными проблемами, так как даже у самого «сложного», «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют почувствовать себя успешным.
Коррекционная ритмика необходима для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением зрения.
Это своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании.
Это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Цель: профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова.
Задачи:
Оздоровительные: укрепление костно — мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.
Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно- творческие способности; воспитание личностных качеств, умения выполнять правила выполнения упражнений.
Развивающие: создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Необходимость проведения специальных занятий (коррекционной ритмики) для дошкольников с нарушениями интеллекта обусловлена спецификой развития данной категории детей: недостаточность сенсомоторной координации
замедление приема и переработки сенсорной информации
импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная истощаемость
нарушения произвольности поведения
отставание в физическом развитии
нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений, недостаточность двигательных качеств
ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
•коррекция психических функций (внимания (переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения, восприятия (слухового, пространственного, зрительного)
•коррекция эмоционально-волевой сферы (умение передавать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения), формирование адекватного группового поведения
•коррекция моторной сферы (развитие пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодоление глобальных синкинезий)
•развитие согласованности движений и речи
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД
1 раздел Упражнения на ориентировку в пространстве.
2 раздел Ритмико-гимнастические упражнения.
3 раздел Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
4 раздел Игры под музыку.
5 раздел Танцевальные упражнения.
Занятие
(повторяется, пока дети самостоятельно не смогут выполнять движения)
Занятие 1
Задача: разучиваем движения под счет (3 упражнения).
Занятие 2
Под музыку отрабатываем.
Занятие 3
Отрабатываем выполнение движений под стихотворение.
Занятие 4
Движения под музыку и со стихотворением.
Занятие 5
Увеличиваем количество упражнений и отрабатываем под счет, под музыку.
Занятие 6
Новые и знакомые упражнения отрабатываем под музыку и со стихотворением.
Занятие 7
Закрепляем все выученные упражнения.
Приложение.
Встали в круг. Будем ходить. (движения под музыку — медленная музыка — ходим, быстрее – бегаем. Идем на носочках, руки на пояс). Руки на поясе и показываем стороны право-лево, верх- низ.
Игра «Вода, земля, огонь, воздух»
Логоритмика Железновой.
Пальчиковая гимнастика.
Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.
Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.
Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.
«Погреемся»
Наши ручки замерзают,
Поиграем мы немножко,
Да похлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Чтобы пальчики согреть – надо ручки растереть!
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
Игра «Веселый шнурок».
Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!
Песенка «Топ-топ».
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Посмотрите на картинки. Что это? (муз. инструменты).
Возьмите инструменты. Встаньте. Игра «Дождик и дятел».
Игры под музыку.
Игра с мячиками «Ручеек»: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности; развитие двигательной активности, координации движений, игровой деятельности.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
«Лови-Лови»
Мячик сделан из резины.
Об пол бью его рукой_
Он взлетает, как пружина,
Пляшет, точно заводной.
Игра «Цирк».
Танцевальные упражнения.
Танец «Маленьких утят»
Релаксационное упражнение.
«Медведь»
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит
И находит в дуплах мед.
И в рот к себе кладет,
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Музыка «Шум леса», дети лежат на ковриках.
Встали, попрощались.
nsportal.ru
Коррекционная ритмика | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.
Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития дошкольного возраста характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. И одной из технологий преодоления недостатков психомоторной сферы является комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций. На занятиях развиваются саморегуляция, произвольность движений и поведения, что очень важно для подготовки к школе.
В детском саду коррекционно-развивающая работа проводится всеми специалистами, это- учитель-дефектолог, логопед, психолог, воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель. А не так давно была разработана особая технология – «Коррекционная ритмика». Специфической особенностью занятий Коррекционной ритмики является то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционнных технологий.
Занятия по коррекционной ритмике проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным работником, так как рекомендуется проведение занятий под «живое» музыкальное сопровождение с частичным использованием аудиозаписей. Однако это не всегда возможно, я проводила занятия только с использованием аудиозаписей. Диск из серии «Знаки зодиака для Малышей» Козерог, где собраны шедевры классической музыки, аранжированные для детей, мне очень подошел. Пользовалась литературой М.А. Касицына, И.Г. Бородина «Коррекционная ритмика»
Проводила я занятия один раз в неделю и комплекс упражнений меняла каждый месяц. Дети занятия очень ждали, в свободной деятельности воспроизводили отдельные эпизоды занятий.
Занятие в старшей группе длится 30 минут, в подготовительной – 35 минут.Занятие делится на части:
Вводная часть – двигательная разминка (5 минут) – ходьба, перестроение в различных направлениях.
Основная часть (20 минут) — упражнения на развитие и коррекцию основных движений, музыкально-ритмических движений, совершенствование психомоторики, развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы, на оптимизацию функции дыхания.
Заключительная часть – подвижная или речевая игра и обязательная релаксационная фаза.
Старшая группа. Комплекс № 1 (Октябрь)
I Вводная часть.
Ритмическая разминка (ходьба в колонне под музыку) Музыка – Иоганн Брамс «Венгерский танец»
II Основная часть
1. Двигательное упражнение «Домик». Музыка — Иоганн Брамс «Венгерский танец»
Цель: развитие слухового внимание.
Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети останавливаются, присаживаются на корточки, подни
educontest.net