Презентация рерих: Презентация «Николай Рерих: личность и творчество»
Рерих Николай Константинович — презентация онлайн
Похожие презентации:
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Биография Карамзина Николая Михайловича (1766 — 1826)
Авиценна Ибн Сина
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Аль-Фараби
Жан Жак Руссо
Леонардо да Винчи
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Ахмет Байтурсынов
Зигмунд Фрейд
1. Рерих Николай Константинович
1874-1947 годы3. Николай Константинович
Художник –ученый ,художник –литератор ,художник –философ .его творчество явление исключительное в
истории русского и мирового искусства .Его полотна
притягательны своеобразием тем и сюжетов, их
поэтичностью, глубоким символизмом.
4. Очерк жизни и творчества…
Родился в Петербурге 27 сентября (10 октября )1874 г.Из воспоминания Рериха : « Дом на Васильевском
острове, летние поездки в город Остров Псковской
губернии и в загородное имение Извара под Петербургом,
где он радостно соприкоснулся с седой стариной при
раскопках кургана, рассказы отца и деда о предках
старинного скандинавского рода Рерихов, на все жизнь
полюбившиеся пейзажи сурового русского севера- все
удивительным образом, словно в фокусе, собралось в
душе и памяти будущего художника .
Он был человеком с ясным и задумчивым лицом. Его
фиолетово-синие глаза временами могли становится
совершенно темными. У него всегда был спокойный
голос, он не когда не повышал его, и все выражение
его лица отображало ту удивительную выдержку и
самообладание, которые являлись основой его
характера. он ни когда не спешил, и все же его
продуктивность была изумительна. При всех
обстоятельствах, наиболее трудных к положению он
оставался спокойным и выдержанным и ни когда ни
колебался в своих решениях
6. Рерих- художник
Рерих много путешествовал. Свой творческий путь онначал в России, прошёл Европу и Америку, и закончил
его в Азии. За это время он создал более семи тысяч
картин, которые разошлись по всему миру. Собрания
произведений художника имеются в СанктПетербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде,
Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге,
Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе, Бенаресе,
Аллахабаде, Бомбее и многих других городах.
7. «Гонец. Восстал род на род»
В 1897 году появиласьпервая картина Николая
Константиновича. Картина
уносит воображение в
далекие времена. Глубокая
ночь. В этой картине
поражает проникновение в
старину, понимание духа
исторической эпохи с ее
характерными
особенностями: типами и
чувствами людей,
напряженными моментами
их жизни, пейзажем.
8. «Идолы» (1901)
Одна из ранних работхудожника, исполненная
во Франции.
9. «Тень Учителя»
Картина написаннаяРерихом в 1932 году.
Необычно образное
решение этого полотна.
Народные сказания
Востока часто
повествуют о людях,
оставивших свою тень.
Она может появиться
неожиданно в любом
месте и напомнить
человеку о долге.
10. «Настасья Микулична»
«Настасья Микулична»В 20 — 40-х годах Рериха
начинают интересовать
широко известные в
истории и искусстве
героические образы
женщин, которые звали
на подвиг. Одна из
картин этого времени
«Настасья Микулична»
11. «Помни»(1945)
Вся любовь Рериха кГималаям выражена в
шедевре его творчества,
в картине «Помни»,
которую он через
двадцать лет, в1945 году
дал в еще более
величественном
варианте.
12. «Мадонна Орифламма» (1932)
«Мадонна Орифламма» (1932)(«Пламенная мадонна» )В
картине рисуется
спокойный
величественный образ
мадонны. На руках у нее полотнище с символом
Знамени мира. В свое
время это произведение
было широко известно
мировой общественности.
13. «Сходятся старцы» (1898)
В 1898 году НиколайРерих в летней
усадьбе семьи
Рерихов в Изваре
создаёт
картину«Сходятся
старцы», которая
была представлена на
выставке в Академии
художеств в 1899
году.
14. «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ» (1902)
Знакомство сфилософской мыслью
Востока нашло своё
отражение в творчестве
Н. К. Рериха.В ранних
картинах художника
определяющими
сюжетами являлась
древняя языческая Русь,
красочные образы
народного эпоса.
15. «Кришна»(1929)
С середины 1905года многие его картины
и очерки были
посвящены Индии. Одна
из таких картин
«Кришна»1929 год.
16. «Ангел Последний»(1942)
Рерих в символическихобразах выразил накануне
Первой мировой войны
свои тревожные
предчувствия. В них
показана тема борьбы
двух начал — света и
тьмы, проходящая через
все творчество
художника, а также
ответственность человека
за свою судьбу и весь
мир.
17. Рерих- искусствовед
Многогранный талант Николая Рериха проявилсятакже в его работах для театральных постановок:
«Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»,
«Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов
и создателей реконструктивного «Старинного театра»
(1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального
явления в культурной жизни России первой четверти
XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историкодраматургическом мероприятии и в качестве создателя
декорации, и как искусствовед.
18. Рерих- ученый, философ
В светской среде Петербурга было распространеноувлечение спиритизмом , и уже с 1900 года Николай Рерих
участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в
доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на
которые приглашались друзья и высокопоставленные
сановники. Осваивался метод «автоматического письма».
По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха
после посещения спиритических сеансов выработалось
резко отрицательное отношение к спиритизму, и
мировоззрение Рериха не имеет корней в оккультноспиритических «откровениях». Сам Рерих
себя мистиком, не считал (так же как и некоторые его
сотрудники)полагая, что стремление к «познаванию
тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском
истины
19. Последние годы жизни
Последние годы жизни Рерих провёл в индии. ВИндии Николай Рерих был лично знаком с
известными индийскими философами, учёными,
писателями, общественными деятелями.
Художник продолжает работать над серией
картин: «Гималаи», составляющей более двух
тысяч полотен. Для Рериха горный мир является
неисчерпаемым источником вдохновения. В
Индии были написаны следующие серии:
20. «Шамбала»
21. «Чингис хан»
22. «Кулута»
23. «Святые горы»
24. «Ашрамы»
25. «Тибет»
26. Спасибо за внимание!
Выполнил МакеевВсеволод
English Русский Правила
Николай Рерих | Презентация к уроку по МХК на тему:
Слайд 1
Рерих Николай Константинович 1874-1947 годыСлайд 3
Художник –ученый ,художник –литератор ,художник –философ .его творчество явление исключительное в истории русского и мирового искусства .Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Николай Константинович
Слайд 4
Родился в Петербурге 27 сентября (10 октября )1874 г. Из воспоминания Рериха : « Дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, где он радостно соприкоснулся с седой стариной при раскопках кургана, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на все жизнь полюбившиеся пейзажи сурового русского севера- все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника . Очерк жизни и творчества…
Слайд 5
Он был человеком с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становится совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он не когда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. он ни когда не спешил, и все же его продуктивность была изумительна. При всех обстоятельствах, наиболее трудных к положению он оставался спокойным и выдержанным и ни когда ни колебался в своих решениях …
Слайд 6
Рерих много путешествовал. Свой творческий путь он начал в России, прошёл Европу и Америку, и закончил его в Азии. За это время он создал более семи тысяч картин, которые разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе , Бенаресе , Аллахабаде , Бомбее и многих других городах. Рерих- художник
Слайд 7
«Гонец. Восстал род на род» В 1897 году появилась первая картина Николая Константиновича. Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем.
Слайд 8
«Идолы» (1901) Одна из ранних работ художника, исполненная во Франции.
Слайд 9
«Тень Учителя» Картина написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.
Слайд 10
«Настасья Микулична » В 20 — 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Одна из картин этого времени «Настасья Микулична »
Слайд 11
«Помни»(1945) Вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни», которую он через двадцать лет, в1945 году дал в еще более величественном варианте.
Слайд 12
» Мадонна Орифламма» (1932) («Пламенная мадонна» )В картине рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее — полотнище с символом Знамени мира. В свое время это произведение было широко известно мировой общественности.
Слайд 13
«Сходятся старцы» (1898) В 1898 году Николай Рерих в летней усадьбе семьи Рерихов в Изваре создаёт картину«Сходятся старцы», которая была представлена на выставке в Академии художеств в 1899 году.
Слайд 14
«ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ» (1902) Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха.В ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса.
Слайд 15
«Кришна»(1929) С середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии. Одна из таких картин «Кришна»1929 год.
Слайд 16
«Ангел Последний»(1942) Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.
Слайд 17
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт », «Принцесса Мален », «Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Рерих- искусствовед
Слайд 18
В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом , и уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма». По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком, не считал (так же как и некоторые его сотрудники)полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины Рерих- ученый, философ
Слайд 19
Последние годы жизни Рерих провёл в индии. В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями. Художник продолжает работать над серией картин: «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. В Индии были написаны следующие серии: Последние годы жизни
Слайд 20
«Шамбала»
Слайд 21
« Чингис хан»
Слайд 22
« Кулута »
Слайд 23
«Святые горы»
Слайд 24
« Ашрамы »
Слайд 25
«Тибет»
Слайд 26
Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали. В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир». …
Слайд 27
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира ». Завет Николая Рериха «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский ! Заслуги Рериха
Слайд 28
5 июня 2013 года картина Рериха «Труды Богоматери» была продана на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за 7,88 миллиона фунтов стерлингов. Это мировой рекорд для картины русского художника В честь Н. К. Рериха назван теплоход «Художник Николай Рерих ». В 2003 году была учреждена международная премия имени Николая Рериха, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, и с тех пор присуждается ежегодно . Память о Рерихе
Слайд 29
В 1974 году 100-летний юбилей Н. К. Рериха был включен ЮНЕСКО в «Календарь памятных дат великих личностей и событий ( 1973—1974) В честь Н. К. Рериха названа одна из улиц в центре Риги . В деревне Извара Ленинградской области, где Николай Рерих жил долгое время, с 1984 года действует Музей-усадьба Н. К. Рериха . В 1999 году Банком России были выпущены две памятные монеты, посвящённые 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха . В 2007 году новый авиалайнер «Аэрофлота» был назван в честь Николая Рериха . …
Слайд 30
Спасибо за внимание! Выполнили ученицы 11класса МКОУ СОШ п.Кобра Кучкина Вера и Малинина Анастасия
Николай Рерих биографический очерк
Ранние годы
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге, Россия, 9 октября 1874 года, первенец адвоката и нотариуса Константина Рериха и его жены Марии. Он вырос в комфортной среде русской семьи, состоящей из представителей крупного среднего класса, с преимуществами общения с писателями, художниками и учеными, которые часто приезжали в гости к Рерихам. Уже в раннем возрасте он проявлял любознательность и талант к разнообразным занятиям. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал проводить исследования в этом районе и взял юного Рериха на раскопки местных курганов. Приключение по раскрытию тайн забытых эпох своими руками пробудило интерес к археологии, который продлится всю его жизнь. Благодаря другим контактам он заинтересовался коллекционированием доисторических артефактов, монет и минералов и построил собственный дендрарий для изучения растений и деревьев. Еще совсем молодым Рерих проявил особые способности к рисованию, а к шестнадцати годам начал подумывать о поступлении в Академию художеств и о карьере художника. Однако его отец не считал живопись подходящим призванием для ответственного члена общества и настаивал на том, чтобы его сын пошел по его стопам в изучении права.
В 1895 году Рерих познакомился с выдающимся писателем, критиком и историком Владимиром Стасовым. Через него он познакомился со многими композиторами и художниками того времени — Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. На концертах в Придворной консерватории он впервые услышал произведения Глазунова, Лядова, Аренского, Вагнера, Скрябина, Прокофьева, у него развилось жадное увлечение музыкой. Особенно ему нравился Вагнер, а позже, во время своей карьеры театрального художника, он создал оформление для большинства опер этого композитора. Более того, к живописи Рериха уместно применить музыкальные термины и аналогии. Он часто связывал музыку с использованием цвета и цветовых гармоний и применял этот смысл в своих оперных проектах. Как писала Нина Селиванова в своей книге «Мир Рериха»: «Изначальная сила рериховского творчества состоит в мастерской и подчеркнутой симметрии и определенном ритме, подобно мелодии эпической песни».
«Первоначальная сила творчества Рериха состоит в мастерской и подчеркнутой симметрии и определенном ритме, подобно мелодии эпической песни».
В конце 1890-х годов произошел расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангардисты формировали группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который на год или два опередил Рериха в юридической школе и был в числе первых оценил его талант живописца и исследователя русского прошлого.
Одним из первых достижений Дягилева было создание вместе с княгиней Марией Тенишевой и другими журнала «Мир искусства». Этот журнал прожил относительно недолго, но имел большое влияние в российских художественных кругах. Журнал объявил себя врагом академиков, сентименталистов и реалистов. Он познакомил своих читателей, состоявших в основном из интеллигенции, с жизненно важными элементами русских художественных кругов, европейского постимпрессионизма и модернистского движения. Рерих способствовал этому и входил в состав его редколлегии.
Среди других русских художников были Александр Бенуа и Леон Бакст, которые позже стали соавторами Рериха на заре дягилевского «Русского балета».Закончив университетскую диссертацию, Рерих планировал на год отправиться в Европу для посещения музеев, выставок, мастерских и салонов Парижа и Берлина. Перед отъездом он познакомился с Еленой, дочерью архитектора Шапошникова и племянницей композитора Мусоргского. Кажется, между ними сразу же возникло взаимное влечение, и вскоре они были помолвлены. По его возвращении из Европы состоялась их свадьба.
Елена Рерих была необычайно одаренной женщиной, талантливой пианисткой, автором многих книг, в том числе «Основ буддизма» и русского перевода Елены Блаватской
Позднее в Нью-Йорке Николай и Елена Рерихи основали Общество Агни Йоги, которое исповедовало живую этику, охватывающую и синтезирующую философии и религиозные учения всех веков.
Вдохновленный необходимостью обеспечить какой-то доход для своего нового хозяйства, Рерих подал заявку и получил должность секретаря Школы Общества поощрения художеств, став впоследствии ее главой, первой из многих должностей, которые Рерих займет. как учитель и представитель искусства.
Рерих решил перестроить Общество и спасти его от академической посредственности, в которой оно пребывало многие годы. Он ввел систему обучения искусству, которая кажется революционной даже по сегодняшним меркам: обучать всем искусствам — живописи, музыке, пению, танцам, театру и так называемым «промышленным искусствам», таким как керамика, роспись по фарфору, гончарное дело и механическое рисование — под одной крышей, и дать своим преподавателям полную свободу действий в разработке собственной учебной программы.
Перекрестное опыление искусств, которому способствовал Рерих, свидетельствовало о его склонности к гармонизации, сближению и нахождению соответствий между явными конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Это было отличительной чертой его мышления, и это проявляется во всех дисциплинах, которые он исследовал. Он постоянно стремился разрушить разделение, и, действительно, даже в своем искусстве он бросил вызов категоризации и создал уникальную вселенную. В своих трудах по этике также видно, что он постоянно стремился связать этические проблемы с научным познанием окружающего мира.
Даром Рериха было то, что эти «связи» казались ему такими естественными и проявлялись во всех проявлениях жизни. И именно этот талант к синтезу, которым он восхищался в других и поощрял в юношестве, позволил ему соотнести субъективное с объективным, философское с научным, восточную мудрость с западным знанием и навести мосты понимания между такими кажущиеся противоречия. Он напомнил нам, что эти противоречия часто были результатом человеческого невежества и что расширение сознания, к которому каждый человек был обязан стремиться, в конечном итоге привело бы к признанию иллюзорности или относительности вещей. Как утверждает Гарабед Паэлян в своей книге «Николай Рерих»: Рерих «…узнал то, что другие люди игнорируют; воспринимал отношения между, казалось бы, изолированными явлениями и бессознательно ощущал присутствие неизвестного сокровища». Возможно, именно это «неведомое сокровище» в картинах Рериха говорит со зрителем, настроенным на этот скрытый смысл, и далее объясняет те трансцендентные чувства, которые некоторые испытывают через его полотна.
В 1902 году Рерихи отпраздновали рождение первого сына Георгия, а летом 1903 и 1904 годов отправились в длительное турне по сорока городам России. Цель Рериха состояла в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русской архитектуры. Путешествие было открытием, потому что, куда бы они ни отправились, он мог найти остатки прошлого России — древние памятники, церкви, городские стены и замки. Он обнаружил, что во многих случаях ими пренебрегали на протяжении веков. Как археолог и историк искусства он осознавал, насколько важным ключом они являются для истории культуры России. Он решил привлечь внимание к ситуации и каким-то образом организовать их защиту и сохранение, и с этой целью написал серию из семидесяти пяти работ, изображающих строения. Опыт этого путешествия имел неизгладимый эффект, так как по возвращении в 19 г.04 года Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, повсеместно обеспечит защиту таких культурных ценностей, план, воплощенный тридцать один год спустя в Пакте Рериха. Такого рода мышление не было распространено в те дни и предвосхищало то значение, которое сегодня большинство стран мира придают сохранению своего культурного наследия.
В 1904 году Рерих написал первую из своих картин на религиозные темы. В основном это были русские святые и легенды, в том числе «Послание к Тирону», «Огненная печь» и «Последний ангел» — сюжеты, к которым он возвращался с многочисленными вариантами в последующие годы. Сокровище ангелов было описано одним писателем: «Сонм ангелов в белых одеждах безмолвно стоит ряд за рядом, охраняя таинственное сокровище, с которым связаны судьбы мира.
Это иссиня-черный камень с вырезанным в нем изображением распятия, сияющим изумрудными оттенками». Ангелы — это раннее изображение иерархических Учителей, которые населяли сердце рериховской веры в Великое Братство, наблюдая и направляя человечество в его вечном пути эволюции. «Камень», изображенный Рерихом, — это репрезентация образа, который в разных формах повторяется в его картинах и во всех его произведениях. Слово «клад» занимает видное место в названиях многих картин Рериха, как, например, «Сокровище горы» и «Спрятанный клад». Он явно имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые погребены под землей, но доступны тем, у кого есть желание их раскопать.Тем временем поиски Рерихом археологических сокровищ продолжались. Каменный век особенно заинтриговал его, и он собрал большую коллекцию артефактов той эпохи. Его картины часто отражали этот интерес, как, например, «Три глефы», в которых предмет носит археологический характер и связан с древней легендой.
top
Театральные годы
В 1906 году Сергей Дягилев организовал в Париже выставку русской живописи. Среди них шестнадцать произведений Николая Рериха. В следующем году Дягилев представил парижской публике Федора Шаляпина вместе с музыкой Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, Скрябина, Глазунова, Стравинского и других. В 1909 он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и декорациями, разработанными Рерихом. В «Половецких танцах» из «Князя Игоря» Бородина, также поставленных Рерихом, и в других балетах Дягилев представил труппу русских танцоров, впоследствии прославившуюся как «Русские балеты», в которую входили Павлова, Фокин и Нижинский. Проекты Рериха способствовали его репутации красноречивого изображения древних культур и их обычаев.
Дягилев был пионером в искусстве, в котором дизайнер сотрудничал как «автор». Таким образом, Александр Бенуа повлиял на создание балета «Петрушка», а Николай Рерих был инициатором и вместе с Игорем Стравинским соавтором балета «Весна священная», или «Весна священная».
Первоначально озаглавленный «Великая жертва: картина языческой России», мотив балета вырос из увлечения Рериха древностью и, как он писал в письме Дягилеву, «прекрасной космогонией земли и неба». В балете Рерих стремился выразить первобытные обряды древнего человека, приветствовавшего весну, животворящую, и приносившего жертву Ярило, богу Солнца. Это была история, не похожая ни на один балет до него. Партитура Стравинского и хореография Нижинского были столь же неожиданными и вызвали споры, которые продолжались долгие годы.
На открытии в Париже 29 мая 1913 года один из зрителей так описал сцену: «Ничто из того, что когда-либо было написано о битве при Священном Писании, не давало ни малейшего представления о том, что на самом деле имело место. Казалось, театр сотрясло землетрясение. Оно вздрогнуло. Люди выкрикивали оскорбления, выли и свистели, заглушая музыку. Были шлепки и даже удары кулаками… балет был потрясающе красив».
Толкуя то, что можно было охарактеризовать как негативное, варварское поведение, Рерих позже писал: «Помню, как во время первого спектакля публика свистела и ревела так, что ничего даже не было слышно. Кто знает, может быть, в тот самый момент они внутренне ликовали и выражали это чувство, как самые примитивные из народов. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченной примитивностью наших предков, для которых ритм, сакральный символ и утонченность жеста были великими и священными понятиями».
Sacre стал кульминацией сотрудничества Рериха с Дягилевым. Он признавал в импресарио истинного поборника русского искусства, а после смерти Дягилева в 1929 году писал: «Можно считать… заслуги Дягилева заслугой великой личности, но еще точнее было бы считать его подлинным представителем целого движения синтеза, вечно молодой представитель великого момента, когда современное искусство разрушило так много условностей и поверхностностей».
top
Тучи войны
В годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, Рерих предчувствовал надвигающийся катаклизм, и его картины символически изображали ужасные масштабы конфликта, который, как он чувствовал, обрушивался на мир. Эти работы ознаменовали рождение Рериха-«пророка».
В «Битве в небесах» Рерих с помощью резкого контраста света и тьмы намекнул на ужасные события, которые вскоре постигнут Россию и всю Европу.
К этому времени в его изображении как исторических, так и природных тем символизм и использование аллегории стали важными составляющими его творчества. Как писал один критик: «Он населил свой мир не участниками преходящих драм и комедий, а выразителями самых стойких представлений о правде жизни, тысячелетней борьбе добра и зла, триумфальном шествии светлого будущего для всех». ».
top
Путешествие к другим берегам
В 1915 году Рерих заболел пневмонией, и его врач отправил его на выздоровление с семьей в Сортавалу, Финляндия. Это был период больших волнений во всем мире, и не меньше в жизни семьи Рерихов. В картинах Рериха того периода, таких как «Карелия — вечное ожидание» и «Ожидающая женщина», холодная, суровая местность скал и необитаемых берегов севера как бы выражает чувство острой тоски. В «Ожидающей женщине» ее взгляд устремлен на горизонт, как будто она ждет какого-то признака возвращения давно ушедших путешественников.
К 1917 году в России бушевала революция и возвращаться туда было опасно. Семья начала планировать поездку в Индию, магнетизм которой в эти годы ощущался все сильнее. Это стало возможным в 1918 году, когда шведский предприниматель пригласил Рериха выставить свои картины в Стокгольме. Оттуда семья отправилась в Лондон, где сэр Томас Бичем пригласил Рериха для оформления новой постановки «Принца Игоря» для оперы Ковент-Гарден.
top
Америка
Тем временем Чикагский институт искусств направил приглашение приехать в Америку. Она была принята, и в 1920 году гастроли успешно открылись в галерее Кингор в Нью-Йорке. Помимо выставок более 400 картин там и во многих городах США, Рерих разработал декорации и костюмы для спектаклей «Снегурочка» и «Снегурочка». Тристан и Изольда для Чикагской оперной труппы. Во время своего путешествия по Америке Рерих написал серию в Нью-Мексико и серию «Океан» в Монхегане, штат Мэн, где семья провела лето. Он откликнулся на дух предприимчивости, который он нашел в Америке, и часто писал о положительном влиянии ее развивающихся технологий на мир. Семена были посеяны, и на жизни людей повлияли магнетизм и чувство миссии Рериха.
В 1921 году в Нью-Йорке он основал Мастер-институт объединенных искусств, в котором он планировал реализовать образовательные концепции, которые он включил в учебную программу в Санкт-Петербурге. Он привлек талантливую группу инструкторов. Среди них были Димс Тейлор, преподававший теорию музыки и композицию, Роберт Эдмунд Джонс и Ли Симонсон, преподававшие театральное искусство, и высококлассные инструкторы на курсах, которые включали все музыкальные инструменты, аспекты живописи и рисунка, дизайн и иллюстрацию, скульптуру, архитектуру, балет, драматургия, журналистика и языки, а лекции читали такие известные личности, как Джордж Беллоуз, Клод Брэгдон, Норман Бел Геддес и Старк Янг.
Институт Мастеров процветал, но не просуществовал до 1937 года. Пока страна находилась в тисках Великой депрессии, а семья Рерихов находилась в экспедиции на Дальний Восток, средства закончились, и события привели к полному краху организации. над созданием которого трудились Рерих и его сторонники.
Только в 1949 году под руководством Сины Фосдик, одного из членов учредительного совета и преподавателя Института, институт возродился как Музей Николая Рериха в коричневом камне на Западной 107-й улице, где он оставался до настоящее. Многие картины из первоначальной коллекции теперь можно увидеть там, а за прошедшие годы были добавлены основные работы, что сделало ее одной из самых полных коллекций работ художника в мире.
Во время пребывания в Америке Рерихи продолжали планировать путешествие в Индию. Ориентация на восточные духовные ценности отразилась во многом в творчестве Рериха того времени. Это видно в его серии «Океан»: три картины «Сам пришел», «Мост славы» и «Чудо» демонстрируют духовную силу, которая начала характеризовать его работы. В «Мосте Славы» преподобный Сергий Радонежский идет в созерцании перед голубым мостом, образованным северным сиянием, рериховской метафорой будущего духовного моста, который соединит небо и землю.
Между 1916 и 1919 годами Рерих написал сборник из 64 белых стихов, которые были опубликованы в Берлине на русском языке под названием «Цветы Мории», а затем опубликованы на английском языке как «Пламя в чаше». В них мы находим карту внутреннего путешествия Рериха и изложение его приверженности духовному поиску. Эти стихи вызывают в памяти некоторые образы, которые Рерих позже использовал в своих картинах, и в некотором роде помогают нам понять символы и значения, которые стоят за некоторыми из них.
В своем эссе «Цветы Мории: тема духовного паломничества в поэзии Николая Рериха» Ирина Кортен пишет: «В основе системы верований Рериха лежит индуистская концепция безначальной и бесконечной вселенной, которая проявляется в повторяющихся циклах творения. и растворение материальных форм, вызванное пульсацией божественной энергии. В человеческом плане это означает подъем и падение цивилизаций, а в плане индивидуальной жизни — перевоплощение души…» Как пишет поэт Рерих в поэме «О вечном»:
Брат, оставим
все быстро меняющееся.
Иначе мы не успеем
обратить свои мысли к тому
, что неизменно для всех.
К вечному.
В мае 1923 года Рерихи наконец отправились в Индию, где в этой нестареющей стране, среди снегов Гималайского хребта, они стремились обратить свои мысли к Вечному.
top
Индия
Рерихи высадились в Бомбее в декабре 1923 года и начали путешествие по культурным центрам и историческим местам, встречаясь по пути с индийскими учеными, учеными, художниками и писателями. К концу декабря они уже были в Сиккиме, на южных склонах Гималаев, и по скорости, с которой они добрались до гор, ясно, что именно Гималаи и были их интересом.
Они отправились в исследовательское путешествие, которое должно было привести их в Китайский Туркестан, Алтай, Монголию и Тибет. Это была экспедиция в неизведанные регионы, где планировалось изучить религии, языки, обычаи и культуру жителей.
Рерих написал об этой первой Центрально-Азиатской экспедиции в своей книге «Сердце Азии» и дает читателю яркое описание чудес земли и ее жителей. Однако изображения нигде не были такими яркими, как на примерно пятистах картинах, созданных в результате похода. В сериях «Канченджанга», «Сиккимский перевал», «Его страна», «Великий дух Гималаев» и «Знамена Востока» мы можем увидеть философские концепции и идеи, порождающие визуальные образы, и великолепие Северной Индии, создающее физическую обстановку.
В «Пути» фигура Христа прокладывает путь по извилистому пути через скалы и пики Гималаев, метафора опасных препятствий, с которыми сталкивается духовный путешественник. В картинах появляются восточные религиозные деятели и концепции, важными среди которых являются образы Господа Майтрейи — буддийского Мессии, Калки-Аватара Пуран, Ригдена Джапо Монголии или Белого Бурхана Алтая — все они описаны в легендах, связывающих их с Правителем Шамбалы, которому «суждено явиться на землю для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты» (цит. по «Теософскому словарю» Е. П. Блаватской)
Путь временами был трудным. Рерих сообщает, что было пройдено тридцать пять горных перевалов высотой от четырнадцати до двадцати одной тысячи футов. Но это были вызовы, для которых он чувствовал себя рожденным, считая, что суровость гор помогает человеку обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, везде, куда бы они ни шли, укреплялась вера Рерихов в сущностную благость жизни и духовность человека. Рериховская серия «Знамена Востока», состоящая из девятнадцати картин, изображающих мировых религиозных учителей, Мухаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, а также индийских и христианских святых и мудрецов, явилась свидетельством единства религиозных устремлений и общности корней человеческого мировоззрения. вера.
Противопоставлением этим темам в картине Рериха является образ Женщины и предназначенная ей роль в грядущей эпохе, и можно предположить, что то, что Елена Рерих писала подруге в 1937 году, отражает собственную точку зрения Николая: «…женщина должна осознайте, что она сама заключает в себе все силы, и в тот момент, когда она стряхнет с себя вековой гипноз своего, казалось бы, законного подчинения и умственной неполноценности и займется многообразным образованием, она создаст в сотрудничестве с человеком новый и лучший мир… Космос утверждает величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение природы, и природа учит мужчину, а не человек природе. Поэтому пусть все женщины осознают величие своего происхождения и пусть они стремятся к знаниям». (опубликовано в «Письмах Елены Рерих» 1935-1939, вып. II)
Николай Рерих изобразил великие женские божества в таких картинах, как «Ведущая», «Мадонна Лаборис», «Мать Мира». Эта последняя концепция, эквивалентная Лакшми и Кали в Индии, является одним из самых вдохновляющих образов Рериха, переданным с величием в глубоких тонах синего и фиолетового. Вклад Елены Рерих в жизнь и творчество Николая невозможно переоценить. Их союз лучше всего можно описать как сотрудничество на протяжении всей жизни в областях взаимных усилий. Ее философия, заключающая в себе живую этику, разделялась Николаем и вдохновляла его в работе и жизни. В какой-то момент на закате их лет приближался юбилей, и он записал в своем дневнике: «Сорок лет — не меньше сорока. В таком дальнем плавании, встречая множество бурь и опасностей извне, мы вместе преодолели все препятствия. И препятствия превратились в возможности. Я посвятил свои книги Елене, моей жене, другу, попутчику, вдохновительнице! Каждая из этих концепций была испытана в огне жизни. И в Петербурге, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и во всей Азии мы работали, учились, расширяли свое сознание. Вместе мы творили, и недаром сказано, что произведение должно носить два имени — женское и мужское».
В конце своей основной экспедиции, в 1928 году, семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов в предгорьях Гималаев, откуда открывался великолепный вид на долину и окружающие горы. Здесь они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов их экспедиции и тех исследований, которые еще предстояли. Деятельность института включала ботанические и этнолингвистические исследования, изучение археологических памятников. Под руководством отца двое сыновей Рерихов, Георгий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели обширные исследования в области ботаники и древней медицины, а также тибетской и китайской фармакопеи.
В следующем году, возвращаясь в Нью-Йорк на открытие нового помещения Музея Рериха, Рерих поднял вопрос, который был близок его сердцу на протяжении многих лет. Используя Красный Крест в качестве примера, он предложил договор о защите культурных ценностей во время войны и мира — предложение, которое он безуспешно пытался продвигать в 1914 году. Консультируясь с юристами, сведущими в международном праве, он разработал Пакт , и предложил вывесить флаг над всеми местами, находящимися под его защитой. Этот флаг он назвал Знаменем Мира. Дизайн баннера представляет собой три сферы, окруженные кругом пурпурного цвета на белом фоне. Из многих национальных и индивидуальных интерпретаций этого символа, пожалуй, наиболее обычными являются интерпретации Религии, Искусства и Науки как аспектов Культуры, которая представляет собой окружающий круг; или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности. Символ можно увидеть на печати Тамерлана, в тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, на византийских и римских артефактах. Им украшен образ Страсбургской Мадонны. Его можно увидеть во многих картинах Рериха, прежде всего в «Мадонне Орифламме», где Женщина изображена как носительница и защитница Знамени. В этом знаке и сопровождающем его девизе Pax Cultura символизируется видение человечества Рерихом. Как он писал: «Давайте объединимся — вы спросите, каким образом? Согласитесь со мной: проще всего создать общий и искренний язык. Возможно, в Красоте и Знании». Усилия Рериха обнародовать такой договор увенчались, наконец, 15, 19 апреля35, в подписании народами Америки — членами Панамериканского союза — Пакта Рериха в Белом доме в Вашингтоне. Этот договор все еще в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и лежащие в их основе принципы.
Именно в его гималайских картинах легче всего найти свидетельство той возвышенности духа и миссионерства, которые побуждали Рериха к решению задач, которые он перед собой ставил. В них можно увидеть смысл драмы, срочность сообщения, которое нужно отправить или получить, путешественника, которого нужно поприветствовать, миссию, которую необходимо выполнить, путь к путешествию. Высокие горы символизируют духовные цели, которые должно ставить перед собой человечество. Рерих призывает людей к своему духовному предназначению и напоминает им об их долге готовиться к Новой Эре, в которой Ригден Джапо соберет свое войско и под Знаменем Света победит воинство тьмы. Рерих-воин был уже вооружен и верхом; он стремился собрать свою армию для битвы и приказал, чтобы на их нагрудниках было написано слово «культура».
Стремление к утонченности и красоте было для Рериха священным. Он считал, что хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, но мысль, порождающая их, не умирает, а является частью вечного потока сознания — устремлений человека, питаемых его направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является предпосылкой выживания планеты и продолжающегося процесса духовной эволюции, и увещевал своих ближних помочь достичь этого мира, объединившись на общем языке Красоты и Знания.
Николай Рерих скончался в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело кремировали, а прах захоронили на склоне, обращенном к горам, которые он любил и изображал во многих из своих почти семи тысяч работ.
top
Копия картины маслом | Представление Иисуса во храм, 1894 — Николай Рерих (1874-1947, Россия)
Добавить в избранное | Отправить как электронную открытку | Добавьте его на свой сайт |
- Похожие работы на ArtsDot.com
- Все произведения по теме: Религиозное, Богородица, Дева Мария, Святые, Храмы, Христианство
- Все произведения в стиле Символизм с цветами:
- Все произведения на тему Религия, Дева, Дева Мария, Святые, Храмы, Христианство с подобными цветами на нем:
- Все произведения в стиле Символизм на тему Религиозное, Богородица, Дева Мария, Святые, Храмы, Христианство
- Произведения, сделанные в 1894 году.
- Все художники символизма
- Все 1799 картин Николая Рериха
Николай Рерих
- Год : 1894
Только от 49 долларов США | Только от 149 долларов США |
Купить печать на художественном холсте | Купить репродукцию картины маслом |
|
- Темы работ
- Абстрактное
- Объявления
- Ангелы
- Животные
- Аркады
- Архитектура
- Искусство
- Азия
- Пляж
- Звери
- Птицы
- Рождение и смерть
- Лодки
- Корпус
- Книги
- Мальчики
- Мосты
- Здания
- Каналы и мосты
- Пещеры
- Список СМИ
- Древесный уголь
- Чертеж
- Гравировка
- Гуашь
- Чернила
- Литография
- Масло
- Холст, масло
- Масло на панели
- Пастель
- Карандаш
- Скульптура
- Темпера
- Акварель
- Все периоды
- 1889
- 1890
- 1891
- 1892
- 1893
- 1894
- 1895
- 1896
- 1897
- 1898
- 1899
- 1900
- 1901
- 1902
- 1903
- 1904
- 1905
- 1906
- 1907
- 1908
- Искусство по цвету
Загрузка биографии Николая Рериха.