cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Критерии егэ по обществознанию эссе: Эссе по обществознанию: какие есть критерии, как составить план и каких ошибок лучше избегать

Эссе по обществознанию: какие есть критерии, как составить план и каких ошибок лучше избегать

Всем, кто собирается сдавать ЕГЭ по обществознанию, предстоит написать эссе. На первый взгляд это кажется простой задачей, но на самом деле все не так легко. Рассказываем, как правильно выбрать тему, какие критерии оценивания самые важные и почему одна ошибка может лишить вас всех баллов.

Эссе, или мини-сочинение, — это последнее, 29-е задание на ЕГЭ по обществознанию, которое направлено на выявление способности экзаменуемых обоснованно излагать свою точку зрения. Эссе представляет собой рассуждение на конкретную тему, которое подкрепляется перечнем теоретических и фактических аргументов. Сдающим экзамен предлагается выбрать одну из пяти приведенных цитат и на ее основе написать текст, в котором они могут согласиться или не согласиться с позицией автора высказывания. Если эссе написано в соответствии со всеми критериями, за него можно получить 6 баллов — это максимальный результат. Есть четыре критерия оценивания:

  1. Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
  2. Объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
  3. Связность и логичность рассуждений, выводов — 1 балл
  4. Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла

Как выбрать тему

Цитаты, которые представлены в качестве тем, принадлежат к разным разделам обществознания. Всего таких разделов 5:

  • Человек и общество
  • Экономика
  • Социальные отношения
  • Политика
  • Право

Все цитаты четко соотносятся с тем или иным разделом: например, высказывание Пола Хейне «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособление и координации» относится к разделу «Экономика», а цитата Бориса Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» — к разделу «Человек и общество».

Лучше всего выбрать ту тему, к которой вам будет проще подобрать аргументацию.

Если вы разбираетесь в законах и знаете, как устроена государственная администрация, стоит обратить внимание на тему из раздела «Право». А если вы интересуетесь политическими партиями и следите за избирательными кампаниями, то лучшим выбором станет тема из раздела «Политика».


План эссе по обществознанию

Как и большинство школьных сочинений, план эссе по обществознанию состоит из 3 основных пунктов:

  • Введение
  • Основная часть (теоретическая и фактическая аргументация)
  • Заключение
Введение

Во введении требуется подробно раскрыть смысл высказывания и описать, что именно хотел сказать автор. Важно не просто объяснить смысл цитаты, но сделать это в четком соответствии с разделом, к которому относится выбранная тема.

Введение — самая важная часть эссе по обществознанию, от нее напрямую зависит оценка всего сочинения. Если получить 0 баллов за раскрытие смысла высказывания, то все эссе автоматически оценивается на 0. Поэтому важно постараться как можно более ясно изложить основную идею и сформулировать тезисы, которые подтверждают или опровергают ключевой посыл цитаты.

Основная часть

В этой части эссе по обществознанию необходимо привести теоретические и фактические аргументы в поддержку тезисов, выдвинутых во введении.

Теоретическая аргументация должна опираться на школьный курс обществознания. Очень важно раскрыть смысл ключевых понятий, на которых построен тезис. В качестве примеров можно использовать как общие положения из обществознания, так и идеи других авторов, которые высказывались на эту или смежные темы.

Фактическая аргументация требует от экзаменуемого реальных подтверждений своей позиции. Их можно брать из разных источников: новостей, личного опыта, литературы и кинематографа (если это информация о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, то она относится к личному опыту). Можно обращаться и к истории, чтобы проиллюстрировать тот или иной социальный феномен на конкретном материале.

Заключение

В заключении подводятся итоги эссе по обществознанию и даются краткие выводы. Можно указать на актуальность проблемы в современном обществе или, наоборот, показать, к чему приводит ее игнорирование. Рассуждения должны быть логичными и не расходиться по смыслу с написанным во введении и основной части эссе.


О чем нужно помнить при написании эссе по обществознанию

  1. Минимальное количество аргументов в основной части — 1 теоретический и 2 фактических. В рамках теоретической аргументации важно объяснить ключевые понятия и привести теоретическое положение. Если не раскрыть ключевые понятия и не привести теоретическое положение, то можно потерять целых три балла по 2-му и 3-му критериям.
  2. Примеры в фактической аргументации не должны повторять друг друга по смыслу и содержать ошибок, искажающих суть выбранного высказывания. Если привести только один аргумент, два аргумента из одного источника или два аргумента, содержащие ошибки (в том числе самоповторение), можно лишиться 1 балла.
  3. Не стоит переживать, если вы забыли, на какое именно СМИ хотели сослаться в подтверждение новости: конкретный источник указывать не нужно, достаточно указать на реальный прецедент.
  4. Важно соблюдать структуру эссе и придерживаться деления текста на связанные части. Выделите как минимум по одному абзацу на введение, каждый из аргументов и заключение.
  5. Помните о правилах русского языка и старайтесь избегать грамматических и пунктуационных ошибок. Другой важный момент — грамотное словоупотребление. Использование слова в неверном значении может привести к искажению смысла и повлечь за собой потерю баллов. Поэтому важно употреблять только те термины, в которых вы точно уверены.

Иллюстрации: Shutterstock / FOTOSPLASH

Критерии оценивания эссе по обществознанию ЕГЭ 2021

Официальный сайт ФИПИ совместно с демоверсией ЕГЭ 2021 опубликовал критерии оценивания эссе по обществознанию.

→ примеры эссе на 6 баллов

→ тренировочные варианты ЕГЭ

Таблица критериев с баллами от ФИПИ

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29. 1 Раскрытие смысла высказывания 1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования 1
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом
0
Указание по оцениванию: Если по критерию 29. 1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён; теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания
0
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод 1
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0
29. 4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/ положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом 2
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой  сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
Указания по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.
2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется.
3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.
4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о
непонимании используемого материала
, не засчитываются при оценивании

Формулировка задания № 29:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернетресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др. ;

– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Связанные страницы:

Тесты для подготовки к ЕГЭ — Право и политология

Основы права Контрольная работа по обществознанию

Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по обществознанию

Тема «Человек и общество» Обществознание ЕГЭ

Теория для ЕГЭ по обществознанию — Гражданство Российской Федерации

Контрольный список для коротких эссе | New Visions

36 компонентов

Подготовка учащихся

Экзамен USH по моей стратегии

Практический экзамен USHG Framework

Практический экзамен USH с материалами для учителя

Банк экзаменационных вопросов

Банк вопросов для экзаменов соответствует стандарту USH Regents Exam

Окончание тестовых заданий в соответствии с NYS Social Studies Framework

11. 1 Завершение оценки подразделения — соответствие концепции штата Нью-Йорк 11.1 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.2 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.2 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.3 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.3 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.4 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.4 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11.5 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.5 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11. 6 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.6 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.7 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.7 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11.8 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.8 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11,9Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.9 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей

Regents Review Plans, Plan Materials, and Content Review Resources

15-дневный план подготовки Риджентс Спринты для обзора вопросов MC на основе стимулов Обзорные листы New Visions USH и концептуальные карты для полного курса Протокол аннотации PAGE для вопросов MC на основе стимулов

Ресурсы для части 2: краткие очерки

Контрольный список для краткого эссе Комплект документов №1 — Рубрика Комплект документов №2 — Рубрика

Ресурсы для Части 3: Документальное эссе по гражданской грамотности

Конституционные вопросы Check-In: Презентация Проверка конституционных вопросов: рабочие листы Концептуальные карты Конституционные и гражданские вопросы Графический органайзер: Презентация Графический органайзер по конституционным и гражданским вопросам Графический органайзер по конституционным и гражданским вопросам — Модель Контрольный список эссе по гражданской грамотности Рубрика — Часть 3 — Эссе по гражданской грамотности

Подготовка Regents: Экзамен Framework USH: Подготовка Regents: Экзамен Framework USH

Обзор компонентов

Подготовка учащихся

Экзамен USH по моей стратегии

Практический экзамен USHG Framework

Практический экзамен USH с материалами для учителя

Банк экзаменационных вопросов

Банк вопросов для экзаменов соответствует стандарту USH Regents Exam

Окончание тестовых заданий в соответствии с NYS Social Studies Framework

11. 1 Завершение оценки подразделения — соответствие концепции штата Нью-Йорк 11.1 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.2 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.2 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.3 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.3 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.4 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.4 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11.5 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.5 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11. 6 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.6 Завершение оценивания по предметам — Согласовано с NYS Framework — Материалы для учителей 11.7 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.7 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11.8 Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.8 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей 11,9Завершение оценки подразделения — согласование концепции штата Нью-Йорк 11.9 Завершение оценивания по предметам — Соответствие NYS Framework — Материалы для учителей

Regents Review Plans, Plan Materials, and Content Review Resources

15-дневный план подготовки Риджентс Спринты для обзора вопросов MC на основе стимулов Обзорные листы New Visions USH и концептуальные карты для полного курса Протокол аннотации PAGE для вопросов MC на основе стимулов

Ресурсы для части 2: краткие очерки

Контрольный список для краткого эссе Комплект документов №1 — Рубрика Комплект документов №2 — Рубрика

Ресурсы для Части 3: Документальное эссе по гражданской грамотности

Конституционные вопросы Check-In: Презентация Проверка конституционных вопросов: рабочие листы Концептуальные карты Конституционные и гражданские вопросы Графический органайзер: Презентация Графический органайзер по конституционным и гражданским вопросам Графический органайзер по конституционным и гражданским вопросам — Модель Контрольный список эссе по гражданской грамотности Рубрика — Часть 3 — Эссе по гражданской грамотности

Ресурсы для части 2: Короткие очерки:

Короткий контрольный список эссе

для написания студентов и обратной связи с учителями SHOR


Ресурсы:

Предыдущий

Page Annotation Protocol для на основе стимула MC Вопросы

Next

Документ. 1 — Рубрика

На основе NYSED OSA Рубрика

 

Оценки социальных исследований, разработанные OSPI | ОСПИ

Перейти к основному содержанию

You are here

Home » Успехи учащихся » Ресурсы по предметным областям » Обществознание » Оценки по общественным наукам, разработанные OSPI

Требования к отчетности

Начальные, средние и старшие школы должны иметь системы оценивания или другие стратегии для учащихся чтобы изучить основные академические требования к обучению в социальных науках, искусстве, здоровье и фитнесе и образовательных технологиях. Кроме того, учащиеся четвертого или пятого, седьмого или восьмого классов, а также одиннадцатого или двенадцатого класса должны пройти по крайней мере одну разработанную OSPI классную аттестацию (CBA) или альтернативу, поддерживаемую округом, по граждановедению.

Чтобы продемонстрировать выполнение этих оценок, школьные округа должны представлять в OSPI ежегодный отчет о проверке выполнения.

См. RCW 28A.230.095 и RCW 28A.655.075 для получения дополнительной информации!

2021-22 Проверка оценки

Оценочные опросы 2021-22 для RCW 28A.230.095 и RCW 28A.655.075 открыты онлайн для округов, чтобы начать вводить информацию для этого учебного года, и должны быть представлены не позднее 30 июня 2022 года. Отчетные материалы были объединены в один опрос, чтобы упростить процесс отчетности по округам.

Собрать данные и сообщить о них

  1. Собрать ответы на каждый вопрос до  начать онлайн-опрос с использованием шаблона отчета о проверке за 2021-2022 SY.
  2. После того, как вся информация будет собрана, назначьте одного представителя округа для заполнения анкеты OSPI по оценке инструкций на 2021–2022 годы.
  3. Подтверждение подачи будет отправлено представителю округа, который заполняет каждый опрос.
  4. Все отчеты об обучении и оценках за 2021–22 учебный год должны быть представлены до 30 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *