cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация к уроку радищев путешествие из петербурга в москву: Презентация к уроку «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева». | Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему:

Содержание

Презентация к уроку «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева». | Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему:

Опубликовано 12.02.2015 — 22:36 — Мельникова Марина Владимировна

Презентация содержит материал к уроку в 9 классе по теме: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева». 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.)

Слайд 4

Я Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала.

Слайд 5

«Выезд»

Слайд 6

«Любани» «Крестьяне в законе мертвы» «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение»

Слайд 7

«Городня» Рекрутский набор

Слайд 8

«Медное»

Слайд 10

Крепостных крестьян меняют на собак. Худ. И. Ижакевич

Слайд 11

Торг. Худ. Н. Неврев

Слайд 12

Аукцион по продаже крепостных, Россия, 1825-й год

Слайд 13

Наказание крестьян

Слайд 14

« «Едрово» Крестьянка Анюта

Слайд 15

Привоз крепостными провизии Худ. М. Зайцев

Слайд 17

Екатерина II : «Книга распространяет яд французский». «Путешествие…» было под запретом до 1905 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Путешествие в Пушкинский Петербург»

Презентация представляет собой мини-проект о духовной, культурной и литературной жизни Петербурга начала ХIХ века, о жителях столицы, о событиях и явлениях, нашедших отражение в творчестве Пушкина. Да…

презентация по теме «Санкт-Петербург»

Презентация состоит из 15 слайдов. В верхней части каждого слайда дан вопрос Was ist das? В средней части-картинка и три варианта ответа на вопрос.Презентация предназначена для учащихся 7 класса. Испо…

Презентация по истории Санкт-Петербурга на тему «Повседневная жизнь петербуржцев» (8 класс)

В данной презентации раскрываются следующие вопросы:- Как жили дворяне?- Какие особенности дворянского воспитания, образования и поведения были достойны подражания?- Какие районы столичного города не . ..

Презентация «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях»

Научно-методическая разработка «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях» — это попытка соединить в двух уроках элементы русского языка и литера…

Презентация «Литературные места Санкт-Петербурга»

Экскурсия по литературным местам Санкт-Петербурга, связанным с творчеством Ломоносова, Державина, А.С Пушкина,Н.В Гоголя,М.Ю Лермонтова, Сергея Есенина, Максима Горького, Ольги Берггольц…

Презентация «Новоднение в Санкт-Петербурге»

Новоднение. Виды наводнений. Защитное сооружение от наводнения в Санкт-Петербурге. Правила безопасного поведения при наводнении….

Презентация по МХК «Архитектура Петербурга и Москвы 1пол.18 века»

Презентация по МХК «Архитектура Петербурга и Москвы 1пол.18века»ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424cb9189d19f34. ..


Поделиться:

 

Презентация по произведению «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Александр Николаевич Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А. Н. Радищев (1749-1802)

Русский писатель, поэт, философ, переводчик.

Родился в дворянской семье, владеющей крепостными, поэтому о тяготах крестьянской жизни знал не понаслышке.

Весной 1787 года началось путешествие Императрицы Екатерины II в Новороссию и Крым. Вместе с ней следовала большая свита и все путешествие совершалось с необыкновенным великолепием. Деревни по пути следования императорского кортежа были подготовлены фаворитом императрицы, князем Потемкиным, и должны были продемонстрировать прекрасную жизнь русского крестьянства.

Потёмкинские деревни

— показное благополучие, скрывающее неблаговидное положение вещей.

Слева видимость счастливой жизни. Справа — реальность

Радищев задался целью показать настоящую Россию

Жанр – путешествие, путевые заметки.

Композиция – последовательное расположение глав. Каждая глава – населенный пункт, город или деревня.

1 глава – «Выезд»

2

«София»

7 «Подберезье»

3 «Тосна»

8 «Новгород»

4 «Любани»

12 «Яжелбицы»

9 «Бронницы»

17 «Выдропуск»

13 «Валдаи»

5 «Чудово»

22 «Завидово»

6 «Спасская полесть»

18 «Торжок»

14 «Едрово»

10 «Зайцово»

19 «Медное»

11 «Крестьцы»

23 «Клин»

15 «Хотилов»

16 «Вышний Волочок»

24 «Пешки»

20 «Тверь»

21 «Городня»

25 «Чёрная грязь»

Почему Радищев выбрал жанр путешествия?

Это дало автору возможность

  • широко охватить русскую действительность;
  • показать людей из всех слоёв общества;
  • глубоко раскрыть мысли, чувства и переживания путешественника;
  • откровенно поделиться впечатлениями от увиденного и пережитого.

В 1789 году Радищев заводит небольшую домашнюю типографию у себя дома. Это разрешено законом о вольных типографиях 1783 г.

  • 22-го июля 1789 года цезура выдает разрешение на печать «Путешествия».
  • С января по начало июня 1790 года Радищев занимается печатанием «Путешествия» в своей типографии. В результате он печатает около 650 экземпляров «Путешествия».
  • Радищев успевает продать и раздать 100 экземпляров «Путешествия». Слухи о книге распространяются по городу и начинают пугать Радищева. Он перестает распространять книгу, а оставшиеся экземпляры сжигает.

Цензор даже не читал книгу. Посмотрев оглавление, он решил, что это обычное описание путешествия автора, каких в то время было множество.

Книга попадает в руки Екатерине II. 30 июня полиция арестовывает Радищева и берет его под стражу.

Комментарии императрицы:

  • «Тут царям достаётся крупно»
  • «Сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкой смелостию»
  • «Царям грозится плахою»
  • «Помещиков сочинитель казнит»
  • «Надежду полагает на бунт от мужиков»

«Лучше судьбы наших крестьян нет по всей вселенной»

Объявления в газете «Ведомости»

  • В переписке с европейскими философами Екатерина рисовала Россию обителью благоденствия и тишины.
  • Книга Радищева в дребезги разбивала позлащённую ложь и была страшна уже этим.
  • «Продаются 2 дворовых человека, из которых один псарь, а другой музыкант. Также продается мерин серой. Английской породы, неезженой…»
  • «Продается ткач 35 лет с женой и дочерью и вятский жеребец 6 лет…»

Допросы Радищева вёл сам Степан Шешковский

  • «Домашний палач» Екатерины II.
  • Имя этого тщедушного свирепого старика вселяло ужас в петербуржцев.
  • В 1775 году он пытал Емельяна Пугачева.

«Бунтовщик хуже Пугачева»

  • Так недвусмысленно высказалась о Радищеве императрица, посылая свои заметки на «Путешествие» Шешковскому.

В душный и жаркий июльский полдень 1790 года Радищеву был вынесен смертный приговор

  • «…казнить смертию, а имянно… отсечь голову», а пока, «заклепав в кандалы, сослать в каторжную работу в Нерчинск»
  • Царица должна была отправить на плаху писателя, всё преступление которого состояло в издании книги. Не сама ли Екатерина создавала себе ареол «просвещённой государыни»?
  • Императрица отменила для Радищева смертную казнь, обосновав это решение тем, что столица праздновала заключение мира со Швецией. А мир всегда означал амнистию. Теперь писатель отправлялся на 10 лет в Сибирь.

Екатерина надеялась, что ослабленный в тюрьме Радищев не выдержит дороги, а если и выдержит, то долго в ссылке не протянет. Но писатель выжил и в 1796 году вернулся из ссылки и получил назад дворянский титул указом Павла 1.

Илимский острог

«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уезвленна стала»

А.Н. Радищев

Эпиграф к книге:

  • «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»

(«Телемахида», том II, кн. XVIII, стих 514)

«Чудовище тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лает»

«Любани»

«Страшись, помещик жестокосердный, на чем каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение»

«Чудово»

Данная глава посвящена обличению российской бюрократии, всевластие которой вместе с природной жестокостью и равнодушием некоторых людей, обладающих властью, может приводить к трагическим последствиям.

«Зайцово»

Крестьяне убили своего помещика из-за бесчеловечного отношения к ним, исчерпав законные средства защиты; убийство законно, оправдано.

«Едрово»

Крестьяне могут обладать чувствами собственного достоинства, они «не лишены чувственности» — это было открытие для дворян.

«Медное»

Продажа крепостных, словно животных

План анализа главы

  • Какие слои общества показаны в главе?
  • Главная проблема.
  • Какой порок описывает автор, как к нему относится? (Цитаты)
  • Актуальна ли проблема в наши дни?

Задание по группам

Так какое же «чудище» имел в виду Радищев в эпиграфе к «Путешествию»?

Самодержавно-крепостнический строй

Его произведение – это

своеобразный призыв

к бунту, к борьбе крестьян

за свои права.

Домашнее задание

  • Сопоставительная таблица по главе «Спасская полесть» (сон).

До беседы с Истиной

(что казалось)

После беседы с Истиной

(что в реальности)

Путешествие Александра Радищева из Санкт-Петербурга в Москву

«Сочетая глубокую лингвистическую изощренность с завидным литературным стилем, Эндрю Кан и Ирина Рейфман, два самых уважаемых современных исследователя русской литературы, создали окончательный перевод классического революционного cri de cœur Радищева. ” – Дуглас Смит, автор книги Распутин: вера, сила и закат Романовых

«Каждый человек рождается в этом мире равным любому другому» 9.0007

Александр Радищев, Проезд из Санкт-Петербурга в Москву (1790).

Эта строка открывает речь в суде над семьей крепостных, убивших своего хозяина в целях самообороны. Эта строка и другие утверждения о неравенстве, правах человека и социальной справедливости имеют решающее значение в произведении Александра Радищева «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву » (1790). Эти идеи делают этот рассказ-путеводитель и опередившим свое время в России произведением, изданным за семьдесят лет до Великих реформ 1860-х годов, и произведением вполне современным своему времени, ибо идеалы, выраженные сказителями Радищева, созвучны прогрессивным движениям 1790 с. Опытный государственный служащий, Радищев мог бы изложить свои позиции по аграрной реформе и крепостному праву в трактате или официальном отчете. Вместо этого он решил облечь свою радикальную критику в форму путешествия. Он опубликовал эту работу на ручном прессе с ужасными личными последствиями, ему грозил сначала арест, а затем ссылка. То, что могло быть взрывоопасным тогда — и что наиболее актуально сейчас, — это не политика Радищева в отношении крепостного права (он не предлагал ее в этой работе), а аргументы в пользу прав человека, которые он поддерживает.

Титульный лист первого издания (Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия).

Восемнадцатый век был великим веком путешествий, реальных и вымышленных. Вымышленные путешествия обеспечили остраненный взгляд на верования, взгляды и обычаи как социально сконструированные. В то время как Просвещение в целом продвигало моральные универсалии, оно также релятивизировало социальные практики, и, переживая реальность из первых рук, путешественники антропологически комментировали различия в образах жизни вблизи и вдали; в центре внимания оказались диетические обычаи, брачные договоренности, сексуальные табу и права человека, признаки местных обычаев, которые демонстрировали различия и последовательность в применении общечеловеческих тенденций. Пионерской работой в области путешествий как сравнительной социальной науки была работа Монтескье.0003 Персидские письма  ( Lettres persanes , 1721) и многие более поздние путешествия придали философскому исследованию приключение. В «Дополнении к путешествию по Бугенвилю » ( Supplement au voyage de Bougainville , 1796), шедевре Дени Дидро, рассматривается естественное состояние, в котором таитяне жили как общество в восемнадцатом веке. Полигамные семейные структуры были, естественно, коммунистическими в разделении собственности, в то время как колонизация чужаками вызывала болезни и бедность местного населения. Капитан Джеймс Кук, возможно, был героем-исследователем, но с другой точки зрения его поселенцы принесли разрушения. Сходным по использованию путешествий как средства социальной критики был проект Гийома Тома Рейналя 9.0003 Философская и политическая история двух Индий  ( Histoire philosophique et politique des établissements et du commerce des Européens dans les deux Indes , 1770). Рассказ о путешествиях, полный тирад против колониальной эксплуатации, недобросовестной торговой практики и восстаний рабов в Ост-Индии, Южной Америке и других местах. Книга была запрещена во Франции в 1779 году и сожжена французским публичным палачом. Рейналь избежал ареста, отправившись сначала ко двору прусского Фридриха Великого, а затем в Санкт-Петербург, где Екатерина Великая оказала ему теплый прием. Книга Рейнала была той, что была у Радищева в библиотеке и из которой он цитировал.

Вымышленные путешествия предоставили остраненный взгляд на верования, взгляды и обычаи как социально сконструированные

Александр Радищев (неизвестный художник).

В своем рассказе о путешествиях Радищев следовал примеру других выдающихся европейских писателей, изображая общественные беды и проблемы управления, охватившие его страну; он использует смешанную форму, которая сочетает в себе новаторские рассказы, трактатные речи и аллегории таким образом, чтобы быть одновременно конкретным и универсальным, реалистичным и абстрактным, нацеленным на проблемы, которые существовали в одном месте, но могли произойти в любом обществе. Такова традиция, в которой Радищев Путешествие из Петербурга  должен быть прочитан. Его путешествие проходит по настоящему почтовому маршруту, а сварливые начальники станций и недостаточное количество почтовых лошадей придают правдоподобие. Его герой предлагает взгляд со стороны на местные обычаи, и, подобно натуралисту Дидро на Таити, он особенно очарован обращением с женщинами, браками по расчету, сексуальной эксплуатацией и разрушительными действиями венерических болезней. И в манере Лоуренса Стерна (как и Николая Карамзина, чье произведение, возможно, читал Радищев), радищевский герой полон добродетели и слез. Готовность заплакать сейчас может показаться странной, но в литературном символизме восемнадцатого века плач был доказательством способности человека к сопереживанию. Эмпатия, по мнению наиболее важных социальных теоретиков того периода, таких как лорд Кеймс и Адам Смит, является основой естественной справедливости, которую общества должны попытаться закодировать в законе, если они хотят предотвратить разногласия и восстания, спровоцированные колониальной и внутренней эксплуатацией.

Но что побудило Радищева написать эту работу? Россия претерпела многочисленные реформы во время долгого правления Екатерины Великой. Однако в 1790 году Екатерину, справедливо или ошибочно, считали постаревшей и более уязвимой для придворных распрей и интриг. Кроме того, не было никакого прогресса в вопросе о крепостном праве, поскольку Французская революция вдохновила массовые народные движения в Европе и во всем мире. При некоторых отдельных землевладельцах положение крепостных улучшилось. Но для подавляющего большинства крепостных (а речь идет о более чем 90 процентов населения Российской империи), экономические трудности были постоянными и не облегчались, усугубляясь другими социальными бедами, такими как принудительный призыв на военную службу и сексуальная эксплуатация — все темы, которые поднимаются в этой работе.

Запрещенная книга,
Путешествие Радикализм был замечен Александром Рослиным
(1776-77, Эрмитаж) как имплицитно революционный

Екатерина II.

Запрещенная книга, Путешествие Радикализм рассматривался как неявно революционный. Но это спорно. Вместо этого 9Радикализм 0003 Journey можно было бы лучше понять в контексте того времени. В отличие, например, от капитана Кука или Иосии Бэнкса, Радищев не писал о научных или исследовательских путешествиях. (Однако его письма из Сибири показывают, насколько наблюдателен он был в отношении местной флоры и фауны. ) Его работа приближает его к книгам Томаса Пейна «Права человека » и «Философская и политическая история» Рейнала в том, что касается точки зрения, основанной на правах человека. и то, как русские крепостные представлены как равноправные члены общества, является одной из самых поразительных позиций, принятых в XIX веке.0003 Путешествие . Жизни крестьян имеют значение не только из-за экономической эффективности, но и из-за естественной справедливости, аргумент, сделанный в речи дворянина, который оправдывает акты насилия самообороной в вышеупомянутом суде над двумя крепостными.

В этих строках, в то время, когда вопросы экономического равенства и расы звучат в заголовках в Соединенных Штатах и ​​во всем мире, можно увидеть актуальность работы Радищева для нашего времени, особенно в переводе. В приведенной ниже речи используется знакомая лексика, отражающая ценности эпохи Просвещения, закрепленные в других современных документах, таких как Конституция США и Билль о правах США:

«Человек, рассматриваемый, следовательно, вне общества, есть существо, ни от кого не зависящее в своих собственных делах. Но он ограничивает их, соглашается не подчиняться одной своей воле и становится послушным приказам других людей, словом, становится гражданином. Ради чего он сдерживает свои желания? С какой целью он устанавливает власть над собой? Неограниченный в проявлении своей силы воли, почему он ограничивает ее послушанием? – Ради него самого, – говорит разум. – Ради себя, – говорит внутренний голос. – Ради него самого, – говорит мудрое законодательство. Отсюда следует, что там, где не в его интересах быть гражданином, там нет гражданина. Отсюда следует, что тот, кто хочет лишить его преимущества быть гражданином, является его врагом. Он ищет в законе защиты и возмездия против своего врага. Если закон либо не в силах его защитить, либо не желает этого, либо не в силах немедленно помочь ему в его нынешнем горе, тогда гражданин пользуется своим естественным правом на защиту, сохранение, благополучие. Ибо гражданин, поскольку он стал гражданином, не перестает быть человеком, чья первая обязанность, вытекающая из его организма, состоит в сохранении, защите, благоденствии».

– Эндрю Кан и Ирина Рейфман

Текст этого сообщения впервые появился в блоге Columbia University Press в сентябре 2020 года. Из Санкт-Петербурга в Москву – Гарвардское обозрение

Александра Радищева, перевод Эндрю Кана и Ирины Рейфман

рецензию Хелен Штур-Роммерейм0 Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву

— это якобы заметки путешественника о 450 или около того милях между двумя блистательными центрами Российской империи конца восемнадцатого века, а не сборник этнографических наблюдений. Вместо этого читатели путешествуют по тщательно продуманным размышлениям об идеалах Просвещения о равенстве, справедливости и прогрессе. Самая известная работа профессионального государственного служащего, который также писал стихи, научно-популярную литературу и философию, sui generis Journey 9.Коллажи 0004 объединяют монологи попутчиков, найденные тексты, описывающие утопические социальные реформы, и сюрреалистические сновидения, обвиняющие российское общество времен правления Екатерины Великой, особенно за его зависимость от труда крепостных крестьян.

Наглый текст принес его автору смертный приговор, позже замененный пожизненной ссылкой, хотя Радищев, возможно, не ожидал столь сурового ответа. С момента вступления на престол в 1762 году Екатерина позиционировала себя как идеальную просвещенную самодержицу. Однако фактическое свержение французской монархии охладило ее прогрессивный пыл, и выбор Радищева был неудачным. Его

«Путешествие » не печаталось цензурой на протяжении всего девятнадцатого века, но после большевистской революции его автор был освящен как первый русский мученик-антимонархист.

Несмотря на историческую значимость книги, она практически неизвестна за пределами русистики. Одна из причин заключается в том, что его, как известно, трудно читать по-русски, поскольку он написан иногда намеренно архаичным языком со сложным синтаксисом и предложениями длиной в страницу. Предыдущий английский перевод, опубликованный в 1958 воспроизводит всю эту неуклюжесть, но не стиль. В этом новом переводе Ирины Рейфман и Эндрю Кана окольные обороты Радищева впервые представлены на идиосинкразическом, но в высшей степени удобочитаемом английском языке.

Признание непрозрачности прозы Радищева как целенаправленного стилистического выбора, как это делают Рейфман и Кан в своем превосходном предисловии, не только делает текст вновь доступным для широкого круга читателей; также крайне важно понять его значение.

Путешествие начинается с откровения: «Я почувствовал в себе достаточно сил, чтобы сопротивляться заблуждению; и — невыразимая радость! — я почувствовал, что у каждого есть возможность участвовать в делании добра для равных себе». Это одновременно и отправная, и конечная точка: последующее повествование стремится вызвать у читателя такое же откровение, но это потребует от читателя некоторой работы. На протяжении Путешествия , когда появляются физическая красота, социальная гармония и материальное убранство, они почти всегда оказываются иллюзорными. Эти внешние атрибуты затемняют основное равенство всех людей и, следовательно, моральное уродство крепостничества. Читатели должны прийти к тому, чтобы почувствовать это моральное возмущение нутром в себе — что всякое удовольствие и привилегия, которыми пользуется дворянский класс, есть, в сущности, питье «крестьянских слез», — а не просто знать это своим разумом. Радищев хочет, чтобы его читатель попробовал соль на вкус.

Путешествие рассказчика происходит как в его душе, так и в физическом пространстве. В ранней главе рассказчику снится, что он великий правитель, окруженный нарядами и льстивыми подданными. К нему приходит старуха; она «Прямая провидица и офтальмолог». Она лечит его «катаракту» и трансформирует его восприятие. Король понимает, что буквально покрыт гнилью: «На пальцах я видел остатки человеческого мозга, ноги стояли в грязи. Те, кто стоял вокруг меня, выглядели еще более мерзкими. Все их внутренности казались черными и сожженными тусклым пламенем ненасытности». Путевые заметки Радищева призваны служить сывороткой правды наподобие того, что подает Провидец. Его читатели будут бороться, чтобы понять это, но в том-то и дело: благодаря борьбе истина будет ощущаться, а не приниматься за очередную иллюзорную поверхность. По пробуждении у рассказчика есть послание для «правителей мира»: «если, читая мой сон, вы саркастически улыбнетесь или наморщите лоб, знайте: женщина-странница, которую я видел, улетела далеко от вас и чуждается вашего дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *