Народные промыслы в хакасии: Народные промысла и ремесла. Республика Хакасия
Народные промысла и ремесла. Республика Хакасия
Богатая природа юга Среднего Енисея обусловила развитие промысловых занятий хакасского народа. Хакасы занимались охотой, рыболовством, промыслом кедрового ореха, бортничеством и собирательством.
Люди охотились на копытных, хищных, пушных зверей в осенний, зимний и весенний периоды. Копытных добывали и летом. Промышляли индивидуально и коллективно. Рыболовством занималось население таежной зоны Хакасии. Жители степных районов рыбной ловле не придавали большого значения, при этом называя ее иносказательно «суг хурты» — буквально «водяной червь».
Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью — «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и весной на лошадях, а зимой — на охотничьих нартах.Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел — «марачы». Хакасы занимались также сбором дикой гречихи — «кырлых». Собрав ее, мололи на ручных мельницах, а из полученной муки готовили кашу, которую заправляли маслом. В июне таежные жители ездили за черемшой. Употребляли ее в свежем виде и солили.
Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост лошади. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д. Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками.
В 17 — 18 вв. хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра.
На сегодняшний момент около 69 ремесленных мастерских и мастеров, занимающихся изготовлением этно-сувениров индивидуально, работают в городе Абакане, Абазе, Черногорске, Алтайском, Аскизском, Орджоникидзевском, Таштыпском, Усть-Абаканском и Ширинском районах Республики Хакасия.
В большинстве своем организационно-правовой формой деятельности мастеров-ремесленников является индивидуальное предпринимательство. Мастера занимаются совершенно разными направлениями декоративно-прикладного искусства. Работают с камнем, деревом, стеклом, глиной, занимаются изготовлением этнических музыкальных инструментов, вышивкой, бисероплетением.
Презентация «Народные промыслы Хакасии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наши руки не для скуки
2 слайд Описание слайда:Хакасия «Чон узы» — народный умелец
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайдКурс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1603243
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Промыслы и ремесла
Богатая природа юга Среднего Енисея обусловила развитие промысловых занятий хакасского народа. Хакасы занимались охотой, рыболовством, промыслом кедрового ореха, бортничеством и собирательством.
Люди охотились на копытных, хищных, пушных зверей в осенний, зимний и весенний периоды. Копытных добывали и летом. Промышляли индивидуально и коллективно. Во время коллективной охоты хакасы объединялись в артель — «аргыс», из 4-6 человек. Руководил артелью «одаг пазы», самый уважаемый среди охотников. Юношей приучали к охоте с 15 лет — возраста хакасского совершеннолетия. К 18 годам они становились самостоятельными звероловами. У каждого хакасского рода были свои охотничьи угодья. Например, у сагайцев и бельтырцев местами охоты были угодья по р. Казыру — притоку р. Томь, в верховьях р. Аскиз — гора Харлыган, Небесный зуб и др. Традиционным оружием охоты у хакасов был лук со стрелами. Поражающая дистанция достигала до 200-300 шагов. Наряду с луком охотились кремневыми и пистонными ружьями. Боеприпасы находились в кожаном ремне «харланчых» (натрушка). Хакасы на охоте применяли до 30 различных приспособлений (плашка, самострел, сети, петли, железные капканы и т.д.). Промысловая одежда состояла из войлочной куртки, штанов, шапки и рукавиц. Обувь шили из камусов копытных. Зимой средствами передвижения были лыжи «сана» и нарты «санах». Звероловы во время промысла жили в балаганах «одаг». Продовольствие было общим и охотники питались из одного котла. Собак кормили сырцами, смешанными с конопляным маслом — «тохчах». Вечером охотники собирали всю добычу в одну кучу. После ужина все отдыхали, рассказывали кип-чоохи, сказки и легенды.
Рыболовством занималось население таежной зоны Хакасии. Жители степных районов рыбной ловле не придавали большого значения, при этом называя ее иносказательно «суг хурты» — буквально «водяной червь». В реках и озерах Хакасии водилось около 20 различных видов рыб: таймень, осетр, стерлядь, ленок, хариус и др. К наиболее ценным породам рыб относились осетр, стерлядь, хариус и таймень. Основными рыболовными снастями для хакасов служили невод, сеть, верша, котцы, также была распространена удочка. Рыбу ловили также петлей, стреляли из лука, били острогой. На больших реках рыболовы использовали лодки — берестяные и лодки-долбленки.
Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью — «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и весной на лошадях, а зимой — на охотничьих нартах. Промысловики жили в балаганах. В одном шалаше проживали от четырех до шести таёжников. Они во время промысла надевали холщовые рубахи из крапивного или конопляного холста.
Осенью орех добывали тремя способами: залезанием на кедр, сбиванием кедровых шишек с помощью колота и собиранием паданки. Зимой также занимались промыслом ореха. Для этого уходили в тайгу на одну-две недели. Добытчики, также как и осенью, залезали на кедр и сбивали шишки. Вывозили кедровый орех на нартах. Весной промысловики собирали только паданку, так как осенью впоследствии сильного ветра и снегопада кедровые шишки попадали под снег и лежали там до весны. Кедровые шишки обрабатывали деревянными терками с зазубринами — «паспах». На одно хозяйство добывали от 150 кг до 700 кг орех, т.е. от 5 до 20 мешков чистого ореха.
Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел — «марачы». В качестве солонца служила береста (шириной около 20 см, длиной 30 см). На нее клали мох, пропитанный мочой, запах которой привлекал пчел. Таёжник клал солонец на открытой поляне или возле ручейка и наблюдал за ним. Пчела садилась на солонец и, насытившись солью, улетала в улей. Промысловик, наблюдая за пчелой, определял место нахождения дупла и помечал дерево с дуплом тамгой. После чего дерево с дуплом помечалось тамгой. Осенью на это место он приезжал с близкими родственниками. С одного пчелиного дупла добывали от трех до 10 пудов таежного меда.
Собирательством занимались женщины и дети. Из съедобных кореньев выкапывали и собирали: сарану, кандык, гусиные лапчатки, хлебенок и черемшу. Из ягод: чернику, бруснику, плоды боярышника, черемуху и др. Сарану и кандык выкапывали корнекопалкой «озоп». Это орудие представляло изогнутую палку, на конце которой насаживалось железное лопатообразное основание. Добыча кандыка начиналось в мае. На одно хозяйство заготавливали до трех мешков свежего кандыка. Выкопанные коренья мыли, нанизывали в связки и сушили. Сажень сушеного кандыка продавали за одну овцу. В июне женщины выкапывали сарану. В день добывали до двух-трех ведер коренья. Эти корни также мыли и сушили на солнце, разложив на аатыс — маты (приспособления, сделанные из ивовых прутьев). Сушеные корни сараны и кандыка клали в суп вместо крупы, мололи в ручных мельницах. Из полученной муки варили кашу. Некоторые варили в свежем виде. Из этих же кореньев пекли лепешки, готовили полуфабрикат — «угба». Из него варили супы или готовили кашу. Другие съедобные коренья хлебенки, гусиные лапчатки выкапывали с помощью «чухчаса». Чухчас представлял собой заостренную палку длиной 30-40 см, диаметром 3 см. Выкопанные коренья ели в свежем виде или пекли в золе, варили супы и употребляли вместо приправ.
Хакасы занимались также сбором дикой гречихи — «кырлых». Собрав ее, мололи на ручных мельницах, а из полученной муки готовили кашу, которую заправляли маслом. В июне таежные жители ездили за черемшой. Употребляли ее в свежем виде и солили. Также хакасы собирали дикий лук, горный лук и дикий чеснок.
Собирали ягоды в июле, августе и сентябре. употреблялись они в сушеном или в свежем, толченом виде, со сметаной. В ХХ в. под влиянием русской культуры хакасы стали варить варенье.
Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Шкуру смачивали водой, сворачивали в рулон и мяли ногами. Затем мездру замазывали бардой от перегонки айрана «поча». Через трое суток подсохшую мездру скоблили старым лезвием косы «хыйрах» и опять мяли ногами. После этого шкуру мыли и вешали в юрте у дымохода или в коптильных ямах — «ыстых». Коптили их до тех пор, пока они не пожелтеют. Затем их снимали, поверх мездры насыпали влажный овечий назем и покрывали другой овчиной, сверху придавив все грузом. После того, как мездра отсыреет, овчину начинали выделывать кожемялкой «изерек» в форме зазубренной палки. Затем шкурку отбеливали с помощью закваски «палаты» и растягивали на деревянном гладиле «сургу». Мездру посыпали ржаной мукой, скоблили старым лезвием косы и шлифовали полированной дощечкой «хыло». Выделанная шкура приобретала блестящий белый цвет и издавала скрип при растягивании.
Хакасы изготавливали дубленые кожи (тууп, чарыг). Для этого шкуру коровы или лошади намазывали бардой, сворачивали в рулон и клали в теплое место. Выпревший волос соскабливали старым лезвием косы. Сушеное лыко тальника или кору лиственницы крошили и кипятили в котле. Затем в охлажденный отвар клали шкуру и через неделю ее вынимали и сушили на улице. После этого в течение 1-2 дней мяли на кожемялке «талгы». Чернение дубленых кож производилось красителем, получаемым в результате реакции ржавого железа в барде от перегонки айрана. Обработку дубленых кож производили мужчины зимой. Сначала кожу вымораживали на улице, а затем ножом снимали шерсть. Иногда не обработанную на кожемялке сыромятную кожу коптили. Из сыромятных шкур делали кожаную посуду, кожаные чемоданы и сундуки, обувь, сбрую и т.д.
Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Сначала шерсть раскладывали и сушили на солнце. Затем ее перебирали и складывали в одноцветные груды по 5-10 кг. Далее ритмично взбивали их гладкими тальниковыми прутьями (сабос). Когда вся шерсть вспушится, то ее расстилали на длинной холстине «ике». Затем уложенную шерсть обрызгивали теплой сывороткой и сворачивали в рулон вокруг деревянного валика. Свернутая шерсть обвязывалась веревками. После этого двое брались за концы арканов, которые привязывали к валику, и катали свернутый рулон до тех пор, пока войлок «не войдет». Большой войлок для покрытия юрт катали на лошадях. Окончательно войлок уплотняли ударами локтей. Времени на катание войлоков уходило в хозяйстве от одной до двух недель. За один день группа в 4-5 человек могла сделать 2-3 войлока. На один средний войлок шла шерсть 10 овец. Из войлока делали кошмы, покрытия для юрт, ковры, матрасы и т.д.
Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост лошади. Сначала делали заготовку. Для этого брали пряди конского волоса и скручивали их в колечки «iскеп», конец которых затыкали вовнутрь. Заготовленный волос женщины скручивали ладонями в длинные нити. Для этого концы колечек смачивались и сращивались. Затем нити руками скручивались в шнуры. Из волосяных шнуров мужчины свивали арканы. Три разноцветных шнура (белый, красный и черный) продевали через три отверстия в заборе. Далее, с одной стороны три человека держали крючьями каждый конец трех шнуров и вращали их налево, а с другой стороны забора четвертый мужчина держал крюком (ыргах) все концы вместе и закручивал их в противоположном направлении. Аркан получался разноцветным. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д.
Для скручивания кожаных арканов необходимо было заготовить «сарым» — длинные, узкие, шириной в два пальца кожаные ремешки. Шкуру крупного скота снимали чулком и замачивали в воде. Затем, начиная с центра, резали длинную ленту вдоль по кругу. Полученный кожаный ремень растягивали зимой на кольях. С промороженной кожи шерсть соскабливали ножом. В конце ее мяли и смазывали конским жиром. Затем брали три ремешка «сарым» и скручивали кожаный аркан таким же способом, как и волосяной. Из сарыма хакасы выделывали недоуздки, свивали плети, сплетали восьмигранные нагайки, делали витые уздечки и т.д.
Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками. Станок устанавливался на полу юрты. Нитки основы привязывались к двум колышкам, вбитым на расстоянии 2 — 3 м друг от друга. В основе насчитывалось 50 ниток. Ширина ткани равнялась 25 см. Хакасы ткали: «озан» — крапивную матерью, «сабыр» — конопляный холст, «киден» — льняное полотно, «таар» — полушерстяную материю и «сикпен» — сукно.
В 17 — 18 вв. хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи «хура» сооружались из глины внутри зимних жилищ. Железную руду очень мелко толкли в ступах, а затем небольшими порциями вместе с углем сыпали в небольшое верхнее отверстие печи. Двумя мехами (корж) постоянно нагнетали воздух и поддерживали высокую температуру горения. За одну плавку получали до 1,5 кг. железа. Кузнецы изготовляли ножи, тавра для скота, озопы для копания кореньев, абылы и т.д.
У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра. Из нее делали перстни, серьги, огнива, наборную упряжь и т.д. Мастера изготавливали и трубки «ханза». Трубки делались из нароста лиственницы. На ее поверхности вырезался орнамент так, чтобы все бороздки соединились. Затем трубку плотно закрывали деревянной формой и через отверстие заливали расплавленное олово. Последнее расходилось по всем желобкам, образуя узорчатый пояс. Готовые рисунки зачищались ножом и шлифовались. В долине Июсов, делали курительные трубки — «тас ханза» — из мягкого камня агальматолита (сарыг тас).
Поделиться записью
Ремёсла и народные художественные промыслы — один из инструментов продвижения туристического потенциала нашего города.
Ремесленники знакомят жителей и гостей города с народным творчеством, художественным ремеслом, передают накопленный народный опыт подрастающему поколению, организуют просветительскую и выставочную деятельность, популяризируют народную культуру.
В Абазе немало ремесленников, которыми мы можем гордиться, среди них — Ю.В. Поволоцкая.
Юлия Викторовна — мастерица, индивидуальный предприниматель, руководитель абазинской «Ладной Артели». Многие ее знают по зажигательным русским вечеркам, как человека, пропагандирующего славянскую народную культуру, здоровый образ жизни.
В последние годы резко возрастает интерес к традиционному женскому рукоделию. В России повсеместно возникают центры женского рукоделия, где возрождаются пошив народной одежды, техники вышиванки, узорные техники разноразмерного ткачества на станке, бёрдо, дощечках и т.п.-
рассказывает Юлия.
Поэтому и в Абазе, при таком большом количестве активных и творческих женщин, было решено создать «Ладную Артель», которую сможет посетить любая жительница нашего города, попробовать различные виды ремесла и создать для себя или членов своей семьи готовое изделие.
Как начинающий предприниматель Юлия Поволоцкая получила субсидию от Центра занятости населения г. Абазы в рамках государственной программы РФ «Помощь начинающим предпринимателям». Полученные средства пойдут на развитие артели – приобретение материалов и оборудования. Сегодня «Ладная Артель» участвует в выставках, ярмарках, событийных мероприятиях календаря города и республики, проводит мастер-классы и обучающие семинары. Возрождение ремёсел является прекрасным способом привлечения гостей в наш город. А участие в процессе обучение тонкостям ремесла заинтересует не только тургруппы приезжающих, но самих абазинцев.
К примеру, недавно в конференц-зале Центрального Дома Культуры прошла выставка-семинар, посвященная русскому народному костюму. По приглашению мастериц «Ладной Артели» в Абазу из Красноярска приехала Е.Ю. Михайлова – психолог, исследователь народных традиций. С собой Елена Юрьевна привезла не только глубокие знания в области истории костюма, но и этнографические экземпляры из личной коллекции. В отличие от музейных экспонатов их можно было потрогать, рассмотреть со всех сторон и даже примерить. И это произвело на участников семинара большое впечатление: ведь только так можно понять всю тонкость и красоту работы умелиц прошлого, а то и позапрошлого столетия. Действительно в каждой этой вещице, пусть даже весьма скромной, чувствуется душа народа, тот трепет, с которой она шилась, вышивалась в те далекие времена, когда даже электричества не было.
Елена Юрьевна Михайлова рассказала жителям и гостям нашего города о душе русского народного костюма. О том, как эта душа выживала в тяжкие времена, как возрождалась вновь в полном своем величии и красоте. Узнавали слушатели о том, как это отражалось в тканях, символике орнаментов, как отличался костюм по волостям и губерниям. Многие, почувствовав симпатию к тому или иному костюму, могли предположить, что их далекие корни происходят именно с тех мест, где сформировался тот или иной костюм.
Еще очень важно понимать отличие настоящего костюма от «Марсианской клюквы» — таким смешным названием этнографы окрестили костюмы, которые перекочевали на сцену, скопировав народный в несколько опошленном варианте. Во-первых, нужно понимать, что самое главное отличие — это индивидуальность. Не было абсолютно одинаковых костюмов, да похожи, но при этом разные! Во-вторых, девочки никогда поневы не носили, это женская одежда. В-третьих, длина никогда не была выше колен! В-четвертых, кокошники женщины не носили, это девичий головной убор. Женщины носили сороки, повойники, кички.
В целом эта встреча и была направлена на то, чтобы сформировать понимание, глубокое уважение и гордость за русский народный костюм, что и было достигнуто.
Организатор встречи Юлия Поволоцкая так прокомментировала ее итоги:
Самосознание нужно каждому — не только народу, но и человеку. К сожалению, в современном информационном веке мы, особенно русские люди, идя на поводу у модных веяний, забываем о том, кто мы и что мы. Забываем о своих традициях, песнях, танцах, костюмах, забываем о том, что несем ответственность за Отечество, что от предков досталась нам. Может однажды наступить тот момент, когда наши дети и не вспомнят откуда они и какого «роду-племени», затерявшись в паутине информации и превратившись в людей-роботов. Вот чтобы этого не произошло нужно сейчас самим вспоминать традиции и детям своим быть примером, да через игры передавать, сеять, так сказать, семена в их души. А ростки непременно будут!»
А Прасковья Трифоновна Ускова, руководитель клуба «Поэзия Флоры» при городской библиотеке, поделилась впечатлениями:
Понравилось занятие, было интересно слушать, узнавать новое, однако хотелось бы диалога, ведь у нас тоже кое-что есть в сундуках! Надеемся, что не в последний раз встречаемся по такому замечательному поводу!
Знания, полученные на проведённом семинаре, получили прикладное применение: на следующий день начинающие мастерицы встретились для закрепления опыта и получения конечного результата — все желающие участницы смогли порадовать себя пошивом настоящего русского сарафана!
Хочется поблагодарить Юлию Поволоцкую за сохранение и развитие в нашем городе женских ремесел, за понимание, что развитие туризма является инструментом экономического и социального развития нашего славного города. Удачи ей и всей «Ладной Артели» в Новом году!
Светлана Пискунова
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Прннята Утверждена
На заседании методического совета Приказом директора
Протокол № 2 от 21.09.2015 МБОУ ДОД «ЦДТ»
№ 12 22. 09.2015
_________ Л.Г. Моруденко
Рабочая программа
«ЭТНОСУВЕНИРЫ ХАКАСИИ»
для 1 года обучения
группа № 1
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Автор:
Нарылкова Наталья Анатольевна
педагог дополнительного образования
Абакан 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Этносувениры Хакасии», утвержденной методическим советом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», Образовательной Программы МБОУ ДОД «ЦДТ», с учетом Учебного плана МБОУ ДОД «Центр детского творчества» для преподавания курса «Этносувениры Хакасии».
Направленность программы – художественная.
Новизна программы состоит в том, что содержание предполагаемого материала впервые систематизировано и адаптировано для детей среднего возраста.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в нашей стране возрос интерес к народному искусству, и в республике Хакасии наступил период активного возрождения и сохранения прикладного искусства титульной нации. Поэтому данная программа дополнительного образования детей направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур.
Количество часов по программе: 144 часов для 1 года обучения, 2 раза в неделю, по 2 академических часа.
Цель образовательной программы: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через изготовление национальных сувениров.
Цели 1 года обучения:
1) Формирование умения учиться и приобретать необходимые навыки через освоение технологий хакасской вышивки, при этом развивать мелкую моторику пальцев рук, восприятие цвета и формы.
2) Воспитание творчески думающей личности.
Исходя из целей 1года обучения, ставятся следующие задачи:
1.Формировать культуру труда, последовательность, бережливость и аккуратность в работе, чувство ответственности и самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно через освоение технологий хакасской вышивки
2. Развивать умение использовать приобретённые теоретические знания в творческой самореализации.
3. Развивать инициативность, любознательность и навыки самостоятельной творческой работы в области народного прикладного искусства.
4. Воспитывать стремление к достижению цели, аккуратность и серьезное отношение к работе.
5. Создать условия, благоприятствующие всестороннему развитию личности ребенка и творческих способностей.
Курс «Этносувениры Хакасии» состоит из нескольких направлений, основанных на изучение народных искусств: хакасская вышивка, бисероплетение, художественная обработка кожи, кукла.
Основные изделия 1 года обучения – салфетка из войлока, юрта из войлока и съемные украшения (амулеты, кулоны, подвески), которые выполняют ребята, закрепляя первоначальные знания.
Вопросы для тематических викторин помогают закреплению пройденного материала. Большое внимание в программе уделяется соблюдению правил санитарии и безопасности труда.
В результате успешного усвоения программы учащиеся приобретают устойчивую мотивацию для творческой деятельности, получают необходимый объем знаний, умений и навыков по всем изучаемым технологиям.
К программе разработаны контролирующие материалы для промежуточного контроля для воспитанников 1 года обучения.
Материалы разработаны в форме тестов, анкет, вопросников.
Учебно-тематический план
№ п\п | Название разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие. Правила ТБ на занятиях. | 2 | 2 | — | Тест | |
Виды национальных ремесел: вышивка, бисероплетение, художественная обработка кожи, войлок валяние и т.д. | 8 | 2 | 6 | Устный опрос | |
Особенности хакасского орнамента. Растительный, геометрический, зооморфный. | 12 | 6 | 6 | Выполненная работа | |
Основные цвета и цветовые отношения в изделиях декоративно-прикладного искусства хакасов | 12 | 4 | 8 | Работа по карточкам | |
Изготовление национальных салфеток из войлока | 20 | 4 | 16 | Выполненная работа | |
Декоративная пауза. Изготовление новогодних поделок. | 6 | 6 | Конкурс новогодних поделок | ||
Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | |||
Съёмные украшения. Амулет, кулон, серьги. | 26 | 2 | 24 | Выполненная работа | |
Декоративная сумочка с хакасским орнаментом | 20 | 20 | Выполненная работа | ||
Жилище хакасов Юрта. Изготовление юрты из войлока | 28 | 8 | 20 | Викторина | |
Экскурсии | 4 | — | 4 | Устный опрос в форме эвристической беседы | |
Проведение теста Итоговое занятие | 4 | — | 4 | Тест | |
Итого | 144 | 28 | 116 |
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1 Вводное занятие (2)
Знакомство с детьми, планом учебного года. Оборудование рабочего места. Инструменты и материалы.
Тема 2 Виды национальных ремесел: вышивка, бисероплетение, художественная обработка кожи, войлок валяние и т.д. (8)
Знакомство с национальными ремёслами.
Знакомство с хакасским национальным костюмом. Когенек – женское платье и мужская рубашка, сигедек – жилет, сикпен кип – суконное пальто. Показ цветных иллюстраций, эскизов выполненных на формате А4.
Практическая работа:
- Выполнить зарисовку — фигуру мальчика одеть в хакасскую рубашку, опоясанную красочным, нарядным поясом – хур.
- Выполнить зарисовку — фигурку девочки одеть в яркое красивое платье, девочке заплести косички – сурмес.
Тема 3 Особенности хакасского орнамента (12)
Современные народные и древние хакасские мотивы орнамента. Знакомство с геометрическим и растительным орнаментом.
Практическая работа:
- Геометрический узор на вазе: ряды косых перекрещивающихся линий, зигзаги, арки, ромбы и т.д. .
- Растительный орнамент. Элементы и мотивы, из которых состоит хакасский растительный орнамент, узор. Составление букета в вазу (рисунок) из мотивов и элементов растительного орнамента.
- Закрепление материала.
Тема 4 Основные цвета и цветовые отношения в изделиях декоративно-прикладного искусства хакасов (12)
Практическая работа:
- Тигер хуры – рисунок.
- Основные цвета (синий, красный, жёлтый) и составные цвета, полученные смешением двух основных цветов. Тёплые и холодные тона. Тёплые — жёлтый, оранжевый, красный и зелёный (цыплёнок на зелёной травке и солнышко на небе). Холодные — все оттенки синего, голубого и фиолетового (снеговик , сугроб и холодное синеватого оттенка небо).
Тема 5 Изготовление национальных салфеток из войлока (20)
Практическая работа:
- Составить орнамент для салфетки
- Определить размер салфетки
- Выполнить эскиз изделия в цвете
- Вырезать орнамент из войлока
- Соединить орнамент и основу салфетки
Декоративная пауза
Изготовление Новогодних поделок (8)
Новогодняя открытка, с ёлочкой состоящая из растительных мотивов азыр.
Изготовление снегурочки в технике плетения параллельного низания по схеме.
Практическая работа:
- Закрепить навык параллельного низания на проволоке.
- Изготовление Деда Мороза в технике параллельного низания по схеме.
- Практическая работа:
- Плетение Деда Мороза на проволоке.
- Выставка детских работ.
Промежуточная аттестация.
Тема 7 Съёмные украшения. Амулет, кулон, серьги (26)
Изготовление съемного украшения из природного материала. Показ образца изделия.
Практическая работа:
- Вырезать шаблон в виде овала.
- Из плотной ткани проклеенной дублерином по шаблону вырезать основу.
- Обтянуть тёмной ткань, по краю пришить пайетки.
- Центр амулета украсить пришитыми бусами и бисером.
- По низу амулета пришить бисерные снизки 5-7 штук.
- Выставка работ.
Тема 8 Декоративная сумочка с хакасским орнаментом (20)
Изготовление сумочки размером 20х15 см. из фетра. Показ образца изделия.
Практическая работа:
- Выполнить эскиз сумочки.
- Вырезать шаблон в прямоугольника из фетра.
- Вышить лицевую часть сумочки тамбурным швом орнамент.
- Декорировать сумочку бисером, каури по эскизу.
- Сборка изделия.
- Выставка работ.
Тема 9 Жилище хакасов юрта. Изготовление юрты из войлока (28)
Переносные юрты, изображенные на наскальных рисунках.
Внутреннее разделение жилища на мужскую и женскую части.
Практическая работа:
- Приметы о пороге дома, юрты, правила поведения в гостях (проигрывание сценки «Гости у порога»).
- Коллективная работа. Изготовить юрту из кусочков бересты и войлока.
- «Алычах» конический шалаш. Изготовить из веток шалаш и покрыть войлоком.
Проведение теста.
Посещение выставочного зала «Чылтыс» и участие в городской выставке «Абакан река Дружбы».
Посещение выставочного зала «Центра культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева».
Итоговое занятие – викторина по пройденным темам.
Материально-техническое оснащение программы
Для полноценной реализации программы необходимы определенные материально-технические условия:
- учебное помещение в соответствии с СанПиН;
- шкаф для хранения материалов и инструментов;
- материалы и инструменты;
- компьютер;
- мультимедиа.
Информационно-методическое обеспечение
При подготовке и проведении занятий по программе используется специальная литература по прикладному искусству, а также:
- Наглядные пособия в виде раздаточного материала (шаблоны).
- Инструкционные карты.
- Методические разработки уроков.
- Мультимедийные презентации на занятия с новым материалом.
- Инструменты и материалы: иголки, ножницы, бумага, картон, войлок, нитки мулине.
- На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические и практические занятия по утвержденной программе, беседы по истории прикладного искусства.
- Интернет ресурсы (материалы с сайтов) http://www.docme.ru/doc/495221/hakasskaya-nacional._naya-vyshivka. http://corpora.khsu.ru/ethnography_2.html
Предметные компетенции, УУД обучающихся
Учащиеся 1 года обучения должны знать:
- Правила техники безопасности при работе с применяемыми инструментами.
- Названия хакасской национальной одежды, элементы, дополняющие костюм.
- Геометрический и растительный орнамент.
- Элементы геометрического и растительного узора составляющую основу хакасского орнамента.
- Способы выполнения простых узоров.
- Выполнять горизонтальные узоры способом алынча ульгу и туюх ульгу.
- Традиции проведения хакасского Нового года «Чыл пазы».
Учащиеся 1 года обучения должны уметь:
- Рисовать или делать зарисовки женского и мужского хакасского платья.
- Различать виды орнаментов.
- Используя трафареты создавать хакасские узоры способом алынча ульгу и туюх улгу.
- Выполнять орнаменты различными способами: аппликацией из бумаги, ткани, природного происхождения.
- Изготовлять стилизованное пого.
УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- С помощью педагога учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- Учиться готовить рабочее место, с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному педагогом планом с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- С помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- Выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблонов;
- Учиться совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать узоры, изделия декоративно – прикладного творчества;
- Ориентироваться в выбранных материалах и инструментах;
- Делать выводы о результате совместной работы всей группы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Учиться слушать и слышать педагога и учащихся, совместно обсуждать виды декоративно прикладного творчества и искусства, выбирать оптимальные решения выполнения творческих работ;
- Учиться выполнять предложенную работу в паре.
Организация промежуточного контроля по программе
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: самостоятельность работы; осмысленность действий; разнообразие освоенных задач, соответствие технических требований к выполненным работам (формат, размеры файлов и т.д.), выполнение предложенных требований к конкретным заданиям.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- Входной контроль в начале курса, с целью выяснения уже имеющихся знаний у учащихся и, что бы они хотели узнать, и чему научиться в результате прохождения занятий.
- Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного, проводиться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий.
- Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решении изучаемой задачи.
- Тематический контроль по завершению изучения раздела программы. Проводиться в форме устного опроса, выполнений самостоятельных, практических и контрольных работ.
- Промежуточный контроль за первое полугодие в форме выполнения тестовых заданий по изученным разделам программы — декабрь.
- Промежуточный контроль за второе полугодие проводиться по окончании изучения всей программы в форме выполнения тестовых заданий по изученным разделам программы, в форме проекта- май.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводиться конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Литература для педагога
1. Аева Е. Хоозычах. Альбом для рисования — Абакан, 2003.
2. Банакина Л.В.Лоскутное шитьё: техника, приёмы, изделия- М.: АСТ-ПРЕСС,2000.
3. Буруковский Р. Каури. Уральский следопыт — -1993-№7-с. 9-13.
4. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.
5. Вадецкая Э.Б. сказы о древних курганах. Новосибирск: Наука, Сиб. Издание 1981г.-113с.
6. Иллюстрированная этнография хакасов (альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М.Мартьянова) – Абакан, 2004, отпечатано в ГУП СИПКП «Наука» 630077, Новосибирск, ул. Станиславского, 25.
7. История Хакасии с древнейших времён до 1917 г.- М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.- 525с.: ил.
8. Кидиекова И.К. Техника хакасской вышивки. Проблемы истории Хакасии — Абакан, 1979-с.119-130.
9. Кидиекова И.К. Традиционные узоры хакасов. Диссертация в форме научного доклада на соискание учёной степени кандидата исторических наук — Кемерово,1993.
10. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник- М.: Наука, 1990.- с.177-185.
11. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири (в кратком изложении). Пособие для учителей истории.- Абакан, 1989.- 58с.
12. Николай Владимирович Леонтьев Владимир Феофанович Капелько Юрий Николаевич Есин ИЗВАЯНИЯ И СТЕЛЫ ОКУНЕВСКО КУЛЬТУРЫ Научное издание Сверстано и отпечатано: ООО «Кооператив «Журналист» 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская,71.
13. Майногашева С.А. Хоостан мелей — Абакан,2003.
14. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики, Оформление ЗАО Изд-во «ЭКСМО – Пресс», 1998. Москва. АООТ «Тверской полиграфический комбинат» г. Тверь.
15. МиловскийА. Без пого не бывает свадьбы // Вокруг света, 1981-№11- с.60-61.
16. Миловский А. Пого из Хакасии// Декор. Искусство СССР, 1985-«2- с.48.
17. Муханова И.Ю. Лоскутное шитьё.- М.: МИЧ, 1998.
18. Потачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов — Абакан, 1982.
19.«Пого: древность и современность» Управление культуры администрации Муниципального образования Аскизкий район Аскиз 2007.
20. Сельскому учителю о народных художественных ремёслах Сибири и Дальнего Востока.- М.: «Просвещение», 1983.
21. Чебодаев П.И. История Хакасии — Абакан: Хак.издат., 1992г.
22.Чебодаев И.П. Традиционная семейная обрядость хакасов. Хакасское книжное издательство,662600, г. Абакан 1996.
23.Хакасская кухня. Обычаи и приём гостей: Фотоальбом/ Сост.Л.Е. Чугунекова. Красноярск: Поликор, 2005 – 104 с.
Литература для учащихся
1. Аева Е. Хоозычах. Альбом для рисования — Абакан, 2003.
2. Буруковский Р. Каури // Уральский следопыт -1993- №7 – с.9-13.
3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.
4. Иллюстрированная этнография хакасов (альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова) – Абакан, 2004. отпечатано в ГУП СИПКП “Наука” 630077, Новосибирск, ул.Станиславского, 25.
5. Миловский А. Пого из Хакасии // Декор.искусство СССР, 1985 – №2- с.48.
6. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока.- М.: “Просвещение”, 1983.
17. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: Хак. издат., 1992 г.
Приложения
Диагностические материалы
Тест «Творческая личность»
Опросник Г. Дэвиса
1. Я думаю, что я аккуратен(тна).
2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
4. Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
5. Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
6. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
8. В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
9. Я иногда поступаю по–детски.
10.Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
11.Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
12.Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
13.Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14.Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15.Я часто скучаю.
16.Я буду значимым и известным, когда вырасту.
17.Я люблю смотреть на красивые вещи.
18.Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
19.Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20.Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
21.Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21.
За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность. Значение утверждений:
1 – принятие беспорядка
2 – беспокойство о других
3 – стремление к риску
4 – желание выделиться
5 – альтруизм
6 – недовольство собой
7 – любопытство
8 – непопулярность
9 – регресс на детство
10 – отбрасывание давления
11 – любовь к одиночной работе
12 – самодостаточность
13 — независимость
14 – деловые ошибки
15 – отсутствие скуки
16 – чувство предназначенности
17 – чувство красоты
18 – потребность в активности
19 – спекулятивность
20 – стремление к риску
21 – потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.
Тест “Нарисуем свой характер”
Инструкция: перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым. Интерпретация (только важных для лидерства качеств):
- Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка – свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце – часто берет на себя роль лидера
- Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата – беспокойный, экстравертированный характер; одинокий домик или символ жилища – признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его – интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.
- Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень – развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами – честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени – возможно, неуправляемый, мятежный человек
- Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.
- Неактуально.
- Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) – в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.
- Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линией – чувство безопасности; если наоборот – мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета – тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент – способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.
- Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.
- Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор – дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение – нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.
- Независимость: круги просто замкнуты – постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги – независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо – скрытный характер.
- Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры – наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.
- Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п. ) – соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг – логическое мышление и практический склад ума.
Карточка-задание 1
1.Назвать какой шов?
2. Где нужно хранить иглы?
3. Назвать какой щов?
4.Отгадай загадку:
Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
5. Можно ли вкалывать иглы в одежду или брать в рот?
6 — Назвать какой шов?
Карточка задание 2
1 –Назвать какой шов?
2 – Угадай загадку:
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет!
3 — Как нужно передавать ножницы?
– Назвать какой шов?
5- . Если сломалась игла, что нужно сделать?
– Назвать какой шов?
Карточка – задание 3
1 – Какой длины должна быть нить для вышивания?
2 – При помощи чего переводят рисунок на ткань?
3 – Назвать вид шва?
4 – Угадай загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
– Назвать какой шов
6– Назвать какой шов
Карточка-задание 4
1 – Отгадай загадку:
Смотри, раскрыл он пасть,
В нее ткань можно класть:
Ткань в ее пасти
Разделится на части
Назвать вид шва
3 — . Можно ли вкалывать иглы в одежду или брать в рот?
4 Назвать вид шва
5- . Как нужно передавать ножницы?
6– Назвать вид шва
Ответы
Карточка – задание 1
1-Крест, 2-игольница, козлик, 4-игла, 5 нет, 6-петельный.
Карточка – задание 2
1 тамбурный, 2-ножницы,3- ручкой вперед, 4- назад за иголку, 5- выбросить в ведро,
6- вперед иголкой.
Карточка – задание 3
1 — 2раза до локтя, 2- копирка, 3-козлик, 4-игла, 5-стебельчатый, 6-крест.
Карточка – задание 4
1-ножницы, 2- тамбурный, 3- нет, 4- вперед иголкой, 5- ручкой вперед,
6- стебельчатый
№ |
Наименование продукции |
Описание |
Кожа |
||
Шаманские бубны |
Шаманский бубен (тююр), изготовленный из кожи. Расписан вручную. Украшен цветными тесемками, колокольчиками. В комплект входит колотушка, чаще обитая мехом. 7 до 14 рогов, кованая ручка крестом (оплетенная сыромятной кожей). Размер разный. |
|
Кнут (камчи) |
Деревянная рукоять, плетенный кожаный ремень. |
|
Настенные панно |
Основная композиция изготовлена из кожи, используются рог марала, дерево, декоративные элементы. Размер разный. Возможна роспись по коже с использованием мотивов древнего наскального искусства Хакасии. |
|
Бурдюк кожаный «Хакасия» |
Бурдюк из кожи, с росписью. Графика Р. И. Субракова, солярный знак. Возможно хранение жидкостей (внутри установлена стеклянная бутылка). |
|
Настенные пано-часы |
Настенные панно-часы с надписью «Хакасия». Кожа, дерево, роспись. Авторская ручная работа. |
|
Шляпа |
Шляпа, изготовленная из войлока, с полями. Декоративная вышивка национального орнамента. |
|
Шкатулки |
Шкатулка из войлока в форме юрты. Для хранения ювелирных изделий, разных мелких предметов и др. Размер разный. |
|
Сумка |
Сумка, изготовленная из войлока, с национальным рисунком. Подходит для ношения документов. Размер разный. |
|
Кукла-конфетница |
Войлочная кукла-конфетница в хакасском национальном платье. Под «подолом» куклы имеется мешок для хранения конфет и др. Войлок, ткань, национальные украшения. Размер разный. |
|
Панно |
Панно из войлока с вышитыми изображениями личин и петроглифов. Размер разный. |
|
Войлочные игрушки |
Авторские игрушки ручной работы из войлока с национальной тематикой. Игрушки из 100% шерсти, выполнены в технике сухого или мокрого валяния. |
|
Часы настенные |
Часы деревянные настенные «Хакасия». Выполнены в форме солярного знака, с изображением личины. Диаметр разный. Дерево, лак. |
|
Тотемные фигуры |
Тотемное изображение женщины. Оберег, выполняет защитную функцию. Дерево, мех, коготь. Сзади имеется крепление для фиксации. |
|
Светильник напольный резной «Менгир» |
Светильник напольный резной в форме менгира с изображением личин, солярных знаков. Выполнен из кедра. Размер основания — 30 см, высота светильника — 80 см. Внутри установлен электропатрон Е14 для лампы 25 Вт. Шнур с переключателем. |
|
Трубка курительная Ханза |
Вырезана и расписана вручную. Съемный мундштук. Отделение для табака жестяное. Имеется несколько вариантов раскраски. |
|
Менгир настольный декоративный |
Деревянный декоративный менгир с изображением личин,солярного знака, с фрагментами древних наскальных писаниц Резьба по дереву. Разного размера, возможно, вмонтировать кварцевые часы, работающие от батареи. |
|
Панно |
Деревянное панно «Скифия», в центре изображение снежного барса, «Шаман» или с изображением национальных рисунков, выполненное из дерева, в стилизованном скифо-сибирском зверином стиле. Панно украшено мехом, кожаными шнурками, бусинами. |
|
Оберег «Семья» |
Выполнен из кедра. Сюжет семейного оберега прост и понятен — он хранит саму идею семьи, которую дитя, как замковый камень арочного свода, делает несокрушимой. Фигуры матери и отца получаются в результате расщепа кедрового полешка (соблюдается тот же ритуал, что и в талисманах любви). Дитя, Мать и Отец связаны нитью духовного родства — кожаным шнурком. |
|
Талисман достатка |
Талисман богатства. Выполнен из кедра. «Копейка рубль бережет», — гласит пословица. Старинное слово благосостояние – «жизнь во благе» — очень емкое. Это и достаток (столько, сколько достаточно), и крепкая счастливая семья, и дом — полная чаша. |
|
Маска настенная декоративная |
Основа — кедр. Декорирована лентами, конским волосом, раковинами каури, перьями. Дерево, кожа, ткань, мех. |
|
Хакасская матрешка |
Матрешка деревянная с изображениями женщин в хакасской национальной одежде. Дерево, роспись, лак. 5 предметов. |
|
Кукла «Настроение» |
Кукла изображает женщину в национальной хакасской одежде, с хакасскими украшениями. Вращающаяся голова позволяет придавать кукле разные позы, которые символизируют различное настроение. Дерево, роспись, лак. |
|
Оберег-подвеска для домашнего очага |
В росписи по дереву использованы фрагменты писаниц. Тесьма, бусы, бисер, монеты. Имеется крепление-кольцо для подвески. |
|
Набор для шашлыка «Колчан со стрелами» |
Набор для шашлыка, выполненный в форме колчана со стрелами. Дерево, металл. В комплекте 10 «стрел» — шампуров. Крепится на стену. Лук снимается с колчана и может быть смонтирован отдельно. Колчан выполнен с узором в национальной тематике. |
|
Резные деревянные статуэтки |
Куклы-статуэтки в хакасском одеянии. Деревянные статуэтки, изображающие шамана с бубном. Дерево, лак, мех, перья. Размер разный. |
|
Туес берестяной с росписью |
Туес берестяной с художественной росписью. С крышкой. Туес предназначен для хранения сыпучих и жидких продуктов. Широко применялся в домашнем быту хакасов. В росписи использованы мотивы древних рисунков, рунические надписи. Размер разный. |
|
Статуэтка «Баран» |
Декоративная статуэтка барана. Выполнена из дерева и овечьей шерсти. На подставке. В комплект поставки входит большая войлочная сумка. Размер разный. |
|
Кукла женская в национальной хакасской одежде |
Кукла женская в национальной хакасской одежде. Ручная работа. Дерево, роспись. Шелк, парча, тесьма, жаккард. Могут быть использованы национальные украшения — пого, бисер, бусы, монеты. Размер разный. |
|
Кукла мужская в национальной хакасской одежде |
Кукла мужская в национальной хакасской одежде. Ручная работа. Дерево, роспись. Шелк, парча, тесьма, жаккард, мех. Имеются несколько модификаций — с меховой «шапкой» и без. Размер разный. |
|
Чахтан |
Музыкальный инструмент в виде ящика с продолговатым грифом, на котором натянуты от пяти до девяти струн. |
|
Набор спичек сувенирный |
Сувенирный набор из 8 спичечных коробок «Древняя Хакасия». Красочно оформленные коробки с изображением древних каменных изваяний Хакасии, с указанием названия изваяния. На оборотной стороне коробки изображение герба Республики Хакасия. |
|
Камень |
||
32. |
Каменные картины |
Картины, изготовленные с использованием каменной крошки с изображением национальной тематики. |
33. |
Картины с мраморной крошкой |
Мраморная крошка, роспись красками. Размер разный. |
34. |
Магнит |
Серия сувенирных магнитов, выполнена на куске камня — песчаного плитняка. Ручная работа. Каждый магнит уникален ввиду индивидуальности фактуры камня и рисунка. В изображениях используются древние петроглифы Хакасии, окуневские стелы, окуневскиеличины. На каждом магните надпись «Хакасия». Имеются различные варианты формы и рисунка. |
Глина |
||
35. |
Пиала с национальным орнаментом |
Пиала — небольшой сосуд без ручек, используемых во многих культурах для сервировки пищи или напитков или для хранения продуктов. Известна со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Форма пиал связана с кочевым образом жизни древних кочевников. Округлая форма без ручек позволяла складывать такую посуду особенно компактно, одну в другую, что было немаловажно в кочевых условиях.Пиала выполнена из фарфора, имеются различные цветовые решения. |
36. |
Оберег-подвеска |
Оберег выполнен из керамики, изображает каменный менгир либо окуневскуюличину. Для подвешивания имеется шнурок. Оберег предназначен для защиты дома. |
37. |
Керамические куклы |
Кукла-статуэтка, изображающая хакасскую женщину в традиционном национальном платье, поверх которого надетсигидек (женская безрукавка), в традиционном головном уборе — платке. Статуэтка выполнена из глины, раскрашена. Размер разный. |
38. |
Кукла керамическая «Алтын Арыг» |
Кукла-статуэтка, изображающая главную героиню хакасского богатырского сказания «Алтын-Арыг».Статуэтка выполнена из глины, раскрашена. Размер разный. |
39. |
Кукла «Шаман» |
Ручная работа, шелк, альпак, бисер, украшения, керамика, роспись. Размер разный. |
40. |
Маска керамическая с росписью |
С изображением хакасского воина. Тесьма, бусины. Размер маски — 20 см. В верхней части имеется петля для крепления. |
41. |
Ваза настольная керамическая |
Настольная керамическая ваза, выполненная в форме «клыка». Ручная роспись, выполненная с использованием традиционного хакасского орнамента, древних наскальных рисунков. Каждая ваза имеет свой неповторимый рисунок. |
42. |
Ваза напольная керамическая |
Ваза керамическая напольная с изображением каменного изваяния, хакасским рисунком или орнаментом. Имеется надпись «Хакасия». Ваза может быть украшена цветными тесемками. |
43. |
Керамическая рюмка |
Ручная роспись, выполненная с использованием традиционного хакасского орнамента, древних наскальных рисунков. Каждая рюмка имеет свой неповторимый рисунок. Объем разный. |
44. |
Бутылка |
Керамическая бутылка, выполненная в форме сосуда для сакэ. Ручная роспись, выполненная с использованием традиционного хакасского орнамента, древних наскальных рисунков. Каждая бутылка имеет свой неповторимый рисунок. |
45. |
Керамический чайник |
Ручная роспись с использованием традиционного хакасского орнамента, древних наскальных рисунков. Каждый чайник имеет свой неповторимый рисунок. |
46. |
Чашка чайная |
Чайная чашка, выполненная из керамики. Ручная роспись, выполненная с использованием традиционного хакасского орнамента, древних наскальных рисунков. Каждая чашка имеет свой неповторимый рисунок. |
47. |
Чайная пара |
Чайная пара (чашка + блюдце), выполненная из керамики. Ручная роспись, выполненная с использованием традиционного хакасского орнамента, древних наскальных рисунков. Каждая пара имеет свой неповторимый рисунок. |
48. |
Панно настенное |
Настенное панно «Лик божества Солнца» и другие мотивы этнической направленности. Керамика, роспись. |
49. |
Декоративные тарелки |
Декоративная тарелка «Хакасия», выполнена из керамики. Ручная роспись. Сзади имеется крепление для размещения на стене. В комплект входит пластмассовая подставка для размещения на горизонтальных поверхностях. Размер разный. |
Таксидермия |
||
50. |
Медальоны |
Таксидермический сувенир с головой кабарги, волка и др. на деревянном креплении. |
51. |
Ковер |
Ковры выполненные из шкуры животных голова -чучело (искусственные зубы, силиконовый язык), подклад-100 % п/э. |
52. |
Чучела птиц |
Чучела птиц на деревянной подставке. |
53. |
Чучела животных |
Чучела животных на подставке из натуральных пород дерева. |
54. |
Зеркало |
Зеркало в деревянной оправе (черёмуха), декорировано чучелом белки и соболя. |
Мех |
||
55. |
Украшение «Лисий хвост» |
Хвост лисы, украшенный декоративными элементами. Имеется кольцо для крепления ключей и т.п. |
56. |
Игрушки из меха |
Используется мех различныж животных, дополнительно клык кабарги, набивка холофайбер и др. |
57. |
Шкура |
Шкура овечья выделанная. Может быть использована в качестве прикроватного коврика, утепления автомобильного кресла и т.д. |
58. |
Сумочка |
Сумочка из меха соболя, лисы, белки, волка, бобра и др. содной стороны, с другой- натуральная кожа, удобна в дороге под документы(паспорт), деньги, на кожаном ремешке. |
59. |
Коврик |
Коврик напольный из выделанной овечьей шерсти. |
Рог, коготь, клык |
||
60. |
Пепельница |
Пепельница выполненная из рога лося на деревянной подставке. |
61. |
Карандашница |
Выполнена из рога марала, в изображением сцен хакасского эпоса, на подставке из дерева. Ручная работа. |
62. |
Ваза |
Выполнена из рога марала, в изображением сцен хакасского эпоса в стилизованной технике, на подставке из дерева. Ручная работа. |
63. |
Пано |
Выполняется из рога лося или марала, с резьбой в национальной тематике. Ручная работа. |
64. |
Брелок |
Изготавливается из когтей, медведя, клыков кабарги и др. служит оберегом. |
65. |
Подсвечник |
Изготавливается из ноги косули и рога. Авторская ручная работа. |
66. |
Кольца |
Изготавливается из рога марала и зуба рыли, является обергом. |
Ткань |
||
67. |
Кисет Тахпыхабы |
Кисет используется для хранения табака. Является частью мужского национального хакасского костюма, носится на поясе.В верхней части шнурок с кистью для затягивания.Украшен ручной вышивкой с национальным хакасским орнаментом. |
68. |
Вязаный оберег |
Оберег связан вручную. Предназначен для автолюбителей — оберегает от конфликтных ситуаций на дороге. Имеется два варианта — с цветком и раковиной каури. |
69. |
Мешок-оберег |
Мешочек-оберег, сделанный из ткани, украшенный хакасской национальной вышивкой. Внутри мешочка находится богородская трава (хакасск. — iрбенот). |
70. |
Холщевая сумка |
Сумка холщовая с рисунком и надписью «ХАКАСИЯ». Имеются различные варианты рисунков — с изображениями менгиров и с графикой Р. И. Субракова |
71. |
Женская сумочка «Нанчых» |
Деталь женского национального хакасского костюма. Предназначалась для ношения мелочи, драгоценностей и пр. Украшения национальной хакасской вышивкой. |
72. |
Женская безрукавка «Сигидек» |
Сигидек (женская безрукавка), надевается поверх национального платья. Ручная работа, вышивка. Шелк, атлас, альпак. |
73. |
Женская косметичка |
Косметичка (сумочка) женская. Вышивка и украшения в хакасском национальном стиле. Ткань, вышивка, декор. |
74. |
Женское платье стилизованное |
Платье стилизованное хакасское, комплект Ипчiкогенегi. В комплекте — платье, сигидек (женская безрукавка, надевается поверх платья), кушак, головной убор. Ручная работа. Стрейч-атлас, ручная аппликация. |
75. |
Безрукавка мужская (хамзол) |
Часть мужского национального костюма. Надевается поверх рубашки. Ручная работа, вышивка. |
76. |
Рубашка хакасская мужская с кушаком |
Рубашка хакасская национальная мужская Ир когенегi, преимущественно красного и синего цвета, с кушаком. Ручная работа, вышивка. Шелк, атлас, альпак. |
77. |
Платки |
Платки с узорами и цветами, шелковые и шерстяные на русский лад. |
Металл |
||
78. |
Темир-хомус |
(хак. «железный хомыс») — национальный музыкальный инструмент.Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре тимир-хомус прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. |
79. |
Зеркало бронзовое |
Зеркало бронзовое китайское, найденное на территории хакасско-минусинской котловины. Современная копия, искусственно состаренная. |
80. |
Реплики скифской утвари |
Реплики бронзового скифского ножа, наконечника от стрелы и скифской оленной бляхи (ок. II в. до н.э.). Оформлено в подарочной коробке. |
81. |
Тарелка декоративная «Хакасия» |
Тарелка декоративная с изображением и надписью «Хакасия». Металл. Сзади имеется кольцо для крепления на стену. Поставляется в упаковке. Выполнена в трех цветовых решениях — золото, серебро, бронза. |
82. |
Колокольчик |
Колокольчик «Хакасия». Обладает красивым звоном. Надпись «Хакасия» на русском, английском языках, руническим шрифтом. Разного диаметра. |
83. |
Статуэтки из алюминия |
Алюминий, литье, каменная подставка, покраска бронзовой краской. На подставке надпись «Хакасия». Размер разный. |
84. |
Статуэтка «Шаман» |
Статуэтка шамана, выполнена из олова. Подставка — мрамор. |
85. |
Набор монет |
Сувенирный набор монет и жетонов «Золото скифов». |
Гипс |
||
86. |
Маски шаманов |
Изготовленные из гипса, раскрашенные в соответствующих традициях, возможно использование хакасских узоров, лент, меха и др. |
87. |
Бюст Н. Ф. Катанова |
Миниатюрный бюст с изображением выдающегося хакасского ученого Николая Федоровича Катанова. Гипс, покраска. |
88. |
Сувенирный менгир |
С изображением окуневскихличин, солярного знака, головами баранов и др. изваяний встречающихся на территории Хакасии. Деревянная подставка, гипс, раскраска. |
Продукты питания |
||
89. |
Талган |
Перемолотые обжаренные зерна ячменя или пшеницы. Является неотъемлемой часть национальной кухни. В виде сырья для приготовлений блюд , а также в качестве уже готового десерта. |
90. |
Чай (травяной) |
Этнический чай «Хакасский», «Шаман-чай» и «Ирбен-чай». Для ежедневного употребления. Разные сборы. |
Пластик |
||
91. |
Кукла женская в национальной хакасской одежде |
Ладолловая кукла женская в национальной хакасской одежде. На подставке. Ладолл, ткань, мех. |
Украшения |
||
92. |
Серьги хакасские (Улугызырга) |
Во время праздников замужние женщины и свахи надевали пару височных подвесок «улугызырга» (большие серьги), состоявших из шести больших и шести маленьких кораллов. Они нанизывались на медную проволоку, которая вверху скручивалась в виде дужки. Подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной серебряной (бронзовой) цепочкой. |
93. |
Пого |
Пого — национальное нагрудное хакасское женское украшение. Ручная работа. Каждое пого уникально и практически неповторимо. Бисер, перламутр, пуговицы, декор, вышивка. |
|
Серебро |
|
94. |
Кольца и серьги |
При изготовлении комплектов используется национальная тематика, серьги и кольца украшаются старинным этническим орнаментом. |
95. |
Брошь позолоченная |
Выполнена в скифо-сибирском зверином стиле. Чаще изображает снежного барса подобного Гербу Республики Хакасия, оленя и др. |
96. |
Позолоченные подвески |
Чаще выполнена в скифо-сибирском зверином стиле. Сверху имеется крепление для цепочки. |
97. |
Монеты |
Монеты подарочные, реплики монет найденных на территории хакасско-минусинской котловины. |
Culture and art
Праздничный костюм хакасской женщины. Степной район.
Одежда и вышивка Хакасии
Из экспедиции в Хакасию сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности возвратились с богатыми трофеями — фотографиями и зарисовками произведений народного искусства. Особенно ценным оказался материал по национальному костюму и вышивке. Это было своего рода открытием: никто не предполагал, что искусство, уходящее корнями в седую старину, не только сохранилось, но и активно живет в творчестве нынешних народных мастеров… Публикуем рассказ одного из участников экспедиции.
Хакасская женщина в праздничном платье. Подтаежный район.
То памятное лето выдалось в Хакасии на редкость сухим и знойным. Каждое утро на пустынных по случаю жары улочках села Кайбалы появлялось несколько человек с большими папками и сумками, где лежали карандаши, кисти, краски, альбомы. Вездесущие мальчишки встречали их, и каждый старался показать, в каком доме хранится старинная одежда, вышитый кисет или трубка с инкрустацией.
Хакасская автономная область, входящая в состав Красноярского края, расположена на западе Минусинской котловины, одного из самых благодатных мест в Южной Сибири. Здесь сравнительно мягкий климат, часты солнечные дни. Енисей и его притоки изобилуют рыбой,, в горно-таежных чащах много зверей и птиц. Места богаты полезными ископаемыми, и в первую очередь железом, медью, золотом, серебром, оловом. Поэтому люди поселились тут очень давно и довольно быстро создали развитую культуру.
Нагрудное украшение пого.
Как и у многих других народов, самые красивые наряды в Хакасии носят женщины. Основа костюма — платье. Оно широкое, свободное, длиною до пят. Это и понятно, ведь наплечники и обшлага — главные декоративные элементы: здесь размещается вышивка. Орнамент обычно геометрический. Рисунок его четок и хорошо скомпонован, причем вряд ли вы сыщете две совершенно одинаковые композиции.
Как и растительный узор, это заимствование из традиционного костюма русского населения, с которым хакасы бок о бок живут уже несколько веков.
Еще одно отличие — общий смягченный колорит наряда. Оттенков одного красного можно там различить не меньше десятка: киноварный, алый, вишневый, терракотовый, коричневатый…
Вышивка на спинке шубы.
Да, хакасскую женщину в национальной одежде непременно надо увидеть в окружении природы Хакасии, среди просторов степей, чтобы ощутить монументальность. На фоне зеленых массивов тайги и седых каменных скал, чтобы увидеть, как по-иному воспринимается его силуэт в окружении более суровой, сдержанной по краскам природы и как влияет это на выбор цвета ткани, на масштаб орнамента…
На голове у хакасской женщины чаще всего арчал — шерстяной платок вроде павловского. Каждая хакаска умеет искусно повязывать его, превращая в подлинное завершение наряда.
Запахивалась она тоже слева направо, но не подпоясывалась, а лишь зacтeгивaлacь на пуговицы. Стежки располагались в шахматном порядке, причем концы ниток свисали с обеих сторон красивыми кисточками чачах. Над каждым тартханом, чуть выше шва, располагались праты — матерчатые аппликации разного цвета, расположенные всегда в определенном порядке.
Несколько слов о своеобразной обуви — одик — из кожи домашней выделки.
Вышитые рукавицы.
Кисет с вышивкой
Их оторачивали мехом и отделывали полосками ткани, а тыльную сторону расшивали красивым узором. Изготовление таких рукавиц, мелей, и сегодня одно из самых распространенных ремесел в Хакасии.
Изготовлением таких вот оригинальных произведений народного искусства заняты сегодня многие женщины как в степных, так и подтаежных районах области.
Да, удивительно, но факт: древнейшие ремесла живут в Хакасии по сей день. И очень хорошо, что в некоторых школах, городских и сельских, им обучают мальчишек и девчонок. Занятия ведут опытные мастера, среди которых М. Ф. Кыжинаева, И. Е. Курбежекова, М. И. Дорина; они сами отменно владеют всеми приемами ремесла и умело передают их школьникам. Все это радует. Никак нельзя, чтобы красота ушла из повседневной жизни.
Изделия народных промыслов, куклы, картины, изделия народных промыслов на основе абхазского фольклора представлены на фестивале народных промыслов «Ахинапкуа», который открылся в Сухуме 12 декабря.
Саид Барганджия
Первый республиканский фестиваль народных промыслов Абхазии «Ахинапкуа» (в переводе с абхазского «золотые руки» — ред.открылся в Сухуме в среду 12 декабря.
На фестивале представлены различные направления народного творчества и оригинальные ремесленные изделия.
Организатор фестиваля, директор Абхазского центра народных искусств и член Высшего совета Всемирного абазинского конгресса Нури Кварчия, выступая на открытии фестиваля, озвучила основную задачу выставки. Это популяризация абхазских мастеров: о них пока мало кто знает.
«Представленные работы наглядно показывают, насколько Абхазия богата талантливыми мастерами.Мы намерены внести свой вклад в развитие народных промыслов », — сказал Нури Кварчия.
Посетители выставки действительно смогли поближе познакомиться с народными и редкими поделками, а также с самими мастерами, посвятившими себя этим поделкам.
Таким образом, кожевник Эдем Когония занимается изготовлением кожи и изготовлением ножей и мечей. Сейчас мастер также работает над строительством собственной кузницы, после чего он планирует производить изделия в больших количествах и, возможно, выставить на продажу.
«Самым популярным экспонатом моей коллекции является боевой римский меч, точная копия оригинала. Ножны сделаны из шкуры медведя, длина меча от рукояти до вершины меча составляет 70 сантиметров », — сказал Когония.
Особенно популярной среди женской половины гостей фестиваля был стенд начинающего дизайнера Инны Салакая, плетущей бумажные плетеные изделия.
«Я начал плести бумажные лозы около года назад. Началось все с горшков (декоративная ваза для вазона — ред.) и пасхальные корзинки. Затем я начал делать женские аксессуары », — поделилась Салакая.
Она призналась, что была удивлена, когда ее работа вызвала такой интерес среди сухумских женщин. Мастер рассказала, что в последнее время она также занимается изготовлением женских аксессуаров из кожи и дерева.
Фестиваль народных промыслов и ремесел Абхазии «Ахынапкуа» проводится в новом зале ТОО «НУР» в Сухуме и продлится до 19 декабря. Посетить фестиваль может любой желающий.
,народных промыслов в Венгрии
Традиционные венгерские украшения и вышивки ярко украшают этот кожаный жилет из Трансильвании (Румыния).
Фото Агнес Фюлемиле, Институт Баласси / Венгерский культурный центр
Регион Калоча на юге центральной части Венгрии славится своими настенными росписями ярких цветов.
Фото Джеймса Дойча, Смитсоновский институт
Женщины демонстрируют традиционные ремесла на Mesterségek ünnepe (Фестиваль народных искусств) в Будапеште, 2012.
Фото Агнес Фюлемиле, Институт Баласси / Венгерский культурный центр
Следуя процессам, которые развивались веками, художники сохраняют народные искусства и традиции как вручную, так и с помощью простых машин.Мастера передают свои знания и навыки ученикам во время длительного учебного процесса, который охватывает технологическое и фактическое образование, знакомство с сырьем, понимание требований и привычек клиентов, а также язык и навыки ремесла. Между многими ремеслами существуют связи, требующие сотрудничества между мастерами, например, между изготовителями колес и кузнецами.
В Венгрии профессии, связанные с народным декоративно-прикладным искусством, высоко ценятся. По мере того, как в девятнадцатом веке развивалась более сильная национальная идентичность Венгрии, сложные украшения, используемые на предметах повседневного использования, таких как каркасы кроватей, ворота и сундуки для хранения вещей, стали символами национального единства.Это повысило статус народного искусства и обеспечило выживание традиционных технологий и декораций, в конечном итоге породив новые формы выражения и увеличив значение региональных вариаций в декорировании стилей.
Разнообразие венгерских народных промыслов отражено в широком спектре материалов, инструментов и технологий, которые все еще используются людьми, которые посвятили себя приобретению и передаче своих знаний, навыков и мастерства.
Синяя окраска
Медное дело
Вышивка
Мебель
Пряник
Шапки
Роговая резьба
Конский волос Работа
Музыкальные инструменты
Ювелирные изделия
Кожевничество
Духовки
Текстиль
соломенные крыши
Плетение
Плетеные изделия
,