cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Трагедия беслана 1 сентября классный час: Разработка классного часа «Трагедия Беслана» с презентацией. | Классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему:

Разработка классного часа «Трагедия Беслана» с презентацией. | Классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему:

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.

Задачи:

  1. Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».
  2. Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.
  3. Вызвать отрицание терроризма как явления.
  4. Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
  5. Научить пользовать памяткой по безопасности.

Форма: беседа.

Оборудование: презентация


Ход классного часа:

  — Ребята, скажите, пожалуйста, что Вы знаете о трагедии в Беслане? Когда это произошло это событие?

 — Кто такие террористы? Как Вы думаете, почему они захватили школу в Беслане?
     Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы наш классный час.

Классный руководитель: 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 17 террористов, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

1 сентября 2004 года. 9.00

День первый.
         Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.

2 сентября 2004 года

День второй.
       В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.

Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо.

3 сентября 2004 года

День последний.
        Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывали на руки.

Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.

Классный руководитель: Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.

Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

Минута молчания

Мне не забыть тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.

Мне не забыть плач матерей
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей
С печатью горя и страданья.

Мне не забыть тех нелюдей
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей
Свои творивших преступленья.

Без слов – одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья?

От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.

Не раздается детский смех,
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех –
На память погребальный звон.

Беседа и инструктаж по антитеррористической и личной безопасности учащихся.

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не   наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

— А кто-нибудь знает, почему голубь стал символом мира?

Го́лубь ми́ра — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира.Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 годув Парижеи Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо. На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений.А мы нарисуем голубей.

Классный руководитель: Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение средняя

 общеобразовательная школа №34 г. Тихорецка Тихорецкого района

Классный час:

» Беслан- наша трагедия»,

        

                                 

                                                               

           

                                                       

                                                      Подготовила: Прибылова Татьяна Михайловна

        Класс: 4 «Г»

03.09.2013г.

Классный час » 1 сентября Беслан»

14-летняя заложница Агунда Ватаева спустя 8 лет решила рассказать все

Цель: познакомить детей с трагедией 1 сентября 2004г. в школе №1 города Беслана

 — вызвать осуждение к действиям террористов;

 — сделать соответствующие выводы о безнравственных и нравственных

   поступках.

Форма: беседа.

Последние десять лет август в России – это месяц катастроф: гремят взрывы, падают самолеты, рушится экономика.

В августе 1999 года началось вторжение боевиков Басаева в Дагестан, которое послужило началом второй чеченской войны и серии терактов: в сентябре были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Август следующего 2000 года запомнился взрывом на Пушкинской площади в Москве. 1 августа 2003 года был взорван военный госпиталь в Моздоке. Но, пожалуй, как самый страшный запомнился август 2004 года, когда цепь терактов (взрывы на остановках, общественного транспорта в Воронеже и Москве, взрывы двух пассажирских самолетов, взрыв на площади Рижского вокзала ) завершилась катастрофой Беслана.

— Ребята, скажите, пожалуйста, что Вы знаете о трагедии в Беслане1?

Кто такие террористы? А Вы знаете, как они относились к тем, кто попал к ним в руки?

— Ребята, почему мы должны об этом знать и не забывать об этих событиях?

— Какие выводы мы должны сделать для себя? Какие уроки должны извлечь из этих событий?

Вы готовы ответить на эти вопросы? (Нет). Тогда перед нами возникла проблема и мы будем её решать. А в конце классного часа вернемся к вопросам, на которые не смогли ответить сейчас.

1 сентября 2004 года вошло в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. (Слайд 1). 3 сентября текущего года исполняется 10 лет со дня страшной трагедии в Беслане, когда террористы2 захватили школу, а с ней —  1200 заложников. Жертвами теракта и последовавшего штурма 334 человека.

По официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 334 человека, из них 186 — дети. (Слайд 2)

Многое было сказано за эти годы.

Но многое забылось…

Жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества. Погибшим в тёмном пекле пылающего ада и выжившим в те страшные сентябрьские дни 2004 годы, посвящаем мы классный час. (Слайд 3)

Давайте вспомним, как это было и посмотрим на происходящее в то роковое время глазами 14-летней школьницы Агунды Ватаевой, которая 1 сентября 2004 года оказалась в числе 1200 заложников бесланской школы … (Слайд 4). Наш классный час мы так и назовём «Школьный дневник Беслана Агунды Ватаевой»

В результате того теракта погибла мама Агунды, учительница начальных классов Галина Ватаева. Сама девочка получила опасные ранения. Но выжила. Когда пришла в сознание, то взялась за перо, чтобы занести в девичий дневник воспоминания о трех днях, проведенных под дулом автомата. Девочка торопилась, потому что боялась забыть какие-то детали, думала, со временем память ее подведет. Агунда ошибалась. Воспоминания не стерлись. Более того, они и по сей день преследуют ее.

Итак, спустя 8 лет, бывшая заложница решила опубликовала свой дневник в газете «Московский комсомолец».

Всё произошло в североосетинском Беслане (Слайд 5). — очень зеленом и уютном городе, получившим всероссийскую известность 1 сентября 2004 года, когда в спортзале бесланской школы №1 боевиками Руслана Хучбарова были захвачены более тысячи человек.

Не что не предвещало беды. Линейка в школе № 1 г. г. Беслан началась на час раньше положенного: всех учеников предварительно обзванивали классные руководители с просьбой прийти на линейку к 9 часам утра (её перенесли из-за жары с традиционных 10 часов).

Дети, сопровождаемые родителями, шли в школу. Многие школьники пришли с младшими братьями и сестрами: по странному стечению обстоятельств, в то утро все детские сады и ясли г. Беслана оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять их с собой в школу. Как отмечают очевидцы, праздничная линейка в том году была самой многолюдной за всю историю.

Итак, ребята, знакомьтесь — это Агунда Ватаева. Сейчас ей 16-лет. Посмотрим на происходящее её глазами.

День первый

Утро. Тепло. Солнечно. 1 сентября. Любимый праздник после дня рождения. им. Какая же погода хорошая! Мы идем по залитой солнцем Надтеречной, так солнечно — глаза болят! Что-то никого нет — рано еще. Мы вышли пораньше, чтобы докончить оформление маминого кабинета. Заходим в её класс.

(Слайд 6). Мама пишет на доске: «Добро пожаловать в школу!». Я вышла на улицу — никого из одноклассников нет. Конечно, мы уже девятый класс, грех не опоздать.

Ну вот, стали потихоньку собираться. Все нарядные. Потом вышли во двор, там уже все наши построились. Мы с девчонками обсуждаем обновки…

…Наш разговор обрывается. Где-то совсем близко раздались выстрелы. Я повернула голову и увидела трех мальчиков, бегущих к выходу, а за ними человека в камуфляже и с черной густой бородой. Он бежал за мальчиками и стрелял в воздух. Я подумала: «Кто-то плохо шутит, наверное, розыгрыш или опять какая-то проверка». Эти мысли сразу же пропали, когда со всех сторон началась стрельба и нас погнали в сторону котельной. (Слайды 7-8).

Мы сбились в кучу. На асфальте валялись потоптанные букеты, туфли, сумки. Мы сидели у стены котельной. Люди в масках и с автоматами приказали нам молчать и подходить к спортзалу. Мы кинулись к дверям спортзала. В голове вертелось правило, которое нам твердили учителя: «В чрезвычайной ситуации главное — не паниковать». Не паниковать было невозможно. Это чувство охватывало все тело, весь разум, все сознание. Хотелось бежать куда-то в толпу, подальше, где-нибудь спрятаться, скрыться…

Затем нас погнали к спортзалу. Когда мы в него зашли, я заметила свою близкую подругу Мадину. Мы с Зариной продвинулись поближе к ней. Нас стало уже трое. Мы сидели на корточках и держали «руки зайчиком», как нам приказывали. (Слайд 9).

Наступила мертвая тишина. Лишь плач и крик детей нарушали ее. (Слайд 10-13).Нам приказали выбросить все телефоны и сумки. Сказали, расстреляют двадцать человек, если услышат телефонный звонок. К этому времени боевики уже разложили взрывчатку.

…Все время я думала о маме. В зале я ее не видела, искала ее глазами, но безуспешно. Вскоре я услышала голос. Она просила одного из боевиков разрешить ей пересесть ко мне.

…Возле нас стояли две шахидки3. Они были в парандже4, и их лиц не было видно. Только глаза и ноги. Они были в спортивных штанах и кедах. В одной руке у них были пистолеты, а другую они держали на кнопках от поясов. И еще у них ледяной, неживой взгляд… Именно женщины вселяли необъяснимый страх и ужас.

…В первый день боевики кидали заложникам листы бумаги, чтобы мы могли обмахиваться, пускали в туалет, раздавали воду. Время длилось медленно. Было ужасно жарко.

…К концу дня чувства голода почти не было — вернее, жажда и жара забили его. Около восьми часов вечера пошел дождь. Мы сидели под выбитыми окнами и хватали ртом дождинки — так хотелось пить. Естественно после дождя стало чуть-чуть прохладнее.

…Приближалась ночь. Никаких новостей. Хотелось спать, хотелось пить, есть не хотелось совсем. Кто-то еще днем находил шоколадки и раздавал. Мне тоже давали, правда, я не ела. Зачем есть, если еще сильнее захочется?

…К концу первого дня мы узнали о требованиях, которые выдвигали террористы.

Кто-то из взрослых сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

День второй. Самый длинный (Слайд 14).

Проснулись рано, часов в семь. По-прежнему душно. Есть не хочется, только пить. Ужасная жажда. Хочется спать… Начинают стрелять. После каждого выстрела детки начинают плакать. У матерей истерика. Они еще не знают, что сегодня придет добрый дядя Аушев5 и заберет их (матерей с грудными детьми). А мы останемся ждать. После ухода Аушева у нас появится надежда. Но это все случится вечером.

…Нам больше не разрешали пить воду, ссылаясь на то, что она отравлена. Выпускали в туалет выборочно. Возле выхода в туалет образовалась огромная очередь, которую время от времени боевики разгоняли криками и угрозами.

Второй день тянулся долго… Очень! Делать было нечего, ноги затекали, хотелось только воды, иногда в туалет. Я сидела очень близко к тому месту, где были развернуты снаряды, поэтому хорошо слышала боевиков, когда они вели переговоры по телефону или обращались к нам: «Вас никто не спасет, мы все сдохнем». Призывали к соблюдению дисциплины они нас словами: «Руки зайчиком!» В таком положении очень затекали руки.

А день все тянулся… Никакого движения, никаких новостей. В туалет вообще перестали выпускать, воду больше не разносили. Внезапно боевики воодушевились и стали вести себя более активно. Подняли директора и пошли с ней куда-то…

Через некоторое время она вернулась с одним мужчиной в камуфляжной шинели. Он начал что-то говорить в зал. Я не слышала его речи, но когда он замолчал, заложники стали улыбаться и хлопать, кто-то плакал. Затем некоторых мам с детьми подняли и вывели из зала. (Слайд 15). А потом я вспомнила, что в первый день захвата боевики переписывали имена женщин, записывали, сколько в школе находится детей и сколько кому лет.

После того как вывели партию детей, атмосфера в зале стала легче.

…На протяжении всех дней мы часто слышали: «Вот через час (два часа, вечером, завтра в 11) начнут выпускать детей, оставят взрослых»…

День третий. «Я уже мечтала не об освобождении, а о смерти»

…Проснулись рано. Где-то в начале шестого. Еще не рассвело, когда нас переводили обратно в спортзал. Наши места под окнами на скамейках оказались заняты. Мы сели почти в центре спортзала.

Дико хотелось спать. Я уже мечтала не столько об освобождении, сколько о смерти, потому что это казалось более вероятным исходом. В третий день все хотели только одного — конца. Любого конца, лишь бы все это кончилось.

А потом… Я потеряла сознание. Когда очнулась, надо мной горела крыша, все падало, кругом лежали люди. (Слайд 16). Мы с мамой встали и пошли. Я успела заметить небольшую рану на своей левой руке и успокоилась, что других ран нет. Я пыталась идти осторожно, везде лежали тела, дымящиеся деревянные брусья. У самой двери я увидела тело маленькой девочки. Наверное, тогда ко мне пришло осознание того, что это все реально.

Боевики вывели нас из спортзала в столовую. Там заложники могли выпить воды из бочек, какие-то дети жадно ели печенье.

Потом боевики заставили заложников выставить в окна детей, чтобы те махали солдатам тряпками и кричали, что тут заложники, чтобы наши не стреляли. Женщины не захотели ставить детей и встали на подоконники сами.

До улицы мне оставалось одно движение, когда моя нога провалилась в щель. Я уже ногу не чувствовала, не могла ее найти, все тянула ее, тянула, и ничего у меня не получалось. Внизу меня уже ждали. Наши военные кричали мне: «Давай, золотце, давай, солнышко!» А я не могла. От этого чувства бессилия и безнадежности я стала плакать. Но потом собралась и освободила ногу. Меня подхватили, положили на носилки, понесли через какие-то дворы, закинули в «пазик6» и повезли куда-то. Моя правая ступня всю дорогу странно качалась. В «пазике» со мной лежала женщина, которая сначала жадно пила воду. А мне было все равно. Сил радоваться уже не осталось…

Эпилог (Слайд 18).

Позже меня найдут родные, отвезут во владикавказскую больницу, где я буду лежать в одной операционной с моей мамой.

Потом я буду читать СМС сестры и случайно прочту соболезнования о маме.. Самые благородные и сильные умерли, сгорели, истекли кровью…

…На каждом медицинском документе у меня стоит печать «заложник». Спустя годы я привыкла к своим шрамам, привыкла не замечать их и не стесняться. Они стали частью меня. Без них я не могу себя представить. Но кроме шрамов и рубцов у меня есть и другие «интересные штучки». Например, мой металл! Один в голове, один — в легком, множество других раскидано по телу. Не то чтобы я с ними ужиться не могу, но ощущения крайне дискомфортные, особенно головные боли и неразгибание «свадебного» пальца на правой руке.

А еще я очень закрыта. Иногда, кажется, что легче застрелиться, чем рассказать обо всем этом другому человеку, даже очень близкому. Не потому, что не поймет, а потому, что сложно. Поэтому решила написать дневник. Это своего рода как «эффект попутчика» — рассказала обо всем в никуда, выплюнула это.

Вот и закончился дневник Агунды Ватаевой…

  1. Матери и отцы погибших детей фактически живут на кладбище. Это кладбище в Беслане называют именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1. Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать. Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

  2. До сих пор на “детском” погосте почти всегда слышится женский плач. Несчастные матери и бабушки и вовсе бы не уходили с могил, если бы их силой не развозил по домам здешний смотритель Касполат Рамонов.

Рефлексия. Активный метод «Клубок»

Уважаемые ребята! Я попрошу вас всех выйти к доске и встать в круг. В руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и впечатления, полученные сегодня на классном часе. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку 1-2 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или перебросил клубок своему однокласснику. (Высказывания ребят, передача клубка).

Ребята, посмотрите как объединило нас горе Беслана в эмоциях, чувствах, переживаниях… Это так раз тот момент, «Когда чужая боль становится своей».

-А теперь вы сможете дать ответы на вопросы, которые были поставлены в начале классного часа? Кто такие террористы? А Вы знаете, как они относились к тем, кто попал к ним в руки?

— Ребята, почему мы должны об этом знать и не забывать об этих событиях?

Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся

(В дневник каждому ученику)

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

Телефоны:

Пожарная служба – 01

Милиция – 02

Скорая помощь – 03

Используемые материалы:

2. http://glavred.info/archive/2011/09/03/145403-9.html

3. http://glavred.info/archive/2011/09/01/084608-10.html

4. http://fishki.net/anti/127322-8-let-beslanskoj-tragedii-29-foto.html

5. http://pravober.ru/shkola-1 — Ватаева

6. http://beslan-2004.narod.ru/ -фотографии

7. http://ria.ru/society/20080901/150831336.html

8. http://pravober.ru/shkola-1

9. http://www.onlinedics.ru/slovar/inyaz/t/terrorist.html

10. Школьный дневник Беслана

11. Рефлексия из классного часа «Когда чужая боль становится своей…»  http://easyen.ru/load….0-19059  автор: Сорокина Татьяна Александровна

http://www.mk.ru/incident/article/2012/09/03/743720-shkolnyiy-dnevnik-beslana.html

Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся

(В дневник каждому ученику)

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

Телефоны:

Пожарная служба – 01

Милиция – 02

Скорая помощь – 03

Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся

(В дневник каждому ученику)

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

Телефоны:

Пожарная служба – 01

Милиция – 02

Скорая помощь – 03

Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся

(В дневник каждому ученику)

1.     Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.

2.     Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите  по ним удары.

3.     Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.

4.     Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.

5.     Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.

6.     Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.

Телефоны:

Пожарная служба – 01

Милиция – 02

Скорая помощь – 03

1 Беслан, город, центр Правобережного района Северо-Осетинской АССР. Расположен на правобережье р. Терек. Железнодорожная станция на линии Армавир — Баку (от Б. отходит линия на г. Орджоникидзе). 27 тыс. жителей (1968). В Б. — маисовый комбинат (крупнейший в Европе), вырабатывающий из кукурузы крахмал, патоку, глюкозу, масло, сухие корма. Пенькозавод, заводы железобетонных конструкций, авторемонтный, щебёночно-шпальный, молочный. Преобразован из посёлка в город в 1950.

2 ТЕРРОРИСТ — а, м., одуш. 1. Участник или сторонник террора. Полиция арестовала известного террориста, совершившего не-сколько политических убийств. 2. Бандит, добивающийся своих целей путем захвата заложников и угроз применения к ним насилия вплоть до их физического уничтожения. Террористы захватили самолет вместе с пассажирами. Тер-рориска — женщина-т. Террористический — относящийся к деятельности террористов, к террору, тер-роризму (террористическая группа, террористическая акция, террористическая тактика).

3 Шахидки – это мусульманки, которые являются смертницами, они готовы погибнуть за веру, не за политику, экономику и деньги, а только воюя с неверными, доказывая свою религиозную правоту. За это они приближаются к Богу. Этим активно манипулируют другие представители ислама.

Трагедия в Беслане 1 — 3 сентября 2004, захват школы террористами.

Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку (сценарий) классного часа “Трагедия в Беслане”. Фото к презентации можно скачать здесь – на сайте Инфоурок.

Ведущий 1: (слайд 1) 1 сентября –  День Знаний. Этот праздничный  день  дети с нетерпением  ждут с самого раннего детства. Это день когда мальчишки и девчонки вступают в неизведанный, увлекательный мир знаний, в новую богатую общением и событиями школьную жизнь.

Ведущий 2:  (слайд 2)  1 сентября – радостный праздник, с цветами, музыкой, улыбками и громким смехом. В это День вновь встречаются друзья после летних каникул друг с другом и своими любимыми педагогами.

Ведущий 1: (слайд 3)  День Знаний празднует вся огромная страна. Это не выходной день, но значение праздника признается всеми, ведь каждый когда-нибудь был школьником. А если сейчас он взрослый, то в этот день провожает в школу своих детей или внуков.

Ведущий 2: (слайд  4) В 2004 году 1 сентября, в одной из республик России – Северной Осетии, в городе Беслане люди с детьми и внуками так же пришли на праздник в школу.

Ведущий 1: В 9 часов утра вся школа построилась на спортивной площадке для проведения линейки, рядом стояли родители с букетами цветов, ждали только первоклассников.

Ведущий 2: (слайд 5)

Промчалось лето синей птицей, И мамы юной детворы, Блеснув слезинкой на ресницах, С детьми покинули дворы.

Ведущий 1:   (слайд 6)

Они сегодня встали рано, С волненьем трепетным в душе, И в школу города Беслана Вели за ручку малышей.

Ведущий 2:  (слайд 7)

Большая, пахнущая краской, Сияя яркой белизной, Она казалась детям сказкой, Прекрасной, светлою страной!

Ведущий 1: (слайд 8) Но праздник не начался…  Вместо приветственных слов директора школы прозвучали шум моторов, визг тормозов и выстрелы – На территорию школы ворвались террористы и, угрожая оружием, вынудили  детей зайти в спортзал. При этом были убиты двое взрослых. Спортзал был заминирован.

Ведущий 2: (слайд 9) Более тысячи детей оказались заложниками террористов.

Ведущий 1: (слайд 10)

Ужас над головами, Проволок страшный груз. Дети кричат глазами: “Мамочка, я боюсь!!!” В душном спортивном зале Время замкнуло круг…

Ведущий 2: (слайд 11) Ученица школы Сонета Сабанова вспоминала после завершения трагедии:   “Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу… Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.

Ведущий 1: В первые часы бандитами было убило семнадцать человек. Террористы прикрывались детьми, выставляя их в проемы окон. А в случае  штурма угрожали взорвать школу вместе с детьми. В городе все замерло.

Ведущий 2: Только спустя два часа после захвата бандиты выдвинули свои требования – личное присутствие президента республики на переговорах. “…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек”.  Так звучали их угрозы.

Ведущий 1: Теракт в Беслане был очень  тщательно спланирован. Террористы требовали  вывести  российские войска из Чеченской республики и признать Чечню – Ичкерию независимым государством.

Ведущий 2: Казалось, дети обречены. За  неповиновение заложников ждала смерть. Но плененные не упали духом, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, пытались поддержать. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

Ведущий 2: (слайд 12) Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни.

Нескольких детей он спас еще в самом начале захвата, когда закрыл  их в одном из классов, откуда они позже смогли выбраться на свободу. В спортзале, где террористы заперли заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы бандиты дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило.

Еще в самом начале трагедии он перенес сердечный приступ, но продолжал поддерживать изнемогающих от жары и жажды детей. Он смог обезвредить два взрывных устройства, закрывая их своим телом, чтобы не допустить разлет осколков, если они взорвутся. 3 сентября в спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали несколько самодельных взрывных устройств.

Защищая детей, Каниди вступил в схватку с террористом, который намеревался стрелять в детей из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы.

Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей. Не сумев в открытом противоборстве справиться с человеком, который по возрасту явно был старше его в несколько раз, боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор. Над городом клубился дым.

Ведущий 1: (слайд 13)

В душном спортивном зале Время замкнуло круг – Взрывы над головами Сотни смертей несут.

Ведущий2: (слайд 14) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и те, кто выжил, устремились на улицу. Террористы начали по ним стрелять. Заложники разбегались. После первых взрывов смогли убежать около шестисот человек. В спортзале начался пожар.

Ведущий 1:  (слайд 15) Из воспоминаний очевидцев: “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены. Ей было очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: “Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!”. Но она никого не слышала – она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены.

И тут она совершила совершенно невероятное: она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!” Но она залезла в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива”.

Ведущий 2: ( слайд 16) Как только прозвучали взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. Бойцы подразделений  “Альфа” и “Вымпел”  действовали по заранее намеченному плану. Первостепенной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей своими телами. Бой продолжался около 13 часов. При освобождении заложников погибли 10 бойцов спецназа”.

Ведущий 1:(слайд 17) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

Ведущий 2:(слайд 18) По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.  3 дня… без еды… без воды…

Ведущий 1: (слайд 19) При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения. Беслан стал “Городом ангелов”.

Ведущий 2: (слайд 20) Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4 года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1

Ведущий 1: Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

Ведущий 2: На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.

Ведущий 1: Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов. Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

Ведущий 2:

В небеса поднималися ангелы… Все прекрасны, невинны, чисты. Сколько звёзд тогда ярких попадало, Маскируясь росой на цветы…

Ведущий 1:

Вам, нежданно ушедшим так рано Уготован в раю уголок. Наши общие дети Беслана, Вы простите ли нас за тот рок?!

Ведущий 2:

И теперь близким нет утешения… Им кровинок родных не вернуть… И зачем даровалось рождение?.. Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..

Ведущий 1: То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…

Ведущий 2: Тот, кто сделал это – проклят навсегда…

Ведущий 1: Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

Ведущий 2: Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!

Ведущий 1: 1 сентября – это день, которого дети ждут с самого раннего детства. Это день когда мальчишки и девчонки вступают в неизведанный, увлекательный мир знаний, в новую богатую общением и событиями школьную жизнь.  Но кто мог подумать, что этот день станет для многих из них последним!!!!

Ведущий 2: Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма объявляется минута молчания. Прошу встать.

В сценарии использовано стихотворение “Памяти детей, погибших в Беслане”. Автор: Леокадия Гелианс.

«Именно шахидки с ледяным взглядом вселяли ужас»

ВСЕ ФОТО Третьего сентября 2004 года состоялся штурм здания школы N1 в Беслане, которое было захвачено террористами в День знаний
Global Look Press Террористы загнали в спортзал школы более тысячи заложников, в том числе малолетних детей
Global Look Press На протяжении трех дней преступники удерживали их в душном помещении, лишив воды и пищи
Global Look Press В результате захвата заложников погибли 334 человека, в том числе 186 детей
Reuters

Захват школы в Беслане рассказан словами школьницы — 14-летней Агунды Ватаевой, которая 1 сентября 2004 года оказалась среди 1200 заложников, получила опасные ранения, но выжила и, придя в себя, сразу же записала в дневник все, что произошло в те страшные дни. В том теракте девочка потеряла маму, которая работала в школе учительницей начальных классов. Женщина стала одной из 334 погибших. Отрывки из дневника ее дочери публикует во вторник «Московский комсомолец», хотя сама Агунда (ник agunya) поделилась своими воспоминаниями в «Живом Журнале» еще два года назад.

Как пишет школьница, началось все с выстрелов — человек с густой бородой в камуфляже бежал за тремя мальчиками и стрелял в воздух. Сначала у нее мелькнули мысли о розыгрыше или «очередной проверке», но тут стрельба началась со всех сторон, и людей погнали в сторону котельной.

«Мы сбились в кучу. На асфальте валялись потоптанные букеты, туфли, сумки. Мы сидели у стены котельной. Люди в масках и с автоматами приказали нам молчать и подходить к спортзалу. Мы кинулись к дверям спортзала. В голове вертелось правило, которое нам твердили учителя: «В чрезвычайной ситуации главное — не паниковать». Не паниковать было невозможно. Это чувство охватывало все тело, весь разум, все сознание. Хотелось бежать куда-то в толпу, подальше, где-нибудь спрятаться, скрыться…» — вспоминала она.

Первое убийство заложника и «вселявшие ужас шахидки с ледяным взглядом»

Вскоре последовало и первое убийство. По словам девочки, люди паниковали, многие были в истерике, и боевики потребовали замолчать, пригрозив в противном случае убить поднятого ими мужчину. «Мы старались, но страх и паника не отпускали. Раздался выстрел. Мужчину убили», — пишет бывшая заложница.

После этого «наступила мертвая тишина», только плакали и кричали дети. Террористы приказали выбросить все телефоны и сумки, заявив, что расстреляют 20 человек, если услышат телефонный звонок. Однако многие еще надеялись, что им удастся спрятать мобильники, однако после неоднократно повторенной угрозы и уговоров учителей с телефонами расстались даже самые упрямые.

К тому времени боевики уже разложили взрывчатку, вспоминает Агунда и описывает двух шахидок, которые стояли поблизости. «Они были в парандже, и их лиц не было видно. Только глаза и ноги. Они были в спортивных штанах и кедах. В одной руке у них были пистолеты, а другую они держали на кнопках от поясов. И еще у них ледяной, неживой взгляд… Именно женщины вселяли необъяснимый страх и ужас», — признается она.

Боевик с огромным шрамом на шее

Девочка также описала одного из боевиков, чье лицо показалось ей «очень знакомым». По ее оценке, ему было 35-38 лет, и у него был «огромный шрам на шее».

Отметим, в статье «Новой газеты», опубликованной в ноябре 2008 года под заголовком «Террористы-агенты. Неизвестные подробности бесланской трагедии», говорится:
«Очень многие свидетели из числа бывших заложников во время следствия и на судах по бесланскому теракту говорили о том, что среди мертвых террористов они не опознают тех, кто на самом деле участвовал в захвате школы N1. Среди отсутствующих боевиков чаще всего бывшие заложники упоминают о террористе по имени Али, невысокого роста, с безобразным шрамом от уха до шеи под подбородком».

«Этот Али играл заметную роль среди террористов, в том числе вел переговоры с представителем оперативного штаба, сотрудником осетинского УФСБ Зангионовым. Этот Али не был обнаружен среди мертвых террористов. Потерпевшие предположили, что Али мог уйти из бесланской школы. Судя по запросу следователя прокуратуры И. Ткачева и ответу на этот запрос и.о. начальника УФСБ РСО-А В. Левитского, следствие также не уверено в смерти террориста Али», — сообщало издание.

«НГ» также писала, что в результате оперативно-розыскных мероприятий по установлению личности террориста со шрамом в поле зрения ФСБ попал некий уроженец Чечни Руслан Дирьясов по кличке Дирез, 1976 года рождения, носивший мусульманское имя Сейфула. По возможным местам жительства в Чечне и Ингушетии его так и не обнаружили.

Как написано в дневнике 14-летней Агунды Ватаевой, этот боевик со злостью велел ее подруге «закрыть свой стыд», имея в виду открытые колени. Он кинул ей какой-то пиджак, та сразу накрыла ноги. Агунда пишет: «После этого мне стало чуть легче. «Хоть насиловать не будут», — подумала я».

Опять же, отметим, еще одна бывшая заложница, 12-летняя Дзера Дзестелова, чей рассказ «Известия» публиковали в первые дни после трагедии, называла террориста со шрамом «добрым».

«Был еще один добрый. Ему даже женщина одна сказала: «Но вы же добрый». А он как закричит: «Не разговаривайте со мной!» Там же были женщины с грудными детьми, а грудные — они же постоянно плачут, не понимают, есть хотят. Так вот этот боевик подошел к одному ребенку, попытался даже его успокоить. Ну не плачь, говорит, ути-пути. Но ребенок не успокоился. Успокоишься тут, когда такой страшный подошел. Он был без бороды и без усов. А на шее у него был шрам, как будто ему когда-то горло перерезали».

«Самое лучшее воспоминание из ада»

Первый взрыв прогремел 1 сентября часов около пяти, вспоминает 14-летняя бывшая заложница. Спустя несколько минут боевики завели одного раненого мужчину из десяти, которых ранее вывели из зала. Медсестре не разрешили принести лекарства из кабинета, и раненому попытались помочь подручными средствами. Что с ним потом стало, девочка не знает — он долго лежал возле них, а потом «его уже не было».

К концу дня жажда и жара забили чувство голода, пишет школьница в дневнике. Пить хотелось так, что, когда к вечеру пошел дождь, сидевшие у выбитых окон стали хватать ртом дождинки. «Мама накрывала меня и девочек своим пиджаком, а я все время вылезала из-под него — под дождь. Мне было так хорошо! По-моему, самое лучшее воспоминание из этого ада», — рассказывает она.

Предательство директора

К концу первого дня стало известно о требованиях террористов, и у кого-то из взрослых вырвался комментарий: «Отсюда живыми мы не выйдем». При этом террористы «весь день бегали по залу и кричали: «Никто не выходит на связь! Никому вы не нужны, мы все вместе сдохнем!»

«После их слов директор школы Лидия Александровна (Цалиева. — Прим. ред.) сказала: «Тут есть дети Мамсурова (речь о Теймуразе Мамсурове, нынешнем главе Северной Осетии, который в 2004 году возглавлял местный парламент; в заложниках в школе тогда оказались его сын и одна из дочерей. —

Прим. ред.) — может, к нему?» — «Кто?» И тут встали Замка и ее брат. Их повели куда-то, видимо, в учительскую. Их сдала Лидия Александровна. Даже мы, дети, поняли: это предательство», — пишет девочка.

Про директора она также рассказывает, что у той были кое-какие лекарства, и сама она то и дело глотала валидол. Но когда матери детей, которым от голода и духоты становилось плохо до обмороков, просили у нее лекарства, «она отвечала: «Больше нет», — и проглатывала очередную таблетку».

Самый длинный день

Второй день, по воспоминаниям Агунды Ватаевой, был самым длинным. Террористы перестали раздавать людям воду, ссылаясь на то, что она отравлена, выборочно пускали в туалет: возле входа туда «образовалась огромная очередь, которую боевики время от времени боевики разгоняли криками и угрозами».

Иногда террористы вели переговоры по мобильнику, то крича в трубку, то шутя. Заложникам говорили, что никто их не спасет и все они сдохнут. У людей без движения затекали ноги и руки, день тянулся крайне медленно, не было никаких новостей. Однако ближе к вечеру отпустили матерей с грудными детьми, после чего атмосфера в зале «стала легче».

Также к вечеру боевики, «в которых проснулось что-то человеческое», предложили пожилым людям и учителям переместиться в тренажерный зал, где было прохладнее. А перед этим, еще днем, террористы отказали в просьбе помочь пожилому мужчине, которому стало плохо, заявив: «Пусть умирает». Сидевшая рядом с ним женщина, вдова, принялась ругаться и кричать, что вывело боевиков из себя. «Кто-то из них приставил дуло автомата к лицу этой женщины. Она продолжала: «Стреляй!» К боевикам подбежала директор школы: «Мальчики, не надо, пожалейте ее, она и так вдова», — рассказывает школьница.

«После всего этого ужаса она (вдова) еще будет лежать в ЦИТО, в Москве, с травмой черепа и височной кости», — добавила Агунда в своем блоге.

«И тут мне первый раз за все эти три дня захотелось заплакать…»

На третий день, по воспоминаниям девочки, «время тянулось очень медленно, жажда убивала, не хотелось даже двигаться». «Дико хотелось спать. Я уже мечтала не столько об освобождении, сколько о смерти, потому что это казалось более вероятным исходом. В третий день все хотели только одного — конца. Любого конца, лишь бы все это кончилось», — делится она.

Боевики при этом грозили расстреливать всех, кто будет терять сознание, и люди держались из последних сил, чтобы не валиться на пол. А около часа дня, как она пишет, раздался телефонный звонок. «Из Чечни выводят войска, — доложили боевики. — Если эта информация подтвердится, мы начнем вас выпускать». И тут мне первый раз за все эти три дня захотелось заплакать, потому что появилась надежда, что мы вырвемся оттуда».

Развязка: «Мне было все равно. Сил радоваться уже не осталось»

«А потом… Я потеряла сознание. Когда очнулась, надо мной горела крыша, все падало, кругом лежали люди. И первое, что я увидела, когда поднялась, — горящий и обожженный труп одного из террористов на стуле, под разорвавшимся снарядом, который заливал водой другой боевик. Они стали кричать, чтобы живые поднимались и выходили из спортзала в коридор. Мы с мамой встали и пошли. Я успела заметить небольшую рану на своей левой руке и успокоилась, что других ран нет. Я пыталась идти осторожно, везде лежали тела, дымящиеся деревянные брусья. У самой двери я увидела тело маленькой девочки. Наверное, тогда ко мне пришло осознание того, что это все реально», — рассказывает Агунда Ватаева.

Боевики вывели заложников из спортзала в столовую и заставили выставить в окна детей, чтобы те махали солдатам тряпками и кричали, что в здании заложники. Но женщины не захотели ставить детей и встали на подоконники сами. «Вскоре раздался новый взрыв, очень сильный по своей мощи. Я смотрела в потолок, и горячая плотная взрывная волна окатила меня с головы до ног. Я подумала: «Вот и конец. На этот раз я точно умерла», — пишет школьница.

«Но я очнулась. Кисть руки уже висела, кровью были залиты мои любимые часы. Посмотрела на ногу. Сквозь рану ниже колена я видела что-то белое, блестящее, похожее на кость. Мне было совершенно не больно, просто тяжело поднимать руку и ногу. Мама лежала рядом. «Нога, — сказала она. — Уходи». Никогда не смогу простить себе то, что послушала ее, развернулась и пошла. Что это было? Откуда это предательство? Я поползла на четвереньках к выбитому окну. Рядом стояли какие-то печки. Добралась до подоконника. На одной из этих печек лежали два трупа раздетых истощенных мальчиков. Они были похожи, как братья. Видимо, этих ребят ставили на окно, чтобы они махали тряпками».

«До улицы мне оставалось одно движение, когда моя нога провалилась в щель. Я уже ногу не чувствовала, не могла ее найти, все тянула ее, тянула, и ничего у меня не получалось. Внизу меня уже ждали. Наши военные кричали мне: «Давай, золотце, давай, солнышко!» А я не могла. От этого чувства бессилия и безнадежности я стала плакать. Но потом собралась и освободила ногу. Меня подхватили, положили на носилки, понесли через какие-то дворы, закинули в «пазик» и повезли куда-то. Моя правая ступня всю дорогу странно качалась. В «пазике» со мной лежала женщина, которая сначала жадно пила воду. А мне было все равно. Сил радоваться уже не осталось…», — рассказывает бывшая заложница о последних минутах кошмара.

«На каждом медицинском документе у меня стоит печать «заложник», — пишет нынешняя 22-летняя Агунда в своем блоге. — Спустя годы я привыкла к своим шрамам, привыкла не замечать их и не стесняться. Они стали частью меня. Без них я не могу себя представить. Но кроме шрамов и рубцов у меня есть и другие «интересные штучки». Например, мой металл! Один в голове, один — в легком, множество других раскидано по телу. Не то чтобы я с ними ужиться не могу, но ощущения крайне дискомфортные, особенно головные боли и неразгибание «свадебного» пальца на правой руке».

«А еще я очень закрыта, — признается она. — Иногда кажется, что легче застрелиться, чем рассказать обо всем этом другому человеку, даже очень близкому. Не потому, что не поймет, а потому, что сложно. Поэтому решила написать дневник. Это своего рода как «эффект попутчика» — рассказала обо всем в никуда, выплюнула это».

Россия оплакивает 10 лет спустя блокаду школы в Беслане — RT World News

1 сентября исполняется 10 лет со дня одного из самых ужасающих терактов в России — взятия школы в Беслане, в результате которого было убито более 300 человек, из них 186 детей. По всей стране проходят мероприятия в память о массовых убийствах.

Место трагедии, бывшая школа №1 городка Беслан. в Северной Осетии, станет центром поминальные церемонии, которые проводятся ежегодно с 2005 года.

ПОДРОБНЕЕ: ‘I не чувствую себя виноватым »: одинокий выживший бесланский террорист не раскаивается 10 лет после трагедии

ПОДРОБНЕЕ: Город ангелов — 10 лет после Беслана

По традиции, трехдневные мероприятия почтить память погибших в результате нападения, начнется в школьный двор с звонком. Такие колокола звенят на всем русском школы 1 сентября, символизируя начало школы год. Для выживших в бесланской резне и родственников жертвы это звон колокола, который разделил их жизни «раньше» и ‘после’.

Сотни людей, в том числе общественные активисты и первые лица, ожидается, что придут на место, чтобы отдать дань уважения заложники и те, кто погиб в трагедии. Они будут возложите больше цветов и зажгите свечи у стен разрушенного здание школы и недавно открытый памятник: 50-метровый гранитный мемориал с высеченными на нем именами всех жертв. Принесут игрушки и бутылки с водой: пленников проходили в тесном душном школьном спортзале и страдали от невыносимая жара и жажда.

2 сентября состоится концерт-реквием на сцене театра. Дом культуры Беслана. В среду на церемонии в школьного двора школьники выпустят в воздух 334 белых шара — количество людей, погибших в результате захвата заложников. Позже в этот день поминальные церемонии перенесутся в городскую кладбище, называемое Городом Ангелов, где сотни жертвы были похоронены.

Заявлено о самом кровавом теракте в истории России — в по официальным данным — жизни 186 детей, 118 родственников или гости школы, 17 учителей, 10 спецназовцев, 2 Сотрудники МЧС и один милиционер.Еще 810 люди получили ранения.

RT оглядывается на Бесланский кризис с заложниками 2004 года

1 сентября 2004 г., среда

День знаний, начало учебного года. А долгожданное событие для первоклассников: красиво одеты, новенькие школьные наборы они бросились в школу №1 Беслана за своими Церемония первого звонка. Многих учеников сопровождали родственники и младшие братья и сестры. Шумная толпа людей — в т.ч. 859 учеников и 59 учителей — собрались перед школой здание для торжеств.

Вскоре после 09:00 по местному времени 32 вооруженных до зубов вооруженных человека на двух автомобили ворвались в школу и открыли огонь. Несколько мирных жителей погибли в перестрелке между нападавшими и местными полиция, которая прибежала на место после того, как были услышаны первые выстрелы.

Террористы приказали людям проникнуть в школу здание. От 50 до 100 человек — в основном старшеклассники и взрослых — удалось сбежать, но около 1100 заложников были затащили в спортивный зал.

Бандиты забаррикадировали двери и окна в спортзале и начали минирование здания взрывными устройствами. Российские СМИ сообщил, что на двух женщинах были надеты пояса смертниц среди нападавших.

Около 10 часов утра был взят заложник, взрослый мужчина Руслан Бетрозов. как сообщается, застрелен в спортзале прямо на глазах у детей, после попытки поговорить с террористами и успокоить пленники.

К 11 утра территория школы была окружена полицией и жители близлежащих домов были эвакуированы.Старший общественный на место прибыли официальные лица. Два авторитета предложили меняют себя на пленных детей, но террористы отклонил предложение. Президент Владимир Путин отменил летние каникулы в Сочи и вернулись в Москву.

Злоумышленники, снимая на видео все, что происходило внутри школы, объявили, что будут разговаривать только с президентом Северной Осетия, президент соседней Республики Ингушетия или Владимир Рушайло, который был министром внутренних дел России в 1999-2001.Последний, однако, был перепутан с профессором Леонидом. Рошаль, известный российский педиатр, у заложника, записывая записку. Террористы требовали вывода вооруженных сил из Чечня (Российская республика на Северном Кавказе) и освобождение группы арестованных боевиков.

Захватчики пригрозили взорвать школу в случае полиция попыталась штурмовать здание. Они помещают детей в окна использовали их как живые щиты и заявили, что убьют 50 заложников за каждого убитого члена своей группы и 20 — за каждый раненый.

В 15:50 ВВС России доставили первые группы Войска спецназа.

В период с 16:00 до 16:30 сообщалось о взрыве и стрельбе в захватили школу. Несколько заложников погибли, а их тела были брошены из окон чуть позже.

Доктор Рошаль, хотя и нежеланный боевиками, все же сумел установить с ними контакт около 20:00. Они настаивали на том, чтобы президенты Ингушетии и Северной Осетии вместе с путинскими советник Асламбек Аслаханов, должен участвовать в переговорах, поскольку хорошо.

К 9 часам вечера большая толпа людей — в основном родственники заложников — собрались у здания школы. Бандиты отказались принять лекарства, воду и еду для заложников.

2 сентября 2004 г., четверг

Переговоры между Рошалем и нападавшими продолжались поздно. ночь, но прорыва не принесла.

Утром глава нефтеперерабатывающей компании «РуссНефть» Михаил Гуцериев предложил террористам деньги в обмен на заложники.Они отклонили предложение.

В 14:00 Президент Путин сделал свое первое официальное заявление по ситуация: « Наша главная задача — это, конечно, спасение жизней. и здоровье заложников. Все действия наших сил имеют дело с освобождением заложника будет сосредоточено на этом эксклюзивном задача ».

В результате переговоров к 16.00 боевики договорились встретиться. с бывшим президентом Ингушетии Русланом Аушевым. После переговоров 26 заложники — женщины с младенцами — были освобождены.Бандиты также передал Аушеву послание со своими требованиями: об отзыве войска из Чечни и полный суверенитет перед республикой.

Тем временем Рошаль продолжал переговоры с нападавшими, прося их разрешить пленным пищу и воду, но переговоры не дали положительных результатов.

Пятница, 3 сентября 2004 г.

В школе произошло несколько взрывов, и во время ночью и рано утром.

По словам освобожденных, количество заложников внутри здание было более 1000 вместо 354, как было изначально подумал.

Вскоре после полудня террористы разрешили ЧС. Работники министерства подойдут к школе, чтобы забрать тела убитых, которые лежали перед домом двое дней.

Около 13:00, когда спасатели добрались до места, два мощных в школьном спортзале прогремели взрывы, за которыми последовала стрельба. Это не сразу было понятно, что вызвало взрывы, но позже По сообщениям, боевики спровоцировали их случайно. По одной из версий, террористка-смертница взорвала себя.По другой версии, взрывные устройства, помещенные в обручи в спортзал упал.

Взрывы вызвали хаос, заложники пытались спастись бегством. дыра в стене и террористы открывают по ним огонь. Безопасность силы открыли ответный огонь и помогли десятку пленников сбежать, часто укрывая их собственными телами.

Бандиты пытались вытеснить оставшихся заложников с частично разрушенный спортивный зал столовой.

В 13:10 силы безопасности начали штурм здания.Снайперы открыли огонь по огневым точкам террористов, пока войска эвакуация заложников. Офицеры Федеральных сил безопасности (ФСБ) ворвались в спортзал: были десятки раненых и истощенных заложников нет, но террористы перебрались в школу столовую и стреляли оттуда.

Около 14.20 в спортивном зале вспыхнул пожар. Тем временем к месту происшествия прибыли пожарные части, большинство заложников из спортзал был эвакуирован. Около сотни бойцов спецназа были внутри здания.Сообщается, что пять боевиков были убиты.

После 15:00 эвакуация из других частей школы все еще продолжалась. продолжается на фоне продолжающейся перестрелки. Мобильные медицинские части были развернуты в этом районе, чтобы немедленно помочь раненым перед отвезли их в больницы Беслана и Владикавказа.

Между 18:00 и 19:00, после того, как было установлено, что нет больше пленных в здании школы, войска использовали ракету Шмель пехотные огнеметы против боевиков. Два танка Т-72 были также развернуты в близлежащем районе.К 21:30 захватчики заложников были объявлены ликвидированными, и незадолго до полуночи школа находился под полным контролем силовиков.

Суббота, 4 сентября 2004 г.

Спасатели продолжили извлечение тел погибших из школьный мусор.

Родственники, не заставшие своих близких живыми, стекались в больниц и исследовали длинные списки раненых, помещенные на стены, надеясь найти среди них имена.

Тем, кто потерял надежду, пришлось искать среди мертвых тел.

Президент Путин прибыл в Беслан рано утром в субботу и посетил одну из больниц.

5 сентября 2004 г., воскресенье

Официальное число погибших увеличилось, поскольку некоторые из тяжело раненых скончались. Более 50 человек остались в критическом состоянии.

Состоялись первые похороны.

Министр внутренних дел Северной Осетии генерал-майор Казбек Дзантиев, объявил о своей отставке. Он сказал, что « как офицер и человек »он имел« нет права »занимать свой пост после что случилось в Беслане.

6 сентября 2004 г., понедельник

В Беслане прошли массовые похороны. Два дня национального траура началось в России.

Последствия кризиса с заложниками в Беслане

Спустя десятилетие выжившие в трагедии все еще не могут забыть те ужасные дни, которые они провели на грани смерти. Те, кто потеряли своих близких не верят своим психологическим ранам когда-нибудь заживет. Они продолжают приходить к месту атаки, что с тех пор был превращен в мемориал, а на кладбище Город Ангелов, одно из редких кладбищ Северной Осетии, где и христиане, и мусульмане были похоронены.

« Здесь нет мусульман и христиан. Они дети. Они невинные создания. И все люди приходят [на кладбище] — Христиане и мусульмане… Они плачут и уходят. слезы », Касполат Рамонов, хранитель Града Ангелов. рассказал RT. Его семья была взята в заложники в 2004 году. Жена и сын. тяжело ранен, его старшая дочь погибла.

Чего не могут забыть выжившие в осаде Беслана — RT World News

Спустя пятнадцать лет террористический акт, в результате которого погибли 334 человека, в основном дети, все еще определяет тех, кто остался жив.В новом документальном фильме RT они возвращаются в школьный спортзал, где держали заложников, чтобы столкнуться с собственными кошмарами.

«Это костный цемент. Вот шунт. Это пластик. Титан, титан, титан. Костный цемент. Кость… Шунт, шунт. И еще один шунт. И еще костного цемента. Цемент », — говорит Фатима Дзгоева, указывая на вмятины и неровности на черепе.

«Я перенесла пять операций на коже черепа», говорит она почти с гордостью, хотя ее тон трудно определить, так как голос Фатимы невнятный и в нем отсутствуют согласные, что является наследием повреждения мозга, которое она получила, когда одна взрывчатки террористов.Ей было всего десять. После осады ее голова была забинтована настолько, что тетя Лана опознала ее только по родинке на теле.

Медики не позволили Лане опознать восьмилетнюю сестру Фатимы, потому что ее тело было «слишком обуглено».

Фатима показывает съемочной группе свои реабилитационные упражнения — она ​​хвастается, что почти может коснуться своего носа указательным пальцем. Затем Лана ставит старое видео, на котором в первый день в школе скачет беззаботная девочка.

Время веселья

Еще одно такое любительское видео должно было быть снято в школе №1 Беслана 1 сентября 2004 года. Кто-то даже набрал «Время веселья» в меню камеры, и название видно в каждый выстрел был снят террористами, которые подняли его и использовали для документирования заложников, террористок-смертниц в никабах и груды выброшенных тел снаружи.

Сейчас 9 часов утра, и около 1200 посетителей — школьники в безупречной форме, родители с цветами, учителя и местные чиновники — собираются снаружи на церемонию колокольного звона, знаменующую начало каждого учебного года.

Исламистские чеченские боевики уже едут в почти христианский город Северной Осетии с населением 35 000 человек на полицейском фургоне и военном грузовике, груженном взрывчаткой.

Нападающих около тридцати, но не все прибывают сразу. Чтобы взять ситуацию под контроль, достаточно всего нескольких выстрелов в воздух и короткой перестрелки с местной полицией.

За исключением нескольких десятков, которые сбегают в первоначальном бедламе, и еще нескольких человек, прячущихся в котельной, всех загоняют в деревянный спортзал с белыми стенами.Один мужчина расстрелян за отказ встать на колени, другой — за перевод послания захватчиков заложников на осетинский язык; но причины мало что значат. К концу следующего дня будут убиты все взрослые заложники мужского пола, за исключением одного, который прыгнет на пять метров из окна, выбрасывая тело, и будет хромать в безопасное место.

Но пока задержанных под дулами автоматов заставляют бить окна, чтобы предотвратить газовую атаку спецназа, положившую конец осаде театра в Москве двумя годами ранее.Остальные наблюдают, как террористы выкладывают сеть из взаимосвязанных самодельных взрывных устройств, вешая один комплект зарядов в баскетбольное кольцо. Им говорят, что есть выключатель мертвеца и что, если одного из террористов застрелят, взорвется все здание.

54 часа

Даже секундные события могут травмировать, и выздоровление может быть трудным, но избавиться от непрерывного трехдневного ужаса из вашей психики намного труднее.

Нападавшие по команде бородатого человека, которого они называют Полковником, ломают все трубы и близлежащие раковины, чтобы никто не мог пить воду.Сначала они позволяют некоторым ходить в туалет, но вскоре устают следить за движущимися заложниками, поэтому забирают эту привилегию.

Пленники теперь опорожняются на пол. Из-за того, что нечего пить, большинство из них слабеют, и по мере того, как повышается температура из-за человеческого тепла, многие обнажаются до нижнего белья. Фатима вспоминает, как одна женщина просила ее снять кроссовки — потому что они были новые — и помочиться в них, чтобы она могла пить.

В гротескной шутке террористы заявляют, что все находящиеся внутри объявили голодовку до тех пор, пока их требования не будут выполнены.Они знают, что после двух войн их главное требование — независимость Чечни — никогда не будет выполнено, и им вряд ли удастся спастись живыми. Многие употребляют героин инъекционным путем и принимают стимуляторы.

Внутри зала плач и плач. Дзерасса Кудзаева, дочь Аслана, человека, который выпрыгнул из окна, не знает, что ее отец жив, и все время спрашивает: «Где папа? Почему его здесь нет? Почему его здесь нет? Где он? Он умер? » Другие умоляют о пощаде или просят отпустить младших детей.

На следующий день, 2 сентября, Руслана Аушева, президента соседней Ингушетии и героя афганской войны, впускают. Он ведет переговоры об освобождении 26 кормящих матерей и их младенцев. Одна женщина отказывается уезжать без двух других детей, поэтому Аушев несет ее младенца на руках. Эта мать умрет на следующий день.

3 сентября

Разборки неизбежны.

Виталий Демидкин, в то время полковник Альфа-группы ФСБ, рассказал RT, что ему было приказано подготовиться к штурму спортзала в первый день осады.

Но к 3 сентября у полицейского кордона собрались тысячи людей, многие из которых были родственниками, вооруженными собственным оружием. Местная полиция смешивается с вооруженными силами и подразделениями службы безопасности, у всех есть свои собственные цепочки командования и два отдельных кризисных штаба, гражданский и антитеррористический. Это никогда не будет чистым проникновением.

Террористы тоже чувствуют свою гибель. Вместо того, чтобы уйти в быстрой вспышке славы, как они ожидали, теперь они оказались в ловушке вместе с обезвоженными заложниками, которые вскоре начнут массово увядать и больше не могут притворяться, что их требования будут услышаны.Они выходят из-под наркотиков и почти не спали.

В конце концов, время решающей битвы не назначено ни одной из сторон.

В 13 ч. 05 м. В спортзале произошли два последовательных взрыва, вызвавшие резню среди заложников. Происшествие? Спор между боевиками? Снайперский выстрел, из-за которого похититель заложников отключился от тумблера? По сей день изобилуют противоречивые рассказы.

Когда заложники осмеливаются открывать глаза среди отрубленных конечностей, очищая дым и мучительные крики, они видят, что в стене образовалась дыра, достаточно большая, чтобы через нее можно было сбежать.Десятки выбегают. Один из боевиков стреляет из автомата в спины убегающих детей. Российские СМИ сообщили, что в тот же день спецназовец ФСБ отпилил ему голову.

Когда одни сбегают, другие решают, что пора войти. Штурм хаотичный, тяжелый и громкий — бронетехника, огнеметы, снайперы, спецгруппы, дружинники выкрикивают импровизированные приказы.

Хуже всего то, что большинство заложников все еще находятся внутри и боятся сбежать, пока боевики перегруппировываются для последнего боя.Они не знают, что над ними крыша спортзала начала потрескивать от огня.

Вернувшись в Беслан, впервые с 2004 года и прекрасно помня, Демидкин безрадостно реконструирует свой путь по школьному коридору. Место, где товарищ поднял руку и был застрелен, как его команда закрыла пулеметное гнездо, при этом осознавая, что за любой лобовой героизм здесь трагедия разворачивается где-то еще.

В 13.30 крыша спортзала рушится между все еще уцелевшими стенами, создавая огненную печь для сотен людей, многие из которых слишком ранены, ослаблены или запаниковали, чтобы двигаться.

«Я не мог дотянуться до окна. И выбралась сама… через эту дыру », — вспоминает Дзерасса Кудзаева, проходя сейчас через перегоревший снаряд. «Я помню, как вышел. И мы шли по горячему пластику. Итак, здесь все было покрыто трупами, раскаленным пластиком, все плавилось ».

Экстренные службы не готовы справиться с таким большим количеством пострадавших одновременно. Это момент в новостных кадрах, где парамедики, солдаты и простые граждане выносят обмякшие, жирные, полуобнаженные тела.Некоторые журналисты тоже перестают снимать и спешат сами по себе.

К 15.30 солдаты спецназа и врачи могут пройти в спортзал, даже несмотря на то, что бои продолжаются в подвале и соседнем доме, куда скрылись террористы. Пол покрыт маленькими искривленными черными трупами.

Постепенно осознаются масштабы потери. 334 убитых, из них 186 детей, не считая террористов (все, кроме одного, убиты). Достаточно властям открыть новое мемориальное кладбище «Город ангелов», давшее название документальному фильму RT.Около 800 человек получили телесные повреждения.

«Их нет, а вы здесь»

А психологические? Через специально построенный мемориальный саркофаг, защищающий его, Ирина Гурьева теперь входит в выдолбленный корпус спортзала. Она рассматривает фотографии своих братьев и сестер на стене, висящие над сотнями зажженных свечей. Ее брату Борису в этом году исполнилось бы 29, сестре Вере 27.

«Иногда задаешься вопросом: так, а вот эти брат и сестра были?Я имею в виду, сбились в кучу. И они ушли, а ты все еще здесь », — размышляет Ирина .

Впервые Демидкин, уже на пенсии, входит в ту же комнату и разговаривает с посетителями. Тон немного неловкий, но философский и жизненный.

Ни разу он не сказал, что сделал что-то не так или что он мог бы сделать что-то по-другому.

Но позже, в одиночестве среди массы мраморных надгробий фоторобота, он не может сдержать слез. «Я прошу прощения у каждого ребенка.За то, что не смог спасти всех ».

Игорь Огороднев

Игорь Огороднев — российско-британский журналист, работает в RT с 2007 года корреспондентом, редактором и писателем.

Никогда не забывайте: 11 лет после кризиса с заложниками в школе Беслана

МОСКВА (Sputnik) — Более 30 вооруженных террористов, в том числе несколько женщин, во главе с Расулом Хачбаровым (также известным как полковник) въехали на грузовике с брезентовым покрытием во двор средней школы. школа №1 в городе Беслан в Республике Северная Осетия-Алания во время торжеств, посвященных началу учебного года.

Вооруженные люди выскочили из машины и сразу же открыли огонь из автоматического оружия над головами людей во дворе, в результате чего толпа ворвалась в здание школы. Лишь немногим счастливчикам удалось воспользоваться последующим замешательством и сбежать.

По предварительным оценкам, было взято 354 заложника. Позже выяснилось, что их намного больше — 1116.Подавляющее большинство из них были детьми, в том числе дошкольниками.

Террористы загнали большинство заложников в спортзал школы и несколько других мест в школе. Сначала они не выдвигали никаких требований, но вскоре заявили, что хотят увидеть президента Северной Осетии Александра Дзасохова, президента Ингушетии Мурата Зязикова и директора Московского НИИ детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля.

По некоторым данным, они требовали вывода российских войск из Чеченской Республики и освобождения ранее арестованных террористов.

1–3 сентября советник президента РФ Асламбек Аслаханов, педиатр Леонид Рошаль, представители власти и общественные деятели предприняли попытку установить контакт с террористами. В течение трех дней террористы не выдвигали явных требований и отказывались принимать лекарства, воду или еду для заложников или деньги в обмен на заложников.

Единственным человеком, которого экстремисты согласились впустить в здание школы на следующий день, 2 сентября, был бывший президент Ингушетии Руслан Аушев.Ему удалось убедить боевиков отпустить с собой 26 заложников — женщин и маленьких детей.

На третий день оперативному составу удалось договориться об эвакуации тел заложников, погибших в первые дни атаки.

Евгений Биятов

Мемориальные мероприятия к 10-летию захвата школы в Беслане

Конец наступил 3 сентября, когда около полудня к школе подъехала машина с четырьмя сотрудниками МЧС, чтобы забрать тела заложников, убитых террористами.Внутри спортзала раздалось два мощных взрыва, за которыми последовала стрельба. Женщины и дети — почти все мужчины были убиты террористами в первые два дня — начали прыгать из окон и убегать через дыру в стене спортзала.

По версии следствия, взрывы были спонтанными и спровоцировали незапланированный штурм здания школы спецназом. Перестрелка длилась до позднего вечера, и здание было частично разрушено.

Пострадало 335 человек, из них 318 заложников, в том числе 186 детей.

Для идентификации некоторых заложников использовалось генетическое исследование. Среди пострадавших — 10 военнослужащих ФСБ «Альфа» и «Вымпел», двое сотрудников МЧС и один житель Беслана, принимавшие участие в спасательной операции. Большинство погибших спецназовцев сделали это, пытаясь защитить детей своим телом.

Всего было ранено 810 заложников и жителей Беслана, а также военнослужащие ФСБ, МЧС, милиционеры и военные.

Помимо ранений и травм, полученных при штурме, заложники получили тяжелую психологическую травму. За более чем 50 часов, которые заложники провели в школе, террористы не давали им воды, еды и лекарств.

Всего в Беслане пострадало 1315 человек.

© Sputnik / Рамазан Лагкуев

Место теракта в школе № 1

По данным Генпрокуратуры, в банду, атаковавшую школу, входили 32 боевика, в том числе две террористки-смертницы, бомбы которых взорвались еще до штурма.В ходе операции был задержан только один боевик — Нурпаши Кулаев. Все остальные были убиты.

Суд над Кулаевым начался в мае 2005 года. Ему было предъявлено обвинение в восьми уголовных преступлениях, включая бандитизм, терроризм, убийство, нападение на сотрудника правоохранительных органов, захват заложников и незаконное хранение, ношение и покупку оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Год спустя, 26 мая 2006 г., Верховный суд Северной Осетии признал Кулаева виновным по всем статьям и приговорил его к пожизненному заключению.

Память никогда не умирает

6 и 7 сентября 2004 г. были объявлены в России траурными днями в связи с нападением в Северной Осетии.

26 ноября 2004 года президент Северной Осетии подписал распоряжение «Об этической и нравственной ситуации вокруг бесланской трагедии», согласно которому 3 сентября в республике объявлено Днем памяти жертв теракта в Беслане. Северной Осетии-Алании в 2004 году.

3 сентября 2005 г. на мемориальном кладбище в Беслане был открыт памятник «Древо скорби», где захоронено большинство погибших.

1 сентября 2006 года на кладбище в Беслане открыли памятник сотрудникам ФСБ и спасателям МЧС, погибшим в бою при освобождении заложников в сентябре 2004 года.

В июле 2010 года в Беслане под руководством немецких архитекторов началось строительство школы-мемориала №1. По замыслу разработчиков проекта, школа, в которой погибли сотни человек, будет сохранена в том виде, в каком она была найдена после нападения.

В 2012 году завершено строительство мемориального комплекса вокруг спортивного зала школы.Вокруг разрушенного спортзала школы № 1 Беслана построили эллипсовидное сооружение, напоминающее траурный венок. Остальная часть школы была сохранена, чтобы предотвратить ее дальнейшее разрушение.

В 2012 году во дворе школы началось строительство православного храма во имя новомучеников и исповедников Российских. Проект финансировался за счет пожертвований жителей Осетии и благотворителей из разных регионов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *