Основные темы и мотивы лирики лермонтов: Основные мотивы лирики Лермонтова – сочинение по теме
Основные мотивы лирики Лермонтова – сочинение по теме
Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.
Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.
За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.
Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).
Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни.
В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)
Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).
Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:
«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»
Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).
Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).
Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).
Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:
«Под ношей бытия не устает
Судьба ее так скоро не убьет,
И не хладеет гордая душа;
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).
Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).
Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».
Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.
Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества.
Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:
«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)
Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик.
Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.
Краткое описание и характеристика мотивов творчества Михаила Лермонтова пригодится ученикам 9 классов для презентации или сочинения на тему «Основные мотивы лирики Лермонтова».
Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова
1. Мотивы протеста и отрицания. Образы маски и демона.
3. Обращение к истории и легендам.
4. Природа в лирике Лермонтова.
5. Любовные переживания лирического героя Лермонтова.
6. Раздумья о судьбе незаурядной личности.
7. Тема родины в лирике Лермонтова.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу;
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
М. Ю. Лермонтов
В творческом наследии М. Ю. Лермонтова лирика занимает значительное место. Лирические произведения поэта отличаются как по тематике, так и по настроению. Всю совокупность этих произведений можно разделить на несколько больших групп. Разделение это достаточно условно, ведь зачастую в одном стихотворении затрагивается целый комплекс проблем, и отнести это произведение к той или иной тематике можно, руководствуясь лишь собственным субъективным восприятием. И все же легко заметить, что для творчества Лермонтова характерно несколько основополагающих мотивов. Пожалуй, главнейшим из них можно назвать мотив протеста и отрицания, острой неудовлетворенности окружающей действительностью:
Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших — но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет. ..
В лирике Лермонтова мы находим образ маски, который может выступать либо как символ притворства и неискренности, светских условностей, либо как символ обманчивой мечты. Под маской с равным успехом могут скрываться душевная пустота и мелочные расчеты, либо кокетство красавицы:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Мотив отрицания в лирике Лермонтова нередко воплощается в образе демона, «духа отрицанья» («Пир Асмодея», «Мой демон», «Я не для ангелов и рая. ..», поэма «Демон»). Однако демон — это еще и воплощение беспредельного одиночества и тоски, преодолеть которые кажется невозможным:
Как демон мой, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой…
Порой любовь или умиротворенное созерцание природы обращает взор лирического героя Лермонтова к небу и Богу («Молитва», «Я, матерь божия, ныне с молитвой…», «Когда волнуется желтеющая нива…»). Но зачастую в стихотворениях Лермонтова звучат мотивы усталости и разочарования («Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «Печально я гляжу на наше поколенье…», «И скучно и грустно, и некому руку подать..,», «Гляжу на будущность с боязнью…»).
Словно предвиденье собственной ранней гибели, в лирике Лермонтова звучит тема смерти («Сон», «В полдневный жар в долине Дагестана…», «Не смейся над моей пророческой тоской», «Пленный рыцарь»):
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу с сдерну, с лица я забрало.
Не испытывая иллюзий по отношению к современности, Лермонтов обращался к истории и древним легендам, стремясь найти в них образы сильных личностей и романтические сюжеты, порой кровавые и зловещие («Новгород», «Бородино», «Тамара», «Атаман»). Так в коротком стихотворении «Новгород» поэт воспевает борьбу жителей Новгорода за древние права и вольности; «Бородино» посвящено сражению, ставшему поворотным в войне 1812 году, в стихотворении «Тамара» Лермонтов обращается к старой грузинской легенде о сладострастной и жестокой царице; в «Атамане» нашли отражение народные предания о вольнице Степана Разина.
Картины природы в лирике Лермонтова не только | помогают увидеть красоту окружающего мира, они также подчеркивают и усиливают значение переживаний лирического героя. Например, созерцание типичного русского пейзажа помогает лирическому герою приблизиться к Богу и пониманию мирозданья («Когда волнуется желтеющая нива…») или же заставляет острее ощутить свое одиночество («Выхожу один я на дорогу. ..», «На севере диком стоит одиноко…»). Любовную лирику Лермонтова характеризует глубина переживаний лирического героя, однако его чувство зачастую не понято и безответно. Лирический герой Лермонтова очень горд, он не станет унижаться перед любимой женщиной; не находя счастья в любви, он всей душой устремляется к творчеству («Я не унижусь пред тобой…», «Любил с начала жизни я…», «Я не достоин, может быть…»).
С темой одиночества и мотивами демонической тоски тесно соприкасается тема судьбы незаурядной личности. Лермонтов в своем творчестве не раз обращается к образам Наполеона и Байрона, чьи мрачные, титанические масштабы как нельзя лучше отражают особенности его собственного мировосприятия («Наполеон», «Воздушный корабль», «Нет, я не Байрон…»):
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Продолжая тему талантливой личности, Лермонтов размышляет о высоком предназначении и трагической судьбе поэта («Смерть Поэта», «Кинжал», «Пророк»):
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Лермонтов не обходит молчанием и тему родины; однако его отношение к ней противоречиво, как он сам признается в стихотворений «Родина»:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт с горечью называет свою родину «страной господ, страной рабов», указывая на плачевные реалии современной ему России. Но едкий сарказм этого стихотворения лишь подчеркивает истинную любовь поэта к родине. В гневных, презрительных строках звучит боль за прекрасную страну и народ, ввергнутый в нищету и унижения.
Судьба поколения в лирике Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики
Сочетание имен Пушкин и Лермонтов хорошо знакомо всем читателям, любящим и знающим русскую литературу. Между тем, это совсем разные поэты. Темы и мотивы лирики Лермонтова оригинальны и неповторимы, чтобы говорить о сходстве этих творцов. Каждый поэт остается личностью в своем творчестве.
Одно из самых известных произведений
Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в то время, когда Александра Сергеевича уже не стало. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, руки стали ходить по листам со стихотворением Лермонтова, которое называлось «На смерть поэта». Эта дата стала отправной точкой в поэтической биографии Михаила Юрьевича.
В сорок первом году он сам погибает на дуэли. Таким образом, его литературный путь был трагически мал. Это чуть больше четырех лет. И как несоразмерен этот термин со значением этого творца в русской литературе.
Лермонтов написал много стихов, но очень малая часть при жизни стала известна читателю. На это были причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кружку. Этот поэт всю жизнь держался особняком.
Безумная жажда творчества, но не славы
Учился в Московском университете в дворянском пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти учреждения были центром литературного общения.
Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период он пишет увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэм и драм, которые Михаил Юрьевич даже не пытался издавать.
Разносторонний и талантливый поэт и прозаик
Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Есть много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Он блестяще играл на фортепиано, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова нередко отражают его таланты художника и музыканта.
Рассматривая причудливую паутину набросков, сделанных пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть образы, преследующие его. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лермонтовской лирики, показывают, как сталкиваются земное и небесное, ангельское и бесовское, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонии счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.
Смена эпох и основные мотивы лермонтовской лирики
Времена тысяча восемьсот тридцать третьего года связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия осталась в прошлом, и Михаил Юрьевич как творец появился в неподходящее время. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто устаревшее. На смену одной эпохе пришла другая.
В это непростое время читатели узнали о творчестве этого поэта. Его стихи воспринимались по-разному. На это были причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но и в творчестве человека, придерживающегося крайних, радикальных убеждений. Возьмем, к примеру, «Смерть поэта». Нарисованный в нем образ мученика принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, призванный к бескомпромиссной борьбе со всем миром.
Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич старается обращать внимание не на крайности, а на поиск золотой середины. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, отчаянную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина – «светлая грусть».
Мучения творческой личности
Главной характеристикой лирики Лермонтова является элемент отрицания, присутствующий почти во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно предстает образ человека, несогласного ни с какой гармонией, ни с половинчатыми решениями, ставящего под сомнение абсолютно все основания для бытия.
Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Работы с таким мотивом наполнены особыми муками. Тревога главного героя вечная. И поэт все эти чувства гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть никакой положительной цели в жизни, переносит на все современное потомство.
Здесь надо вспомнить стих «Дума», в котором описывается поколение, не сумевшее приобщиться к настоящему делу. Произведение «И скучно, и грустно». В центре — человек, который рад подать руку ближнему, но он один, и причины этого одиночества кроются в состоянии покоя, каким он является с точки зрения героя. Так выражается судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна суматохи, одиночества и изгнания.
Разница между двумя поколениями творцов
Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними лежало восстание декабристов, произошедшее в 1849 году. После его поражения воцарилась совсем другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой нашли отражение в творчестве Михаила Юрьевича.
Это тоже была молодежь, в основном гвардейцы, очень свободолюбивые, но не надеющиеся на сиюминутное хорошее преображение. Это оппозиционеры другого типа — герои-рефлекторы. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно с помощью таких образов. Например, все знают Печорина. Он герой, который все время защищается, он не видит гармонии в мире, а ищет ее и страстно к ней стремится.
Борьба с ложными чувствами и ненавистным отношением ко лжи
Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет вечное и общечеловеческое значение. А в одном из стихотворений Михаила Юрьевича есть такие слова: «Есть в сердце человека чувство правды, святое зерно вечности…». Если подумать о том, чем дорог русской литературе этот великий поэт и прозаик, то, конечно, именно этим он смог передать новому поколению чувство правды.
Страстная жажда правды, ненависть ко всякой неправде, мучительное чувство одиночества, скептицизм и в то же время безумное стремление к жизни, гармонии, неподражаемое отражение в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, стремящихся вобрать в свое сознание весь мир, перейти грань между жизнью и смертью.
Образы в известных произведениях
Герой драмы «Маскарад» жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Убивает его сам. Умирает и главный образ поэмы «Мцыри», готовый на рай и вечность на свободу.
«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как главной ценности, Печорин спрашивает себя: «Почему я так ее ценю?» Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других, сеет вокруг себя смерть и страдания. Он осуждает себя за трагическое одиночество и холодную озлобленность.
Фаталист осознанно идет навстречу судьбе и остается в живых. Но это лишь временная передышка. А «Песня про купца Калашникова»? Герой этой поэмы своей смертью утверждает честь и достоинство человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.
Все, что связано с памятью о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, является бесценным достоянием не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Он служит неисчерпаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родному краю.
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова является одной из центральных. Ей Михаил Юрьевич посвятил немало работ. Но начать следует с более значимой темы в художественном мире поэта — одиночества. Он носит универсальный характер. С одной стороны, это избранность лермонтовского героя, а с другой стороны, его проклятие. Тема поэта и поэзии предполагает диалог между творцом и его читателями. Но, попадая в непривычную атмосферу всеобщего одиночества лирического героя, оно приобретает особую значимость, окраску.
Рассмотрим тему поэта в лирике Лермонтова. Проанализируем несколько стихотворений Михаила Юрьевича, дадим им емкую характеристику, найдем сходство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.
«Не верь себе»
Стихотворение написано М.Ю. Лермонтова в 1839 году. Продолжает развивать мотивы пушкинской поэмы «Поэт и толпа». Однако если у Пушкина с одной стороны священник, а с другой непосвященный человек, то Лермонтов видит это совершенно иначе. Тема поэта в его стихотворении коренным образом отличается от пушкинской. Существует связь между творцом и толпой. Все они обычные люди, и поэт — один из них.
Однако поэтическое слово не может выразить внутренний мир самого творца. Здесь мы сталкиваемся с уже известной романтической темой, заданной когда-то В. Жуковским в поэме «Невыразимое». Но, естественно, в другой интерпретации. Слово не может передать глубины внутренней жизни поэта, оно лишено этой силы. Людям нет дела до переживаний творца: «Нам-то какое дело, страдал ты или нет?» Что нам нужно знать о твоих заботах, / Надежды глупых начальных лет, / Злых сожалений рассуждая?
«Пророк»
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова прослеживается в «Пророке», написанном в 1841 году, за несколько недель до его смерти. Если в стихотворении «Не верь себе» поэт близок к толпе, то в этом произведении мы наблюдаем иную ситуацию. Здесь творец представлен в образе пророка. А название стихотворения отсылает нас к пушкинскому «Пророку». В ней автор пишет об изменениях, происходящих с человеком, когда он превращается в провидца, несущего людям слово Божие. Пушкин завершает стихотворение веселым призывом: «Глаголом сердца людей сжечь».
Лермонтов тоже рисует нам трагическое продолжение этой истории. Пушкинский пророк идет в народ, чтобы нести Божественное слово. Но, к сожалению, они его не понимают. Однако отстраненность героя от людей компенсируется возможностью контакта со Вселенной.
«Поэт»
Мотив ненужности народу пророческого слова как тема поэмы Лермонтова «Поэт» возник еще в 1838 году. В ней сходятся образы творца и кинжала. Это снова отсылает нас к Пушкину, а именно к его стихотворению «Кинжал». Она написана на юге в 1821 году. Правда, Александр Сергеевич действительно говорит о кинжале, но он создан как образ последнего судьи, восстанавливающего справедливость. Пожалуй, это единственное стихотворение Пушкина, где убийство оправдано с моральной точки зрения.
Лермонтов по-своему перерабатывает образ карающего кинжала. Поэт переносит его в прошлое, когда он был орудием борьбы, а теперь стал предметом, украшающим комнату: «Он золотая игрушка на стене». Нечто подобное произошло и с поэтом: когда-то его голос звучал как колокольчик, а теперь он потерял свою судьбу.
Мы находим, что пушкинские сюжеты стихотворений «Пророк» и «Кинжал», звучащие положительно и оптимистично, в обработке Лермонтова приобретают пессимистический и драматический характер. Пророка преследуют, кинжал становится игрушкой, а поэт теряет способность влиять на окружающий мир.
«Как часто, окруженный пестрой толпой…»
Другие стихотворения Лермонтова о поэзии до сих пор показывают нам влияние художественного слова на окружающий мир. Наиболее ярко это представлено в стихотворении «Как часто в окружении пестрой толпы…». Лермонтов рисует картину маскарада, людей, скрывающих свои истинные эмоции и чувства. И поэтому, глядя на эту фальшивую и противоестественную жизнь, поэт уносится в далекое детство, где все было совсем иначе. И вот, вернувшись из мира грез, он вновь обнаруживает неестественность этого маскарада.
«Мысль»
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова затронута и в самом известном произведении автора, в котором он рисует образ своего поколения, в том числе и себя самого. Речь, конечно же, о поэме «Дума». Если в произведении «Себе не верь» Михаил Юрьевич сводит воедино поэта и человека из толпы, то здесь у него родство и поколение. Однако образ этот трагичен. От поколения ничего не осталось: «…ни мысли плодовитой,/ Ни гения начатого дела».
Однако мы знаем, что все пошло не так, как казалось Лермонтову. От того поколения остались его стихи. Дума стала поэтическим памятником современникам.
«Есть речи — смысл…»
Есть у Лермонтова и стихи, в которых сила поэтического слова выражена особенно сильно. Итак, главный герой этого произведения – сам Михаил Юрьевич. Он описывает влияние поэтического слова на его душу. Мы понимаем, что поэзия работает далеко не для всех. Но становится ясно, какой огромный смысл имело поэтическое слово в жизни самого Лермонтова.
Заключение
Нельзя не сказать, какое творческое влияние на творчество Лермонтова оказал Пушкин. Михаил Юрьевич очень хотел показать кумиру свои стихи, но был слишком неуверенным. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова начинается с трагедии для всей русской литературы — смерти Пушкина. Потрясенный, он написал стихотворение «Смерть поэта».