Развитие высших психических функций у дошкольников: Развитие высших психических функций I Психологический центр «Диалог»
Развитие высших психических функций I Психологический центр «Диалог»
Главная / Услуги / Развитие ВПФ
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Высшие психические функции (ВПФ) — это специфические психические функции человека: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Процесс развития ВПФ у ребёнка идёт постепенно. В период от 0 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека.
У каждого ребёнка процесс развития высших психических функций сугубо индивидуален. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.
В случае недостаточной сформированности тех или иных психических процессов, ребёнок может испытывать трудности, как в социальной, так и образовательной среде. Не у всех детей перед поступлением в школу достаточно развиты мозговые структуры, необходимые для успешного обучения.
Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте, задолго до прихода ребёнка в школу. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей.
Мозг ребёнка пластичен. Недостаточно сформированные психические процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление и др.) до периода школьного обучения (до 7 лет) можно развить с помощью занятий с нейропсихологом, а после поступления в школу — скорректировать.
Занятия с нейропсихологом в каждом возрасте имеют свои особенности и различия.
У детей 3-4 лет частой проблемой является развитие речи (ЗПРР, ЗПР, ОНР и др.). Речь — одна из самых сложных высших психических функций человека. Она организует и связывает такие психические процессы как внимание, восприятие, память, мышление.
Нейропсихологические занятия способствуют развитию речи ребёнка, после прохождения курса, практически все дети начинают говорить.
В 4-5 годам особое внимание следует уделить моторному развитию, в том числе координации движений. В этом возрасте начинается развитие и созрелание эмоциональной сферы, закладывается новое отношение к миру. Идёт интенсивное развитие познавательной сферы ребёнка.
Занятия с нейропсихологом способствуют развитию моторной, эмоциональной и познавательной сфер.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит формирование волевой сферы ребёнка, это возраст начала появления учебной мотивации. Проблемы с саморегуляцией (неусидчивость, высокий уровень отвлекаемости, гиперактивность и др.) в этом возрасте могут помешать успешной подготовке к школе.
Нейрозанятия способны решить большинство из этих проблем.
Примерно к 7-летнему возрасту ребёнок переживает, так называемый, кризис личности. Этот период является серьёзной стрессовой ситуацией. Не все дети готовы к школьному обучению. Выполнение новых обязанностей, соблюдение дисциплины и правил при недостаточно сформированной волевой сфере, дефиците внимания, саморегуляции могут стать настоящей проблемой.
Занятия с нейропсихологом помогают ребёнку стать более успешным в школе.
У школьников с 7 до 12 лет развитие психических процессов продолжается, и не у всех детей формирование высших психических функций идёт равномерно.
Для них нейропсихологические занятия направлены уже не на развитие, а на коррекцию, и могут стать настоящим прорывом к обучению.
Развитие высших психических функций для детей от 3 до 12 лет имеет особое значение. Своевременное обращение к специалисту-нейропсихолог помогает избежать ряда трудностей у дошкольников и младших школьников.
Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните нам: +7(905)641-12-58.
Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста | Консультация (средняя группа) на тему:
У ребенка есть страсть к игре,
и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.
Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить , следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т. д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным. С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.
Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность).
Невнимательность:
- Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
- Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- Организовать свою деятельность;
- Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
- Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
- Забывчивость в повседневной деятельности;
- Отвлекаемость на посторонние стимулы.
( из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)
Гиперактивность:
- Суетлив , не может сидеть спокойно;
- Вскакивает с места без разрешения;
- Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
- Не может играть в тихие игры, отдыхать.
( из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)
Импульсивность:
- Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.
Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
- Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
- Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
- Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами — их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции — раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
- застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» — играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Педагог-психолог
Вельмова С.П.
13.11.2015 год
История развития высших психических функций. Выготский
Немного предыстории. Хотя некоторые из работ Выготского были переведены на английский язык, в том числе сильно отредактированная версия « Мысль и язык » 1963 года, публикация, вызвавшая бум исследований Выготского в США, была опубликована в 1963 году.Разум 78 в обществе. Я читал эту книгу в аспирантуре, и она мне очень понравилась. Только позже я понял значение предисловия редакторов: книга представляла собой сборник работ Выготского, куратором которого был наставник Майкла Коула А. Р. Лурия и дополнены иллюстративными исследованиями Лурии, Леонтьева и других сподвижников Выготского. Эти работы включали неопубликованный «Инструмент и символ»; раздел 3 из История развития высших психических функций ; и два эссе из сборника 1934 г. Психическое развитие детей и процесс обучения . Часть иллюстративного материала взята из других разделов
Поскольку История развития высших психологических функций составляла большую часть этой интригующей книги, и, поскольку Лурия неоднократно ссылался на нее в других местах, мне было очень интересно прочитать сам текст. Но это было легче сказать, чем сделать, поскольку книга не была опубликована как отдельный текст. Я мог бы получить его части. Например, сжатая версия глав 1, 2, 4 и 4 занимает около 35 стр. Леонтьева, Лурии и Смирнова (19 стр.).66) Психологические исследования в СССР под названием «Развитие высших психических функций». Глава «Генезис высших психических функций» находится в сборнике Верча 1981 года «Понятие деятельности в советской психологии ». Но если вы хотите прочитать всю книгу (а то и часть), вам придется обратиться к Собранию сочинений 1997 года
, что в переводе с русского Собрание сочинений . (Некоторое время я не думал, что в библиотеке UT есть CW , но, видимо, я использовал неправильные условия поиска.)Версия Собрания сочинений включает первоначально опубликованные главы (гл. 1–5), опубликованные в 1931 году [ , но см. примечание в комментариях ниже : 6 августа 2019 г. ]. Но в него входят и гл.6-15, «которые публикуются впервые», согласно примечаниям к русскому изданию (с.279). Конечно, эта сноска не дает большого контекста, поэтому мне неясно, действительно ли Выготский рассматривал их как часть одной и той же работы или написал их в одно и то же время.
В этом обзоре я расскажу только об оригинальной книге. Я могу взяться за остальное в будущем обзоре. [Редактировать: я просмотрел остальные 25 сентября 2019 года]
Глава 1.
Здесь Выготский начинает с того, что предлагает новую точку зрения на развитие высших психических функций. Раньше вопросы ставились однобоко, ошибочно, прежде всего потому, что исследователи видели высшие психические функции «как естественные процессы и образования», не отличая естественное от культурного (с. 2). «Высшие психические функции и сложные культурные формы поведения со всеми их особенностями функционирования и строения, со всем своеобразием их генетического пути от зарождения до полной зрелости и смерти, со всеми особыми законами, которым они подчинены, обычно оставались вне поля зрения. поле зрения исследователя» и тем самым «сложные образования и процессы расчленялись на составные элементы и уже не существовали как целое, как структуры» (с.2). То есть традиционно анализ расчленял систему высшей психической функции (ВПФ) и, следовательно, мог изучать только ее составляющие, низшие психические функции (НПФ).
Следовательно, психология сообщает нам , когда дети изучают абстрактные понятия, но не почему или как . Психология еще не различала две линии развития, природную и культурную, и два различных набора законов, которым следует каждая из них (стр. 3). Решение Выготского состоит в том, чтобы ввести в психологию диалектический метод (стр. 3). Здесь он отмечает, что и американский бихевиоризм, и российская рефлексология являются редуктивными, разлагающими формами без учета качества — недиалектический подход, который, по его словам, приводит к «огромной мозаике психической жизни», а не к единому целому (стр. 4). Напротив, диалектический подход Выготского рассматривал психические функции как взаимодействующие в системе, которая качественно отличается от своих частей (стр. 4). Он добавляет:
История развития высших психических функций невозможна без изучения предыстории этих функций, их биологических корней, их органических свойств. В младенческом возрасте устанавливаются генетические корни двух основных культурных форм поведения: с использованием орудий труда и человеческой речи ; это обстоятельство само по себе ставит младенческий возраст в центр предыстории культурного развития. (стр.6)
Выготский отмечает разрыв между общей психологией и детской психологией, который он приписывает разрыву между изучением низших и высших психических функций (стр. 7). В настоящем томе он перечисляет три основные концепции своего исследования:
- высшие психические функции
- культурное развитие поведения
- овладение собственным поведением через внутренние процессы (п.7)
Он утверждает, что в развитии ВМП есть две ветви:
- «процессы овладения внешними материалами культурного развития и мышления», такие как язык и арифметика;
- процессы развития специальных ВМП, таких как внимание и логическая память (с.14)
Выготский утверждает, что культурному развитию человека предшествует его биологическое развитие, но оно отделено от него. «При совершенно ином типе приспособления у человека первостепенное значение имеет развитие его искусственных органов, орудий, а не изменение органов и строения его тела» (стр. 16). Действительно, первобытный и культурный человек на биологически равны (с. 17; напомним, что это утверждение лежит в основе узбекской экспедиции, проводившейся в 1931-1932 гг.). (Выготский не говорит об этом здесь, но его концепция Нового Человека основывалась на культурном развитии, как он намекал в своем 1930 эссе на эту тему, советское изменение человека было культурным, а не генетическим, и любой человек с любым генетическим фоном мог приобрести культурные инструменты для достижения новых высот.)
Здесь Выготский перечисляет некоторые из HMF: вербальное мышление, логическая память. , образование понятий, произвольное внимание, воля; все они совершенно изменены у культурного человека (стр. 17). «В процессе исторического развития общественный человек меняет способы и приемы своего поведения, преобразует природные инстинкты и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения — специфически культурные» (с. 18). А в культурной среде органическое развитие дает «исторически обусловленный биологический процесс», в котором культурное развитие сливается с органическим созреванием. Один пример: «развитие речи у ребенка» (с.20).
Ссылаясь на Дженнингса, Выготский отмечает, что, как и у животных, «человек также имеет свою систему деятельности, которая держит в пределах его способы поведения. В его системе, например, полет невозможен. Но человек превосходит всех животных, потому что он может расширить радиус его деятельности безграничен при использовании орудий. Его мозг и рука сделали его систему деятельности, то есть сферу доступных и возможных форм поведения, бесконечно широкой». Таким образом, решающим моментом в развитии ребенка является момент, когда он самостоятельно находит и использует орудия (с. 20). Здесь ребенок переходит от животной деятельности к человеческой; но этот переход не означает ухода одного ради другого. Скорее, две системы (животная/органическая и человеческая/культурная) развиваются вместе (стр. 21). (Сравните описание Энгестромом эволюции посредников при переходе от животного к человеку в Обучение путем расширения .)
Животные, утверждает Выготский, не имеют биологической платформы, которая есть у нас, «определенной степени биологической зрелости», необходимой для поддержки HMF (стр.
Гл.2. Метод исследования
В этой главе Выготский излагает свои методологические принципы. Хотя я давно не читал его «Историческое значение кризиса в психологии», эта глава кажется ему соответствующей. «Наша основная идея» заключается в том, что при переходе от животного к человеку мы сделали
диалектический скачок, ведущий к качественному изменению самого отношения между стимулом и реакцией. Мы могли бы сформулировать наш основной вывод так: поведение человека отличается таким же качественным своеобразием по сравнению с поведением животных, как весь тип приспособления и исторического развития человека отличается от приспособления и развития животных, потому что процесс психического развития в человеке есть часть общего процесса исторического развития человечества. (стр. 39)
Человек воздействует на природу, включая самого себя, и создает для себя новые условия, которые позволяют ему формировать себя (с. 38).
Выготский и коллеги
Мы начали наше исследование с психологического анализа нескольких форм поведения, встречающихся, правда, нечасто, в повседневной, обыденной жизни и поэтому всем известных, но также являющихся в высокой степени сложными историческими образованиями древнейших эпох в психическое развитие человека. Эти приемы способов поведения, стереотипно возникающие в данных ситуациях, представляют собой виртуальные застывшие, окаменевшие, кристаллизовавшиеся психологические формы, возникшие в отдаленные времена на самых примитивных стадиях культурного развития человека и удивительным образом сохранившиеся в виде исторических пережитков. в окаменевшем и в живом состоянии в поведении современного человека. (стр. 39)
Одной из них является дилемма буриданова осла, которую люди решают с помощью искусственно введенных вспомогательных стимулов (например, вы можете принять решение, подбрасывая монету; стр. 46). На самом деле люди часто определяют свое поведение «с помощью искусственно созданных стимулов-устройств», таких как завязывание узла для запоминания или бросание игральной кости (стр. 50). Он бездоказательно добавляет: «Завязывание узла для запоминания было одной из самых первых форм письменного слова. Эта форма сыграла огромную роль в истории культуры, в истории развития письменности» (с. 50; но факты говорят о том, что Выготский ошибся в этом примере.)
Здесь Выготский обсуждает знаки, определяемые как «искусственные раздражители-приборы, вводимые человеком в психологическую ситуацию, где они выполняют функцию автостимуляции» (с.54). Обозначение — это создание и использование знаков, и оно отличает человеческое поведение (стр. 55). «В процессе общественной жизни человек создал и развил более сложные системы психологических связей, без которых была бы невозможна трудовая деятельность и вся общественная жизнь». Знаки — это «устройства психологической связи по самой своей природе и по своей существенной функции» (стр. 56). (Здесь мы видим, что знаки занимают центральное место в качестве предшественников трудовой деятельности — формулировка, которую Леонтьев впоследствии перевернет с ног на голову.) Один из примеров использования знаков — память: узел «запоминает» поручение для человека, который связывает его в том смысле, что узел есть активная форма приспособления или внешний процесс запоминания. То есть память превращается во внешнюю деятельность, будь то в узлах или в памятниках (с.59).
Выготский предупреждает, что, хотя мы можем говорить о знаках как об инструментах, это аналогия , которую нельзя довести до победного конца, и «мы не должны ожидать, что обнаружим большое сходство с рабочими орудиями в тех устройствах, которые мы называем знаками». (см. его очень похожее обсуждение 1930 г.). То, что он называет «инструментальной функцией знака», есть «функция стимула-прибора, выполняемая знаком по отношению к какой-либо психологической операции, то есть орудием человеческой деятельности» (с.60). Мы не можем свести на нет различие между орудием и знаком: «орудия как приспособления для работы, приспособления для овладения процессами природы и язык как приспособление социального контакта и общения растворяются в общем понятии артефактов искусственных приспособлений» ( стр.61). Скорее, Выготский утверждает, что мы должны понимать разницу следующим образом:
- использование знаков является «посреднической деятельностью», в которой люди контролируют поведение
- использование орудий труда является посреднической деятельностью, в которой человек подчиняет себе природу (стр. 61-62)
Это « расходящихся направлений посреднической деятельности» (с.62). Далее Леонтьев вновь переворачивает эту формулировку с ног на голову, рассматривая трудовую деятельность как точку зарождения психологии человека, стирая тем самым грань между орудием/знаком и внешней природой/саморегуляционным поведением.
Гл.3. Анализ высших психических функций
Выготский открывает эту главу кратким обсуждением системного подхода Левина к психологии. Характерно, что Выготский не цитирует, но мысль очень похожа на связанную книгу. Однако Выготский не купился на гештальт-психологию, которая (как он утверждал) отвергает анализ целого и остается описательной (стр. 66, 67) — несмотря на собственный аргумент Левина о том, что науки должны перейти от описательного к объяснительному подходу (стр. 69). Выготский предлагает экспериментально-генетический метод (стр. 68). В то время как классические психологические эксперименты ставятся для анализа сложных реакций в автоматизированной форме — своего рода «вскрытие» (стр. 75), — Выготский стремился преобразовать автоматизированный процесс в живую реакцию (стр. 76; сравните акцент Бодкера на срывах, которую я продолжил в своей собственной методологии).
Чуть позже в этой главе Выготский представляет свою знаменитую треугольную диаграмму, показывающую стимул, реакцию и опосредующие средства (стр. 79; эта диаграмма также появляется в «Орудии и знаке» и была представлена читателям США через 9 лет).0004 Разум в обществе ). Выготский утверждает, что из этой опосредованной структуры состоят все высшие формы поведения (стр. 80).
Гл.4. Структура высших психических функций
Здесь Выготский различает примитивные структуры (естественные, в основном зависящие от «биологических особенностей психики») и высшие структуры («генетически более сложная и высшая форма поведения») (с.83). ). Критически важно то, что традиционная психология не исследовала «этот феномен, который мы называем овладением собственным поведением» — и даже, в случае Джеймса, объясняла такие ВМП, как воля, с точки зрения чудес (стр. 86)! Выготский исследует самообладание, снова используя различие между орудием (обращенным вовне) и знаком (обращенным внутрь, реконструирующим свои мыслительные операции) (с.89).). Все в высшем поведении, т. е. все исключительно человеческое, связано с искусственными средствами мышления (с. 90). Все же высшее поведение есть совокупность низших, элементарных, естественных процессов; культура ничего не создает (с.92).
Гл.5. Генезис высших психических функций
Здесь Выготский впервые рассматривает работы Келера и Коффки (которого он характеризует как ламаркианца) и Бюлера (который пытается объединить Ламарка и Дарвина; стр. 100). Через Джанет он утверждает, что все, что является внутренним в HMF, раньше было внешним; отношения между HMF когда-то были отношениями между людьми (стр. 103). Это приводит нас к общему генетическому закону культурного развития: каждая функция проявляется дважды, сначала интерпсихологически, затем интрапсихологически. Это социогенез высших форм поведения. Все ВМП суть интериоризированные отношения социального порядка (с.106). Развитие рассматривается как происходящее не в постоянном накоплении мелких изменений, а в виде качественных скачков (стр. 110; обратите внимание на основанный на диалектике аргумент количественный->качественный).
А это оригинальная книга. В этом томе Собрания сочинений есть еще много глав, которые, по-видимому, оставались неопубликованными до выхода CW . Я могу пересмотреть их в будущем. Но основное внимание я уделял этому труднодоступному переводу на HMF. После прочтения у меня появилось гораздо более ясное представление о том, что пытался сделать Выготский в 1931 году и как это повлияло (и расходилось) с его коллегами. Если вас интересует Выготский, особенно тот Выготский, с которым вы впервые столкнулись в Разум в обществе , очень рекомендую.
Теория когнитивного развития Выготского в социальных отношениях – Ростки – Обучающие видео – Социальные науки
Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. Выготский считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.
«Отлично. Я изучал эти теории когнитивного развития, читая учебные материалы, и действительно засыпал. Но как только я начала смотреть ваши мультфильмы, я действительно проснулась. Я считаю, что это отличный способ представить знания. Уважать!»
– Сат санга онлайн
Полная история
Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. В то время как Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие детей происходит поэтапно, Выготский отверг его идеи и считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.
четыре элементарные психические функции
Выготский утверждал, что мы рождаемся с четырьмя «элементарными психическими функциями»: Внимание, ощущение, восприятие и память. Именно наша социальная и культурная среда позволяет нам использовать эти элементарные навыки для развития и, наконец, обретения «высших психических функций». . Во-первых, есть то, что мы можем сделать сами. Далее идет Зона ближайшего развития, которая представляет собой то, что мы можем сделать с помощью взрослого, друга, технологии или того, что Выготский назвал Более Знающим Другим. Наконец, есть то, что находится за пределами нашей досягаемости.
Пример близнецов
Чтобы проиллюстрировать это, давайте подумаем о близнецах, выросших в сообществе, в котором мальчики должны учиться и добиваться успеха, а девочки должны быть только красивыми. В возрасте 10 месяцев оба обладают способностью ползать и находятся в зоне ближайшего развития для обучения стоянию на ногах.
Более знающий Другой, в данном случае отец, предоставляет мальчику возможность потренироваться в игровой комнате, которую он оборудовал лесами и другими предметами. Мальчику предлагается изучить оборудование, и в конце концов он использует его, чтобы подтянуться. Через несколько часов он курсирует вдоль построек. И через несколько дней он уже стоит на ногах. Девушка также может стоять, но не получает никакой поддержки в обучении навыку.
Когда мы сравним их, мы увидим, что пока девочка все еще пытается встать, мальчик переместился в новую зону. Он умеет балансировать стоя и теперь может научиться ходить. Оба со временем научатся ходить, но, по словам Выготского, мальчик будет более умелым.
Одни и те же принципы применимы ко всему обучению и развитию высших когнитивных функций. И только те, кто учится с помощью способного наставника, могут полностью раскрыть потенциал своих способностей.
Выготский, таким образом, считал, что внутри Зоны ближайшего развития обучение может предшествовать развитию, а это означает, что ребенок способен усвоить навыки, выходящие за пределы его естественной зрелости.
учреждение Выготского
Он также установил явную связь между речью и мыслительными понятиями, утверждая, что внутренняя речь развивается из внешней речи путем постепенного процесса «интернализации». Это значит, что сама мысль развивается в результате разговора.