cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пальчиковая гимнастика для детей с дцп: Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей с ДЦП. | Статья на тему:

Содержание

Пальчиковая гимнастика для детей 3, 4 и 5 лет в стихах

Развитие умственных способностей ребенка напрямую зависит от развития моторики рук. Это связно со строением коры головного мозга человека: речевые зоны расположены рядом с зоной, отвечающей за движение рук.

Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу восторгов, а пальчиковая гимнастика для детей в стихах будет способствовать развитию памяти и усидчивости.

Такое занятие отличный способ отвлечь малыша в дороге, поиграть с ним, научить новым словам, заинтересовать и поработать над усидчивостью.

Давайте подробнее остановимся на пользе тактильных игр для самых маленьких и для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?

Маленький ребенок познает мир с помощью игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее малышу. В Китае и Японии с древних времен используют акупунктурную технику: активация точек на теле человека, которые связаны с нервной системой и внутренними органами. На подушечках пальцев и в целом на кистях рук таких точек очень много. Поэтому при занятиях гимнастикой идет не только умственное развитие малыша, но и укрепление здоровья.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой?

Занятия с малышом можно проводить в любое время и в любом месте, постепенно усложняя и увеличивая количество движений. Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет должна быть направлена на развитие не только тактильных ощущений (как для младенцев), но и на развитие творчества. В этом возрасте ребенок уже будет сам проявлять инициативу, менять правила игры, придумывать персонажей.

Поддержите его в этом, придумайте вместе с ним веселые истории и стихи.

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет способна пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. В этом возрасте воображение ребенка уже достаточно сформировано, и он может сам придумывать игры, новые движения и т.п.

Давайте рассмотрим этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка.

  1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.
  2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.
  3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.
  4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.
  5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.
  6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.

Постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию, и подготавливают ребенка к обучению в школе.

Пальчиковая гимнастика в стихах

 

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)


А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)


И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)


Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

 

Пальчиковая гимнастика для детей 4 — 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи.

Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.

Преимуществом гимнастики для пальцев и рук можно назвать то, что для ее проведения не требуется особенных навыков и умений. Любой взрослый человек сможет заняться таким видом деятельности с малышом. Есть только одно очень важно условие для успеха: регулярность. Если регулярно уделять занятием 15-20 минут, результаты будут потрясающими.

Начинайте заниматься с младенчества, не бросайте занятия, усложняйте, проявляете творчество и заинтересовывайте ребенка.

С уверенностью можно сказать, что результаты такого развития порадуют и взрослых и детей.

Советы специалиста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Так, М. М. Кольцова считает возможным рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат [1].

Одним из важных симптомов у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), является нарушение двигательной сферы. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц. Двигательные нарушения могут проявляться в виде мышечной вялости, снижении тонуса или в виде спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног, также в нарушении координации движений. У многих детей с ДЦП могут присутствовать насильственные движения (гиперкинезы).

При двигательных нарушениях изменён весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, развитии речи. Традиционно в ходе логопедической работы с детьми с ДЦП ведётся коррекция нарушений двигательной сферы – подвижности артикуляционного аппарата, мимических мышц и мелкой моторики рук. В занятия включаются игры и упражнения, способствующие снятию напряжения в мышцах рук, лица, улучшающие подвижность артикуляционной моторики. Всё это способствует развитию произносительной стороны речи.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию координационных способностей у детей ДЦП. С этой целью используется технология биоэнергопластики – соединение традиционной артикуляционной гимнастики с одновременными движениями кистей рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ. Главный эффект заключается в том, что при нарушенной кинестезии имитация позы или движения кистями рук создаёт опору для соответствующих артикуляционных поз и движений. Так формируется обходной путь усвоения артикуляций детьми с ДЦП.

В своей работе мы опираемся на методические разработки А.В. Ястребовой., О.И. Лазаренко, Н.В Нищевой. По мнению авторов, предлагаемая технология является также средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей [2;3;4]. На первых занятиях нами используется не более двух упражнений. При этом движение руки носит опережающий характер и представляет собой образец формируемой артикуляционной позы. Подражая ручному движению, ребёнок подстраивает положение языка или губ к имеющемуся образцу. Далее предлагаем детям выполнять синхронно движения кистей рук и органов артикуляции. Для достижения эффекта следим за точностью выполнения движения. На первых порах отрабатываем движения перед зеркалом. Стараемся заниматься систематически, так как закрепление любого навыка требует повторения. Если ребёнок посещает занятия с мамой, она тоже принимает участие и помогает ребёнку. Упражнения берём малыми порциями, они не должны утомлять ребёнка. Дозировка упражнений индивидуальна. Один ребёнок может справиться с тремя упражнениями сразу, а другой с трудом может выполнить только одно. В основном комплексе движений для всего артикуляционного аппарата используем самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) во время речи. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, дети с лёгкостью их запоминают. Это вызывает интерес к артикуляционной гимнастике, дети быстрее запоминают упражнения. Например, упражнение с широким открыванием рта с одновременным раскрытием пальцев рук, может быть названо «Окошко» или «Бегемотик», а упражнение с надуванием щёк и одновременным сжиманием пальцев обеих рук в кулачки — «Хомячок» или «Толстячок». Сначала дети учатся выполнять просто упражнения, потом используем упражнения со стихами, далее придумываем сказки с этими упражнениями, подключаем игровых персонажей, например, «Волшебные перчатки».

Во время и после применения технологии биоэнергопластики нами отмечены следующие положительные результаты: выросла заинтересованность детей в выполнении артикуляционных упражнений, им нравится придумывать сказки о бегемотике и хомячке; улучшилась подвижность артикуляционного аппарата, увеличился объём артикуляционных движений, улучшилась переключаемость с одного артикуляционного движения на другое, уменьшилось слюнотечение. Главное, что у детей сформировались образы-представления артикуляционных поз, их поиск осуществляется быстрее, отдифференцированы верхние и нижние положения языка, положения рук стали символом выполняемого движения. Постановка и автоматизация звуков стала проходить легче и успешнее.

Таким образом, артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук для детей с ДЦП вполне оправдана, так как вызывает интерес у детей и даёт положительные результаты в коррекции нарушений речи.

Список литературы:

1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. [Текст]/ М. М. Кольцова, М. С. Рузина — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.- 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

2. Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. [Текст]/ О.И. Лазаренко. — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2015.- 32 с

3. Нищева, Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. [Текст]/ Н.В. Нищева.- Спб.: Издательство «Детство-Пресс», 2009. — 32 с

4. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с

Упражнения для укрепления рук и кистей для дома

Упражнения для укрепления рук и кистей для детей с церебральным параличом

У многих наших детей возникают проблемы с мелкой моторикой и с трудностями в повседневной жизни, такими как одевание, кормление и игры. Это может быть связано с физическими проблемами, такими как тонус, гипермобильность, трудности со стабильностью плеч или слабость в руках или кистях.

 

Но силу и устойчивость всегда можно улучшить – независимо от физических способностей нашего ребенка. Работа над силой верхних конечностей может оказать большое влияние на мелкую моторику и повседневную активность.

 

На этой странице мы поделимся некоторыми идеями и примерами укрепления плеч, рук, кистей и пальцев наших детей.

 

Первые несколько упражнений в каждом разделе больше подходят для детей с повышенным тонусом. Если у нашего ребенка минимальный тонус рук или он отсутствует, более подходящими могут быть упражнения ниже в каждой секции.

Как получить максимальную отдачу от этих мероприятий

  • Прежде чем выполнять эти упражнения, найдите минутку, чтобы подготовить своего ребенка. Если у него скованность или повышенный тонус в верхних конечностях, перед игрой разомните пальцы, руки, локти и плечи, чтобы у него было как можно больше движений для игры.

  • Чтобы разбудить их мышцы, попробуйте сжать их руки, кончики пальцев и руки. Вы также можете использовать щетку по их коже или вибромассажер. Все это повысит осведомленность вашего ребенка о своем теле, помогая ему быть более точным и учиться более эффективно. Это также поможет им лучше чувствовать и получать удовольствие от деятельности.

  • Найдите уровень вашего ребенка в каждом занятии. Убедитесь, что ваш ребенок успешно выполняет упражнения, так как это мотивирует их продолжать. По мере того, как мы подталкиваем их к переходу на следующий уровень, они должны быть в состоянии управлять несколькими своими попытками сохранить мотивацию, даже если они не всегда успешны.

  • Не забывайте хвалить приложенные усилия, а не достигнутый результат. Это мотивирует ребенка продолжать прикладывать усилия и не отчаиваться, если у него сначала не получается.

Упражнения и упражнения для укрепления плечевого и локтевого суставов

1. Отжимания руками и руками

Отжимания руками и руками — отличный способ развить стабильность плеч и локтей. Это также помогает нашим рукам формировать арки, необходимые для выполнения сложных движений пальцами и руками. Поэтому это очень важный навык для наших детей.

  1. Помогите ребенку встать на валик или клин, положив руки на землю и положив плечи на руки. Используйте подушки или ногу, если у вас дома нет валика или танкетки. Старайтесь поощрять ребенка поднимать голову, что, в свою очередь, заставит его выталкивать руки. Книги или телевизор — отличные мотиваторы для этой деятельности.

  2. Чтобы добиться прогресса, поощряйте игру в этой позиции, чтобы они подняли одну руку. Это может быть помощь в переворачивании страницы книги или игра с мячом.

  3. Если им это удастся, переместите их дальше вперед по валику или клину (или подушкам), чтобы большая часть их веса приходилась на руки. Попробуйте снова поднять руку для игры.

2. Руки и колени

  1. Начните просто пытаться поддерживать положение рук и коленей вместе с ребенком. Возможно, будет легче начать с того, что ребенок будет сидеть на пятках и просто балансировать на руках.

  2. По мере того, как они становятся сильнее, двигайте их тела вперед, пока их плечи не окажутся над руками, а бедра не окажутся над коленями. Пока они учатся удерживать это положение, лучше всего наблюдать за действиями, такими как просмотр планшета или чтение книги, чтобы им не приходилось двигать руками.

  3. Как только он устойчиво стоит на руках и коленях, потренируйтесь поднимать одну руку, чтобы играть. Они могли играть на планшете одной рукой, собирать пазлы или играть с машинкой или мячом.

3. Руки и колени Супермен

  1. Встаньте на четвереньки и предложите ребенку вытянуть одну руку прямо перед собой в воздухе. Вы можете предложить им сбалансировать мешочек с фасолью или мягкую игрушку на тыльной стороне ладони, чтобы поддерживать равновесие. Попробуйте подержать 20 секунд.

  2. Теперь посмотрите, смогут ли они поднять одну ногу прямо за собой. Попробуйте удерживать это в течение 20 секунд.

  3. Смогут ли они сделать одновременно противоположную руку и ногу и удерживать их 20 секунд? Это бросит вызов мышцам стабильности плеч, локтей и рук.

  4. Попробуйте с другой стороны.

  5. Теперь попробуйте поднять одну ногу прямо за собой, задержавшись на одну минуту.

  6. Повторите вышеуказанные действия еще раз, но задержав их на одну минуту.

4. Тачка

Тачка — очень сложная задача, поэтому убедитесь, что вы начинаете с этапа из списка ниже, с которым ваш ребенок может справиться, не опуская живот и не выгибая спину. Каждая прогрессия будет сложной, поэтому не торопитесь, чтобы просмотреть список: лучше сделать одно упражнение хорошо, чем сделать их все плохо.

  1. Держите ребенка за бедра так, чтобы его ноги были на вас, а руки были на полу. Двигайтесь по полу, собирая предметы как можно дальше.

  2. Опустите руки на колени ребенка и пройдитесь по комнате, подбирая предметы или играя в кегли.

  3. Если можете, держите ребенка за лодыжки. Убедитесь, что они держат свой зад в воздухе и не свешивают живот. Снова найдите игру, чтобы сделать это более интересным.

  4. По мере того, как ваш ребенок становится сильнее, вы можете попытаться добраться из одного конца дома в другой, даже пытаясь подняться по ступенькам или лестнице.

  5. Вы также можете создать полосу препятствий, которую нужно обойти или преодолеть.

5. Лазание

  1. Любое лазание руками полезно для силы и устойчивости рук и плеч. Это включает в себя лазание по мебели или подъем по лестнице. Чем больше веса проходит через руки, тем лучше.

  2. Самое сложное занятие — висеть на перекладине или ходить по турникам. Попробуйте заставить ребенка повиснуть на двери (конечно, под присмотром) или на ваших руках, если у вас нет доступа к перекладине, на которой можно повиснуть.

6. Стойки на голове

  1. В этом видео показан процесс выполнения стойки на голове. Просмотрите все это до конца, прежде чем пытаться. Убедитесь, что ваш ребенок устойчив на каждом шагу, чтобы избежать травм в дальнейшем.

7. Стойки на руках

  1. Это видео отлично подходит для обучения маленького ребенка начальным шагам стойки на руках. Последний шаг — у стены.

2. Это видео подходит для обучения стойке на руках более взрослых и сильных детей, которые любят физические нагрузки: Серия тренировок: Как освоить стойку на руках.
Если ваш ребенок очень физический, это будет хорошим испытанием, а также поможет его успокоить и привести в порядок. В целях безопасности не забывайте оставаться рядом с ребенком во время выполнения этих упражнений.

Упражнения и упражнения для укрепления запястий, кистей и пальцев

1. Соленое тесто

  1. Посмотрите это видео «Наш дом» о том, как укреплять руки с помощью пластилина. Замешивание, раскатывание, раздавливание или отжимание пластилина могут быть отличными упражнениями для укрепления рук.

  2. Чтобы укрепить пальцы, попробуйте спрятать предметы в тесто, и вашему ребенку придется манипулировать им, чтобы достать игрушку.

2. Сжимающие игры

  1. Сжимание бутылочек — прекрасный способ укрепить пальцы. Наполните пустой тюбик из-под зубной пасты, бутылку из-под кетчупа или другую емкость с носиком жидкостью или йогуртом и получайте удовольствие, выдавливая жидкость.

  2. Положите мягкую соль/пластилин в полиэтиленовый пакет и сделайте небольшое отверстие. Выдавив его, можно сделать прекрасную змейку из теста.

  3. Сожмите шарики для снятия стресса. Попросите ребенка сжать это или просто ткнуть в него пальцами. Посмотрите наше видео «Наш дом», чтобы узнать, как легко сделать мячик для снятия стресса дома.

3. Прищепки для одежды

  1. Вырежьте из плотного картона форму головы и нарисуйте лицо. Ваш ребенок может прикрепить прищепки для одежды, чтобы сделать волосы.

  2. Оберните веревку вокруг ножек некоторых стульев и прикрепите колышки к веревке, чтобы ребенок мог их снять.

  3. Совершить охоту за мусором. Прикрепите колышки по всему дому к кусочкам материала, бумаге, ручкам ящиков и т. д. Затем ребенок может обойти дом или комнату (в зависимости от его подвижности), чтобы найти колышки и снять их. Посмотрите это видео «Наш дом», в котором показано, как использовать планшет для организации охоты за мусором.

5. Щипцы и пинцеты

  1. Домашние приспособления отлично укрепляют руки. Дайте ребенку кухонные щипцы или щипцы для барбекю и посмотрите, сможет ли он брать такие предметы, как носки, мягкие игрушки или небольшие подушки.

  2. Вы также можете настроить это как охоту за мусором. Сфотографируйте предметы, которые ваш ребенок должен взять щипцами со всего дома/комнаты и принести вам.

  3. Для укрепления пальцев используйте пинцет вместо щипцов и берите мелкие предметы, например сухие макароны. Посмотрите, как быстро ваш ребенок сможет взять десять кусочков макарон и положить их в миску на другом конце комнаты.

6. Гайки и болты

  1. Соберите в доме все запасные гайки и болты (и шайбы).

  2. Вырежьте фигуру из картона (динозавр, змея, дерево – все, что захочет ваш ребенок) и проделайте в ней небольшие отверстия или прорези.

  3. Ваш ребенок может развлечься, вкручивая болты в отверстия и навинчивая на них гайки и шайбы, чтобы создать классное 3D-искусство.

7. Скручивание бумаги

  1. Возьмите большой кусок газеты и попросите ребенка скомкать его двумя руками в самый маленький шарик.

  2. Теперь попросите их сделать это одной рукой. Необходимая для этого манипуляция укрепит все мелкие сложные мышцы рук.

8. Резка

Использование ножниц — отличный способ укрепить руки. Поскольку ножницы могут быть опасны, важно убедиться, что наш ребенок находится под присмотром во время их использования.

  1. Начните с нарезки теста, так как это учит правильно нарезать. Сделайте из теста змейку и попросите ребенка разрезать ее на кусочки.

  2. Перейдите к вырезанию прямых линий на картоне или бумаге. По мере того, как их навыки будут развиваться, вы сможете проявлять изобретательность в вырезании и рисовать интересные формы для вырезания.

  3. Посмотрите это видео «Наш дом», чтобы узнать, как сделать человеческую цепь в Майнкрафте по прямой линии.

Вот подборка подходящих видео

Солёное тесто для укрепления рук

Изготовление мячей для жонглирования своими руками

Навыки резки

Устройте свою собственную охоту за мусором

Благодарим вас за посещение веб-сайта Gympanzees.
Вся информация, предоставляемая Gympanzees, носит общий характер и предназначена для образовательных/развлекательных целей. Вам как родителю или члену семьи решать, что является подходящим и безопасным для вашего ребенка. Никакая информация, предоставленная Gympanzees, не должна заменять любую профессиональную информацию и советы, которые вы получили, и поговорите со своим терапевтом или врачом, если вы в чем-то не уверены. Если вы используете какую-либо информацию, предоставленную Gympanzees, вы делаете это на свой страх и риск и ограждаете Gympanzees от любых без исключения убытков, обязательств, травм или убытков, возникших в результате любых претензий.

Мелкая моторика для детей с диплегией/гемиплегией

12 упражнений на мелкую моторику для детей с церебральным параличом — диплегией или гемиплегией

Мелкая моторика — это наши сложные движения руками и пальцами. Наши дети нуждаются в хорошей мелкой моторике, чтобы выполнять повседневные действия, такие как самостоятельный прием пищи и одевание, игра с игрушками и использование ручки, планшета или компьютера.

 

Часто дети с церебральным параличом с диплегией (когда ноги поражены больше, чем руки) или гемиплегией (когда одна сторона поражена больше, чем другая сторона) по-прежнему будут иметь некоторые трудности с мелкими моторными навыками в их «не- пораженные руки, поэтому важно максимально усовершенствовать эти навыки.

 

Если у нашего ребенка нет хорошей устойчивости корпуса, лучше всего тренировать его мелкую моторику в поддерживающем сидении — с любыми используемыми ремнями безопасности или опорами. Это заменит основную стабильность, чтобы они могли быть максимально успешными и получать максимальное удовольствие от деятельности.

 

Чтобы развить хорошие навыки мелкой моторики, нашему ребенку нужна хорошая устойчивость корпуса (см. наш раздел о стабильности корпуса) и сила в плечах и руках (см. наш раздел об укреплении рук для идей). Сила дальше вверх по телу обеспечивает стабильную основу для рук. Без этой силы и стабильности нашему ребенку будет гораздо труднее развивать мелкую моторику.

 

Если у нашего ребенка нет хорошей устойчивости корпуса, лучше всего тренировать его мелкую моторику в поддерживающем сидении — с любыми используемыми ремнями безопасности или опорами. Это заменит основную стабильность, чтобы они могли быть максимально успешными и получать максимальное удовольствие от деятельности.

 

Ниже мы расскажем о двенадцати отличных домашних занятиях, которые помогут развить мелкую моторику.

Как подготовить ребенка к этим занятиям

  • Прежде чем приступить к этим упражнениям, найдите минутку, чтобы подготовить своего ребенка – он почувствует пользу!

  • Чтобы разбудить их мышцы, сожмите их ладони, кончики пальцев и предплечья. Вы также можете использовать щетку по их коже или вибромассажер. Все это повысит осведомленность вашего ребенка о своем теле, помогая ему быть более точным и учиться более эффективно. Это также повысит их удовольствие от деятельности.

  • Вы можете сначала растянуть его руку, запястье и предплечье, чтобы позволить ему максимально двигаться для игры.

  • Убедитесь, что ваш ребенок успешен в игре, так как это мотивирует его продолжать. По мере того, как вы подталкиваете их к переходу на следующий уровень, они должны быть в состоянии управлять несколькими своими попытками оставаться мотивированными, даже если они не всегда успешны.

  • Не забывайте хвалить приложенные усилия, а не достигнутый результат. Это мотивирует ребенка продолжать прикладывать усилия и не отчаиваться, если у него сначала не получается.

11 упражнений на мелкую моторику, которые можно попробовать дома

1. Сортировка

  1. Многим детям нравятся игры по сортировке. Начните с организации больших игрушек, таких как автомобили или кубики Duplo, в разноцветные стопки.

  2. Перейдите к сортировке мелких предметов по типу, форме или цвету. Попробуйте разные формы макарон, скрепки, ручки и карандаши, кубики лего или монеты.

  3. Если это работает хорошо, попробуйте еще меньшие предметы. Хорошо подойдет смешивание различных сушеных продуктов: например, смешивание риса с чечевицей и сушеной фасолью или нутом. Это занятие можно сделать более увлекательным, если перед игрой покрасить продукты в яркие цвета (см. нашу беспорядочную игру , чтобы узнать, как красить разные продукты).

  4. Чтобы усложнить задачу, попробуйте предложить пинцет, чтобы брать предметы, или предложите использовать менее доминирующую руку.

  5. После того, как ваш ребенок отсортировал свои мелкие предметы, вы можете предложить дополнительное занятие, используя отсортированные предметы. Например, они могли сделать ожерелье из макарон в трубочках или сделать картину из клея и засушенных продуктов. Это мотивирует вашего ребенка продолжать сортировку и является еще одним отличным способом потренировать его мелкую моторику.

  6. Вы можете немного усложнить задачу, создав игру Laser Quest в коробке. Посмотрите наше видео , чтобы узнать, как это работает.

2. Рисование

  1. Рисование можно выполнять рукой, пальцем или каким-либо предметом.

  2. Научите ребенка рисовать пальцами или руками. Это может быть во время грязной игры (например, с песком или пеной для бритья) или при использовании планшета. Чтобы показать им путь, вы можете нарисовать линию, чтобы они скопировали или следовали по проложенному вами пути.

  3. Перейдите к попытке рисования инструментами. Большие куски мела или мелки требуют меньше мелкой моторики, чем мелкие предметы. Для начала подойдет любой хват, так как удержание хватки, а также поддержание давления сами по себе могут быть большой проблемой.

  4. Для начала поощряйте любые пометки на странице или на доске. По мере развития их навыков поощряйте их рисовать линии: вверх и вниз, из стороны в сторону или по диагонали. Изогнутые линии более сложны, а круги — самое сложное движение рисования.

  5. Вот полезный совет, который поможет вашему ребенку держать ручку: возьмите обычную прищепку и прикрепите ее к концу ручки. Если это кажется им удобным, теперь можно помочь вашему ребенку держаться за штифт, а указательный палец обхватывает другую сторону ручки.

  6. Также обычно легче делать отметки на наклонной поверхности. Вы можете положить или приклеить бумагу к файлу арки с рычагом или поставить доску на что-нибудь, чтобы наклонить ее. У Ikea есть недорогие подставки для ноутбуков, которые очень хорошо подходят для этого.

  7. По мере того, как ваш ребенок будет улучшаться, переходите на более тонкие мелки или ручки.

3. Игра на музыкальных инструментах

Музыка — это мотивирующий способ улучшить мелкую моторику, и существует множество вариантов в зависимости от уровня навыков.

  1. Ваш ребенок может просто ударять рукой по клавиатуре или барабану, что является простым способом установить причину и следствие, не требуя высокого уровня мелкой моторики.

  2. Следующим этапом сложности является использование ручного инструмента для создания музыки. Использование палочки для удара по барабану или потрясение погремушкой или бубном — все это хорошие способы практиковать хватание.

  3. Мелкую моторику можно улучшить, просто используя указательный палец. Потренируйтесь нажимать этим пальцем клавиши клавиатуры, нажимать кнопки на музыкальных игрушках или использовать указательный палец для игр на планшете.

  4. Если у вас дома нет инструментов, вы можете сделать их сами, используя домашние предметы. Деревянная ложка и перевернутая кастрюля могут стать барабаном и голенью, а пластиковая бутылка с небольшим количеством риса — шейкером. В этом блоге предлагаются и другие простые способы изготовления музыкальных инструментов из повседневных предметов.

4. Наклейки

Игра с наклейками — отличный способ потренировать мелкую моторику.

  1. Отклеивание наклеек от их подложки требует столько же (если не больше!) навыков, сколько и их приклеивание. Ваш ребенок может использовать свои пальцы, чтобы снять остатки, а затем приклеить их к листу бумаги или части своего тела.

  2. Попробуйте «раскрасить» фигуру с помощью наклеек или нарисуйте фигуру с помощью наклеек. Вы всегда можете дать наклейки в качестве награды за большие усилия или поведение — они даже не будут знать, что они все еще работают!

5. Отправка игр

  1. Начните с помещения мягких игрушек или катания больших мячей в открытый контейнер. Используйте яркие контейнеры, например, ярко-розовую ванночку для пятновыводителя, или предметы с металлическим основанием, чтобы создать «шумную» обратную связь, например, горячая шоколадная ванна или трубочка Pringles. Спасибо @brightcolourfulkids за фото их игры!

  2. Переходите к игрушкам меньшего размера в контейнер меньшего размера. Вы можете совместить это с игрой на соответствие, например, положить красные предметы в красный контейнер.

  3. Игры для сортировки фигур отлично развивают мелкую моторику. Если у вас нет сортировщика формы, вырежьте круглое отверстие в крышке пластикового горшка и разместите туда небольшие предметы.

  4. По мере того, как ваш ребенок станет более аккуратным, вырежьте круги или прорези меньшего размера и прикрепите мелкие предметы, такие как монеты, камешки или пуговицы. Вы можете вырезать прорези разного размера для объектов разного размера, чтобы им приходилось работать с размерами при публикации.

6. Игры с нанизыванием и шнуровкой

  1. Начните с продевания очистителя труб через отверстия дуршлага. Ваш ребенок может сделать линии, чтобы сделать мост для своих машин. Или держитесь в стороне от дуршлага и просто занимайтесь фристайлом и делайте красивые узоры.

  2. Вы также можете засунуть кусок сырых спагетти в пластилин или клейкую ленту на столе, чтобы они торчали вверх. Затем ваш ребенок может нанизать пасту на спагетти.

  3. По мере улучшения навыков используйте шнурки (с заклеенными концами) для продевания бумаги. Используйте дырокол, чтобы сделать отверстия вдоль края куска карты. Или попробуйте сделать ожерелья из шнурков и макаронных изделий.

  4. По мере улучшения используйте нитку, ленту или даже нитку на игле для игр с нитками. Они могут украсить корзину, вставив ленту в отверстия, весело провести время, перешнуровав обувь в вашем доме, или нарезать соломинки на маленькие трубочки, чтобы связать их в ожерелье.

7. Ткачество и вязание

8. Пазлы

Пазлы прекрасно подходят для того, чтобы дети могли сопоставлять фигуры и развивать мелкую моторику. Некоторые дети будут пытаться использовать силу вместо того, чтобы поворачивать часть головоломки, чтобы она подошла по размеру, поэтому начните с простых головоломок, где они могут быть более успешными, чтобы научить их поворачивать часть головоломки (или поворачивать доску, если они не могут поворачивать руку, как хорошо).

  1. Головоломки с прищепками часто являются лучшим местом для начала, если дети не в полной мере владеют мелкой моторикой.

  2. По мере улучшения навыков переходите к обычным плоским головоломкам.

  3. Используйте более мелкие детали по мере улучшения навыков.

  4. Если у вас дома нет пазлов, найдите красивую страницу из журнала и разрежьте ее на несколько частей. Ваш ребенок может собрать кусочки вместе.

9. Строительные блоки

  1. Строительство башен требует твердой руки и точности при размещении следующего блока.

  2. Начните с более крупных предметов, таких как диванные подушки, книги или пустые банки. Это хорошо работает в игре с двумя руками — отлично подходит для привлечения более слабой руки.

  3. По мере того, как они станут более точными, попробуйте укладывать меньшие стопки, такие как монеты, Lego или блоки. Они могут создавать всевозможные сцены и конструкции из строительных игрушек, а сборка деталей отлично развивает их мелкую моторику.

  4. Если они действительно хорошо справляются, попробуйте бросить им вызов, чтобы найти вещи, которые можно сложить – используйте плоские камешки, машинки или мягкие игрушки.

  5. Еще одна замечательная особенность этой игры заключается в том, что в конце они могут все снести.

10. Игра с тестом

  1. Если у вас нет пластилина, есть множество способов приготовить тесто дома. Посмотрите наше видео о том, как сделать тесто и как с ним играть, если у вас менее развита мелкая моторика.

  2. Сделайте тесто вместе с ребенком, чтобы получить дополнительную возможность укрепить руки и пальцы.

  3. Замешивание теста, раскатывание его скалкой, сдавливание шариков из теста, сдавливание его пальцами, вдавливание предметов в тесто — полной рукой или указательным пальцем — все это отличные способы развить мелкую моторику и руку вашего ребенка. навыки.

  4. В тесто или другие мягкие игровые смеси можно также помещать различные предметы – предметы, которые им нужно найти, или предметы, с которыми можно играть, например. машинки или пластиковые животные/динозавры/статуэтки.

  5. Спрятав шарики в пластилине, вы блестяще отработаете их навыки манипулирования.

11. Сделайте цепочку из скрепок

  1. Используйте скрепки, чтобы сделать цепочку.

  2. Начните с больших канцелярских скрепок и становитесь меньше по мере овладения навыком.

Продвинутые навыки мелкой моторики

12. Фокусы мелкой моторики и блестящие ловкости рук

Если ваш ребенок хорошо освоил мелкую моторику, как насчет того, чтобы показать ему эти трюки, чтобы попытаться вывести его на новый уровень.

В этом видео показано, как манипулировать монеткой на костяшках пальцев — хороший трюк для вечеринки, чтобы показать своим друзьям.

На этом веб-сайте есть несколько замечательных идей для различных упражнений для развития мелкой моторики. https://www.theottoolbox.com/category/fine-motor-skills/

Вот подборка подходящих видео

Использование соленого теста для развития мелкой моторики

Как настроить Laser Quest в коробке

Благодарим вас за посещение веб-сайта Gympanzees. Вся информация, предоставляемая Gympanzees, носит общий характер и предназначена для образовательных/развлекательных целей. Вам как родителю или члену семьи решать, что является подходящим и безопасным для вашего ребенка. Никакая информация, предоставленная Gympanzees, не должна заменять любую профессиональную информацию и советы, которые вы получили, и поговорите со своим терапевтом или врачом, если вы в чем-то не уверены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *