Основные принципы педагогики оздоровления – Статья на тему: Педагогическая статья на тему: «Педагогика оздоровления: основные представления и принципы»
Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в логопедической работе
Разделы: Работа с дошкольниками
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с развивающей педагогикой оздоровления. Это направление возникло на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Автор его – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев.
Вот основные черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления:
- Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
- Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
- Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, “охрана здоровья” утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
- Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
- Ключевой принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.
Исходя из данных характеристик, здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут и должны стать точкой приложения усилий не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, то есть предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние здоровья или нездоровья ребенка, как это часто происходит в дошкольных учреждениях. Оздоровительно-коррекционные средства становятся средствами расширения и обогащения телесно-психических возможностей ребенка. Формирование самой телесности человека – разумного существа, всего ансамбля специфически человеческих органов, их физиологических функций во многом (но, конечно, не во всем) является производной его психического развития, душевного и духовного роста.
Начиная работу с детьми, я опиралась на медицинские показатели их здоровья. Так, из 10 детей, входящих в подгруппу, 6 человек часто болели простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей. Работу с ними я построила, руководствуясь следующими принципами программы В.Т. Кудрявцева, которая органично входит в программу оздоровительной работы нашего детского сада:
- Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста.
Развитие воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Однако, связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредствует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
Для развития воображения на занятиях я применяю следующие формы двигательной активности детей, имеющие оздоровительную направленность:
- Во время физминутки я предлагаю ребенку стать деревом. Имитируя дерево, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ дерева. Образ дерева преломляется сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок напрягает мышцы спины, рук, пальцев, имитируя ствол и ветви, а затем расслабляет их, пластично изгибает, когда “дерево” гнется под порывами ветра. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на локтях и пальцах.
- Перед началом подгруппового занятия предлагаю детям поиграть в доктора. Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Роль доктора дети играют поочередно, таким образом, каждый ребенок входит в образ целителя, которому все подвластно. Доктор лечит “пассами” над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает различным органам:
— Язычок, будь гибким, послушным, правильно произноси звуки!
— Пальчики, будьте ловкими, быстрыми!
— Ушки, слушайте внимательно!
- Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это формирование осмысленной моторики.
Выдающийся ученый А.В.Запорожец в своих исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
На занятиях этот принцип я реализую в упражнениях на выработку правильного, рационального речевого дыхания. Осмысленная моторика связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: “рисование” дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – “паровозик”, медленные и размеренные –“океанский лайнер” и др.)
Принцип осмысленной моторики реализуется и в упражнениях на развитие мелких мышц лица и мимики, которые тоже участвуют в звукопроизношении. Это упражнения: “машинист”, “рыбки”. Их цель: развивать воображение, выразительные движения лицевых мышц и всего тела. Выполняются они под музыкально-текстовое сопровождение.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. В связи с этим в структуру каждого логопедического занятия обязательно включается пальчиковая гимнастика, которая тоже позволяет реализовать принцип осмысленной моторики. Гимнастика включает упражнения:
- “Мытье рук”. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача – вызвать у детей ощущение контраста.
- “Рисование в воздухе кистями и пальцами рук”. Ценность этого упражнения в том, что поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать заданный образ на бумаге со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями, перед ним можно поставить более сложные “изобразительные” задачи, например: “рисовать” целые “картины”. Это задание способствует расширению творческих изобразительных возможностей.
- Во время пальчиковой гимнастики
реализуется и третий принцип
оздоровительной работы – создание и
закрепление целостного позитивного
психосоматического состояния
Это – игровое упражнение “Лепим умелую и уверенную руку”. Ребенку предлагаю побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. “Материалом” является рука самого ребенка. Другая рука выполняет “ваятельские” функции. “Скульптор” разминает глину, добиваясь пластичности “материала”. Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый “характер”. Большой палец должен быть сильным, добрым (это – “папа”). Указательный палец – строгий, следящий за порядком, контролирующий (это –“мама”). Средний палец – главный помощник родителей – “старший брат”. Безымянный палец – скромная, но очень трудолюбивая “сестричка”. Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать трудности. После того, как “скульптор” поработал с пальчиками, он оценивает свое “творение” в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки).
Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мыщц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, сопереживания, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации “семейного контекста”) и вместе с тем – активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного самомассажа, психомоторной релаксации и т.д.
- Наконец, четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию иесопереживанию находит свое воплощение в таких упражнениях, как:
- Взаимомассаж, когда дети по очереди массируют, похлопывают, пощипывают ладошки друг друга. Делая массаж друг другу, дети обмениваются “тактильными посланиями”. Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить “ответ” на свое обращение. Комплекс упражнений для взаимомассажа разработан мной с учетом основных требований и принципов проведения массажных процедур и очень нравится детям. В него входят такие приемы, как поглаживание (фото 1), похлопывание (фото 2), пощипывание (фото 3), покалывание (фото 4), растирание (фото 5) и разминание (фото 6).
Воспитательно-оздоровительные задачи взаимомассажа:
-
развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий ребенка;
-
обогащение творческого потенциала детей, прежде всего их воображения;
-
создание и закрепление целостного позитивного психологического состояния при выполнении различных видов деятельности;
-
культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.
- Упражнение на развитие здоровой осанки “Скульптор и глина” — один ребенок создает “скульптуру” из первоначально неоформленной “глины”, которую изображает другой ребенок, помогая ему формировать или корригировать осанку.
Систематическое использование принципов развивающей педагогики оздоровления в логопедической работе в течение двух лет позволило достичь следующих результатов:
- В медицинском аспекте прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей (за 2 года она снизилась на 12-15%).
- Эта работа способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, улучшает эмоциональный фон общения в группе, учит детей сопереживанию, взаимопомощи.
- Результаты собственно логопедической работы повышают состояние успешности у ребенка, позволяют ему стать увереннее, комфортнее ощущать себя в группе сверстников.
Я считаю, что реализация в логопедической работе принципов развивающей педагогики оздоровления способствует эффективности работы педагога и оздоровлению детей.
12.05.2009
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов
По мере того, как меняются общественно экономические условия, проблема изучения здоровья становится все более значимой. Изучение различных факторов, влияющих на состояние человека, является неоспоримой необходимостью для сохранения и воспроизводства человеческой жизни, психического благополучия людей. Самые разнообразные формы и методы, позволяющие корректировать психоэмоциональное здоровье личности, сегодня востребованы в различных сферах деятельности человека. На наш взгляд оздоровительное влияние воспитательного процесса изучено ещё недостаточно полно. Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В.Т. Кудрявцев называет развивающей педагогикой оздоровления.
Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Вместе с тем в его фундаменте – идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бренштейна [8], психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П.Зинченко, философа Э.В. Ильенкова и др.
Задача повышения уровня здоровья и его укрепления должна осуществляться с позиции разных аспектов, и в первую очередь, с позиции сохранения духовного здоровья нации. Комфортный психологический климат на занятиях с детьми – вот залог здоровья, и педагогу в этом принадлежит ведущая роль. Агрессивность и принуждение, авторитаризм и обыденность являются одним из главных причин детской тревожности. Настроить детский организм на волну непринуждённости, а значит, свободы и творчества поможет понимание педагогом здоровьесберегающих влияний различных форм двигательной деятельности с использованием образно-игровых ритмических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Движения под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Доказано и то, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильдейнкрайза [7] и др.).
Используя образно-игровые ритмические комплексы можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.).
Опыт использования образно-игровых ритмических комплексов с детьми старшего дошкольного возраста показывает привлекательность и доступность реализации развивающих и оздоровительных задач.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в секциях, театральных студиях и т.д.
В.Т. Кудрявцев [4, с. 85-92] выделяет четыре принципа оздоровительно-развивающей работы, краткая характеристика последних показывает, что с помощью образно-игровых ритмических комплексов можно успешно развивать детей и укреплять их здоровье.
Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.
Так имитируя позу «огромного гиппопотама» (ребенок выполняет приседания, показывая при этом руками размер животного), дошкольник с удовольствием выполняет упражнение, сохраняя при этом правильную осанку.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, — это формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, например, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.
Это может быть сделано с помощью игровых упражнений под музыку. Во время выполнения образно-игрового комплекса «Буратино», ребенок старается удерживать правильную осанку даже при самых неудобных положениях тела, благодаря тому, что он «демонстрирует длинный-длинный нос».
Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Когда ребенок самостоятельно придумывает движения под музыку, он полностью уверен в том, что творит нечто новое и прекрасное, что, в свою очередь, способствует развитию у него чувство любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. В использовании образно-игрового комплекса «Тучка» прослеживается этот принцип, в тот момент, когда «тучку наказали» и она «заплакала». Или, например, с помощью комплекса «Африка» дети помогают сказочному герою на празднике или развлечении попасть в «Африку».
И, наконец, ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы (В.Т. Кудрявцев выделяет его отдельно) является индивидуально-дифференцированный подход. Мы предлагаем при использовании образно-игровых комплексов вариативность уровня сложности отдельных упражнений. С учетом возможностей детей педагог предлагает усложнение, которое не является обязательным для всех детей.
Н.Н. Чабина
Образно-игровые ритмические комплексы для детей старшего дошкольного возраста
Условное обозначение: * — усложнение.
«Африка»
Сл. А. Меньшикова Муз. А. Киселёва
Текст |
Счёт |
Описание движения |
Методические указания |
|
Вступление |
И.п.: стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
||
ходьба на месте на пятках *ходьба по кругу друг за другом на пятках |
круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку |
|||
1 куплет Нам в дальних странах интересно Попасть мы мечтаем хоть на миг, На землю сказок расчудесных На африканский материк |
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
||
1 |
поднять руки вверх, посмотреть на них |
«дотянулись до солнышка» |
||
2 |
и.п |
|||
3 |
руки в стороны, посмотреть вперед, *наклон вперед |
спина прямая |
||
4 |
и.п |
|||
Не знают в Африке морозов, По ней не ездят на санях |
И.п.: стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь |
круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая |
||
1 |
шаг вперед одной ногой |
|||
2 |
шаг вперед др. ногой |
|||
3 |
шаг назад одной ногой |
|||
4 |
шаг назад др. ногой |
|||
Она банановую гроздью В далёких плещется морях |
1-8 |
стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) |
повернулись в одну сторону и в другую |
|
Припев: 2 раза Бьют гиппопотамы в тамтамы, |
присесть, ноги на ширине плеч, руки в стороны *2 раза |
покажите, какие большие, тяжёлые гиппопотамы спина прямая |
||
Скачут шалунишки мартышки, |
подскок вверх с высоким подниманием колена, одна рука вверх (другая) |
«достаёт банан» |
||
Песни попугаи слагают, |
стойка на одной ноге (на другой ноге), руки прямые вверх |
«большие крылья» «огромные попугаи» |
||
Пляшет все вокруг и поёт! |
прыжки на месте, руки на пояс |
спина прямая |
||
Учатся вокалу шакалы, |
поднять голову вврех, руки на пояс, ноги на ширине плеч *наклон вперед, руки за спиной пальцы в «замок» |
руки прямые, «замочки» крепкие спина прямая |
||
Рады антилопы похлопать, |
хлопать в ладоши |
спина прямая |
||
Как хотела львица резвиться, |
«львица тянется лапами поочерёдно вперед и в стороны» |
«далеко тянется львица» |
||
В Африке веселый народ |
прыжки на месте, руки на пояс |
спина прямая |
||
2 куплет А под горой Килиманджаро Природа солнышком полна И под палящим этим жаром, Все загорают дочерна |
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
||
1 |
поднять руки вверх, посмотреть на них |
«высокая гора» |
||
2 |
и.п |
|||
3 |
присесть руки вниз, посмотреть вперед, |
спина прямая |
||
4 |
и.п |
|||
И встретишь тут Под пальмой гибкой И карнавал, и маскарад, |
И.п.: стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь |
круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая |
||
1 |
шаг вперед одной ногой |
|||
2 |
шаг вперед др. ногой |
|||
3 |
шаг назад одной ногой |
|||
4 |
шаг назад др. ногой |
|||
И белозубые улыбки У шоколадных негритят |
1-8 |
стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) |
повернулись в одну сторону и в другую |
|
Припев: 3 раза |
см. припев |
|||
«Буратино»
из к/ф «Приключения Буратино»
Сл. неизв. автора Муз. А. Рыбникова
Текст |
Описание движения |
Методические указания |
Вступление |
бег на месте |
«показали длинные носы» |
Проигрыш |
стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
подъем на носках |
||
1 куплет |
тоже, руки на пояс |
«показали длинные носы» |
Кто с доброй сказкой входит в дом |
наклоны головы в сторону |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Кто с детства каждому знаком |
наклоны головы в сторону |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Кто не учёный, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут? |
наклоны головы в сторону *увеличение темпа |
|
Припев: 2 раза |
тоже, *руки за спиной прямые, пальцы в замок |
спина прямая, голову не опускаем |
БУ- РА- ТИ- НО! |
наклон туловища вперёд на каждый слог |
«показали длинные носы» |
2 куплет На голове его колпак |
тоже, руки на пояс |
спина прямая, «длинные носы» |
наклоны туловища в стороны |
||
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Но околпачен будет враг |
наклоны туловища в стороны |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Злодею он покажет нос И рассмешит людей до слез Он очень скоро будет тут Скажите, как его зовут? |
наклоны туловища в стороны *увеличение темпа |
|
Припев: 2 раза |
||
3 куплет Он окружён людской молвой |
тоже, руки вверх |
спина прямая, голову не опускаем, «показали длинные носы» |
полный присед, руки произвольно |
||
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Он не игрушка он живой |
полный присед, руки произвольно |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
В его руках от счастья ключ И потому он так везуч Все песенки о нем поют Скажите, как его зовут? |
приседания *увеличение темпа |
|
Припев: 2 раза |
Сл. Ю. Энтина Муз. Д. Тухманова
Текст |
Описание движения |
Методические указания |
Вступление |
построение в круг, лицом в центр |
спина прямая, голову не опускаем пальцы, как «капельки» «дотягиваемся до неба» |
1 куплет |
стоя на пятках, руки вверх слегка в стороны, ладонями вверх, пальцы вместе |
|
Злую тучку наказали «Ты – плохая», — ей сказали И она заплакала, Да «кап, кап, кап» — закапала |
повернуться вокруг себя в одну сторону, в другую |
|
Припев 2 раза Кап, кап, кап |
присесть лицом в круг, пальцами имитируем падение капель |
спина прямая, голову не опускаем пальцы, как «капельки» |
Дождик пошёл |
выпрямиться, подъем на носках |
|
2 куплет Мыши сразу зашуршали, Мыши в норки побежали |
бег на носочках по кругу друг за другом |
«как мышки» |
Полетели птицы вниз, Да птицы сели под карниз |
легкий бег по кругу, руки через стороны вверх-вниз |
«как птицы» |
Припев 2 раза |
см. припев |
|
3 куплет Пёс по имени Барбос Струсил не на шутку Еле ноги он унес В свою собачью будку |
бег большими шагами, руками имитируя движения лап собаки |
спина прямая, голову не опускаем |
Припев 2 раза |
см. припев |
|
4 куплет Ну а мы с тобой не тужим, Босиком бежим по лужам Брызги прямо вверх летят, С тучею встречаются А потом они назад Да с неба возвращаются |
бег с подскоками, руки над головой |
спина прямая, голову не опускаем |
Припев 2 раза |
см. припев |
Список литературы:
1. Анчугова Е.В. Каждый может танцевать / Е.В. Анчугова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С.254-258.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.:ЛОИРО, 2000. – 220с.
3. Губанова Н.Ф. Инновационные технологии коррекции и сохранения здоровья детей средствами музыкального искусства/ Н.Ф. Губанова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С.55-60.
4. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В.Т.Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – под ред. Т.И. Оверчук. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 84-92.
5. Кузьменко М.В. Образно-игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. 2009. — №2. С.30-43.
6. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. -СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 352с.
7. http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592
8. http://www.medru.su/davydov-vasilij-vasilevich
dohcolonoc.ru
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные
общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические
принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содежержание, организационные формы и методы учебного процесса в соотвествии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторенияумений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностейучащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего игармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).
infopedia.su
Педагогическая статья на тему: Педагогика оздоровления: основные представления и принципы
Педагогическая статья
на тему «Педагогика оздоровления: основные представления и принципы»
Автор:
Кочерова Галина Владимировна
ВоспитательМАДОУ ЦРР д/с № 377
Самара, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
Глава 1. Актуальность модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ5
Глава 2. Развивающая педагогика оздоровления – основные принципы12
Глава 3. Средства здоровьесберегающей педагогики15
Глава 4.Применение здоровьесберегающих технологий в МАДОУ ЦРР д/с № 377..18
Заключение.21
Литература.22
Введение
Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболееэффективных технологий оздоровления детей в системе дошкольного образования, оценки состояния здоровья и физического развития детей. В стандартах образования по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях придаётся большое значение процессу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социально благополучие. Много интересного увидит и узнает ребенок в жизни. Но, пожалуй, самое интересное и самое непонятное это он сам. Какой я? Что я умею? Как я появился? Из чего я сделан? Тысяча вопросов и пока значительно меньше ответов! Но пытаться познать себя человеку необходимо. В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную этиологию. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения к 2020 году от этого заболевания умрут 70 млн. и заболеют 200 млн. человек. Статистические данные свидетельствуют о том, что за последнее время количество абсолютно здоровых детей снизилось от 23% до 15%. К моменту поступления в школу у детей наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости от 16% до 17,3%. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений для часто болеющих детей.
Анализ научной литературы и практики дошкольного образования по данной теме свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме оздоровления детей. Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики оздоровления воспитанников в дошкольной образовательной среде, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ.
Проблеме рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения посвящены работы Э.Н. Вайнер, Ю.Ф.Змановского и др. По мнению этих исследователей, проблема оздоровления и воспитания детей давно вышла за рамки медицинской и превратилась — в социальную.
Целью нашей работы является освещение основных принципов педагогики оздоровления дошкольников, теоретические и практические аспекты которой, представлены в работе Б.Б. Егорова и В.Т.Кудрявцева.
profhelp.net
Статья на тему: Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для воспитателей
«Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период. Когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:
— интенсификация образовательного процесса;
— стрессовая педагогическая тактика;
— нерациональная организация учебной деятельности;
— несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;
— недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;
— отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
— недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:
1.Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.
2.Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.
Дошкольные образовательные учреждения помогают нивелировать часть неблагополучных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей-дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.
Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой здоровья. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.
Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основные черты, характеризующие педагогику оздоровления:
- Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.
- В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
- Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого, эмоционального контакта.
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Применение медицинских и психолого-педагогических методов.
Педагогу дошкольного учреждения необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.
Принципы оздоровительно-развивающей педагогики:
- Развитие творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
- Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В.Запорожец показал. Что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», то есть вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым. Ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
- Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в дошкольных учреждениях. На занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры2. Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т.д. Уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
- Формирование у детей способности к содействию и переживанию.
Воспитатель дошкольного учреждения должен уметь:
— анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
— владеть основами здорового образа жизни;
— устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками дошкольного учреждения;
— наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;
— прогнозировать развитие детей своей группы;
— моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
— личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования воспитателем средств, методов и приемов воспитательно-образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста, вовлекая детей в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
Организация развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных учреждений по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.
nsportal.ru
Здоровьесберегающая педагогика. | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Здоровьесберегающая педагогика Подготовил: Лопарева А.С., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» комбинированного вида г. кызыла Республики ТываСлайд 2
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно — образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Слайд 3
здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность оу обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья детей и педагогов
Слайд 4
Оптимизация воздействия педагога Обучение здоровью, воспитание культуры здоровья детей и педагогов Оптимизация организации образовательного процесса Формирование здоровьесберегающего пространства оу СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Слайд 5
Принципы здоровьесберегающей педагогики принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов (весь УВП оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей и педагогов) принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья) принцип непрерывности и преемственности (постоянно, на всех ступенях обучения) динамизм (возможность изменения, преобразования) открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом) гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства) саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление) принцип субъект — субъектного взаимоотношения с воспитанниками (индивидуальный подход к обучающемуся) принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей (соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям ребенка)
Слайд 6
Принципы здоровьесберегающей педагогики комплексный междисциплинарный подход (согласованное взаимодействие всех участников образовательного процесса) принцип гармонического сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (обучение здоровью; воспитание культуры здоровья; формирование здоровья; укрепление здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики) принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии (следует оберегать человека от всех вредных воздействий; повышение возможностей человека) принцип формирования ответственности детей за свое здоровье (как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь) принцип отсроченного результата принцип контроля за результатами (мониторинговые исследования, диагностика ) принцип природосообразности ( соответствие педагогического влияния природе ребенка) принцип социосообразности (создание приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка)
Слайд 7
Принципы здоровьесберегающей педагогики принцип амбивалентности (организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутренними условиями) принцип любви в обучении и воспитании (отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного, эмоционального взаимодействия во всей полноте личной включенности в него педагога, способного вызвать такую же включенность ребенка) принцип глубинного общения и воспитания (активизация собственных внутренних усилий ребенка по самоусовершенствованию, мобилизация личностных ресурсов у подрастающих поколений) принцип приоритета духовной поддержки над коррекцией поведения в воспитании (требование преимущественно полагаться на внутреннее единение с ребенком, на поддержание его духовных сил, использовать возможности вдохновлять ребенка, поднимать его веру в себя и надежду на будущее)
Слайд 9
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести: организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей организацию питания обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками физическое воспитание детей Система общеоздоровительных мероприятий включает: обучение детей уходу за своим телом закаливание витаминизацию блюд фитопрофилактику натуропатию освоение упражнений психосаморегуляции состояния оптимизацию двигательной деятельности детей Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка
Слайд 10
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно . При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле . Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения . Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.
Слайд 11
Основные характеристики педагогики оздоровления: представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами
Слайд 12
Основные идеи педагогики оздоровления можно реализовать через программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет, а ее ключевым принципом должен являться индивидуально-дифференцированный подход. К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся: развитие творческого воображения. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение. формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности ; формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Слайд 13
Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности .
Слайд 14
. Список литературы: Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: «Учитель», 2009. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.- с. 21 – 28 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: «Т.Ц. Сфера», 2005. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. – Волгоград: «Учитель», 2007. Здоровье детей — здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции.- Санкт-Петербург, 2008. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – Волгоград: «Учитель», 2009. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: «Учитель», 2008. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002 . Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2010. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. — Волгоград: «Учитель», 2009 . Педагогика и психология здоровья //Под ред. Н. К. Смирнова. — М.: АПКиПРО , 2003.- с. 63-68 Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2008 . Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. — 2007. — № 2 . Тарасова Т.А., ВласоваЛ.С . Я и мое здоровье. — М.: «Школьная Пресса», 2008 . Татарникова Л.Г. Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. — Санкт-Петербург, 2006. Тихомирова л.ф . Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. -Ярославль, 1997. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001. Шарманова С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С. Б. Шарманова //Управление ДОУ. — 2006. — № 4.- c. 40-45
nsportal.ru
Доклад на тему: «принципы здоровьесберегающей педагогики»
КОУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Доклад на тему:
«Принципы здоровьесберегающей педагогики»
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим – любая систематика имеет признаки субъективизма.
— Принцип ненанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей.
— Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др.
— Принцип триединого представления о здоровье обусловливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. как к единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
— Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю ипо предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке.
— Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Связь главной задачи школы – образовательной с заботой о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первый определяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй обеспечением здоровьесберегающего характера (результата) проведения процесса обучения.
— Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания и т.д. Явно недостаточно внимания уделяется вопросу о влиянии образовательной программы на формирование поведения учащихся, их образ мыслей, привычки, основные компетенции, адаптирующие к реальной жизни. Большинство учебных программ содержат сведения и понятия, лишь перегружающие память учащихся, например неграмотное проведение антинаркотической работы без учета возрастных особенностей учащихся нередко приводит к повышению интереса к наркотикам.
— Комплексный междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
— Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики путем разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучения здоровья; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья; г) укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
— Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) – один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. Неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т.д., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижение риска появляется у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом; кроме того, происходит более гармоничное развитие личности в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. В соответствии с охранительной стратегией следует оберегать человека от всех (по возможности) вредных воздействий, подстилать соломку где только можно. Эта стратегия больше коррелирует с медико-гигиеническим подходом. Стремление перестраховаться свойственно плохим врачам, которые даже при незначительном повышении температуры спешат назначить пациенту антибиотики, не думая о том, какой сопутствующий ущерб это нанесет его здоровью. Позиция «Так спокойнее!» определяет и действия чиновника, директора школы, а иногда и учителя, стремящихся на формальном уровне исключить поводы для претензий в свой адрес. Приоритетом становится не забота о здоровье ребенка, а стремление обезопасить себя от возможных волнений и недовольства начальства.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь. Привнесен в педагогику из психологии, где этой проблеме уделяется должное внимание не на констатирующем уровне – в призывах и декларациях, а в воспитательных программах и многочисленных приемах индивидуальной и групповой работы с целью формирования этого важнейшего качества у личности, ее ориентации на здоровый образ жизни.
Принцип отсроченного результата не относится к важнейшим, но часто не учитывается при оценке результативности программ и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Неспециалисты (управленцы, чиновники или лица, распределяющие финансовые потоки), от решения которых нередко зависит судьба того или иного проекта, а часто и сами учителя склонны ориентироваться на быстрые результаты и контрастные внешние «картинки». Для этого существует немало эффективных приемов, тренингов, позволяющих получить быстрый показательный, но иллюзорный результат.
Принцип контроля за результатами, основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе как всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.
Проблемное поле здоровьесберегающей педагогики.
Каждому педагогу – от руководителя образовательного учреждения до учителя-предметника – необходимо представлять, как относятся стоящие перед ним задачи с тем, что делают (или должны делать) его коллеги, т.е. представлять в целом круг актуальных проблем и подходы к их решению.
Хотя в последнее десятилетие внимание к охране здоровья учащихся повысилось, но качественный скачок, который бы позволил сделать эту сторону образования одним из важнейших приоритетов, пока не произошел. Ответственные лица – Министр и чиновники его аппарата.
infourok.ru