cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Наблюдение за деревьями осенью цель: Картотека по теме: Картотека наблюдений осенью в детском саду

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Сергунина О.Ю.

Рассматривание березы.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза).

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы?

♦ Какие части березы вы еще знаете?

♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета на ней листья?

♦ Каких листьев больше зеленых или желтых?

♦ Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

♦ Где листьев больше на дереве или под ним?

Дидактическая игра

«Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен. Кленовый, кленок и т. д.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Трудовая деятельность

Собрать листья березы для гербария. Цель: формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры

«Море волнуется».

Цель: развивать координации движений, воображения.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождение названного дерева, развивать бег, ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки с чередованием на одной и двух ногах с передвижением вокруг березы. Цель: воспитывать выносливость; развивать умения прыгать на одной и двух ногах.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом

Наблюдение за деревьями.


Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход наблюдения

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая,
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья, которые растут на участке. Назвать их. Чем они отличаются друг от друга.

Задает детям вопросы:

♦ Какие еще знаете деревья, которые растут в нашей местности?

♦ У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь)
♦ У какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)
♦ У какого дерева ветки опущены вниз? (Берез.)

♦ А какие кусты есть у нас на участке?

♦ Чем отличается дерево от куста?

♦ Покажите ствол, ветки у деревьев.

Обращает внимание детей на листья на деревьях, их раскраску

Дидактические игры

«Назови ласково» (деревья).

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

«С какой ветки детка?».

Цель: развивать мышление, внимание, активизировать словарь.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Упражнение на развитие мелкой моторики

«Составь узор» Составить узор на асфальте из опавших листьев.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цель: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз)

«Кто дальше?» — метание мешочков с песком

Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно).

Наблюдение за листопадом.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Листопад, листопад,

Дождик золотистый.

Всё летят, всё летят

Листья, листья, листья!

Листики разные,

Листики резные,

Жёлтые, красные

Выбирай любые.

По тропинке в листопад

На прогулку вышли.

И букеты у ребят:

«Вот какие!» — вышли.

Листики разные,

Яркие букеты.

Долго будем вспоминать

Листопад мы этот!

Воспитатель загадывает загадку:

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат — это значит …(Листопад).

Воспитатель предлагает детям походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

Обращает внимание детей, что от лёгкого дуновения ветерка, весело перешёптываясь друг с другом, листочки падают с деревьев. Сыплется на землю золотистый дождь листьев. Такое явление в природе называется «листопад». Предлагает детям определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют, а на каких еще зеленые; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки).

Дидактическая игра

«Кто больше назовет действий?»

Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Цель: развивать мышление, активизировать речь.

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Догони свою пару».

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Каких листьев больше?». Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

Индивидуальная работа

Пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

Цель: развивать координацию движений, учить держать равновесие.

Наблюдение за распространением семян клена.

Цель: сформировать у детей представление о состоянии растений осенью, Расширить и уточнить знания детей о клене; дать знания о семенах клена, показать приспособления семян к распространению.

Ход наблюдения

Осенний клен весь полинял,
И лист кленовый растерял,
Лежит вокруг его листва,
Покрыта вся вокруг земля.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть клен, растущий на участке.

Спрашивает у детей, что нового они заметили в убранстве деревьев осенью? Предлагает сравнить с тем, что видели летом.

На участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С деревьев опала листва. Стали хорошо заметны плоды и семена.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает плод клёна. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.

Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

Каждый год на нем с охотой,

Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет,
На всего один полет.
(Клён и его плоды)

Письмами летят крылатки,
На дорожки и площадки,
И не знает почтальон,
Для кого их пишет …
(Клён)

♦ Как называется плод клена? Почему?

♦ Как распространяются семена клена?
♦ За что любят клен звери, птицы?

Исследовательская деятельность

Вынуть семя из плода, вскрыть и показать детям, что внутри находится зародыш дерева.

Дидактическая игра

«Кто больше запомнит»

Цель: учить находить предмет по описанию. (Листья, плоды, семена).

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить пользоваться необходимым инвентарем.

Подвижная игра

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

«Не сбей кеглю». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Наблюдения за рябиной

Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)

Вопросы детям:
— Как выглядит рябина?
— Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

— Какие звери любят ягоды рябины?
— Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
— Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Рябина золотой осенью.

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Ход наблюдения:

Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное

убранство деревьев.

Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)

Отгадайте загадку:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина).

Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей)

Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)

Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять.

Мы сами являемся частью природы.

Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно- оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

Активизация словаря: золотая осень, пурпурно — оранжевый, алые гроздья ягод.

Рябина во время листопада

Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Ход наблюдения:

Прочитать стихотворение Н. Меркушова:

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх — она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево — рябина!

Воспитатель с детьми

рассматривают рябину.

Ребята, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в

разное время.

А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

А что произошло с ягодами? (ответы детей)

Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Ребята, в природе ни чего не происходит просто так.

Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

В завершении наблюдения делается вывод: когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.

Активизация словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

«Рябина — птичья кормушка»

Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют (рябина ).

Ребята, посмотрите, что мы видим на

земле? Откуда взялись эти ягоды? (их

уронили птицы).

Как вы думаете, какие птицы побывали на

нашей рябинке?

Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.

(Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

И не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть.

Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной

народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и

листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них

витаминов.

А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам».

Активизация словаря: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны.

Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие

признаки, характерные для всех деревьев.

Ход наблюдения:

На прогулке обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке

детского сада. Рассмотреть березу и рябину.

Рассмотреть деревья, уточнить их

строение, в чем сходство деревьев?

Какие характерные особенности березы

вы знаете?

Какие характерные особенности

рябины вы знаете?

Что общего есть у этих деревьев?

Какие условия необходимы для их

роста?

Почему мы так быстро узнаем рябину

среди других деревьев?

Обратить внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.

Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? »

(Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба).

Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и

спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву.

Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.

Активизация словаря: гроздь, сережки, питаются.

Наблюдение за березой поздней осенью

Цель: Продолжать знакомство с березой выделяя характерные

признаки и изменения, связанные временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая-

Лист опалит огнем

Березка облетает,

Тоскует под дождем

Воспитатель проводит с детьми беседу:

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность Подметание дорожек, уборка мусора. Цели: — воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. — убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели: — учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; — упражняться в беге.

Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку».

Цели:

 — упражнять в прыжках;

— воспитывать уверенность в своих силах.

Наблюдение за сосной.

Цель: Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Воспитатель читает стихотворение В. Рождественского:

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» — упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

Ø Сосновый – запах, бор, ствол.

Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.

Ø Сосновые – иголки, шишки. 

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе; вспомнить и назвать деревья, растущие в нашем городе; углублять и обобщать знания детей о деревьях; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше.

Словарная работа: обогащение – вековой, безлиственное (дерево), листопад.

Ход наблюдения:

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя встретишь его пух –

Над улицей несутся сотни белых мух.

Беседа по вопросам.

⎯ Где чаще растут тополя? (в городе)

⎯ Значит, какое это дерево? (городское)

⎯ Какого цвета сейчас тополиные листья? (зелено-золотистые)

⎯ Когда облетят с тополя последние листья? (поздней осенью)

⎯ Какие еще растут деревья в нашем городе? (клен, береза, ясень и т.д.)

⎯ А для чего нужны деревья в городе? (очищать воздух, летом тень от деревьев…)

⎯ Почему осенью листья с деревьев опадают? (чтобы дерево зимой не теряло много влаги)

⎯ Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Чтение стихотворения «Листопад» (читает ребенок).

Исследовательская деятельность: рассмотреть через увеличительное стекло ветку с которой опали листочки.

⎯ Что мы видим на ветке? (маленькие почки)

⎯ А что это значит? (дерево не погибло, оно сбросило засохшие, отмершие листья)

⎯ Когда «проснется» почка? (весной)

Дидактическая игра: «С какой ветки детки?». Цель: развивать мышление внимание, учить определять и называть дерево по листу.

Подвижная игра: «Листочки». Цель: кружение и бег не наталкиваясь друг на друга.

Труд: собрать на участке опавшие листья и сложить их под деревья. Цель: воспитывать трудолюбие, стремление помочь взрослым, заботливое отношение к деревьям.

Развитие движений: «Мяч друг другу», «Попади в обруч». Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер. Закреплять бросание мяча от груди.

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: Наблюдения на прогулке осень старшая группа

Ноябрь

1. Наблюдаем за солнцем

Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Ход наблюдения

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в

солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не

так сильно греет, как летом. Спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Детям можно дать задание понаблюдать: утром — когда встает солнышко, вечером — когда солнышко садится. (Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.)

2. Первый снег

Цель — закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему

 тает первый снег.

Ход наблюдения

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы

очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда

идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег.

Ноябрь– последний месяц осени, скоро настанет зима. Заметить, что

реки покрылись льдом. В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую

листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью». Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле  присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще  незима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял… А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит. Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.) Какой он на ощупь? (Мокрый.) Когда

выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

3. Наблюдение за деревом

Цель — уточнять понятия «дерево».  Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Ход наблюдения

Ребята, отгадайте загадку:

Рук много, а нога одна?

Правильно, это дерево.  Посмотрите сколько много у него рук –веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки).  Давайте  рассмотрим  листочки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или большие?  Это дерево береза? Нет, потому что у него ствол не белый, а черный. Это дерево называется КАРАГАЧ. Что означает КАРА- черный.  Карагач тоже сбрасывает листья осенью,  опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.

4. Наблюдение за водой

Цель: закрепить  представления о свойствах воды.

Обозначить зависимость состояния воды от температуры

окружающей среды.

Ход наблюдения

                                            Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды?

Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже? Что станет с водой, если

ее вынести на мороз? Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы.

Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета,

в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей.

Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая  вода — прозрачная,

 мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо.

Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.

Опыт. Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и

 оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок

льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода

жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед

появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет

 со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

5. Наблюдение за работой шофера

Цели:

— уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;

— развивать познавательную деятельность;

— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

 Ход наблюдения

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота —

Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Для чего нужна такая профессия?

Должен ли водитель знать правила дорожного движения?

Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

♦        Какими машинами могут управлять водители?

6. Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

— закреплять знания о перелетных птицах;

— воспитывать интерес и любовь к пернатым;

— уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют перелетными?

Почему птицы выводят птенцов летом?

♦        Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?

♦        Каких перелетных птиц вы знаете?

7. Наблюдение за деревом и кустарником

Цель — уточнять понятия «дерево», его строение.  Объяснить, как отличить дерево от куста.

Ход наблюдения

Обращаем внимание на тополь. Посмотрите, какое большое дерево. У него толстый высокий ствол. Ствол у дерева 1. Он белый с черными полосками. Это дерево называется береза.  А это куст смородины. Он низкий, невысокий. У него много веточек, а ствола нет, ветки все тонкие. Летом мы с вами лакомились вкусными ягодами смородины. Посмотрите внимательно вокруг, где вы еще видите березы? (деревья? кусты?)

Жаль озябшего бедняжку —

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Лес)

8. Наблюдение за собакой

Цели:

— закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;

— воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Я хозяину служу —

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему собака домашнее животное?

Как выглядит собака?

Чем питается?

Какие породы собак вы знаете?

Как называются детеныши собаки?

Какую пользу людям приносят собаки?

Как готовятся собаки к зиме?

К зиме шерсть у собак меняется.  Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной.

9. Наблюдение за птицами

Цель — закрепить знания детей о птицах: название, части тела,

питание.

Ход наблюдения

Мы сегодня будем наблюдать за кем-то очень интересным. Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Сниться ночью пауку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит-плохи дела.  (птица)

Что это?  Птица. Давайте посмотрим, какие части тела есть у птички: голова, лапки, крылья, хвост. Как передвигается птичка? Она может летать, прыгать, ходить. Как летает, покажите, как прыгает? Сколько крыльев у птичек? У всех птичек 2 крыла или нет? А сколько хвостов? С помощью крыльев она может летать. Посмотрите, когда птичка сидит она складывает крылья и их не видно, а когда летит, они раскрываются, становятся большими. Птичка размахивает ими , как будто отталкивается ими от воздуха.  А лапок в полете не видно, потому что она их подтягивает к себе. Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

10. Наблюдение за работой дворника

Цель – закрепить знания детей о профессии дворника. Показать орудия труда, разнообразные  операции и их целесообразную последовательность для достижения

цели.

Ход наблюдения

Встает дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И дорожки разметет.

Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна

профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь

им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.

Голичок на длинной ножке

Пляшет прямо на дорожке,

Убирает все дотла.

А зовут меня… (метла).

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.(Метла)

Зубасты, а не кусаются.(Грабли)

11. Наблюдение за тополем

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Ход наблюдения

Воспитатель.  В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?

Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

♦ Что такое тополиный пух?

12. Наблюдение за снегопадом

Цель – формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит.

(Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

13. Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью»

Цели:

— расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей;

— закреплять умение находить нужную машину по описанию.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

Что за зверь по мостовой мчит,

Как ветер удалой.

По зову больных

Рычит, пыхтит.

(«Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится, — Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)

Какая это машина?

Как вы догадались?

Для чего нужны такие машины?

♦        Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

14. Наблюдение за ивой

Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревья нашей местности, их разновидностями.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Ива — куст или дерево? Почему?

*        Как выглядит ива?

Какую почву любит?

Какие есть разновидности ивы?

Что дает ива людям?

Что происходит с ивой осенью?

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, украшенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла — белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви — прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья в темную виду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

15. Наблюдение за специальным транспортом

Цель – расширять знания о специальном транспорте; обогащать

 словарный запас.

Ход наблюдения

Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

«01» — две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают.

Какие специальные машины вы знаете? (Скорая помощь,

пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.) Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.) Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь

пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)

 Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.) Почему? (Они спешат на помощь людям.)

Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)

16. Наблюдение за снегом и льдом

Цели:

— закреплять знания о разнообразных состояниях воды;

— формировать реалистическое понимание неживой природы.

Ход наблюдения

Из чего состоит лед? Какие свойства льда (снега) вам знакомы? Как

образуются снежинки?

Мы — снежинки!

Это мы — Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она

тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости. Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)

Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.

Исследовательская деятельность

Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках. Сравнить скорость таяния снега, уложенного в

стакан  плотно или рыхло.        

17. Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какой ствол и листья у осинки?

Почему дрожат листья дерева?

18. Наблюдение за камнями

Цель – формировать представление о камнях как части неживой природы.

Ход наблюдения

Взгляни, как злобно смотрит камень,

В нем щели странно глубоки,

Под мхом мерцает скрытый пламень;

Не думай, то не светляки!

Какие бывают камни? Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.) Назови твердые камни. Какими камнями легче рисовать на асфальте? К какой природе они относятся? Почему?

Какие камни прочнее? Как вы думаете, человек где-нибудь использует их? Могут ли камни издавать звуки? Сравните камни на участке и в овраге. Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.) Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

19. Наблюдение за песком

Цель – закреплять представления о свойствах песка. Развивать у детей творческие способности. Формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

Ход наблюдения

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— сравнить песок и глину: в одной почве нога вязнет, в другой остается след;

— сравнить почву: песок, глину и землю с огорода.

Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки.  Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? (хорошо пропускает воду). Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? ( Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому, его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла).  Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.

Провести опыт: насыпать небольшое количество каждой почвы в стеклянные баночки и налить воды, размешать.

/ песок  пропускает воду, глина задерживает, а  в земле с огорода виднеются корешки и различные вещества/

20. Наблюдения за плодами, семенами

Цель – закреплять знания о семенах и плодах деревьев.

Ход наблюдения

— рассмотреть семена различных деревьев и кустарников, сравнить между собой, определить с какого дерева.

— рассмотреть семена клена /состоит из двух частей, называется двукрылкой/ понаблюдать, как падает с дерева, предложить подумать для чего такое строение семени.

— рассмотреть шишки хвойных деревьев: сосны и лиственницы, сравнить, рассмотреть семена.

21. Наблюдения за луной и звездами

Цель – расширить и уточнить знания о ночных светилах, развивать любознательность.

Ход наблюдения

— рассмотреть луну, определить форму, цвет, значение луны на ночном небе;

— понаблюдать  за изменениями луны, превращение в месяц;

— рассмотреть месяц, определить форму;

— рассмотреть звездочки, определить значение звезд на ночном небе;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Методическая разработка (средняя группа): Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»

Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе

«Наблюдение за осенними деревьями»

Анна Федькушова 

Задача: продолжать приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении, включать малышей в посильную деятельность по уходу за растениями. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.

Наблюдение №1.

Тема: Наблюдение — обследование за деревом.

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают. Воспитывать умение замечать красоту осеннего дерева, стремление к бережному отношению к деревьям, умение ухаживать за деревьями.

Ход наблюдения.

Воспитатель располагает детей полукругом вдалеке от березы. Показать и дать возможность полюбоваться красотой осеннего дерева. Предложить подойти ближе и провести обследование.

1. Что это? Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, а кто хочет показать его рукой. Какой ствол по толщине? Миша, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками). Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий).Сколько стволов у дерева, один или много? Сделать вывод вместе с детьми, что у дерева один ствол.

Обратить внимание детей на цвет ствола. Он белый с черными пятнышками. Это дерево – береза. Его не спутаешь с другим деревом. Береза — единственное в мире дерево с белой корой. Прочитать стихотворение: «Ее узнаешь по простой примете, Нет деревца белей на свете!» (А. Прокофьев)

2. А что еще есть у дерева? (листья, ветки).

Предложить дотянуться до самой нижней ветки. Толстая она или тонкая? Длинная или короткая?

Наклонить нижнюю ветку и обследовать ее вместе с детьми.

3. Рассмотреть листья. Какого они цвета (зеленые, желтые, красные? Вспомните, а какого цвета были листья летом? Большие они или маленькие? Предложить детям взять по листику березы и спрятать в ладошку. Видно? Маленький, его не видно в ладошках.

Посмотрите, я вам принесла листья дуба. Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, маленькие).

Вывод сделать вместе с детьми.

4. Предложить обвести пальцем по краю листа сначала березы, а потом по листу дуба. Какой он по форме? Чтобы дети поняли, что у листьев бывает разная форма.

5. Предложить найти под деревьями желтые, зеленые, красные листья.

6. Рассказ воспитателя: «Наступила осень. Деревья сбрасывают листву. Листья бывают разные по величине, форме и цвету. Они красивые, разноцветные, как ковер, лежат на земле.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах

– Это платье золотое у березы на плечах.

Утром мы во двор идем

– Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят.

7. Предложить походить по участку, «пошуршать» листьями.

Наблюдение №2.

Тема: «Обследование коры деревьев».

Цель: продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление детей о коре и ее назначении, узнавать березу по внешнему виду закреплять представления детей о дереве, приобщить к процессу познания. задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.

Ход наблюдения.

1. Вопросы воспитателя: Сумеете ли вы найти березу на участке? Как вы догадались? Какого цвета ствол березы? Какого цвета листья березы? Какого размера листья березы (маленькие или большие? Береза это дерево? Воспитатель подводит детей к березе.

А вот и берёзка.

Берёзка белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица – душа!

Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости. А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?

Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий).

2. Ребята, первое задание березки потрогать ее, понюхать. Давайте потрогаем кору дерева. Какая она на ощупь (шершавая, гладкая? Теплая или холодная?

3. Предложить надавить на ствол: твердый или мягкий? Раздать детям фрагменты коры березы.

4. Зачитать следующий вопрос. Ребята, а вы сможете мне рассказать, какую пользу приносит моя кора и кора моих подруг? Для чего она нужна? Предложить детям высказаться по этому вопросу.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). Давайте потрогаем их. Они такие же гладкие или шершавые?

— Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. А мы с вами, чем дышим?

Предложить детям подышать. Через нос сделаем вдох, потом выдох. (несколько раз).

Вот так и березка дышит, только через черные черточки.

5. Сравнить кору дерева с кожей человека, одеждой. Вопрос: если нам холодно мы одеваем теплую одежду или легкую? Зачем? Чтобы согреться.

Потрогайте еще раз кору, она твердая или мягкая? Есть на ней трещины или нет?

Кора защищает дерево от холода и тепла, ветра, дождя.

Сделать совместный вывод о значении коры, о необходимости бережного отношения (не стукать,не прикасаться острыми предметами, чем можно повредить кору).

6. Дать представление практического применения коры березы. Показать туес из бересты, бересту с небольшим текстом.

Рассказ воспитателя: Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В те далёкие времена, когда ещё не было бумаги, люди писали письма на бересте. Такие письма, и сейчас находят археологи.

7. Обратить внимание детей на насекомых, которые ползают по стволу.

Дать представление о том, что кора служит для них укрытием (домиком).

Из березки готовят дрова, которые дают много тепла, согревают наши дома.

это берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей и лесных обитателей.

Берёзовый сок.

На берёзе поутру

Дятел продолбил кору.

Льётся на песок Дятел длинным языком

Золотистый сок, Капли сока лижет,

А лесной народ Бабочка уселась ниже —

Сок душистый пьёт. Пьёт прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По берёзе гладкой

Ползут, как по дорожке,

Всех берёза напоила,

За капелькой сладкой. Сладким соком оделила!

Берёза – щедрое и доброе дерево!

8. Предложить обнять березку и поблагодарить ее.

Наблюдение №3.

Тема: Наблюдение за рябиной на прогулке.

Цель: закреплять представления детей о дереве, замечать сезонные изменения в мире растений. Различать рябину от березы по характерным признакам.

Ход наблюдения.

1. Подвести детей к рябине.

Что это за растение? (рябина)

Рябина это дерево? Как догадались? Посчитайте количество стволов.

Рассмотреть листья рябины, отметить их необычность: на черенке много листочков. Веточка похожа на маленькую елочку.

2. Совершенствовать обследовательские действия. Приемы: 1) Вопросы: Сумеете ли вы найти березу на участке? Как вы догадались? Какого цвета листья березы? А рябины? Одинаковые ли они по цвету? 2). Обследование листьев березы и рябины. 3). Рассказ воспитателя: «Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. Листья березы рано начинают желтеть и кажутся золотыми. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие, легкие листья».

Приемы: 1). Рассказ воспитателя: «Рябина-одно из наиболее любимых деревьев. Недаром ее часто ласково называют «рябинушка». Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Летом ягоды рябины жесткие и невкусные. Их не клюют птицы и не трогают люди. Поздней осенью после заморозков ягоды приобретают более приятный горьковато-кислый вкус. Ягоды рябины особенно любят снегири».

Дать детям попробовать ягоды, спросить, какие они на вкус.

Художественное слово: «Красную ягодку Дала мне рябина. Думал я, что сладкая, А она, как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябинка хитрая, Подшутить хотела?»

Практическая часть: Предложить собрать листья и ягоды рябины в красивый осенний букет.

Наблюдение №4.

Тема: «Листопад».

Цель: Формировать представления о жизни деревьев осенью, показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие листопад.

Ход наблюдения.

1. В теплый погожий осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют жёлтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат?

2. Посмотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится – кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад».

— Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Повторяют дети за воспитателем. Он уточняет: легкие листья, вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Воспитатель кладет сухой листик на ладонь, предлагает любому: «Подуй!»Лист летит с ладони, все согласны: легкий лист.

Предложить каждому провести этот эксперимент.

3. Предложить дотянуться до нижней ветки дерева и тихонько потрясти. Что мы наблюдаем? Листьев много опадает или мало?

А что, если ветер налетит, ветки сильнее будут качаться? Больше листьев будет опадать?

Сделать совместный вывод о листопаде в ветреную погоду.

Ветер, проказник набежал, все листочки оборвал.

7. Предложить взять в руки листья, побегать по участку (ветер налетел, подбросить листочки вверх и понаблюдать, как они красиво кружатся. Потому что у нас: Листопад, листопад. Листья по ветру летят.

Наблюдение №5.

Тема: «Одеяло из листьев». «Кому нужны опавшие листья»

Цель: Дать представление детям о многообразии использования опавших листьев.

Ход наблюдения.

1. Вывести детей на площадку. Давайте посмотрим вокруг.

На опушке осень краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Долго осень рисовала,

Прилегла она, устала.

Баю — бай, отдыхай!

Уснула осень. А мимо ветер пролетал, краски взял и смешал. На один листик брызнул жёлтой краской, а на этот пролил красную краску. (Показывать листья разного цвета)

Вопрос воспитателя: Осень, необыкновенный художник. Так раскрасила листочки красиво, а листопад их к нам принес. Давайте подумаем, что можно сделать из такой красоты?

2. Можно собрать красивый букет и украсить класс? Предложить детям собрать небольшие «букеты».

Жёлтых листьев соберу в пышный я букет.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лесу

Станет в доме нашем.

Обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке – она ведь не гуляла.

3. Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

4. Предложить детям палочкой приподнимать листочки с земли, обратить внимание, нет ли насекомых под листьями.

Кто найдет жучков, понаблюдать за ними. Какие они, маленькие или большие? Где их больше на листьях или под листьями? Как вы думаете, а что они делают? Наверно прячутся, живут.

5. Обратить внимание детей все ли, листья целые или нет? Рассказать, что листья служат едой для червячков, жучков.

6. Показать детям аппликацию из осенних листьев («Рыбка», «Бабочка»).

Давайте подумаем, что еще можно изобразить из листьев. Предложить из осенних листьев «нарисовать» дерево-елочку (листья рябины, шиповника,солнышко. Развивать фантазию. Можно выполнять по- одному, или по нескольку человек.

7. Совместный вывод о значении листьев.

Наблюдение №6.

Тема: Исследование территории садика.

Цель: Обобщить представления о многообразии деревьев, их отличии друг от друга.

Ход наблюдения.

1. Вывести детей на площадку. Воспитатель располагает детей полукругом вдалеке от березы, рябины. Показать и дать возможность полюбоваться красотой осенних деревьев.

2. Предложить назвать деревья, которые на участке. Почему это деревья? Посчитать,сколько стволов.

3. Предложить девочкам подбежать к березе, мальчикам к рябине. Собрать по листику.

4. Вспомните, какие листочки у березы. Маленькие или большие? Желтые или красные? У березы есть ягоды или нет? А у рябины. Какого цвета ягоды? Сладкие или горькие? Кто ест ягоды рябины? Птицы?

5. Давайте сравним стволы деревьев. У березы ствол толще, а у рябины тоньше. У рябины ствол темный, а у березы ствол белый.

6. Подвести детей к шиповнику.

Посмотрите внимательно. Это дерево? Давайте посчитаем сколько стволов. Один или много?

Много стволов. Это кустарник.

В руках воспитателя лист рябины. Посмотрите внимательно, похожи листья рябины и шиповника? Их листья похожи на елочку?

7. Обратить внимание детей на колючки. У шиповника ствол гладкий или колючий? Можно его брать в руки или нельзя? С шиповником будем осторожны!

8. Шиповник колючий, но очень полезны его ягоды. В них содержится витамин С.

Сорвать детям ягоды шиповника. Какого цвета ягоды? Понюхайте, как они вкусно пахнут. Их используют вместо чая.

Предложить разломить ягоду. Что под кожицей? Семена. Их много или мало?

Давайте семена уберем и попробуем на вкус ягоду. Вам понравилось?

9. Предложить поиграть. Правильно найди дерево, кустарник.

Подбежали к рябине. Подбежали к березе. Подбежали к кустарнику (должны подбежать к шиповнику).

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Наблюдение за деревьями и кустарниками в подготовительной группе

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе с наблюдением за деревьями и кустарниками

Цель:

1. Закреплять знания об изменениях в природе.

2. Развивать способность наблюдать за живой природой.

3. Формировать представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо.

4. Формировать познавательно – исследовательские знания и умения

детей дошкольного возраста.

Задачи:

— Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.

— Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

-Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.

— Воспитывать познавательский интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве. Воспитывать любовь, доброе отношение к природе.

Предварительная работа:

Наблюдения за деревьями и кустарниками. Беседа «Весна – красна». Заучивание стихотворений.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, берем с собой заранее наблюдательность и вежливость, а главное – внимание. Встали все полукругом. А у нас гости. Давайте с ними поздороваемся, поприветствуем гостей. А также поприветствуем солнце, небо и друг друга:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Ребята, отгадайте мою загадку и узнаете, о чем мы с вами будем сегодня беседовать:

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (дерево).

Дети читают стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Что происходит с деревьями весной?

Какое строение имеют все деревья и кустарники?

Чем покрыт ствол дерева?

Зачем нужна кора деревьям?

Назовите, какие деревья вы видите перед собой?

Чем дерево отличается от кустарника?

Зачем нужны деревья?

Как люди должны заботиться о деревьях?

Подвижная игра «Семена»

Распределение ролей с помощью считалки (выбирается «ветер», «солнце», «дождик»).

Воспитатель:

В маленьком семени

Спряталось растение.

Что должно произойти,

Чтоб оно могло расти?

Что же нужно семенам?

Дети: Почва!

Ветер, ветер, помоги,

Нас с дерева унеси.

Выбегает «ветер», «семена» разбегаются.

Воспитатель: Что ж вы не растете?

Дети: Нам нужны тепло и свет!

Солнце, солнце, помоги,

Чтобы мы расти могли.

Выходит «солнце»

Воспитатель: Что вам еще нужно?

Дети: Вода!

Дождик, дождик, помоги,

Чтобы мы расти могли.

Выходит «дождик».

Воспитатель:

Есть у вас земля,

Есть у вас вода,

Есть у вас тепло и свет,

Пора вам прорастать.

Прорастает корешок.

Дети выпрямляют ноги

Подрастает стебелек – ствол

Дети выпрямляют спину

Развернулись почки,

Выпустив листочки.

Дети поднимают руки.

Трудовая деятельность.

Сбор мусора на участке. В конце прогулки сбор игрушек. Подметание песка с крышки песочницы.

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

— Я ношу другие шишки,

Не такие, как у елки,

Ветки около макушки,

И длинней мои иголки (сосна).

— Красавцы – великаны

Вошли во все дворы.

С них летом много пуха,

А осенью – листвы.

Растут они не просто так,

А воздух очищают (тополь).

— Великан в нашем парке живет,

Но совсем никого не пугает!

И кто осенью в гости придет –

Желудями он всех угощает (дуб).

— Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки (Береза).

— Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ель).

— С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа).

Индивидуальная работа.

Отработка прыжков с места.

Попадание мешочка в круг.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Пустое место» или «Караси и щука» (на выбор детей).

Осеннее дерево Handprint | Arty Crafty Kids

Обмен — это забота!

Осень — это великолепное, красочное время года, в котором никогда не перестанут течь креативные соки, и если вы ищете возможность исследовать простые методы смешивания цветов в рамках сезонной темы, то этот художественный проект «Осеннее отпечаток руки» предназначен для ты.

Дети могут наблюдать естественные изменения, которые происходят с Осенью, и пытаться воссоздать то, что они видят в своем искусстве.

На протяжении всего процесса поощряйте своих хитрых детей Arty смешивать свои собственные цвета и описывать, что происходит, когда цвета смешиваются.

Задать вопросы:

  • Сколько красного и желтого нужно сделать, чтобы сделать апельсин?
  • Как сделать разные оттенки оранжевого (желтый, красный, зеленый)?
  • Как ты делаешь Браун?

Этот простой процесс проб и ошибок представляет собой невероятное учебное упражнение с упором на навыки решения проблем и математическое мышление (смешивание и умственное измерение цветов для достижения желаемого тона).

И, конечно, это замечательно для творчества!

Лист белой карты
Paint (Основные цвета, белый и черный)
Q-tips

Для справки приведем очень простую таблицу цветов, которая может оказаться вам полезной!

https://www.artycraftykids.com/product/arty-crafty-kids-club/

Arty Crafty Kids - Art - Art Ideas for Kids - Autumn Handprint Tree

Шаг 1. С помощью карандаша нарисуйте слабую линию вокруг руки и руки вашего ребенка.

Если ваш ребенок дошкольного возраста или старше, он может захотеть пойти самостоятельно.

Далее покрасьте отпечаток в коричневый цвет.

В качестве альтернативы, просто нарисуйте вокруг руки прямо на листе коричневой бумаги и вырезать форму и придерживаться.

Arty Crafty Kids - Art - Art Ideas for Kids - Autumn Handprint Tree

Шаг 2. Время для действительно забавного кусочка — смешение цветов!

Это шанс для малышей изучить цвет, экспериментируя с основными цветами, чтобы создать осенние оттенки красного, желтого, оранжевого и зеленого, о, и, конечно, коричневого (каждый малыш может сделать коричневый!).

Используя наконечник, конец карандаша или даже палец вашего ребенка, начните добавлять точки вокруг дерева.

Arty Crafty Kids - Art - Art Ideas for Kids - Autumn Handprint Tree

Шаг 3. Создайте точки с разными цветами. Попробуйте наложить точки друг на друга и увидеть, как печать превращается в дерево осенних отпечатков рук !

С тех пор, как я написал этот пост в 2015 году, я видел сотни осенних деревьев с отпечатками ладоней, созданных детьми со всего мира, и он зарекомендовал себя как любимый проект по искусству дерева с учителями!

Спасибо за все удивительные отзывы.Каждая фотография вызывает улыбку на моем лице!

Arty Crafty Kids Club

Arty Crafty Kids Members Area

Arty Crafty Kids - Art - Art Ideas for Kids - Autumn Handprint Tree

Для более глубокого вдохновения осенней тематики в искусстве и ремесле вы также можете насладиться нашей коллекцией лесных животных и творческих осенних поделок для детей, а также нашими идеями об искусственном дереве Splatter, Glitter and Bubble Wrap.

,
ПОЧЕМУ ДРЕВЫ УПАДАЮТ ИХ ЛИСТЬЯ В ОСЕННЕМ ПАДЕНИИ | Райский сад

Каждый год сезонная прогрессия от лета до осени отмечена изменением цвета лиственных растений. Наиболее заметно — и, безусловно, самым известным — это показы в древних лесах Новой Англии. К сожалению для тех из нас, кто ценит такие вещи, так как листья выглядят наиболее эффектно — они падают, создавая неопрятный беспорядок на полу.


Но почему деревья (и, конечно, кусты) сбрасывают листья зимой? Конечно, это ужасная трата ресурсов, так как завод должен заменить их все — плюс несколько дополнительных — следующей весной? Но прежде чем получить ответ на этот вопрос, важно понять, что делает лист?


ЧТО ДЕЛАЮТ ЛИСТЬЯ?

,

Каждый отдельный лист — это чудо эволюции, без которого растения, какими мы их знаем, не существовали бы. Каждый из них — это крошечная фабрика, которая использует энергию солнца (в форме света) для превращения углекислого газа и воды в богатые энергией сахара — это метаболический процесс, известный как фотосинтез. После производства эти сахара транспортируются по всему растению — через его сосудистую систему — где энергия используется для роста и всех других метаболических процессов. Без этих сахаров растения не смогут выжить.

Однако — для эффективного фотосинтеза — листья должны быть в состоянии собрать как можно больше света, и их размер и форма имеют жизненно важное значение для этого. Тем не менее, должны быть достигнуты компромиссы между прочностью, размером и весом листа. Слишком тяжелый, и растение не сможет поддерживать или направлять лист в оптимальное положение для максимального сбора света. Слишком маленький, и лист может быть неспособен произвести достаточно энергии, чтобы поддержать завод. А если лист недостаточно прочный, он будет поврежден при неблагоприятных погодных условиях и может вообще не работать!

ТАК ПОЧЕМУ ДЕРЕВЯНКИ УДАЛЯЮТ ЛИСТЬЯ


Зимний сезон всегда гарантированно принесет две вещи.Первый — намного более низкий уровень освещенности, а второй — ужасная погода.

,
При более низких уровнях освещенности листья становятся все более непродуктивными, но при понижении температуры скорость метаболизма растений также снижается, и поэтому фотосинтез может эффективно прекратиться.


Что касается плохих погодных условий, сочетание сильных ветров, снегопада и морозных температур предоставит любому широколиственному дереву серьезный риск повреждения, если они сохранят свои листья на месте.Во-первых, сильный снегопад останется в куполе, создавая огромную нагрузку на каркас ветви, и если вы объедините это с сильными ветрами, у вас точно будет рецепт катастрофы. Конечно, листья лиственных растений особенно чувствительны к температурам замерзания, так как внутренние клетки легко разрываются при воздействии достаточно больших кристаллов льда.

Меньшее из двух зол состоит в том, чтобы поглотить как можно больше доступных и полезных питательных веществ, которые находятся внутри структуры листьев, а затем потерять оставшуюся «шелуху листа» до появления снега.Конечно, — как и во многих вещах в природе — ничто не пропадает даром, так как следующий отпуск

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *