Программа обществознание боголюбов: Рабочая программа по обществознанию для 5 — 9 классов | Рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему:
Библиотека материалов для учителей
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Программы
▪Тип #
Добавить материал
11894Программы
Рабочие программы6126
Авторские учебные программы469
Примерные (типовые) программы67
Индивидуальные образовательные программы356
Программы элективного курса523
Программы факультативного курса332
Программы дополнительного образования1288
Программы работы кружка695
Программы воспитательной работы402
Программы внеурочной деятельности1632
Поиск по параметрам
Последние комментарии
Этника27: Здорово! Спасибо!
Потамошнева Наталья Алексеевна: Какая прелесть: интересно и полезно!!!
Потамошнева Наталья Алексеевна
: Пояснительная записка приветствуется.Потамошнева Наталья Алексеевна: Ошибки (с пропуском букв слова есть) исправьте, пожалуйста
Ивлиева Наталия Алексеевна: По ссылке работа от 20.03.2007!
Викторова Юлия Тенгизовна: Работа моя. Это кто-то её скопировал.
Андреева Софья Валентиновна: Спасибо. Действительно, не проверила. Учту обязательно.
Кузнецова Виктория Владимировна: Благодарю за материал, коллега!
Потамошнева Наталья Алексеевна: Нет публикации
Потамошнева Наталья Алексеевна: Я исправила данные в каталоге материала, теперь это занятие. Так точнее)
Популярные авторы
Горбачёва Марина Юрьевна 121883 Учитель русского языка и литературы |
Ковалева Галина Валентиновна 106404 Учитель |
Трефилова Раиса Поликарповна Учитель |
Ватолина Светлана Анатольевна 90190 Преподаватель, Учитель |
Кияйкина Наталья Федоровна 72255 Педагог-психолог |
Больше популярных авторов
Все опросы
Опрос
ВКонтактеОдноклассники
Карта сайта
Карта сайта
|
|
Новости школы
1 Ноября
Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ — 2023
Подробная информация расположена
https://rusregioninform. ru/novosti-regionov/strategiya-soczialnoj-podderzhki-naseleniya-subektov-rf-2023-obshhestvennyj-obzor.html
1 Ноября
Видеоролик по противопожарной пропаганде от МЧС
Главное управление МЧС России по Красноярскому краю напоминает взрослым, что ребенка можно уберечь от гибели при пожаре. Для этого нужно не только соблюдать правила безопасности, но и обучать им детей.
https://disk.yandex.ru/d/P0N1-3sgGW7RMA
27 Октября
Ролик ГИБДД на осенние каникулы
В связи с предстоящими осенними каникулами, направляем видеообращение временно исполняющего обязанности начальника ОГИБДД по Красноярскому краю для родителей и детей.
ссылка на видеообращение
https://cloud.mail.ru/stock/5ZXKfZ2etPbLDqq6p6BJuBTQ
27 Октября
Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ — 2023
https://rusregioninform. ru/novosti-regionov/strategiya-soczialnoj-podderzhki-naseleniya-subektov-rf-…
13 Октября
Новости экологического клуба.
Ребят из экологического клуба пригласили участвовать в двух больших мероприятиях!
На краевой Эко-олимпиаде министерства экологии Красноярского края наши юные экологи представят свой эколого-просветительский проект «День птиц – 2022».
А для участия в российском Фестивале «ЭкоСказы «Роева ручья» выбрали еще одно творение — эко-мультфильм «Ежик. Туман. Звезды».
Ждем и надеемся на успех!
Полезные ссылки
Социальные науки
Цель социальных наук состоит в том, чтобы убедиться, что все учащиеся, окончившие среднюю школу, готовы к колледжу, карьере и будущему продуктивного взрослого человека.
Учащиеся используют богатый контент, темы и большие идеи для изучения истории, географии, экономики, обществоведения, гражданства и управления. Они также используют важные навыки, чтобы «думать как историки».
Учителя также включают обучение грамоте на уроках обществознания. Это помогает учащимся использовать доказательства из текста при чтении, письме и обсуждении.
Для поддержки учителей и студентов факультет общественных наук разработал учебную программу под названием Passport to Social Studies. педагогов Нью-Йорка создали его для наших учеников, и он предназначен для подготовки детей к жизни в глобальном сообществе.
Ресурсы учебных программ
- Посетите сайт WeTeachNYC, чтобы узнать об объеме и последовательности, связанных с учебной программой Министерства энергетики США по общественным наукам.
- Узнайте о требованиях к окончанию средней школы штата Нью-Йорк.
Общественные занятия для семей
Семейные фотографии
Покажите ребенку семейные фотографии и расскажите о своем детстве и о том, чем оно было похоже на опыт вашего ребенка или отличалось от него.
Создайте семейное древо
Предложите детям взять интервью у других членов семьи, чтобы узнать о различных культурных и исторических событиях, свидетелями которых были члены семьи.
Изучите историю своего района
Совершите экскурсию и найдите исторические места, памятники и указатели. Запишите названия улиц, найдите их в Интернете и свяжите с сегодняшним днем.
Создать временную шкалу
В местной библиотеке найдите первые страницы газет и журналов за день, месяц и год, когда родился ваш ребенок. Прочитайте вместе статьи и расскажите, как жизнь была такой же и другой в тот период времени. Что удивило вашего ребенка в жизни и мире в день его рождения? Какие связи делают статьи с сегодняшним днем?
Устная история
Запишите разговор с бабушкой и дедушкой или членом семьи об определенном историческом событии, частью которого они были. Узнайте, почему событие имело значение для члена семьи. Какую роль они сыграли? Как они хотят, чтобы это событие запомнилось? Просмотрите запись, затем исследуйте событие в местной библиотеке, отмечая сходства и различия с версией члена семьи.
Делитесь воспоминаниями
Поделитесь значением сувенира или семейного сокровища, которое что-то значит для вашей семьи. Предложите ребенку сфотографировать предмет и написать о нем рассказ.
Карты и памятники
Найдите здания с флагами и памятниками в вашем районе и узнайте о них больше.
Пройдите пять кварталов от входа в дом и нарисуйте карту своего района. Запишите названия и нарисуйте символы для того, что вы видите.
Названия улиц и история Нью-Йорка
Обратите внимание на названия улиц в вашем районе и узнайте их значение.
Совершите бесплатную экскурсию с смотрителем городского парка или посетите национальный парк. Для получения дополнительной информации о посещении наших парков:
- Парки Нью-Йорка, Рейнджеры городских парков
- Служба национальных парков
Историческая фантастика
Выберите исторический фантастический роман и читайте его вместе каждый день. Обсудите ключевые элементы вместе. Ваш местный библиотекарь может дать рекомендации в зависимости от уровня обучения.
Карта путешествия
Используя карту или глобус, выберите места, которые вы посетили или хотели бы посетить. Отметьте их и создайте список, описывающий основные моменты каждого места. Вовлеките ребенка в планирование семейного путешествия. Попросите их нанести каждую остановку или важный ориентир на карту. Узнайте, какие виды еды, музыки и искусства вы можете встретить на своем пути.
Ночь кино и обсуждение
Вместе посмотрите исторический фильм и обсудите его, а затем узнайте больше о мероприятии в местной библиотеке.
Ресурсы для преподавателей
Учителя и другие преподаватели могут найти учебные программы и учебные материалы на We Teach NYC.
Обществознание для абитуриентов. Философские проблемы человека и общества. В Российской Федерации
Обществознание — Вступительные билеты с ответами — 2004.
В данном файле содержится материал, необходимый и достаточный для сдачи вступительного испытания по обществознанию на гуманитарных факультетах вузов.
1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Образование:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Промышленное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и его социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к отчету)
2. Лицо:
2.1. Лицо:
2.2. Природные и социальные факторы формирования человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Человек:
2.5. Создание:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2. 8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознание и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого познания. Научные знания:
2.12. Гуманитарные науки
3. Экономическая область:
3.1. Экономическая сфера общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Средства измерения хозяйственной деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Влияние научно-технических исследований на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, виды рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон оферты:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкурс:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Компания:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3. 16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытый эконом:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства Российской Федерации
4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Государственный строй:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата по ветвям государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательный орган:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Государственные формы:
4.9. Формы национального государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4. 13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные признаки гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Конституционное государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура
5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и нравственность:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Конституционное государство:
5.5. Система права, основные отрасли, учреждения, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды
6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6. 7. Правовая культура
7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Разнообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, девиантное поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межэтнические отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства
8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и сорта культуры:
8.3. Религия как явление культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Нравственность, ее основные нормы и ценности:
8. 11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления государственной политики в области культуры
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществоведение — Входные билеты с ответами — fileskachat.com, скачать быстро и бесплатно.
Скачать файл номер 1 — документ
Скачать файл номер 2 — документ
Скачать файл №3 — doc
Ниже вы можете купить эту книгу по лучшей сниженной цене с доставкой по всей России.
(Программа разработана лабораторией народного образования ИОСО РАО. Директор Боголюбов Л.Н.)
Данная программа соответствует программам обществознания для основной и средней школы.
Во время экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изучаемых в школьном курсе обществознания, и обнаружить способность:
Дайте определение основным понятиям, указав отличительные существенные признаки объектов, отображаемых в этом понятии;
Правильно использовать термины социальных наук в устной или письменной речи;
Называть (перечислять) изучаемые социальные явления и предметы или их существенные свойства;
Сравнить изучаемые социальные объекты;
Объяснять (интерпретировать) изучаемые социальные явления и процессы, т. е. выявлять их устойчивые сущностные связи, как внутренние, так и внешние;
Охарактеризовать изучаемые социальные объекты и процессы, указать их характерные признаки, значимые в каком-либо отношении;
Приведите свои примеры, объясните изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;
Давать оценку изучаемым социальным объектам и процессам, высказывать суждение об их ценности, уровне или значимости.
Понятие «общество». Отношения природы и общества. Общество как система. Публичные отношения. Основные направления общества. Человеческая деятельность является реальной движущей силой общественного развития. Свобода и деятельность человека. Границы свободы. Соотношение свободы и необходимости деятельности человека. Цивилизация и культура. Исторический процесс и его участники. Многообразие путей и форм общественного развития. Развитие взглядов на общественный прогресс и его критерии. Противоречивость прогресса.
НТР и его социальные последствия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
Разнообразие и единство современного мира.
Человек, личность, личность. Природное и социальное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способности человека, их развитие.
Духовная жизнь человека. Вера. Совесть. Свобода и ответственность. Смысл жизни. Духовность и духовность. Моральный выбор. Личность. Межличностные отношения.
Деятельность как способ бытия человека. Мотивы деятельности. Потребности и интересы. Структура деятельности. Цель, средства ее достижения, результат. Разнообразие деятельности. Творческая деятельность. Деятельность и общение. Роль игры, познавательной, трудовой деятельности в формировании личности.
Познание человеком мира и самого себя.
Познание и знание. Истина и ее критерии.
Научное познание и его особенности. Основные методы исследования.
Разнообразие способов познания.
Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.
Духовная жизнь общества. Духовная культура. Духовные ценности. Мировоззрение, его виды.
Роль образования в жизни человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Самообразование.
Наука в современном обществе, ее функции.
Искусство, его виды и место в жизни человека.
Религия, ее роль в обществе. Религия как форма культуры. Многообразие религий в современном мире. Мировые религии. Толерантность и свобода совести как духовные ценности.
Мораль, ее сущность. Роль нравственности в жизни человека и общества. Моральные ценности и идеалы. Нормы морали. Оценка моральных качеств.
Культура. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур.
Политика и ее роль в обществе. Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики.
Политическая власть. Разделение властей.
Политическая система общества. Роль государства в политической системе. Признаки государственного суверенитета. Функции государства. Формы государства.
Территориальное государственное устройство. Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.
Гражданство. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Политические партии. Многопартийная система. Гражданское общество и
конституционное государство. Признаки законности. Политический статус личности. Политическая культура.
Сущность права. Права как мера свободы и ответственности. Права человека. Основные международно-правовые документы. Всеобщая декларация прав человека. Верховенство закона. Отрасли права. Государство и право. Закон и закон.
Правонарушения. Юридическая ответственность. Преступление. Уголовная ответственность. Административное правонарушение. Правоохранительные органы.
Конституция — Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства.
Граждане и государство: взаимные права и взаимные обязанности.
Правовые основы семейных отношений.
Право на труд и трудовые отношения. Трудовой договор.
Имущество и имущественные отношения. Право частной собственности.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Политические права и свободы.
Экономика и ее роль в обществе.
Собственность, разнообразие ее форм. Экономические системы.
Производство, его факторы. Затраты на производство.
Рыночные отношения в современной экономике. Спрос и предложение.
Конкуренция и монополия. Предпринимательство, малый бизнес. Цена продукта. Выгода.
Государственное регулирование рыночной экономики. Экономическая политика.
Человек в системе экономических отношений. Работа. Заработная плата. Безработица и социальная защита населения.
Доходы и расходы семьи.
Экономические реформы в Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальная структура общества.
Большие и малые группы.
Семья как небольшая группа. Семья в современном обществе. Ролевые отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности.
Социальная дифференциация. Социальные сообщества. Страна. Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы.
Этнос. Нация. Национальная идентичность. Межнациональное сотрудничество. Межэтнические конфликты и пути их преодоления.
Концепция поколений. Социальный статус личности. Социальная роль. Социализация. Социальные права и социальная ответственность. Социальные нормы и девиантное поведение.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Общественные отношения в современной России.
Название: Общественные науки.
Пособие предназначено для старшеклассников и выпускников вузов, готовящихся к сдаче экзаменов по курсу «Обществознание». Структура и содержание книги полностью соответствуют программе вступительных экзаменов, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
В пособии компактно изложены основные проблемы курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая, социальная, политическая, правовая и духовная сферы жизни современного общества. Структура и содержание пособия полностью соответствуют программе вступительных экзаменов по обществознанию, разработанной авторским коллективом под руководством Боголюбова Л.Н. и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Разделы «Экономика» и «Юриспруденция» написаны более подробно и подробно, так как именно на юридических и экономических факультетах российских вузов было введено вступительное испытание по обществознанию.
При работе над пособием авторы исходили из того, что старшеклассники хорошо знакомы с материалом соответствующих учебных пособий: «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), «Современный мир (под редакцией В. И. Купцовой), «Обществоведение» (автор — Д. И. Кравченко). Поэтому мы стремились не дублировать учебники, хотя и следовали логике их изложения.
Надеемся, что эта книга поможет не только подготовиться к выпускным экзаменам в школе и вступительным экзаменам в вузы, но и будет полезна для самостоятельного изучения основных проблем обществознания.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществоведение — Клименко А.В., Романин В.В. — fileskachat.com, быстрая и бесплатная загрузка.
- ЕГЭ по обществознанию, Конспекты ответов, Клименко А.В., Романинина В.В., 2001
- Образцы билетов и ответов по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации, 11 класс, Базовый уровень, Клименко А.В., Романинина В.В., Стрелков А.Л. , 2009
- Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации, 11 класс, Клименко А.В., Романина В.В., 2005
Раздел II. ЛИЦО
1. Человек как биосоциальное существо.
2. Бытие человека. Потребности и способности человека.
3. Человеческая деятельность и ее разнообразие.
4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения.
5. Духовный мир человека.
Раздел III. ЗНАНИЯ
1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.
2. Правда и заблуждение. Критерии истины.
3. Научное знание.
4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.
5. Развитие знаний о человеке.
Раздел IV ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
1. Духовное производство и духовная жизнь общества.
2. Духовная культура.
3. Наука и ее роль в обществе.
4. Мораль.
5. Религия.
6. Ст.
7. Обучение и самообразование.
Секция V. ЭКОНОМИКА
Раздел VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Раздел VII.
ПОЛИТИКАРаздел VIII. ПРАВА
«Обществознание: Учебник. Пособие для учащихся классов и поступающих в вузы»: Дрофа; Москва; 2004
аннотация
Пособие предназначено для старшеклассников и выпускников вузов, готовящихся к сдаче экзаменов по курсу «Обществознание». «. Структура и содержание книги полностью соответствуют программе вступительных экзаменов, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Предисловие
Настоящее пособие предназначено в помощь старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к сдаче экзамена по курсу «Обществознание». Это избавит читателей от долгой и кропотливой работы по изучению огромного количества литературы.
В пособии компактно изложены основные проблемы курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая, социальная, политическая, правовая и духовная сферы жизни современного общества. Структура и содержание пособия полностью соответствуют программе вступительных экзаменов по обществознанию, разработанной авторским коллективом под руководством Боголюбова Л. Н. и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Разделы «Экономика» и «Юриспруденция» написаны более подробно и подробно, так как именно на юридических и экономических факультетах российских вузов было введено вступительное испытание по обществознанию.
При работе над пособием авторы исходили из того, что старшеклассники хорошо знакомы с материалом соответствующих учебных пособий: «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), «Современный мир (под редакцией В. И. Купцовой), «Обществоведение» (автор — Д. И. Кравченко). Поэтому мы стремились не дублировать учебники, хотя и следовали логике их изложения.
Надеемся, что эта книга поможет не только подготовиться к выпускным школьным и вступительным экзаменам в вузы, но и будет полезна для самостоятельного изучения основных проблем обществознания.
Желаем успехов!
Программа обществознания
для поступающих в вузы
Содержание курса обществознания ориентировано на обновленную систему ценностей, на те ценности, которые сегодня нашли отражение в Конституции РФ : признание высшей ценностью — человека, его прав и свобод; вера в добро и справедливость; государственность России, незыблемость ее демократических основ, любовь и уважение к Отечеству; благополучие и процветание России; гражданский мир и согласие; исторически сложившееся государственное единство и территориальная целостность России; равноправие и самоопределение народов; признание в одинаковом порядке государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности; верховенство закона и т. д.
Для выполнения типичной социальной роли (гражданин, семьянин, работник, собственник, потребитель), для успешного функционирования в основных сферах общественной деятельности, знаний и умений, ценностных ориентиров, социальных норм, опыта выполнения творческой деятельности в данной поле обязательно. Например, компетентность в сфере самостоятельной социально-познавательной деятельности предполагает, что человек способен извлекать полезные знания не только из специального учебного текста, но и из различных других носителей социальной информации (научной, философской, правовой, политической, публицистической). .
Подготовиться к ЕГЭ можно по учебникам основной школы, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией таких авторов, как: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Кравченко, А.Ф. Никитин и др. Год издания этих учебников должен быть ближайшим к году сдачи экзамена и изданным не позднее, чем за два года до экзамена 2. Для экзамена 2011 года пособиями являются базовые учебники, изданные не позднее 2009 года.
9Тематический план вступительных испытаний
по обществознанию
Обществ.
Общество как сложная динамическая система. Взаимодействие общества и природы: основные понятия. Общество и природа, правовые вопросы охраны окружающей среды. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Глобальные проблемы нашего времени. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Общество и культура. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития. Важнейшие институты общества. Целостность современного мира, его противоречия.
Лицо.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек. Потребности и способности человека. Деятельность человека, ее основные виды. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Познание.
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Учение об истине. Научное познание, основные закономерности его развития. Социально-гуманитарные знания. Многообразие форм человеческого познания. Науки о человеке и обществе. 9Экономическая сфера общества.
Экономическая деятельность. Экономический рост и деловой цикл. Категория собственности в экономике. Экономические системы. Рынок как особый институт, организующий экономическую деятельность общества. Государство и экономика. Разнообразие рынков. Конкуренция. Человек и труд. Рынок труда. Спрос и предложение. Экономическое сотрудничество и интеграция. Российская экономика, итоги реформ и стратегические цели России. Денежно-кредитная политика. Фискальная политика. Государственный бюджет. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Экономика потребления. Экономика производителя. Защита прав потребителей. 9Социальные отношения.
Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Разнообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальное расслоение. Социальная мобильность. Социальные нормы. Девиантное поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические сообщества. Межэтнические отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная политика. Социальные процессы в современной России.
Политика.
Власть, ее происхождение и виды. Принцип разделения властей. Политическая система. Роль государства в политической системе. Государственный аппарат. Государство: его особенности и функции. Формы государства. Государственный аппарат. Конституционное государство. Основные черты гражданского общества. Политическая культура. Политическая жизнь современной России. Понятие, принципы и функции местного самоуправления. Правовые основы и формы местного самоуправления. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политические режимы.
Правильно.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Понятие и структура правовой нормы. Публичное и частное право. Источники права. Закон и мораль. Правовая культура. Правовые отношения. Юридические факты. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Конституция в иерархии правовых актов. Принципы конституционного строя: классификация и правовое содержание. Демократия. Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов. Система органов государственной власти. Президент Российской Федерации. Судебная власть и судебная система В Российской Федерации. Правоохранительные органы. Международные документы по правам и свободам человека. Правовой статус человека и гражданина. Гражданство России. Понятие, источники и система гражданского права. Субъекты гражданского права.