Парные согласные в конце слова и в середине слова: Материал по русскому языку на тему: Проверочная работа. Парные согласные в середине и в конце слова
Проверочная работа по теме
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед согласным»
Фамилия ____________________________ 1 вариант
1. Дополни пары:
б д . г . ж
. . с . ф .
2. Как проверить парный согласный в корне слова? Подчеркни правильный ответ.
- подобрать слово с ударной гласной в корне
- подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или согласный звук [ н ]
3. Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Рядом напиши проверочное слово.
Груз, корень, стакан, дуб, сказка, жаба, узкий, фасоль, шарф.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вставь пропущенную парную согласную. Рядом напиши проверочное слово.
_____________________ фла…ки (ж/ш) _____________________ ко…ка (ж/ш)
_____________________ улы … ка (б/п) _____________________мя…кая (г/х)
_____________________ пры…ки (ж/ш) _____________________жира … (в/ф)
_____________________бере …ка (з/с) _____________________ сла …кая (т/д)
_____________________ тетра…ка (д/т) ____________________ реди…ка (с/з)
5. Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне… занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исправь ошибки, если они есть.
Гриб, рак, карандаж, рыпка, сапог, яготка, лёд, морос, жёлуть, слаткий, сказка, дожть, братишка, игружка, жирав.
7 . Звуко- буквенный разбор слова книжка
книжка [ ] … слога, … глас., … согл.
к — [ ] ___________________________________________
н — [ ] ___________________________________________
и — [ ] ____________________________________________
ж — [ ] ____________________________________________
к — [ ] ____________________________________________
а — [ ] ____________________________________________
_____________
. б., . зв
8. Из каждой пары слов выпишите только проверочное слово.
Ястреб – ястребы, ветка – веточка, скользить – скользкий,
моржи – морж, брови – бровь, рубашка – рубашечка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед согласным»
Фамилия ____________________________ 2 вариант
1. Дополни пары:
. д з . в .
п . . к . ш
2. Как проверить парную согласную в корне слова? Подчеркни правильный ответ.
- подобрать слово с ударной гласной в корне
- подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или согласный звук [ н ]
- Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Рядом напиши проверочное слово.
Снегирь, столб, лимон, журавль, глазки, верблюд, сладкий, лужа, минутка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вставь пропущенную парную согласную. Рядом напиши проверочное слово.
________________________поду …ка ( ж/ш) ______________________ ко…ка (ж/ш)
________________________оши… ка ( б/п) _______________________ лё…кая(г/х)
________________________ избу … ка (ж/ш) ______________________ ту…ли(в/ф)
________________________ ска…ка (з/с) ______________________ яго..ка (т/д)
________________________ мину…ка (д/т) ______________________ ни…кий(с/з)
5. Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне… занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исправь ошибки, если они есть.
Труз, столб, малыж, книшка, туфли, дуб, сапошки, хлеп, медведь, глаткий, завот, огород, сугроп, скольский, загатка.
7 . Звуко- буквенный разбор слова сказка
Сказка [ ] … слога, … глас., … согл.
с — [ ] ___________________________________________
к — [ ] ___________________________________________
а — [ ] ____________________________________________
з — [ ] ____________________________________________
к — [ ] ____________________________________________
а — [ ] ____________________________________________
_____________
. б., . зв
8. Из каждой пары слов выпишите только проверочное слово.
Лебедь — лебеди, клетка – клеточка, низкий – низенький,
глаз — глаза, утюг — утюги, кошка – кошечка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
- [б], [б’] — [п], [п’]
- [в], [в’] — [ф], [ф’]
- [г], [г’] — [к], [к’]
- [д], [д’] — [т], [т’]
- [з], [з’] — [с], [с’]
- [ж] — [ш].
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Определение
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а]
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
- [с а т]
- [с а д а]
- [с а д’ и к].
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Определение
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
[б] — [п]
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
[в] — [ф]
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
[д] — [т]
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
[ж]- [ш]
[з] — [с]
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
Парные согласные — правило, примеры, таблица
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Определение
Глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь [ж о л у т’]
- прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- шо́рох [ш о р а х]
- шёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- краб [п]
- покров [ф]
- сапог [к]
- город [т]
- молодёжь [ш]
- отказ [с].
Определение
Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коробка [п]
- колдовство [ф]
- коврижка [ш]
- догадка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- отклик («к» или «г»)
- ералаш («ш» или «ж»)
- голос («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- просьба [з’]
- отбить [д]
- сгрузить [з].
Определение
Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Дополнительный материал
Смотрите больше примеров с парными согласными.Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Правило
В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодёжь — много молодёжи;
- ералаш — нет ералаша;
- коробка — много коробок;
- коврижка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пляж — пляжный;
- складка -складывать;
- ошибка — ошибочка, ошибочный;
- лапка — лапа, лапочка;
- повозка — возить;
- рубашка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
- анекдот
- вокзал
- бутсы
- зигзаг
- космонавт
- муфта
- рюкзак
- футбол
и пр.
Видеоурок
Скачать статью: PDFСогласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
- [б], [б’] — [п], [п’]
- [в], [в’] — [ф], [ф’]
- [г], [г’] — [к], [к’]
- [д], [д’] — [т], [т’]
- [з], [з’] — [с], [с’]
- [ж] — [ш].
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а];
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
- [с а т];
- [с а д а];
- [с а д’ и к].
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными л, м, н, р, в.
Например:
[б] — [п]
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
[в] — [ф]
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
[д] — [т]
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
[ж]- [ш]
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
[з] — [с]
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др..
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
Предыдущая
ФонетикаПримеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке
СледующаяФонетикаБуквы обозначающие два звука в русском языке
№3 Написание парных согласных в середине слова и в конце.
Выучи правило.
Запомни: это парные согласные б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш. Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная. Это орфограмма.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода, лёгкий — лёгенький.
Запиши проверочные слова, вставь буквы, выдели орфограмму.
_________________ — скри…ка _________________ — ша…ка
_________________ — гу…ка _________________ — ду…ки
_________________ — ре…ка _________________ — оши…ка
_________________ — голу…ка _________________ — ры…ка
_________________ — кни…ка _________________ — кру…ка
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Выделяй орфограмму.
Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.
Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу. Выделяй орфограмму.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), скошенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
Русский (…) солда.. не знает (…) прегра.. . (…)Наро.. отдаёт свой (…) голо.. за депутата. (…)Отря.. (…) солда.. собрался в (…) похо… Зелёный (…)наря.. полей радует (…)гла…
Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Выделяй орфограмму.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.
Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные.
Запиши под диктовку, выдели орфограммы. (диктовать, как эти слова обычно говорим)
Лопатка, ножка, ложь, монетка, карандаш, слезь, лёгкий, лебедь, голос, жемчуг, склад, мороз, дорожка, восход, загадка, бутерброд, космос, развод, витязь, газетка, герб, глазки, смягчение, мышка, кошка, берёзка, крепкий, лёд, денежки.
Большая школа: Парные согласные
Парные звуки согласныеБывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
Чтобы знать очень хорошо орфограмму нужно:
1.Знать парные по звонкости — глухости согласные:
Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш.
2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных — это «опасное место» (орфограмма парных согласных). (снег, мост.)
Если корень заканчивается на другой согласный — это не орфограмма! (мел, сон.)
Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.
ПРАВИЛО:
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.
Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:
Снег — снега, снеговик;
мороз — морозище, морозный.
Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне —смотрит. Парный согласный находится в окончании.
Мы работаем с орфограммами в корне!
Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берёзка.
Услышав два глухих согласных подряд (берёзка), тоже нужно выполнить проверку.
ИТОГ:
-Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в«слабой позиции»:
1)в конце слова (чиж)
2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лёгкий).
«Сильная позиция» согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.
-Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный, требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень, парный согласныйподчеркнуть одной чертой, а букву за ним — двумя чертами.
Заполните форму по данной орфограмме
Открытый урок во 2 классе по теме: «Парные согласные звуки в середине слова и в конце».
Цели:
- Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого.
- Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновывать написание проверяемого слова, с парными согласными на конце и в середине слова, развивать память, мышление, речь, орфографическую зоркость, навык самостоятельной работы, работу в парах,
- Воспитывать наблюдательность, интерес к родному языку, любовь к матери.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
— Посмотрели друг на друга, глазки на меня, улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи на уроке.
II. Чистописание
- найдите закономерность вфгкдт… (з с ж ш б п)
- запишите о чем пойдет речь на уроке
- на какие группы можно разделить парные согласные.
.
III. Словесная работа
В гости пришли вот такие человечки
*> *
Они вам приготовили очень много различных заданий, я думаю что вы с ними легко справитесь.
1 задание.
Ду… ястре… медве…ь ланды…
д п з ?
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
— Под словом дуб стоит буква — д, под словом ястреб — п, медведь — з, какую
же букву поставить под словом ландыш? (дуб — дерево, ястреб — птица,
медведь — зверь, ландыш — цветок)
IV. Работа по теме урока.
2 задание. На доске записаны слова: кровать, глазки, лошадка, глаз,
кроватка, лошадь, дубки; тетрадка, дуб, тетрадь.
Разделите слова на две группы. На какие группы можно поделить слова?
— На слова с парными согласными в конце слова и на слова с парными
согласными в середине слова.
кровать кроватка
лошадь лошадка
тетрадь тетрадка
глаз глазки
дуб дубки
— Понаблюдайте, как произносятся парные согласные в конце слова и в
середине слова.
Как глухие согласные? Как проверить парные согласные в конце слова? Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?
Можно. Проверьте. Работа с правилами.
Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова?
V. Физкультминутка.
Теперь всех приглашаю на зарядку:
Будьте внимательны, запомните слова с парными согласными в
середине слова —
Мелкие шажки — 1,2,3 Легкие прыжки -1,2,3 Вот и вся зарядка — 1,2,3 Мягкая посадка -1,2,3
VI. Следующее задание наших человечков. Закрепление. Упражнение
323,стр.172
VII. Групповая работа
Похрустывает вкусно, крепко Налившаяся соком… (репка)
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка, —
Сварилась к ужину … (картошка)
Просыпаюсь утром рано: Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … (зарядку)
VIII. Работа с пословицей.
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
Объясните пословицу. Найдите слова с изученными орфограммами.
IX. Дифференцированная работа
1) Разбор слов по составу
Мамочка
Матушка —
- Составить предложение. Записать, вставляя пропущенные буквы яго…ка, Красна, горька, да, на, вкус.
- Коллективная работа.
- подберите однокоренные слова к слову «матушка».
- составьте предложение с одним из этих слов.
X. Аутотренинг — релаксация
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.
XI. Творческое задание.
На листиках — солнышках, которые лежат у вас на партах, напишите
все добрые слова, которые вы скажете своей маме сегодня вечером.
Я вам принесла такую картину «Субботний вечер с мамой».
Напишите несколько строчек на эту тему. В которых вы возможно выразите свою любовь, нежность, признательность своим мамам.
Постарайтесь употребить слова с парными согласными звуками. Подарите эти «солнышки» самым близким, дорогим людям — мамам.
XII. Итог. Оценки.
Над какими согласными мы сегодня работали?
На какие группы делятся парные согласные?
Когда проверяем парный согласный, где он находится в слове?
Как проверить правописание парных согласных?
По ходу схема:
Парные согласные
Звонкие согласные
Глухие согласные
В середине слова
В конце слова
Человечки довольны вами.
Со всеми заданиями вы справились.
ХШ. Рефлексация.
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке
Я научился… —
Было интересно … Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал …
Спасибо за урок.
Игра.
Если я назову словр в котором есть парный согласный в середине слова, который надо проверять, вы потягиваетесь, поднимая руки вверх. Бели в слове не надо проверять согласный, вы приседаете.
Корова, петушки, кружки, глаза, лошадка, труба, утюги, рыбка, шкафы, лопата, грядка
Паспорт открытого урока
Предмет: Русский язык. 2 класс
Тема; «Парные согласные звуки в середине слова и в конце».
Цели: 1, Обучающая формировать умения сравнивать согласную букву
проверочного слова и проверяемого.
- Развивающая — развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновывать написание проверяемого слова, с парными согласными на конце и в середине слова, развивать память, мышление, речь, орфографическую зоркость, навык самостоятельной работы, работу в парах.
- Воспитывающая — воспитывать наблюдательность, интерес к родном}7 языку, любовь к матери.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с
дифференцированными заданиям и веселые человечки — солнышки,
магнитофон.
Тип урока: урок-повторение.
Форма проведения: фронтальная работа, работа в парах и группах.
Методы и приемы:
- познавательный
- словесный
- наглядный
- проблемный (при изучении нового материала)
Дети на уроке показали умения: анализировать, делать выводы, проявлять творческие способности, работать в парах, показали навыки самопроверки, взаимопроверки и оценивания работы.
Ход урока,
- Орг.момент. Целеполагание
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Новая тема
- постановка проблемы
- работа с упражнениями
- вывод по теме урока, рабе а с правилами
- Физ.минутка.
- Закрепление.
- работа по учебнику
- взаимопроверка.
- Групповая работа.
- Работа с пословицей.
- Дифференцированная работе по карточкам
— коллективная работа
- Аутотренинг — релаксация.
- Творческая работа.
- Итог. Рефлексия.