cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Натюрморт символический: «Символические натюрморты» Сергея Колокольчикова | Сергей Иванников | Искусство | Топос

«Символические натюрморты» Сергея Колокольчикова | Сергей Иванников | Искусство | Топос

 

Классическая живопись в эпоху постмодернизма

 

 

 

            Картины художника Сергея Колокольчикова выделяются на общем фоне современной московской живописи благодаря своей тематике и яркой авторской манере. Формально Колокольчиков пишет натюрморты, но не стоит ограничивать содержание его картин исключительно рамками этого привычного жанра. Его живопись преодолевает строгие жанровые границы и, в итоге, перемещается в сферу, не имеющую однозначного стилистического определения.

 

Сергей Колокольчиков. Интриги кардинала.

 

            Сергей Колокольчиков далёк от какого-либо авангарда и модернизма; даже импрессионистская живопись по отношению к его работам кажется чем-то очень далёким.  Этот художник удивительно «классичен» в выборе творческих ориентиров; глядя на его работы может возникнуть впечатление, что нескольких веков в истории европейского искусства просто не было, и из XVII века живопись шагнула сразу в начало XXI. И в данном случае это ни в коей мере не является чем-то отрицательным. Перед нами — радикальное и предельно последовательное обращение к «первоистокам», к корням. Жизнь любого растения зависит от его корней, и любая традиция, чтобы продолжать жить и развиваться дальше, нуждается в регулярной связи со своими первоистоками. Живопись Сергея Колокольчикова именно такую связь и демонстрирует, являясь ярким примером подлинного, творческого консерватизма, помнящего о том, что сохранение первооснов является условием любого последующего обновления.

            Такой взгляд на искусство сегодня предельно оправдан: разговоры о кризисе этой формы искусства пронизывают собою всё предыдущее столетие, и сегодня этот кризис демонстрирует себя предельно очевидно. Симптоматично, что начало кризиса сопровождалось активной критикой традиции, а его углубление — стремлением к дискредитации и окончательному забвению её основополагающих принципов. И в этом контексте творческая программа Сергея Колокольчикова — вольно или невольно — работает на преодоление кризиса, связывая эту задачу, подобно немецким идеологам «консервативной революции», с возвращением к первоистокам и намерением начать историю заново.

 

*     *     *

            Традиция, к которой обращается и, одновременно, от которой отталкивается художник в своём творчестве, это северная живопись переходного времени — XV – XVII веков. И если в его натюрмортах очевидно стилистическое присутствие голландцев и маньеристов, например, Джузеппе Арчимбольдо, то в его абстрактных пейзажах, а Колокольчиков, несмотря на свою любовь к натюрморту, время от времени обращается и к такому жанру, прослеживаются и позднеготические, босховские мотивы… Но при всём внешнем сходстве голландских натюрмортов с натюрмортами московского художника, различия между ними очевидны. Именно поэтому можно сказать, что Сергей Колокольчиков, следуя традиции, её творчески преобразует.

 

Сергей Колокольчиков. Гостья из тропиков

 

            «Классический» натюрморт изначально ориентирован на демонстрацию вещей в предельно реалистичной степени. Это — «феноменальная живопись» в том смысле, что она стремится показать мир таким, каким он является нашему сознанию. И вещи в этой живописи — это просто вещи, не больше и не меньше. Если же с образами этих вещей оказываются связаны какие-то дополнительные смысловые коннотации (указание на стиль жизни, уровень достатка и т.д.), они лишь дополняют собою непосредственное содержание картины. В натюрмортах Сергея Колокольчикова изображённые вещи обладают совсем иным онтологическим статусом. При всей реалистичности изображения вещи здесь ценны не сами по себе; они являются всего лишь знаками, указывающими на нечто, что ускользает от непосредственного изображения. Интерпретируя эстетические идеи Северного Возрождения, Колокольчиков создаёт нечто иное, — то, что Северному Возрождению свойственно не было: символический натюрморт.

 

Сергей Колокольчиков. Одинокий пеликан.

 

            С обыденной точки зрения присутствие выбранных художником объектов в рамках одного изображения может показаться искусственным и странным: что общего, например, между пеликаном, айвой и фарфоровой фигуркой слона, помещёнными на одну картину («Одинокий пеликан», 2011)?  Или между полуочищенным гранатом, морской раковиной и кисточкой художника («Натюрморт с кисточкой», 2006)? В реальности крайне редко можно увидеть подобное сочетание вещей. (В отличие, кстати, от нагромождения овощей, мясных туш и морепродуктов на полотнах Северного Возрождения). Но соприсутствие всех этих, столь разных объектов оказывается безусловно необходимым в рамках единого символического изображения. Пеликан и слон, сочетаясь друг с другом на одной картине, стремятся нам что-то сообщить, рассказать. Символическая живопись неизбежно отсылает зрителя к некой истории, повествованию, превращая его, тем самым, в слушателя или читателя. Символические пейзажи Сергея Колокольчикова не являются исключением из этого правила: художник, одновременно, показывает и рассказывает. Визуальные объекты в его картинах развёртываются в истории, которые, в свою очередь, предполагают наличие и действующих лиц, и некой сюжетной основы.

 

Сергей Колокольчиков. После дождя.

 

            В этом контесте показателен фон, на котором развёртывается изображение/повествование, и с которого, по свидетельству самого художника, начинается работа над каждой картиной. Этот фон обладает глубиной, пространственностью и, в то же время, абстрактностью, благодаря которой изображаемые вещи «вырываются» из всех привычных контекстов и обретают новые значения. При этом для художника важно показать одновременно — и единичный объект как таковой, и его связи с другими объектами. Отсюда часто присутствующий на картинах Колокольчикова эффект «парения в пустоте»: объект присутствует в некоем пространстве, но не укоренён в нём; ягодка смородины — одновременно — лежит на столе и как бы «висит» над ним («После дождя», 2006). Благодаря этому приёму дополнительно подчёркивается условность, символичность изображения. Художник подсказывает зрителю, что смысл этого изображения производен не от повседневной реальности и привычного восприятия вещей, а от некоего мира идей, который изображённые предметы не столько показывают, сколько обозначают. 

            Эту же задачу — привнесение ощущения условности в изображение — выполняют и декоративные элементы на картинах Сергея Колокольчикова. Те же миниатюрные капельки воды, в большом количестве присутствующие на самых разных полотнах художника, способствуют привнесению в восприятие ощущения условности изображаемого.

 

*     *     *

            Любое символическое изображение предполагает наличие интерпретативных кодов, используя которые мы превращаем символ в рассказ. Наиболее ярким примером такой живописи является иконопись, где отдельные типы изображений и даже цветовая гамма жёстко, устойчиво связаны с определёнными значениями. Благодаря наличию такой связи изображение может, в том числе, быть интерпретировано как шифр, предполагающий наличие общих правил чтения. Безусловно, символическая живопись не обязана быть религиозной, но все следующие — после иконописи — символические модификации её, пусть и невольно, следуют по пути, намеченым именно иконописной традицией. Натюрморты Сергея Колокольчикова неизбежно следуют по этому пути, но интерпретация их смысла избегает какой-либо авторитарности и предзаданности. С точки зрения художника интерпретация символа является задачей исключительно индивидуального восприятия. Художник создаёт некую интерпретативную структуру, которую каждый человек наполняет своим, индивидуальным содержанием. Какой-либо единый, универсальный интерпретативный код этим картинам не свойственен. Итогом такой открытости оказывается ситуация, в рамках которой в каждом индивидуальном сознании содержание картин художника раскрывается особым, неповторимым образом. Уникальность личностного опыта порождает уникальность интерпретации. По сути, Колокольчиков стремится предельно ослабить дистанцию, изначально существующую между автором картины и зрителем. Зритель превращается в соавтора, наравне с художником он создаёт смысл изображения.

 

Сергей Колокольчиков. Двое. Сумерки.

 

            Такое понимание сути символического привносит в творческую программу художника элементы парадоксальности. С одной стороны, эта программа опирается на эстетику классической живописи, но, с другой стороны, утверждает эту программу средствами модернизма. Аналоги понимания символического как открытой смысловой структуры можно обнаружить, прежде всего, именно в практике модернизма, прежде всего, в  модернистской литературе: Ницше, Джойс, Кафка, сюрреализм, поздние работы Барта… В этой ситуации, безусловно, присутствует «знак времени»: возрождение традиции прошлого в современных условиях будет неизбежно включать в себя все возможности, имеющиеся в наличии, в том числе и те, которые к этой традиции не относятся. Возрождение чего-либо никогда не является чистым копированием; оно есть творческое преобразование уже созданного, наделение прошлого новыми смыслами.

            В этом контексте творческая программа Сергея Колокольчикова предельно сходна с программой любимой им эпохи Возрождения: Ренессанс в своих высших проявлениях не копировал искусство античности, а преобразовывал его и наделял новыми эстетическими возможностями. И точно так же, как нельзя понять возрождение античности в XVI веке вне античной антитезы — христианского Средневековья, также и сегодняшнее возрождение классической эстетики невозможно в рамках игнорирования модернистского наследия.

            Консерватизм сегодня, если он хочет сохранить свой творческий характер, т.е. остаться живым движением, не выродиться в академизм и бутафорию, неизбежно должен учитывать то обстоятельство, что он действует в реалиях эпохи постмодернизма, и всё самое ценное, что было найдено и создано модернизмом, он должен учитывать и использовать.

 

*     *     *

            В рамках открытой символической структуры любой образ неизбежно обретает множественность значений. Гранат на натюрмортах Колокольчикова может быть понят как символ любви, и, в то же время, как символ бессмертия, как символ Солнца и как символ семьи; виноград может быть символом духовной жизни и символом эротической чувственности; грецкий орех может символизировать мир смерти, но, в то же время, может восприниматься и как символ мудрости, которая, в свою очередь, порой мыслится как путь к бессмертию… История цивилизации включает в себя множество символических языков и интерпретативных кодов, ни один из которых в данном случае — ещё один знак постмодернизма с его отказом от единого дискурса — не является приоритетным. Наличие анархии при интерпретации образов в данном случае оказывается неизбежным, но в работах художника есть опорные образы-символы, способные, если и не устранить этой анархии, то, по крайней мере, её отчасти ограничить, — направить процесс интерпретации в некоем определённом направлении. Основанием такой возможности оказывается не символическое мышление, а чисто живописные элементы. Ряд образов, присутствующий в натюрмортах, выписан столь ярко, что независимо от того какой символической системой интерпретации мы пользуемся, наше сознание подчиняется «очевидному»: эти образы, точнее, манера их написания сразу же настраивают наше восприятие на определённый лад.

 

Сергей Колокольчиков. Улыбка апельсина.

 

            Важнейшим элементом образности на картинах Сергея Колокольчикова является её опосредованная (символическая) связь с феноменом телесности. Изображение груш («После дождя», 2006; «Натюрморт с мандариновой долькой», 2009), айвы («Натюрморт с айвой», 1985), апельсина («Улыбка апельсина», 2006) почти неизбежно вызывают ассоциации с человеческим телом. При этом на подавляющем большинстве картин художника подобные образы занимают центральные места в общей композиции, благодаря чему можно сделать вывод, что тема телесности является центральным символическим элементом его живописи. Это обстоятельство в очередной раз сближает творчество Сергея Колокольчикова с эстетикой Возрождения и, в то же время, дистанцирует от неё: XVI – XVII века подчёркивают элементы телесности, но делают это явным, открытым образом, в то время как у Колокольчикова эта тема явлена символическим, сублимированным способом.

            Очевидность присутствия телесного начала на картинах художника провоцирует возникновение интерпретаций его творчества в контесте психоаналитических схем; этому способствует и большое количество объектов, чья символика отсылает к теме чувственности. Тем не менее, «психоаналитический подход» к интерпретации символов в данном случае — именно вследствие своей нарочитой очевидности — видится неким упрощением, провокацией со стороны автора, которой может поддаться зритель.

            Телесность в натюрмортах Колокольчикова демонстрирует черты, обилие которых заставляет психоаналитической интерпретации предпочесть интерпретацию экзистенциальную. Речь идёт о связи образов тела с феноменом времени. След времени присутствует на подавляющем большинстве натюрмортов художника. Чтобы не было конкретным символическим образом телесности на этих картинах — айва, груши, персики, яблоки — время неизбежно и необратимо оставляет свой знак на внешнем облике этих объектов. И если попытаться конкретизировать основное направления «послания» художника своему зрителю, то важнейшим элементом этого послания будет тема пребывания субъекта в потоке времени и его трансформации под влиянием времени. Экзистенциальный способ восприятия реальности всегда склонен подчёркивать временность существования личности, обращая внимание при этом на ограниченность, конечность такого существования. Длительность человеческой жизни имеет пределы, и пребывание-во-времени неизбежно оборачивается для сознания субъекта осознанием своей смертности, существованием на фоне смерти как последнего, окончательного события человеческой жизни. Все остальные символы, присутствующие на картинах Колокольчикова и указывающие на сферу желаний, интересов, социальный статус и некие жизненные интересы являют своё значение под знаком конечности существования, что придаёт образам художника с одной стороны — некую противоречивость и двусмысленность, а с другой — дополнительную глубину восприятия.

            Взаимосвязь жизни и смерти в данном случае заставляет по-новому взглянуть на основания творческой программы художника. Подлинное возвращение к истокам художественной традиции не может ограничиваться лишь копированием её внешних, эстетических форм. В основе классического искусства — гуманистический тип мировоззрения, признание за личностью высшей бытийственной ценности. Этот дух гуманизма посредством символизации присутствует и в работах Сергея Колокольчикова. Но если в горизонте XVII века человеческое было понято, прежде всего, как коллективная, надличностная сила, преобразующая мир в соответствии с собственными идеалами, то три столетия спустя это же начало оказалось склонным показывать себя, прежде всего, в форме индивидуального существования, находящегося под знаком грядущего Ничто. В этом контексте сохранить гуманистическое мироощущение оказывается достаточно сложно: шансы погрузиться в состояние отчаяния и депрессии становятся очень высокими. Тем не менее, искусство Сергея Колокольчикова гуманистично. Символические образы его натюрмортов утверждают ценность человеческой жизни, раскрывающейся в каждой отдельной картине как индивидуальная судьба. И в «пространстве» таких судеб жизнь осушествляет себя часто вопреки всем объективным факторам и обстоятельствам. «Знаки времени» на картинах Колокольчикова парадоксальным образом не столько утверждают конечность жизни, сколько отрицают её, рассказывая нам о том, что продолжает жить под знаком монтеневского «вопреки всему», игнорируя и неотвратимость Ничто, и необратимость увядания.

 

Символизм натюрморта

Любуясь красочным натюрмортом, мы порой и не подозреваем, что он наполнен скрытыми символами (особенно это касается средневековых картин).

Что же это за символы?

Читайте также:

  • Ценные призы для взрослых в конкурсе «Рисуем вместе с Комус»
  • Аутсайдер — арт

Срезанные цветы на картине Амброзиуса Босхарта означают быстротечность жизни и эфемерную красоту, обреченную на погибель.  

 

 

Стрекоз в Средние века относили к обычным мухам, и их изображение несло негативное значение – они олицетворяли дьявольское начало. Бабочки же, напротив, благодаря своей способности вылетать из кокона перерожденными, были символами избавления от мук и воскрешения души. Бабочка и стрекоза символизировали извечную борьбу добра и зла. 

 

 

Чтобы правдоподобно изобразить в одной композиции цветы, произрастающие в разные времена года, художники пользовались «флориджели» – подборками цветочных изображений, сделанных по ботаническим гербариям, которые были популярны в Европе с конца XVI столетия. 

 

 

Различные цветы несут в натюрморте Якоба ван Вальскэпла и различное значение:
мак – символ сна и смерти, гиацинт означает траур, а в сочетании с розой и гвоздикой олицетворяет любовь и саму жизнь, а также вечный цикл жизни и смерти. В нижнем правом углу натюрморта на зеленом листке можно заметить ползущую улитку, которая в своей ракушке может пережить как холод, так и жару. Улитка – также символ воскрешения. Ползущая муха-символ зла. Два речных божества на вазе – Тритон и речной бог – напоминают о воде, как источнике жизни. 

 

 

Образ кошки, нападающей на мышь в мышеловке на картине Абрахама Миньона, предостерегает от опасностей романтических связей. Кошка – символ чувственной страсти. Одновременное присутствие этих объектов на натюрморте с цветами говорит о ловушке, таящейся в любовной страсти и плотских утехах (правда, в анатомии кошек живописец, судя по всему, был несилен).

 

 

Ящерицы и мухи в другом натюрморте Миньона так же олицетворяют зло и противостоят бабочке – т.е. добру. 
Мышь – символ дьявола. Пожирающего корень жизни.
Пшеница и виноград – символы Святого причастия, олицетворяющие плоть и кровь Христа. 
Щегол символизирует страсть, а также человеческую душу. 
Птичье гнездышко является отсылкой к библейскому тексту: «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих».

 

 

В том же столетии сформировалось новое течение в натюрморте – «Ванитас» (букв. «суета»). Очень многие картины разных мастеров тех лет носят название «Суета сует». Чтобы усилить ощущение хрупкости человеческого бытия вместе с букетами изображался череп – символ бессмысленности суеты и тщеславия. Песочные часы – тоже символ мимолетности жизни.

 

 

На картине Яна Дэвидса деХэма также присутствует виноград как символ Святого причастия, а также пустая ракушка, олицетворяющая пустю гробницы Христа, т.е. символ воскрешения. На то же указывает и лангуст, т.к. может сбрасывать панцирь, т.е. перерождается.

 

 

На картине Андриса Бенедетти мартышка, выглядывающая из-за занавеси, призвана напоминать о дьяволе: образ обезьяны в Средневековье означал зло, ересь дьявольские происки. Часы – опять же, символ мимолетности всей той роскоши,что находится на столе. Лангуст и виноград – уже знакомые нам символы Христа – здесь также не забыты.

Музыкальные инструменты тоже несут религиозное послание: как писал Святой Августин, музыка ниспослана людям самим Богом. В целом, картина призвана убедить людей не искушаться роскошью и богатством, а помнить о словах и деяниях Христа, который умер во спасение человеческого рода.

 

 

На картине Бальтазара ван дер Аста ящерица, мухи, стрекозы – все также символы зла, а бабочка — добра и воскрешения. Есть тут и гроздья винограда – символ Причастия. В целом, эта картина – отсылка к библейскому мифу о пророке, которого Бог призвал к себе и показал корзину спелых фруктов как знак приближающегося конца.

 

 

Драгоценная дичь (натюрморт Хуана Санчеса Котана) в Средневековье была самой популярной пищей высшего общества и являлась синонимом благосостояния. Охотничьи трофеи контрастируют с простыми дарами земли: зеленью,овощами и фруктами. Это противопоставление означает бессмысленность роскоши и нестабильность человеческого бытия. Композиция из мертвых животных и растений также отражает средневековое представление о красоте, опирающееся на библейское: «…но Ты все расположил мерою, числом и весом».

 

 

На картине Осиаса Беерста чаша с вином – это кровь Христа, хлеб – Христова плоть. Как обычно, присутвуют и стрекоза с бабочкой. Вишня – напоминание о Страстях Христовых, а клубника – образ Рая.

 

 

 Натюрморт Флориса ван Дейка содержит уже знакомые нам вино, хлеб и виноград. Яблоко – символ первородного греха. Сыр – у протестантов пища, разрешенная во время Великого Поста. Грецкий орех, если верить Святому Августину – символ самого Христа. Согласно этой интерпретации, орех означает плоть, скорлупка – вознесение, а ядро – божественное естество Иисуса.

  

 

Сами богатые букеты, кроме очередного напоминания о тщетности бытия, олицетворяют и вполне приземленный ботанический интерес 🙂

Вольный перевод, оригинал статьи можно прочитать здесь: http://viola.bz/still-life-painting-secret-signs/

Перевела с английского Н. Окунева-Раракина

шедевры живописи

10 общих символов в натюрмортах и ​​их значение

Деталь натюрморта с серебром Александра Франсуа Депорта, ок. 1715-23

 

«Натюрморт» относится к произведению искусства, изображающему группу неодушевленных, обычно обычных предметов. Традиционно натюрморты также, как правило, полны замаскированного символизма — изобразительного языка, который использует обычный объект для передачи более глубокого смысла. Самыми известными примерами натюрморта являются безукоризненно детализированные и богато символические картины Золотого века Голландии, но натюрморты восходят к Древнему Риму и остаются популярным жанром в двадцать первом веке. Это десять объектов, которые обычно встречаются в натюрмортах на протяжении всей истории, и то, что они символизируют.

 

1. Фрукты: разнообразная символика в натюрмортах
Ваза для фруктов с цветами от Яна Давидса. де Хем, первая половина 17 века, в Национальном музее в Познани, Польша

 

Фрукты — одни из самых распространенных сюжетов натюрмортов на протяжении веков. Корзина с фруктами не только предлагает художнику множество цветов и текстур для использования, но также предлагает множество религиозных и мифических символов.

Например, в христианстве яблоки означают искушение и знание в отношении ветхозаветного рассказа о том, как Ева съела запретный плод в Эдемском саду. Виноград символизирует темы удовольствия и похоти, связанные с Вакхом, римским богом вина. Гранаты ассоциируются с Персефоной, греческой богиней весны и королевой подземного мира.

 

Корзина с фруктами работы Микеланджело Меризи да Караваджо, ок. 1599, via Biblioteca Ambrosiana, Милан

 

Натюрморт итальянского художника эпохи барокко Караваджо изображает обычную корзину с фруктами, которая резко выдвигается на передний план композиции с предельным реализмом. При внимательном рассмотрении выясняется, что некоторые плоды гниют и поедаются червями, что может тонко раскрыть отношение художника к продолжающейся протестантской Реформации и католической Контрреформации в Италии.

 

2. Черепа: уверенность в смертности
Натюрморт с черепом Поля Сезанна, 1890–1893 гг. , через Фонд Барнса, Филадельфия

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Прославленные голландскими и фламандскими художниками шестнадцатого и семнадцатого веков, vanitas натюрморты выражают быстротечность жизни и тщетность жизни материализм. Эта традиция также послужила оправданием для рисования красивых и дорогих предметов вместо более откровенного морализаторства. Один из самых неуклюжих символов, который появляется в vanitas натюрмортов представляет собой череп, который является ярким напоминанием о неизбежности смерти. Такой символ называется Memento Mori , латинская фраза, означающая «Помни, что ты умрешь».

 

Художник раннего Нового времени Поль Сезанн был известен своими экспериментами с формой, цветом и перспективой в своих натюрмортах. Он начал включать черепа в свои композиции в последнее десятилетие своей жизни, что, возможно, указывает на растущее осознание собственной смертности.

В этом примере контраст между безжизненным черепом и расположением ярких спелых фруктов отчетлив и бросается в глаза.

 

3. Свечи: течение времени
Натюрморт с Библией Винсента Ван Гога, 1885 г., Музей Ван Гога, Амстердам

 

Другой распространенный компонент vanitas натюрмортов, свечи олицетворяют неизбежность течения времени — чем дольше они горят, тем меньше они становятся, пока ничего не останется. Зажженная свеча символизирует свет, истину и знание. Погасшая свеча символизирует потерю и смерть. В христианстве ярко горящая свеча указывает на веру в Бога или свет Христов. Масляные лампы или другие узнаваемые источники света иногда используются в натюрмортах, чтобы передать те же значения.

 

Постимпрессионист Винсента Ван Гога Натюрморт с Библией проще и мрачнее, чем его более известные работы. Ван Гог написал ее незадолго до смерти своего отца, который был протестантским священником. На картине изображены потухшая свеча, библия, принадлежавшая его отцу, и современная светская книга. Наряду с двумя соседними книгами свеча может намекать на тот факт, что Ван Гог безуспешно пытался стать министром, как его отец, или может указывать на неминуемую смерть его отца.

 

4. Цветы: символы жизни и роста 
Натюрморт с цветами Рэйчел Рюйш, ок. 1750-е гг., через музей Халвиля, Стокгольм

 

Красивый букет распустившихся цветов может означать жизнь, веру, рост и силу. С другой стороны, увядшие цветы служат мрачным напоминанием о том, что жизнь, материальные блага и красота хрупки. Конкретные цветы также имеют более конкретные значения. Например, ядовитый паслен символизирует опасность или обман, ромашки — невинность, маки — сон или смерть, а красная роза — любовь и соблазнение. В контексте христианства красная роза представляет искупительную кровь, пролитую Иисусом Христом, а белая лилия ассоциируется с чистотой и непорочным зачатием Девы Марии.

 

Рэйчел Рюйш была художницей-натюрмортом Золотого века Голландии, которая получила международную известность благодаря своим тщательно продуманным и микроскопически подробным натюрмортам с цветами. Рюйш намеренно нарисовал сочетания цветов, которые на самом деле не могли все цвести в одно и то же время года. Это связано с тем, что каждый букет Ruysch был тщательно создан, чтобы раскрыть всю широту знаний, будь то конкретные виды цветов или их состояние цветения.

 

5. Ракушки: рождение, чистота и плодородие
Натюрморт с рыбой, морепродуктами и цветами Клары Питерс, ок. 1612-15, via Rijksmuseum, Амстердам

 

Помимо того, что они ассоциируются с женственностью, ракушки могут символизировать рождение и удачу. В христианстве ракушки также символизируют крещение и воскресение. Раковины морского гребешка конкретно связаны со святым Иаковом, одним из Двенадцати апостолов Иисуса Христа, и с концепцией паломничества. Устрицы были особенно популярны в натюрмортах Золотого века Голландии и в то время не считались роскошью. Как и другие раковины, они символизируют рождение и плодородие. Жемчуг, который производят устрицы, является символом чистоты и совершенства. Спрятанная между раковинами устрицы жемчужина представляет собой скрытое знание и осознание.

 

Этот натюрморт Клары Петерс с устрицами и ракушками на переднем плане является одной из многих существующих композиций банкетных сервировок семнадцатого века. Зрители таких картин могли одновременно наслаждаться изысканностью пира и размышлять о моральных или религиозных посланиях, которые символизирует каждый пункт меню.

 

6. Зеркала: отражение души 
Натюрморт с зеркалом Роя Лихтенштейна, 19 лет72, через Музей американского искусства Crystal Bridges, Бентонвилл

 

В древности считалось, что душа человека заключена в его отражении. Зеркала были включены во множество картин на протяжении всей истории. Они могут представлять либо правду и самоуверенность, либо тщеславие и искажение — разница зависит от того, кто смотрит на их отражение. Разбитое зеркало общепризнано плохой приметой. Для талантливого художника стеклянные предметы и поверхности предоставили возможность искусно передать сложные визуальные эффекты прозрачности и отражения. Кроме того, поскольку зеркала когда-то были непомерно дорогими для большинства людей, покровители натюрмортов, возможно, хотели продемонстрировать свое богатство.

 

Натюрморт с зеркалом Роя Лихтенштейна исследует многовековую традицию через призму поп-арта конца девятнадцатого века. Предметы натюрморта Лихтенштейна, в том числе зеркало и корзина с фруктами, являются традиционными символами, которые зрителям предлагается рассмотреть в современном контексте средств массовой информации и феноменов поп-культуры.

 

7. Насекомые: трансформация и распад 
Натюрморт с цветами, фруктами, ракушками и насекомыми Бальтазара ван дер Аста, ок. 1629, через Бирмингемский музей искусств

 

Насекомые часто интегрируются в натюрморты с цветами и едой, в том числе vanitas картин. Как группа, насекомые символизируют жадность или разложение, но определенные виды насекомых имеют свои собственные ассоциации. Бабочки олицетворяют трансформацию, а в христианстве — воскресение. Стрекозы — это фольга для бабочки, олицетворяющая мир и смерть и часто изображаемая охотящейся на более мелких насекомых. В эпоху раннего Возрождения улитки ассоциировались с непорочным зачатием Девы Марии, поскольку считалось, что улитки размножаются бесполым путем.

 

На этом голландском натюрморте Золотого века Бальтазара ван дер Аста по всей композиции появляются различные крошечные насекомые. Хотя их включение и размещение может показаться случайностью, на самом деле это очень преднамеренно. Каждое насекомое обращает внимание на грядущее загнивание плодов и цветов, которое из-за заражения уже идет. Неизбежность тления и смерти еще больше подчеркивается опрокинутой корзиной и зловеще парящей над сценой стрекозой.

 

8. Музыкальные инструменты: красота и быстротечность
Мандолина и гитара Пабло Пикассо, 1924 год, музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

 

Музыкальные инструменты на протяжении многих веков считались предметами роскоши. Хотя их часто включали в натюрморты, чтобы продемонстрировать богатство таланта покровителя, музыкальные инструменты также могли иметь более глубокое значение. В общем, музыка представляет собой отдых или праздник. В vanitas натюрморт, скрипка может напомнить зрителю о нитях времени и о том, что все прекрасное когда-нибудь заканчивается. Порванные или отсутствующие струны на скрипке могут указывать на разлад или смерть. Флейты издавна ассоциировались с опьянением Вакха, а также с грехами похоти и лени. Изогнутые формы многих инструментов, таких как гитара, соответствуют органичным и соблазнительным формам человеческого тела.

 

Кубист Пабло Пикассо Мандолина и гитара смело игнорирует большинство условностей натюрморта и его традиционную иконографию. Однако все же стоит рассмотреть символику струнных инструментов Пикассо — они могут олицетворять шум современной жизни или быстротечность быстро развивающегося мира искусства ХХ века.

 

9. Мертвые животные: противоречие и охота
Натюрморт с дичью, овощами и фруктами от Хуан Санчес Котан, 1602, via Museo Nacional del Prado, Madrid

 

Картины мертвых животных стали очень популярным поджанром натюрморта в семнадцатом веке — факт, который часто ставит в тупик зрителей в двадцать первом веке. Во время Золотого века Голландии спортивная охота стала менее доступной для богатых, а международная торговля стала более распространенной. В результате натюрморты с детализированными охотничьими трофеями и тушами экзотических животных пользовались очень высоким спросом и соответствовали другим итерациям 9-го века.0017 Ванитас Традиция. При изображении вместе с другими продуктами питания мертвые животные также могли представлять кулинарные изыски определенного региона или покровителя.

 

В этом испанском bodegón начала семнадцатого века Хуана Санчеса Котана мертвая дичь демонстрирует противоречивую склонность человечества к мрачному и прекрасному. Такие картины могут также представлять удовольствие и удовлетворение от охоты, очарование приобретения товаров или тонкие отношения между людьми и природой.

 

10. Серебро и золото: роскошь в натюрмортах
Натюрморт с серебром Александра Франсуа Деспорта, ок. 1715-23, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Включение драгоценных металлов в натюрморты может продемонстрировать мастерство художника в точном изображении отражающих текстур или коллекции дорогих предметов покровителя. В натюрморте vanitas золотые и серебряные украшения могут усилить противоречие между материализмом и моралью. В религиозном контексте золото может указывать на то, что что-то является драгоценным, священным или прочным. Подобно зеркалу, серебро может отражать душу человека по положительным или отрицательным причинам. Золотые и серебряные предметы на натюрмортах также могут иметь национальное значение, либо представляя особенности родины человека, либо демонстрируя его культурный опыт в международной торговле и путешествиях.

 

Эпоха позднего барокко Натюрморт с серебром Александра Франсуа Деспорта представляет собой богато детализированную композицию из предметов роскоши, принадлежавших владельцу картины. Члены королевской семьи и элита часто заказывали Деспорту рисовать декоративные натюрморты из своих обширных коллекций предметов, подчеркивая богатство покровителей и явно французский вкус.

Маленький справочник по символам натюрморта | DailyArt Magazine

Вы можете подумать, что все эти чудесные голландские натюрморты 16-го и 17-го веков были просто случайными наборами фруктов, овощей и черепов. Но знаете что, все они имели свой скрытый смысл! Натюрморт позволял художникам отправлять дополнительные сообщения с помощью этих символов и использовался в течение многих лет.

Большинство этих аллегорий представляли краткость жизни, распад и, наконец, смерть. Готовы узнать, что все это значит?

Яблоки

Символы натюрморта: Флорис ван Дейк, Натюрморт с сыром , c. 1615 г., Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.

яблоко имеет много значений. Он может означать любовь, знание, мудрость, радость и смерть. В религиозных произведениях это обычно означает искушение и первородный грех. Яблоко также ассоциируется с анатомией женщины, в частности с грудью, а затем с сердцевиной половинки яблока, представляющей ее сексуальность.

Символы натюрморта: Лукас Кранах Старший, Адам и Ева , 1526, Институт искусств Курто, Лондон, Великобритания.

Фрукты и овощи

Символы натюрморта: Осиас Берт, Натюрморт с артишоками, ок. 1598-1623, Музей Гренобля, Гренобль, Франция.

Артишоки, спаржа и клубника , со своей стороны, были символами плодов рая или рая.

Символы натюрморта: Адриан Коорте, 9 лет0238 Натюрморт со спаржей, 1697, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды.

Птицы

Символы натюрморта: Ян Давидс. де Хем, Обильный натюрморт с попугаем , ок. 1655, Gemäldegalerie der Akademie der bildenden Künste, Вена, Австрия.

Птицы или пара птиц олицетворяют воскрешение души после смерти. Кроме того, разноцветные попугаи выполняли роль экзотического украшения в композиции и сообщали зрителю об огромных колониальных владениях, которыми владела Голландская республика.

Книги

Символы натюрморта: Эверт Кольер, Vanitas Натюрморт с подсвечником, музыкальными инструментами, голландскими книгами, письменным набором, астрологическим и земным глобусом и песочными часами, все на задрапированном столе , 1662, частная коллекция . Викисклад (общественное достояние).

Книги просты: они означали обучение или передачу знаний. Но также, как вы можете видеть на этой картине, они могли документировать существующие письменные работы и указывать дополнительные подсказки.

Свечи

Символы натюрморта: Питер Клаес, Натюрморт с зажженной свечой, 1627, Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды.

Свеча также имеет множество значений. Это может указывать на течение времени или веру в Бога (когда горит). Погасший означает смерть, потерю девственности или порчу материи. Он может символизировать свет во тьме для одинокого человека или свет Христа, очищение или очищение.

Кошки

Символы натюрморта: Самуэль ван Хоогстратен, Натюрморт с висящим петушком и крадущейся кошкой , 1669 год. Pinterest.

Кот обычно означал незаконную любовь. В средние века кошка олицетворяла похоть и проституцию, но в более поздних картинах она изображалась как поставщик мирной и приятной компании. На протяжении веков кошки считались загадочными, красивыми и экзотическими. На картине выше этот кот изображен пытающимся выследить мертвого петушка. Мило, не так ли?

Цветы

Символы натюрморта: Рэйчел Рюйш, 9 лет0238 Цветочный натюрморт , ок. 1726 г., Художественный музей Толедо, Толедо, Огайо, США.

Цветы были главными сюжетами многих голландских и фламандских натюрмортов. Разные цветы имеют разное значение. Они могут символизировать невинность, четыре сезона или религиозные символы. Например, роза символизирует любовь, лилия — чистоту, а подсолнух — преданность.

Лимоны

Символы натюрморта: Питер Клас, Натюрморт с лимонами и оливками, 1629, частная коллекция. Викисклад (общественное достояние).

Лимоны тогда были очень дорогими. Поэтому это был очень популярный предмет для изображения, особенно очищенный. Лимоны кислые и горькие, поэтому они символизируют обманчивое очарование или притяжение земной красоты.

Раковины

Натюрморт Символы: Адриан Корте, Коллекция ракушек , 1698 год, частная коллекция. Викисклад (общественное достояние).

Раковины,  в религиозном произведении представляют паломников или святых (они являются символом святого Иакова, покровителя паломников).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *