Обучение грамоте детей с онр: Консультация по обучению грамоте (подготовительная группа): Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии. – Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи 4-5 лет
(из опыта работы)
Учитель-логопед Шикарева О.С. МКДОУ «Детский сад»5», г. Обоянь
Как подчеркивается в «Программах общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации, начальные классы (1-4)», важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
Программа по изучению русского языка в младших классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
- Обучение грамоте и развитие речи;
- Чтение и развитие речи;
- Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Основу учебных курсов составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, читать и писать, дать доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг.
Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детского сада, которые должны:
— обеспечить развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями;
— способствовать обогащению словарного запаса;
— создавать условия для овладения детьми грамматического строя речи;
— развивать связную речь.
Проблема преемственности в образовании не нова. Во всех правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в разнообразных научных и методических источниках, выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей преемственность между всеми звеньями образования рассматривается как основное средство его непрерывности.
Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Особенно это относится к разрыву между дошкольным и начальным общим образованием.
Поэтому перед нами остро назрела необходимость в последовательной программе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, в первую очередь, это касается преемственных программ по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.
Многие педагоги начальной школы говорят, что все существующие программы детского сада предусматривают подготовку детей к обучению грамоте. Однако работа по разным технологиям с разным конечным результатом развития ребенка по данному вопросу затрудняет обучение. Поэтому, зачастую, в 1-м классе приходится начинать все заново.
Подготовка детей к обучению грамоте, когда речь становится предметом изучения, должна начинаться с занятий по звуковой культуре речи, т.е. по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение состава звуков в слове в их качественном своеобразии и порядка их следования. Детям необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков.
Поэтому, чтобы установить последовательность и преемственность в данном вопросе, мы знакомим детей логопедической группы со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, т.е. с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
Занятия по подготовке детей с ОНР 4-5 лет к обучению грамоте в МКДОУ «Детский сад №5» планируются систематически 1 раз в неделю, чтобы обеспечить непрерывность и последовательность в работе.
В начале учебного года проводится обследование речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха. Полученные результаты являются основой планирования работы.
Система работы включает:
— ознакомление с терминами «слово» и «звук»;
— знакомство с протяжностью слова и делением его на части;
— формирование правильной артикуляции;
— развитие у детей фонематического восприятия, умение выделять звуки в слове и дифференцировать их.
Осуществляя работу по подготовке к обучению детей грамоте, необходимо предварительно познакомить их с терминами «слово» и «звук», так как правильное понимание этих терминов поможет им в дальнейшем осознать звуковой и слоговой состав слова.
При ознакомлении детей с данными понятиями использую следующие игры: «Испорченный телефон», «Закончи слово», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот» и др.
Можно предложить детям нарисовать различные предметы, которые обозначаются определенными словами, и тем самым помочь им правильно понять значение терминов «слово» и «звук».
Далее, подводим детей к тому, что слова звучат потому, что в них есть звуки.
Помогает закрепить знания о сходных и разных по звучанию словах пособие «звуковые часы».
Работа по формированию правильной артикуляции и развитию слухового внимания и фонематического восприятия строится в следующей последовательности:
- Повторяется артикуляция всех гласных.
- Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в слове, необходимо перейти на артикуляцию согласных звуков. Сначала дается артикуляция свистящих, а затем шипящих и звука «р». Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию его в слове.
- Особо серьезное внимание уделяется узнаванию согласных звуков в слове. Но следует учитывать, что в средней группе, выделяя из слова какой- нибудь звук, нужно избегать слов с другими свистящими или шипящими.
- Опознаются оппозиционные звуки с напоминанием артикуляции обоих звуков и узнаванием их в слове. Одним из игровых упражнений в работе над дифференциацией оппозиционных звуков является раскладывание картинок по звукам.
Заключительный этап данной работы – придумывание слов на определенные звуки.
Таким образом, проводя занятие по обучению грамоте в средней логопедической группе, позволяет более последовательно и тщательно подготовить ребенка к школьному обучению, тем самым, решая вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.
Использованная и рекомендуемая литература
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.
- Гризик Т.И.., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М.,1999.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом/ Под ред. Ф.А. Сохина, М., 1991
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977
Консультация для воспитателей групп
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовила : Евстратова Н.В.
Учитель-логопед ,МБДОУ ДСКВ №46
Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР.
Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в программе Т.Б.Филичевой ,Г.В.Чиркиной планируется с подготовительной группы. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:
- сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте ;
- научить детей чтению;
- подготовить руку к письму; (навык письма мы не формируем , а проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму )
Определим объем знаний, которые мы даем по данному разделу :
- формируем понятие «слово».Слова, обозначающие предмет, действие, признак и слово-предлог;
- формируем понятие о предложении и его составе;
- формируем навык звуко-слогового анализа – это наиболее объемное направление работы;
- знакомство с буквами и формирование навыков чтения;
- работа с текстом;
- подготовка руки к письму.
1.Понятие «слово».
Формировать понятие « слово « начинаем со старшей группы. Я рекомендую Вам методику Л.Н. Ефименковой « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов «.Дидактические игры и упражнения по данному направлению хорошо представлены в книге В.И.Селиверстова « Речевые игры с детьми «.
Мы должны сформировать у детей понятие « слово «.Что оно в себя включает?
- Слово отличается от набора звуков тем ,что всегда что-то называет, что-то обозначает .
- Что могут обозначать и называть слова ?
- Слова ,называющие живые и неживые предметы. Знакомим детей с вопросами : кто это ?, что это ?
- Слова ,называющие действия и отвечающие на вопрос : что делает ?
- «Красивые» слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы : какой ?,какая?, какие?, какое ?.
- «Маленькие « слова-помощники –предлоги.
Эти знания готовят детей к усвоению понятия «части речи» (существительное, глагол и т.д.)
2.Формирование понятия о « предложении « и его составе.
Даем детям понятие о том , что предложение состоит из слов , количество слов в предложении может быть разным. Слова в предложении согласуются –«дружат « между собой. Из предложения мы узнаем что-то новое.
Для усвоения понятия о составе предложения можно использовать условные графические изображения слов: слово-предмет –прямая линия
слово-действие- двойная прямая линия
слово –признак – волнистая линия.
Это ,конечно, очень сложно , требует времени и определенной подготовки детей.
Можно для обозначения использовать прямоугольники , которые будут обозначать слово , как составную единицу предложения.
3.Формирование навыков звуко- слогового анализа.
Это наиболее объемный раздел работы по подготовке к обучению грамоте. В ходе этой работы мы должны переключить внимание ребенка от семантики слова к его звуковому составу – умению услышать в слове определенные звуки , понять , что они расположены в определенной последовательности. Чтобы подготовить детей к аналитико – синтетическому звуковому анализу необходимо научить детей следующему :
- научить различать между собой любые звуки речи ,как гласные так и согласные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие.
- научить выделять любые звуки из состава слова и определять положение заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова )
- научить делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги , а слоги в слова.
Специальная система занятий ,которая обеспечивает постепенную подготовку к звуко – слоговому анализу разработана Г.А.Каше .Она представлена в ее книге « Подготовка детей к школе с недостатками речи «. Занятия в ней спланированы с учетом работы по формированию произношения и развитию фонематического восприятия , в системе обучения предусматриваются упражнения , направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя , развитие связной речи.
Вся работа проводится на материале звуков ,правильно произносимых всеми детьми, поэтому и буквы в логопедических группах даются в другой последовательности, которая не соответствует алфавиту. Овладение детьми различными формами фонемного анализа проводится в определенной последовательности :
- умение выделять начальный гласный звук из состава слова.(Например : У-утка )
- анализ ряда фонем, состоящего из 2-3 гласных звуков.( Например : ау-уа-иау )Дети определяют количество звуков и их порядок.
- анализ и синтез обратного слога (ГС).
- анализ и синтез прямого слога (СГ).
- умение выделять первый и последний согласные звуки в сочетании CГС.
- после овладения детьми устным анализом прямых и обратных слогов можно вводить цветовое изображение звуков ( красные квадраты- гласные звуки ,синие квадраты- согласные твердые звуки ,зеленые – согласные мягкие звуки ).
- вводится буква ,как обозначение звука.
- составление и чтение прямых и обратных слогов- начинается работа по формированию навыка чтения.
- учим детей правильно употреблять термины : «звук»,»буква»,»слог»,»предложение»,»гласный звук»,»согласный твердый звук»,»согласный мягкий звук»,» глухой согласный звук»,»звонкий согласный звук «.
- овладение звуко-слоговым анализом слов (сначала типа С Г С Г и С Г С )
- знания детей и звуковом составе слова объединяются с умением делить слова на слоги. В схеме мы сначала обозначаем слово, затем слоги и звуки в каждом слоге.
- даем правило деления слова на слоги :Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Необходимо обратить внимание на подбор слов для звуко-слогового анализа. Выбирать надо те слова , в которых звучание звуков однозначно и четко.Например, мак,лиса. Не стоит брать слова типа : остановка, окно ; слова с йотированными гласными (Я,Ю,Е,Е) ,так как они предполагают звучание двух звуков –йа и ……
При объяснении правила : ЖИ-ШИ пиши с буквой И, а слышится звук Ы- обратите внимание на то ,что при звуковом анализе мы анализируем звук Ы.
4.На последующих этапах букварного периода обучения для звуко-слогового анализа вводятся слова более сложного слогового состава, дети знакомятся с буквами ,формируется навык слитно-слогового чтения. При обучении чтению логопед в основном пользуется приемами ,рекомендованными общей методикой обучения. В то же время , учитывая особенности речевого развития детей с ОНР , особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания детьми предлагаемого для чтения материала. Можно использовать ряд специальных заданий ,которые служат для проверки понимания детьми прочитанного ,так и для активизации словаря и развития грамматической правильности речи. Например, детям предлагается для чтения пара слов: КАТЯ – МИШКУ. Чтобы правильно подобрать пропущенное слово ( катает, несет, моет и т.д.) надо правильно прочитать слова и понять отношения между ними.
5.На следующем этапе развития навыка чтения добавляется работа над текстом. Главным , конечно , остается понимание прочитанного. Даем следующие понятия : название текста, текст ( рассказ ), рассказ состоит из предложений. Материал для чтения необходимо подбирать с учетом результатов работы по коррекции звукопроизношения , так как чтение мы рассматриваем как один из способов автоматизации звуков. И внимание родителей надо обратить на то ,чтобы ребенок читал правильно произнося все звуки.
6.Подготовка руки к письму. Специальное занятие по подготовке руки к письму по программе предусмотрено в подготовительной группе один раз в неделю и проводит его воспитатель .Эту работу можно проводить и как часть коррекционного занятия. В тетради по подготовке руки к письму могут быть предусмотрены и домашние задания.
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»
Обучение грамоте детей с ОНР
учитель – логопед
Будковая И. С.
Обучение грамоте детей с ОНР.
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», — писала Т.Г. Визель в работе «Аномалии речевого развития ребенка» (М., 1995 г.).
Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова).
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте. Многие авторы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).
Основные задачи:
- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- научить их произносить слова различной слоговой сложности;
- научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
- Для выполнения поставленных задач, в первую очередь, специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.
- Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.
- Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.
- Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость., пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.
Логопед проводит специальную работу по звуковому анализу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягкости, глухости, твердости, звонкости. Во II периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.
Дети складывают из букв разрезной азбуки слоги типа л- а, са, злу, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.
Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье.
Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога.
Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с — ш, р — л, с, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.
Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатанных карточках, читать слоги в специально вставленных лен тах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.
Систематически проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово: ко — шко — школа.
В конце II периода обучения детей учат членить предложения на слова, определять количество и порядок слов в предложениях типа: Тата спит. Дима ест суп. Аня купает куклу. Состав предложений усложняется постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.
Список использованной литературы.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997
- Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб 1997.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.
- Нище в а Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М., 2002.
- Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2002.
Картотека
«Игры и игровые упражнения
по обучению грамоте детей с ОНР 5-7 лет»
Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи.
Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.
Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами.
Как же строится обучающая игра?
Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.
С самого первого занятия по обучению грамоте начинается с рассказывания детям сказки (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаться к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.
Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.
Основные требования к играм, используемым на занятиях
по обучению грамоте.
1.При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
2.Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
3.Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
4.По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.
С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.
План работы над звуком и буквой
1.Выделение звука из ярда слогов, слов.
2.Определение места звука в слове.
3.Придумывание слов на заданный звук.
4.Уточнение артикуляции и характеристика звука.
5.Знакомство с буквой.
6.Из каких элементов буква состоит.
7.На что похожа буква.
8.Узнавание заданной буквы среди других букв.
9.Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
10.Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Игры на уровне звука и буквы.
Выделение звука из слов.
Игровое управление «Открытки»
Логопед показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.
Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.
Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.
Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов.
Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.
Игровое упражнение «Зажги фонарик».
Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук …..
Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.
Игра «Необычные цветы».
Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.
Игра «Рыболов»
Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.
Определение места звука в слове.
Игра «Улитка – светофор».
Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.
Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.
Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.
Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.
Игровое упражнение «Светофор».
Логопед называет слово, дети определяют место заданного звука в этом слове и поднимают сигнал (красный, желтый или зеленый).
Игровое упражнение «Домики».
У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.
Знакомство с буквой.
Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на полианализаторной основе. Для этого используются такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты – «Какие буквы написали коньками на льду Маша и Миша», зашумленные картинки – «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру).
Группировка букв. Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.
Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Игровое упражнение «Близнецы».
Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева – направо.
Игровое упражнение «Умные фломастеры» или «Послушный фломастер».
За основу я взяла «Электронную муху», но в данном упражнении нет опоры на клетку, дети выполняют работу на чистом листе.
Даётся установка: «Фломастер будет выполнять все мои команды и посмотрим, что же он нам напишет». Предварительно детям объясняю, что фломастер делает «шаги» и шагает только в том направлении, какое я называю (вверх, вправо, вниз, влево). Дети должны точно выполнить указания, сравнить свою букву с образцом. Выигрывает тот, чья буква соответствует образцу.
Например, вверх, вверх, вправо, вниз, вниз П
вправо, вниз, влево, вверх, вверх, вправо Б
Игровое упражнение «Магический квадрат» — нахождение букв в геометрических фигурах.
, У, Х, М, П У, Ш, , Э, Ы
Упражнения по конструированию и реконструированию букв.
Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).
Игровое упражнение «Превращение букв».
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Например, составить букву «О» — О, букву «О» превратить в «Э» — Э, «И» — И, в «П» — П
Игровое упражнение «Логические цепочки».
Х л Н ? П ; Ж К Ф ? Р
Игра «Живые буквы».
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!
Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».
Работа с печатными текстами по типу корректурной пробы.
Работа на уровне слога.
В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Чтение слогов с уже усвоенными буквами позволяет автоматизировать чтение слогов и упорядочить звуко – буквенные связи. Пройденная буква сразу же вводится в слоги. Составляются прямые и обратные слоги. При чтении слогов левая рука лежит на столе и необходимо постоянно акцентировать внимание на то, что читаем слева – направо.
На начальном этапе для составления слогов используются игровые упражнения «Ромашка» и «Бабочки».
Упражнение «Бабочки» нравятся детям больше, потому что они сами могут манипулировать картинками – буквами, составлять слоги и читать.
После того, как пройдено 10-12 букв, вводится такое упражнение, как чтение слоговых таблиц.
Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко». Логопед называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО – ОТ, МА – АМ).
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц.
С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слогов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния.
Придумывание слов на заданный слог.
Игровое упражнение «Чудесный мешочек».
Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.
Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова».
В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» — ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.
А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.
Игровое упражнение «Чудо – дерево» или «дерево и листочки».
На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках.
Используя слоговые карточки мы работает над синтезом – конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».
Игровое упражнение «Слово рассыпалось».
Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.
Игровое упражнение «Рыболов».
Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.
Аналогично проводится игровое упражнение «Наборщик»
Цепочка слов
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Найди место звука в слове
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Подбери слово к схеме.
Цель: Та же.
Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.
Найди пару
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.
Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы.
Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./
Включи телевизор
Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).
Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.
Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.
Зажги светофор
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый.
Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова.
Домики
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Рыболов
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.
Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.
Причаль на катере
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой.
Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?
А
О
У
Ы
Цветы и бабочки
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.
Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно выбирают себе бабочек, передвигают их по полю и читают слоги. Если на цветок сели 2 бабочки, читают слова СОК, КИТ, РАК и так далее.
Чудо – дерево
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: дерево – на ветвях написаны слоги СА, СО, СУ, СЫ, листочки со слогами ВА, НИ, ША, РОК, ПОГ и т.д.
Ход игры: весной на деревьях появляются листочки, каждому листочку надо найти свою ветку так, чтобы получилось слово, слово прочитать и объяснить значение, придумать предложение. МЫРОК, СУША, СОВА и т.д.
Закрой окошко
Цель: упражнять детей в чтении слогов, развитие зрительного внимания.
Оборудование: слоговые таблицы на каждого ребенка, фишки. Таблицы из 16 или 25 слогов, СГ – ГС, СГС, ССГ, ССГС.
Ход игры: логопед читает слоги, а дети должны на своих карточках найти слог и закрыть его фишкой – закрыть окошко, где живёт данный слог, занавеской. Побеждает тот, кто справляется с заданием и не допустил ошибки.
Лото «Заплатки»
Цель: упражнять детей в чтении слогов.
Оборудование: готовые поля из игры Воскобовича «Нахлобушки», фишки со слогами — слияниями.
Ход игры: логопед объясняет детям правила игры: внимательно слушать слог (читает ребенок – ведущий) и определить из какого слова слог, взять фишку и поставить заплатку. побеждает тот, кто первым «починил» все слова на своей карточке.
По кругу
Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление слоговых образов.
Оборудование: круги со слогами.
Ход игры: дети читают слоги на круге, вращая его почасовой стрелке. Вращая 2 круга, найти понятные слова, объяснить их значение. Кто прочитает больше слов, тот победил.
Часы
Цель: развивать умение составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: часы с двумя стрелками и кармашками для слогов, набор слогов.
Ход игры: логопед заполняет кармашки слогами. Одна стрелка указывает на любой слог, ребенок ставить вторую стрелку так, что бы 2 слога составили слово. Объяснить значение слова. И так до тех пор пока не будут использованы в игре все слоги.
Читайка
Цель: развитие умения составлять слова из слогов.
Оборудование: готовая игра «Читайка» Воскобовича на каждого ребенка.
Ход игры: в нашем волшебном квадрате спрятано много разных слов. Какие? Давайте поищем. Дети сгибают квадрат и читают новые слова. Какие слова прочитали, объяснить значение слов.
Перевертыши
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Ход игры: логопед называет по отдельности слога. Дети берут карточки со слогами и оставляют из них сначала 1 слово, читают его, объяснят значение, потом, переставив слоги, читают второе слово, объясняют его значение. В конце игры детям предлагается придумать предложения с составленными словами. Слоги: СОС, НА, ЧАЙ, КА, ВЕС, НА, КА, МЫШ, РА, НО, БАН, КА
Домино
Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: у каждого ребенка по 6 карточек домино, 1 карточка домино на доске, наборное полотно.
Ход игры: логопед ставит на наборное полотно свою карточку со слогом ТРА и предлагает ребятам взять такую карточку домино, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово и т.д. Карточки: — тра, ва – зи, ма – пе, нал – вил, ка – фар, тук – зу, бы – и т.д.
Цепочка
Цель: развитие умения подбирать слова по данному слогу.
Ход игры: логопед записывает на доске слово ОК – НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога – НО – НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА – РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку.
Игровое упражнение «Разноцветные слова»
Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов. Нравятся детям такие игры, как «Словесно-картиночное домино», «прочитай – проверь», «Словесное лото». Игры проводятся не только во время фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий, но и предлагаются детям в свободное время (с утра или во второй половине дня). Ребята играют в школу и сами выбирают себе ведущего – учителя, сами оценивают свою работу, а педагог, играя роль «умного ученика», помогает найти правильное решение. В результате обучения с применением игр удается сформировать у детей стабильный навык слогового осознанного чтения, они любят и не боятся читать. Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи», прошедшие одногодичный курс обучения, в основном, поступают в массовую школу в классы, занимающиеся по традиционной программе. При обучении в школе трудностей при чтении не возникает, о чем свидетельствуют отзывы учителей начальных классов.
Улитка – светофор
Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слоге.
Оборудование: игровое поле 30х30 с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора), символизирующие начало, середину, конец слова.
Ход игры: дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.
АРБУЗ РАК АПЕЛЬСИН ФЛАГ
АСТРЫ ПИЛА БАНТ АВТОБУС
СИМВОЛ ЗВУКА [А]
ИГЛА АИСТ ПАР ЛИСА
ТРУБА СЛИВА КРАСКИ МАК
Сложи буквы
Цель: закрепление начертания букв.
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Ход игры: логопед предлагает детям достать из конверта элементы букв, называет букву, дети конструируют. Для конструирования букв можно использовать спички или счетные палочки, шнурки.
Буквоежка
Цель: обобщение знаний о графическом изображении букв, закрепление начертания букв.
Оборудование: каждый ребенок получает лист бумаги, на котором написаны элементы букв.
Ход игры: Буквоежка хочет с вами поиграть. Он откусил от каждой буквы по кусочку (элементу) и хочет, что бы вы догадались, какие буквы были написаны на листочках. Дети, которые дописали все буквы, получают фишку. 2 вариант игры. Элементы букв написаны на доске.
Живые буквы
Цель: закрепление начертания букв, учить воспроизводить пространственное расположение элементов букв.
Ход игры: дети, стоя на ковре, говорят:
«Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три –
Любимая буква на месте замри!»
Дети изображают буквы, логопед должен узнать, где какая буква. Выбирается самая красивая буква. Можно составлять слова и читать их
Ребусы
Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ.
Оборудование: карточки с ребусами.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку, отгадывает слово. Необходимо объяснить значение слова, придумать с этим словом предложение.
Прочитай – проверь
Цель: упражнять в чтении слов. Осознанное послоговое чтение.
Оборудование: карточки: с одной стороны слово, с другой – картинка.
Ход игры: дети сидят за столом, достают из коробки карточки со словами, читают и проверяют себя, переворачивая карточку картинкой вверх. Побеждает тот, кто прочитал больше слов.
Исправь ошибку
Цель: упражнять в чтении слов, осознанное послоговое чтение, развитие внимания.
Оборудование: карточка «слово + картинка» (например: слово «булка» картинка «белка»)
Ход игры: детям предлагается прочитать слово, назвать, что нарисовано на картинке и объяснить, где ошибка. Карточки: олень – лень, молодец – колодец, кубки – кубики, баран — барабан, капля – цапля и т.д.
Чудесный мешочек
Цель: учить узнавать на ощупь знакомые буквы.
Оборудование: чудесный мешочек, деревянные буквы.
Ход игры: дети рассматривают буквы и складывают их в мешочек. Логопед встряхивает мешок и просит ребенка найти букву, не заглядывая в мешок. Ребенок придумывает слово, которое начинается с этой буквы.
Читающие пальчики
Цель: учить узнавать буквы по обводящему движению, различать буквы вырезанные из разного материала.
Оборудование: карточки с буквами. Буквы вырезаны из наждачной, бархатной бумаги, из разной плотной ткани, выложены крупой, спичками.
Ход игры: перед детьми стоят небольшие экраны, логопед просит обвести букву за экраном (левой рукой ребенок держит карточку, а правой «исследует» букву – ведет по контуру, останавливаясь на углах, поворотах). Если ребенок правильно назвал букву, можно заглянуть за экран. На карточках могут быть написаны слоги или короткие слова.
На катке
Цель: закрепление начертания бук, развитие зрительного внимания, зрительного восприятия.
Оборудование: панно «На катке» разделено на 4 квадрата, на каждом квадрате методом безотрывного письма написаны по 4 печатные буквы.
Ход игры: Маша и Ваня пришли на каток и решили коньками написать буквы, которые они уже знают. Какие буквы написала Маша? Ребенок пальцем ведет по дорожке и называет буквы.
«Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
III уровня»
Горбачёва Светлана Геннадьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка»
город Нижневартовск
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии; четкая артикуляция звуков родного языка, хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.
Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении грамоте,
Это наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетический метод, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система, включающая в себя фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Фонематические нарушения речи, при которых ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме. Таким образом, дети с общим недоразвитием речи, без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте не смогут успешно обучаться в школе.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно–действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых при организации коррекционно-образовательной деятельности, является метод наглядного моделирования. Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им наиболее эффективно овладеть звукобуквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.
Одним из этапов логопедической работы при подготовке детей к обучению грамоте является развитие звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений об элементарных формах фонем, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить их и наглядно увидеть. Схемы и модели различных структур (слогов, слов, предложений, текстов) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Организация коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте разделена на два периода – подготовительный и период непосредственной подготовки к обучению грамоте.
Так в подготовительный период знакомство со звуками речи детям предлагается начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях.
На первоначальном этапе знакомим дошкольников с понятием «звук». Для того чтобы дети быстрее запомнили, что звуки только слышатся и произносятся, использую «Напоминалочку», а увидеть звуки помогают модели звуков «Веселые Ребята». Гласные – девочки в красных рубашках, согласные – мальчики. Синие рубашки – твердые звуки, зеленые рубашки – мягкие звуки. Когда «Веселые Ребята» берутся за руки, получаются слова. Также для индивидуальной работы у детей в «пеналах» имеются фишки красного, синего и зелёного цвета, которые используются для обыгрывания звукового состава слова.
Помимо общепринятых обозначений звуков цветными квадратиками детям показываю рисунки, символизирующие звуки. При знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета, а звук [у] — кружочком с меньшим диаметром, звук [и] – прямоугольником, символ звука [ы] – половинка круга, [э] – овал. Символы звуков демонстрируются в домиках-панно «Звукового города». Данное панно помогает наглядно определить и запомнить характеристику звуков, образ букв. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.
Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, использую картинки-символы на «Звуковых полянках», комплекс упражнений для развития ручного и артикуляционного праксиса «Помогаем язычку», игрушка-лягушка, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать необходимый артикуляционный уклад языка. Также используются такие пособия как — «Паровоз», «Ракета», которые помогают понять и определить позиции заданных звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове.
На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего. Далее вводиться условно-графическое обозначение понятия «слово» — для этого использую картонные полоски из наших «пеналов». Полоски разделены на 2,3,4 части и помогают ввести понятие «слог», делению слов на слоги и умению их различать. С помощью данных моделей, даем ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать, прошагать), так и визуальных.
При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Телега» дети слушают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. С этой же целью используются «Вагончики», в которых размещаются картинки, названия которых состоят из разного количества слогов. Так же детям предлагаются игры – «Шагомер», «Телеграф», которые помогают детям упражняться в делении слов на слоги. С помощью цветных «кнопок» дети учатся делить слова на слоги, подбирать картинки к заданной слоговой схеме.
Метод моделирования позволяет детям образно представить структуру слова, используя, заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Во второй период проводится непосредственная подготовка к обучению грамоте дошкольников подготовительной логопедической группы 6-7 года жизни. В этот период обучение начинается с повторения задач старшей группы, но на этом этапе задачи усложняются , дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя схемы звукового состава слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков, а так же определять позицию звука, его качественную характеристику, вычленять ударный звук, составлять схемы предложений.
При дифференциации звуков дети не только выделяют их, но и группируют по определенным признакам: твердости — мягкости, глухости — звонкости.
Учить составлять схемы предложений помогает набор конструктора «Строим предложения» — полоски для индивидуальной и групповой работы. Также дети делают зарисовки схем предложений в тетрадях. При усложнении работы над предложением детям предлагается восстановить деформированное предложение. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного его с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука – буквой, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются всё те же «Напоминалочки» в виде графических изображений.
Для развития фонематического слуха наряду с уже известными играми «Слова рассыпались», «Живые звуки», использую игры, которые очень нравятся детям — «Звуковая мозаика», «Звуковые лабиринты», «Звуковые часы». Как более сложные задания детям предлагаются кроссворды, перфокарты.
Для того чтобы ребенок мог лучше запоминать буквы, различать похожие по написанию буквы, развивать пространственное мышление использую разрезные карточки с буквами. На каждой карточке написано по одной букве. Карточки разрезаны на две части. Предлагается ребенку собрать буквы. Такие задания очень похожи на игры с разрезными картинками, которые нравятся многим дошкольникам. Составление «разрезных букв» помогают предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами», ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).
Так же с целью профилактики зеркальности на письме дошкольникам предлагаются карточки с правильным и зеркальным написанием букв. С этой же целью используются «Буквы в окошке». Игра помогает хорошо запоминать графические образы букв, не путать буквы в дальнейшем. А «Буквенный конструктор» помогает детям запомнить, из каких элементов состоит буква, что способствует профилактике пространственных нарушений.
С целью совершенствования зрительной и пространственной ориентации детям предлагается игра «Куда улетела бабочка?»
Развитие графомоторных навыков у детей осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Для этого использую пособие «Маленький помощник», которое способствует формированию навыка правильного захвата карандаша.
Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).
Одной из наиболее эффективных форм совместной работы родителей и детей по закреплению звуков, умению соотносить звук с буквой, умению работать с образом буквы стало изготовление альбома «Мой букварь». Пособие «Мой букварь» создается в течение двух лет коррекционного обучения в процессе совместной деятельности детского сада — ребенка — семьи. Такой «Букварь» помогает ребёнку запомнить буквы, дифференцировать схожие по изображению буквы, их пространственное соотношение. Дети совместно с родителями оформляют отдельные странички на каждую букву, которую изучили в детском саду. Еженедельно оформляется выставка изготовленных страничек, дети видят как можно по –разному оформить, украсить букву. Ближе к концу коррекционного обучения все странички оформляется в одну книгу. Обязательно делается обложка, на которой пишется название, и перечисляются все авторы-составители (ребенок и члены его семьи, которые помогали ему).
Таким образом, практика показала эффективность использования метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми 5-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи по подготовке детей к обучению грамоте. Результаты мониторинга показывают положительную динамику развития у детей фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия и пространственной ориентации.
Список литературы
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. – М., 1998.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
- Лопухина И. К. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. 2002.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М., ВЛАДОС, 2001.
- Превращения слов./ Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
// Вестник образования. — 1997. — № 6.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие.
Санкт-Петербург , 1999
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР
Тема»Звук и буква С»
Коррекционно-образовательные задачи:
— научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;
— закрепить навык правильной артикуляции звука [C];
— учить обозначать звуки буквами.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать фонематическое восприятие, представление;
— упражнять в звуковом анализе и синтез слов, состоящих из трех звуков;
— упражнять в словообразовании;
— упражнять в практическом употреблении предлогов “за”, “перед”, “между”;
— развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
— формировать интонационную выразительность речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звука [C] в слогах, словах, предложениях;
воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
посылка: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов;
карточки-слова с гласными буквами; карточки-символы для характеристики звука; загадки; домик с картинками, в названии которых есть звук [C];
фишки для обозначения гласных и согласных, доски, буквы С, О, К;
карточка с правильным и неправильным расположением буквы С в пространстве.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– На прошлой неделе вы познакомились с гномиком Побегайкой.
Вы помните, что любил слушать Побегайка? (Звуки.)
Недавно у Побегайки появился новый друг, с которым он любит играть.
Они прислали вам посылку со своими любимыми играми.
Здесь и картинки, и загадки, и даже фотография.
II. Знакомство со звуком [C].
1. Развитие зрительного восприятия. Выделение гласных в слове, определение количества слогов. Выделение звука [C].
Логопед достает из посылки и выставляет на доске рисунок с наложенными друг на друга контурами предметов. (Приложение 1)
– Рассмотрите и назовите предметы, спрятанные гномиком Побегайкой и его другом на этом рисунке.
Дети называют предметы, изображенные на рисунке, а логопед выставляет картинки с названными предметами (сани, сабля, сапог, пистолет, самосвал)
(Приложение 2).
– Сколько предметов они нарисовали?
– Посмотрите на картинки и назовите предметы, в названии которых есть такие же гласные звуки, как буквы на карточках.
А И (сани) А О (сапог)
– Назовите все картинки. (Дети перечисляют.)
– Какой один и тот же звук встречается в названиях этих предметов? (Звук С.)
– Побегайка и его друг предлагают нам поиграть с этим звуком.
2. Характеристика [C] по артикуляционным и акустическим признакам.
– Ребята, а как же мы его узнаем? Давайте составим словесный портрет звука [C].
На наборном полотне выставлены карточки-символы. Дети, давая характеристику [C] по артикуляционным и акустическим признакам выбирают и выставляют на доску нужные карточки-символы. (Приложение 3)
3. Развитие фонематического восприятия. Произношение [C] в слогах, словах. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
– А в этом конверте фотография друга гномика Побегайки. Если отгадаете загадку, то узнаете, как зовут друга гномика.
1) Загадка.
Замечательно с утра
Потрудилась детвора.
И из снега получилось
Украшение двора.
Нос его – мечта зайчишки,
Повкуснее кочерыжки
И ведро совсем как шляпа,
Стал солидным, он как папа,
Но о севере мечтает.
Жаль весною он растает.
Лишь к морозам он привык
Толстый, белый … (Снеговик.)
Логопед выставляет портрет Снеговика. (Приложение 4)
– Назовите первый звук в слове Снеговик. (С)
2) Упражнение в произнесении звука [C] в слогах.
– Гномик Побегайка и Снеговик любят играть в игру “Эхо”. И мы с вами сейчас поиграем в эту игру.
Игру можно провести со снежком(из ваты) .
Логопед произносит слоги и бросает снежок одному из детей. Ребенок повторяет слоги с той же интонацией.
СА – СА – СА
СА – СА – СА
СА – СА – СА (то же и с другими гласными)
3) Словообразование.
Образование родственных слов.
Логопед достает из посылки домик.
– В этом домике живут слова – родственники. Послушайте загадку.
Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. (Снег.)
– Что за семейка живет здесь? Догадались? (Снежная.)
Логопед достает из домика картинки, а дети находят среди них картинки из “снежной семейки” и выставляют на доске. (Приложение 5)
Снег, снегурочка, снеговик, снегоход, снегопад, снегирь, снежинки, подснежник.
4) Д\игры на развитие внимания, памяти, мышления.
Практическое употребление предлогов “за”, “перед”, “между”.
Логопед предлагает детям назвать сначала первую и последнюю картинку; потом дети определяют последовательность картинок в ряду, упражняясь в практическом употреблении предлогов “за” (“перед”, “между”.).
а) Д/игра “Что, где стоит?”
– Назовите первую картинку. Последнюю. Что стоит за снегурочкой? Что стоит перед подснежником? Что стоит между снегопадом и снежинками? И т.д.
б) Д/игра “Будь внимательным”.
Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну из картинок. Дети должны назвать, чего нет, что поменялось местами или что случилось (появилась новая картинка самокат).
в) “Какая картинка лишняя?” (самокат – не из снежной семейки)
5) Физкультминутка. “Снежок”.
7) Звуко-буквенный анализ.
– А теперь мы должны с вами догадаться, что любят Гномик и Снеговик?
Логопед выставляет карточку с нарисованными на ней предметами: собака, осы, коза. (Приложение 6)
– На этой карточке зашифровано слово. Определите по первым звукам, какое слово спряталось? (Дети выделяют голосом первый звук в каждом слове и составляют схему.)
– Выложите схему слова фишками. Назовите первый звук, последний – обозначьте их буквами. Назовите гласный звук. Обозначьте его буквой. После какой буквы стоит [О]? Сколько всего звуков в слове? Сколько букв в слове? Сколько гласных? Сколько слогов-частей? Как узнали? (Сколько гласных, столько и слогов.)
8) Развитие зрительного восприятия. (Приложение 7)
– Закрой буквы, которые написаны неправильно. Считай сколько правильных букв написано.
III. Итог. С каким звуком играли сегодня на занятии?
Какой буквой обозначаем звук [C]?
Вспомните и назовите слова со звуком [C].
Дети и грамотность — Better Health Channel
Грамотность является основой обучения вашего ребенка. Ваш ребенок грамотный, если он знает, как использовать язык с уверенностью. Это включает в себя говорение, чтение и письмо.Литератные навыки начинаются в дошкольные годы и развиваются в течение школьных лет. Вы являетесь самым влиятельным учителем своего ребенка и можете во многом побудить его говорить, слушать, читать и писать.
Говоря и слушая
Вы можете помочь своему ребенку развить навыки слушания и речи разными способами.Reading
Вы можете помочь своему ребенку развить навыки чтения разными способами. Предложения включают в себя:- Следуйте за примером и разрешите своему ребенку регулярно видеть вас, читающего газеты, книги и журналы.
- Содействуйте чтению вашего ребенка, показав ему, как найти интересующую его информацию.Это может включать в себя телевизионные руководства, словари, кулинарные книги и спортивные страницы газет.
- Играйте с ними в слова-игры.
- В доме должно быть достаточно книг, соответствующих уровню чтения вашего ребенка.
- Будьте готовы позволить детям читать книги, которые, по вашему мнению, не имеют большого литературного значения. Вначале важно поощрять любовь к чтению, и это лучше всего сделать, позволив ребенку выбирать, что он читает.
- Читайте истории вместе.
- Пусть ваш ребенок прочитает и выберет из меню еду
Writing
Вы можете помочь своему ребенку развить навыки письма разными способами. Предложения включают в себя:- Следуйте примером. Позвольте вашему ребенку видеть вас регулярно пишущим по разным причинам — письма, благодарственные письма, рождественские и поздравительные открытки, списки — или заполнение форм.
- Убедитесь, что у вашего ребенка много собственных письменных принадлежностей, таких как бумага, ручки, надписи и карандаши. Там, где это возможно, пусть они сами выбирают материал для письма и создают специальное место для своего «письма».
- поощряйте их вести собственный журнал, чтобы записывать их действия, мысли и особые случаи.
- Дайте вашему ребенку время попрактиковаться в использовании компьютера. Пусть они научат вас тому, что они знают о компьютере, и покажут, как они могут использовать множество программ.
- Попросите вашего ребенка сделать и украсить открытки на дни рождения, сказать «спасибо» или на другие праздники и события.
Информировать других опекунов
Поддерживайте последовательность вашего ребенка, информируя других опекунов, таких как персонал по уходу за детьми, воспитателей дошкольных учреждений или нянь, о развитии навыков грамотности вашего ребенка.Попросите, чтобы вас информировали о прогрессе вашего ребенка и его заинтересованности в разговоре, чтении и письме.Работа с учителями вашего ребенка
Исследования показывают, что когда родители и учителя работают вместе, дети становятся намного счастливее и живут в образовательных учреждениях. Вы можете улучшить и поддержать навыки грамотности вашего ребенка, работая в партнерстве со своими учителями. Некоторые предложения включают в себя:- Знакомьтесь с учителем вашего ребенка.
- Информируйте учителя о жизни вашего ребенка дома и узнайте, что происходит в раннем детстве или в школе.Поддерживайте открытый диалог по всем аспектам обучения вашего ребенка, включая любые ваши опасения по поводу успеваемости вашего ребенка.
- Если возможно, включите себя в раннее детство и школьную жизнь вашего ребенка, предлагая помощь в тех областях, где вы чувствуете себя комфортно. Предложения включают помощь в обучении в комнате, помощь в организации школьных праздников, присоединение к списку столовой или участие в родительском клубе, комитете или совете.
- Поддерживайте своего ребенка как можно больше, посещая его особые мероприятия, такие как концерты, спортивные дни и презентации.
Содержимое этого сайта предоставляется исключительно в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не подтверждает и не поддерживает такую терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены совета вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом сайте, не предназначены для составления исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанным на сайте.
Обзор новой грамотности для слепых или слабовидящих детей младшего возраста Перейти к основному содержаниюдля слепых или слабовидящих студентов
Особенности доступа
- Варианты доступности
- Вход / Регистрация
- Поделиться Ideas
- Newsletter
☰ Menu
- Home
- Browse По Topic
- Auditory Strategies
- Braille
- CVI
- Deafblind
- Dual Media
- Emergent Literacy
- English Язык Learners
- General Literacy
- Learning Медиа Assessment
- Math Literacy
- Multiple Disabilities
- Orientation & Mobility
- Struggling Readers
- Writing
- Secondary Topics
- Accessibility
- Active Learning
- Assistive Технология
- Autism Spectrum
- Communication
- Curriculum
- Early Childhood
- Expanded Основная учебная программа
- Experience Books
- Families
- Holidays и Seasons
- Inclusion
- Listening Skills
- Low Vision
- Science
- Story Boxes
- Tactile Skills
- Tips для TVIs
- Blog
- Auditory Strategies
- Braille
- CVI
- Deafblind
- Dual Media90 009
- Emergent Грамотность
- English Язык Обучающиеся
- General Literacy
- Learning СМИ Оценка
- Math грамотности
- Multiple Disabilities
- Orientation и мобильность
- Struggling Readers
- Writing
- Strategies
- Auditory Стратегии
- Braille
- CVI
- Deafblind Strategies
- Dual Media
- Emergent Грамотность
- English Язык Learners
- General Literacy
- LMA
- Math Literacy
- Multiple Disabilities
- Orientation и Mobility
- Struggling Readers
- Writing
- Resources
- Technology
- Research
- News
- Newsletters
- Events
- Печать
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
- Поделиться на Pinterest
Начало работы
- Предсказуемые Книги
- Книги по языку
- Шкатулки и Доски для рассказов.У ребенка или подростка могут быть два расстройства одновременно. Другими обостряющими факторами могут быть эмоциональные проблемы, расстройства настроения, семейные проблемы и злоупотребление психоактивными веществами.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Считается, что примерно каждый десятый ребенок в возрасте до 12 лет имеет оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), причем число мальчиков превышает число девочек в два раза к одному. Некоторые из типичных поведений ребенка с ODD включают в себя:- Легко возмущенный, раздраженный или раздраженный
- Frequent Темпер истерики
- Часто спорит со взрослыми, особенно с самыми знакомыми взрослыми в их жизни, такими как родители
- отказывается подчиняться правилам
- кажется, что намеренно пытается раздражать или усугублять других
- Низкая самооценка
- Низкий порог разочарования
- стремится обвинить других в любых несчастьях или проступках.
Расстройство поведения
Дети с расстройством поведения (CD) часто рассматриваются как «плохие дети» из-за их преступного поведения и отказа от принятия правил. Считается, что около пяти процентов детей в возрасте 10 лет имеют компакт-диски, причем число мальчиков превышает число девочек в четыре раза. Около трети детей с БК также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).Некоторые из типичных поведений ребенка с CD могут включать в себя:
- Частый отказ подчиняться родителям или другим авторитетным деятелям
- Повторная прогулка
- Склонность к употреблению наркотиков, в том числе сигарет и алкоголя, в очень раннем возрасте
- Отсутствие сочувствия к другим
- Быть агрессивным по отношению к животным и другим людям или проявлять садистское поведение, включая издевательства и физическое или сексуальное насилие
- Детство для начала физических боев
- Использование оружия в физических боях
- частая ложь
- Криминальное поведение, такое как воровство, умышленное разжигание костров, взлом домов и вандализм
- А тенденция убегать из дома
- Суицидальные тенденции — хотя они встречаются реже.
- Интеллектуальные нарушения — у детей с ограниченными умственными возможностями в два раза чаще возникают расстройства поведения.
- Развитие мозга – исследования показали, что участки мозга, контролирующие внимание, по-видимому, менее активны у детей с СДВГ.
Диагностика поведенческих расстройств у детей
Разрушительные поведенческие расстройства являются сложными и могут включать в себя множество различных факторов, работающих в сочетании. Например, у ребенка, который демонстрирует правонарушение, связанное с КР, могут также быть СДВГ, беспокойство, депрессия и трудная домашняя жизнь.