cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Наскальные рисунки как нарисовать: Как нарисовать наскальные рисунки легко. Обучаемся древнему искусству вместе.

Содержание

Наскальные рисунки: живопись или нет? | Мир вокруг нас

Животные и растения, сцены охоты и домашней жизни, ритуалы и многое другое на тысячелетия запечатлено в камне. Одно время считалось, что подобные рисунки имеются только в Европе, и даже объяснялось исключительностью европейской культуры (мол, в Европе и в пещерные времена люди были куда как культурнее и образованнее, чем в остальных уголках мира). Однако исследования показали, что такие рисунки имеются практически везде, где только жил человек.

Но что это такое: просто рисунки для развлечения и украшения, подобно тем картинам, что мы вешаем на стены наших домов, или нечто иное?

Наскальные рисунки принято относить к объектам искусства, то есть, с традиционной точки зрения, они являются обычной живописью, которая отличается от современной лишь тем, что исполнялась людьми эпохи палеолита, да еще и материалом «холста».

У доисторических людей не было ни бумаги, ни ткани, ни даже приличного куска фанеры, чтобы написать картину. Правда, были шкуры, и, возможно, они использовались вместо холстов, но увы, условия хранения оставляли желать лучшего, и подобные картины просто не могли сохраниться до наших дней. Также не дошли до нас изображения на коре деревьев — считается, что таковые были, но рассыпались, не выдержав течения времени. Кстати, изображения на коре и шкурах называют дендроглифами.

Но вернемся к наскальным рисункам. Которые принято считать живописью. Представьте, в каких условиях создавалась подобная живопись…

Некий охотник, неделю гонявшийся за мамонтом и, наконец, добывший вожделенный окорочок, приволакивает его в родную пещеру, сгибаясь от тяжести и жалуясь на прострелы в пояснице — не удивительно, ведь все время приходится спать на холодной земле, сидеть в засадах, не обращая внимания на мерзостный сквознячок, таскать неподъемные тяжести… Нашего охотника встречает жена с берцовой костью саблезубого тигра наперевес (ну, не было у них скалок, что ж сделать).

Вместо того чтобы с благодарностью принять мамонтятину, она жалуется, что мясо уже попахивает — что ж он, дурень этакий, не завернул его в пальмовые листья, чтоб не гнило! — и придется его теперь жарить все сразу и съедать как можно быстрее, а это вредно. И вообще — скоро похолодает, а ее набедренная повязка из шкуры пещерного медведя давно вышла из моды, теперь все носят бикини из шкур саблезубого тигра, украшенные полосками питоньей кожи… Еще она кричит о том, что неделя на охоту — слишком много, и она подозревает, что не охотиться он ходил, а бегал к «той белобрысой» в соседнее стойбище, и она, в конце концов, «патлы ей повырвет», а заодно и мужу оборвет то, с чем он бегает к сопернице… В общем, ведет она себя так же, как любая другая женщина, чей муж — недотепа, и которой приходится тащить на себе все хозяйство.

В конце концов, семейная сцена утихает, и вот охотник уже лежит у костра, греясь в теплых шкурах, а вокруг него ползают и бегают дети, и жена жарит мясо мамонта, и от мяса плывет дивный сытный аромат, и капающий сок шипит на углях — идиллия! К тому же, охотника ожидает бурная ночь в объятиях обожаемой жены — и он счастлив. Правда, наутро придется опять отправляться на охоту, ведь семейство растет, и каждый отпрыск требует свой кусок окорочков, да еще нужно добыть тигровое бикини для жены, да не забыть поймать какого-нибудь небольшого питона… В общем, забот хватает. Жизнь пещерного человека — это вам не булка с изюмом, она проходит в непрестанных трудах.

И вот представьте, что среди ночи наш охотник подскакивает с теплого ложа, оставляет спящую сладким сном жену и бросается к стене с единственной целью — оставить на ней в вечности рисунок мамонта. До самого утра он трудится над изображением животного, смешивает краски, пачкает стену и себя… А утром, не закончив работу, отправляется вновь на охоту. Через неделю все повторяется вновь. И так — пока не будет нарисован очередной мамонт. Затем придет черед буйвола, саблезубого тигра и так далее…

Вот не укладывается это у меня в голове. Не могу представить себе пещерного охотника, человека палеолита, который так развился, что его интересует уже и искусство, живопись для украшения жилища. Кстати, так же как не укладывается в голове этот же охотник, танцующий ради собственного удовольствия или играющий на каком-либо инструменте (скажем, на барабане), или поющий просто так, от избытка чувств. Этот охотник должен быть или двужильным, или для всех песен, плясок, музыкальных игрищ и живописи должно быть другое объяснение.

Ну, с песнями-плясками очевидно: ритмичная музыка, песни и пляски во все времена составляют определенные ритуалы. Например, вызов дождя или, напротив, прекращение дождливой погоды, призыв удачи на охоте и так далее. То есть молитвы первобытным богам. Просьбы о помощи к внешним и высшим могучим силам, чье существование человек палеолита смутно прозревает в не слишком-то дружелюбном для него мире.

Живопись может быть также частью подобных обрядов — подобно тому, как изготовление кукол является частью обрядов вуду.

Между прочим, почему в найденных рисунках нет никакой фантазии? Все сугубо утилитарно и реалистично. Ежели пещерный человек рисовал бизона, то этот бизон был исключительно настоящим и вовсе не изрыгал огонь из пасти, не имел крыльев и так далее. Можно, конечно, утверждать, что в палеолите фантазия была еще не слишком развита, и поэтому рисунки отличаются реалистичностью, которую неплохо бы позаимствовать многим современным художникам. Но тогда как же быть с обширным божественным пантеоном, созданным воображением этих самых доисторических людей? Значит, на пантеон у них фантазии хватило — настолько, что они способны были увидеть божество в любой травинке, в любом кусте, в любом пролетающем облачке, а вот на рисунки — недостало. Явное противоречие.

Противоречие, которое исчезает, если предположить, что наскальная живопись — вовсе не живопись для развлечения, а нечто совсем иное. Например, учебное пособие, разновидность учебно-популярной литературы пещерного времени, детские учебники — по которым юные будущие охотники палеолита учились различать животных и растения, изучали принципы и методы охоты. Найденные рисунки на костях и каменных пластинах вполне могут оказаться аналогом контрольных, курсовых и дипломных работ нашего времени. Или — библиотечными книгами, методическими пособиями, которыми мог пользоваться один студент, а не частью оформления учебной аудитории.

И представляется пещерный человек, доживший до почтенного возраста лет этак тридцати пяти, чудом выживший в схватках с тиграми, львами, мамонтами, удавами и прочей живностью, населявшей землю в древние времена. Он — почтенный отец семейства, уважаемый человек в племени, вот только стал недостаточно резв и силен для охоты, зато знает множество всяких охотничьих уловок и приемов. Кого, как не его, пригласить на должность профессора в палеолитском университете!

И вот он уже старательно рисует сцену охоты на мамонта, указывая, что для загона мамонта требуется не менее десяти охотников с копьями, а для сброса камней на мамонтову голову достаточно и пяти… А его жена, гордо завернутая в самую модную набедренную повязку, варит похлебку из корешков и мамонтовой печени, периодически шлепая бедренной костью саблезубого тигра самых резвых отпрысков, норовящих залезть в котелок, и угрожая им провалом на экзаменах у строгого родителя…

Чем являются наскальные рисунки: просто живописью, молитвами к высшим силам, учебными пособиями или чем-то еще — никто точно не знает.

Но зато как интересно строить различные предположения! Возможно, они когда-нибудь помогут нам лучше понять саму историю Земли и человечества… А может, просто развлекут, как забавная картинка, повстречавшаяся в журнале. Что тоже неплохо.

Теги: версии, древний мир, рисунки, живопись, наскальная живопись, изображение животных

Наскальные рисунки древних людей — Мир наскальной живописи

Содержание

  1. Первые наскальные рисунки
  2. О чем говорят наскальные рисунки
  3. Техника выполнения и материалы
  4. Знаменитые наскальные рисунки


Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Первые наскальные рисунки


Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

 
   

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения