Поэзия серебряного века презентация: Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация у уроку «Поэзия серебряного века» (обзор) – Презентация по литературе на тему «Серебряный век русской поэзии»
Слайд 2
На рубеже 19-20 веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась в это время поэзия. Позднее этот период развития литературы назовут термином «Серебряный век». Это словосочетание возникло по аналогии с «Золотым веком», обозначавшим пушкинский период русской литературы.
Слайд 4
Понятие «Серебряный век» характеризует не только литературу этого периода, но и философию и искусство (рубежа 19-20 веков) Строго не обозначены хронологические рамки этого периода. Начало «С.В.» — 90 годы 19 века ,когда появились первые представители модернистских течений в России (предтечи символизма).
Слайд 5
Окончание серебряного века: 1917-1919 – начало Гражданской войны и революции. 1921 – смерть А. Блока и расстрел Н. Гумилева 1920-1930 – начало репрессий и первая полна русской эмиграции.
Слайд 7
Серебряный век характеризуется разнообразием поэтических течений, ведущее место среди которых занимают представители нового (новейшего) направления в литературе – модернизма. Модернистские течения: СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ
Слайд 9
Модернистские течения СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ sumbol — знак акме – острие копья, высшая точка развития … futuro — будущее
Слайд 10
СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Течение пришло в Россию из Франции Течение зародилось и развивалось в России Течение пришло в Россию из Италии изображали потусторонний мир изображали реальный мир Изображали мир будущего Мистика -серебро Гармония — золото Переворот- алюминий
Слайд 11
СИМВОЛИЗМ Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский… Центральное место в поэзии отводится символу. Открытие многозначности слова Приглашение читателя к сотворчеству Изображение мира теней, снов, грез, фантазий Герой – пассивный созерцатель
Слайд 12
РЕАЛЬНЫЙ МИР ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ МИР СИМВОЛ
Слайд 13
СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕ МЛАДОСИМВОЛИСТЫ
Слайд 14
Старшие символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов
Слайд 15
« Младосимволисты» А. Белый, А. Блок
Слайд 16
АКМЕИЗМ Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич , Анна Ахматова… Искусство ради искусства, красота ради самой красоты Стремление говорить простым языком, вернуть слову его первоначальный смысл Поэзия в бытовых деталях Тоска по мировой культуре Герой – устроитель земной красоты…
Слайд 17
Акмеисты А.Ахматова и Н.Гумилев
Слайд 18
Поэты акмеисты О.Мандельштам и М.Кузьмин
Слайд 19
ФУТУРИЗМ Братья Бурлюк, Велимир Хлебников, Игорь Серевянин, Владимир Маяковский … Творческая задача –создание искусства будущего Стремление разложить мир на составные части, на атомы. Отказ от традиций мировой культуры и литературы Ввод многоэтажных метафор, стихосложение лесенкой, неологизмы Скандальность, эпатажность
Слайд 20
ФУТУРИСТЫ КУБОФУТУРИСТЫ ЭГОФУТУРИСТЫ
Слайд 21
Футуристы И. Северянин и В. Маяковский
Слайд 22
Представители различные литературных течений модернистской направленности устраивали многочисленные творческие вечера, выбирая местом для своих встреч квартиры коллег, кабаре, небольшие ресторанчики, музеи, аудитории университетов. Постепенно из этих кружков и компаний по интересам складываются полноценные литературные объединения со своими уставами и программами.
Слайд 23
Литературные объединения «БАШНЯ» «БРОДЯЧАЯ СОБАКА» «ГИЛЕЯ» «ЦЕХ ПОЭТОВ» «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» «ПОЭТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» «ЦЕНТРИФУГА»
Слайд 24
Подготовить сообщения о литературных объединениях начала 20 века (по схеме). Название объединения. Место встреч. Участники объединения Программа объединения. Манифесты. Сборники
Слайд 1
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?Слайд 2
Ассоциации Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недол-говечность , прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный
Слайд 3
Что объединяет эти картины?
Слайд 4
М.Врубель «Демон сидящий
Слайд 5
В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва .
Слайд 6
К.Петров -Водкин «Купание красного коня» Показана в 1912 году на выставке «Мира искусства»
Слайд 7
В. Брюсов Довольно! Надежды и чувства Отныне былым назови, Приветствуй лишь грёзы искусства, Ищи только вечной любви .
Слайд 8
С. Городецкий Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имён. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.
Слайд 9
И . Северянин Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, Тусклые ваши сиятельства, И, презирая, рассчитываю На мировой резонанс!
Слайд 10
История литературы 19 век — поэзия сменяется прозой «Золотой век» в истории русской литературы 20 век — прозу сменяет поэзия «Серебряный век» в истории литературы Почему именно поэзия? Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Слайд 11
Серебряный век Символизм Акмеизм Футуризм — цели творчества; отношение к миру; отношение к слову: особенности формы произведений
Слайд 12
Символизм Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
Слайд 13
Акмеизм ( от греческого а cme — высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности — стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности — обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
Слайд 14
Футуризм ( от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городов; Отрицание гармонии как принципа искусства; Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу; Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа
Слайд 15
Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Слайд 1
Поэзия Серебряного века Разработала: преподаватель русского языка и литературы Барсукова О.Д.Слайд 2
Символизм -направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа – многозначного иносказания
Слайд 3
Валерий Брюсов 1873 — 1924 В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, — один из важнейших мотивов поэзии поэта. Для Брюсова характерна поэзия намеков.
Слайд 4
Константин Бальмонт 1867 — 1942 Поэзия Бальмонта оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество современников. В СССР «буржуазный поэт» Бальмонт был на многие годы забыт. Если его поэзию и вспоминали, то далеко не лучшие стихи и только с разоблачительными целями — как образчик «упадничества».
Слайд 5
Федор Сологуб 1863 — 1927 Русский прозаик и поэт; один из заметных представителей старшего поколения символистов. В реалистическом творчестве преобладали пессимистические ноты, контрастом служат его «творимая легенда», сладкие грезы о блаженной стране, куда попадают только после смерти. Элементы подобной болезненной утопии намечаются в лирическом цикле стихотворений «Звезда Таир».
Слайд 6
Михаил Кузмин 1875 — 1936 Русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборник стихов «Александрийские песни» (1921), «Форель разбивает лед» (1929). Проза (повесть «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919; романы «Тихий страж», 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.
Слайд 7
Символисты Гиппиус Зинаида Николаевна Мережковский Дмитрий Сергеевич Брюсов Валерий Яковлевич Бальмонт Константин Дмитриевич Сологуб Федор (Тетерников Федор Кузьмич) Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) Блок Александр Александрович
Слайд 8
Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х гг , провозгласил освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова
Слайд 9
Акмеисты («Цех поэтов») Ахматова Анна Андреевна Гумилев Николай Степанович Мандельштам Осип Эмильевич
Слайд 10
Анна Андреевна Ахматова 1889 — 1966
Слайд 11
Анна Ахматова и Николай Гумилев
Слайд 12
Николай Степанович Гумилев 1886 — 1921
Слайд 13
Осип Мандельштам (1891-1938)
Слайд 14
Футуризм -авангардское направление в искусстве, создает «искусство будущего», культивировал эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики, разрушил естественный язык
Слайд 15
Футуристы Маяковский Владимир Владимирович Хлебников Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев)
Слайд 16
Владимир Маяковский 1893 — 1930
Слайд 17
Велимир Хлебников 1885 — 1922
Слайд 18
Игорь Северянин 1887 -1941
Слайд 20
«Новокрестьянские» поэты Есенин Сергей Александрович Клюев Николай Алексеевич Клычков Сергей Антонович (Лешенков)
Слайд 21
Сергей Есенин 1895 — 1925
Слайд 23
Николай Клюев (1884 — 1937)
Слайд 24
Сергей Клычков (1889-1937)
Слайд 25
С.Есенин и С.Клычков
Тема урока: Поэзия серебряного века (обзор).
Цель урока:
Образовательная: дать учащимся представление о поэзии серебряного века, модернизме, познакомить с основными направлениями модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), рассказать о творчестве М.Цветаевой, Н.Брюсова, Н.Гумилева, В.Хлебникова.
Развивающая: развивать навыки работы с текстом лирического произведения, умение видеть художественные детали произведения, развивать устную речь.
Воспитательная: воспитание любви к поэзии, интереса к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину.
Тип урока: усвоение нового материала.
Форма урока: урок встреча.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, музыкальный центр, запись на доске.
2. Слайд-презентация, портреты М.Цветаевой, Н.Гумилева, В.Брюсова.
3. Музыкальное оформление: романсы на стихи М.Цветаевой.
Предварительное домашнее задание:
1.Подготовка сообщения о жизни и личности М.Цветаевой, В.Брюсова, Н.Гумилева, В.Хлебникова.
2. Выразительное чтение стихов наизусть.
Ход урока.
1.Организационная часть.
2. Вступительное слово. Сообщение темы и цели урока, запись темы в тетради.
Сегодняшний урок, посвящен ярчайшим представителям «серебряного» века. А это время на рубеже веков, конец 19 века и начало 20 века, которая дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна.
Серебряный век – это особое явление русской духовной жизни, которое проявилось в искусстве, философии, литературе.
Перед серебряным веком традиционно был, какой век? Да, «золотой». Это век пушкинский. Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным золотым.
«Серебряным веком» принято считать конец 19 века и начало 20 века и он был связан с новыми, модернистскими течениями.
Выступление ученика.
Модернизм (от франц. – новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира через искусство. Модернисты были ослеплены «мечтой быть только художниками». Это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству.
Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, и наиболее значительными были – (Слайд) — символизм, акмеизм, футуризм. (Слайды — Образцы модернизма в разных сферах художественного и прикладного искусства).
Для этого времени характерны активная литературная жизнь, огромный интерес к поэзии.
Учитель. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Появились самоназвания – символизм, акмеизм, адамизм, кларизм, футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, имажинизм, лучизм и т.д. некоторые из них утвердились в качестве терминов, многие — канули в Лету. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев в начале своего пути выступившие под знаменем того или иного направления переросли эти направления и создали свои художественный системы. Многие творили и вне групп и направлений: И.Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаев и др.
И сегодня на уроке мы рассмотрим три основные направления модернизма: символизм, акмеизм и футуризм.
Запись в тетради: Символизм от слова символ – многозначное иносказание, или же аллегория.
1группа. (Выступление учеников) Символисты – В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белов, А.Блок.
Символизм – литературно-художественное направление, ключевым средством которого является символ – многозначное иносказание.
Например: голубь – символ мира, дерево, свет, дорога.
Символизм – поэзия намеков, иносказания. К этому направлению относятся В.Брюсов, Д.Мережковский, К.Бальмонт, И.Анненский, А.Белов, А.Блок.
Именно символисты приучили глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив его форму стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи. Для символистов первым из искусств, выражающие подлинные чувства человека, была музыка.
Примеры: Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же, возле иная среда,
Где живем мы совсем по-другому?
С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто. И.Анненский.
Какие образы-символы вы увидели?
Или же:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно бесшумно шуршат камыши
какие звуки передают шуршание камыша?
2 группа. Акмеизм (от греческого «акме» — цвет цветущая сила, высшая степень чего-либо) возник на отрицании мистического, полного намеков искусства символистов. Они провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, поиском ярких эпитетов. Акмеисты воспевали зодчих, строителей, архитекторов и их творения, как наивысшие достижения человеческого духа.
Поэты-акмеисты: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя
Благословлю я золотую.
Дорогу к солнцу от червя. (Н.Гумилев).
В царском селе.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилает низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни. (А.Ахматова).
Кому посвящены эти строки?
Какие детали свидетельствуют о любви к Пушкину?
(А.Ахматова провела детство и юность в царском селе)
А теперь сравним чем отличаются символизм от акмеизма?
Теперь отдохнем и послушаем стихотворение Гумилева.
Учитель читает стихи.
Это стихотворение написал В.Хлебников. Он открывает нам еще одно направление серебряного века – футуризм. Уже само название говорит о стремлении к будущему.
3 группа. Футуризм (от лат. будущее) – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: звукоподражание, плакаты, лозунги, новые ритмы, паузы и т.д.
Футуристы поставили человека в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. Они противопоставили всему обществу свои взгляды. Футуристы считали высшим достижением искусства живопись, почти все они были художниками.
Наиболее яркие представители футуристов: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин и др.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будняя,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913
Кто автор этих стихов?
Как вы определили?
(стихотворение вызов, новые образы метафоры)
Стихотворение В.Хлебникова «Там, где жили свиристели».
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диких теней,
Где как морок старых дней,
Закружились, зазвененли
Стая легких времерей
Стая легких времерей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времерей!
Отметим неологизмы (новые чслова): времери (время и снегири?), поюны (поющие и юные?), поюнна (от поющая), вабна по словарю В.Даля, «лакомая, заманчивая»).
4 Вне группы творили и многие замечательные поэты: Иван Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаева и др.
Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но все, о чем бы она не писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Именно поэтому поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души»!
Она была небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.
Она обладала высоким и звонким голосом. Любила слушать и читать стихи. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой: «Стихи читала темпераментно… никогда не опуская концы строк. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе».
Марина Цветаева была человеком слова, долга, действия. При всей своей скромности цену себе знала. Она писала на русском, немецком и на французском языках.
«Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой», — такою была и осталась навсегда М.Цветаева.
Подведение итогов урока.
- Какой период литературы назван «Серебряным»?
(Примерный ответ. Конец 19 и начало 20 века. Некоторые считают, что конец серебряного века можно отнести к 1917 году с началом гражданской войны, хотя в 20-е годы были живы те, кто создал это направление).
- Назовите основные направления модернизма.
- Назовите особенности футуризма.
Задание 1
Укажите стрелкой кто, к какому направлению относится.
Анна Ахматова
Александр Белов Символизм
Николай Гумилев
Валерий Брюсов
Виктор Хлебников Акмеизм
Дмитрий Мережковский
Осиф Мандельштам
Игорь Северянин Футуризм
Константин Бальмонт
Иннокентий Анненский
Задание 2.
Символизм
будущее
Многозначное иносказание
Акмеизм
Отрицание мистического.
Футуризм.
Слайд 1
Блок Александр АлександровичСлайд 2
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт. Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме»), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик». Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций, осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека, пришел к идее неизбежности «возмездия». Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина». Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать». Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.
Слайд 3
Семья, детство и образование. Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений — ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово . В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem . После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1901 на историко-филологический факультет. Среди профессоров, у которых учился Блок, — Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт , Б. В. Варнеке . В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.
Слайд 4
Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» . Творческий дебют
Слайд 5
В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме». Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.). Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость « соловьевской » жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной « призванности » и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром.
Слайд 6
Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. После неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом», соединяют образы родины и любимой.
Слайд 7
Кризис символизма Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства», но и в докладе «О современном состоянии русского символизма». Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».
Слайд 8
В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том.
Слайд 9
Тема России в творчестве Александра Блока . Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь . А.Блок «Русь» — одно из первых посвященных Родине стихотворений — появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой…»,- писал поэт. Русь представлялась для него, как нечто священное, святое. Именно Русь, а не Россия — древняя, дикая, языческая, заколдованная.
Слайд 10
В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина». Блок признается России в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви !
Слайд 11
В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны — от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой — и древний русич-воин , и современник поэта. Здесь Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины, и теперь Блок признается в любви к ней как к жене . Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. Родина для него — надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа.
Слайд 12
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель . Блок в 1908 год
Слайд 1
Поэзия серебряного века Булыга ЕлизаветаСлайд 2
Валерий Брюсов В прошлом Ты не ведала слов отреченья. Опустивши задумчивый взор, Точно в церковь ты шла на мученья, Обнаженной забыла позор. Вся полна неизменной печали, Прислонилась ты молча к столбу,- И соломой тебя увенчали, И клеймо наложили на лбу. А потом, когда смели бичами Это детское тело терзать, Вся в крови поднята палачами, «Я люблю» ты хотела сказать.
Слайд 3
«О, я хочу безумно жить» О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить , Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество! 1914 г. Александр Блок
Слайд 4
Велимир Хлебников Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно , О, засмейтесь усмеяльно ! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно , смех надсмейных смеячей ! Смейево , смейево ! Усмей , осмей, смешики , смешики ! Смеюнчики , смеюнчики . О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908 — 1909
Слайд 5
Осип Мандельштам Импрессионизм Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья, положил. Он понял масла густоту — Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту. А тень-то, тень все лиловей, Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,- Ты скажешь: повара на кухне Готовят жирных голубей. Угадывается качель , Недомалеваны вуали, И в этом солнечном развале Уже хозяйничает шмель. 23 мая 1932
Слайд 6
«Я научилась просто, мудро жить» Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912 г. Анна Ахматова
Слайд 7
Ты Пришла — деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком. И каждая — чудо будто видится — где дама вкопалась, а где девица. «Такого любить? Да этакий ринется! Должно, укротительница. Должно, из зверинца!» А я ликую. Нет его — ига! От радости себя не помня, скакал, индейцем свадебным прыгал, так было весело, было легко мне. 1922 г Владимир Маяковский
Слайд 8
«Ты ушла и ко мне не вернешься…» Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок. Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит. 1913–1915 Сергей Есенин
Слайд 9
Анатолий Мариенгоф Пятнышко, как от раздавленной клюквы. Тише. Не хлопайте дверью. Человек… Простенькие четыре буквы: — умер. 1918
На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название “поэтический ренессанс” или “серебряный век”. Эпитет “серебряный” подразумевает индивидуальность и особое сияние, одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени. Возникнув по аналогии с понятием “золотой век”, традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры XX века — творчества А. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако постепенно термин “серебряный век” стали относить ко всей художественной культуре России конца XIX — начала XX века. В писательской среде возникла тяга к объединению между близкими по мировоззрению и эстетике литераторами, художниками, философами. Поэтому новые литературные направления, как правило, развивались из деятельности небольших писательских кружков, объединявших писателей со сходными взглядами на поэзию, искусство. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит поэтов по разным руслам единой литературы. Модернистскими принято считать, прежде всего, три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм.
В презентации рассматриваются особенности названных течений, происходит знакомство с представителями символизма, акмеизма, футуризма.
С концом 19-го века «золотой век» русской литературы закончил уступать место решающему этапу, который позже вошел в историю под прекрасным названием Серебряного века. Это породило великий полет русской культуры, и в то же время стало началом ее трагического падения. Начало Серебряного века обычно называют 1890-ми годами, освещенными стихами Валерия Брюсова, Иннокентия Анненского, Константина Бальмонта и других замечательных поэтов.
Понятие «Серебряный век» является довольно относительным и охватывает феномен весьма противоречивых очертаний и неравномерности. Впервые этот термин был предложен известным философом Николаем Бердяевым, и тем не менее он стал общепринятым в литературе лишь в 1960-е годы.
Расцвет Серебряного века пришелся на 1915 год, время его наивысшего расцвета и его конец.
Константин Бальмонт Социально-политическая обстановка той эпохи характеризовалась глубоким кризисом власти, бурной и дикой атмосферой в стране, требующей радикальных перемен.
Одним из первых литературных течений был символизм, объединивший совершенно разных поэтов, таких как Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый и другие. Теоретики символизма утверждали, что художник должен был создавать новое искусство с помощью символических образов, которые помогли бы выразить чувства, ощущения и мысли поэта более тонким и более общим способом. Кроме того, истина и откровение могут возникнуть у художника не как продукт мышления, а в момент творческого экстаза, дарованного свыше.Поэты-символисты были увлечены до высот мечты и подняли глобальные вопросы о спасении человечества, возвращении веры в Бога, достижении гармонии путем слияния с Душой Мира, Вечной Женственностью, Красотой и Любовью.
Валерий Брюсов Признанным мастером символизма является Валерий Брюсов, реализовавший в своей поэзии не только формальные инновационные достижения этой школы, но и ее идеи.
Символические поэты сумели выразить свою эпоху во всей ее неустойчивости, колебаниях и транзитивности.
В союзе поэзии и борьбы поэты-футуристы, такие как Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский и др., Распознали определенное духовное состояние эпохи и попытались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурной революционной жизни.
Марина Цветаева Конец Серебряного века, который пришелся на конец 1920-х годов, когда литературная деятельность, независимая от Советского государства, стала угасать, был ознаменован публикацией книг Софии Парнок (1928) Half-vocked и . Форель разбивает лед (1929) ) Михаил Кузьмин.
Марта Келли — доцент Университета Миссури. Она является автором «Неортодоксальной красоты: русский модернизм и его новая религиозная эстетика», выходящей в издательстве Northwestern University Press (осень 2015 г.).Она также работает в жанре публицистики ―, который пересекается с литературной журналистикой ― в непосредственно до и постсоветский период. В связи с этим проектом она переводит сочинения современного поэта и ученого Ольги Седаковой. Она опубликовала статьи о русской модернистской поэзии, о Чехове и романе Пастернака «Доктор Живаго».
Review:«Чрезвычайно невозможно воздать должное в переводе на это великое мировое сокровище, которое является« Поэзией русского серебряного века », редакторы и переводчики Форрестер и Келли дали нам нечто большее — в подборку лучших существующих переводов здесь вносятся новые и в рамках их более широкого культурного контекста — вклада, который поэты всегда вносили в свою культуру и возраст — в качестве критиков, эссеистов и да, историков.Читая эту страницу, можно почувствовать себя невидимым запоздалым гостем в литературном салоне Петербурга на рубеже 20-го века, где читает Анна Ахматова, Михаил Кузьмин ухмыляется и напевает, а Вячеслав Иванов прибивает свой критический приговор, пока мы следуем их игра слов и интеллектуальная жестикуляция с благоговением. «(Полина Барскова)
» Русский Серебряный век был временем экспериментов и достижений, не имеющих аналогов в русской культуре. Эта антология дает англоязычным читателям уникальную возможность познакомиться с ведущими поэтами и движениями то время.(Коннор Доак, Бристольский университет)
«Начало двадцатого века было временем апокалиптических страхов, революционных волнений и превосходной поэзии. Окно, которое открывается в этом томе для Серебряного века, охватывает все это и многое другое. Объявлено как учебник, RSAP будет иметь несомненную ценность в классных комнатах, исследующих досоветские культурные движения и поэзию fin-s-sicle, однако, благодаря своим разнообразным стихам, эссе и пояснительным примечаниям редакторов, он доказывает свою более широкую привлекательность в качестве ворот в великую поэзию и панораму. бурных лет, приведших к большевистской революции.