Основы речевой культуры дефектолога: Щербакова Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога — купить, читать онлайн. «Юрайт»
Краткие конспекты лекций по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога» по направлению подготовки специальное (дефектологическое образование) по профилю «логопедия» «Специальная психология», 1 курс, 1 семестр Преподаватель: Файзрахманова А.Т., ассистент Структура и содержание дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога». Актуальность и предмет курса. Цели и задачи дисциплины. Основные подходы к изучению современных проблем русского языка и культуры речи. Роль культуры речи в выработке навыков использования языковых средств в процессе речевого общения, в формировании сознательного отношения к их применению в речевой практике. Культура речи среди других лингвистических дисциплин. Основные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, ясность, действенность. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Основные понятия: культура речи, дефектология, дефектолог, языковые средства, качества речи, устная речь, письменная речь. Список литературы: 1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А.А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-н/Д, 2002 3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2000. 4.Селиверстов, В. И. Словарь логопеда / В. И. Селиверстов 5. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. – М., 2005. Лекция 2. Нормативный аспект культуры речи Понятие языковой нормы в современном русском языке. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Типы норм. Варианты норм и их соотношение Основные понятия: языковая норма, литературный язык, акцентологическая и орфоэпическая нормы, лексическая норма русского языка, морфологическая норма, синтаксическая норма. Литература: 1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А.А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с. 2. Романчук С.И. Русский язык и культура речи. Пособие по развитию устной и письменной речи: Учебно-методическое пособие. – М., 2003. 3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2000. 4. Соловьева Н.Н., Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка, М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2009. – 128с.; 1 экз. 5. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. – М., 2005. Лекция 3. Функциональные стили современного русского языка. Основные понятия: стилистика русского языка, функциональный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, разговорный стиль, признаки разных стилей. Литература: 1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А.А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с. 2. И.Б. Голуб, Русский язык и культура речи: учеб. Пособие. – М.: Логос, 2012. – 432с.; 30 экз. 3. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2001 4. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи: уч. пос.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. Лекция 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи Социальный характер общения. Язык как средство общения. Структура речевого общения .Условия успешного взаимодействия .Культура общения и речевой этикет. Знание и соблюдение речевого этикета: правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения. Причины коммуникативных неудач. Невербальные средства общения. Культура делового общения Основные понятия: общение, язык, средства общения, речевой этикет, жесты, мимика, паралингвистические средства общения, деловая беседа, деловые переговоры. Литература: 1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А.А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с. 2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002 3. Ниренберг Дж. Калеро Г. Невербальная коммуникация// В кн.: Психология влияния: Хрестоматия. – СПб., 2001. 4. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2004 Владение голосом, речевым дыханием, дикцией и орфоэпией. Система упражнений по развитию основ речи. Наблюдение за речевой культурой дефектолога в ходе занятий или учебных практик. Анализ и оценка речи дефектолога. Основные понятия: техника речи, голос, речевое дыхание, дикция, развитие речи, комплекс упражнений. Литература: 1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А.А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с. 2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ.пособие/ Е.С. Алмазова; под общ.ред. Г.В. Чиркиной.- 2-е изд., испр.-М.: Айрис-пресс, 2005.-192 с. 3. Селиверстов, В. И. Словарь логопеда / В. И. Селиверстов Лекция 6. Риторика как искусство и наука. Методики подготовки публичного выступления. Логико-композиционное построение речи.Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления Основные понятия: риторика, ораторское искусство, публичное выступление, композиция речи, план выступления, приемы и методы изложения материала. Литература: 1. Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А.А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с. 2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002 3. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи: уч. пос.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 462 с. Каталог: docs Скачать 46 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
«Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс
Составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Бочкарева Т.А.
Установочный модуль
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» — помочь студентам в овладении культурой речи как основным средством обучения, воспитания, развития учащихся, важнейшим инструментом профессиональной деятельности.
– сформировать у будущих коррекционных педагогов, психологов, логопедов систему знаний, умений, навыков в области русского языка и культуры речи, составляющих основу формирования компетентности в коррекционной деятельности.
Задачи дисциплины –
Раскрыть взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения знаний по культуре речи в решении образовательных и воспитательных задач в коррекционной практике;
Сформировать компетентность в области использования знаний по культуре речи в образовательной деятельности;
Обучить студентов оптимально полно применять полученные знания по культуре речи в профессиональной деятельности;
Научить будущих коррекционных педагогов владеть речевым аппаратом, техникой профессиональной речи;
Помочь в определении стиля педагогического общения и формы речевого поведения.
Научить анализировать речь учащихся и свою собственную;
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,
Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,
Владеть навыками создания профессионально-значимых нормативных текстов;
Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры |
| 100 | 1 |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | 2 | |
Практические занятия (семинары) | ||
Лабораторные работы | ||
Самостоятельная работа | 98 | |
Курсовые работы/рефераты | ||
Вид итогового контроля | экзамен |
4 Содержание дисциплины
4.
1. Распределение тем по модулям№ п/п | 1 модуль |
1. | Общение как одна из главных потребностей человека. Общение и культура речи. Речевой этикет. Деятельность общения и речевая деятельность Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Формы общения: закрытое, открытое, смешанное. |
2 | Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика. |
3. | Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия. |
Промежуточный контроль | |
2 модуль | |
4 | Законы общения, правила и приемы. |
5 | Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. |
6 | Особенности научного стиля. Композиция научного текста. Требования к реферату, конспекту, тезисам, аннотации как жанрам научного стиля. |
Промежуточный контроль | |
3 модуль | |
7 | Официально-деловой стиль, его специфика |
8 | Публицистический стиль, особенности функционирования в нем языковых единиц. Язык СМИ и реклама. Языковые особенности рекламных текстов. |
9 | Особенности разговорно-бытового стиля. |
Промежуточный контроль | |
4 модуль | |
10 | Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. |
11 | Нормы устной и письменной речи. Ошибки, свойственные как устной, так и письменной речи. Нормы произношения и ударения, нормы словоупотребления, грамматические нормы. |
Промежуточный контроль | |
12 | Итоговый контроль: экзамен |
Вопросы к экзамену по курсу «Основы речевой культуры дефектолога» |
Общая оценка (экзамен) складывается из оценок промежуточных контрольных работ (практическая часть) и ответа на вопросы на экзамене (теоретическая часть).
Каждый модуль представлен несколькими лекциями. Каждая из них предваряется кратким понятийно-терминологическим аппаратом, содержит необходимый теоретический материал, вопросы для самоконтроля. В конце каждого модуля представлены практические задания, правильное выполнение которых и оценивается как промежуточный итог самостоятельной работы студента.
Рекомендуемая литература представлена в конце курса.
Культура и развитие человека | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии
Выделите поисковый запрос- Сохранить
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-581
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Показать сводную информацию
- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.581
- Опубликовано онлайн: 29 мая 2020
Summary
. психологическое развитие детей (также называемое онтогенезом человека). Однако существует несколько различных подходов к исследованию этого вопроса. Кросс-культурная психология исследует причинное влияние культуры на различия в развитии детей, рассматриваемые как зависимые переменные. Исследователи, интересующиеся ролью культурного обучения в эволюции человека, рассматривают культуру как убеждения и ценности, которые передаются из сознания одного человека в сознание другого.
Напротив, «культурная психология» рассматривает культуру не как причину, а как составную часть психологического функционирования человека. Он предлагает нам обратить внимание на тот факт, что люди живут в обществах, наполненных материальными артефактами, орудиями и знаками, которые опосредуют человеческую деятельность; иными словами, они обеспечивают средства, с помощью которых люди взаимодействуют с окружающим миром и друг с другом. С этой точки зрения культура обеспечивает составляющие, необходимые для человеческого развития: она имеет конститутивная роль в развитии.
Несмотря на то, что по-прежнему ведутся многочисленные споры о том, как определять культуру, общепризнано, что разные социальные группы людей имеют разные культуры, и принято считать, что культурные различия приводят к различиям в траекториях развития детей. Это верно, но также верно и то, что культура является универсальным требованием развития. Каждый ребенок рождается в семье и обществе со своим языком, обычаями и условностями, в котором люди занимают институциональные роли с правами и обязанностями. Эти факты определяют универсальные предпосылки психологического развития человека и включают в себя овладение языком, развитие социальной идентичности, понимание общественных обязанностей и способность способствовать воспроизводству сообщества. Взаимозависимость человеческих сообществ — которая, вероятно, берет свое начало в совместной добыче пищи и совместном воспитании детей — по-видимому, предъявляет видовые требования к развитию детей, выбирая способность приобретать чувствительность не только к целям и намерениям людей, но также к правам и обязанности.
Ключевые слова
- Культура
- Онтогенез
- Дети
- Ребенок
- Развитие
Субъекты
- Когнитивная психология/нейронаука
- Психиология развития 9004
111.
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.
Подписка
Доступ к полному содержанию требует подписки
моделирование содержания учебной дисциплины
Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины
|
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.016:372.881.161.1
Шаповал Ирина Анатольевна, Доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ДЕФЕКТОЛОГА: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация
В статье представлены материалы теоретико-методологического обоснования структурно-содержательной модели программы «Русский язык в профессиональной деятельности» на примере профессиональной сферы дефектологии. Актуальность исследования определяется требованиями ФГОС 3++ и отсутствием профессионально-ориентированных программ изучения русского языка студентами-нефилологами. На основе междисциплинарного теоретического анализа и категориального синтеза лингвистических характеристик профессионального языка выявляются системообразующие факторы такой программы для дефектологов: системность и полифункциональность их языка, связанные с многодеятельностью профессии. В качестве методологических оснований моделирования программы выбраны контекстуальность обучения, конструктивизм знаний и спиральное расположение учебного материала. Хронологически структура программы отражает последовательность «знания» и деятельностного погружения студента в профессию и язык специальности.Ключевые слова
Профессиональный язык, дискурс, дефектология, дизонтогенез, полифункциональность языка, контекстуальность образования, конструктивность знания, спиральность учебного материала.DOI: https://doi. org/10.32516/2303-9922.2020.35.18
Полный текст статьи PDF (Русский)
Каталожные номера
1. Айзман Р. И., Иашвили М. В., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Медико-биологические основы дефектологии. 2-е изд., испр. я доп. [Медико-биологические основы дефектологии. 2 -е изд. , ред. и доп.] Москва: Юрайт, 2019. 224 с. (на русском языке)2. Акишева А. Т. Изучение профессионального русского языка как важное средство во владении избранной специальностью. Педагогика высшей школы , 2017, вып. 2, стр. 89—92. (на русском языке)
3. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): автореф. дис. … д-ра филол. наук . Профессиональная речь: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов). Абстр. д-р дис.]. Волгоград, 2009. 40 с. (на русском языке)
4.Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования . Москва: МПГУ, 2017. 266 с. (на русском языке)
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии . Москва: Ленанд, 2020. 160 с. (на русском языке)
6. Гинзбург М. Д. Семь основных особенностей профессиональных языков, отличающих их от общеупотребительного языка. Вестник Челябинского государственного университета , 2013, вып. 31 (322), Филология. Искусствоведение, есть. 84, стр. 22—25. (на русском языке)
7. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность в когнитивно-коммуникативном аспекте . Челябинск: Энциклопедия, 2013. 251 с. (на русском языке)
8. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе. Абстр. д-р дис.]. Москва, 2007. 37 с. (на русском языке)
9. Денисова О. А., Леханова О. Л., Захарова Т. В. (и др.) Детская логопсихология . Москва: ВЛАДОС, 2015. 160 с. (на русском языке)
10. Комарова А. И. Функциональная стилистика: научная речь: язык для специальных целей (ЛСП) . Москва: УРСС, 2020. 194 стр. (на русском языке)
11. Москаленко П. И. К вопросу о понятии “язык для специальных целей” и термине, его обозначающем. Молодой ученый , 2017, №1. 19, стр. 410—414. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/153/43249/ (на русском языке)
12. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров . Москва: Спутник+, 2009.. 158 стр. (на русском языке)
13. Ридецкая О. Г. Специальная психология . Москва: Евразийский открытый институт, 2011. 351 с. (на русском языке)
14. Соловьева Л. Г. Логопедия [Логопедия]. Москва: Юрайт, 2019. 191 с. (на русском языке)
15. Специальная педагогика . Москва: Юрайт, 2019. 448 с. (на русском языке)
16. Специальная психология . Москва, Юрайт, 2019. . 287 стр. (на русском языке)
17. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — Известия: Вестник гуманитарных наук им. Герцена , 2008, № 1, с. 71, стр. 96—106. (на русском языке)
18. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология . Москва, Юрайт, 2019.. 457 стр. (на русском языке)
19.Шевырева Т.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения . Москва: МПГУ, 2015. 96 с. (на русском языке)
20. Щербакова Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога . Москва: Юрайт, 2019. 137 с. (на русском языке)
21. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование . Режим доступа: http://fgosvo.ru/440303. (на русском языке)
22. Грин Б., Бивис К. (ред.). Грамотность в 3D: интегрированный взгляд в теорию и практику .