cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Практическая работа 10 по биологии: ГДЗ по Биологии за 10 класс Лабораторные и практические работы Лисов Н.Д., Шелег З.И.

Лабораторные работы по биологии для 10 класса

Лабораторные работы по биологии

                          10 класс

 

                 Составитель- учитель биологии

              Степина Тамара Николаевна

 

 

                         Оглавление

 

1.     Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» (в двух вариантах).

2.     Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»  (в двух вариантах). 

3.     Лабораторная работа № 3 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание».

4.     Лабораторная работа № 4 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток».

5.     Лабораторная работа № 5 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов»

6.     Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

7.     Лабораторная работа № 7 «Сравнение процессов митоза и мейоза»

8.     Лабораторная работа № 8 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

9.     Лабораторная работа № 9 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариа­ционной кривой» (в двух вариантах)».

10. Лабораторная работа № 10 «Изучение фенотипов растений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №1 (в двух вариантах)

Тема: каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закре­пить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водо­рода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы

1.    Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2.    Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водо­рода. Сравните активность измельченной и целой растительной тка­ни.

3.    Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

4.    Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фер­мента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предло­жили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент катал азу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуй­те.

 

Вариант II

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водо­рода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля).

                                              Ход работы

1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую измельченного сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.

2. Пронаблюдайте явление, возникшее в результате проникновения в клетки молекул пероксида водорода и взаимодействие их с ферментом каталазой.

3. Сравните процессы, протекающие во всех пробирках.

4. Внесите в таблицу полученные результаты.

 

№ пробирки (указать ее содержимое)

Что происходит на тканях в пробирках

5. Дайте ответы на вопросы: а) какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля и мяса, и как это отразилось в опыте? б) как влияет измельчение ткани на активность фермента?

6. Сделайте вывод по работе.

 

Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н

препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2Она воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:2 Н2О2 Н2О+ О2

 

Лабораторная работа №2 (в двух вариантах) 

Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Вариант I.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плаз­молиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наб­людение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

 

Ход работы

1.   Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2.   Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением поло­жения цитоплазмы.

3.    Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4.   Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясня­ется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли ис­пользовать раствор соли для уничтожения сорняков?

5.    Сделайте вывод по работе.

Вариант II.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плаз­молиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты на живых объектах; получить представление о тургоре в растительных клетках.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли (8 %), репчатый лук.

                             Ход работы

1.Снимите эпидермис с чешуки луковицы. Приготовьте микропрепарат, поместив клетки эпидермиса в каплю воды.

2. Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа. Обратите внимание на оболочку клетки, цитоплазму.

3. Зарисуйте строение клетки.

Наблюдение плазмолиза – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки

4.Снимите покровное стекло с препарата, удалите воду фильтровальной бумагой и нанесите на препарат каплю 8 %-ного раствора NaCl. Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните причину плазмолиза.

Наблюдение деплазмолиза – возвращение цитоплазмы к оболочке клеток.

5.Вновь поместите препарат в воду и наблюдайте восстановление тургора (напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы к оболочке клеток. Сделайте рисунок. Объясните причину деплазмолиза.

6. Ответьте на вопрос: каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений?

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

 

 

Примечание. Для того чтобы клетка могла быть живой ее химический состав должен быть относительно постоянным. Поэтому клетка должна поддерживать регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из концентрированного в более насыщенный раствор.

 

Лабораторная работа № 3

Тема: наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание.

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 1)

                                               Ход работы

1.       Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

2.       Рассмотрите рисунок «Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

3.       Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимее в световой микроскоп органоиды.

4.       Сравните между собой эти клетки.

Название клеток

Рисунок клетки

Особенность строения клетки

 

 

 

 

5.       Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины различия и сходства разных организмов?

 

  1. Сделайте вывод по работе.

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4.

Тема: строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Цель: изучить особенности строения эукариотических и прокариотических клеток, выделить сходство и различие в их строении.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 2).

                                        Ход работы

1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов, клеток животных и бактерий.

2. Зарисуйте строение эукариотической и прокариотической клеток.

3.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.

4.  Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Прокариотическая клетка (бактерия)

Эукариотическая клетка (растений, животных, грибов)

1.Ядро

2. Генетический материал

3. Клеточная стенка

4. Мезосомы

5. Мембранные органоиды

6. Рибосомы

7. Цитоскелет

8. Способ поглощения веществ клеткой

9. Жгутики

10. Пищеварительные вакуоли

 

 

 

5.Сделайте вывод по работе.

 

Лабораторная работа № 5

Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, грибов, животных (Приложение 3)             

                                Ход работы

1.       Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

 

2.       Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток. Укажите основные части клеток.

 

 

3.       Сравните строение клеток растений, животных и грибов.

 

4.        Данные занесите в таблицу.

 

Признаки для сравнения

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

1.Клеточная стенка

2. Пластиды

3. Вакуоли

4. Запасной углевод

5. Способ хранения питательных веществ

6. Центриоли

7.Синтез АТФ

8. Запасной углевод

 

 

 

 

5.       Сделайте вывод по работе.

           

                             Лабораторная работа № 6

Тема: сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель: сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Оборудование: материал учебника

                                                 Ход работы

1. Повторите параграфы 24, 25 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

 

2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.

 

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

1.Определения данных процессов

2. Какие организмы участвуют

2. Источник энергии

3. Исходные вещества

4. Конечные вещества

5. Роль в природе

 

 

 

3.Сделайте вывод по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Лабораторная работа № 7

Тема: сравнение процессов митоза и мейоза.

Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»

 

                                             Ход работы

1. Повторите параграфы 29, 30 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

 

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

 

Признаки для сравнения

 

Митоз

Мейоз

1.Процессы в интерфазе

2. Число делений

3. Фазы деления

4. Кроссенговер

5. Число дочерних клеток

6. Хромосомный набор дочерних клеток

7. Количество ДНК в дочерних клетках

8. Для каких клеток организма характерно деление

9. Распространенность среди организмов

 

 

 

3.Сделайте вывод по работе.

 

 

 

 

 

 

                   Лабораторная работа № 8

Тема: сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Цель: сравнить процессы развития половых клеток растений и животных

Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»

                                              Ход работы

1.Используя рисунок 51 «Схема гаметогенеза у человека» учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов или приложение 4 сравните между собой сперматогенез и оогенез.

2. Данные занесите в таблицу.

Стадии развития половых клеток

Тип деления, набор хромосом, количество ДНК

Сперматогенез

Оогенез

1. Размножение

2.Рост

3. Созревания

4. Формирование

 

 

 

3. Как происходит формирование пыльцевого зерна (микрогаметофита) и зародышевого мешка (мегагаметофита) у покрытосеменных растений? Какой тип деления клеток лежит в основе развития пыльцевых зерен и зародышевого мешка?

4. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений? Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?

5. В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?

6. Сделайте вывод по работе.

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 9 (в двух вариантах).

Тема: изменчивость, построение вариационного ряда

и вариа­ционной кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономер­ностями модификационной изменчивости, выработать умение

строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

1.    Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запи­шите.

2.    Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизон­тали сначала расположите ряд чисел, отображающих последова­тельное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встре­чаемости каждого признака (P). Определите, какие признаки встреча­ются наиболее часто, какие — редко.

 

3.    Отобразите на графике зависимость между изменением приз­нака и частотой его встречаемости.

4.    Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

2.   Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.

3.   Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—160 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные дан­ные запишите:

Количество учащихся … 2 Рост, в см   145—150

4.  Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.

5.   Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деле­ния суммы всех измерений на общее число измерений.

6.    Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой — наиболее редко? Какие откло­нения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?

Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций связана с воздействием различных условий на развитие признака.

Для определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят вариационную кривую — графическое выражение характера изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему значению признака.

Средняя величина выраженности признака высчитывается по формуле:

—          сумма

М = (P×V)            P – частота встречаемости

          n                  V — варианта     

                             n – общее число особей;   M – среднее значение модификации

 

                             Лабораторная работа № 10

                      Тема: изучение фенотипов растений.

Цельсформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование: гербарные экземпляры растений одного сорта (пшеницы, ржи, ячменя и др.).

                                     Ход работы

1.Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).

Наблюдаемые признаки

               Название сорта растения

1-е растение

2-е растение

1.Вид стебля

2.Длина стебля

3. Длина междоузлей

4. количество листьев

5. Форма листьев

6. Колос:

А) наличие остей

Б) длина колоса

В) количество колосков

Г) количество зерновок

7. Тип корневой системы

 

 

 

3.Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

4.Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости, ее значении.

 

                  Используемая литература и сайты Интернет

 

1.Общая биология: Учеб. Для 9-10 кл. общеобразоват. учреждений /Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов. 1999 г.

2.Универсальное учебное пособие. Школьный курс «Биология» / А. Скворцов, А. Никишов, М. «АСТ-Пресс» 2000 г.

3.Биология. 10 кл. Поурочные планы. Профильный кровень / авт. О.Л.Ващенко. Волгоград 2009 г.

4. http://mirbiologii.ru/laboratornye-raboty-po-biologii-10-klassa-skachat-besplatno.html

5. festival. 1september.ru/articles/508211/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 (к лабораторной работе №3)

1 – кокки, 2 —  диплокки, 3 — стрептококки , 4 – вибрионы,

5 – спириллы, 6 – бациллы, 7 – хлорелла, 8 —  хламидомонада, 

10 – клетка эпителия, 11 – эритроциты, 12 – нервная клетка,                 

13 – растительная клетка.

 

Приложение 2 (к лабораторной работе №4)

 

Приложение 3 (к лабораторной работе №5)        

   Приложение 4 (к лабораторной работе №8)           

 

Схема гаметогенеза у человека: ♀ — овогенез; ♂ — сперматогенез.

А – фаза размножения, Б – фаза роста, В – фаза созревания.

 1 – сперматозоиды, 2 – оплодотворенная яйцеклетка (зигота), 3 – направленные тельца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы по биологии 10-11 класс

Практическая работа №1

 

Тема: Изучение биологических систем разных уровней организации.

 

Цель работы: познакомиться со сравнительно-описательным методом биологии и изучить свойства живой материи на примере инфузории-туфельки.

Оборудование: микрофотография инфузории, таблица строения инфузории, учебник.

 

Ход работы.

 

1.     Рассмотреть строение организма, изучить процессы жизнедеятельности.

2.     Зарисовать инфузорию и обозначить органеллы: жгутики, вакуоли, ядро.

3.     Зачем нужны перечисленные органоиды?

4.     Что такое таксис и инцистирование?

 

Сделайте вывод по работе.

Литература: учебник П.Г. Балан, «Биология» 10кл. параграф 2 стр.17, параграф 38.

 

 

Практическая работа №2

 

Тема:  Составление уравнений диссоциации электролитов, входяхих в состав живых организмов.

 

Цель работы: научиться составлять уравнения диссоциации, значение катионов и анионов в жизнедеятельности организмов.

 

Оборудование: таблица растворимости, весы, калькулятор.

 

Ход работы

 

I.                    Определение воды в собственном организме.

Алгоритм.

А) Определите свой вес.

Б) Вес воды равен результату произведения своего веса умножимому на 2 и разделенному на 3.

В) Определить содержание воды внутри клеток 71% от найденного веса.

     В тканях 19%, в составе плазмы и других жидкостей 10%

    II.         Роль солей неорганических кислот в организме.

А) Используя таблицу растворимости составьте уравнение диссоциации: хлорида натрия, соляной кислоты; ступенчатую диссоциацию серной и фосфорной кислот.

Б) Изучите материал параграфа 5 и ответьте на вопросы:

1. Какую концентрацию имеет физиологический раствор?

2. Какие соли и почему вызывают образование камней, остеохондроз и подагру?

3. Как поддерживается кислотно-щелочной баланс?

4. Какие заболевания и почему относятся к экологическим?

 

Сделайте вывод о проделанной работе.

 

 

Практическая работа №3

 

Тема: решение задач по молекулярной биологии.

 

Цель работы: научиться решать задачи на определение: длина молекул нуклеиновых кислот и их состав, определение относительной молекулярной массы полимера, содержание нуклеотидов в молекулах ДНК, РНК; транскрипция, трансляция.

 

Ход работы.

 

            1. Одноцепочный фрагмент молекулы ДНК имеет следующую

последовательность нуклеотидов: ЦГТ ГАТТТТ ГГТТГТ АГГ. Какой

будет структура молекул ДНК после репликации?

            2. Участок ДНК имеет следующий состав нуклеотидов:

…АГТАЦГГЦАТГЦАТТАЦАТГЦЦГТАЦГТААТ… Запишите нукле¬

отидный состав дочерних ДНК, образовавшихся в результате репли¬

кации исходного фрагмента молекулы. Укажите, какая из полинук¬

леотидных цепей является старой, какая — новой.

            3. Сколько и каких видов свободных нуклеотидов потребуется

при репликации молекулы ДНК, в которой количество аденина рав¬

но 600 000, а гуанина — 2 400 000?

                4. Длина фрагмента молекулы ДНК составляет 720 нм; на

долю цитидиловых нуклеотидов в данном фрагменте приходится

15 %. Определите относительную молекулярную массу соответст¬

вующего фрагмента обеих молекул ДНК после репликации исход¬

ной молекулы, а также процентное содержание и суммарное коли¬

чество всех нуклеотидов, которые входят в состав фрагментов этих

молекул ДНК.

 

     Если возникли вопросы при решении задач, рассмотрите типы решения на стр. 73,74 учебника и решите любые 4 задачи из предложенных в учебнике.

 

 

Практическая работа №4

 

Тема: изучение хромосомы.

 

Цель работы: изучить строение хромосомы на фиксированных препаратах и кариотип.

 

Оборудование: микрофотографии хромосом, уч. П.Г. Балан «Биология» 10кл., параграф 18

 

Ход работы.

  

1.     Изучите рис.1 зарисуйте его в тетрадь, обозначьте основные элементы хромосомы и их значение.

2.     Рассмотрите кариотипы разных животных рис. 18.4 стр.105 учебника.

3.     Изучите кариотип мужчины рис. 18.5 стр.106 учебника.

4.     Ответьте на вопросы: чем кариотип женщины отличается от кариотипа мужчины? Что такое половые хромосомы.

 

Сделайте выводы по работе. См. стр. 108

 

 

Практическая работа №5

 

Цель: сравнение митоза и мейоза

 

Цель работы: сравнить изменения генетического набора клетки во время митоза и мейоза.

 

Оборудование: учебники.

 

Ход работы.

 

1.     Изучите первое и второе деление мейотического цикла. Параграф 25 рис.25.1, 25.3.

2.     Оформите результаты работы в виде сравнительной таблицы. Рис. 25.5

Сделайте выводы по работе и ответьте на вопросы: что такое коньюгация хромосом и кроссинговер, какое значение данные процессы имеют в природе?

 

 

Практическая работа №6

 

Тема: сравнительная характеристика заболеваний человека бактериальной и вирусной этиологии.

 

Цель работы: сравнить заболевания человека вызванные вирусами и бактериями.

 

Оборудование: описание на карточках различных заболеваний.

 

Ход работы.

 

1.     Изучить вирусные заболевания: ОРВ, грипп, полиомеолит, ветряная оспа, герпес, СПИД, корь.

2.     Заболевания вызванные бактериями: острый тонзиллит (ангина, дифтерия, холера)

3.     Результаты оформите в виде таблицы.

 

Заболевание

Пути заражения

Способы профилактики

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

Сделайте выводы: в чем сходство и отличие рассмотренных заболеваний.

 

 

Практическая работа №7

Тема: «Решение генетических задач».

Цель: научиться решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать навыки генетической терминологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Коллективное обсуждение решения задач между учащимися и учителем.

5. Сделать вывод.

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.                                                                                                                                                    Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания

Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. .

РАА      *    аа

GА                а

FАа

Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят

Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.

1. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?

2. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задачи на ди- и полигибридное скрещивание

Задача № 7.  Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

 Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов — пары А — в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель — с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены — ABC, или же рецессивные — abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

 Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N — число типов гамет, а n — количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозиготаАа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. ДигетерозиготаАаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. ТригетерозиготаАаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

Задача № 8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Дополнительные задачи к лабораторной работе

Задача № 1. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 2. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 3. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Задача № 4. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

 

Задача №6. У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?

Задача №7. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?

Задача№8. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминантна или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.

 

Руководство по лабораторным работам, класс 10, наука

Содержание

  • 1 Руководство по лаборатории класс 10 наука
    • 1.1 Класс 10 Руководство по научной лаборатории:
    • 1,2 Эксперименты для класса 10 Science CBSE
    • 1,3 Практика химии для класса 10
    • 1,4 Практика физики для класса 10 0008
    • 1.5 Biology. Практические занятия для класса 10

Изучение естественных наук означает не просто получение знаний о фактах и ​​принципах; скорее это путь, просвещенный научными истинами, проверенными экспериментально. Учитывая эти факты, Руководство по научной лаборатории Класс 10  были запланированы, оценены в рамках деятельности по обогащению предмета. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим учебным материалом для практического учебника по естественным наукам класса 10 pdf . Согласно новому шаблону экзамена CBSE, вопросы MCQ для класса 10 по естественным наукам с ответами приносят 20 баллов.

Схема выставления оценок по естественным наукам для 10-го класса внутреннего оценивания

Периодическое оценивание 05 баллов + 05 баллов
Практическая работа 05 баллов
Портфель 05 баллов
Всего 20 баллов

Руководство по научной лаборатории для класса 10 Особенности:

Основная концепция экспериментов
Перед выполнением экспериментов раздел ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ каждого научного эксперимента для класса 10 помогает учащимся понять цель эксперимента и достичь результата с помощью минимальная ошибка.

Лабораторные эксперименты с интерактивным сеансом и лабораторными вопросами NCERT
Большое количество наводящих на размышления устных вопросов, заданных «ЭКСПЕРМЕНТОМ» с ответом, данным «ЭКСПЕРИМЕНТОМ», представлено в живой форме в конце каждого эксперимента. .
Полностью решено Лабораторное руководство, научный класс 10, NCERT Публикация вопросов и ответов.

Практические вопросы
Лабораторное руководство для научно-практического класса 10 также включает большое количество PBQ, основанных на каждом эксперименте, с их ответами, охватывающими NCT, MSE, DAV, KVS и вопросы прошлых лет, даны для эксперимента для полного охвата концепций.

Все наблюдения записываются во время проведения экспериментов с руководством по научной лаборатории класса 10.

Эксперименты  для класса 10 по естественным наукам CBSE

Введение

Практические занятия по химии для класса 10

  1. рН образцов
  2. Свойства кислот и оснований
  3. Типы реакций
  4. Серия реактивности
  5. Свойства уксусной кислоты
  6. Приготовление мыла
  7. Моющая способность мыла в жесткой и мягкой воде

Практические занятия по физике для 10 класса

  1. Закон Ома
  2. Резисторы серии
  3. Резисторы параллельно
  4. Фокусное расстояние вогнутого зеркала и выпуклой линзы
  5. Преломление через стеклянную пластину
  6. Преломление через призму
  7. Формирование изображения выпуклой линзой

Практические занятия по биологии для 10 класса

  1. Устьица
  2. Свет необходим для фотосинтеза
  3. СО 2 выделяется во время дыхания
  4. Бинарное деление амебы и почкование дрожжей
  5. Гомология и аналогия растений и животных
  6. Семена двудольных растений
  • Приложения

Научные лаборатории Научные практические навыки Математические лаборатории Математические лаборатории с заданием

Мы благодарны ученым учителям и доброжелателям за их постоянную поддержку при подготовке этого Руководства по научной лаборатории для 10 класса.

Конструктивные предложения читателей, особенно студентов и преподавателей, по дальнейшему совершенствованию приветствуются и будут с благодарностью приняты.

Проверьте результат ITI 2019 здесь.

Лабораторное руководство CBSE для класса 10 в формате PDF для естественных наук (биология, физика и химия) и математики

Чтобы помочь учащимся узнать об основных инструментах и ​​улучшить навыки задавания вопросов, правление CBSE включило Лабораторное руководство CBSE для класса 10 в среднюю школу. класс. С помощью лабораторного руководства CBSE для класса 10 учащиеся узнают о ЦЕЛЬ экспериментов, необходимых материалах, используемой теории, процедуре, наблюдениях, результатах и ​​мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при выполнении практических занятий в лаборатории.

Отмечается, что на экзаменах на доске практические занятия также получают оценки. Поэтому здесь мы бесплатно предоставляем руководство CBSE Lab Class 10 в формате PDF.

В 10 классе CBSE есть 4 предмета: биология, физика, химия и математика, в которых упоминаются практические занятия. Все эти предметы имеют несколько глав и также имеют собственное значение. Чтобы укрепить основы этих предметов путем проведения экспериментов, учащимся рекомендуется обратиться к лабораторному руководству Subject Wise CBSE Class 10.

Обратите внимание, что, имея научную точку зрения на темы, изучаемые учащимися, они могут улучшить свое общее понимание предметов, а также получить более высокие оценки.

CBSE Class 10 Практические занятия по биологии

CBSE Class 10 Лабораторное руководство по биологии включает несколько практических заданий, таких как:

  1. Экспериментально показать, что углекислый газ выделяется при дыхании 9000
  2. Идентификация различных частей зародыша двудольного семени
  3. Подготовка временного препарата кожуры листьев для демонстрации устьиц
  4. Изучение бинарного деления у амебы и почкования у дрожжей с помощью подготовленных препаратов
  • Stomata Lab Manual Class 10 Science
  • Свет необходим для лабораторного руководства по фотосинтезу, класс 10, наука
  • Выброс CO2 во время дыхания Лабораторное руководство Класс 10 Наука
  • Бинарное деление амебы и почкование в дрожжах Лабораторное руководство Класс 10 Наука
  • Лабораторное руководство по гомологии и аналогии растений и животных, класс 10, наука
  • Лабораторное руководство по семенам двудольных, класс 10, наука

 

CBSE Класс 10 Практические занятия по физике

В классе 10 Научная физика есть главы о свете, законе Ома, последовательных резисторах, зеркально выпуклых и вогнутых линзах и многих других . Ученик 10 класса CBSE должен провести эксперименты на них —

  1. Зависимость разности потенциалов на резисторе от тока с графиком
  2. Определение фокусного расстояния вогнутого зеркала и выпуклой линзы
  3. Для определения эквивалентного сопротивления резисторов при последовательном и параллельном соединении
  4. Чтобы найти расстояние изображения для различных расстояний до объекта выпуклой линзы с диаграммами лучей
  5. Отслеживание пути луча света, проходящего через стеклянную пластину
  6. Отслеживание пути лучей света через стеклянную призму
  • Лабораторное руководство по закону Ома, класс 10, наука
  • Резисторы серии Лабораторное руководство Класс 10 Наука
  • Резисторы в параллельном лабораторном руководстве, класс 10, наука
  • Лабораторное руководство по фокусному расстоянию вогнутого зеркала и выпуклой линзы, класс 10, наука
  • Лабораторное руководство по преломлению через стеклянную пластину, класс 10, наука
  • Лабораторное руководство по преломлению через призму, класс 10, наука
  • Формирование изображения выпуклой линзой Лабораторное руководство Класс 10 Наука

CBSE Class 10 Практические занятия по химии

В соответствии с лабораторным пособием CBSE для 10 класса, учащиеся должны будут выполнить практические задания по химии:

  1. Ph Of Samples
  2. Свойства уксусной кислоты Эксперимент
  3. Свойства кислот и оснований
  4. Эксперимент серии реактивности
  5. Исследование сравнительной моющей способности образца мыла в мягкой и жесткой воде
  6. Типы реакций Эксперимент
  • Лабораторное руководство по pH образцов, класс 10, наука
  • Свойства кислот и оснований Лабораторное руководство Класс 10 Наука
  • Типы реакций Лабораторное руководство Класс 10 Наука
  • Лабораторное руководство по серии реактивности, класс 10, наука
  • Свойства лабораторного руководства по уксусной кислоте, класс 10, наука
  • Лабораторное руководство по приготовлению мыла, класс 10, наука
  • Очищающая способность мыла в жесткой и мягкой воде Лабораторное руководство Класс 10 Наука

 

Лабораторное руководство CBSE по математике для класса 10

Лабораторное руководство CBSE по математике для класса 10 следует той же программе CBSE по математике для класса 10, что и для теории. В лабораторном руководстве CBSE по математике для 10 класса есть задания на каждом уроке. Кроме того, лабораторное пособие по математике для 10 класса позволяет учащимся изучить темы в реальной жизни.

Чтобы сделать занятия по математике интересными и увлекательными, лабораторное пособие CBSE по математике для класса 10 включает задания, в которых учащиеся должны использовать такие материалы, как картон, миллиметровая бумага, клей, ручка/карандаш и линейка.

  • Лабораторное руководство по линейным уравнениям Math Class 10
  • Базовая теорема о пропорциональности для треугольника Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Теорема Пифагора Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Отношение площадей двух подобных треугольников Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Центроид треугольника Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Арифметическая прогрессия — I Лабораторное пособие по математике, класс 10
  • Арифметическая прогрессия — II лабораторное пособие по математике, класс 10
  • Сумма нечетных натуральных чисел Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Изготовление клинометра. Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Площадь круга по методу намотки Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Площадь круга методом вырезания и склеивания бумаги Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Площади секторов, образованных в вершинах треугольника Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Касательные, проведенные из внешней точки Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Правый круговой цилиндр. Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Лабораторное руководство по математике с правым круглым конусом, класс 10
  • Объем цилиндра Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Volume Of a Cone Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Площадь поверхности цилиндра Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Площадь поверхности конуса Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Сравнение площадей криволинейной поверхности и общей площади поверхности двух прямоугольных цилиндров Лабораторное руководство по математике Класс 10
  • Сравнение объемов двух правых круглых цилиндров Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Площадь поверхности сферы Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Volume Of a Sphere Лабораторное руководство по математике, класс 10
  • Лабораторное руководство по теории вероятностей, класс 10
Практическая программа по естественным наукам 10 класса CBSE

В практической программе по естественным наукам 10 класса CBSE всего 15 экспериментов – списки приведены ниже.

  • Чтобы определить рН следующих образцов с помощью индикаторной бумаги/универсального индикатора.
    • Разбавленная соляная кислота
    • Разбавленный раствор NaOH
    • Разбавленный раствор этановой кислоты
    • Лимонный сок
    • Вода
    • Разбавленный раствор бикарбоната натрия.
  • Для изучения свойств кислот и оснований (разбавленной НС1 и разбавленной NaOH) по их реакции с
    • Лакмусовый раствор (синий/красный)
    • Цинк металлический
    • Твердый карбонат натрия
  • Для определения фокусного расстояния
    • Вогнутое зеркало
    • Выпуклая линза

путем получения изображения удаленного объекта.

  • Для отслеживания пути луча света, проходящего через прямоугольную стеклянную пластину, при различных углах падения. Измерьте угол падения, угол преломления, угол выхода и интерпретируйте результаты.
  • Для изучения зависимости тока (I) от разности потенциалов (V) на резисторе и определения его сопротивления. Также постройте график между V и I.
  • Для определения эквивалентного сопротивления двух резисторов, соединенных последовательно.
  • Для определения эквивалентного сопротивления двух резисторов при параллельном соединении.
  • Для подготовки временного препарата кожуры листьев для демонстрации устьиц.
  • Экспериментально показать, что свет необходим для фотосинтеза.
  • Экспериментально показать, что углекислый газ выделяется при дыхании.
  • Изучить (а) бинарное деление у амеб и (б) почкование у дрожжей с помощью подготовленных препаратов.
  • Для определения процента воды, поглощаемой изюмом.
Важные вопросы для CBSE Class 10 Практические занятия

В каждом отдельном эксперименте есть несколько вопросов, чтобы проверить, насколько хорошо учащийся усвоил материал, выполняя эксперимент. На все эти вопросы должны ответить студенты. Чтобы отработать эти важные вопросы для практических занятий CBSE класса 10, идеально подходит обращение к Руководству научной лаборатории класса 10. Важные вопросы, которые доступны в Руководстве по научной лаборатории класса CBSE 10:

  1. Что вы подразумеваете под рН?
  2. Каким будет общее сопротивление при параллельном соединении резисторов?
  3. При каком цвете света растения лучше всего готовят пищу.
  4. Почему падающий и выходящий лучи параллельны друг другу в случае прямоугольной стеклянной пластины?
  5. Каков первоначальный цвет раствора йода?
  6. Какая модификация листьев у венериной мухоловки?
  7. Приведите два примера аналогичных органов.
  8. Приведите два примера аналогичных органов.
  9. Определить силу линзы.
  10. Чем выпуклая линза отличается от вогнутой?

Помимо этого, есть несколько важных вопросов, с которыми можно ознакомиться в руководстве CBSE Lab Class 10 PDF.

Важные вопросы для CBSE Lab Class 10 Практические занятия по математике

Линейные уравнения, основная теорема пропорциональности для треугольника, теорема Пифагора, отношение площадей двух подобных треугольников, центроид треугольника и т. д. — темы, обсуждаемые в 10 класс Математика и поэтому вопросы по всем этим темам считаются важными для практического экзамена. Хотя в 10 классе нет практического экзамена по математике, практические вопросы важны для выполнения заданий. CBSE Lab Manual Class 10 Maths содержит различные вопросы для выполнения заданий.

Что находится внутри комплекта лабораторных руководств CBSE Class 10

Некоторая важная информация содержится в комплекте лабораторных руководств CBSE Class 10. Набор руководств содержит подробную информацию об инструментах, научных и общих предметах, стеклянной посуде и т. д. Помимо лабораторного руководства CBSE класса 10 в формате PDF есть краткое описание того, как использовать инструменты для проведения эксперимента.

Используя комплект лабораторных руководств CBSE Class 10, студент может успешно проводить эксперименты. Кроме того, это помогает студентам повысить их интерес к предмету. Эксперименты также помогают им связать теорию, которую они изучали в классе.

Обратите внимание, что большинство инноваций и открытий в мире являются результатом нескольких экспериментов, поэтому учащийся должен сосредоточиться на своем лабораторном руководстве для экспериментов CBSE 10 класса.

Лабораторное руководство CBSE для класса 10 в формате PDF Содержит:

Внутри лабораторного руководства CBSE для класса 10 в формате PDF есть несколько подробностей о каждом эксперименте, таких как цель, теория, процедура, требуемый материал, наблюдения, демонстрации и т. д. —

  • Цель : У каждого эксперимента есть причина, и с помощью раздела Цель объясняется, какова цель экспериментов.
  • Теория: Каждый эксперимент связан с какой-то теорией. Итак, раздел теории в CBSE Lab Manual Class 10 объясняет основные принципы, законы или теории, на которых основан эксперимент.
  • Необходимый материал: Для проведения эксперимента необходимы некоторые инструменты. В разделе «Требуемые материалы» находится список всего необходимого оборудования или устройств.
  • Процедура: Для проведения эксперимента учащиеся должны знать последовательность действий. А также в некоторых случаях требовался помощник в живописном виде. Таким образом, PDF-файл CBSE Lab Manual Class 10 содержит процедуры для каждого эксперимента от начала до конца (с изображениями).
  • Наблюдение: За каждым экспериментом необходимо наблюдать, чтобы лучше понять эксперименты и их результаты. Наблюдение за экспериментами должно быть зафиксировано надлежащим образом, чтобы лучше представить их. Для лучшего представления наблюдения предлагается использовать таблицы. Лабораторное руководство CBSE класса 10 содержит наблюдения за всеми экспериментами.
  • Расчеты: Лабораторное руководство также содержит расчеты, которые выполняются на основе наблюдений. В некоторых экспериментах для лучшего понимания также рисуются диаграммы и графики.
  • Результаты и обсуждение: Общие результаты экспериментов указаны в разделе «Результаты».
  • Меры предосторожности и источники ошибок: В этом разделе упоминаются меры предосторожности, соблюдаемые при проведении экспериментов. Также упоминаются источники ошибок, которые были вызваны ограничениями оборудования или устройств.

CBSE Lab Manual Class 10 Maths PDF Содержит немного другую информацию, чем Science.

Лабораторное руководство CBSE для класса 10 Особенности:

Лабораторное руководство для класса 10 содержит некоторые функции, которые помогают учащимся выполнять эксперименты без каких-либо затруднений. Эти особенности: —

  • Основная концепция экспериментов:  Основная концепция экспериментов упоминается в каждом разделе лабораторного руководства CBSE класса 10. Основные концепции экспериментов помогают учащимся понять цель и позволяют им вспомнить свое основное понимание темы перед выполнением практических занятий.
  • Лабораторные эксперименты с интерактивным сеансом и вопросами лабораторного руководства NCERT: В лабораторном руководстве CBSE для класса 10 также есть несколько вопросов MCQ. экзаменатор.
  • Практические вопросы:  Для полного охвата понятий в практическом лабораторном пособии по математике и естественным наукам для 10 класса есть несколько PBQ (проблемные вопросы) с ответами на них.
Как загрузить лабораторное руководство CBSE Class 10 в формате PDF?

Чтобы загрузить лабораторное руководство CBSE Class 10 в формате PDF, выполните следующие действия:

  • Откройте Selfstudys. com

  • Найдите CBSE на панели навигации или на кнопке и щелкните по этому
  • Теперь нажмите на Лабораторное руководство
  • .

  • Откроется новая страница, на которой нужно нажать « 10 »

  • Теперь нажмите на предмет (физика, химия, математика и биология), чтобы загрузить руководство CBSE Lab Class 10 в формате PDF.

Все о CBSE Lab Manual Class 10

Схема выставления оценок CBSE Class 10 Science разделена на две части: теория плюс внутренняя оценка. Экзамен по теории CBSE Class 10 Science проводится за 80 баллов, а 20 баллов отводятся для внутренней оценки. Лабораторное руководство CBSE для класса 10 «Наука» помогает учащимся получать оценки по внутренней оценке. Ознакомьтесь со схемой выставления оценок по естественным наукам для класса 10 для внутренней оценки здесь:

Схема выставления оценок по естественным наукам для класса 10 для внутренней оценки

Периодическая оценка

05 баллов + 05 баллов

Практическая работа

05 баллов

Портфолио

05 баллов

Итого

20 баллов

Часто задаваемые вопросы

Нужны ответы? Найдите их здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *