Что такое погода 2 класс плешаков конспект урока – Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему «Что такое погода?»
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему «Что такое погода?»
Конспект урока по окружающему миру
2 класс
( Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс. Часть 1)
Тема: Что такое погода?
Цель урока:
1. Систематизировать и расширить представление детей о погоде, ее изменениях, о природных явлениях.
2. Создать условия для развития УУД
Задачи урока.
Познавательные:
— обобщить знания о таком явлении погоды как гроза, о правилах поведения во время грозы;
— учиться делать выводы, развивать речь детей, логическое мышление;
— работать с информацией учебника, анализировать представленный материал.
Регулятивные::
— определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Личностные:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— работать в паре.
Межпредметные:
— способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» А.А. Плешакова, карточки со словами для работы в паре, карточки с новыми словами «метеорология», «метеорологические», таблички для схемы-кластера «Погода», «Памятка» (для каждого ученика).
Ход урока.
Мотивация.
— Когда мы слышим слова «температура воздуха», то что мы понимаем? О чём идёт речь?
— Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
Прочитайте, чему мы будем учиться на уроке.(стр. 32)
Узнаем, из чего складывается погода.
Вспомним, какие бывают явления погоды.
Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Учитель.
Отгадайте загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Дети. Вода.
Учитель. Что вы узнали о воде?
( Ответы учеников.)
Учитель. Можно ли воду услышать?
Дети. Да. Шум дождя, журчание ручья, всплески моря, гул штормового океана.
Учитель. Отгадайте еще одну загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети. Воздух.
Учитель. Что узнали о воздухе?
Итоги.
3. Работа над новым материалом.
Учитель. Какой вопрос вы задаете утром дома, когда собираетесь в школу?
( Ответы детей
Учитель. Послушайте, о чем спрашивает Сережа своих родителей.
( Читаю текст на стр. 33 учебника)
— Зачем нужно знать, какая сегодня погода?
Дети. Чтобы знать, как одеваться.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами выясним, что такое погода; вспомним, какие бывают явления погоды: вы узнаете, кто изучает погоду.
Задание . Работа в паре.
-На карточке подчеркните слова, которые могут характеризовать погоду.
Ясная, сырая, большая, облачная, длинная, солнечная, широкая, сухая, дождливая, ветреная, круглая, жаркая, маленькая, холодная, теплая, узкая, короткая, квадратная.
Проверка работы. (Ученики читают подчеркнутые слова.)
Учитель. Что мы имеем ввиду, говоря:
ясная, облачная?
Дети. Какое небо. Есть ли облака.
Учитель. …сырая, солнечная, дождливая?
Дети. Есть ли осадки.
Учитель. …ветреная?
Дети. Есть ли ветер.
Учитель. …жаркая, холодная?
Дети. Какая температура воздуха.
Учитель. Так что же такое погода?
Коллективное определение. На доске появляется схема- кластер:
Погода
температура воздуха,
облачность,
осадки,
ветер.
Чтение вывода в учебнике на стр. 33. 4.Закрепление пройденного материала. Задание «Продолжи предложение»
Учитель. Холодно, тепло, жарко – это…
Дети. Температура воздуха.
Учитель. Ясно, облачно, пасмурно – это…
Дети. Облачность.
Учитель. Дождь, снег – это…
Дети. Осадки..
Учитель. Сильный, порывистый, слабый – это …
Дети. Ветер.
Физкультминутка.
Чтобы сильным стать и ловким
(руки к плечам, рывки в стороны)
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, выдох ртом.
(повторить 5-6 раз )
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
5.Продолжение работы над новым материалом.
Учитель. Природа удивительна, а погода очень переменчива. Ученые постоянно наблюдают за погодой и составляют прогнозы (предсказания) на завтра, на несколько дней вперед.
Как вы думаете, для чего это нужно?
Дети. Погоду нужно знать летчикам, капитанам кораблей, водителям машин, путешественникам, чтобы не попасть в беду.
Учитель. Кто знает, как называется наука о погоде?
(Ответы детей)
Работа с доской и учебником на стр. 35.
Учитель. Наука о погоде называется метеорология (слово читают хором)
Места, где ведутся наблюдения за погодой – метеорологические станции,
в космосе работают метеорологические спутники (найдите на рисунке),
в море устанавливают метеорологические буи (рисунок),
есть метеорологические самолеты и корабли (рисунки).
(По ходу рассказа на доске появляются карточки:
Метеорологические
станции
спутники
буи
корабли
самолеты)
Все наблюдения обрабатываются с помощью компьютера и составляется прогноз погоды.
Но есть еще много народных примет, которые помогают определить, какая будет погода.
Дома прочитаете приметы в учебнике и найдете новые народные приметы. Спросите у старших, узнайте в библиотеке.
Физкультминутка
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем.
Никогда не замерзаем.
.
6.Продолжение работы над новым материалом.
Учитель. Мы сегодня на уроке говорили о явлениях погоды. Отгадайте загадки.
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
Басовитый и серьезный,
У него характер крут;
Заворчит он очень грозно –
Все сейчас же убегут. (Гром)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
-Как вы думаете, опасна ли гроза для жизни человека?
Дети. Конечно, опасна.
Учитель. А какие еще явления погоды опасны для здоровья человека?
Дети. Мороз, метель, вьюга, гололед.
Учитель. Об этих явлениях погоды мы поговорим попозже на внеклассных занятиях. А сегодня разговор пойдет о грозе.
Что вы знаете о грозе?
Дети. Гроза – это молния, гром, ветер, дождь. Она чаще всего бывает летом и весной.
Учитель. Сначала надвигаются кучево-дождевые облака. Они занимают все небо. Усиливается ветер, сверкают молнии, раздаются раскаты грома и на землю обрушивается ливень.
А чем опасна гроза?
Дети. Молния может убить человека, свалить дерево. Мы читали рассказ Л.Н. Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».
Учитель. Гроза опасна прежде всего молниевым разрядом. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3 тысяч человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий деревья, строения.
И, наконец, сильный ливень, который бывает иногда с градом.
Каждый человек должен знать и помнить, как уберечься от грозы.
Знакомство с текстом памятки (Читают вслух цепочкой)
Памятка.
Правила поведения во время грозы.
Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
Если гроза застала на улице, укройтесь в ближайшем здании.
Если гроза застала в парке, в лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб и тополь.
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Можно сидеть, но постараться сжать колени вместе, обхватить их руками, опустить голову пониже.
Во время грозы не бегайте.
Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических предметов, влажных стен.
Если вы застигнуты грозой будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от них.
7. Закрепление пройденного материала.
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Дети. О погоде, о явлениях погоды, о грозе.
Учитель. Какие явления погоды вы знаете?
Дети. Дождь, снег, гроза, метель, туман …
Учитель. О каком явлении погоды говорится?
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
Дети. О грозе. Молния, гром, дождь.
Учитель. Что нельзя делать во время грозы?
Дети. Прятаться под одиноким деревом, купаться в реке, бегать, ездить на велосипеде.
8. Итог урока.
Учитель. Молодцы! Сегодня я увидела, что вы много знаете о погоде, о явлениях погоды и узнали еще больше. Очень надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни. С «Памяткой» познакомьте своих родных, друзей.
9. Домашнее задание.
Прочитать приметы, предсказывающие погоду, в учебнике и найти новые. Может быть, кто-то найдет народные приметы, предсказывающие грозу.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру «Что такое погода» (2 класс)
Урок окружающего мира по теме
«Что такое погода»
Цели урока:
1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД.
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
— Познавательные УУД: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ожидаемые результаты:
— Предметные:
знать что такое погода;
знать, из чего складывается погода;
знать, как предсказывают погоду;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
— Метапредметные:
уметь получать информацию из практической деятельности;
быть толерантным к мнению одноклассников;
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: изображение госпожи Погоды, презентация, опорная схема «Из чего складывается погода», схема «Круговорот воды в природе», модель термометра, вопросы в конверте от госпожи Погоды, бланки для ответов на кроссворд (для работы в паре и демонстрационный), карточки для рефлексии.
Используемые ресурсы: учебник «Окружающий мир», 2 класс. А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2012; интернет.
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Проверка домашнего задания (7 мин)
Оповещение темы и целей урока (1 мин)
Новый материал (19 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Закрепление (9 мин)
Итог урока (4 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
Организационный момент
— Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
– Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем урок окружающего мира.
Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлых уроках. (Явления природы и учились измерять температуру с помощью термометра.)
Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Расскажите мне и классу, какие сезонные явления происходят в природе. (опрос двух учеников)
А теперь … расскажет нам, что такое термометр и как им пользоваться. (показ модели термометра)
Оповещение темы и целей урока
— Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья — госпожа Погода. (изображение госпожи Погоды) Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы, которые она мне передала, давайте попробуем ответить на них. (вопросы в конверте)
IV. Новый материал
— Что означает моё имя? (Состояние атмосферы в данный момент.) Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка – атмосфера. Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково. Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.
— Какой я могу быть? (Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.)
— Какие атмосферные явления вы знаете? (Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег.)
— Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?
— Будет ли зависеть мое состояние от температуры? (Будет.) На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки. (схема круговорота воды в природе)
— Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?
— Неизвестно, где живёт,
Налетит — деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. Что это? (Ветер.)
— Что такое ветер? (Движение воздуха.)
— Какими словами можно выразить силу ветра? (Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган.)
— Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы госпожи Погоды. Она очень довольна вашими знаниями. А хотите ли вы узнать, как предсказывают погоду?
— Прогноз погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Самые обыкновенные и частые явления природы это облака, солнце, дождь и просто хорошая погода, гораздо реже природные явления образуют стихию. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара. Гигрометр — прибор для измерения влажности воздуха. Классический гигрометр основан на взаимодействии с обычного волоса с окружающей средой. В зависимости от влажности длина волоса меняется, он растягивается или сжимается, позволяя измерять влажность воздуха от 30% до 100%. Электронные гигрометры более удобные в быту, но значительно менее точные в измерениях. Барометр — прибор для измерения атмосферного давления. Существуют жидкостные барометры, основанные на свойствах изменения ртутного столба (часто используются на метеостанциях для более точного измерения атмосферного давления). В быту получили распространение механические барометры, принцип измерения которого лежит в небольшой гофрированной коробочке из тонких металлических стенок, в которой создается разрежение за счет действия атмосферного давления. Затем передаточная система действует на стрелку, которая двигается по шкале погоды. Анемометр — прибор для измерения силы и скорости ветра. Прибор внешне напоминающий флюгер состоит из двух чашечек, которые толкает ветер, приводя во вращение. От скорости вращения, замеренное от числа оборотов за определенные промежутки времени рассчитывается скорость ветра. Облакомер — прибор для определения высоты нижней границы облаков. Современные прибор состоит из направленного лазерного, либо другого источника когерентного света, направленного вертикально вверх, который измеряет расстояние до нижней границы облаков. Термограф — регистратор изменения температуры воздуха и воды. Прибор, задача которого непрерывно регистрировать и записывать температуру воздуха, воды, влажность и другие метеорологические параметры. Самый частый вид термографа имеет изогнутую биметаллическую пластину, которая изгибается при изменении температуры. перемещение части пластинки соединяется со стрелкой, которая чертит кривую на разграфленной ленте. Флюгер — прибор для измерения направления ветра. Верхняя часть прибора имеет металлический, деревянные или пластиковый флажок, который поворачивается от действия на него ветра. По изменению угла поворота измеряется направление ветра. МетеоЗонд — устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров. Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе. МетеоСпутник — устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на метеорологической карте. (презентация)
— Видите, как много приборов для наблюдения за погодой. Но они были не всегда. Когда их еще не изобрели и в древности люди предсказывали погоду по приметам. Вот некоторые из них: Летят журавли молча, низко и быстро — к плохой погоде. Если ласточки летают высоко, быть хорошей погоде, если низко — к дождю. Радуга видна после дождя но скоро пропадает — будет хорошая погода, если держится долго — к ненастью. Летом на небе много звезд — к ясной погоде. Усиление ветра к вечеру — к ухудшению погоды. Если в это время направление его меняется против движения часовой стрелки, будут продолжительные осадки. У папоротника перед хорошей погодой листья закручиваются вниз, а перед ненастной — раскручиваются. Собака роет землю — быть дождю, катается по земле — к ненастью, лежит, свернувшись в клубок, — ожидай холод, а лежит вытянувшись — к теплу. – и другие.
— … подготовил доклад про приметы и сейчас нам его расскажет.
— Итак, как вы думаете, из чего складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) (опорная схема)
V. Физкультминутка
— У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
VI. Закрепление
— Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового, и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.
Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки.
(Снег)
Как зовут нашу гостью?
(Погода)
Движение воздуха – это..?
(Ветер)
Как можно по-другому назвать сильный ветер?
(Ураган)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос?
(Мороз)
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой.
(Туман)
С помощью чего измеряется температура воздуха?
(Термометр)
Град она крупой бросает,
И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит.
(Гроза)
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор.
(Дождь)
VII. Итог урока
— Давайте подведем итог: из чего же складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) Как предсказывают погоду в современности? А в древности?
— Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: » Я знаю …», «Я смог …», » Я запомнил…».
— Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и за это госпожа Погода говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. За урок получают оценки … . Всем спасибо, урок окончен.
VIII. Домашнее задание: с. 32-35, найти приметы о погоде.
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Разработка урока по теме «Что такое погода. Термометр.»
2 класс УМК «Школа России»
Учитель начальных классов Смолькова Елена Юрьевна
Учитель физики Иванова Наталья Валерьевна
Урок окружающего мира
Тема урока: «Что такое погода. Термометр».
Тип урока: проблемный
Цель: получение нового знания.
Задачи: — совершенствование базовых знаний и умений по теме;
— познакомить со значением температуры для всего живого;
— научить пользоваться термометром;
— формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
— формирование умения работать в группах;
— понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.
Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.
Формулировка нового знания:
- Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
- Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
- Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть». Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров
Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.
Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»
Стаканы с холодной и горячей водой.
Ход урока.
- Организация начала урока.
(Учитель начальных классов)
Прозвенел звонок, начался урок.
Нам нужны терпение и внимание
Чтобы получить новые знания.
- Актуализация знаний.
(Учитель начальных классов)
— У нас в природе осень. А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
— Какая основная причина изменений? (Похолодание.)
— Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? (трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)
— А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?
- Создание проблемной ситуации.
(Учитель начальных классов)
— Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.
//Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми//
Катя: Женя, ты что все время кутаешься?
Женя: Я совсем замерзла!
Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!
Женя: А мне кажется – холодно.
— Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?
— А на улице?
— А вода в проруби?
— Когда утром пьете чай (кофе), какой он?
— Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.)
- Побуждение к формулированию учебной проблемы.
(Учитель физики)
— Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали?
— Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой.
//Термин дан на доске без понятия.//
— Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то. В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.
— При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.)
— Как вы думаете, что такое термометр? (Прибор для измерения температуры.)
//Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь (стр.20)//
(Учитель физики)
1. Запись на доске: терм о метр
В переводе с греческого: тепло мера
Слово термометр ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.
2. Ознакомление с видами термометров.
— Рассмотрите современные термометры.
(Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры).
— Из каких основных частей состоит термометр?
//Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу//
— Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.
— Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Как определять температуру.)
- Актуализация проблемы.
(Учитель начальных классов)
— Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру.
— А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет)
— Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).
- Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
(Учитель физики)
— Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? (Он показывает температуру маме.)
- Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.
— Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.
— Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)
— Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.
//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра//
— Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус — 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.
Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
- Виды термометров.
— Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля)
— Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.)
— А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)
— Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.
— Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
//Запись в рабочей тетради (стр.22 зад.1) //
— Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.
3. Практическая работа: «Принцип работы термометра»
(Учитель физики)
— Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.
//Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются//
— Почему ползет? ( Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)
— Понятно. Кто думает иначе?
— При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.
— А почему жидкость перестает ползти? (Потому что настолько нагрелась.)
— Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
— Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. (ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)
— Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
//Запись показаний в рабочей тетради (стр.22 зад.2, 3, 4 – синий и красный карандаши)//.
Физкультминутка (Учитель начальных классов)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
4. Практическая работа: «Измерение температуры.»
(Учитель физики)
— Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.//
— Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры?
(У них разный рост.)
— Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)
- Применение новых знаний.
(Учитель начальных классов)
- Чтение и сравнение температур.
— Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰
— В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?
— Покажите на своих моделях эти температуры.
- Запись показаний в рабочей тетради (стр.23 зад. 6)
- Сравните:
+48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰
–60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰
+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰
- Блиц – опрос.
— С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?
— Каким прибором её можно измерить?
— Какие виды термометров вы знаете?
— Как устроен термометр?
— В каких единицах измеряется температура?
— Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?
— При какой температуре замерзает вода?
— Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?
— Когда мы говорим мороз: — 20⁰ или -2⁰?
— Для кого важна температура?
— Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
— Мы познакомились с новой характеристикой погоды — температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора — термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.
- Итог урока.
(Учитель начальных классов)
— Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.
— Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)
— Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?
(Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.)
— Есть другие мнения?
- Рефлексия
(Учитель начальных классов)
— Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?
Похвалите себя, пожмите друг другу руки.
nsportal.ru
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока «Что такое погода? «
Что такое погода?
От чего она зависит?
Почему погода постоянно меняется?
Откуда знают о погоде на завтра?
Зачем о погоде надо знать заранее?
— Мы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы.
-Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?
— Что такое погода?
— В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»
— Какое слово оказалось непонятным? ( Вывешивается слово Атмосфера)
— Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой.
Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время.
Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами.
— Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
— От чего ещё зависит погода?
— Мы живём на самом дне воздушного океана.
Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр.
Человек это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. (Вывешивается слово Ветер)
— От чего ещё будет зависеть погода? (от ветра)
— Большая часть планеты Земля покрыта водой.
— Назовите водоёмы.
Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. (вывешивается слово Осадки)
— Какие виды осадков вы знаете? Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.
— Вот так их обозначают схематично.
— От чего ещё будет зависеть погода? От состояния неба
— Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. (Вывешивается слово Облачность) Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.
— А вот какая бывает облачность, вы прочитаете по учебнику. Страница 33.
— Какая бывает облачность?
Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит?
nsportal.ru
Конспект урока для 2 класса «Что такое погода?»
Тема урока: «Что такое погода?»
Султайкина М.Л.
учитель начальных классов
Тип урока.
Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
— Познавательные УУД: — организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование:
Для учителя:
презентация «Что такое погода?»;
ноутбук, проектор, экран;
карточки со словами
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка;
учебник «Мир вокруг нас. 2 класс» А. А. Плешакова;
Для обучающихся:
1) учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;
2) рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова;
Ход урока:
I. Организационный этап.
Давайте поприветствуем друг друга, гостей, посмотрим всё ли мы приготовили, всё ли в порядке. Тихонечко садимся.
— Сейчас посмотрите и выберите то настроение, которое возьмёте с собой на урок. Прикрепите, чтобы помнить, с каким настроением мы отправляемся делать открытия. (АМО «Тучка и солнышко»)
II. Актуализация знаний.
Игра «Поменяйтесь местами…»
— Вам нужно определить, что относится к живой природе, а что к неживой.
— А по каким признакам вы смогли определить, где живая, а где неживая природа?
III. Усвоение новых знаний.
1) Мотивация.
Скажите, ребята, а какое сейчас время года? (Осень.)
2) Постановка проблемы.
Посмотрите на следующий слайд 2-3
Обратите внимание на нашего друга Серёжу. Он собрался на улицу, но не знает в чём выходить?
А как узнать?
— А как радио, телевидение и газета узнали о погоде?
— О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке? Что бы вы хотели узнать?
Что такое погода?
От чего она зависит?
Почему погода постоянно меняется?
Откуда знают о погоде на завтра?
Зачем о погоде надо знать заранее?
— Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы
3) Объяснение нового материала
Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?
Попробуйте выбрать слова, которыми нельзя охарактеризовать погоду. Слайд 4 (Игра «Магазин»)
Итог выбора Слайд 5
— Что такое погода?
— В словаре С. И. Ожегова написано: «Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время?»
— Какое слово оказалось непонятным? ( Вывешивается слово Атмосфера)
— Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Слайд 6
Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время. Слайд 7
Температуру мы записываем так (запись на доске), её можно прочитать разными способами.
— Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
— От чего ещё зависит погода?
— Мы живём на самом дне воздушного океана.
Слайд 9 Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты. Это называется атмосферным давлением. Прибор, который определяет атмосферное давление называется барометр.
Слайд 10. Человек это давление не замечает. Оно постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. (Вывешивается слово Ветер) Слайд 11
— От чего ещё будет зависеть погода? (от ветра)
— Большая часть планеты Земля покрыта водой.
— Назовите водоёмы.
Слайд 13 Вода под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки. (вывешивается слово Осадки)
— Какие виды осадков вы знаете? Слайд 14 Осадки бывают в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея.
— Вот так их обозначают схематично.
— От чего ещё будет зависеть погода? От состояния неба
— Наличие в небе облаков и туч называется облачностью. (Вывешивается слово Облачность) Именно они не дают проникать солнечным лучам и нагревать поверхность земли.
3) Работа с учебником.
— А вот какая бывает облачность, вы прочитаете по учебнику. Страница 33.
— Какая бывает облачность?
Давайте сделаем вывод, что же такое погода и от чего она зависит? Слайд 18.
4) Физкультминутка.(Четыре стихии)
5) Расширение кругозора обучающихся.
Ученые ведут постоянные наблюдения за погодой, они составляют прогнозы – предсказания погоды на завтра, на несколько дней и даже недель вперед.
На метеорологической станции работают метеорологи. Слайд 19, 20.
— Со всей Земли приходят в метеоцентры сведения о погоде. Миллионы цифр! И синоптики составляют по этим цифрам карты погоды для всей планеты, страны, для области или города. Перед вами синоптические карты. Слайд 21. Прогноз погоды должен до нас доходить быстро.
— А зачем людям нужен быстрый и точный прогноз погоды?
В космосе работают метеоспутники, которые ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Слайд 22. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. Слайд 23.
Народные приметы , которые тоже иногда помогают предсказывать погоду. Слайд 24.
IV. Закрепление новых знаний.
1. Составление мини-проекта по изучаемой теме.
Класс делится на 4 группы: «Синоптики», «Художники», Народные знатоки», «Ученые»
Практическая работа по составлению мини-проекта
«Синоптики» — описать погоду сегодня, сделать на доске запись.
«Ученые» — найти ответы на вопросы:
Составить «Кластер» о погоде
«Народные знатоки» — работа по слайду 21, назвать свои приметы о природе.
«Художники» — написать любую погоду. .
2.Отчет каждой группы и защита своего проекта.
3. Оценка выполнения проекта.
2) Рефлексия.
Отгадайте:.
1)Наука о погоде. (метеорология)
2)Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, ох не уймешь. (ветер)
3)Её узнать поможет нам термометр (температура)
4)Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады и огороды всей округи полила (гроза)
5)От количества облаков на небе зависит… (облачность)
6)Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит… (погода)
7)Снег, дождь, град – это… (осадки)
8)Небо чистое, солнечно. Мы говорим:… (ясно)
V. Инструктаж о выполнении домашнего задания. Слайд 26
1)Дома прочитайте статью учебника на страницах 32-35.
2) Отгадайте загадки на 25 странице Рабочей тетради.
VI. Итоговая оценка деятельности и знаний обучающихся.
Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то возьмите солнышко, подойдите к доске и прикрепите его. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то возьмите тучку и тоже прикрепите ее к доске.
doc4web.ru
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Что такое погода?
Что такое погода? Окружающий мир 2 класс
Цель: научить различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих погодных явлений.
Оборудование:термометр, карта, глобус, рисунки различных погодных явлений и сезонов года.
Ход урока
Актуализация знаний
Таблица на доске.
Условные обозначения.(слайд 1)
— Куда посоветуем отправиться человеку?(учитель достает глобус)
Если любит жару, то ближе к экватору на обоих полушариях. Если жара не для него, то он должен выбрать место отдыха в Южном полушарии — там сейчас весна, а скоро и лето наступит. Южное полушарие ближе к Солнцу.
— А любителям жары и солнечного света посоветуем куда отправиться?
Самая жаркая точка — в Африке.
— Скажите, ребята, где живут люди, которые не могут кататься на лыжах, санках как мы?
Не испытывают радости зимних игр жители жаркого пояса. Там вечное лето.
— Ребята, а где самые трудные условия жизни для растений и животных? И объясните, почему? (На севере)
В холодном поясе — очень холодно. Солнечные лучи не согревают землю, они ведь только скользят по поверхности. Полгода — ночь, а полгода — день. Трудно добывать пищу, прятаться, а для растений почва нужна.
— А где холоднее, на Северном полюсе или на Южном?
Очень холодно в Антарктиде.
2. Новый материал
— Ребята, посмотрите, что такое?(слайд 2)
— Почему мальчик так одет?
— По сезону ли он одет?
— Что он не узнал, перед тем как выйти на улицу?
(Не узнал температуру воздуха; не посмотрел в окно и не увидел, что за окном снег; он не знал погоду…)
— А что такое погода?
— Кто слушал по радио о погоде? По телевизору.
(Это дождь, снег, тепло, холодно, ветер).
— Правильно, ребята! Все, что вы назвали — это есть атмосферные явления.
АТМОСФЕРА — новое слово.
-Что такое атмосфера? Как вы думаете?(слайд 3)
Атмосфера (воздушная оболочка) — «теплое одеяло» защита планеты.
Работа с учебником
Чтение. Выбор главного. Ученики должны подчеркнуть, что прочитали про атмосферу.
— Атмосфера — слои, состоящие из различных газов.
— Попробуем разобраться в атмосферных явлениях. Справимся?(слайд 4)
— Ребята, объясните, почему летом тепло, а зимой холодно?
Солнце поднимается высоко над горизонтом, лучи нагревают воздух хорошо. А зимой солнце низко над горизонтом, лучи слабо нагревают воздух — холодно.
— Все верно, ребята, а чтобы точно сказать, какая температура воздуха, нужно ее измерить. Кто знает как?
Нужен термометр — прибор.
— Шкала на термометре и трубка с жидкостью — главные части.
(Стр. 46, подчеркнуть о термометре.)
О границе тепла +, холода – .
(учитель рисует термометр)
Ребята должны определить тепло или холодно.
Жидкость в термометре опустилась ниже 0 на 20°.(тепло)
-20° мороза. В комнате пьют горячий чай. (холодно)
Жидкость в термометре поднялась выше 0 на -10°.(холодно)
— Так что надо сделать, чтобы правильно одеться на улицу?
Посмотреть на термометр.
— Только ли термометр может подсказать нам?
— Ясно или пасмурно? В каком состоянии небо, термометр покажет нам?
— Ведь не всегда выходя из дома, мы ориентируемся по показаниям термометра?
Термометр показал тепло, а без лёгкой куртки не выйдешь, иногда нужен зонт.
— Правильно. Обязательно надо знать какой ветер дует. А как догадаться, что на улице ветер?(слайд 5)Ветки деревьев, пыль, дым.
— А что такое ветер? Можно его увидеть?А почему?
Чувствуем, но не видим.
Опыт с вертушкой
— Что мы не можем увидеть?Мы не видим газообразное вещество.
— Что движет нашу вертушку? Вертушку движет воздух, т. к. он занимает всю комнату.
— Из чего состоит воздух? Он состоит из газов.
— Каким бывает воздух? Тёплый, холодный.
— Куда стремится тёплый воздух? Он лёгкий и поднимается вверх.
— А на его место…?Это место заполняет холодный воздух т.к. он тяжелее.
Опыт «Веер»
Стр.47. Как Миша объяснил это явление Лене? (Слайд 6)
— Ветер с моря несет много влаги? Осадки. А почему?Круговорот воды.
— Какие осадки мы наблюдаем?
Летом, осенью, зимой — дождь, нужен зонт, сапоги, плащ. Зимой — снег.
— А из чего падают осадки? На каком «транспорте» они передвигаются?
— Ветер — это та сила, которая движет по небу … что?
Тучи, облака.
— Что сначала образуется? Облака или тучи?(облака, слайд 7)Кучевые, слоистые, перистые облака.
— Очень интересно, ребята, что моряки в открытом море, увидев облака, знают, что скоро будет земля.(слайд 8)
Моряки в море по облакам определяют приближение берега.
— Мы разобрали все атмосферные явления.
— И пришло время узнать тему нашего урока. Она называется…
Оцените себя с помощью смайликов.
Домашнее задание: К стр. Р.т. стр.
Поставить оценки 2 классу: активным.
nsportal.ru
«Что такое погода» (2 класс)
Тема урока: «Что такое погода?»
Тип урока: изучение нового материала
Образовательная программа: «Школа России»
Цель: формирование представления о погоде;
Задачи:
дать общее представление о погоде, какая она бывает;
развитие умения правильно вести себя во время грозы;
воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: ТСО, учебник, конспект, презентация, наглядный материал
Ход урока
Деятельностьучителя
Деятельность ученика
УУД
Орг. момент
Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.
Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте познакомимся, меня зовут Виктория Васильевна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
— Ну что начнём?
Приветствие
ЛУУД
Актуализация знаний
Сегодня помогать вам открывать новые знания будет Муравьишка. Наша задача помочь ему добраться до дома, выполняя все предлагаемые задания.
И прежде чем пустить вас в страну знаний, решил устроить вам проверку. За 1 минуту мы с вами должны успеть ответить на все вопросы, которые нам приготовил Муравей.
Опрос
Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит у него поднялась…
Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.
Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой…
Температуру тела человека измеряет…
Пластинка с делениями
Одно деление обозначает…
Число градусов тепла записывается со знаком…
Число градусов холода записывается со знаком…
Отсчёт градусов мороза ведут от нуля…
Температура
Термометр
0
Медицинский термометр
Шкала
Градус
+
–
Вниз
РУУД
Формулирование темы урока, целеполагание
У.стр.32
Отгадайте, о чём идёт речь, и вы узнаете тему урока.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная. — Догадались? Ну, конечно, это…
(Открывает слово «погода» на доске)
— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
Прочитайте тему урока на стр. 32 учебника
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
— А что говорит об этом Муравьишка, прочитайте в учебнике на стр.32
Мы поставили перед собой задачи. Давайте искать их решение вместе.
Погода
О погоде
«Что такое погода?»
Узнаем, из чего складывается погода. Научимся обозначать явления погоды условными знаками. Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды.
РУУД
Открытие новых знаний
Работа со схемой
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Сегодня вы шли в школу. — Какой показалась вам погода?
В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
— Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?
-Взяли ли с собой зонт? Почему?
-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?
-Так что же такое погода?
-Посмотрите на схему и попробуйте объяснить из чего складывается погода?
А верны ли ваши предположения, давайте спросим у Муравьишки.
Во-первых, погода складывается из температуры воздуха.
-Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами.
+10 С0
-7 С0
— 15 С0
+24 С0
(Вызываю 2 человека к доске, для объяснения записи температуры, изображённой на карточках)
Карточки:
+6 С0
-19 С0
-Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
(Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
-От чего ещё зависит погода?
Давайте посмотрим, что нам предлагает Муравьишка
Во-вторых, погода складывается из…. (отгадайте загадку)
Летит- не птица, воет- не зверь.
-Что же такое ветер?
-Какие ветры бывают?
Определите по картинкам какой изображен ветер.
(Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
(Хорошая — плохая, ветреная — безветренная, солнечная — пасмурная)
Ответы на вопросы. Высказывают своё мнение
Температура воздуха (холодно, тепло или жарко)
Облачность (скопление облаков)
Осадки (дождь, снег, град)
Ветер (перемещение воздушных масс)
С0
Да
Предположения детей
Ветер
Ветер – это движение воздуха
Слабые и сильные
РУУД
ПУУД
КУУД
Физкультминутка
А теперь немножко отдохнём
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.)
Продолжение работы по теме урока
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
У.стр.33
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
У.стр.33
СЛАЙД 10
Раб.тетр.стр.12, зад.№1
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
-От чего ещё будет зависеть погода?
Спросим у Муравьишки
В-третьих, погода складывается из облачности
-А что такое облачность?
Вот какая бывает облачность, вы прочитаете сами по учебнику на странице 33.
-Какая бывает облачность?
(Вызваю 1 человека к доске, даю наглядный материал (солнце, тучи), прошу показать разную облачность: твоя задача собрать из предложенных картинок, предлагаемую Муравьишкой облачность) (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Большая часть планеты Земля покрыта водой. Назовите известные вам водоёмы.
-Что можно узнать по данной схеме, изображённой на слайде?
А вот что говорит Муравьишка:
При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки.
В-чётвёртых, погода складывается из осадков.
-Какие бывают осадки?
А вот какие осадки вам предлагает Муавьишка. Посмотрите на картинки и скажите какие виды осадков вы наблюдаете?(Работа с наглядным материалом) (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Снова вернёмся к статье учебника. Прочитайте текст на странице 33, абзац над картинками и сделайте вывод.
—Что такое погода и от чего она зависит?
Давайте поработаем с рабочей тетрадью. Открываем страницу 12, задание 1. (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Муравьишка предлагает вам такое задание: выбирете слова на слайде, которыми можно охарактеризовать погоду:
Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая дождливая, короткая, солнечная, ветреная. (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)
Обратите внимание на доску. Муравьишка предлагает вам новый термин «метеорология»
Кто знает, что это такое?
Вот какое определение даёт вам Муравьишка:
Метеорология – наука о погоде
Давайте прочтём второй абзац на странице 34 и узнаем для чего нужна эта наука.
Для чего нужна метеорология?
Как называют людей, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет? (вывешивается термин на доску)
-Подумайте и расскажите, для чего нужны прогнозы погоды?
А вы знаете, что не только метеостанции и учёные нам помогают предугадать погоду, но и сама природа.
По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?
Существуют народные приметы, которые тоже иногда помогают предсказать погоду Например: (показ наглядного материала) Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде Ласточки низко летают – к дождю Если солнце садится в облака – жди дождя Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.
Облачность – скопление облаков
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение.
Круговорот воды в природе
Дождь, снег, град,туман
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
Запись определения, самостоятельно
Метеорология
Наука о погоде
Она нужна, чтоб составлять прогнозы погоды
Метеорологи
Для того, чтобы знать какая будет погода
Высказывания предположений
Рефлексия
-Итак, что же такое погода?
-Как называется наука о погоде?
-Как называют людей, предсказывающих погоду?
-Что помогает предсказывать погоду?
-Удалось ли нам найти решения, поставленных нами задач?
-Какими способами мы их решали?
Посмотрите ребята, наш Муравьишка обрался до муравейника, но сделал он это благодаря вашей помощи. Спасибо, Вам!
-Что помогло нам, чтобы Муравьишка добрался до своего дома?
-Понравился ли вам урок?
-Возникли ли у вас трудности?
-Что было для вас легко, что сложно?
-Как мы можем использовать полученные знания?
РУУД
Итог урока
Выставление отметок
За урок поставлены оценки: а) активным учащимся за правильные и полные ответы; б) тем, кто выступил с результатами практической работы
ЛУУД
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на стр.32-33
В течении всей недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике (Объяснение по работе с научным дневником)
infourok.ru