Приемы мотивации на уроках в начальной школе: 7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе
7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе
Зачем учиться? Даже если ребенок и не задает себе этот вопрос, он играет в компьютер, смотрит 100 каналов, общается в социальных сетях — все это очень легко и интересно, а учеба — это ежедневный труд, требующий напряжения и концентрации. Как сделать так, чтобы школа стала не каторгой, а местом, куда хочется приходить? Учитель начальных классов с 20-летним стажем Наталья Тихонова из школы им. Н. М. Карамзина (г. Москва) делится своим опытом мотивации младшеклассников, ведь именно в первые школьные годы формируется отношение к учебе.
Наталья Тихонова со своими учениками
1. Создать клуб помощников учителя
В процессе обучения класс естественным образом делится на группы: активные и пассивные, отстающие и преуспевающие, усидчивые и деятельные, и так далее. Уделяя внимание отдельным группам, подход можно индивидуализировать. В моей работе прослеживается определенная закономерность: уже во втором классе обычно формируется группа учеников, которые схватывают материал быстрее, и на уроках им становится скучно. Чтобы дать им стимул и поощрять их желание учиться, я отвела им важную роль на уроках — они помогают тем группам детей, у которых возникают сложности. Любой учитель знает, что когда объясняешь какую-то тему другому, сам запоминаешь ее намного лучше. Про себя я называю этих ребят «мои помощники». Эти дети, в каком-то смысле, примеряют на себя роль педагога, учатся ответственности и навыку излагать свои мысли. Работа в качестве помощников доставляет им огромную радость. При этом информацию, полученную от одноклассников, некоторые ребята усваивают значительно проще. Есть дети, которые очень хотят попасть в группу помощников и выполнять более сложные задания. Так это мотивирует весь класс.
2. Использовать компьютер для индивидуальной работы
Компьютер нельзя использовать как средство мотивации — я никогда не награждаю учеников работой на компьютере, но и не запрещаю его. Компьютер и образовательные онлайн-сервисы — это инструменты, с помощью которых учитель может настроить индивидуальную работу с каждым учеником. Ребенку важно чувствовать интерес к предмету, а это сложно реализовать в ситуации, когда учитель использует ко всем своим ученикам одинаковый подход.
Сейчас я пользуюсь сервисом Яндекс.Учебник. Это удобный сборник заданий по русскому языку и математике, он позволяет выдавать задания каждому ученику отдельно, ориентируясь на его уровень, индивидуальные особенности и даже увлечения. Одной группе детей можно дать задания на сервисе, другую группу — попросить им помочь, а с третьей группой — провести викторину или фронтальное занятие у доски. Потом ученики меняются местами.
После уроков можно проанализировать, насколько был усвоен материал. В сервисе видно, сколько времени ученик потратили на задания и с какой попытки справился с ним. На каждое задание есть три попытки. Если дети не хотят выполнять какое-то упражнение, они могут его пропустить — это я тоже вижу и тогда понимаю, что кто-то не усвоил тему.
3. Хвалить за ошибки и награждать за красивые буквы
Мы все хотим достигать успеха в том, что делаем. Если у детей что-то получается, они хотят заниматься этим дальше. Если же нет, мотивация исчезает. Поэтому важно находить во всем положительные стороны и указывать на них. Например, если двоечник раньше делал 20 ошибок и вдруг допустил 15, это все равно двойка, но для конкретного ребенка это огромный прогресс, и его надо похвалить. Один мой ученик решил задачу неправильно. На вопрос «Почему?» он ответил, что пытался найти нестандартный подход к решению. Я поставила ему 5 за эту попытку, несмотря на то, что ответ был неправильным, и попросила решить ту же самую задачу стандартным способом. Он сделал это, и я поставила ему вторую 5. Нужно поощрять не только результаты, но и старания детей, тогда они захотят стараться и дальше.
Если в задании по русскому языку текст в целом написан «как курица лапой» и правописание оставляет желать лучшего, стоит найти хотя бы одну красивую букву, отметить ее и похвалить ребенка за это такое красивое написание. Это докажет ему, что он достиг успеха, пусть пока только в отдельно взятой букве.
5. Создать «Дерево знаний» и портфолио достижений
Для ребенка важно получить не только внешнее признание — родителей, учителя, одноклассников, но и чувствовать гордость за свои успехи перед самим собой. Для этого можно с первого класса вести портфолио работ и достижений. Это позволяет ребенку посмотреть, чего он достиг, и стремиться к лучшему. Даже если в портфолио пока нечего добавить из совершенного, там должны находиться планы на будущее, которые дети выберут сами. У нас в классе действует закон, по которому портфолио никогда не должно быть пустым, поэтому цели в нем постоянно превращаются в достижения.
На стене нашего класса наклеено дерево, на которое дети, в зависимости от ситуации, прикрепляют разные бумажки, например, правила русского языка, или маленькие автопортреты. Мы называем его «Деревом знаний». Чтобы ученики чувствовали внешнее признание, на дереве периодически появляются плоды гордости. По окончанию триместра я размещаю на дереве яблоки с именами детей, завершивших этап обучения на «хорошо» и «отлично». После участия в конкурсах, конференциях, чемпионатах на дереве «вырастают» дипломы и сертификаты.
6. Применять знания здесь и сейчас
«Если будешь плохо учиться, станешь дворником!», «Учись и займешь достойное место в обществе», «Нужно хорошо учиться, чтобы быть кем-то в этой жизни» — эти посылы никогда не сработают для ребенка. Он живет сегодняшним днем. Ему нужно дать четкое представление о том, как-то или иное знание пригодится в его жизни здесь и сейчас. Например, таблица умножения облегчает жизнь и экономит время: вместо записи 2+2+2+2+2+2 можно записывать коротко и сосчитать быстро 2×6.
Изучая тему «Письмо» в первом классе, дети могут написать письмо, пойти в почтовое отделение и отправить его по домашнему адресу. Письмо приходит в почтовый ящик и ребенок видит реальный результат своих действий. Ребенка нужно помещать в роль активного деятеля — не просто пересказать сказку, а поставить театральный спектакль, не просто читать вслух, а угадывать, что будет дальше и узнавать правильные ответы.
7. И никакой тишины в классе!
Детям нужны впечатления, эмоции и действия. В современной начальной школе тишина в классе — это признак того, что что-то идет не так. Класс должен бурлить, должна постоянно идти активная деятельность. Вместо ответов у доски, когда один ученик отвечает, а весь класс слушает, — сдвигаем парты и работаем над проектами в группах, а потом каждая группа защищает свой проект. Вместо того, чтобы рассказывать тему про сезонную миграцию птиц, идем в парк кормить птиц.
Впечатления — это еще и награда, которая работает! Придя домой после занятия по окружающему миру в лесу, ребенок будет полон впечатлений о том, что он там нового увидел.
Подводя итог, самое главное в мотивации — это достижение результатов и целей. Когда ребенок видит, что у него получается и он может достичь поставленной цели, то занятия будут приносить удовольствие не только ребенку, но и учителю, и родителям, и директору школы.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Приемы повышения мотивации на уроках в начальной школе
Методические рекомендации для учителей
Тема: Приемы повышения мотивации на уроках в начальной школе.
Сегодня главная цель школы – формирование конкурентоспособной личности. Первые шаги для достижения этой цели закладываются уже в младшем школьном возрасте, поэтому выпускник 4- го класса должен иметь внутреннюю направленность «Я могу учиться», «Я хочу учиться».
Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. В противном случае, мотивация большинства детей заметно
снижается. В своей педагогической практике внутреннюю мотивацию детей я формирую через применение приемов повышения мотивационной сферы.
- Создание эмоционально – психологической атмосферы урока, через организацию атмосферы доверия между учениками и учителем, а также благоприятных межличностных отношений в классе.
А. Утренняя зарядка — 1 с чего начинается день; ( в классе создана копилка – муз. Зарядок)
Б. Подборка стихотворений по учебным предметам- в начале урока и на различных этапах урока.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу! В добрый час!
.Почему ручьи текут?
— Почему цветы растут?
Где обедал воробей? Окружающий мир
Надо все узнать скорей!
Эта – книга о природе,
О животных, о погоде,
О деревьях и цветах,
О животных и жуках.
В. Релаксация ( под музыку звуков природы)
- Использование занимательных, интригующих приемов.
Прием «Шляпа волшебника». При обобщении знаний при работе с произведением Туве Янссон «Шляпа волшебника» во 2 классе, дается задание: Представьте себе, что в шляпу Волшебника попали монетка, одежная щетка, зеркальце. Расскажите, во что они могли превратиться. Свой ответ обоснуйте.
При сообщении темы и цели урока использую прием «Прогнозирование».
«Зачитываю названия нескольких произведений и предлагаю определить жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Репка», «Колобок», «Теремок».
«Прием драматизации» — за время работы заметила, что большой интерес дети проявляют к той информации, которая помогает решать им жизненные проблемы. Инсценируя, дети изображают, героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. У детей формируется воссоздающее воображение, что делает содержание текста более зрелищным, наглядным. Не только развивать, но и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне помогает использование занимательных заданий, загадок, ребусов, использования материала презентаций и проведение уроков, или части урока в нестандартной форме.
Например: на уроке закрепления знаний по теме «Части речи» или «Слова предметы, признаки и действия» — 2 класс, провожу ролевую игру «Паровозики».
Играть могут дети всего класса или часть детей (остальные работают по карточкам индивидуально). Я предлагаю Вам в нее поиграть. Слушайте внимательно, я вас научу.
- Те дети, у которых карточки с частями речи – будут в роли машинистов паровозика. (раздаю карточку) Прочитай какая у тебя часть речи..
- Пассажиры – это те, дети у которых карточки со словами — обозначающими предметы, признаки предметов, действия предметов. Прочитай свое слово.
- Машинисты будут задавать такой вопрос «Поедешь на моем паровозике?»
- Пассажиры, должны подумать и ответить : «Поеду» или «Я бы с радостью, но у меня другая часть речи».
- Машинист дальше ведет паровозик и набирает других пассажиров.
- В конце игры каждый машинист должен доказать правильность состава своих пассажиров.
Вместе с тем, участие в подготовке к педагогическому совету стимулировало меня на поиск новых педагогических приемов, способствующих повышению мотивации. Вот только некоторые из них.
Прием «Фантастическая добавка».
Ребятам предлагаем детям представить себя в чьей – либо роли, например прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка – из сказки В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Можно еще предложить роли: «Если бы ты была снежинкой», «Капелькой дождя», Осенним листочком»
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, раскрывать тайны и стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа их быстро утомляет. Хорошо их для выполнения такой работы включить в игру, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
В таких случаях можно использовать прием «Привлекательная цель». На уроке математики во 2 классе тема «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке – отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям была поставлена цель: помочь Алеше Поповичу восстановить свое доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. Ученикам дается возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
«Прием Удивляй»
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например: В юго – восточной Азии на острове Шри – Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 метров в длину и 6 метров в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые прочные зонты и веера.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование интерактивных игр, к числу таких можно смело отнести и ролевые и ситуационные игры, ибо они основаны на активном взаимодействии учителя и учащихся, например: «Иду в гости», «Суета», «Окончания глаголов», «На рыбалке». В числе интерактивных средств ученики начальной школы выполняют тестовые задания, участвуют в онлайн –олимпиадах.
Использование названных приемов будет оказывать благотворное влияние на развитие познавательной, личностно- мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большей степени способствует развитию учебной мотивации и сохранению здоровья ребенка.
стратегий мотивации учащихся в классе
стратегия мотивации учащихся в классе — Grafton4 октября 2016 г.
Behavioral, Behavioral Healthcare
Дети с особыми потребностями и без них часто страдают от отсутствия мотивации, когда дело доходит до обучения. Отсутствие мотивации может по-разному повлиять на учеников в классе. Разработка стратегий для решения проблемы отсутствия мотивации у учащегося имеет жизненно важное значение для успеха в школе. Мотивация бывает двух видов: внутренняя мотивация и внешняя мотивация. Внутренне мотивированные студенты естественным образом мотивированы на выполнение своей работы. Внешне мотивированные студенты мотивированы внешними вознаграждениями.
Ниже приведены некоторые идеи для мотивации учащихся:
- Постройте отношения со своими учениками . Вы сможете лучше понять их потребности в обучении и, следовательно, адаптировать свое обучение, когда узнаете больше о своих учениках. Проявление личного интереса к вашим ученикам также вызовет у них доверие к вам и повысит вероятность того, что они будут открыты для изучения нового материала, не опасаясь неудачи.
- Используйте примеры как можно чаще. Многие студенты хотят видеть готовый продукт, чтобы полностью понять, что от них ожидается. Это поможет им быть более уверенными в себе при изучении новых концепций, что повысит их мотивацию к обучению.
- По возможности передать управление студенту . Если учащиеся контролируют ситуацию, они с большей вероятностью будут увлечены уроком. Предложите учащимся выбрать, как будет представлен материал и какие виды деятельности они хотели бы принять для закрепления уроков. Попросите учащихся рассказать о методах, с помощью которых они учатся лучше всего. Это поможет вам предложить дифференцированное обучение учащимся, которым требуются разные методики. Это также помогает учащимся понять, что вы заботитесь о них и готовы внести свой вклад в их успех.
- Используйте все доступные вам технологии. Мы живем в век технологий, и школьники учатся их использовать в очень раннем возрасте. Уроки, представленные учащимся с помощью компьютеров, интерактивных досок, айпадов и т. д., помогут даже самым отвлекающим ученикам, потому что они рассматривают эти устройства как нечто веселое и «крутое», в отличие от обучения только по книгам.
- Особо хвалите учащихся за маленькие и большие дела. Покажите свою работу в классе и расскажите о ней посетителям. Скажите учащимся, как вы гордитесь ими, когда они узнают новое понятие, которое, как вы знаете, им было трудно понять. Распознавайте, когда один ученик делает что-то доброе для другого ученика. Признавайте класс, когда они следовали правилам в классе в течение дня или недели. Отправьте ПОЗИТИВНЫЕ заметки домой родителям и убедитесь, что ученик знает, что вы это делаете.
- Настройте систему жетонов или баллов. Многим учащимся для мотивации требуется внешнее вознаграждение. Есть те, кто может считать это «взяточничеством» и, следовательно, нежелательным. Реальность такова, что все мы работаем ради внешнего вознаграждения; мы просто называем это зарплатой. Кроме того, награды дают учащимся что-то осязаемое, чтобы напомнить им о достижении.
- Продемонстрируйте свое творчество. Использование игр в качестве подкрепления усвоенного материала доставляет учащимся удовольствие, особенно если в конце есть приз для победителей. Использование наглядных пособий, таких как красочные диаграммы, диаграммы и видео, может мотивировать. Создайте интересный класс, используя плакаты, сезонные темы и демонстрации студенческих работ.
- Установление процедур. Многим учащимся необходимо знать, чего ожидать, когда они входят в класс. Это обеспечивает им комфорт и чувство контроля. Когда ученики чувствуют себя комфортно и контролируют ситуацию, они гораздо более мотивированы и открыты для обучения.
- Будьте выразительны и улыбайтесь. Приветствуйте учеников каждый день с улыбкой и говорите им, что вы рады их видеть. Когда вы будете выглядеть счастливыми и мотивированными, ваши ученики ответят тем же.
Мотивация учащихся. 10 советов и стратегий для учителей
Возникли проблемы с мотивацией учащихся оставаться вовлеченными в работу в классе? Попробуйте эти стратегии обучения, чтобы мотивировать учащихся учиться, участвовать и оставаться вовлеченными в классное сообщество!
Если вам иногда трудно мотивировать учащихся к учебе, хорошему поведению и созданию сообщества в классе, не беспокойтесь. Многие учителя разделяют один и тот же опыт: учебный год — это марафон, а не спринт, и, естественно, будут приливы и отливы как в вашем уровне мотивации, так и в уровне мотивации ваших учеников. Ниже вы найдете 10 советов, которые мы собрали от учителей-ветеранов, чтобы поддерживать моджо вашего класса на подъеме, в том числе о том, как мотивировать учеников, которые показывают разные уровни и способности.
Мы надеемся, что вы найдете эти советы и ресурсы полезными. Обязательно посетите наш центр стратегии управления классом, чтобы получить дополнительные советы, ресурсы и рекомендации по управлению и мотивации вашего класса!
1. Поддерживайте активность и вовлеченность учащихся
Когда учащиеся общаются и занимаются, им некогда скучать. Выберите случайным образом учащихся, чтобы они ответили на вопросы, и дайте понять, что вы цените их вклад и идеи. Взаимодействие студентов и обмен информацией увеличивают время обучения и подготавливают студентов к более эффективной работе в качестве группы учащихся. Мы должны признать важность этой динамики и найти способы отметить интеллект учащихся.
2. Разрешить учащимся выбор, творческий подход и разнообразие
Задание на сочинение? Позвольте учащимся выбирать свой собственный жанр — например, отчеты, стихи, творческие письменные рассказы, пьесы или песни — при назначении темы. Когда учащиеся могут выбрать свою любимую форму письма, они останутся заинтересованными и мотивированными.
3. Создайте информационный бюллетень класса или страницу в социальных сетях
Пробудите интерес к текущим событиям, используя местную газету или страницу в социальных сетях в качестве модели для сообщения о событиях класса. Классные проекты в каждой предметной области могут быть представлены в виде новостных статей с заголовками, подписями, вводными частями, основной частью и сводными абзацами. Игры со словами, прогноз погоды, гороскопы и внеклассные занятия можно интегрировать с любым изучаемым материалом.
4. Выйди из класса
Проведение занятий или даже коротких дискуссий в новой обстановке, будь то парк, музей или школьная библиотека, — отличный способ пробудить интерес учащихся. Когда вы вернетесь в класс, они могут увидеть новый подход к проблеме или заданию.
5. Создайте дружеское соревнование
Примите участие в соревновании. До тех пор, пока есть признание за лучшие усилия каждого и не все внимание сосредоточено исключительно на победителе, соревнование может быть отличным способом создать волнение.
6. Предложите дифференцированное обучение
Зная, что в вашем классе будут ученики с разными способностями, создавайте уроки для всех, принимая во внимание разные уровни способностей.
7. Предоставляйте обратную связь быстро, часто и эффективно
Учащиеся должны видеть прямую связь между любым усилием или выполненным заданием (например, домашним заданием) и вашим ответом, как устным, так и письменным. Удостоверьтесь, что вы упоминаете личный прогресс каждого учащегося, а не сравниваете его или ее работу с другими в классе.
8. Начните день с развлечения
Начните день с приятной ноты: смешное видео, простой вопрос, ежедневная разминка для чтения и математики или забавный факт помогут учащимся увидеть развлекательную сторону обучения.
9. Делитесь достижениями
Предоставляйте учащимся многочисленные возможности поделиться своими достижениями с классом, а класс — поделиться своими достижениями с более широким школьным сообществом.