Основные информационно коммуникационные компетенции специалиста: Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования
Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования
Библиографическое описание:Зайцева, О. Н. Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования / О. Н. Зайцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3196/ (дата обращения: 08.11.2022).
Основой ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его вузовских основных образовательных программ является компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования. Реализация этих стандартов объективно требует построения новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра). Эта объективность обусловливается разнообразием и структурной сложностью общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров, содержащихся в ФГОС [1].
В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим специальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
В требованиях к основным качественным и функциональным характеристикам обучающегося согласно ФГОС ВПО, компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области…» [5]. Выпускник с квалификацией (степенью) бакалавр должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (например, способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы), профессиональными компетенциями (исследовательская деятельность, организационно-управленческая деятельность, информационно-аналитическая деятельность).
Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является информационно-коммуникационная компетентность. Роль информационно-коммуникационной компетентности в образовании поднимается в многочисленных работах исследователей, таких как Акуленко В. Л., Архипова А. И., Бурмакина В. Ф., Горюнова М. А., Зайцева О. Б., Лобанов Н. Н., Роберт И. В., Шилова О. Н. и ряда других.
Так, М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова [3] определяют информационно-коммуникационную компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Е. В. Мельник понятие «информационно-коммуникационная компетентность» трактует, как «комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ» [4].
В нашем понимании, суть понятия «информационно-коммуникационная компетентность» включают в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей; готовность к саморазвитию в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту — ИКТ), что является необходимым условием для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональной деятельности.
В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов, можно выделить следующие: осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи; осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках; оценивание найденной информации; создание новой информации средствами ИКТ; сохранение и передача информации.
Для достижения эффективности образовательного процесса могут использоваться образовательные средства информационно-коммуникационных технологий, место и функции которых рассмотрены в работах Габай Т. В., Кинелева В. Г., Полат Е. С., Сергеевой Т. А., Талызиной Н. Ф., Тихомирова О. К. и др.
Далее в статье под образовательными средствами ИКТ мы будем понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.
Исследователи представляют различные классификации образовательных средств ИКТ по ряду параметров, например, по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по формам применения ИКТ в образовательном процессе, по типу информации, по форме взаимодействия с обучающимся.
В современной педагогической науке по решаемым педагогическим задачам принято выделять средства, обеспечивающие базовую подготовку, куда входят электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; средства практической подготовки, в их числе задачники, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; комплексные средства, включающие дистанционные учебные курсы; вспомогательные средства, к которым можно отнести различного рода энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные занятия.
По функциям в организации образовательного процесса средства информационно-комуникационных технологий подразделяются на информационно-обучающие, включающие электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; поисковые, например, каталоги, поисковые системы; интерактивные, такие как электронная почта, электронные телеконференции и др.
По формам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе выделяют аудиторные и внеаудиторные образовательные средства.
В зависимости от типа информации образовательные ресурсы подразделяются на электронные и информационные с текстовой информацией, это учебники, учебные пособия, задачники, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, учебно-методические материалы; на электронные и информационные с визуальной информацией, в том числе, коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, а также статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы; на электронные и информационные с аудио- и видеоинформацией, с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
По форме взаимодействия с обучающимся образовательные средства ИКТ классифицируются на «offline» — технология асинхронного режима связи, куда входит электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации и «online» — технология синхронного режима связи (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).
В результате использования разнообразных образовательных средств формируется информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС), которая способствует внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс.
Под информационно-коммуникационной образовательной средой С. В. Зенкина понимает «комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию средств информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы» [1]. Такого понимания информационно-коммуникационной образовательной среды мы придерживаемся в данной статье.
Таким образом, на первое место в образовательном процессе помещается обучающийся, деятельность же преподавателя в этой ситуации приобретает характер наставничества. Создание такой образовательной среды обеспечивает развитие активной жизненной позиции обучающихся, их самоопределения.
Полагаем, что информационно-коммуникационная образовательная среда является тем самым фундаментом, который лежит в основе формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, давая им возможность не только приобрести необходимые компетенции, но и успешно реализовывать их в ходе образовательного процесса.
С целью формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов разработанное в настоящее время третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в базовой части математического и естественнонаучного цикла содержит такие дисциплины, как «Информатика» или «Информационные технологии».
Данные курсы призваны сформировать у бакалавров следующие общекультурные компетенции:способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях [5].
Цель указанных курсов обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов.
В связи с этим особую значимость в области информационных технологий приобретает самостоятельная работа, которая в настоящее время занимает не менее 50 % учебного времени, третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования сохраняют тенденцию к увеличению ее доли в образовательном процессе.
Внеаудиторную самостоятельную работу студентов целесообразно рассматривать как одну из форм организации учебного процесса в вузе. Это планируемая учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, выполняемая во внеаудиторное время под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
Современные информационные технологии играют ключевую роль при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов: они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. Одним из средств организации самостоятельной работы студентов является использование Интернет — технологий, поскольку образовательные Интернет — ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности. К новым формам самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий можно отнести: виртуальное портфолио, мультимедийные проекты, web-сайты и т. д.
В ходе самостоятельной работы с целью повышения наглядности эффективно использование электронных учебников по различным дисциплинам, состоящих из теоретической части, учебно-тренировочной, информационно-поисковой, информационной визуализации. Электронный учебник, несомненно, помогает улучшить дидактические условия электронного методического сопровождения учебного процесса.
Основным направлением информатизации самостоятельной работы студентов является создание и применение мультимедийных ресурсов, которые объединяют возможности текста, звука, графики, фотографии, анимации, видео в цифровом представлении, тем самым становятся шире возможности визуализации, имитации, демонстрации объектов и процессов.
В рамках внеаудиторной самостоятельной работы эффективным является создание программных продуктов в виде электронных презентаций, выполненных в MS Power Point. Электронные презентации представляют различные слайды, на которых дается текстовая, графическая, иллюстративная информация. Для создания информационной целостности программные продукты можно оснащать гипертекстом, содержащим ссылки на другие материалы и объекты.
Нужно отметить, что выполнение заданий в электронном виде способствуют формированию информационной и коммуникационной компетенций, поскольку обучающийся черпает знания не только из традиционных источников информации, но и с помощью современных информационных технологий, в частности, Интернет. При этом роль информационных и коммуникационных технологий значительна, так как способствует выведению обучающихся на более высокий уровень владения знаниями по предмету и дальнейшее использование их в последующей профессиональной деятельности.
Таким образом, компетентностный подход обучения — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, важнейшей целью которого является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Кроме того, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Применение средств ИКТ при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов позволяет усовершенствовать образовательную деятельность, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, и как следствие, обеспечивает реализацию социального заказа в соответствии с современными требованиями.
Литература:
Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационнокоммуникационной среды на новые образовательные результаты. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 2007.
Концепция модернизации российского образования. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002г. № 393.
Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? [Текст] // Информатика и образование. — 2004.- N 3. — с.95–100.
Мельник, Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога. [Текст] // Психология и школа: науч.-практ. журн. 2004. — № 4.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009г. № 788.
Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 5. — С. 24–29.
Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих
Заливанский Борис Васильевич
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий
Аннотация
В статье проанализированы современные подходы к проблеме повышения профессионализма муниципальных служащих. В качестве ключевого элемента решения данной проблемы рассматривается необходимость последовательной алгоритмизации процесса формирования информационно-коммуникативных компетенций. Предлагаются основные направления и возможные компоненты целостной системы развития компетенций муниципальных служащих.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, компетенции, муниципальные служащие
Zalivansky Boris Vasilevich
Belgorod State National Research University
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Technologies Department
Abstract
The article analyzes modern approaches to the problem of increasing the professionalism of municipal employees. As a key element of the solution of this problem need of consecutive algorithmization of formation process of information-communicative competencies is considered. Basic directions and possible components of an integrated system to develop skills of municipal employees are suggested in the article.
Keywords: competence, information and communication technologies, municipal employees
Библиографическая ссылка на статью:
Заливанский Б.В. Формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/09/7711 (дата обращения: 02.06.2022).
В настоящее время большинство муниципальных служащих обладают недостаточным уровнем информационно-коммуникативной компетентности, в результате чего возникают проблемы с эффективным исполнением ими должностных обязанностей и обеспечением функционирования муниципальных органов власти. В связи с этим весьма актуальным представляется необходимость проведения анализа существующих механизмов формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности муниципальных служащих, выступающей ключевым фактором обеспечения необходимого уровня профессионализма.
Теоретическое обоснование направлений повышения профессионализма специалистов системы муниципального управления посредством формирования и развития информационной и компьютерной компетентности исследовалось в различное время отечественными учеными. Например, Л.В. Богданова под коммуникативной компетенцией муниципального служащего понимает «умение строить отношения с другими специалистами», а также – «умение довести необходимую управленческую информацию, обеспечить ее восприятие и реализацию в процессе профессиональной деятельности» [1, c. 122]. Автор подчеркивает, что основная роль в процессе формирования информационно-коммуникативных компетенций принадлежит вузам. Информационно-технологическая компетентность персонала организаций разного типа изучалась К.А. Васильевым [2], А.С. Карпеченко [3]. Тем не менее, в настоящее время, в отечественной науке нет разработанного алгоритма развития информационно-коммуникативных компетенций кадров муниципального управления, который, можно было бы, эффективно применять на практике.
Современный этап общественного развития характеризуется возрастающей ролью информационных технологий в процессе управления.
В связи с этим профессионально значимые качества специалистов стали основываться не столько на объеме и полноте конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, эффективно, а главное грамотно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы, адекватно воспринимать поступающую из внешней среды информацию и др.
В связи с эти, в условиях компьютеризации и информатизации всех подсистем общества, определяющим фактором результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих становится уровень их информационно-коммуникативной компетентности.
Систематизация исследований различных авторов, дает возможность рассмотреть информационно-коммуникативную компетентность муниципальных служащих как совокупность следующих умений и навыков:
— умение специалиста в процессе профессиональной деятельности анализировать и формулировать свои информационные запросы;
— готовность и умение муниципального служащего оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный, а главное грамотный выбор;
— способность свободно ориентироваться в большом информационном потоке, определять степень надежности получаемой информации;
— знание и самостоятельное использование на практике кадрами муниципального управления алгоритмов работы с информацией;
— способность создавать, обрабатывать, передавать, хранить, распространять информацию;
— навыки работы со средствами электронно-вычислительной, копировально-множительной, печатающей техники, устройствами, средствами факсимильной связи и другими устройствами, способствующими оптимизации профессиональной деятельности муниципального служащего.
Год за годом постоянно меняющаяся реальность выводит на рынок новые технологии, использование которых способствует оптимизации управления, как в коммерческом секторе, так и в органах государственного и муниципального управления. В скором времени карьерный рост муниципальных служащих будет зависеть от быстроты освоения этих технологий, что в свою очередь формирует у специалистов потребность в развитии информационной компетентности.
В наиболее общем представлении под развитием следует понимать изменение, направленное на приобретение и усвоение новых или совершенствование имеющихся характеристик. Данный процесс, характеризующийся преимущественно движением вперед можно отождествлять с прогрессом.
Так профессор В.С. Стешенко рассматривает развитие как интегральную характеристику достижений на пути прогресса и культуры как рост возможностей человека в процессе использования его собственных сил [4, c. 15]. В свою очередь, развитие информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих представляет собой целенаправленный процесс комплексного совершенствования уже имеющихся, а также приобретение новых информационных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную адаптацию кадров к постоянно меняющимся условиям административно-управленческой деятельности.
Развитие информационно-технологических и коммуникативных качеств должно представлять собой одновременное совершенствование нескольких элементов:
— познавательно-интеллектуального;
— технологического;
— информационно-коммуникативного;
— прогностического;
— эргономического;
— психологического;
— процессуального [5, c. 136].
Основными существующими формами развития информационной компетентности муниципальных служащих являются:
— повышение квалификации в ВУЗе;
— дистанционное обучение на рабочем месте;
— обеспечение специальной литературой;
— получение второго высшего профессионального образования;
— обучение в аспирантуре.
Повышение квалификации предусматривает прохождение специализированных курсов на базе высших учебных заведений. Учебно-образовательная программа подобных занятий должны включать дисциплины, направленные на совершенствование уровня компьютерной и информационной грамотности специалистов. Однако, в большинстве случаев, на практике, данные курсы направлены в основном на совершенствование и пополнение сугубо профессиональных знаний, умений и навыков. Компьютерные и информационные технологии в их рамках изучаются в самом общем виде, чего, безусловно не достаточно для воспитания информационно грамотного специалиста, способного в полной мере эффективно выполнять задачи, касающиеся информационно-технологической стороны профессионально-управленческой деятельности.
Дистанционное обучение на рабочем месте предполагает повышение уровня профессиональной грамотности, в том числе и компьютерных и информационных умений и навыков. В настоящее время подобная форма профессионального образования реализуется посредствам использования электронных учебно-методических комплексов.
Электронный учебно-методический комплекс – это учебное электронное издание, программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактически обоснованного процесса обучения, содержащий систематизированные теоретические, практические и контролирующие материалы, подготовленные в соответствии с принципами интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности [6. C. 53].
Таким образом, формирование профессиональных компетенций муниципальных служащих должно представлять собой долгосрочный процесс постепенного развития основных информационно-коммуникативных и технологических профессиональных качеств специалиста.
В целях оценки состояния информационно-технологических знаний, умений и навыков кадров муниципального управления в июне 2013 года было проведено социологическое исследование по оценке состояния информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих администрации города Белгорода (N = 50). Полученные результаты свидетельствуют о том, что знания большинства муниципальных служащих об информационной компетентности специалиста достаточно поверхностны, это подтверждается тем фактом, что лишь некоторые респонденты указали в качестве элементов информационной культуры такие варианты как знание негативных возможных последствий работы с компьютерной техникой (9,30%), понимание современной картины мира (6,98%), доступ к информации, составляющей государственную тайну (2,33%). При этом 88% опрошенных считают уровень своей информационной компетентности достаточным для успешного выполнения должностных обязанностей.
Социологическое исследование позволило установить, какая именно информация вызывает у специалистов наибольшие затруднения. В равной степени сложной для муниципальных служащих является работа с иконографической и фонетической информацией – 42,86%. На последнем месте по степени сложности оказались текстографические данные – 14,29%.
Основными недостатками существующей системы развития информационно-коммуникативных компетенций являются отсутствие единого механизма процесса развития информационной культуры, неэффективность большинства практических методик повышения уровня информационной и компьютерной грамотности, отсутствие действенных элементов мотивации муниципальных служащих.
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что процесс развития информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих должен проводиться по следующим четырем направлениям.
- Непосредственная реорганизация самого процесса развития компетентности муниципальных служащих. Создание единой системы взаимоувязанных механизмов, методов, средств и форм повышения уровня компьютерной и информационной грамотности специалистов.
- Формирование у муниципальных служащих потребности к постоянному развитию информационной компетентности, повышение интереса к освоению новых информационных и коммуникационных технологий, интеллектуально-формализованных методик. Кроме того, необходимо мотивировать специалистов к систематическому целенаправленному использованию вновь приобретенных знаний в практической профессиональной деятельности. Немаловажное значение для реализации данного направления имеет воспитания у специалистов информационной рефлексии, т.е. профессионального свойства личности, заключающегося в осознании и анализе уровня информационной и компьютерной грамотности, информационной компетентности, информационных целей, потребностей, ценностных установок и др.
- Развитие умений и навыков кадров муниципального управления, проявляющихся в работе со средствами электронно-вычислительной и электронно-интеллектуальной техники, конечной целью которого должно стать увеличение количества специалистов, владеющих персональным компьютером на уровне уверенного пользователя. Это в свою очередь позволит повысить эффективность и динамичность процесса управления, сократить временные затраты на вызов и ожидание специалистов технического обеспечения, а также сократить финансовые затраты на содержание персонала отделов информатизации.
- Развитие умений и навыков, связанных непосредственно с технологической стороной деятельности муниципальных служащих. В ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления, необходимо уделять внимание дисциплинам, формирующим у специалистов навыки проведения поаспектного анализа текста, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа. Владение обозначенными интеллектуально-формализованными методиками позволит в значительной степени повысить эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Практическое достижение цели, направленной на эффективное формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих, связано с реализацией предлагаемого алгоритма, состоящего из четырёх блоков мероприятий: организационно-управленческого, ценностно-мотивационного, учебно-образовательного и контрольно оценочного.
Первый нацелен на создание и поддержание условий для беспрепятственной реализации целей и задач проекта. К ним относятся: назначение ответственных исполнителей, составление и распространение учебно-методических пособий, размещение информации о проекте на официальном электронном ресурсе муниципальной администрации, формирование учебных групп.
Содержание мероприятий ценностно-мотивационного характера состоит в ознакомлении муниципальных служащих со связанными с процессом развития информационной культуры мерами мотивации кадрового состава. Обозначенные формы могут носить как моральный, так и материальный характер практического воздействия.
Третий блок алгоритма состоит в непосредственной реализации учебно-образовательного процесса по повышению уровня информационной и компьютерной грамотности муниципальных служащих.
Заключительный этап развития информационной культуры связан с проведением контрольно-оценочных мероприятий, направленных на диагностирование полученных в ходе обучение характеристик состояния информационной компетентности специалистов муниципального управления администрации города Белгорода.
Библиографический список
- Богданова Л.В. Коммуникационная компетентность как компонент профессионализма и конкурентоспособности будущих менеджеров // Ученые записки (РГСУ). 2009. № 9. С. 121-126.
- Васильев К.А. Профессиональная компетентность персонала организации в сфере информационно-коммуникационных технологий // Экономика. Управление. Право. 2012. № 6. С. 16-19.
- Карпеченко А.С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности // Электронный журнал «Наука и образование: электронное научно-техническое издание». 2011. № 11. URL: http://technomag.edu.ru/doc/273990.html (дата обращения: 25.08.2014).
- Стешенко В.С. Содержание понятий «демографическое развитие» и «человеческое развитие» тождества и различия // Демография и социальная экономика. 2013. № 1. С. 5-16.
- Диканская Н.Н., Худовердова С.А. Информационная культура личности // Вестник ставропольского государственного университета. 2009. № 62. С. 135-141.
- Воронов М.В., Толкачев В.А. Интернет в современном образовании: проблемы перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 8-9 С. 53-54.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Заливанский Борис Васильевич»
Что такое навыки работы с ИКТ и зачем они могут понадобиться?
ИКТ (или информационные и коммуникационные технологии) относится к использованию технологий для связи и обработки информации.
Навыки в области ИКТ необходимы для многих профессий и часто востребованы потенциальными работодателями.
Что такое ИКТ?
ИКТ состоит из нескольких различных компонентов, включая:
Аппаратное обеспечение – компьютеры, принтеры и другие физические технологические устройства
Программное обеспечение – операционные системы и программы, установленные на устройствах ИКТ. Они используются для создания файлов, таких как электронные таблицы, базы данных, презентации и текстовые документы
Системы связи – телефонные линии и беспроводные сигналы, обеспечивающие связь с другими пользователями ИКТ и Интернетом
Онлайн-платформы для обмена данными — например, с помощью приложения для видеозвонков, такого как Skype, или обмена файлами в облачной системе
Каждый из этих компонентов позволяет пользователям ИКТ просматривать, сохранять, редактировать и обмениваться информацией.
Эффективное использование систем ИКТ может помочь рационализировать бизнес-процессы. Это может привести к более эффективному использованию времени и ресурсов.
Что такое навыки ИКТ?
Термин «навыки ИКТ» описывает способности, необходимые для эффективного использования компонентов ИКТ, перечисленных выше.
Например:
Возможность включения компьютера, авторизации и подключения к соответствующим платформам и программам
Использование оборудования ИКТ для сканирования, печати и копирования документов
Использование цифровой камеры для фото- и видеосъемки
Редактирование изображений с помощью компьютерного программного обеспечения (например, Adobe Photoshop)
Использование популярных программных пакетов, таких как Microsoft Office, для создания, редактирования и сохранения документов
Использование поисковой системы (например, Google или Bing) для поиска информации
Просмотр и размещение сообщений в учетных записях социальных сетей (таких как Facebook, Twitter или LinkedIn)
Безопасное использование компьютеров и Интернета, например, сохранение конфиденциальности личной информации и предотвращение вирусов, кражи личных данных и других онлайн-угроз
Знание языков, используемых в кодировании и программировании, таких как HTML, CSS и JavaScript
Отправка и получение информации с помощью приложений для обмена данными и облачных систем хранения, например, Google Drive или Dropbox
Почему важны навыки работы с ИКТ?
Использование ИКТ становится все более распространенным в повседневной жизни, поскольку люди все больше зависят от своих цифровых устройств. В 2018 году 78% взрослых британцев владели смартфонами, а 64% взрослых назвали Интернет «неотъемлемой частью своей жизни».
На рабочем месте ИКТ жизненно важны для бесперебойного выполнения многих повседневных задач и были приняты по следующим причинам:
ИКТ могут способствовать развитию более эффективных методов работы
В сфере занятости ИКТ позволяют организациям работать более эффективно , поэтому наличие персонала с навыками в области ИКТ жизненно важно для бесперебойной работы любого бизнеса. Способность эффективно использовать ИКТ-системы позволяет сотрудникам больше времени уделять тем областям своей работы, которые требуют межличностных навыков.
Например, многие аптеки используют роботов для помощи в подборе прописанных лекарств. Это позволяет высококвалифицированному фармацевтическому персоналу сосредоточиться на работе, требующей человеческого интеллекта и взаимодействия, например, на выдаче и проверке лекарств.
В настоящее время работодатели ожидают от своих сотрудников базовых навыков работы с ИКТ. Это ожидание относится даже к должностям, где навыки ИКТ, возможно, не были существенным требованием в прошлом.
Например:
Поставщики медицинских услуг (например, врачи общей практики и больницы) используют электронные системы карт пациентов для хранения и управления информацией о пациентах. Часто они могут передавать данные между поставщиками, чтобы обеспечить быстрое оказание помощи пациентам. В результате медицинский персонал должен быть в состоянии продемонстрировать хорошие навыки работы с ИКТ, а также способность оказывать высококачественный уход за пациентами.
В прошлом розничных торговца использовали бумажные записи для записи информации об уровне запасов. В настоящее время работники розничных магазинов используют компьютеризированные системы для помощи в управлении запасами. По мере приобретения предметов система автоматически обновляется. Это позволяет менеджерам розничной торговли оперативно заказывать товары, когда запасы на складе заканчиваются. Это также позволяет им отслеживать тенденции покупок и уровень покупательского спроса.
Строительные компании используют технологии ИКТ (например, программное обеспечение для управления проектами) для управления финансами, материалами, рабочими графиками и сроками. Как строитель, вам может потребоваться использовать планшет или компьютер для обновления записей компании.
ИКТ могут помочь улучшить отношения с клиентами
При поиске нового ресторана вы, скорее всего, потратите время на просмотр веб-сайтов, чтение блогов и просмотр последних отзывов, прежде чем сделать заказ.
С таким количеством онлайн-контента и возросшим уровнем конкуренции компаниям приходится прилагать больше усилий, чтобы улучшить онлайн-путешествие клиентов. Им нужен персонал, который может внедрять и использовать технологии, которые могут помочь им привлечь клиентов.
Это может включать в себя создание более удобного для пользователя веб-сайта компании, повышение качества услуг поддержки клиентов или создание новой стратегии цифрового маркетинга.
ИКТ могут помочь увеличить прибыль бизнеса
Помимо улучшения отношений с клиентами, активное присутствие в Интернете может способствовать увеличению прибыли бизнеса.
Традиционные методы продаж (такие как холодные звонки) сейчас менее распространены, поскольку компании предпочитают продвигать свои продукты с помощью современных методов, таких как влияние в социальных сетях, видеомаркетинг и подкасты.
ИКТ также экономичны и экономят время, предоставляя сотрудникам время, чтобы сосредоточить свои усилия на других аспектах своей работы.
Пять основных навыков в области ИКТ, которыми должны обладать все сотрудники
Для некоторых должностей требуется более высокий уровень навыков в области ИКТ, чем для других. Например, многие рабочие места в секторах ИТ и технологий потребуют специальных навыков в области ИКТ, таких как веб-разработка, системное администрирование и интеграция ИКТ.
Вот список из пяти основных навыков в области ИКТ, которыми должны обладать все сотрудники:
Основные операции с оборудованием ИКТ – включая принтеры, сканеры, копировальные аппараты, смартфоны, планшеты и проекторы.
Безопасное использование Интернета — Например, использование поисковых систем в исследовательских целях или обновление учетных записей компании в социальных сетях.
Печатание – Возможность использования программы обработки текстов (например, Microsoft Word) для создания писем, повестки дня и протоколов. В некоторых ролях (например, медицинская или юридическая секретарская работа) потребуются навыки транскрипции аудио.
Создание документов – Возможность использовать программное обеспечение (например, Microsoft Word, Microsoft Publisher или Adobe Creative) для создания профессиональных документов, таких как презентации PowerPoint, письма, листовки или плакаты.
Управление электронной почтой и календарем — Возможность использовать решение электронной почты (например, Microsoft Outlook) для связи с внутренними и внешними контактами, обновления календарей и назначения встреч. В некоторых специализированных ИКТ-ролях сотрудникам потребуются глубокие знания систем электронной почты для создания и управления учетными записями пользователей.
Основные советы по совершенствованию навыков работы с ИКТ
Если у вас очень мало опыта использования ИКТ, примите меры для ознакомления с цифровыми технологиями.
Если вы ищете работу, исследуйте и инвестируйте в оборудование, которое вы будете использовать на своей предпочтительной должности. Покупка простого ноутбука позволит вам быстро освоить основные навыки работы с ИКТ, перечисленные выше.
Если у вас уже есть базовые знания в области ИКТ, но вы хотите улучшить свои навыки, найдите время, чтобы внимательно изучить описание работы и характеристики человека для должности, на которую вы претендуете.
Составьте список основных и желательных навыков в области ИКТ, необходимых для каждой должности. Отметьте все области, в которых вы уже разбираетесь, и отметьте конкретные случаи, когда вы демонстрировали эти навыки. Важно быть честным.
После того, как вы определили ключевые области для развития, рассмотрите следующие варианты:
Посетите местную библиотеку . Например, если вам нужно улучшить свои навыки использования программного обеспечения Microsoft (Word, Excel, PowerPoint, Access, Outlook), существует множество доступных руководств с инструкциями, которые предлагают пошаговые советы.
Если вы знаете, что ваш друг или родственник обладает хорошими навыками в области ИКТ в той области, в которой вам нужно улучшить свои навыки, попросите их помочь. Организуйте индивидуальных тренинга и попросите их понаблюдать за вами, пока вы отрабатываете новые навыки.
Свяжитесь с местным поставщиком образовательных услуг по номеру , чтобы узнать о квалификациях в области ИКТ или краткосрочных курсах, которые они предлагают.
В Интернете доступно множество бесплатных курсов по развитию навыков работы с ИКТ . Изучите возможности онлайн-обучения, такие как видео, вебинары и подкасты. Ознакомьтесь со статьями WikiJob о тестах Microsoft Word и Microsoft Excel, где вы найдете примеры вопросов и дополнительные советы.
Подать заявку на стажировку или стажировку в официальной организации. Обучение на работе и применение недавно приобретенных навыков — один из лучших способов обучения. Если вы подходите к концу учебы в университете, свяжитесь с потенциальными работодателями в последние месяцы вашего курса, чтобы узнать, предлагают ли они какие-либо возможности стажировки для новых выпускников.
Продолжайте практиковать свои новые навыки . Например, если вы учитесь отправлять и получать электронные письма, свяжитесь с другом, с которым вы давно не разговаривали, и договоритесь о переписке по электронной почте. Это позволит вам укрепить свою уверенность и лучше познакомиться с программным обеспечением для работы с электронной почтой.
Заключительные мысли
Навыки в области ИКТ являются важным требованием для большинства должностей. Наличие этих навыков поможет вам организовать свою рабочую нагрузку, оптимизировать процессы и получить доступ к цифровой информации.
При подаче заявления о приеме на работу улучшение ваших навыков в области ИКТ — это разумный способ получить конкурентное преимущество перед другими кандидатами.
В рамках подготовки к собеседованию потратьте время на отработку основных навыков работы с ИКТ, которые могут быть проверены. Вам также следует подумать о некоторых случаях, когда вы эффективно использовали системы ИКТ для достижения цели.
Что такое навыки ИКТ и почему они могут потребоваться?
ИКТ (или информационные и коммуникационные технологии) относится к использованию технологий для связи и обработки информации.
Навыки в области ИКТ необходимы для многих профессий и часто востребованы потенциальными работодателями.
Что такое ИКТ?
ИКТ состоит из нескольких различных компонентов, включая:
Аппаратные средства – компьютеры, принтеры и другие физические технологические устройства
Программное обеспечение – операционные системы и программы, установленные на устройствах ИКТ. Они используются для создания файлов, таких как электронные таблицы, базы данных, презентации и текстовые документы
Системы связи – телефонные линии и беспроводные сигналы, обеспечивающие связь с другими пользователями ИКТ и Интернетом
Онлайн-платформы для обмена данными — например, с помощью приложения для видеозвонков, такого как Skype, или обмена файлами в облачной системе
Каждый из этих компонентов позволяет пользователям ИКТ просматривать, сохранять, редактировать и обмениваться информацией.
Эффективное использование систем ИКТ может помочь рационализировать бизнес-процессы. Это может привести к более эффективному использованию времени и ресурсов.
Что такое навыки ИКТ?
Термин «навыки ИКТ» описывает способности, необходимые для эффективного использования компонентов ИКТ, перечисленных выше.
Например:
Возможность включения компьютера, авторизации и подключения к соответствующим платформам и программам
Использование оборудования ИКТ для сканирования, печати и копирования документов
Использование цифровой камеры для фото- и видеосъемки
Редактирование изображений с помощью компьютерного программного обеспечения (например, Adobe Photoshop)
Использование популярных программных пакетов, таких как Microsoft Office, для создания, редактирования и сохранения документов
Использование поисковой системы (например, Google или Bing) для поиска информации
Просмотр и размещение сообщений в учетных записях социальных сетей (таких как Facebook, Twitter или LinkedIn)
Безопасное использование компьютеров и Интернета, например, сохранение конфиденциальности личной информации и предотвращение вирусов, кражи личных данных и других онлайн-угроз
Знание языков, используемых в кодировании и программировании, таких как HTML, CSS и JavaScript
Отправка и получение информации с помощью приложений для обмена данными и облачных систем хранения, например, Google Drive или Dropbox
Почему важны навыки работы с ИКТ?
Использование ИКТ становится все более распространенным в повседневной жизни, поскольку люди все больше зависят от своих цифровых устройств. В 2018 году 78% взрослых британцев владели смартфонами, а 64% взрослых назвали Интернет «неотъемлемой частью своей жизни».
На рабочем месте ИКТ имеют жизненно важное значение для бесперебойного выполнения многих повседневных задач и были внедрены по следующим причинам:
ИКТ могут способствовать развитию более эффективных методов работы
В сфере занятости ИКТ позволяют организациям работают более эффективно , поэтому наличие персонала с навыками в области ИКТ жизненно важно для бесперебойной работы любого бизнеса. Способность эффективно использовать ИКТ-системы позволяет сотрудникам больше времени уделять тем областям своей работы, которые требуют межличностных навыков.
Например, многие аптеки используют роботов для помощи в подборе прописанных лекарств. Это позволяет высококвалифицированному фармацевтическому персоналу сосредоточиться на работе, требующей человеческого интеллекта и взаимодействия, например, на выдаче и проверке лекарств.
В настоящее время работодатели ожидают от своих сотрудников базовых навыков работы с ИКТ. Это ожидание относится даже к должностям, где навыки ИКТ, возможно, не были существенным требованием в прошлом.
Например:
Поставщики медицинских услуг (например, врачи общей практики и больницы) используют электронные системы карт пациентов для хранения и управления информацией о пациентах. Часто они могут передавать данные между поставщиками, чтобы обеспечить быстрое оказание помощи пациентам. В результате медицинский персонал должен быть в состоянии продемонстрировать хорошие навыки работы с ИКТ, а также способность оказывать высококачественный уход за пациентами.
В прошлом розничных торговца использовали бумажные записи для записи информации об уровне запасов. В настоящее время работники розничных магазинов используют компьютеризированные системы для помощи в управлении запасами. По мере приобретения предметов система автоматически обновляется. Это позволяет менеджерам розничной торговли оперативно заказывать товары, когда запасы на складе заканчиваются. Это также позволяет им отслеживать тенденции покупок и уровень покупательского спроса.
Строительные компании используют технологии ИКТ (например, программное обеспечение для управления проектами) для управления финансами, материалами, рабочими графиками и сроками. Как строитель, вам может потребоваться использовать планшет или компьютер для обновления записей компании.
ИКТ могут помочь улучшить отношения с клиентами
При поиске нового ресторана вы, скорее всего, потратите время на просмотр веб-сайтов, чтение блогов и просмотр последних отзывов, прежде чем сделать заказ.
С таким количеством онлайн-контента и возросшим уровнем конкуренции компаниям приходится больше работать, чтобы улучшить онлайн-путешествие клиентов. Им нужен персонал, который может внедрять и использовать технологии, которые могут помочь им привлечь клиентов.
Это может включать в себя создание более удобного для пользователя веб-сайта компании, повышение качества услуг поддержки клиентов или создание новой стратегии цифрового маркетинга.
ИКТ могут помочь увеличить прибыль бизнеса
Помимо улучшения отношений с клиентами, активное присутствие в Интернете может способствовать увеличению прибыли бизнеса.
Традиционные методы продаж (такие как холодные звонки) сейчас менее распространены, поскольку компании предпочитают продвигать свои продукты с помощью современных методов, таких как влияние в социальных сетях, видеомаркетинг и подкасты.
ИКТ также экономичны и экономят время, предоставляя сотрудникам время, чтобы сосредоточить свои усилия на других аспектах своей работы.
Пять основных навыков в области ИКТ, которыми должны обладать все сотрудники
Для некоторых должностей требуется более высокий уровень навыков в области ИКТ, чем для других. Например, многие рабочие места в секторах ИТ и технологий потребуют специальных навыков в области ИКТ, таких как веб-разработка, системное администрирование и интеграция ИКТ.
Вот список из пяти основных навыков в области ИКТ, которыми должны обладать все сотрудники:
Основные операции с оборудованием ИКТ – включая принтеры, сканеры, копировальные аппараты, смартфоны, планшеты и проекторы.
Безопасное использование Интернета — Например, использование поисковых систем в исследовательских целях или обновление учетных записей компании в социальных сетях.
Печатание – Возможность использования программы обработки текстов (например, Microsoft Word) для создания писем, повестки дня и протоколов. В некоторых ролях (например, медицинская или юридическая секретарская работа) потребуются навыки транскрипции аудио.
Создание документов – Возможность использовать программное обеспечение (например, Microsoft Word, Microsoft Publisher или Adobe Creative) для создания профессиональных документов, таких как презентации PowerPoint, письма, листовки или плакаты.
Управление электронной почтой и календарем — Возможность использовать решение электронной почты (например, Microsoft Outlook) для связи с внутренними и внешними контактами, обновления календарей и назначения встреч. В некоторых специализированных ИКТ-ролях сотрудникам потребуются глубокие знания систем электронной почты для создания и управления учетными записями пользователей.
Основные советы по совершенствованию навыков работы с ИКТ
Если у вас очень мало опыта использования ИКТ, примите меры для ознакомления с цифровыми технологиями.
Если вы ищете работу, исследуйте и инвестируйте в оборудование, которое вы будете использовать на своей предпочтительной должности. Покупка простого ноутбука позволит вам быстро освоить основные навыки работы с ИКТ, перечисленные выше.
Если у вас уже есть базовые знания в области ИКТ, но вы хотите улучшить свои навыки, найдите время, чтобы внимательно изучить описание работы и характеристики человека для должности, на которую вы претендуете.
Составьте список основных и желательных навыков в области ИКТ, необходимых для каждой должности. Отметьте все области, в которых вы уже разбираетесь, и отметьте конкретные случаи, когда вы демонстрировали эти навыки. Важно быть честным.
После того, как вы определили ключевые области для развития, рассмотрите следующие варианты:
Посетите местную библиотеку . Например, если вам нужно улучшить свои навыки использования программного обеспечения Microsoft (Word, Excel, PowerPoint, Access, Outlook), существует множество доступных руководств с инструкциями, которые предлагают пошаговые советы.
Если вы знаете, что ваш друг или родственник обладает хорошими навыками в области ИКТ в той области, в которой вам нужно улучшить свои навыки, попросите их помочь. Организуйте индивидуальных тренинга и попросите их понаблюдать за вами, пока вы отрабатываете новые навыки.
Свяжитесь с местным поставщиком образовательных услуг по номеру , чтобы узнать о квалификациях в области ИКТ или краткосрочных курсах, которые они предлагают.
В Интернете доступно множество бесплатных курсов по развитию навыков работы с ИКТ . Изучите возможности онлайн-обучения, такие как видео, вебинары и подкасты. Ознакомьтесь со статьями WikiJob о тестах Microsoft Word и Microsoft Excel, где вы найдете примеры вопросов и дополнительные советы.
Подать заявку на стажировку или стажировку в официальной организации. Обучение на работе и применение недавно приобретенных навыков — один из лучших способов обучения. Если вы подходите к концу учебы в университете, свяжитесь с потенциальными работодателями в последние месяцы вашего курса, чтобы узнать, предлагают ли они какие-либо возможности стажировки для новых выпускников.
Продолжайте практиковать свои новые навыки . Например, если вы учитесь отправлять и получать электронные письма, свяжитесь с другом, с которым вы давно не разговаривали, и договоритесь о переписке по электронной почте.