cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация общеупотребительные слова – Презентация «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова»

Презентация «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова»

Презентация на тему: Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Урок русского языка в 6 классе Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа.

№ слайда 2 Описание слайда:

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.

№ слайда 3 Описание слайда:

Лексика с точки зрения сферы употребления

№ слайда 4 Описание слайда:

Диалектные слова — слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории коса литовка петух кочет гадюка козюля

№ слайда 5 Описание слайда:

Диалектные слова Слова, употребляемые в определенной местности Стайка — сарай Махотка — крынка Гомонок — кошелек Лыва — лужа

№ слайда 6 Описание слайда:

Карта диалектов северное наречие (зеленая заливка), южное наречие (красная заливка), среднерусские говоры (желтая заливка)

№ слайда 7 Описание слайда:

Особенности наречий Северное наречие Южное наречие оканье, взрывной [г], форма родительного падежа ‘у жоны’, зыбка озимь лаять аканье, щелевой [γ], форма ‘у жене’, люлька зеленя брехать подвесная колыбель зерно, посеянное на зиму, его всходы ‘собачий лай’

№ слайда 8 Описание слайда:

Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут. «В избе у нас места всем хватит…» «Хата у нас просторная…»

№ слайда 9 Описание слайда:

«К речке узенькая тропинка ведёт» «Добежишь до речки по стежке»

№ слайда 10 Описание слайда:

«Утром рано петух тебя разбудит» «По утрам станет кочет тебя будить»

№ слайда 11 Описание слайда:

«Кто такой «кочет»? — подумал Коля. – Поеду уж лучше на север». Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор! Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. Это что же за дерево такое – ветла? Иву у нас так называют. А у нас её зовут лоза.

№ слайда 12 Описание слайда:

— День был ведренный,- рассказывает бабушка с севера.- Какой? — Хороший, значит, солнечный.

№ слайда 13 Описание слайда:

— Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.Тут-то Коля не выдержал и спросил:- А кто такой кочет?Все рассмеялись:- Да это же петух!

№ слайда 14
Описание слайда:

Почему же так по-разному говорят бабушки?

№ слайда 15 Описание слайда:

Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова являются диалектными? Дёжка — деревянная кадка для теста Драчёна — кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; Паз — узкая щель между кирпичами и досками Ухват –приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти Махотка — крынка

№ слайда 16 Описание слайда:

Выпишите из стихотворения А Яшина диалектизмы Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева. Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна.

№ слайда 17 Описание слайда:

В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык. В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

№ слайда 18
Описание слайда:

ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬдиалектные слова даются с пометой обл. (областное) Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса. Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса.

№ слайда 19 Описание слайда:

Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.

№ слайда 20
Описание слайда:

«Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи». Г. Мельниченко.

№ слайда 21 Описание слайда:

Историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России; Историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России; В тексте помогают добиться реалистичности, создать особую атмосферу, используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

№ слайда 22 Описание слайда:

профессиональные слова 1. Путем словообразования: гитарист 2.Заимствования из других языков: мольберт, палитра 3. Терминологическое значение общеупотребительных слов: горизонт — линия кажущегося соприкосновения с земной или водной поверхностью — круг действий, возможностей — (спец.) высота воды в реке или водоеме медицина пациент диагноз инъекция операционная процедура реанимация

№ слайда 23 Описание слайда:

Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.

№ слайда 24
Описание слайда:

Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.

№ слайда 25 Описание слайда:

Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинный больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой складывает и обдерживает железными и деревянными обручами. Какая специальность у Мишиного отца?  Какие слова помогли вам определить это?

№ слайда 26 Описание слайда:

Записать предложения. Выделить орфограммы. Подчеркнуть профессиональные слова. Гаврик поставил на корму садок для рыбы, сильно толкнул шаланду, разбежался, влез в нее и сел грести рядом с дедушкой. Дедушка перебрался через банки и стал рядом с внуком, и они начали в четыре руки травить мокрый конец перемета. 

№ слайда 27 Описание слайда:

Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела. Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела. Выпишите профессионализмы. Что они означают? При необходимости обращайтесь к словарю.

№ слайда 28 Описание слайда:

Домашнее задание (на выбор) Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии. Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии. Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.

№ слайда 29 Описание слайда:

Литература http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662 http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662 http://www.rlspace.com/dialektizmy/ http://www.rusedu.ru/detail_8830.html http://www.ro-to.ru/books/1978704.shtml

ppt4web.ru

Презентация на тему Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова

Слайд 1

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова.

Урок русского языка в 6 классе Учитель: Шарамыгина Е.О. МБОУ Кисловская средняя общеобразовательная школа.

Слайд 2

Общеупотребительные слова

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.

Слайд 3

Лексика с точки зрения сферы употребления

Общеупотребительная лексика

диалектизмы профессионализмы Жаргоны , арго

Слайд 4

Диалектные слова —

слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории

коса литовка петух кочет гадюка козюля

Слайд 5

Диалектные слова

Слова, употребляемые в определенной местности

Стайка — сарай Махотка — крынка Гомонок — кошелек Лыва — лужа

Слайд 6

Карта диалектов План

северное наречие (зеленая заливка), южное наречие (красная заливка), среднерусские говоры (желтая заливка)

Слайд 7

Особенности наречий

Северное наречие Южное наречие

оканье, взрывной [г], форма родительного падежа ‘у жоны’, слова: зыбка озимь лаять

аканье, щелевой [γ], форма ‘у жене’, слова люлька зеленя брехать

Подвесная колыбель

Зерно, посеянное на зиму, его всходы

‘собачий лай’

Слайд 8

Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут.

«В избе у нас места всем хватит…»

«Хата у нас просторная…»

Слайд 9

«К речке узенькая тропинка ведёт»

«Добежишь до речки по стежке»

Слайд 10

«Утром рано петух тебя разбудит»

«По утрам станет кочет тебя будить»

Слайд 11

«Кто такой «кочет»? — подумал Коля. – Поеду уж лучше на север».

Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор! Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. Это что же за дерево такое – ветла? Иву у нас так называют. А у нас её зовут лоза.

Слайд 12

— День был ведренный,- рассказывает бабушка с севера. — Какой?

— Хороший, значит, солнечный.

Слайд 13

— Кочет наш красавец, только вот задира, забияка. Тут-то Коля не выдержал и спросил: — А кто такой кочет? Все рассмеялись: — Да это же петух!

Слайд 14

Почему же так по-разному говорят бабушки?

В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные. Слово «кочет» диалектное. Интересно, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными, но теперь стали общеупотребительными.

Слайд 15

Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова являются диалектными?

Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко.

Слайд 16

Выпишите из стихотворения А Яшина диалектизмы

Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева. Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна.

Слайд 17

Толковый словарь живого великорусского языка.

В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

Слайд 18

ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ диалектные слова даются с пометой обл. (областное)

Чапыга, -и, ж. Обл. частый кустарник, частая молодая поросль леса.

Слайд 19

Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.

Слайд 20

«Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи». Г. Мельниченко.

Слайд 21

Значение диалектизмов

Историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России; В тексте помогают добиться реалистичности, создать особую атмосферу, используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Слайд 22

Профессиональные слова — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

медицина пациент диагноз инъекция операционная процедура реанимация

Слайд 23

профессиональные слова

Создаются:

1. Путем словообразования: гитарист

2.Заимствования из других языков: мольберт, палитра скальпель, фонендоскоп

3. Терминологическое значение общеупотребительных слов: Горизонт — линия кажущегося соприкосновения с земной или водной поверхностью — круг действий, возможностей — (спец.) высота воды в реке или водоеме — (спец.) горизонтальная плоскость, пересекающая месторождение полезного ископаемого на каком- либо уровне

Слайд 24

Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.

Слайд 25

Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинный больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

Какая специальность у Мишиного отца?  Какие слова помогли вам определить это?

 

Слайд 26

Записать предложения. Выделить орфограммы. Подчеркнуть профессиональные слова.

Слайд 27

Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела.

Выпишите профессионализмы. Что они означают? При необходимости обращайтесь к словарю.

Слайд 28

Домашнее задание

Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии. Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.

Слайд 29

Литература

http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662 http://www.rlspace.com/dialektizmy/ http://www.rusedu.ru/detail_8830.html

prezentacii.org

Презентация по русскому языку на тему «Общеупотребительные слова. Термины».

Русская речь 6 класс.

Тема: Общеупотребительные слова. Термины.

Цель О: сформировать у учащихся знания, умения и навыки использования

общеупотребительных слов и терминов в устной и письменной речи, умение работать со словарем.

Развивающая: развивать речь и обогащать словарный запас слов учащихся.

Воспитательная: воспитывать любовь к труду, уважение к профессиям.

Тип урока: усвоение новой темы

Формы работы: групповая (учащиеся разделены на 3 группы), индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметная связь: литература, музыка

Наглядность, материалы к уроку: интерактивная доска, эпиграф, терминологические словари, слайды.

Ход урока

|. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд кормит человека”. (слайд№1)

Ученики делятся своими мнениями.

Учитель: “Значит, труд нужно любить! И то, что вы выполняли дома – это тоже труд. Теперь, давайте, обратим внимание на то, как вы трудились над домашним заданием”.

||. Проверка домашнего задания .(слайд№2)

На интерактивной доске слова в прямом и переносном значениях. Задание: слова в прямом и переносном значениях правильно распределить в перфокарты. Прямое значение ( первичное ) Переносное значение (вторичное)

Золотые часы, золотой характер

Золотая осень, стальные нервы, золотые часы, каменный дом, горькая правда, золотой характер, стальные ворота, каменное сердце, теплая кофта, теплые слова, серебряный голос, серебряная ложка, доброе утро, добрый друг.

|||. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя. Эпиграф к нашему уроку (слайд №3)

Слов столько в русском языке, сколько звезд на небе”. Л. Успенский

— Ребята, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрые слова (счастье, радость удача, дружба и т.д.)

— А ведь и вправду слов очень много, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. Эти слова называются общеупотребительными

— Откройте тетради и запишите тему урока.

Слайд №4

Тема: Общеупотребительные слова. Термины.

Слайд№5

Но виды деятельности людей очень многообразны: они учат, лечат, строят, создают машины, одежду, продукты питания. Невозможно кратко перечислить все специальности и профессии, которыми владеют люди. Слова, которые употребляются в коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией, называются профессиональными.

Слово учителя.

— Ребята, сегодня на уроке вы разделились на 3 группы и каждой группе я вручаю табличку с названием профессии — “Учитель”, “Строитель”, “ Врач”. Представьте себе, что вы имеете такую профессию

Слайд№6

Лексическая разминка” как вы думаете, какие профессиональные слова употребляют в своей речи учителя, строители, врачи?

Задание группам: найдите профессиональные слова, подходящие вашей профессии.

Градусник, мел, журнал, кирпич, бетон, бинт, указка, лекарство, рецепт, витамины, песок, гвоздь, краска, вата, урок, учебник, тонометр.

Работа с учебником.

1.Упр 1 стр 27 чтение текста детьми

2. Орфоэпическая минутка

Общеупотребительные слова, профессиональные слова, профессионализмы, специальность, профессия. (слайд№7)

3. Упр 2 письменно

4.Упр 4 читать текст

Вопросы: Почему люди разных профессии понимают друг друга? (слайд№8)

Что означает слово “термин”?

Для чего термины нужны в нашей речи?

Что изучает терминология?

Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного термина?

Слайд№9 (матем)

5. Упр 3 Работа над текстом “Профессия и специальность”. «Мини – исследование»

1.Чтение текста

Определить основную мысль текста

2. Беседа

Что нового узнали о профессии и специальности?

Какая профессия и специальность у вашего учителя по русскому языку?

Какая профессия и специальность у ваших родителей, старших брата и сестры?

6. Чтение стихов о профессии

— Попробуйте, каждая из групп прочитать стихотворение о профессии.

7. Домашнее задание (слайд№10)

Написать эссе на тему: “Интересная профессия”

Итог:

Оценки:

infourok.ru

Презентация к уроку мастер-класс «Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. 10 класс.»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

высшей категории,

первого уровня

КГУ «Гимназия №21»

города Алматы

Емельянова О.В.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО УПР. 190

Историзмы Архаизмы

барыня едва – только

тягловым исправным- хорошим

службы око – глаз

дворня ланит – щёк

побегушек лик – лицо

алтарь надменен – высокомерен

дворянство вещает – говорит

воздвигли – построили

аки — как

Критерии оценок

26-23 балла – «5»

22-20 баллов – «4»

19-15 баллов – «3»

Меньше 15 баллов – «2»

Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти

Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова для современного читателя необычны?

Драчёна — кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;

Дёжка — деревянная кадка для теста

Пахнет рыхлыми драченами,

Паз — узкая щель между кирпичами и досками

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз…

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Махотка крынка

  А.Т. Твардовский писал: « … не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л.Толстой, И.Тургенев, не говоря уж о Лескове…) отлично знали об этом … Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке «.

О какой лексической группе слов идёт речь?

  А.Т. Твардовский писал: « Диалектизмов не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л.Толстой, И.Тургенев, не говоря уж о Лескове…) отлично знали об этом … Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке «.

Как вы понимаете это высказывание Твардовского?

Определите, с какой ещё группой слов будем работать на уроке.

 

Слова какой лексической группы встречаются в тексте ?

 

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

Чем занимался Митрашин отец? 

Какие слова помогли вам определить это?

 

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок , ладило длинной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

 

Фуганок — длинный рубанок с двойным ножом

Ладило — бондарный инструмент, необходи-мый для изготовления бочек; колодка-шаб-лона, служащая для подгонки клепок-доще-чек из которых собирается тело бочки.  

Обдерживает — обхватывет, связывает.

Бондарь — мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

Лексика с точки зрения сферы употребления

Общеупотребительная лексика – слова, известные всему народу и употребляемые всеми. Такие слова знакомы всем и всем понятны. Их употребление не зависит ни от места жительства, ни от профессиональной принадлежности.

думать

располагать

деревья

лгун

напрасно

крошечный

Попробуйте объяснить значение выделенных слов .

Я впервые увидел белый рязанский шушун , новенький черный платок с белыми цветами, повязанный на голове, и синюю клетчатую поневу (К.Паустовский « Стекольный мастер»).

Диалектизм шушун с пометой архангельское, костромское, ярославское, сибирское определяется в Словаре В. И. Даля как «кофта, шушпан » .

Понёва  — элемент русского народного костюма, женская шерстяная  юбка  замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом

Слова, которые используются не всеми говорящими, называются необщеупотребительными и относятся к лексике ограниченного употребления .

Лексика

Имеющая ограниченную

сферу употребления

Общеупотребительная

Специальные слова

Диалектизмы

Жаргонизмы

Профессионализмы

Термины

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ!

«Словарь — это

вся вселенная в

алфавитном

порядке!»

А.Франс

СЛОВАРИ

Грамматические

Филологические

-двуязычные

— орфографические

— орфоэпические

-этимологические

-исторические

-фразеологические

-иностранных слов

-терминологические

-диалектные

-словари языка писателей

-словари речевых

неправильностей и трудностей

СЛОВАРИ

  • Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов:

-синонимов

-антонимов

-паронимов

Самые давние словари – это

ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ . В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по общим свойствам вещей или понятий:

  • Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

Большое количество диалектных слов (около 200000) включено в  «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XI X  века.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковые словари с пометой  обл. (т. е. областное).

Даль В. И. — русский писатель, лексикограф, этнограф, член – корреспондент Петербургской АН (1838 г.). Помимо словаря, за который он был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863 г.) создал очерки (30 – 40 гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский и сборник « Пословицы русского народа» (1861 – 62 гг.).

Ожегов СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

(1900-1964)

российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук создал «Толковый словарь русского языка» , собрав слова уже современного литературного языка

Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник
  • Полотенце Слаборукий
  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки
  • Драчливый Утирка
  • Носовой платок Брунжать
  • Прятки Позвонок
  • Помор Моряк

Ответ

Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Полотенце Слаборукий
  • Колокольчик Рукотерник
  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки
  • Драчливый Утирка
  • Носовой платок Брунжать
  • Прятки Позвонок

Критерии оценок

1 задания

7 баллов – «5»

6-5 баллов – «4»

4 балла – «3»

Меньше 4 баллов – «2»

Задание 2.

«Найдите пару» — слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

Ответ

Задание 2.

«Найдите пару» — слова, соответствующие наукам:

мо ле кулы география

ато мы атомы

флора информатика

глобус

ион ион русский язык

параллели

вир усы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окис лен ие

Критерии оценок

2 задания

19-17 баллов – «5»

16-14 баллов – «4»

13-10 баллов – «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.

Ответ

Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два экзамена пересдавать . А вот Маринке везёт: она, мало того, что в красивом платье пришла, так ещё и зачет без предварительного собеседования по трём предметам получила , теперь едет веселиться с интересной компанией в отличный клуб и задержится там до утра.

Критерии оценок

3 задания

13-12 баллов – «5»

11-10 баллов – «4»

9-7 баллов – «3»

Меньше 7 баллов – «2»

Домашнее задание:

1. §10 (§ 21) (уч.), упр. №195, (№ 208), стр. 11 (Шың).

2. Мини-сочинение «Вот так слова!»

(О диалектных словах нашей местности или специальных

словах, относящихся к профессиям ваших родителей).

Дополнительные

задания

«Переведите» текст на нормированный литературный язык:

Тут человек рыбу лавит , а вы калган подняли на весь свет (К. Паустовский « Золотая роза»).

Ответ

«Переведите» текст на нормированный литературный язык:

В Словаре В.И. Даля дается слово калгатиться с пометкой тамбовское и со значением «беспокоиться «. Отсюда и слово калган имеет значение » беспокойство, шум «.

Тут человек рыбу ловит , а вы шум подняли на весь свет.

Запишите слова, относящиеся к

профессии «Художник»

профессии «Врач»

профессии «Шофер»

Ответ

Профессионализмы художников:

палитра, мольберт, гуашь, акварель…

Профессионализмы врачей:

тонометр, гематома, фурункул…

Профессионализмы водителей:

баранка, подрезать, свечи…

«Переведите» текст, используя нормальный литературный язык

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже Аськи :

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил форточку’98 , дурачина,

Не хочу быть чайником

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ваксой не возиться,

А писать на лазаре

Разные красивые штучки

Правильный вариант

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже system message :

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил Windows 98, дурачина,

Не хочу быть начинающим пользователем

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ассемблером не возиться,

А писать на чистом Pascal’е

Разные красивые вещи…

Литература

  • http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662
  • http://www.rlspace.com/dialektizmy/
  • http://www.rusedu.ru/detail_8830.html
  • http://www.ro-to.ru/books/1978704.shtml

multiurok.ru

«Презентация к уроку русского языка по теме «Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова», 5 класс»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Урок русского языка в 5 классеУчитель: Воеводкина Наталья АлексеевнаМБОУ «Санская основная общеобразовательная школа. Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии. Лексика с точки зрения сферы употребления Диалектные слова — слова местных говоров, распространённые среди жителей определённой территории коса литовка петух кочет гадюка козюля Слова, употребляемые в определенной местности Стайка — сарай Махотка — крынка Гомонок — кошелек Лыва — лужа Карта диалектов северное наречие (зеленая заливка),южное наречие (красная заливка),среднерусские говоры (желтая заливка) Северное наречие Южное наречие Особенности наречий оканье, взрывной [г], форма родительного падежа ‘у жоны’,зыбкаозимьлаять аканье, щелевой [γ], форма ‘у жене’,люльказеленя брехать подвесная колыбель зерно, посеянное на зиму, его всходы ‘собачий лай’ Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут. «В избе у нас места всем хватит…» «Хата у нас просторная…» «К речке узенькая тропинка ведёт» «Добежишь до речки по стежке» «Утром рано петух тебя разбудит» «По утрам станет кочет тебя будить» «Кто такой «кочет»? — подумал Коля. – Поеду уж лучше на север». Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор!Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. Это что же за дерево такое – ветла? Иву у нас так называют. А у нас её зовут лоза. — День был ведренный,- рассказывает бабушка с севера.- Какой? — Хороший, значит, солнечный. — Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.Тут-то Коля не выдержал и спросил:- А кто такой кочет?Все рассмеялись:- Да это же петух! Почему же так по-разному говорят бабушки? В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные. Слово «кочет» диалектное. Интересно, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными, но теперь стали общеупотребительными. Старый кот к махотке крадетсяНа парное молоко. Мать с ухватами не сладится,Нагибается низко, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… У порога в дежке квас, Пахнет рыхлыми д

schoolfiles.net

Тема урока: Общеупотребительные слова. Термин

 

Тема урока:  Общеупотребительные слова. Термин

Цели урока: 1. формировать понятие об общеупотребительных словах; раскрыть значение слова «термин»;

                      2. развивать умение учащихся уместно употреблять слова; продолжить работу над произношением и правильным написанием слов и словосочетаний; развивать умение высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения;

                      3. воспитание интеллигентности, коммуникабельности.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:  словесные,  игра «Найди лишнее слово»

Оборудование: раздаточные материалы

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания

  1. Составить 4 предложения со словами, употребленными в прямом и переносном значении.
  2. теоретический материал на стр. 24

IV. Объяснение нового материала

  1. Чтение текста упражнения №1 стр.27
  2. Работа над правильным произношением и  написанием слов
  3. Допишите предложения:

Слова, которые употребляют все люди, называют….

Слова, которые употребляют люди определенной профессии, называются….

   4. Назовите слова, которые употребляют учителя и ученики в период обучения в школе.

V. Закрепление изученного материала

Задание №2 стр.28

1. исправить ошибки в размещении слов.

2. придумать 2-3 предложения с ними.

Игра «Найди лишнее слово»

        ХУДОЖНИК              ФОТОГРАФ              МОРЯК

Задание №4 стр.29

  1. озаглавить текст
  2. выполнить задания к тексту

Развитие речи. Объяснить различие значений слов – профессия и специальность

VI. Домашнее задание. Задание №5-№6,  стр.30

VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Общеупотребительные слова. Термин »


Тема урока:
  Общеупотребительные слова. Термин

Цели урока: 1. формировать понятие об общеупотребительных словах; раскрыть значение слова «термин»;

                      2. развивать умение учащихся уместно употреблять слова; продолжить работу над произношением и правильным написанием слов и словосочетаний; развивать умение высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения;

                      3. воспитание интеллигентности, коммуникабельности.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:  словесные,  игра «Найди лишнее слово»

Оборудование: раздаточные материалы

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания

  1. Составить 4 предложения со словами, употребленными в прямом и переносном значении.

  2. теоретический материал на стр. 24

IV. Объяснение нового материала

  1. Чтение текста упражнения №1 стр.27

  2. Работа над правильным произношением и  написанием слов

  3. Допишите предложения:

Слова, которые употребляют все люди, называют….

Слова, которые употребляют люди определенной профессии, называются….

   4. Назовите слова, которые употребляют учителя и ученики в период обучения в школе.

V. Закрепление изученного материала

Задание №2 стр.28

1. исправить ошибки в размещении слов.

2. придумать 2-3 предложения с ними.

Игра «Найди лишнее слово»

        ХУДОЖНИК              ФОТОГРАФ              МОРЯК

Задание №4 стр.29

  1. озаглавить текст

  2. выполнить задания к тексту

Развитие речи. Объяснить различие значений слов – профессия и специальность

VI. Домашнее задание. Задание №5-№6,  стр.30

VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *