Рисунки в технике граттаж: Техника рисования Граттаж. Рисунки граттаж своими руками. Граттаж
Техника рисования Граттаж. Рисунки граттаж своими руками. Граттаж
Я здесь: Главная ›
Творчество
›
Уроки рисования
› Граттаж — это просто и интересно!
Уроки рисования
Ты всегда мечтал нарисовать что-то необычное, уникальное, не похожее на работы Твоих одноклассников и друзей? У меня идея! Как насчет картины в технике граттаж?
68241 т.1
Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.
Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры.
Хочешь создать свою собственную картину в технике граттаж? Давай попробуем!
Для работы Тебе понадобятся:
- два листа бумаги (важно: один — толстый (например, белый картон — он будет полотном для будущей работы), и один обычный — для эскизного рисунка),
- карандаш;
- ручка, которая уже перестала писать;
- набор гуаши;
- кисточка;
- черная тушь или черная гуашь;
- свеча.
1. Возьми толстый лист бумаги (или белый картон) и обозначь на нем хаотичными плоскостями места, которые потом мы закрасим в разные цвета.
Плоскости могут быть любых форм: в виде пятен, как у меня, или же в виде кругов, полосок. Могут иметь четкие контуры, или плавно перетекать из одного цвета в другой.
Все зависит от твоей фантазии.2. Когда плоскости будут обозначены, разрисуй их в различные цвета. Цветовую гамму подбирай самостоятельно. Это могут быть только теплые, или только холодные цвета, или все цвета радуги, как у меня. Когда вся бумага будет раскрашена, оставь ее до полного высыхания.
Маленький совет: используй больше светлых и ярких цветов, они делают хороший контраст с черным цветом.
3. Если краска высохла, можно смело переходить к натиранию бумаги. Возьми любую ненужную свечу и щедро натирай ней бумагу. Важно, чтобы слой воска был толстым, тогда царапать рисунок будет на много легче. Если у Тебя образовался белый налет, как на фото — тогда все хорошо. Но перед тем, как переходить к следующему этапу, проверь, все ли плоскости хорошо натерты воском.
4. На этом этапе покроем бумагу черной тушью или гуашью. Если Ты покрываешь поверхность черной тушью, предварительно стоит растворить ее с мылом. Так тушь будет лучше ложиться на восковую поверхность. Бумагу закрашиваем плотно, не оставляя белых пятен и разводов. Оставляем до полного высыхания, а сами в то время приступаем к следующему этапу.
5. Пока заготовка под рисунок граттаж сохнет, подготовим эскиз нашего будущего творения. Я выбрала цветочную композицию. Для начала кругами обозначим расположения будущих цветов и нарисуем линии стеблей.
6. На обозначенных плоскостях рисуем разнообразные сказочные цветы. Их форму, размер, листочки можешь придумать сам. Пусть Твои цветы будут оригинальными, фантастическими — это придаст рисунку индивидуальности. Прорисуй толстые стебли.
7. Добавь к цветам сказочные листочки, а также дорисуй детали фона: бабочек, пузырьки и любые другие украшения.
8. Эскиз картины готов. Осталось только перенести его на заготовленное черное полотно. Как это сделать? Очень просто.
Сверху на черную бумагу ровно приложи бумагу с эскизов, чтобы уголки листочков совпадали. Возьми ручку, которая уже перестала писать, и прорисуй контуры эскиза, немного прижимая. Такой метод поможет сделать отпечаток эскиза на черной бумаге. Проверь, все ли контуры Ты обвел. Когда все будет готово, сними листок, и Ты увидишь, что контуры рисунка перебились на бумагу, как показано на фото.
9. А теперь можно перейти к самому интересному! Полученные контуры начинай царапать ручкой, которая не пишет, или острой палочкой. Если слой воска под краской будет толстым, то Ты убедишься, как легко и приятно царапается рисунок.
Создавая рисунок в технике граттаж, Ты убедишься, насколько интересно наблюдать, как под краской появляются различные цвета, и цветок получает сказочную окраску.
10. Процарапай все контуры до самого конца. Тогда у Тебя получится такой рисунок, как у меня. Можно оставить его так, он уже замечательный. А можно еще добавить различных орнаментов и штриховок для более оригинального вида.
11. На этом этапе добавь рисунку уникальности с помощью различных штриховок, орнаментов. Некоторые части можно полностью процарапать. По желанию, добавь травку и некоторые элементы фона. Все зависит от твоей фантазии.
Поздравляю, рисунок готов! Эту композицию я решила сделать цветной, поэтому для начала покрывала лист бумаги цветными пятнами. Можно делать и черно-белые рисунки граттаж. В таком случае лист бумаги не покрывается красками, а сразу натирается свечой, а затем — черной тушью или гуашью.
Черно-белые граттажи похожи на гравюры и выглядят просто невероятно. Не бойся фантазировать и экспериментировать. Попробуй также рисовать без предварительного эскиза, сразу делая царапины на готовом полотне. Это будет прекрасно развивать Твою фантазию!
Успехов в творчестве!
Автор урока: Алина Монич
Читай также:
- Рисуем орнаменты и узоры,
- Рисуем весенние цветы.
Теги: Мастер-класс
Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Другие материалы по темеПоздравительный конверт с птич…
Учимся рисовать волка
Полезные изделия из нитей
Рисуем свою комнату
Рисуем козу — символ 2015 года
Как нарисовать пейзаж?
Интервью: юные Instagram-блоге…
Секреты петриковской росписи
что это такое, поэтапное описание с шаблонами, конспектом и примерами работ
Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.
Содержание
1 Граттаж как нетрадиционный способ рисования
2 Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ
2.1 Материалы для работы
2.2 Граттаж с элементами аппликации
2.3 Способы оформления основы
2.3.1 Натирание восковой свечой
2.3.2 Фон цветной гуашью
2.3.3 Фон восковыми мелками
3 Подходящая тематика занятий в технике граттаж
4 Граттаж поэтапно
4.1 Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»
4.2 Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»
4.
4.4 Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии
4.5 Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж
5 Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж
6 Видео: комплексное занятие по теме «Космос»
7 Фотогалерея: детские работы в технике граттаж
Граттаж как нетрадиционный способ рисования
Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.
Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности
Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография.
Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.
Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад».
М. Добужинский первым в России использовал граттографию
В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).
Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж
Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ
В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.
Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение.
При рисовании каждый раз происходит маленькое чудо — на тёмном фоне постепенно появляются образы
Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:
- Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
- Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
- Активно развивается фантазия.
- Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.
Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр.
Вначале процарапываются контуры, которые потом закрашиваются
При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.
Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности.
Закрашивание листа разноцветными восковыми мелками обычно доставляет ребятам большое удовольствие
Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.
Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Материалы для работы
Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:
- Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
- Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
- Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
- Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
- Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
- Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.
Рисование в технике граттаж предполагает определённый набор инструментов
Граттаж с элементами аппликации
Воскографию можно успешно сочетать с аппликацией. Причём, это могут быть не только бумажные элементы, но и вата, рваные салфетки, насыпь крупой и пр. Например, при создании композиции «Северное сияние» дошкольники процарапывают светящееся разноцветное небо. Затем педагог раздаёт готовые шаблоны медведей и вату для создания снежных сугробов. Рисунок получится просто волшебным.
Граттаж красиво сочетается с аппликацией
Способы оформления основы
Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному.
Натирание восковой свечой
Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами:
- Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом).
- Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью.
- Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу.
Самое простое — натереть лист восковой свечой
Кстати, профессиональные художники вместо воска применяют мел, особую глину, яичный желток. Конечно, в детском саду применение таких материалов нецелесообразно.
После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.
Гуашь должна полностью высохнуть
При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа.
Фон оформлен с помощью восковой свечи
Фон цветной гуашью
Фон можно оформить цветной гуашью. Это могут быть фрагменты разных цветов. После высыхания первого слоя его можно дополнительно покрыть воском.
Каждый фрагмент закрашивается своим цветом, основа выглядит очень ярко
Также можно исходить от содержания будущего рисунка, например, «Звёздное небо над морем». При этом лист следует разделить по горизонтали на две части, нижняя закрашивается синим, верхняя — жёлтым цветом.
Фон здесь — это один слой гуаши поверх другого
После высыхания цветной краски основа покрывается сверху чёрной гуашью. Рисование происходит аналогично с помощью процарапывания.
Фон восковыми мелками
Интересный вариант оформления основы — закрашивание её восковыми карандашами. Это могут быть цветные пятна, полоски и пр. Цвета выбираются опять-таки согласно «настроению» будущего рисунка. В отличие от работы с гуашью, процесс здесь идёт намного быстрее, и дошкольники легко справятся с заданием. Главное — оставлять поменьше пробелов. После раскрашивания мелками лист бумаги также покрывается чёрной гуашью.
Закрашивать нужно фрагментами — каждый цвет на отдельном участке
При работе с гуашью можно использовать маленькую хитрость. Если краска скатывается с первого слоя, обработанного восковыми мелками или свечой, то можно обезжирить его с помощью талька. Порошок посыпается по всей поверхности листа и растирается ватным диском.
Подходящая тематика занятий в технике граттаж
Для рисования в технике граттаж воспитатель может предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:
- Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
- «Северное сияние».
- Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр.
- «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).
- Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок».
- Натюрморт «Фрукты в вазе».
- «Подводный мир».
- «Космос».
- Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».
При создании осеннего пейзажа основу лучше окрасить в жёлто-оранжевые тона
Граттаж поэтапно
Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».
Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.
Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая
Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.
За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными
После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.
В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным
Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.
Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей
После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.
Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой
Как вариант можно нарисовать птицу вначале на обычном листе тонкой бумаги. Затем он кладётся на чёрную основу и вновь прорисовывается — только уже шариковой ручкой. В результате очертания рисунка будут хорошо заметны, и останется только проработать их острым предметом.
После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).
После проработки мелких деталей рисунок готов
Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»
- 1. При закрашивании основы восковыми мелками следует выбирать нежные весенние тона
- 2. При нанесении гуаши воду нужно использовать минимально
- 3. Вначале процарапывается самая крупная деталь — ствол дерева
- 4. Дети кропотливо прорисовывают мелкие детали — пышную крону, травку, птичек на ветках
Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»
- 1. Закрашивать основу нужно узкими полосами
- 2. В гуашь перед использованием желательно добавить мыло
- 3. Зубочисткой прорисовываются залпы салюта, направленные в разные стороны
- 4. В окнах домов нужно отражаются залпы салюта
- 5. Чтобы рисунок был ещё эффектнее, на небе можно добавить множество звёзд
Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж
Смотрите это видео на YouTube
Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии
Смотрите это видео на YouTube
Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж
https://youtube.com/watch?v=JDwls-WO1Ms
Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж
Автор и название занятия | Ход занятия |
Савчук Л. «Цветы для феи» Старший дошкольный возраст | Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ: «Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома — разноцветные». — Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле — волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником). — Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно? Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях (закрашивать яблочки в технике по мокрому слою бумаги; рисовать сказочную поляну в технике монотипия и набивной жёсткой кистью: рисовать разнообразные образы в технике кляксографии; рисовать дерево саксаул способом выдувания кляксы трубочкой). |
— Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Причитаем, что она пишет? (Да). «Здравствуйте дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять зимой? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея». (Читать письмо можно под музыку). — Поможем доброй Фее? (Конечно). Тогда за дело! — Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём…. «А, вы решили, что победили? Не тут — то было! Я — великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.» — Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей). | |
— Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками! Показать способ процарапывания заострённой палочкой. — Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрного исчезнет. Получается? (Да). Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги. — Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи! | |
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха. Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки. | |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obrazovatelnoi-oblasti-hudozhestvenoe-tvorchestvo-netradicionaja-tehnika-risovanija-gratazh. html | |
Почанина Е.А. «Космический пейзаж» Подготовительная группа | 1. Организационная часть Педагог: — Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка: Он чёрен как ночь И звёзд в нем не счесть Планет и созвездий В нём множество есть Что же это за место, Возникает вопрос И каждый ответит Ведь это же……………………….(космос) Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят — очень много звёзд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и т. д,). Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе |
Игра: «Космическое путешествие» Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами. — Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчёт времени. Пять, четыре, три, два, один… Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идём на посадку. Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира. Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!! Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите? Ответ детей: Нашу планету, звёзды, луну, спутники, комету и др. Внимание!!! Ракета идёт на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что увидите, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам). Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчёт времени: Пять, четыре, три, два, один…. Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у) Педагог: Вот вернулись из полёта. Наши храбрые пилоты. | |
Понравилось вам путешествовать? Вы увидели много интересного, вам будет о чём рассказать землянам, а ещё лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. — Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины) | |
2. Практическая часть: — Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объёмными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребёнка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне». | |
3. Итог занятия Выставка рисунков. Педагог: О чём вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребёнком стихотворения В.Татаринова «Космонавт» Я ракету выстрою, в дальний путь уйду. Самую лучшую выберу звезду И в пути, конечно, я вспомню милый дом И пятиконечные звезды над Кремлём. Где планеты кружатся, мой корабль пройдёт. Там со мной подружится солнечный народ. И мальчишки местные встретятся со мной, Я спою им песенку о Земле родной! | |
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/cons/4601-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-posredstvom-tekhniki-risovaniya-grattag.html |
Видео: комплексное занятие по теме «Космос»
Смотрите это видео на YouTube
Фотогалерея: детские работы в технике граттаж
- Бабочка на лугу (старший дошкольный возраст)
- Бабочки над цветком старшая группа
- Дельфин (старший дошкольный возраст)
- Зима: рисунок выполнен на голубом фоне
- Космические просторы (Коваль Маша, подготовительная группа)
- Красота подводного мира (Смирнова Екатерина, 5 лет)
- Лес (Алдашенко Алёша)
- Мишка на севере: граттаж сочетается с аппликацией (средняя группа)
- На морских просторах (Светлицкая Маша, подготовительная группа)
- Парусник в море (старший дошкольный возраст)
- Пингвины на льдине (Алдашенко Алёша, подготовительная группа)
- Подводный мир (Игнатов Саша, подготовительная группа
- Праздничный салют в ночном небе (средняя группа)
- Прогулка в осеннем лесу (средний дошкольный возраст)
- Рыбка (подготовительная группа)
- Салют над городом (Кондрашова Альфия, 5 лет)
- Сказочная птица (подготовительная группа)
- Улитка (Светлицкая Маша, подготовительная группа)
- Цветы в вазе (старший дошкольный возраст)
- Цветы для феи: фон закрашен только жёлтым цветом, что придаёт композиции особую оригинальность
Техника граттаж привлекает простотой исполнения и оригинальным эффектом. Поэтому она идеально подходит для занятий в детском саду. Задача педагога — подать их максимально интересно. Следуя простым инструкциям, дошкольники смогут создать настоящее произведение искусства и поверить в свои способности. Им захочется творить с помощью воскографии снова и снова.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
(14 голосов, среднее: 4.6 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Скретч-арт, Техника скретчборда, Рисование, Джон Агнью
Поделиться:
Джон Н. Агнью, представленный в журнале The Artist’s Magazine (июль/август 2012 г.), сделал себе имя как художник по скрэтчборду. «Мне нравится рисовать акрилом, потому что он позволяет мне работать быстро», — говорит он. «Мне нравится скретчборд за его способность воспроизводить очень точные детали и качество линий, похожее на травление». Он предупреждает, что работа утомительна и отнимает много времени, однако требует терпения и выносливости. «Придерживаться этого — самая трудная часть», — говорит он. «Я ставлю перед собой небольшие цели (измеряемые в квадратных дюймах) и постоянно напоминаю себе о том, как здорово это будет выглядеть, когда я закончу, и как эта скука окупится в конце».
В этом бесплатном отрывке из статьи Агнью делится 12 штрихами на доске, которые помогут вам начать.
Автор: John N. Agnew
1. Все эффекты на изображениях 1, 2 и 3 были достигнуты с помощью точечной обработки поверхности кончиком лезвия № 11 X-Acto. (Некоторые художники по скрэтчборду предпочитают использовать стилус или иглу в ручке, а не использовать лезвие X-Acto. ) Изменение давления лезвия, которое меняет размер точек, а также плотность точек, дает светлые и темные тона. . Если оставить области пустыми, они станут черными.
2. Случайные узоры создают неровные тона, которые полезны для изображения шероховатых текстур или песка, но не гладких поверхностей.
3. Регулярные узоры, такие как короткие ряды равномерно расположенных точек, дадут более плавные тона. Делаю несколько коротких рядов пунктиром в одном направлении, затем меняю так, чтобы ряды шли в другом направлении. Это предохраняет ряды от образования отвлекающих узоров. Если вы оставите пробелы или разместите ряды неровно, вам придется вернуться и тщательно заполнить пробелы, чтобы сгладить тон.
4. Вы можете изменять яркость и ширину линий или штриховок, изменяя давление вашего инструмента. Линии тоньше волоска возможны с помощью острого инструмента и очень небольшого давления.
5. Использование острой кромки лезвия X-Acto перпендикулярно направлению линии приводит к получению широкой линии. В этом случае вы в основном скоблите, а не гравируете.
6. Штриховка для получения ровных тонов требует некоторой практики. Лучше всего это работает, когда линии короткие и расположены равномерно. Добавьте больше слоев штриховки, чтобы увеличить яркость (белизну).
7. Грубые текстуры и тона можно получить с помощью произвольной перекрестной штриховки и очень мелких штрихов.
8 и 9. Перекрестная штриховка поверх штриховки может дать очень эффектные тона. Начните с штриховки по области; затем добавьте блики и затенение с помощью перекрестной штриховки.
10, 11 и 12. Вы можете использовать линии для создания тона и текстуры: в «Твердой руке, изученной технике» я создал текстуру коры кипариса, используя линии, чтобы предложить форму и текстуру. Используйте маленькие штрихи и наносите их в направлении, которое предполагает топографию объекта.
Прочтите полную статью о технике рисования Агнью в журнале Artist’s Magazine (июль/август 2012 г.). И не пропустите выпуск при подписке!
Бесплатный предварительный просмотр на сайте artistnetwork. tv
Нажмите здесь, чтобы просмотреть предварительный просмотр видео «Полный курс рисования для начинающих с Рональдом Суонвиком, часть 1».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ
• Смотрите художественные мастер-классы по запросу на ArtistsNetwork.TV
• Получите неограниченный доступ к более чем 100 электронным учебникам по рисованию
• Онлайн-семинары для художников
• Мгновенная загрузка журналов по изобразительному искусству, книг, видео и многого другого
• Подпишитесь на электронную рассылку новостей Artist’s Network и получите БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу
Поделиться:
Урок скретчинга в старшей школе
- Джейн
- Эй
- Кэрри
- Бекка
- Джалин
- Рози
- Лаура
Проект «Скретч-доска»
«Моя школа рисования»: обзор правила третей (композиция) и основные приемы скретч-арта или техники рисования на доске. Затем они нарисовали свои композиции на бумаге и перенесли их на бумагу для рисования. Я не мог не гордиться ими — результаты были прекрасны!! Этот проект может быть выполнен с искусством старшей начальной, средней или старшей школы.
Расходные материалы: Черные доски для скретч-арта с покрытием 8 1/2 дюйма x 11 дюймов, набор из 10 шт.
Задачи:
• Учащиеся изучат искусство, называемое скретч-артом, который представляет собой вычитающий процесс рисования.
• Они научатся технике скретч-арта для создания различных тонов и текстур с помощью штриховки, перекрестной штриховки и штриховки.
• Они создадут репрезентативный рисунок, в котором двухмерные формы будут казаться трехмерными.
Доставка:
ЗНАЧЕНИЕ
- Значение — это светлота или темнота цвета .
- Каждый цвет имеет соответствующий ему оттенок серого. Некоторые цвета выглядят почти черными.
- Одна из целей значения — создать иллюзию глубины, чтобы 2D-объект ВЫГЛЯДИЛ так, как будто он трехмерный
- Добавление переходных значений называется SHADING
- Самое важное, что нужно знать при затенении, это… Откуда исходит ИСТОЧНИК СВЕТА!
- Типы затенения через LINE. (На ЧЕРТЕЖЕ)
Градация: Создание изменений значений с помощью смешанных тонов- Штриховка: Создание ценности с помощью серии параллельных линий. Чем БЛИЖЕ линии друг к другу, тем ТЕМНЕЕ значение
- Штриховка: Создание ценности с помощью двух или более пересекающихся наборов параллельных линий. Чем БЛИЖЕ линии друг к другу, тем ТЕМНЕЕ значение
- Волнистые линии: Создание ценности с помощью волнистых или нерегулярных линий. Чем БЛИЖЕ линии друг к другу, тем ТЕМНЕЕ значение
- Пунктир: Создание ценности с помощью серии точек. Чем ближе точки друг к другу, тем темнее значение 90 168.
- Создание ценности на круглых поверхностях. Линии должны СЛЕДОВАТЬ КРИВИЗНЕ или контуру объекта.
SCRATCH ART
- Scratch board (Art) — Scratch Art — это графическая техника. Он используется для создания стоимостных чертежей. Скретч-доска — это бумажная доска, покрытая воском, глиной или левкасом и покрытая сверху черными чернилами.
- Как это работает?
- Поверхность скрэтчборда изначально полностью черная. Когда вы царапаете или «вытравливаете» поверхность (черные чернила) с помощью инструментов для царапания, вы обнажаете плату под ней, оставляя белую метку.
- Это процесс, противоположный рисованию, потому что вместо нанесения темного значения или линии вы процарапываете рисунок «обратным» светом.
- Гравюра выполняется карандашом или ручкой, потому что на самом деле вы рисуете «реверсом» или светом. Вы вытравливаете черную, окрашенную чернилами поверхность, чтобы показать, где свет падает на объект(ы). Каждый раз, когда вы царапаете поверхность бумаги, сквозь нее просвечивает белый цвет, так что вы на самом деле создаете различные значения света.
д. Вы должны тщательно спланировать, где вы будете вытравливать свет. - Этот процесс называется ВЫЧИТАНИЕ.
- Эта техника похожа на рисование белым карандашом по черной бумаге.
- Скретч-доска Инструменты:
a. Нож Exacto- для царапин
b. Инструменты для гравировки Art Scratch - Скретч-доска Техники:
При царапании можно использовать различные штрихи. В зависимости от объекта, над которым вы работаете, вы должны использовать разные методы создания значений, чтобы показать текстуру этого конкретного объекта.- НИКОГДА НЕ СОКРАТИТЕ РИСУНОК ПОЛНОСТЬЮ!!! Контуры портят пернатый или пушистый край!
- Всегда держите лист бумаги под рукой во время царапанья.
- Не прикасайтесь к поверхности доски для скретчинга пальцами — они маслянистые, и это может предотвратить появление царапин.
- В качестве общего руководства – ИСПОЛЬЗУЙТЕ МАЛЕНЬКИМИ ШТАГАМИ !!!! Меньшими штрихами легче контролировать процесс царапания.
- Отступите и осмотрите свою фигуру на расстоянии, чтобы увидеть, получаете ли вы желаемые диапазоны значений.
- 3 основных техники скретч-арта:
- Штриховка: Создание ценности с помощью серии параллельных линий. Вы можете изменить яркость и ширину линий или штриховку, изменяя давление вашего инструмента. Линии тоньше волоска возможны с помощью острого инструмента и очень небольшого давления. Использование острой кромки лезвия X-Acto перпендикулярно направлению линии приводит к получению широкой линии. Чем ближе линии друг к другу, тем СВЕТЛЕЕ значение.
- Перекрестная штриховка: Создание ценности с помощью серии перекрещивающихся или пересекающихся линий Чем ближе линии расположены друг к другу, тем СВЕТЛЕЕ значение. Грубые текстуры и тона могут быть достигнуты с помощью случайной перекрестной штриховки и очень маленьких штрихов. Перекрестная штриховка поверх штриховки может дать более точные значения. Начните с штриховки по области; затем добавьте блики и затенение с помощью перекрестной штриховки.
- Пунктир: Создание ценности с помощью серии точек. Пунктирность создается путем тыкания в поверхность кончиком лезвия X-Acto. Изменение давления и угла лезвия изменит размер точек, а также толщину точек. Чем ближе точки друг к другу, тем СВЕТЛЕЕ значение. Если оставить области пустыми, они станут черными.
- При создании текстуры с помощью скретч-арта — важные моменты, на которые следует обратить внимание:
- Тип линии: прямая или изогнутая
- Направление линии: вверх, вниз, по диагонали.
- Длина линии: короткая или длинная
- Интервальная видеосъемка волка из Scratchboard: http://www.youtube.com/watch?v=aF9uFyWx3fk
Упражнение: Практика
- Используйте прямой нож или нож Exacto. Держите его, как карандаш. Этот инструмент делает тонкие линии или точки.
- Небольшими движениями и легким нажимом проведите по доске. Возможно, вам придется изменить положение лезвия, чтобы эффективно поцарапать поверхность. Используйте очень небольшое давление, чтобы просто соскоблить верхний слой черного и не прорезать картон под ним.
- Попрактикуйтесь в рисовании линий с разными характеристиками:
• Тонкие схематичные линии, идущие в одном направлении — штриховка
• Жирные линии (положите инструмент на бок, чтобы очистить поверхность)
• Короткие изогнутые линии для демонстрации меха
• Длинные изогнутые и прямые линии для демонстрации текстуры дерева
• Заштрихованные линии для отображения оттенка
• Точечный рисунок
ПРОЕКТ
Цель проекта: Создать оригинальный рисунок пушистого или пернатого животного или птицы на доске. Рисунок должен быть реалистичным и точно прорисованным. Используйте штриховку, перекрестную штриховку и штриховку, чтобы реалистично начертить весь диапазон значений на доске.
Инструкции
- Найдите изображение без авторских прав или сфотографируйте пушистое или пернатое животное или птицу. (Подробности см. ниже)
- Нарисуйте контур вашей идеи на листе белой бумаги размером 8,5×11 дюймов.
- Перенесите его на доску для заметок, покрыв обратную сторону листа белым мелом, затем прикрепите его скотчем поверх доски и обведите линии. НЕ СНИМАЙТЕ БУМАГУ (она защитит черную поверхность при хранении вашего проекта)!
- Начните стирать свои СВЕТОВЫЕ ЦЕННОСТИ. Заштрихуйте, используя штриховку, перекрестную штриховку и пунктирную штриховку (пунктирную штриховку можно использовать, чтобы добавить немного света — отлично подходит для носа).
- Чертежи должны отображать полный набор значений и текстур
Найдите или сделайте снимок
- Найдите изображение без авторских прав. В Google->Images включите «Labeled for Reuse».
- Сфотографировать-> Открыть камеру
- Сделайте снимок своего кекса крупным планом, который займет большую часть экрана. Имейте очень мало отрицательного пространства. Он может уйти от «страницы», и можно отрезать часть дна (обертки). Он также может быть не по центру (более интересно).
Редактирование изображения
- Перейдите в приложение «Фотографии» и выберите фотографию, которую хотите использовать.
- «Редактировать» фотографию: обрезать до соотношения сторон 8:10 или 4:5 по вертикали и 10:8 или 5:4 по горизонтали
- Нажмите на фильтры и выберите «Нуар» или «Моно».
- Сделайте любое другое редактирование «контрастности, яркости или теней», которое вы хотели бы сделать.
- Нажмите ГОТОВО.
Поместите сетку на изображение
- Откройте Safari, введите www.GridDrawingTool.com
- Нажмите Шаг 1: Загрузить и нажмите на библиотеку фотографий.