Развитие речи в средней группе фрукты: Конспект по развитию речи на тему: «Описание фруктов». | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа):
Конспект по развитию речи на тему: «Описание фруктов». | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа):
Тема занятия: «Описание фруктов».
Группа: Средняя
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: учить сравнивать и описывать фрукты.
Программные задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путем отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать прилагательные в речи, образовывая их от существительных.
Развивающие: развивать умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; воспитывать умение слушать друг друга;
Словарная работа: фрукты, фруктовый, апельсиновый, лимонный, вишневый, сливовый, персиковый,
Предварительная работа: рассматривание картинок фруктов, игра «Что где растет», беседа на тему «Фрукты», «Заготовки из фруктов».
Материалы и оборудование: Ежик и Лисенок, конверт, картинки с изображением фруктов, мяч, листы бумаги с изображением овалов и кругов; две картинки с фруктами для нахождения различий, муляжи фруктов, свежие фрукты.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день! Веселый час!
Очень рада видеть вас.
Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт)
Дети: Ежик и лисенок
Воспитатель: Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик – что-то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем. (Берет конверт, открывает его)
Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.
Дети: стоят полукругом и смотрят на доску.
2. Отгадывание загадок. Описание фруктов по цвету и форме.
1.Круглое, румяное
Оно растет на ветке
Любят его взрослые
И маленькие детки (яблоко)
(повесить на доску картинку яблока, и дети должны рассказать о нем).
Воспитатель: Что это? Какого цвета яблоко? Какой формы? Какого размера яблоко?
Дети: Яблоко красное, круглой формы. Яблоко большое.
2.С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
(На доске — картинка апельсина).
Воспитатель: Что это? Какого цвета апельсин? Какой формы? Какого размера? Как вы думаете, апельсин сладкий или кислый?
Дети: Апельсин оранжевого цвета, круглой формы…
3.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень-очень (лимон)
(на доске – картинка лимона).
Воспитатель: Что это? Какого цвета лимон? Какой он формы? Какого размера лимон?
Дети: отвечают на вопросы
4.Синий мундир, белая подкладка,
В середине сладко. (Слива.)
(на доске – картинка сливы).
Воспитатель: Что это? Какого цвета слива? Какой формы? Какого размера слива?
Дети: отвечают на вопросы
5.Целый табун лошадей на одной привязи. (Виноград.)
Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает виноград? Какой формы? Какого размера виноград?
Дети: отвечают на вопросы
Воспитатель: Сижу на дереве, кругла как шар,
Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)
Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает вишня? Какой формы? Какого размера вишня?
Дети: Вишня красного цвета, круглой формы. Вишня маленького размера.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, лимон? Что это? Дети: фрукты.
Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?
Дети: на деревьях
Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: фруктовые
Воспитатель: Где растут фруктовые деревья?
Дети: в саду.
Воспитатель: Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев?
Дети: фруктовый сад
Воспитатель: Молодцы! Ежик и Лисенок тоже вами довольны.
Физкультминутка «Садовник»
Воспитатель: Давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов, проходите ко мне. Вставайте в круг. А Ежика и Лисенка мы посадим в центре круга.
Дети: Выходят на ковёр к воспитателю, встают в круг.
«Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали, Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.
Яблоню белили мы известью, белилами. Движение правой рукой вверх-вниз.
Починили мы забор. Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг
— Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь? На каждое название загибают один палец.
Дам в награду слив лиловых, груш медовых,
Самых крупных спелых яблок, Протягивают руки вперёд.
Вишен целый килограмм,
Вот что вам в награду дам.
Вишен целый килограмм, Вот что вам в награду дам.
3. Игра «Какая(-ое, -ой)? Какие?».
Воспитатель: А сейчас мы с вами присядем на палас Ежик и Лисенок будут вам катать мяч и называть цвет и предмет в единственном числе, например желтая груша, а вы должны сказать как будет во множественном числе – желтые груши..
Воспитатель от имени Ежика и Лисенка: оранжевый апельсин
Ребенок: оранжевые апельсины
4. Раскрашивание.
Воспитатель: раздает каждому ребенку лист бумаги, на котором изображены овалы и круги.
Дети: по инструкции воспитателя раскрашивают фигуры, затем определяют, на что стала похожа раскрашенная фигура.
5. Игра «Угощения».
Воспитатель: Ребята, но Ё. и Л. не знают, зачем люди выращивают столько много фруктов. Ведь если их не есть все сразу, они что сделают?
Дети: испортятся, станут не вкусными
Воспитатель: Давайте расскажем нашим друзьям, как можно хранить фрукты.
Дети: варить, сушить, замораживать
Воспитатель: А что можно готовить из фруктов?
Дети: варенье, компот, сок, повидло
Воспитатель: Я – ведущая, даю вам фрукт и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?»
Ребенок: апельсиновый
Воспитатель: «Сок из персика какой?»
Ребенок: персиковый
Воспитатель: «Сок из яблока какой?»
Ребенок: яблочный
Воспитатель: «Сок из груши какой?», «Сок из банана какой?», «Сок из лимона какой?» (надо поиграть с каждым ребенком) ).
6. Игра «Забывчивый покупатель».
Выбирается «продавец» и «покупатель». На столе разложены муляжи или картинки с изображением фруктов. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать предмет: цвет, форму, вкус, какой он на ощупь, какой внутри. По описанию «продавец» отгадывает фрукт, который хочет купить «покупатель».
7. Рефлексия. Игра «Определи на вкус».
Воспитатель: Ежик и Лисенок принесли нам угощения. Сейчас мы с вами наденем на наши глазки повязки, подойдем к столу и на вкус должны определить, что это за фрукт? Ну, а Ежик и Лисенок посмотрят правильно вы выполните задание или нет.
Дети: закрывают глаза и берут подготовленные фрукты в рот и отгадывают, что съели.
Воспитатель: Молодцы! Ежику и Лисенку пора возвращаться в лес, давайте мы с ними попрощаемся. До свидания ребята..
Дети: До свидания
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты» | План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Фрукты»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о фруктах.
Образовательные задачи:
— закреплять и расширять представления детей об особенностях фруктов;
— учить детей обследовательским навыкам;
— уточнение качественных признаков фруктов при отгадывании загадок;
— практическое употребление существительного множественного числа в родительном падеже;
— развитие мышления;
— составление словосочетаний.
Развивающие задачи:
— развивать связанную речь и активизировать словарь по теме занятия;
— развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
— развивать дыхание;
— Развивать темп и координацию речи и движений.
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к продуктам;
— способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: зеркала, предметные картинки с изображением фруктов; муляжи фруктов; трафареты и карандаши; главный герой занятия Речевичок.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дидактическая игра «Хлопни, как я!».
Взрослый хлопает 1 раз — ребенок повторяет; взрослый хлопает 2 раза — ребенок тоже хлопает 2 раза, взрослый хлопает 3 раза — ребенок хлопает 3 раза.
2. Знакомство с органами артикуляции.
— Раздать детям зеркала и рассказать, как с ними обращаться.
— Рассмотреть перед зеркалом рот, губы, зубы, небо («потолок»), бугорки, верхние и нижние зубы, верхнюю и нижнюю губу).
— Для чего нам нужны органы артикуляции?
- Развитие дыхания.
Упражнение: «Сдуй с ладошки ватку». Пусть ватка улетит подальше.
Вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек.
- Отгадывание загадок с опорой на картинки.
— Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
— Этот фрукт продолговатый, витаминами богатый.
Его варят, его сушат –
Называется он … (Груша).
— Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет… (Банан)
— Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий… (Апельсин)
- Дидактическая игра «Один-много»
На доске выставляются картинки с изображением одного или нескольких фруктов. Дети называют каждую картинку и составляют словосочетания.
Одно яблоко – много яблок; одна груша – много груш; одна слива – много слив; один банан – много бананов; один персик – много персиков; апельсин – много апельсинов.
- Дидактическая игра «Хоровод» (на координацию речи с движениями)
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Педагог. Нынче праздник в огороде,
В огороде и в саду.
Пляшут фрукты в хороводе,
Напевая на ходу.
Дети идут по кругу и поют:
Вместе в сад мы пойдем,
Много яблок наберем.
Дети останавливаются, отхлопывают:
Яб-ло-ки!
Педагог. Дети, яблоки какие?
Большие. .. (Растянуть круг) и маленькие. (Сузить круг)
Игра продолжается с называнием других фруктов и ягод (груши, сливы, вишни).
- Дидактическая игра «Из чего компот?»
Ребята, наш друг Речевичок очень любит пить сладкий, витаминный компот. Давайте сварим для него и для нас компот.
Дети и педагог повторяют стихотворение (с изменением имени)
Хором. От-от-от-от,
Вкусным вышел наш компот.
Ок-ок-ок-ок,
Режем яблоки в пирог.
Ать-ать-ать-ать,
Будем Ваню угощать.
Компот из яблок (какой?) — яблочный. Компот из слив — сливовый. Компот из апельсинов — апельсиновый. Компот из груш — грушевый. Компот из абрикосов — абрикосовый. Компот из персиков — персиковый.
- Дидактическая игра «Назови ласково»
Яблоко – яблочко, слива – сливка, апельсин – апельсинчик, груша – грушка, банан – бананчик.
- Итог занятия. Подсчет фишек (фруктов). Детям предлагается обвести контуры фруктов по трафаретам.
Упражнения для поощрения развития речи и языка
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.Продление через Интернет — это самый быстрый, простой и безопасный способ оплатить взносы за 2023 год. Посетите asha.org/renew сегодня!
ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам
Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.
От рождения до 2 лет
- Произносить звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
- Посмотрите на своего ребенка, когда он издает звуки. Поговорите с ним и скажите, что он говорит. Притворитесь, что разговариваете.
- Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожи. Сделай ей те же лица.
- Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
- Разговаривайте со своим ребенком, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи ему, кого или что ты увидишь.
- Укажи на цвета и формы.
- Считай, что видишь.
- Используйте жесты, например машите руками и указывайте пальцем.
- Расскажите о звуках животных. Это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».
- Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Вам не нужно читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить его указывать на предметы или называть их.
От 2 до 4 лет
- Говорите с ребенком четко. Моделируйте хорошую речь.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что она говорит. Используйте такие слова, как «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Иногда сюсюкать можно. Обязательно используйте слово для взрослых. Например, «Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем».
- Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
- Задавайте вопросы, предполагающие выбор. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
- Пой простые песенки и рассказывай детские песенки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
- Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Показать фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.
от 4 до 6 лет
- Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
- Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
- Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете ее слова.
- Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
- Продолжайте помогать ребенку учить новые слова. Скажите новое слово и расскажите ему, что оно означает, или используйте его таким образом, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Расскажите о том, где находятся вещи, используя такие слова, как «первый», «средний» и «последний» или «правый» и «левый». Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
- Попросите ребенка угадать, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть она найдет метлу. Скажите: «Оно холодное, сладкое и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы она могла угадать «мороженое».
- Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: «Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт».
- Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Попросите ребенка дать указания. Следуйте его указаниям, пока он расскажет вам, как построить башню из блоков.
- Играйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть она будет родителем, а ты притворяйся ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Смотрите фильмы вместе на телевизоре или планшете. Расскажите о том, что смотрит ваш ребенок. Пусть она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ее рассказать вам, что произошло в этой истории. Разыграйте сцену вместе или придумайте другую концовку.
- Используйте повседневные задачи для изучения языка. Например, говорите о продуктах в меню, их цвете, текстуре и вкусе, когда находитесь на кухне. Поговорите о том, куда положить вещи. Попросите ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Расскажите, кому принадлежит салфетка. Скажи: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это Тамара».
- Сходите за продуктами вместе. Поговорите о том, что вы купите, сколько вещей вам нужно и что вы будете делать. Расскажите о размерах, формах и весе.
Чтобы найти логопеда рядом с вами, посетите ProFind.
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Яркие горизонты | Посмотрите, кто говорит: Развитие речи для детей
Вехи развития речи
Ниже приведены некоторые основные этапы развития речи малыша и ребенка в зависимости от возраста ребенка:
- В первый или два дня после рождения младенец может отличить голос своей матери от голоса другой женщины.
- В течение недели или двух младенец часто может отличить голос своего отца от голоса другого мужчины.
- В 3 месяца младенец может произносить гласные звуки.
- В возрасте от 6 до 8 месяцев младенец прибавляет к гласным несколько согласных и может произносить «дада» или «мама», но еще не связывает их с отдельными лицами.
- Примерно в год младенец привязывается к нужному человеку «мама» или «папа». Младенец может реагировать на одношаговые команды («Дай мне»).
- В возрасте около 15 месяцев младенец продолжает соединять гласные и согласные звуки вместе (тарабарщина), но может включать в эту тарабарщину настоящие слова. Младенец может сказать до 10 разных слов.
- В 18 месяцев дети обычно могут произносить существительные (мяч, чашка), имена особых людей и несколько слов/фраз действий. Дети добавляют к своей речи жесты и могут выполнять двухэтапную команду («Иди в спальню и возьми игрушку»).
- В возрасте 2 лет дети обычно могут комбинировать слова, образуя простые предложения, например «Папа, иди».
- В возрасте 3 лет дети обычно могут использовать предложения из трех-четырех слов, следовать простым инструкциям и часто повторять слова, которые он/она подслушивает в разговоре.
- В возрасте 4 лет дети обычно могут понимать большинство предложений, понимать физические отношения (на, в, под), использовать предложения из четырех-пяти слов, могут назвать свое имя, возраст и пол, а также использовать местоимения. Незнакомцы могут понять разговорный язык ребенка.
Как стимулировать развитие речи и языка в возрасте
Речевое развитие детей действительно начинается в течение первых двух лет жизни наших детей, особенно когда они приближаются к своему второму дню рождения. Итак, что мы можем сделать, чтобы им было легче общаться?
Краткий ответ:
- Поговорите. Слушай, говори; говорить, слушать. Разговор с ребенком или малышом совсем не похож на «Как дела? Я в порядке, пора спать». Разговор — это реакция младенца на звуки, улыбки, пузыри слюны и жесты словами и создание обратной связи.
- Много читать. Вы можете начать читать детям, как только начнете разговаривать с ними в младенчестве.
От рождения до 2 лет
- Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
- Поощряйте ребенка произносить звуки, похожие на гласные и согласные-гласные, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки развития речи, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике младенцев.
- Научите своего ребенка имитировать ваши действия, в том числе хлопать в ладоши, бросаться поцелуями и играть в пальчиковые игры, такие как лепешка, прятки и маленький паучок.
- Разговаривайте во время купания, кормления и одевания младенца. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
- Различать цвета или считать предметы вслух.
- Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать значение языка и речи.
- Ввести звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собака говорит гав-гав».
- Подтвердите попытку связи.
- Ограничение детского лепета.
- Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам, иногда их рифмовка (детские стишки просто потрясающие). Выбирайте прочные книги с крупными красочными картинками или большим количеством контрастных изображений, но не слишком детализированных. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.
От 2 до 4 лет
- Избегайте детского лепета для развития речи и языка с помощью слов.
- Используйте хорошую речь, которая будет понятной и простой для вашего ребенка.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, предметы для катания, еда, игрушки для игр. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Подсчитайте количество предметов, изображенных в книге.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? «Может ли свинья летать?» Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
- Задавайте вопросы, требующие выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Расширьте свой словарный запас. Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
- Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
- Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.
От 4 до 6 лет
- Прежде чем говорить, убедитесь, что вы привлекли внимание ребенка.
- Отмечайте, поощряйте и хвалите все попытки говорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Пауза после разговора. Это дает ребенку возможность продолжить разговор.
- Продолжайте пополнять свой словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте. Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и низшее, включенное и выключенное).
- Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
- Работа по формированию и объяснению категорий. Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт».
- Помогите ребенку выполнить двух- и трехэтапные инструкции: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Телевизор также может служить ценным инструментом. Говорите о том, что смотрит ребенок. Пусть он или она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в рассказе. Разыграйте сцену вместе и придумайте другую концовку.
- Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это Джонс».
- Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете готовить. Обсудите размер (большой или маленький), форму (длинный, круглый, квадратный) и вес (тяжелый или легкий) пакетов.
Когда родители должны беспокоиться о развитии речи наших детей?
Американская академия педиатрии рекомендует проконсультироваться с педиатром, если в возрасте от 2 до 2,5 лет:
- Речь вашего ребенка очень трудно понять.
- Ваш ребенок не использует предложения из двух слов.
- Ваш ребенок не следует простым словесным инструкциям.
Имейте в виду, что обычно у девочек способность к общению развивается раньше, чем у мальчиков, и что речь может развиваться плавно и непрерывно или скачками и рывками.
Поскольку развитие речи различается, важно не сравнивать языковое развитие вашего ребенка с языковым развитием других детей. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка развития рецептивной или экспрессивной речи и языка, обсудите свои опасения со своим семейным врачом или педиатром. Он или она может осмотреть ребенка или направить вас к специалистам, специализирующимся на терапии речи и языка.
Дополнительная информация по этой теме
- Получите советы по детскому языку жестов от нашего родительского сообщества.
- Прочтите мамин совет другой маме по поводу проблем с речью у ее ребенка в нашем родительском сообществе.
- Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) предлагает большой список мероприятий по поощрению развития речи и языка по возрастным группам.