cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рисование в старшей группе детский сад: Конспект нод в старшей группе по рисованию на тему ” Наш любимый детский сад | План-конспект занятия по рисованию (старшая группа):

Содержание

поэтапный конспект занятия, в том числе домик трех поросят

В народе говорят: «Сказка доброму научит». Воспитатель с помощью сказочных сюжетов обучает детей ещё и изобразительным навыкам. Тема «Сказочные домики» имеет разнообразные интерпретации, но общее ядро — в постановке задания создать композицию по мотивам художественного произведения. Не просто нарисовать домик, но запечатлеть на бумаге кусочек сказки.

Содержание

  • 1 Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочные домики»

    • 1.1 Краски и основа для рисования

    • 1.2 Техники рисования

      • 1.2.1 Видео: сказочный домик (акварелью)

      • 1.2.2 Видео: избушка на курьих ножках (фломастерами и пастелью)

    • 1.3 Сочетание с элементами аппликации и лепки

    • 1.4 Задания разного уровня

    • 1.5 Место занятия «Сказочные домики» в картотеке по рисованию

  • 2 Конспект занятия «Сказочные домики» в старшей группе

    • 2.

      1 Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    • 2.2 Таблица: конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочные домики»

  • 3 Порядок выполнения рисунков

    • 3.1 «Сказочный терем»

    • 3.2 «Дворец Снежной Королевы»

    • 3.3 Фотогалерея: примеры работ

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Сказочные домики»

Рисование домиков дети начинают осваивать в младшем дошкольном возрасте (с 3 лет). Умение видеть в образе жилища геометрические фигуры развивается: от сочетания «квадрат+треугольник» к сложным моделям зданий. Тема «Сказочные домики» одновременно сужает тему «Здания» и даёт мощный стимул к фантазированию. Домики в сказках обычными не бывают:

  • избушка на курьих ножках,
  • теремок,
  • замок Кощея Бессмертного,
  • ледяной дворец Снежной Королевы,
  • домики трёх поросят,
  • избушки ледяная и лубяная,
  • жилища гномов в грибах,
  • дома цветочного города, куда попал Незнайка,
  • пряничный домик ведьмы.

Сказочные персонажи удивительны и оригинальны, вот и домики у них такие же

Цель занятия «Сказочные домики» — способствовать совершенствованию художественных навыков у детей через рисование необычного образа. Тема подходит для рисования по замыслу или с натуры, её можно развить в сюжетное рисование. Занятие «Сказочные домики» многогранно в реализации развивающих задач:

  • развитие пространственного мышления и видения, построение композиции с учётом ориентации листа (горизонтально, вертикально),
  • передавать образ предметов с учётом величины, формы и пропорций,
  • умение самостоятельно выбирать и сочетать цвета для рисунка,
  • совершенствование технических навыков рисования,
  • формирование умения продумывать сюжетную сценку,
  • стимулирование желания детализировать и украсить рисунок.

У сказочных домиков много декоративных элементов, которые дети стараются запечатлеть в своих рисунках

Краски и основа для рисования

Рисование сказочных домиков — это создание детьми иллюстраций к фантастическим историям. Сказки вызывают у детей восторг. Эмоциональная палитра отражается и в цветовой палитре рисунков. Простой карандаш используется только для предварительного наброска.

На занятии «Сказочные домики» используются традиционные материалы:

  • цветные карандаши,
  • гуашь,
  • акварель,
  • кисти из натуральной щетины разной толщины,
  • альбомная бумага.

Фломастеры и восковые мелки — яркий и простой материал. Их стоит использовать для закрашивания фона и обводки контуров.

Для творческой свободы ребёнку необходимо предоставить разнообразные материалы

Техники рисования

  1. Набросок. Создание карандашного эскиза — обязательный этап предметного рисования в старшей группе. Схематичная зарисовка объекта предваряет работу и карандашами, и красками.

    Из схематичной зарисовки скоро получится сказочная избушка

  2. Рисование цветными карандашами:
    1. Закрашивание — штриховкой с разным нажимом для получения светлых/тёмных тонов.
    2. Прорисовка контура и деталей — сильный нажим на карандаш.

      Карандашами выполняется закрашивание и детализация сказочного домика

  3. Рисование красками:
    1. Заливка фона — акварелью, широкой кистью.
    2. Закрашивание — гуашью, кистью средней толщины.
    3. Обводка и детализация — гуашью, тонкой кистью.

      В старшей группе дети учатся подбирать толщину кисточки для каждого этапа рисования

    4. Нетрадиционные техники рисования:
      1. Восковыми мелками и акварелью.
      2. Солью.
      3. Через мокрую марлю.
      4. Пальчиками и другими способами.

        Рисование в нетрадиционной технике не заменяет занятия «Сказочные домики» по классическим приёмам рисования. Можно предложить детям дополнить картинку необычным способом: набрызгом, отпечатками. Подробнее о нетрадиционных техниках рекомендуем прочитать в статье.

        В технике пластилинография можно выполнить всю работу, а можно дополнить классический рисунок пластилиновыми мазками

Видео: сказочный домик (акварелью)


Смотрите это видео на YouTube

В видеозанятии показано, какими приёмами рисуется домик, как украсить декоративными элементами. К сожалению, основа и краски выбраны нелогично. На гладкой бумаге не годится рисовать акварелью. Ребёнок явно испытывает затруднение — краска сразу не ложится. Стоило использовать гуашь.

Видео: избушка на курьих ножках (фломастерами и пастелью)


Смотрите это видео на YouTube

Для занятия в старшей группе рекомендуем из этого видео взять схему рисования избушки. Материалы заменить на цветные карандаши. Чёрный фломастер допускается использовать для обводки и прорисовки деталей.

Сочетание с элементами аппликации и лепки

Рисование сказочных домиков сочетается с другими видами изобразительной деятельности:

  • с лепкой: персонажи сказки, элементы домика или второго плана создаются лепкой на плоскости;
  • с аппликацией: полосками или кусочками цветной бумаги выкладывается какая-либо часть домика (крыша, окна, крыльцо) или детализируется фон.

Аппликацию можно сделать из имеющихся в творческом уголке природных и бросовых материалов:

  • сухие листья, палочки, веточки,
  • крупа,
  • бумажные салфетки,
  • ватные шарики/диски,
  • бусинки, пуговицы, ленты.

Снег на домике удачно имитирует аппликация из ваты

Задания разного уровня

Детям, проявляющим особые успехи в рисовании (художественно одарённым), рекомендуется давать дополнительные задания:

  • нарисовать сказочного персонажа и его домик,
  • детализировать фон,
  • в украшении домика использовать изученные элементы декоративного рисования (завитки, например).

Индивидуальные задания по рисованию сказки направлены на поддержание и развитие таланта

Место занятия «Сказочные домики» в картотеке по рисованию

Тема «Сказочные домики» перекликается с программным содержанием НОД (изучение геометрических фигур, зданий в городе/селе), занятиями по литературному чтению, кружковой деятельностью (инсценировка сказок). Рисование домиков проводится по мотивам изученных/повторённых произведений.

Занятие может быть включено в проект по сказкам (русским народным или зарубежным) и иметь значимый результат:

  • организация выставки в холле детского сада,
  • рисование декораций (домиков на ватмане) для инсценировки,
  • создания альбома сказочных иллюстраций.

Изготовление сказочных домиков для актового может быть продолжением занятия по рисованию

Тема «Сказочные домики» отлично подходит для коллективной работы. Дети рисуют композицию на листе ватмана, придерживаясь алгоритма:

  • тонировка бумажной основы,
  • рисование объектов второго плана,
  • закрепление индивидуальных рисунков в сюжетное целое.

Сказочные домики можно расписать в стиле народной живописи, например, филимоновской

Конспект занятия «Сказочные домики» в старшей группе

После постановки целей и задач воспитатель планирует содержание занятия.

Занятие по рисованию в старшей группе организуется по схеме:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Информационно-ознакомительный этап — 4–5 минут.
  • Практическая работа:
    • объяснение задания, рассматривание и обсуждение образца — 2–3 минуты,
    • самостоятельная работа детей — 14–16 минут.
  • Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в целом) — 2 минуты.

В качестве смены деятельности и поддержания позитивного настроя внутри группы структурные элементы занятия перемежаются с дидактическими играми и динамическими паузами.

Вводная часть занятия имеет мотивирующую направленность. Детей необходимо увлечь темой и дать пищу для фантазии и творчества.

Детям нравится рисовать. Занятия по изо-деятельности приносят радость, в свободное время тоже посвящается альбому и карандашам. К сожалению, даже рисование детям может наскучить. Рутины и монотонности следует избегать. Разнообразить занятие несложно, дети охотно подключаются к игровым ситуациям, обсуждают, задают вопросы.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Форма мотивирующего материалаПример использования на занятии
Выставка «Сказочные домики»
  • фигурки или игрушечные домики,
  • книжные иллюстрации, репродукции картин
Ребята изучают выставку и отвечают на вопросы воспитателя:
  • Как вы думаете, такие здания есть в нашей стране?
  • Одинаковые ли домики по форме/размеру?
  • Какие герои могли бы поселиться в этих жилищах?
  • Кому какой домик приглянулся? Почему?
Просмотр или прослушивание сказочного фрагмента, где есть описание домиков (из «Три поросёнка», например)
Дети высказывают впечатления от сказки. Рассказывают, какими они представляют домики героев.
Проблемная ситуацияВ гости к ребятам приходит вымышленный персонаж (из конкретной сказки или условный гномик/фея/зверушка). Он печален и рассказывает, что злой волшебник разрушил его домик. Дети успокаивают беднягу и находят решение проблемы — построить (нарисовать) новый дом.

Выбирайте для вводного этапа занятия материал, который увлечёт конкретную группу детей. Если в коллективе преобладают аудиалы, прослушайте музыкальную сказку. Визуалам будет интересна красочная выставка или макет с множеством элементов. Кинестетики с удовольствием поиграют с фигурками и домиками.

Прослушивание и обсуждение сказки — этап подготовки к рисованию

Таблица: конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сказочные домики»

АвторМарин М.
Задачи
  1. Образовательные:
    1. Учить детей изображать сказочные домики, передав его сказочный облик через конструкцию, детали, украшения.
    2. Проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе сказочной постройки, цветовой гаммы и декоративных украшений. Использовать на первом этапе вспомогательный рисунок, осознанно использовать приёмы рисования кистью.
  2. Развивающие:
    1. Развивать технические навыки работы с гуашью.
    2. Развивать творческое мышление, воображение, речевую активность, коммуникативные навыки.
  3. Воспитательные:
    1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  4. Коррекционные:
    1. Развивать зрительно-моторную координацию, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаза.
Ход занятияВ.: Добрый день, ребята! Давайте мы с вами улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Своими улыбками мы создадим атмосферу хорошего настроения.
Ребята, мне сегодня пришло письмо от сказочных героев! Вот что они пишут. В волшебном лесу случился пожар: это Баба-Яга развела костёр и забыла потушить его. В результате сгорели все дома сказочных персонажей: и домик Красной Шапочки, и теремок, и дом трёх медведей, и поросят, и даже избушка на курьих ножках. Волшебным персонажам теперь негде жить. А ведь скоро наступит зима. И теперь герои сказок очень просят вас помочь им!
Как вы думаете, как мы им можем помочь?
Дети: Мы нарисуем для них новые домики.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми образцы домов, иллюстрации; дети уточняют форму, строение домов, части, их расположение.
В.: Расскажите, кто какой домик решил нарисовать? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
<…>
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
<…>
Рефлексия
В.: Посмотрите, какие красивые домики у вас получились, я думаю, сказочным героям будет приятно в них жить.
А как вы думаете, понравятся ли они нашим сказочным героям? (Ответы детей.)
Чей рисунок вам больше всего нравится? Почему?
Что получилось легко, а что вызвало затруднения?
Уборка рабочего места.
Выставка детских работ.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-v-starshei-grupe-skazochnye-domiki-910757.html

Занятие Марин М. — образец классического занятия по рисованию в старшей группе. В рамках реализации проекта по ИКТ в детском саду письмо от сказочных героев можно сделать в формате видео.

Показ и обсуждение работ — обязательный этап занятия по рисованию в старшей группе

Порядок выполнения рисунков

Рассмотрим рисование композиции «Сказочные домики» в классических техниках — карандашами и красками.

«Сказочный терем»

  1. Нарисовать набросок простым карандашом.

    Карандашный набросок составляется из геометрических фигур

  2. Закрасить основные элементы цветными карандашами.

    Закрашивать нужно штриховкой в одном направлении

  3. Нарисовать элементы второго плана.

    Объектами второго плана могут быть деревья, например

  4. Детализировать рисунок.

    Детали рисуются сильным нажимом на карандаш

  5. Рисунок готов.

    Рисунок готов

«Дворец Снежной Королевы»

  1. Нарисовать карандашный набросок.

    Карандашный набросок выполняется в вертикальной ориентации

  2. Залить фон акварелью при помощи широкой кисти.

    Фон для ледяного замка должен быть в холодных тонах

  3. Обвести и закрасить гуашью набросок.

    Сначала рекомендуется аккуратно обвести гуашью набросок

  4. Обвести тонкой кистью контуры рисунка.

    Замок Снежной Королевы из снега и льда, то есть белый с синим

  5. Детализировать дворец.

    Детали дворца: окошки, дверь, ступени

  6. Рисунок готов.

    Ледяной дворец готов

Фотогалерея: примеры работ

Замечательная идея — представить сказочный домик в форме гриба
Домики в сказках не только у положительных персонажей, но и у отрицательных
Дом внутри дерева — сказочное жилище лесных существ
Рисование сказочных домиков по замыслу даёт материал для прекрасной выставки
Сказочные домики могут быть частью сюжетного рисования
Домики трёх поросят разной формы, цвета и фактуры
Рисование акварелью возможно в старшей группе, но без заливки фона

Рисование по сказочным мотивам не только развивает у детей технические навыки владения кистью и карандашами. Это развитие эстетического вкуса и фантазии.

  • Автор: Мария Скопина









Во многих сказках петушок является главным персонажем, храбрым защитником животных. С обучающимися старших групп мы постарались передать образ красивого, храброго с радужным хвостом петушка на своих рисунках с помощью гуашевой краской и кисточкой.





Рисование с помощью свечи и акварели вызывает интерес у детей и нравится взрослым. Результат не всегда предсказуем, но по мере проб и ошибок вырабатывается навык изображения. Детям особенно нравиться сам процесс неожиданности проявления скрытого изображения. Такая техника способствует развитию интереса к свойствам материалов, формирует навыки работы с акварелью, способствует формированию чувства цвета (умению подбирать цвета в сочетании, технические изобразительные навыки, развивает воображение).