cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Педагогические идеи с френе: Селестен Френе — Лучшие педагоги России

Селестен Френе — Лучшие педагоги России

Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе. Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. С.Френе являлся основателем и лидером « Международной федерации сторонников новой школы». Он основатель нескольких педагогических журналов, написал педагогические труды, наиболее известный из них « Новая французская школа». Педагог создавал свою систему в противовес традиционной французской школе; стремился уйти от недостатков современной ему системы обучения – консерватизма, книжности, вербализма, отрыва от жизни. Предназначение школы С.Френе видел не в том, что приспособить ребенка не к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду.

Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.

Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за  твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит « свободные тексты» — небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия.
Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно  избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. « Задача школы, — указывал С.Френе, — культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе.
  Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода  «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе  уделялось нравственному, гражданскому, семейному  воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников.

Развитие идей гуманной педагогики в наследии Селестена Френе — История педагогики и образования


Развитие идей гуманной педагогики в наследии Селестена Френе


Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть
Это продолжение статьи о Селестене Френе. Читать сначала

Екатерина Енина
Факультет Истории и права, 1 курс
 


В 1934-1935 годах Селестен Френе основал собственную школу в Вансе [4]. Благодаря соратникам идей педагога, был построен одноэтажный дом с просторными, светлыми классами, а в центре двора находился бассейн. Школа Френе осуществляла свою деятельность как интернат. В основном в ней обучались дети из малообеспеченных семей. Педагогическая техника, разработанная в ней, предусматривала новые формы обучения и воспитания.

Изначально С. Френе стремился только частично перестроить учебно-воспитательный процесс школы, но впоследствии он удостоверился в необходимости усовершенствовать всю систему обучения. Модель новой школы, созданная им, объединяла совершенно разные по функциям элементы: школьный кооператив, школьную типографию, рабочую библиотеку, «свободные тексты» и другие. Главным и обязательным условием ее функционирования являлась радостная деловая атмосфера. Распорядок на первую половину дня был организован так: одна группа учащихся самостоятельно училась, обращаясь за помощью к учителю, если это было необходимо, остальные дети работали на кухне, в мастерских, в саду или на огороде. До обеда проводили консультации, обсуждали «свободные тексты», то есть сочинения на свободную тему, в которых дети рассказывали о своих мечтах, друзьях, семье. Вторая половина дня была направлена на организацию досуга: воспитанники работали в мастерских, играли или занимались спортом. Вечером на всеобщем собрании школы С. Френе подводил итоги за день. Для каждого ученика и класса были разработаны специальные программы, на реализацию которых требовались разные сроки день, неделя, месяц. Выполняя групповые задания, дети самостоятельно могли выбирать себе одноклассника.
Выполнив, они отчитывались один раз в 2-3 недели. Французский педагог старался научить детей правильно планировать своё время. Известно, что он в своей системе отказался от оценок и учебников. Он считал, что учебники навязывают детям логику взрослых, а оценки не могут служить точным критерием знаний и умений ребенка. Неудачные оценки вызывают у ребенка комплекс неполноценности, поэтому нужно чаще подчеркивать индивидуальные успехи каждого, в совершенно разных областях будь то познания в точных науках, гуманитарных или в творчестве [1].

Деятельность Френе поддерживала его жена Элиз. По образованию она была художником, но это не мешало ей стать талантливым педагогом. Она развивала творческие художественные и музыкальные способности детей, помогала осваивать художественные техники. Супруги объединяли вокруг себя единомышленников, с которыми далее продолжали совершенствование педагогического процесса.

Умер С. Френе в Вансе в 1966 году. Движение продолжало свою деятельность после его смерти, а Элиз Френе берегла и хранила традиции его школы.

В наше время технологию Френе применяют примерно до 10 тысяч учителей Франции. Школа Френе обладает высокой популярностью среди стран Европы, Америки, Африки. Изначально эти методы распространились на территории Европы и США, а потом и в России. «Френизм» действительно является уникальным явлением, другого такого массового направления в мире не существует [2]. В конгрессах «Новой школы» тысячи делегатов принимают участие, среди которых есть представители многих стран. Выпуск педагогических журналов основанных французским новатором продолжается, а так же регулярно переиздаются брошюры и книги С. Френе [6].

Стоит отметить, что педагогика С. Френе перекликается с педагогикой Декроли, Монтессори, ведь и они были сторонниками активного воспитания. Идеи, которые отстаивал французский педагог, удивительным образом были схожи с идеями Макаренко, с которым Френе встречался в России. Многие педагоги и не подозревают, что стали невольными сторонниками системы Френе, но это действительно так.

Они говорят о безотметочном обучении, составлении портфолио, отсутствии домашних заданий – все это родом из педагогики Френе, как и деятельность в классах и проектная деятельность.

Сегодня последователи Френе выделяют международное значение его методики. По их мнению, он заинтересовал педагогическую общественность большинства стран, потому что поставил школе те объективные требования, которые присуще демократическому обществу.

Начало статьи: Селестен Френе. Начало педагогической деятельности
Продолжение статьи: Формирование педагогической системы Селестена Френе

Использованная литература
1. Быстрицкая Я. Воспитание по Френе: свободу — текстам! // Обучение за рубежом.-2000.-№10.
2. Инновационные педагогические технологии. [Электронный ресурс] // Электронная онлайн библиотека. URL: http://banauka.ru/2441.html (дата обращения 6.12.2012)

3. Сотрудничество Сообразование Сотворчество: международный фестиваль деятелей образования [Электронный ресурс] // Ольга Анисимова. Селестен Френе.29.08.2012.URL:http://fest.eleague.ru/home/theme/velikie-pedagogi/selesten-frene (дата обращения: 15.12.2012).
4. Педагогика С.Френе // Первое сентября -1999,-№50.
5. Педагогика успеха и радости Селестена Френе// Лаборатория гуманной педагогики. Социальная сеть работников образования. 12.10.2012. URL: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/pedagogika-uspeha-i-radosti-selestena-frene (дата обращения 10.12.2012).
6. Френе С. Избранные педагогические сочинения// Вступит. Статья Б.Л. Вульфсона.-М. Прогресс, 1990.-296 с.
Робот считает, что со статьёй «Развитие идей гуманной педагогики в наследии Селестена Френе» тематически связаны:
Для ссылки:
Енина Е. Развитие идей гуманной педагогики в наследии Селестена Френе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-253 (дата обращения: 25.04.2023).


Автор(ы): Енина Е. | Опубликовано 25. 08.2013 | Просмотров: 11100

Идеи Селестин по преобразованию системы образования

Селестен Френе считала, что существующая образовательная система была агрессивной и хищной и часто настраивала учеников друг против друга. Вдохновленный своими проблемами со здоровьем, он предложил метод обучения, который способствует сотрудничеству между учениками и позволяет им учиться более естественным образом. Жизнь и творчество Френе продолжают жить, поскольку его методы обучения практикуются в разных странах мира.

Педагогический подход Френе подчеркивает важность того, чтобы учащиеся контролировали свои действия, а также диктовали темп своего обучения. Это часто рассматривается как педагогическое освобождение. Многие исследователи считают, что дети не принимают активного участия в школьной жизни, если только они не находятся в авангарде собственного роста. Также считается, что дети лучше учатся через групповые занятия.

Методика обучения Френе использовала различные инструменты, включая классные журналы, свободное письмо, школьную переписку, школьную газету, рабочие библиотеки, педагогический кооператив, полевые исследования, собрания в классе, а также самокорректирующиеся файлы. Френе считал, что дети играют, потому что им не разрешают работать. Следовательно, оптимальная среда обучения должна позволять детям наблюдать за работой взрослых и участвовать в ней. Несмотря на то, что метод обучения Френе представляет собой множество перспектив, которые могут преобразовать систему образования, он также имеет свои проблемы.

Проблемы метода обучения Френе

Основная проблема, которая может помешать внедрению методов обучения Френе во все учебные среды, заключается в том, что ему не хватает формальной структуры, и он не преподается как академический предмет. Без формальной структуры обязательно будет отсутствие единообразия в принятии и продвижении этого метода обучения. В то время как акцент делается на структуру, мало говорится о конкретных предметах.

Многие критики утверждают, что только учителя могут сказать, соответствует ли их подход к обучению Френе или нет. Тем не менее, как наблюдатель, легко определить, соответствует ли подход к обучению принципам Френе, внимательно присмотревшись, чтобы определить, позволяют ли они детям участвовать в процессе принятия решений по вопросам, которые их касаются.

Другими факторами, которые наблюдатель может использовать для оценки уровня приверженности учителя методу Френе, являются оценка обучения, интереса и сотрудничества детей. Согласно различным исследованиям, ребенку, который начинает с метода Френе, может быть трудно вернуться к традиционной педагогике.

Целью педагогического подхода Френе является помочь детям контролировать свои действия, а также свое обучение, его можно рассматривать как педагогику освобождения.

Качества, которыми должен обладать учитель Френе

Чтобы учитель мог эффективно применять метод Френе, он должен обладать определенными качествами. «Учитель Френе» должен быть таким человеком, который будет;

  • Определите индивидуальные ценности, которыми обладают их ученики, и сосредоточьте обучение на этих ценностях
  • Эмоциональная связь с учащимися
  • Создайте атмосферу, в которой учащиеся смогут показать свои сильные стороны
  • Поощряйте детей развивать интерес к своей работе, а не пытаться принуждать к соблюдению дисциплиной.
  • Уметь пробуждать в ребёнке любознательность
  • Вовлекать учащихся в процесс принятия решений
  • Использовать естественные методы, которые подготовят учащегося к трудностям, которые ждут его впереди в жизни

Одним из основных факторов, отличающих метод обучения Френе от традиционного метода обучения, является способность первого прививать ученикам сотрудничество и ценность труда. Метод обучения Френе также развивает у учащихся все формы интеллекта, а именно когнитивный, политический, абстрактный, творческий, ручной и художественный. Учитель, использующий методы обучения Френе, должен быть в состоянии сделать это как можно более заметным в классе.

Роль учителей в преобразовании системы образования

Основная роль любого учителя в школе – передать ученикам знания и ценности, а также создать атмосферу поддержки, уверенности, надежды и тепла, чтобы ученики могли самовыражаться. Формирующая роль учителей делает их инструментами для любых преобразований в школьной среде.

Френе постоянно критиковал традиционную школьную среду за то, что она не дает учителям возможности для новаторства, что часто исключает преподавание моральных ценностей. Прошло почти столетие с тех пор, как впервые появилась теория Френе, но она до сих пор применяется во многих странах мира. Метод обучения Френе может стать ответом для учителей, ищущих новый метод или стиль обучения, который поможет им достичь своих целей обучения.

Педагогические идеи Селестен Френе

5 минут

Многие образовательные идеи Селестен Френе стали важным наследием современной педагогики. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики его педагогической мысли.

Последнее обновление: 28 мая 2021 г.

Селестен Френе была французским учителем и педагогом, родившимся 15 октября 1896 года в деревне во французских Приморских Альпах. В течение своей жизни он разработал педагогику, которая защищала естественное образование вокруг жизни. В то же время он был связан с другими социальными сферами, такими как семья и политика. В основном Педагогика Френе сосредоточена на уважении собственной природы и возможностей ребенка.

Основные характеристики педагогического мышления Селестена Френе

Наиболее отличительной чертой педагогики, разработанной Френе, является то, что она является активной педагогикой. Это педагогика, которая стремилась постоянно связывать школу с социальной средой. Кроме того, педагогика, которая стремилась соединиться с семейной жизнью и с людьми.

Еще раз, как мы уже упоминали, Педагогическое мышление Френе делает акцент на ребенке, а не на воспитателе. Это означает глубокое уважение к природе ребенка и постоянное внимание к его потребностям. И в то же время это связано с важным методологическим развитием их деятельности.

В этом смысле Френе считал, что школьные занятия должны пробуждать интерес детей, чтобы представлять для них реальное обучение.

Основные принципы педагогики Френе

Основываясь на потребностях ребенка и его образовании, связанном с жизнью, Френе построил свою педагогику на некоторых фундаментальных принципах:

  • Индивидуализация. Это предполагает глубокое знание учащегося и его личности, а также возможность общения и выражения со стороны каждого ребенка своих особых потребностей и любопытства.
  • Активность, экспериментальное экспериментирование и автономия. Это означает, что ребенок может открывать для себя новые знания посредством исследования и деятельности. Другими словами, методом проб и ошибок. И благодаря постепенному изучению методов анализа и синтеза дети могут становиться все более автономными и развивать критический дух.
  • Сотрудничество, участие и социализация. Френе выступал за командное обучение, чтобы учиться лучше и компенсировать различия, порожденные неравенством социальной среды. Более того, для Френе командная работа способствует постоянной социализации и, следовательно, участию, а также развитию чувства ответственности.
  • Школа, жизнь и функциональность. Для педагога школа должна быть полезной для жизни, и наоборот. То есть школа должна давать ответы на жизненные ситуации, и жизнь следует изучать в классе. Потому что именно наша жизнь дает нам географические, арифметические, социальные, политические, трудовые и другие события для размышлений и размышлений в школе.

«Сами учащиеся должны обучаться и расти с помощью взрослых. Смещаем образовательную ось: в центре школы не учитель, а ученик. Мы больше не должны искать комфорта и предпочтений учителя. Жизнь ребенка, его потребности, его возможности — основа нашего метода народного воспитания».

-Célestin Freinet-

Связь школы, жизни и работы

Под влиянием социалистической и марксистской мысли, а также действующих течений Френе разработал популярную педагогику и выступал за школу для людей и для работы. Совпадая с движением «Новая школа», его образовательная и педагогическая концепция представляла собой критику традиционной школы.

Как мы уже говорили, педагогика Фрейнера отличалась очень активной деятельностью. Это предполагало соответствие естественному методу, что на практике предполагало соединение классной комнаты с внеклассной жизнью, для чего Фейне проводил свою педагогическую работу через разноплановые деятельность, которая мотивировала детей;  деятельности, которые стимулировали открытия, исследования, любознательность и командную работу.

«Техники жизни» Френе

В соответствии со своим естественным методом и действиями, с которыми Френе хотел, чтобы его ученики экспериментировали, педагог разработал и применил некоторые очень специфические образовательные приемы, или рабочие ключи, с целью помочь детей максимально развивать свои творческие способности.

Среди этих методов мы выделяем следующие:

  • Фрирайтинг. Другими словами, текст, написанный самими детьми индивидуально и в котором они могли свободно высказываться на любую тему. Затем тексты читались всей группе для тренировки чтения, интонации и модуляции голоса.
  • Переписка или школьная полиграфия. Френе считал, что свободное письмо, созданное детьми, должно быть передано людям. Поэтому он установил небольшую и простую типографию, которая позволяла детям распространять свои тексты.
  • Собрания, конференции и рабочие планы. Эти приемы или методики направлены на руководство совместной работой группы класса и на побуждение к обсуждению и решению проблем. По словам Френе, эти методы служили для лучшей организации и общего планирования курса.
  • Библиотека. Его материал был организован в соответствии с различной динамикой классов. Таким образом, студенты могли свободно обращаться к книгам и журналам, лишь бы они следили за порядком и обо всем заботились.
  • Мастерские. Это были основные места для Freinet, чтобы студенты могли связать классную комнату с работой и социальной средой. С этой целью в школе были места для использования инструментов и обучения ремеслам и профессиям.

О наследии педагогики Селестена Френе

В заключение отметим, что теоретический и практический вклад педагогики, разработанной Селестеном Френе, в область современной педагогики и в конструктивистскую концепцию обучения огромен. Короче говоря, его видение свободного ребенка и педагога, посредника и наставника, помогающего учащимся развивать свои максимальные способности, является большим вкладом в достижение осмысленного обучения учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *