Положение об использовании рабочих тетрадей на печатной основе – Положение
Рабочая тетрадь на печатной основе — кто же платит?
Причиной написания данной публикации послужило огромное количество вопросов, которое поступает от родителей (законных представителей) обучающихся в рубрику «Консультации» на центральном портале нашему специалисту-омбудсмену, а также (хотя и реже) в раздел «Нормативно-правое обеспечение». Автор постарался подготовить публикацию, содержание которой позволило бы однозначно поставить точку в данном вопросе.
На практике мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители в поисках «своей правды», которая рождается от неверного толкования некоторых статей Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», задают во всевозможные инстанции вопросы (жалуются), связанные с обязанностью покупать за счёт личных средств тетради на печатной основе, хотя в ст. 35 вышеупомянутого закона сказано, что «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Давайте разберёмся во всём по порядку.
Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания
.2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.
Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60–2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст). В данном документе даются следующие определения:
pen«Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание».
«Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания».
«Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания».
«Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета».
Рассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта.
Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — « в пользование на время»! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».
До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166–02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166–02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория.
Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания». На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей.
Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства. Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд!
Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает.
Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти. Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений». Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей.
Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету. И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы! Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения.
?Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями).
eduface.ru
Про бесплатные рабочие тетради | Вести образования
Часть 2 статьи 43 Российской Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В этой же статье упоминается и ФГОС.
Фактически это превращает ФГОС в базовый финансовый документ, определяющий границы объемов финансирования школы из бюджетов различных уровней – ведь именно он очерчивает и расшифровывает объем бесплатных образовательных услуг, которые должна предоставить школа в отношении отдельного обучающегося.
Возьмем, к примеру, ФГОС начального общего образования. Он включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации образовательной программы. Соответственно, объем финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, должен обеспечивать наличие всех указанных условий.
Конкретно: согласно пункту 27 указанного ФГОСа организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется в том числе исходя из расчета «не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования».
Эта позиция подкреплена также частью 1 статьи 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая предусматривает, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия за счет соответствующего бюджета.
Правда, если с учебниками все ясно, то вопрос о содержании термина «учебное пособие» остается спорным (и, соответственно, спорным остается и вопрос о правомерности выделения бюджетных средств на бесплатное предоставление тех или иных учебных пособий обучающимся). В частности, в практике органов управления образованием, судов и прокуратуры фиксировались споры об отнесении к категории учебных пособий рабочих тетрадей.
Так, например, в соответствии с Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 мая 2014 года по делу № 33-2365/2014 г. (текст приводится в соответствии с СПС «КонсультантПлюс») отмечается:
«Прокурор г. Сыктывкара в интересах… ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ «СОШ N 36» о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями: – Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку… класс (к учебнику «Русский язык»… класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс», – Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для … класса, ООО «Баласс», Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для … класса, ООО «Баласс» и другими.
Стороны разошлись в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивал на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику.
МАОУ «СОШ № 36» полагало, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, отнесла их к практикумам.
При этом при вынесении решения суд исходил из следующего.
Согласно ГОСТ 7.60-2003 собственно учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:
– учебник;
– учебное пособие;
– практикум.
Учебные издания нового поколения – учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. – следует относить к практикумам.
Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.
Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя.
Позиция школы была также основана на том, что рабочие тетради в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, не включены, а, следовательно, образовательное учреждение не вправе за счет государства производить закупку учебных пособий, учебников, не включенных в федеральный перечень, иное привело бы к необоснованным, нецелевым расходам. Указал, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования и не отвечают признакам учебных пособий, поэтому не могут являться предметом заказа и не должны использоваться для пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе.
Исходя из вышеизложенного, суд удовлетворил требования школы и пришел к выводу о неправомерности требований прокурора о возложении обязанности по бесплатному обеспечению учащихся школы рабочими тетрадями.
Аналогичная судебная практика есть также по Архангельской области и по Республике Татарстан.
Тем не менее федеральное Министерство издало письмо от 25 сентября 2014 г. № 08-ПГ-МОН-30770, разъясняющее, что рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Эта позиция напрямую восходит к документу «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенному Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст. По нему рабочая тетрадь является разновидностью учебного пособия.
Согласно вышеуказанному Письму Министерства буквальное толкование статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах. Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся по основным общеобразовательным программам является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с указанным выше списком относится к компетенции общеобразовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона). Решение об их приобретении принимается образовательной организацией исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.
Таким образом, в настоящее время сформировалась противоречивая позиция относительно применения норм законодательства.
Минобрнауки в вышеприведенном письме фактически предлагает школам самостоятельно решать этот спорный вопрос.
Тем не менее очевидно, что в случае, когда рабочие тетради рекомендуются для обучения отдельными педагогами в рамках более углубленного, чем предусмотрено ФГОСом, изучения предмета или в рамках какой-либо авторской методики возложение на образовательную организацию обязанности обеспечения такого рода тетрадями неправильно. Во всех иных случаях, когда наличие соответствующей рабочей тетради является необходимым условием для освоения ФГОСа, обязанность по обеспечению такого рода тетрадями должна быть возложена на образовательную организацию.
При этом в целях устранения противоречий в рамках правоприменительной практики целесообразно обеспечить более четкое правовое регулирование расходных обязательств соответствующих бюджетов в части обеспечения учебными пособиями, включая рабочие тетради.
vogazeta.ru
Допускается использовании тетрадей на печатной основе дополнительно в соответствии
Оформление надписей на обложке тетрадей
учителем осуществляется чернилами красного цвета. Помимо ручки с синими чернилами, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш и ручку с
ПодробнееПорядок ведения и оформления тетрадей.
1 2 Порядок ведения и оформления тетрадей. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета. Все подчеркивания,
ПодробнееПорядок ведения и оформления тетрадей.
Общие положения 1 1) Настоящее Положение определяет порядок соблюдения единого орфографического режима учащимися 1 4 классов МБОУ Школы 87 г. о. Самара с целью преемственности между начальным и средним
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка I 1. Общие положения. Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований
ПодробнееРабочая тетрадь на. печатной основе
1 контрольных работ 2 2 1 — для контрольных и творческих работ 3-4 2 1 1 Допускается наличие дополнительных тетрадей на печатной основе 2 Литературное чтение 1 4 Допускается использование рабочей тетради
ПодробнееАлгебра Геометрия
там 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу). 0. Обучающиеся 6 классов пользуются стандартными тетрадями ( 2 8 листов). Общие тетради могут использоваться в 7
ПодробнееКоличество тетрадей обучения
п/п Учебный предмет Количество тетрадей текущих контрольных Период обучения 1 Русский язык Прописи Нет Период обучения грамоте 2 Литературное чтение 4 Математика Прописи и рабочие тетради 6 Окружающий
Подробнееdocplayer.ru
Положение о ведении тетрадей в начальной школе.
УТВЕРЖДАЮ: Председатель управляющего совета _________________ Протокол от «___»_______20__г. № _____ | Приложение к приказу от «___»____________20__ г. № _________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о ведении тетрадей в начальной школе
1. Общие положения
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей» Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. №224.
Поэтому педагогами методического объединения начальных классов МБОУ «СШ № 19» были приняты единые орфографические требования к оформлению письменных работ учащихся.
При составлении данных требований учитывалось следующее:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
По данному пункту учителя руководствовались положительными позициями по истории данного вопроса (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1-3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).
Система требований к оформлению письменных работ обучающихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе обучающегося и учителя.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры обучающихся;
б) воспитывают уважение к тем, кто смотрит и проверяет работы обучающихся;
в) формируют навык самоконтроля, так как у обучающихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют обучающихся для более внимательного выполнения работы.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ обучающимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого обучающегося:
п/пУчебный предмет
Количество тетрадей
Период
обучения
Комментарии
текущих
контрольн.
1
Русский язык
Прописи
Нет
Период обучения грамоте
Помимо прописей, допускается наличие 1 — 2 тетрадей
Русский язык
2
1
2-4
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
Тетрадь для творческих работ по развитию речи
2
Литературное
чтение
Нет
Нет
1-4
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
3
Математика
2
1
1-4
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
4
Окружающий мир
Нет
Нет
1-4
Допускается использование проверочных и рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
5
Иностранный язык
В соответствии с программными требованиями
Нет
2-4
Допускается использование проверочных и рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, а так же наличие 1 тетради
6
Искусство
ИЗО
Альбом
Нет
1-4
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
Музыка
Нет
Нет
1-4
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
7
Технология
Нет
Нет
1-4
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
10
Физ. культура
Нет
Нет
1-4
2.2. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
2.3. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ обучающихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
2.4. В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу обучающихся. Ежедневно после классной работы тетради собираются на проверку, на дом выдаются другие тетради (проверенные).
2.5. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
2.6. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях обучающиеся используют только простой карандаш. Для выделения орфограмм по русскому языку допускается использование пасты зелёного цвета по усмотрению учителя. В случае использования пасты зелёного цвета, проверка тетрадей осуществляется только пастой красного цвета.
2.7. Проверка и возвращение обучающимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. Допускается проверка и выдача обучающимся контрольных работ по русскому языку и математике через урок. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на родительском собрании или индивидуально при посещении школы.
2.8. Все классные и домашние работы обучающихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
2.9. При проверке тетрадей в первом классе классной работы учитель словесно оценивает работу обучающихся.
Например:
Молодец!
Умничка!
Умница!
Старайся!
А так же схематичными рисунками по усмотрению учителя.
2.10. Домашнее задание в 1 классе не задаётся.
2.11. Итоговые и проверочные работы в 1 классе оцениваются словесно.
Например:
Справился.
Не справился.
3. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
3.1. Тетради обучающихся для 1-2 классов подписывает учитель. Тетради обучающихся для 3-4-х классов подписывают сами обучающиеся. По усмотрению учителя в зависимости от уровня подготовки обучающихся, в 3-х классах допускается подписывание тетрадей учителем.
3.2. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме.
Учитывая отсутствие единого дизайнерского (типографского) оформления тетрадей, допускается следующее оформление надписей:
для работ
по математике
ученика (цы) 2 класса «А»
школы № 19
г. Нижневартовска
Иванова Ивана.
ТЕТРАДЬ
для контрольных работ
по математике
ученика (цы) 2 класса «А»
школы № 19
г. Нижневартовска
Иванова Ивана.
.
для работ
по русскому языку
ученика (цы) 2 класса «А»
школы № 19
г. Нижневартовска
Иванова Ивана.
ТЕТРАДЬ
для контрольных работ
по русскому языку
ученика (цы) 2 класса «А»
школы № 19
г. Нижневартовска
Иванова Ивана.
ТЕТРАДЬ
для творческих работ
по русскому языку
ученика (цы) 2 класса «А»
школы № 19
г. Нижневартовска
Иванова Ивана.
4. Оформление письменных работ
по математике и русскому языку.
Общие положения
4.1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
4.2. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку. Учителю следует прописывать обучающимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
4.3. В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
4.4. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом (Т-М) по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.
5. Оформление письменных работ по русскому языку
5.1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
5.2. Каждый новый вид работы начинается с красной строки.
5.3. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.
5.4. В ходе всей работы не пропускается ни одна строка. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
5.5. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
5.6. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
5.7. Допускается сокращение слова «упражнение» в следующих вариантах:
Упр.№13. (или Упр.19.). Данная запись может быть выполнена на полях или посередине тетради.
Упражнение № 45. (или Упражнение 255.). Данная запись выполняется посередине. Страница упражнения не указывается.
5.8. Запись даты написания работы по русскому языку и математике ведётся по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца.
Например:
1 декабря.
5 апреля.
4 мая.
5.9. В 4-м классе число записывается прописью именем числительным.
Например:
Первое января.
Шестнадцатое марта.
Пятое мая.
По усмотрению учителя, в зависимости от учебных возможностей конкретного класса, допускается запись числа прописью именем числительным с третьего класса.
5.10. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
5.11. Число в домашней работе указывается только в том случае, если в этот день не было письменной работы в классе с указанием даты.
5.12. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (краткая форма записи).
Например:
I в.
II в.
5.13. Переход обучающихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель.
5.14. Во 2-4-х классах в контрольных тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже — ее название.
Например (вид):
Диктант.
Изложение.
Сочинение
(название):
Котёнок.
У бабушки.
Поздняя осень.
5.15. В 3-4-х классах в контрольных тетрадях по русскому языку также указываются другие виды работ.
Например:
Словарный диктант.
Контрольная работа.
6. Оформление письменных работ по математике
6.1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
6.2. От полей, сверху, начала внутренней страницы клетки отступать 1 клетку.
6.3. От слов «Классная работа» вниз следует отступать 1 клетку.
6.4. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).
6.5. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем в четвёртой. В зависимости от изучения темы в 4 классе учитель регулирует количество клеток между столбиками по своему усмотрению.
6.6. Слово «задача» следует писать посередине. Указывать данный вид работы можно, начиная со второго полугодия второго класса или с первого полугодия по усмотрению учителя. Страница номера, задачи не указывается.
Например:
№ 365.
Задача.
Задача № 34.
Задача 34.
6.7. Число записывается только цифрами.
Например: 12 сентября.
Число следует писать традиционно посередине.
С 4 класса допускается следующая запись: 12.09.16г. (указывать на полях).
Число в домашней работе указывается только в том случае, если в этот день не было письменной работы в классе с указанием даты.
6.8. В 3-4-х классах в контрольных тетрадях по математике записывается такой вид работы, как математический диктант.
6.9. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
6.10. Запись решения задачи оформляется следующим образом:
1) 34+5=39(р.) — было у Саши.
2) 34+39=73(р.)
Ответ: 73 ракеты всего было у Саши и Миши вместе.
6.11. Запись решения уравнения оформляется следующим образом:
х + 5 =35
х = 35-5
х = 30
30 + 5 =35
7. Работа педагогического коллектива по осуществлению
единых требований
7.1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок.
7.2. Постоянно формировать представление у обучающихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи — письменной, всем формам её проявления, записям решения задач в тетради по математике.
7.3.Педагогам добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока. Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты…) для совершенствования речевой культуры обучающихся.
8. Порядок проверки письменных работ обучающихся
8.1. Тетради обучающихся, в которых выполняются классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.
8.2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех обучающихся и возвращаются к следующему уроку (через урок).
8.3. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал (электронный журнал). При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
8.4. После проверки контрольных работ обучающимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
9. Выполнение практической части программы
9.1. Все обучающие самостоятельные, проверочные и тестовые работы учитель планирует по своему усмотрению, исходя из учебных возможностей класса. С целью подготовки к итоговому тестированию, всем учителям необходимо предусмотреть тестовые формы работы с обучающимися.
9.2. Все обучающие самостоятельные, проверочные и тестовые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в классный журнал (электронный журнал). При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.
infourok.ru
Об использовании рабочих тетрадей в образовательном процессе — 29 Ноября 2016
Администрация МКУ «Центр развития образования» на основании письма министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 47-21202/16-11 «Об использовании рабочих тетрадей» информирует Вас о том, что в образовательном процессе наряду с учебниками могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.Рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (издательский ГОСТ 7.60-2003).
Данный ГОСТ относит рабочую тетрадь к учебным пособиям.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)).
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ относится к компетенции общеобразовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Решение о приобретении учебников и учебных пособий принимается образовательной организацией, исходя из их целесообразности и эффективности использования.
Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения обучающимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.
Рекомендуем провести разъяснительную работу среди педагогических работников по вопросу использования рабочих тетрадей в образовательном процессе.
Обращаем внимание, что в случае принятия педагогическим советом решения об использовании рабочих тетрадей, их список (с указанием названия, автора, издательства, класс и др.) должен быть включен в раздел «Система условий реализации основной образовательной программы» основной образовательной программы школы.
Скачать информационное письмо центра с приложением.
my-cro.ru
Положение о единых требованиях по оформлению письменных работ учащихся начальных классов
о единых требованиях по оформлению письменных работ
учащихся начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Корболихинская средняя общеобразовательная школа»
Общие положения
«Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФСР утратившими силу».
В настоящее время положения данного документа регламентируются «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., Методическим письмом МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не включены требования к ведению тетрадей учащихся.
Но воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы; формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
Настоящее Положение устанавливает требования к ведению и оформлению ученических тетрадей, определяет количество и назначение тетрадей по предметам, порядок проверки письменных работ учащихся 1-4 классов.
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№п/п
Учебный предмет
Период обучения
Количество тетрадей
Комментарий
рабочие
для контрольных работ
1
Русский язык
Период обучения грамоте
Прописи
Нет
Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей по усмотрению учителя
1–4
2
1
По усмотрению учителя допускается ведение тетради для творческих работ в 3-4 классе.
2
Литературное чтение
1–4
Нет
Нет
3
Математика
Период обучения грамоте
ТПО либо рабочие тетради
Нет
Помимо ТПО, допускается наличие 1 – 2 тетрадей
1–4
2
1
Если используются имеющиеся в УМК тетради для контрольных и самостоятельных работ на печатной основе, то нет необходимости дополнительно вводить тетради для контрольных работ.
4
Окружающий мир
1–4
Нет
Нет
Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
5
Иностранный язык
1–4
В соответствии c программными требованиями
Нет
6
Информатика
2-4
В соответствии c программными требованиями
Нет
Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
7
ИЗО
1–4
Альбом
Нет
8
Технология
1–4
Нет
Нет
Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
9
Музыка
1–4
1
10
Физическая культура
1–4
Нет
Нет
В случае наличия в используемых УМК рабочих тетрадей на печатной основе, такие тетради обязательны для работы.
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит делать работу над ошибками. Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку, так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа работ
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.
Контрольные изложения (сочинения) выполняются в тетради для контрольных работ. Обучающие изложения (сочинения) выполняются в рабочих тетрадях или тетрадях для творческих работ
Требования к оформлению и ведению тетрадей
Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов.
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. Тетради учащихся 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу.
Образец:
Тетрадь
для работ (для контрольных работ)
по математике (по русскому языку)
ученика 1 класса
МКОУ «Корболихинская СОШ»
Петрова Ивана.
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
3.2.1.Общие положения
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонко координированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку (один из оптимальных вариантов — в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму).
После классной и домашней работы следует отступать две строчки (писать на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).
С 4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру, полная или краткая форма записи (в 1 классе):
1вариант (1 в.)
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то номер не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упр.234
Упражнение 234
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий — зв., гласный — гл., согласный — согл., твердый — тв.,
существительное — сущ.
прилагательное — прил.
глагол — гл.
предлог — пр.
мужской ро д- м.р.
женский род — ж.р.
средний род — ср.р.
прошедшее время — прош.
настоящее время — наст.
будущее время — буд.
единственное число — ед.ч.
множественное число — мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.).
Следует определить, что обозначения над словами лучше выполнять карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке. Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных в УМК образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
При письменном морфемном разборе слов необходимо четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
В 1–4-х классах в тетрадях (листах) для контрольных работ по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Например:
(вид): Списывание Диктант Изложение Сочинение
(название) Весна Пушок В тайге Ранняя весна
Следует учитывать, что если заголовок находится на отдельной строке, то по правилам пунктуации точка после него не нужна. Постановка точки является недочетом и не влияет на отметку.
Переход во 2-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
Число пишется традиционно посередине строки.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Слово «Задача» не пишется. Писать номер задания следует по центру строки.
В тетрадях для контрольных работ по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).
Простым карандашом выполняются построения чертежей, таблиц и схем.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным или письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с заглавной или строчной буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Существует несколько форм записи решения задач:
а) по действиям, выражением, уравнением.
Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса.
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
При оформлении решения выражений на порядок действий с многозначными числами следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
а) записать выражение полностью;
б) указать цифрами над знаками порядок действий;
в) расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
г) записать окончательное значение выражения.
IV. Порядок проверки письменных работ учащихся
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. При проверке контрольных работ по русскому языку, имеющих грамматическое задание, оценка выставляется за работу и отдельно оценивается задание.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике, ошибки исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки. При проверке работ по математике учитель зачеркивает неправильный ответ одной чертой, рядом записывает правильный. Если неправильно записано решение задачи, рядом прописывается правильный вариант решения. Таким же образом идет работа по устранению ошибок в пояснении к действиям в задаче.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
В качестве отметки может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том числе и через дробь).
Не допускается за проверенную работу ставить прочерк или «см».
Учитель имеет право помимо выставления (или не выставления) оценки делать в тетради записи, касающиеся непосредственно проверяемой работы.
infourok.ru
Об использовании рабочих тетрадей в образовательном процессе
- Подробности
- Автор: uprovorcuta
- Просмотров: 961
Управление образования администрации МО ГО «Воркута» в связи с участившимися обращениями граждан, на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.09.2014 №08-ПГ-МОН-30770 «О рассмотрении обращения» информирует, что в образовательном процессе наряду с учебниками могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (издательский ГОСТ 7.60-2003).
Данный ГОСТ относит рабочую тетрадь к учебным пособиям.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)).
Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, относится к компетенции общеобразовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Решение о приобретении учебников и учебных пособий принимается образовательной организацией, исходя из их целесообразности и эффективности использования.
В случае принятия педагогическим советом решения об использовании рабочих тетрадей, их список (с указанием названия, автора, издательства, класса и др.) должен быть включен в раздел «Система условий реализации основной образовательной программы» основной образовательной программы школы и утвержден приказом директора «Об утверждении списка учебников на _____ учебный год». Приказ должен быть размещен на официальном сайте общеобразовательного учреждения. Если общеобразовательная организация включила рабочие тетради в список учебников, онаобязана их приобретать за счет бюджетных средств. В ином случае требование о приобретении рабочих тетрадей за счет средств родителейявляется неправомерным.
- < Назад
- Вперёд >
Добавить комментарий
uprovorcuta.ru