Работа психолога в школе с группой риска: Работа педагога — психолога с учащимися «группа риска»
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА
В каждой школе есть ребята, которым сложно учиться, справляться с эмоциями, общаться с одноклассниками и учителями. Таких детей ставят на внутришкольный учет и начинают с ними работать. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», как ребята попадают в группу риска и как с ними работать.
Как ученики попадают в группу риска
Группа риска – это очень широкое понятие. Им характеризуют детей, у которых более трёх месяцев наблюдаются проблемы в социальной, эмоциональной, учебной, мотивационной сферах. То есть в группу риска попадут дети:
- которые постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями;
- пропускают занятия или плохо усваивают учебную программу;
- постоянно находятся в состоянии депрессии;
- у которых в семье есть алко- или наркозависимые.
Главный критерий – впоследствии такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Даже жертвы травли могут сорваться и отомстить.
Обычно классный руководитель наблюдает за ребятами из своего класса, отмечает проблемы, с которыми ученики не могут справиться самостоятельно, и обращается к психологу с просьбой о полномасштабной диагностике. По результатам такой диагностики некоторые ребята попадают в группу риска, то есть, их ставят на внутришкольный учёт.
Иногда при постановке на учёт принимают во внимание семейный фактор. Если у ребёнка все хорошо с эмоциями, учёбой и поведением, но в его семье есть алко- или наркозависимые, то его тоже запишут в группу риска.
Кто работает с детьми группы риска
Классный руководитель. Именно он работает на краю – чаще всего видит детей и может заметить проблемы, которые возникают у них. Если данных не хватает, он может запросить их у других учителей. Если классный руководитель может в прямом общении узнавать о проблемах и состоянии детей, то ему не нужны никакие дополнительные инструменты. Если общения недостаточно, можно использовать включённое наблюдение. Для этого нужно попросить психолога, и он составит бланк наблюдения. Например, ежедневно классный должен будет отмечать настроение, состояние и прочие показатели каждого ребёнка.
Также классный руководитель отвечает за меры коррекции на уровне класса. Например, он может проводить мероприятия, направленные на улучшение психологического климата в классе: игры на сплочение, чаепития, совместные просмотры фильмов с обсуждением.
Психолог. Именно на него ложится ответственность за диагностику и выбор форм работы, как коллективной, так и индивидуальной. Он помогает педагогам и другим специалистам: находит или разрабатывает диагностические материалы, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует школьников с актуальными проблемами.
Социальный педагог. Он дополняет психолога, отвечая за работу с семьёй и внешними службами. Именно социальный педагог должен проверить условия проживания детей из группы риска, наладить контакт с родителями. Если это невозможно, он подключает специалистов из комиссии по делам несовершеннолетних. Он же отрабатывает их запросы: посещает заседания по поводу ребят, совершивших правонарушения, координирует совместную работу по профилактике и коррекции.
Как проводить занятия с детьми группы риска
Составить план. Для этого нужны результаты диагностики. С ними легко понять, сколько детей в группе риска, какой у них возраст и какого рода проблемы. Тогда их можно разбить на группы и организовывать некоторые мероприятия для всех, некоторые – для отдельных групп. Лучше составлять план на полгода, чтобы провести итоговую диагностику и вывести часть детей из группы риска. Важно назначать ответственных за определенные мероприятия, а также прописывать ожидаемые результаты. С последним обычно возникает больше всего проблем: часто в результат оформляют размытые понятия, например «у детей сформировано представление о дружбе». Конечно, результаты подобной работы сложно измерить, потому что вряд ли после одного классного часа дети начнут чаще знакомиться и дружить.
Но можно через пару недель проверить, помнят ли дети информацию, используют ли её, а если нет, то что мешает.
По факту план будет выглядеть примерно так:
Название и содержание мероприятия |
Сроки/Дата проведения |
Ответственный |
Планируемый результат |
Определить формы. Лучше собрать на мозговой штурм психолога, социального педагога, ответственного за воспитательную работу, представителя ученического совета. Вместе вы сможете придумать самые неочевидные формы. Важно расширять инструментарий: проводить опросы, ролевые игры, выезды, индивидуальные консультации, командные мероприятия и другое. Но важно, чтобы форма помогала работать с конкретной проблемой. Если большая часть детей из группы риска не могут справиться с агрессией, то спортивные мероприятия помогут выплеснуть её.
Проводить диагностику. Если о предварительной диагностике помнят почти все, то итоговой во многих школах пренебрегают. Итоговая диагностика позволяет замерить результаты работы с детьми из группы риска: если правильно поставить цели выбрать критерии, то можно понять, насколько эффективно работают специалисты.
Сочетать индивидуальную работу с коллективной. Даже если вы придумали суперэффективные мероприятия, важно хотя бы раз в 1–2 месяца проводить индивидуальную консультацию с каждым ребёнком. Это позволит ему привыкнуть рассказывать о своих проблемах, а специалист сможет держать руку на пульсе.
Находить правильный подход. Важно помнить, что работа с детьми из группы риска проводится не ради галочки, а для помощи. Если мероприятия и консультации не помогают конкретному ребёнку, то нужно отказаться от этой формы в пользу других. Можно испробовать тысячу разных методов и только потом найти работающий, но это будет победа.
Как проводить профилактику, чтобы ребята не попали в группу риска
Проводить диагностику. Дети уязвимы. Вовремя выявить факторы риска и негативные внешние воздействия на нестабильную психику ребёнка – одно из сложных, но важных направлений работы педагога. Даже массового анкетирования в сентябре хватит, чтобы «просеять» через это сито ребят с подозрением на группу риска и потом работать с ними.
Следить за атмосферой в школе и классах. Неблагоприятный психологический климат может стать триггером для разнообразных негативных состояний у учеников. Конфликтность, тревожность, стеснительность – всё может быть последствиями недружелюбной, неоткрытой атмосферы.
Создавать условия для полноценного развития. Важно, чтобы у школьников были все инструменты для развития вне зависимости от их интересов: книжные и дискуссионные клубы, самоуправление, проектная деятельность, спортивные секции и т. д.
Материалы для работы с учениками из группы риска
- Алгоритм работы с учениками группы риска
- Социальная карта класса
- Опекаемые
- Образец дневника индивидуальной работы с учениками группы риска
- Образовательный уровень родителей обучающихся
№ | Содержание деятельности | Сроки выполнения | Исполнитель |
1 | Организационно- методическая работа | ||
1.1 | Составить списки детей категории группы риска, детей-инвалидов, детей ОВЗ | сентябрь | психолог |
1.2 | Составить план работы с учащимися категории «группы риска» детей-инвалидов, детей ОВЗ | сентябрь | психолог |
1. 3 | Составить индивидуальные планы работы с учащимися категории «группы риска» детей-инвалидов, детей ОВЗ | Сентябрь-октябрь, по мере необходимости | психолог |
1.4 | Пополнение банка методических материалов. | В течении года | психолог |
2 | Диагностическая работа | ||
2.1 | Изучение личностных особенностей | сентябрь | психолог |
2.2 | Изучение психологических особенностей | октябрь | психолог |
2.3 | Изучение потребностно-мотивационной и волевой сфер | октябрь | психолог |
2. 4 | Изучение самооценки | ноябрь | психолог |
2.5 | Изучение агрессивности | ноябрь | психолог |
2.6 | Изучение тревожности | ноябрь | психолог |
2.7 | Изучение межличностных отношений | декабрь | психолог |
2.8 | Изучение развития позновательных процессов | декабрь | психолог |
2.9 | Выявление детей, склонных к употреблению ПАВ | февраль-март | психолог |
3 | Психологическое консультирование | ||
3. 1 | Классного руководителя по итогам диагностики и коррекционной работы | В течении года | психолог |
3.2 | Заместителя директора по учебной части | В течении года | психолог |
3.3 | Родителей по итогам диагностик и коррекционной работы | психолог | |
3.4 | Заместителя директора по воспитательной работе | В течении года | психолог |
3.5 | Социального педагога | В течении года | психолог |
4 | Коррекционно – развивающая работа | ||
4.1 | Коррекционно – развивающая работа по плану индивидуальной работы | В течении года | психолог |
4. 2 | Работа по коррекции агрессивного поведения подростков. 1-11 классы | По запросу | психолог |
4.3 | Коррекционно – развивающая работа с эмоционально- волевой сферой ребенка. | По запросу | психолог |
4.4 | Индивидуальная работа с неуспевающими учащимися на развитие мышления, памяти, внимания | В течении года | психолог |
4.5 | Реализация программы « Путь к себе» | Январь — апрель | психолог |
5 | Профилактическая работа | ||
5.1 | Беседы по плану индивидуальной работы | В течении года | психолог |
5. 2 | Классный час о вреде курения 1-4класс | В течении года | психолог |
5.3 | Классный час о вреде алкоголя 7-8 класс | В течении года | психолог |
5.4 | Классный час «Наркотики – что это такое?» 5-9 классы | В течении года | психолог |
5.5 | Классные часы по ЗОЖ | По запросу | психолог |
Кто такие школьные психологи
Школьные психологи являются членами школьных групп с уникальной квалификацией, которые поддерживают способность учащихся к обучению и способность учителей учить. Они применяют свои знания в области психического здоровья, обучения и поведения, чтобы помочь детям и молодежи добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциональном состоянии.
Какую подготовку получают школьные психологи? Школьные психологи получают специализированную продвинутую подготовку для выпускников, которая включает курсовую работу и практический опыт, относящийся как к психологии, так и к образованию. Школьные психологи обычно проходят либо программу получения степени специалиста (не менее 60 часов семестрового обучения), либо докторскую степень (не менее 90 часов семестрового обучения), обе из которых включают годовую 1200-часовую стажировку под наблюдением (см. Обзор различий). среди степеней школьной психологии). Подготовка выпускников развивает знания и навыки в:
- Сбор и анализ данных
- Оценка
- Мониторинг прогресса
- Общешкольные методы содействия обучению
- Устойчивость и факторы риска
- Консультации и сотрудничество
- Академические/обучающие вмешательства
- Вмешательства в области психического здоровья
- Поведенческие вмешательства
- Учебная поддержка
- Услуги по профилактике и вмешательству
- Услуги специального образования
- Готовность к кризисам, реагирование и восстановление
- Сотрудничество семьи, школы и сообщества
- Разнообразие в развитии и обучении
- Исследования и оценка программ
- Профессиональная этика, школьное право и системы
Школьные психологи должны быть аттестованы штатом, в котором они работают.
Где работают школьные психологи? Подавляющее большинство школьных психологов работают в государственных школах K-12. Они также предоставляют услуги в различных других учреждениях, в том числе:
- Частные школы
- Дошкольные учреждения
- Администрация школьного округа
- Университеты
- Школьные центры здоровья и психического здоровья
- Амбулаторные дневные стационары или стационарные клиники и больницы
- Программы ювенальной юстиции
- Независимая частная практика
Чем занимаются школьные психологи? Школьные психологи оказывают непосредственную поддержку и вмешательство учащимся, консультируются с учителями, семьями и другими работающими в школе специалистами в области психического здоровья (например, школьными консультантами, школьными социальными работниками) для улучшения стратегий поддержки, работают со школьной администрацией для улучшения общешкольной практики. и политики, а также сотрудничать с поставщиками услуг сообщества для координации необходимых услуг. Успешно помогают школам:
Повышение успеваемости
- Повышение мотивации и вовлеченности учащихся
- Проведение психологических и академических оценок
- Индивидуальные инструкции и вмешательства
- Управление поведением учащихся и класса
- Мониторинг успеваемости учащихся
- Сбор и интерпретация данных об учениках и классах
- Сокращение неуместных направлений на специальное образование.
Способствовать позитивному поведению и психическому здоровью
- Улучшать коммуникативные и социальные навыки учащихся
- Оценка эмоциональных и поведенческих потребностей учащихся
- Предоставлять индивидуальные и групповые консультации
- Способствовать решению проблем, управлению гневом и разрешению конфликтов
- Укрепление позитивных навыков выживания и устойчивости
- Способствовать развитию позитивных отношений со сверстниками и решению социальных проблем
- Направлять и помогать координировать общественные услуги, предоставляемые в школах
Поддержка разных учащихся
- Оценка разнообразных потребностей в обучении
- Предоставление учитывающих культурные особенности услуг учащимся и семьям из разных слоев общества
- Планирование соответствующих индивидуальных программ обучения для учащихся с ограниченными возможностями
- Изменение и адаптация учебных планов и инструкций
- Скорректировать классные помещения и распорядок дня, чтобы улучшить вовлеченность и обучение учащихся
- Мониторинг и эффективное информирование родителей об успеваемости учащихся
Создание безопасного и позитивного школьного климата
- Предотвращение издевательств и других форм насилия
- Поддержка социально-эмоционального обучения
- Оценка школьного климата и улучшение связи между школами
- Внедрение и продвижение позитивной дисциплины и восстановительного правосудия
- Осуществление поддержки позитивного поведения в масштабах всей школы
- Выявление подверженных риску учащихся и уязвимых мест школы
- Предоставление услуг по предотвращению кризисов и вмешательству
Укрепление партнерства между семьей и школой
- Помощь семьям в понимании потребностей их ребенка в обучении и психическом здоровье
- Помощь в организации процессов специального образования
- При необходимости связывайте семьи с поставщиками социальных услуг
- Помогите эффективно привлечь семьи с учителями и другим школьным персоналом
- Повысить понимание персоналом и способность реагировать на различные культуры и опыт
- Помощь учащимся в переходе между школой и общественной средой обучения, например, интернатным лечением или программами ювенальной юстиции
Улучшение общешкольной оценки и подотчетности Отслеживание успеваемости и поведения отдельных учащихся
- Создание и интерпретация полезных данных об успеваемости учащихся и школ
- Сбор и анализ данных о факторах риска и защиты, связанных с успеваемостью учащихся
- Планирование услуг на уровне района, здания, класса и на индивидуальном уровне
Зачем детям школьные психологи? Все дети и молодежь могут время от времени сталкиваться с проблемами, связанными с обучением; социальные отношения; принятие трудных решений; или управление эмоциями, такими как чувство депрессии, беспокойства, беспокойства или изоляции. Школьные психологи помогают учащимся, семьям, педагогам и членам сообщества понять и решить как долгосрочные, хронические проблемы, так и краткосрочные проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся. Они являются высококвалифицированным и готовым ресурсом для обеспечения того, чтобы все дети и молодежь преуспевали в школе, дома и в жизни.
Как связаться со школьным психологом? Каждая школа имеет доступ к услугам школьного психолога, хотя некоторые школьные психологи обслуживают две или более школ, поэтому могут не находиться в одной конкретной школе каждый день. Чаще всего со школьными психологами можно связаться, обратившись непосредственно в школу, в центральный офис округа или найдя контактную информацию на веб-сайте школы или округа.
Это полезная область, в которой вы можете существенно изменить жизнь учащихся, помогая закрыть пробелы в успеваемости и оказывая терапевтическую поддержку для улучшения психического здоровья и социально-эмоционального развития.
Judith Contreras Landess, EdS, NCSP
Версия для печати
Загрузите версию для печати, чтобы поделиться информацией о роли и опыте школьных психологов.
Скачать PDF
Сопутствующая инфографика
Эта инфографика представляет собой мощное наглядное пособие, позволяющее донести роли и области знаний школьных психологов до ключевых заинтересованных сторон. Им можно поделиться в социальных сетях или распечатать в качестве раздаточного материала. Эта инфографика также доступна на испанском языке и в виде файла png.
Скачать PDF
Связанные ресурсы
Школьные психологи: квалифицированные медицинские работники, предоставляющие услуги по охране психического и поведенческого здоровья детей и подростков (PDF)
NASP выступает за скоординированные, комплексные и учитывающие культурные особенности школьные услуги по охране психического здоровья, предоставляемые в рамках многоуровневой системы для решения проблем психического и поведенческого потребности здоровья всех учащихся.
Школьные психологи: улучшение результатов учащихся и школ (PDF)
В этом кратком изложении результаты исследований связаны с работой школьных психологов с учащимися, педагогами и семьями для поддержки академических достижений учащихся, их позитивного поведения и психического здоровья.
Демографические данные участников NASP: данные по состоянию на 12 сентября 2022 г. (PDF)
NASP собирает демографические данные участников, чтобы лучше оценить разнообразие профессии. Просмотрите текущие данные на сентябрь 2022 года. Поскольку это составляет только 37% нашего членства, это не следует интерпретировать как фактическое соотношение членов NASP в каждой демографической категории.
Учить больше
Роль школьных психологов и их обязанности
Содержание этой страницы предназначено только для информационных целей и не предназначено, прямо или косвенно, в качестве гарантии трудоустройства или заработной платы, которые варьируются в зависимости от многих факторов, включая, помимо прочего, к образованию, дипломам и опыту. Alliant International University явно не делает заявлений и не гарантирует точность информации, предоставленной любым потенциальным работодателем или любым другим веб-сайтом. Информация о зарплате, доступная в Интернете, может не отражать типичный опыт выпускников Alliant. Alliant не гарантирует, что какой-либо выпускник будет трудоустроен у конкретного работодателя или на какую-либо конкретную должность.
Какова роль школьного психолога?
Школьные психологи используют свои курсы повышения квалификации в области человеческого развития, поведения и психического здоровья, чтобы помочь учащимся преуспеть в школьной среде. Эти специалисты работают над улучшением жизни своих учеников в ряде областей, в том числе помогают с успеваемостью и успеваемостью, улучшают социальные навыки и функционирование, работают над решением поведенческих проблем и поддерживают эмоциональное здоровье. Школьные психологи могут иметь степень магистра или доктора наук, а в Калифорнии они должны иметь сертификат школьной психологии Службы школьного персонала (PPS).
В то время как приведенное выше описание дает общее объяснение роли школьного психолога, многие учащиеся, заинтересованные в этой карьере, хотят получить более конкретный ответ. То есть, что именно ежедневно делает школьный психолог?
Стать школьным психологом
Как будет выглядеть обычная рабочая неделя школьного психолога?
Проще говоря, у школьного психолога нет «типичного рабочего дня». Обязанности этого специалиста могут варьироваться от школы к школе и даже могут периодически меняться в зависимости от потребностей учащихся/сотрудников. Тем не менее, есть некоторые условия и обязанности, которые совпадают у школьных психологов в разных условиях.
Некоторые школьные психологи могут быть закреплены за одной конкретной школой, в то время как другие могут предлагать свои услуги нескольким школам в округе или на определенной территории. Несмотря на это, все они должны выполнить лицензионные требования, прежде чем приступить к работе школьного психолога.
Основным клиентом школьного психолога является ученик. Однако для эффективной помощи учащимся школьный психолог может также работать рука об руку с учителями, школьным персоналом, администраторами, родителями и другими специалистами в области здравоохранения, такими как логопеды или педиатры.
Чем занимаются школьные психологи? Хотя обязанности школьного психолога обширны, в их обязанности может входить следующее:
1) Проводить психологические тесты и оценки.
Школьные психологи могут оценивать учащихся на основании рекомендаций учителей и администрации школы. Это может быть сделано для студентов, борющихся в определенной области, а также для тех, кто одаренный. Они получают подробную историю образовательной, социальной и медицинской истории учащегося, а также проверяют его во многих областях деятельности. Чтобы конкретизировать свои оценки, школьные психологи могут опросить учащихся и понаблюдать за ними в обычной школьной обстановке. Школьный психолог собирает эти данные в отчет и оценку, которые включаются в официальную школьную карточку учащегося.
2) Поддерживайте IEP каждого учащегося, работая с междисциплинарной командой.
Одной из основных задач школьного психолога является помощь в разработке и достижении целей индивидуальной программы обучения каждого ребенка, или IEP. Они делятся выводами психологических тестов и наблюдений. Они также следят за успеваемостью учащихся, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям IEP.
3) Обучайте учащихся социальному поведению в школьной среде.
Школьные психологи обладают специальными знаниями об адаптивном поведении, которое предсказывает успех учащихся. Поэтому они учат и навязывают просоциальное поведение, которое помогает учащимся делать все возможное. Они могут сделать это, используя положительное подкрепление, постановку целей, моделирование и ролевые игры соответствующего поведения.
4) Консультировать студентов индивидуально или в группах.
Они могут встречаться со студентами один на один или в группах для обсуждения конкретных академических, социальных или эмоциональных вопросов. Консультационные сессии обычно требуют от психолога написания заметки о содержании сессии и разработки вмешательств, которые учитывают потребности учащихся (например, при тревоге или проблемах с вниманием или неспособности к обучению).
Узнайте больше о психологии
5) Разработка планов вмешательства для преподавательского состава.
По мере роста объема исследований человеческого развития и обучения школьный психолог помогает убедиться, что школьная система соблюдает надлежащие протоколы в своей практике преподавания, дисциплинарных мерах и других общешкольных практиках и процедурах. Они могут отслеживать эффективность работы учителей, предлагать обратную связь, отслеживать изменения в успеваемости учащихся с течением времени и быть готовыми к кризисному вмешательству, когда это необходимо.
6) Встреча с родителями.
Чтобы регулярно получать обновленную информацию о развитии ребенка и успеваемости учащихся, школьные психологи должны встречаться с родителями посредством личных визитов или телефонных конференций. Они также могут обратиться к родителям, чтобы обсудить проблемы, возникающие дома (например, развод родителей), которые влияют на поведение или эмоциональное функционирование учащихся.
7) Проведение семинаров и тренингов для родителей и учителей.
В зависимости от уникальных потребностей школы школьный психолог может проводить тренинги, чтобы помочь родителям и школьному персоналу решить распространенные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, такие как издевательства.
8) Выступает в качестве связующего звена с сообществом.
Школьный психолог часто является ориентиром для других членов междисциплинарной команды — профессионалов, которые могут работать в школе или в обществе. Школьный психолог может связываться с педиатрами, терапевтами и социальными работниками, чтобы информировать их об успехах учащегося или получать дополнительную информацию для оценок.
9) Облегчает сеансы посредничества сверстников.
Если два или более учащихся срывают занятия или конфликтуют, школьный психолог работает с ними, чтобы решить поведенческие проблемы и урегулировать споры. Они помогают учащимся научиться эффективно справляться с конфликтами и справляться со стрессорами в школьной среде.
10) Предоставляет консультационные услуги в случае горя или неотложной помощи.
В ответ на кризисы или трагедии, затрагивающие школьное сообщество, школьный психолог может по мере необходимости консультировать учащихся и персонал.
Работа школьным консультантом или школьным психологом означает оказание долговременного влияния на жизнь учащихся, а также на общую эффективность школ и школьных округов. Это требовательная, но очень полезная профессия.
Как стать школьным психологом?
Получение степени бакалавра — это первый шаг к тому, чтобы стать школьным психологом. Если вы заинтересованы в получении подготовки, необходимой для того, чтобы стать школьным психологом на уровне магистра или доктора наук, свяжитесь с международным университетом Alliant, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь вам воплотить вашу мечту в реальность.