cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Психология татарского народа: Психология татрского народа | Образовательная социальная сеть

Психология татрского народа | Образовательная социальная сеть

Слайд 1

Психологические особенности татарского этноса МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Социально-гуманитарный факультет Кафедра психологии Выполнила: студентка 4 курса 1 группы Хасанова Л.А Бирск 2012

Слайд 2

Содержание 1 . Краткая история возникновения культуры народа, ее традиции. 2. Особенности национального характера, чувств и настроений этноса. 3. Стереотипные представлениях о татарах.

Слайд 3

Татары Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar , мн. ч. татарлар , tatarlar ) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье , в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне и на Дальнем Востоке.

Слайд 4

Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек -3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские (иногда выделяют польско-литовских татар).

Слайд 5

— гордость, обладают высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства; — самоуверенность, самолюбование . Национальный характер

Слайд 6

Отличительная особенность татарского народа сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту; хозяйская доброта; — великодушие; — терпимость к другим народам.

Слайд 7

Терпимое отношение к другим народам национальной культуре, национальному языку, традициям, обычаям; национальному характеру.

Слайд 8

Татарский народ очень чувствителен к несправедливости, он быстро улавливает фальшь и лицемерие.

Слайд 9

В профессиональной деятельности татары: — настойчивы; сметливы; — проявляют завидную старательность.

Слайд 10

Рудольф Нуриев « Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда… Мы — странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских, вероятно именно потому я обнаружил такую близость со многими героями Достоевского… Татарин — хороший комплекс звериных черт, и это то, что есть я».

Слайд 11

Представители татарской национальности — склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку; — бывают резкими, категоричными в своих суждениях; — во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.

Слайд 12

Волго-уральские , сибирские и казанские татары — большой опыт межнационального общения и взаимодействия; — легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности; -в больших городах они образуют свои землячества.

Слайд 13

Крымским татарам присущи примерно такие же национально — психологические особенности, как и их волжским соплеменникам.

Слайд 14

У татар-мишарей выделялись — смелость; -предприимчивость. Татары относятся терпимо к другим народам — в жизнь чужих не вмешиваются, но и в свою жизнь посторонних не впускают. Татары не предают огласке свои внутренние проблемы, сор из избы не выносят, уповая только на помощь Аллаха и собственные силы в решении жизненно важных проблем.

Слайд 15

С исторических времен у татар выделяли такие положительные черты: — чистоплотность; — трудолюбивость ; — готовность всегда прийти на выручку; — стремление к знаниям; — честность; — щедрость .

Слайд 16

У татар в основном отмечается темная пигментация волос, особенно у татар Заказанья и наровчатовских мишарей. Наряду с этим до 5-10% встречаются и более светлые оттенки волос, особенно у чистопольских и касимовских татар и почти всех групп мишарей. В этом отношении татары Поволжья тяготеют к местным народам Поволжья — мари, мордве, чувашам, а также к карачаевцам и северо-восточным болгарам Подунавья .

Слайд 17

Антропологические типы татар: п онтийский; светлый европеоидный; с ублапаноидный ; м онголоидный.

Слайд 18

Понтийский тип Светлый европеоидный тип характеризуется относительной длинноголовостью, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа с опущенным кончиком и основанием носа, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению с овальной формой головы, со светлой пигментацией волос и глаз, со средним или высоким переносьем, с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой. Рост средний.

Слайд 19

Сублапаноидный (уральский или волго-камский) тип Монголоидный тип Овальная форма головы и имеет смешанную пигментацию волос и глаз, широкий нос с невысоким переносьем, слабо развитую бороду и невысокое, среднеширокое лицо. Некоторыми особенностями (значительно развитая складка век, изредка встречающийся эпикантус , слабый рост бороды, некоторая уплощенность лица) этот тип с ближается с монголоидным, но имеет сильно сглаженные признаки последнего характерный для татар Золотой Орды и сохранившийся у их потомков — ногайцев, астраханских карагашей , а также у восточных башкир, частично казахов, киргизов и др. , у татар Среднего Поволжья и Приуралья в чистом виде не встречается. В смешанном с европеоидными компонентами (понтийским типом)

Слайд 20

Литература: 1. Актуальные проблемы этнической психологии / Под ред. А. Ф. Шикуна , Ю. П. Платонова. Тверь, 2002 . 2. Крысько В. Этническая психология,2002

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Национальный характер татар


Скачать 65.5 Kb.

Дата17.05.2016
Размер65.5 Kb.
#19186
    Навигация по данной странице:
  • Татарский национальный характер: положительные и отрицательные черты.
  • Как улучшить национальный характер
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТАТАР
Каждый народ имеет свой, выработанный на протяжении веков и воплощенный в образ жизни, национальный характер. Так например, южные народы отличаются повышенным темпераментом, северные, наоборот более медлительны и хладнокровны. На формирование национальной психологии народа влияет множество факторов — начиная с природных и жизненных условий обитания, кончая социально-политическими изменениями в жизни общества. Большую роль также играют религия, литература и искусство. Как и у любого другого народа, у татар тоже имеется свой национальный характер, сложенный стереотип поведения, отличающий его с исторических времен. С изменением эпохи и общей политической обстановки менялся и национальный характер татар, появлялись новые черты, влияющие на национальную жизнь. При сегодняшнем анализе национальной психологии татар можно отметить как новоприобретенные положительные характеристики, так и большие потери. Некоторые положительные черты татарского характера сегодня вытесняются новыми, зачастую отрицательными чертами.
За рубежом изучением национальной психологии занимаются целые институты, видные ученые, философы. Разрабатываются долгосрочные проекты для сохранения и приумножения национального достояния и исторического наследия отдельно взятого народа. Так например, в Японии воспитание и развитие национального характера начинается уже с детства и продолжается до глубокой старости. В основе их национального воспитания лежит национальный патриотизм. В развитых европейских странах национальная психология тоже тщательно изучается, с помощью ученых-психологов каждый народ старается развивать свои положительные национальные качества и устранять отрицательные. К сожалению, Россия в этом плане отстает от развитых стран. Оценка национальной психологии здесь сводится к воспеванию качеств советского или «великого русского» народа. Хотя при серьезном анализе ситуации в области национальной психологии можно прийти в ужас. Но сегодня речь пойдет не об оценке русского национального характера, а о положении дел у татар. Какие именно видоизменения перетерпел татарский национальный характер на протяжении своей нелегкой истории?
Как государствообразующий этнос, имевший когда-то свое, независимое государство и великую историю, татары хранят в душе генетическую память о славе былых лет.
Генетическая память в свою очередь влияет на формирование национального характера. Отличительной особенностью татарского характера всегда была хозяйская доброта, великодушие и терпимость к другим народам. Но народы, живущие по соседству с татарами, всегда расценивали это как мягкость характера и начинали использовать благосклонность татар в своих корыстных целях. Даже среди самих татарских ученых сложилось мнение, что татары уже далеко не воинственный народ. Хотя это не так. На протяжении 445 лет, с момента захвата татарских земель, были очень кровопролитные моменты в истории татар, когда в освободительной борьбе за веру и независимость на полях сражений пали сотни тысяч татар. Психологическую травму, связанную с потерей государственности, с падением «из князя в грязь», татарский народ переживал очень тяжело и носил в своей душе на протяжении четырех с половиной веков. Ввиду безвыходности ситуации татары вынуждены был приспосабливаться к враждебной среде обитания, иначе выжить было бы невозможно.
Столетиями продолжалась целенаправленная политика государства на уничтожение татар, чтобы любой ценой сломать, или на худой конец деформировать национальный дух татар. С полным истреблением татар ничего не вышло, но душу и характер ему здорово покалечили. Сегодня, на рубеже 21 века татарский национальный дух представляет собой глубоко травмированную, разнородную, не имеющую четкой ориентации, аморфную сущность.

Кто же по духу татарский народ – раб или свободный хозяин? Ответ на этот вопрос поможет понять особенности татарского национального характера. Безусловно, пока экономически мы полностью повязаны с Россией. Но связаны ли мы с этим государством, с русским народом, с его порядками душой и духом – это еще вопрос.


Если народ, с легкостью перенимает стереотип поведения, образ жизни, культуру, язык народа-колонизатора; если он, не задумываясь, идет на кровосмешение, разрушая тем самым свой национальный генофонд — то с духовной точки зрения такой народ можно считать порабощенным. Но если завоеванный народ, даже в условиях колониального гнета сохраняет свой язык, культуру и религию; если он не перенимает отрицательные черты народа-завоевателя; не идет на смешанные браки; и даже при самых сложных обстоятельствах продолжает оставаться самим собой, а именно мусульман-татарином – то такой народ свободен и силен духом. Он является хозяином своей судьбы. В этом плане татарский народ разделен на две части. Татар, живущих за пределами Татарстана, можно причислить к первой категории, т.е. впавшим в духовное рабство. Но среди татар, проживающих в регионе Идель-Урал, очень много истинных борцов за свободу, за сохранение языка и религии. Эти татары свободны и независимы, они не поддаются чужому влиянию ни со стороны государства, ни со стороны отдельно взятого народа. У них стойкий иммунитет. Именно этот независимый дух и другие положительные качества мы должны культивировать в татарском народе, чтобы воспитать поколение, способное бороться за независимость, за свой язык и веру.
В то же время мы должны помочь татарскому народу очиститься от чужеродных, негативных элементов в его характере, противоречащих его мусульманской природе.
Татарский национальный характер: положительные и отрицательные черты.
С исторических времен татары имели свои отличительные черты характера, выделявшие их от представителей других национальностей. В основном это были положительные черты. О татарах говорили как о
чистоплотном,
трудолюбивом, народе, готовым всегда прийти на выручку. К этому также добавлялись стремление к знаниям, терпение, честность, и щедрость. У татар-мишарей выделялись такие качества как смелость и предприимчивость. Татары относились терпимо к другим народам — в жизнь чужих не вмешивались, но и в свою жизнь посторонних не впускали. Татары не предавали огласке свои внутренние проблемы, сор из избы не выносили, уповая только на помощь Аллаха и собственные силы в решении жизненноважных проблем.
Безусловно, в становлении этих положительных качеств татарского национального характера большую роль сыграл ислам. На протяжении веков татары, жившие только по предписанию Корана и сунны, преклонялись только перед Аллахом и строили свои социальные отношение исключительно по законам шариата. В обществе была четко обозначена роль семьи, а в семье положение родителей, представителей старшего поколения, детей. Отношения между родственниками, соседями, другими членами общества, а также раздел имущества, наследства и решение социальных проблем производился по канонам ислама. Все, что запрещалось исламом, считалось недопустимым. Поэтому, такие пороки, как воровство, пьянство, распутство, серьезные преступления, среди татар не имели место.
С момента отхода от предписаний ислама, начавшийся сто лет тому назад, татары все чаще стали подвергаться влиянию извне, что постепенно ослабило их иммунитет. Оказавшись один на один с привлекательной на первый взгляд, но чужой русской цивилизацией, татары испытали культурный шок, оставивший глубокий след на их национальной психике. Вещи, запрещенные столетиями, в одночасье стали нормой поведения. Народ постепенно начал утрачивать чувство стыдливости, татарские женщины обнажились, мужчины стали коррумпированными, в жизнь татарского общества проникли блуд и пьянство. Советский строй, основанный на поклонении лже-идеологиям и атеизму, внес в жизнь татар еще более тяжкие пороки такие, как безбожие, лживость, несправедливость. Отношение между людьми стал устанавливать не Бог а сами люди, зачастую грешники. В результате, мы сегодня живем в несовершенном, несправедливом, коррумпированном обществе, разделенном на богачей-миллиардеров и нищих, где уровень преступности достиг небывалых размеров, где разврат, жестокость, коррупция стали нормой поведения.
В результате, сегодня мы имеем народ с изрядно испорченным национальным характером, не имеющим твердых принципов (кыйбла), и не имеющим представления, чего он хочет от жизни как нация. Каждый индивид варится в своем котле, многие лезут наверх, к лучшей жизни по головам других, не брезгуя ничем.
Социальная зависть, закулисные склоки, интриги и озлобленность стали почти национальной идеологией. Ко всему этому можно добавить повальное двуличие в иерархии социальных отношений – перед вышестоящими трепещут и лебезят, а нижестоящих можно унижать и ни во что ни ставить. Но самое плачевное это то, что народ начал проявлять симптомы равнодушия к своей судьбе, к родному языку – своих детей он не отдает в татарские школы, книг на татарском не читает, на татарские газеты-журналы не подписывается. Религия также не смогла глубоко проникнуть в общество и изменить образ жизни татар. По всей татарской земле понастроены вино-водочные заводы, свинофермы, с татарской сцены и телевидения идет пропаганда распущенности нравов. К сожалению, для большинства татар не нужны ни национальная независимость, ни демократические свободы — многие уже давно переженились с русскими по всей России, и менять свой образ жизни не собираются.
Конечно, татарский народ с таким великим прошлым, славной историей, перенесший огромные потери и трагедии, не должен бесследно сгинуть с лица земли. Иншаллах, он не исчезнет, потому что, конечную судьбу народа все-таки решает Аллах. В Коране говорится: «Аллах не изменит участь народа к лучшему, пока он сам не изменится к лучшему.» (Сура «Энфал», 53 Аят). То есть, если татарский народ, поняв свои ошибки, раскается и попросит у Аллаха прощения за свершенные грехи, начнет жить по предписаниям Аллаха, то у него есть все шансы на счастливое будущее и возвращение независимости. Но и в этом случае нации понадобится помощь татарских ученых, интеллигенции, религиозных деятелей, национальных лидеров. Потому что невозможно без серьезных духовных усилий изменить свою жизнь к лучшему. Духовная работа над собой влечет за собой изменения в характере, возвращение национальной психологии в русло строгой морали, возрождение утраченных ценностей и положительных свойств национального характера. Если мы, подобно нейрохирургам, не научимся работать с этой тонкой, чувствительной материей, нация окончательно привыкнет к бесшабашной, греховной жизни, и уже никогда не сможет выбраться из болота деградации. Да спасет нас Аллах от такой участи! Поэтому, основной задачей национальных и религиозных организаций должна быть работа над улучшением и усовершенствованием национального характера татар. С дурным, бесхарактерным, народом невозможно построить счастливое будущее, а тем более занять место в раю.
Как улучшить национальный характер
Татарский народ очень чувствителен к несправедливости, он быстро улавливает фальшь и лицемерие. Он любит подражать хорошему примеру, и тянется к прекрасному. Однако при необходимости и безвыходности ситуации татарин может принять и не совсем выгодные правила игры. Многие принимают это за хитрость татар, но зачастую это не так. Татары просто умеют приспосабливаться, когда нет смысла идти против течения. Например, на выборах зачастую татары голосуют за тех, на кого укажет начальство, но это не означает раболепие и отсутствие гражданской позиции, а просто невозможность что-что изменить в данной ситуации. История не раз доказывала, что в тоталитарном обществе нет смысла идти поперек властей. Хотя такое безропотное подчинение может привести к полной политической апатии и безразличию к судьбе нации, что мы сегодня и наблюдаем. Дело в том что, чем больше народ голосует по указке властей, тем больше его начинают воспринимать как послушное стадо баранов, которым легко можно манипулировать. К сожалению, в мире у татар начал складываться именно такой имидж. Как сохранить национальное лицо в таких неблагоприятных условиях, как защитить свои национальные интересы?
У нации, проживающей в условиях рабства, должно быть и послушное большинство, и борющееся меньшинство. Национальные лидеры, борцы за независимость при любых условиях должны защищать только интересы народа, а не властей. Национальные лидеры должны служить эталоном справедливости и высокой морали. Они должны ставить четкие, правильные цели перед народом и вести его к ним. Как уже было сказано — татарский народ охотно подражает хорошему примеру. Если национальные лидеры будут твердо стоять в вопросах национальной независимости, и правозащиты, то народ рано или поздно пойдет за ними, поверит в свои силы и постепенно начнет избавляться от рабского менталитета. Но на данный момент татарский народ не видит перед собой ни высоких целей, ни великих национальных лидеров, способных поднять и вести народ до победного конца, защитить их в нужный момент от произвола властей. Поэтому, народ живет себе потихоньку, по-своему. Из всего этого видно, что прежде чем пытаться изменить народ, национальным лидерам самим надо поработать над собой!
Народу нужно беспрестанно напоминать о его героическом прошлом, национальных героях и их подвигах. Если бы татарский народ знал свою подлинную историю и то, что от него скрывается официальной исторической наукой, он навсегда отвернулся бы от России. Если бы он знал, через какие пытки прошли его предки при насильственном крещении, заточенные, замученные в монастырях, закабаленные цепями, он увидел бы истинное лицо своего поработителя! Для того чтобы изменить рабскую психологию народа, нужно, прежде всего, повысить уровень его национального самосознания, надо напомнить ему о его национальной самоидентичности. А это невозможно без правильного толкования истории, без полного раскрытия ее трагических моментов. Значит наши литература, искусство, пресса должны работать только в этом направлении — служить повышению национального самосознания татар. Все это нужно не для того, чтобы разжечь межнациональную рознь, как боятся многие, а для того, чтобы татарский народ наконец-то занял свое достойное место в истории. Необходимо, чтобы российская империя, русский народ, православная церковь раскаялись и извинились перед татарским народом за гнет и репрессии, продолжавшиеся на протяжении четырех веков. Без раскаяния за содеянные злодеяния русским не будет счастья.
Чтобы нация избавилась от рабского менталитета, в нем надо разбудить чувство гордости и собственного достоинства. Все это напрямую связано с историей. Во время празднования тысячелетия Казани народ начал было испытывать эти чувства, но они быстро затухли. Потому что этот праздник был организован не для татарского народа, а для отчетности перед московскими властями. Было сделано все, чтобы избежать «татарского» элемента на этом громком историческом праздновании. А как нагло вели себя карательные органы во время празднования тысячелетия; именно в эти дни были посажены в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям множество татарских мусульманских ребят. Все это быстро притупило настроение праздника и чувство национальной гордости.
Для «успешного» проведения торжеств, опять были отданы в жертву множество невинных татар. Это было условием российской империи – для того, чтобы не дать проснуться чувству национальной гордости у татар, нужно было найти среди них преступников. И их без труда «нашли». Этот метод работал безотказно на протяжении веков. Завоеватели никогда, ни при каких условиях не позволят, чтобы завоеванный народ вспомнил о своем былом величии, воспрянул духом, и не дай бог, заикнулся о независимости. Поэтому, ведется целенаправленная политика на «заглушение» национальных чувств, способных привести к освободительной борьбе. Зная все эти старо-имперские трюки, нам надо быть начеку, и вести разъяснительную работу в народе, говорить правду о положении вещей. Вот тогда народ нам поверит, пойдет за нами, иншаллах!
Конечно, национальный характер, формированный веками, нельзя изменить в одночасье. Над этим придется работать еще несколько столетий. Мы же в свою очередь, должны выполнить работу, выпавшую на нашу долю – быть примером для нации, правильно уметь оценивать характер и вектор развития народа, а главное, неустанно работать по усовершенствованию национального характера. Нужно проводить научно-популярные конференции, круглые столы при поддержке национальных и религиозных организаций; на татарском телевидении нужно начать цикл передач, посвященный национальному характеру; в татарской прессе начать обширную дискуссию на эту тему. Конечно, результат всей этой деятельности можно будет увидеть не сразу. Но даже если из татарского национального характера исчезнет хоть одно плохое качество, а его место займут утраченные, положительные качества, те достоинства, что носили в себе наши великие предки – у нас появится надежа на светлое будущее. Я твердо верю во внутренний потенциал татарского народа, в его духовные силы. Я верю, что он вырвется из убожества и сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь ему в этом, иншаллах!
Фаузия Байрамова,

Писатель, кандидат исторических наук,

Председатель татарской партии национальной независимости «Иттифак»,

Член исполкома Всемирного Конгресса татар.


Каталог: images
images -> Элективный курс по английскому языку с естественно-научной направленностью young scientists
images -> Калимуллиной Ирины Назимовны 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
images -> Программы
images -> Наркотики и дети. Часть 1
images -> Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми
images -> Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
images -> Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя
images -> Особенности детей младшего школьного возраста с недостатками в интеллектуальном развитии
images -> Проблемы современного школьника


Скачать 65. 5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Биография

Глава

Диплом

Дипломная работа

Диссертация

Доклад

Задача

Закон

Взаимосвязь социальных идентичностей, стратегий аккультурации и психологического благополучия молодых русских в Латвии и крымских татар в Крыму Екатерина Коджа, Татьяна Рябиченко :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: