Наблюдение как метод педагогического исследования: Наблюдение как метод исследования в педагогике
Рассмотрение наблюдения, как метод исследования в педагогике
Определение 1В качестве метода исследования, наблюдение — это понятие в педагогике, которое представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.
Метод наблюдения делится на следующие этапы:
- постановку цели;
- формулировку задач;
- определение длительности процесса наблюдения;
- выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
- выбор такого способа наблюдения, который оказывает наименьшее влияние на рассматриваемый объект, однако при этом обеспечивает наилучший уровень сбора информации;
- выбор вариантов обнаружения исследуемого явления;
- обработку и интерпретацию полученных в процессе наблюдения данных.
Методы наблюдения
В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:
- по уровню формализованности:
- контролируемое;
- неконтролируемое;
- естественное;
- лабораторное;
- по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя:
- включенное;
- не включенное;
- по условиям организации процесса:
- открытое;
- скрытое;
- по регулярности проведения:
- систематическое;
- случайное.
В условиях проведения контролируемого наблюдения перед началом процесса определяются ситуации, в которых оно проводится, а также определенные средства регистрации фактов. Такой тип наблюдения в большей части случаев находит свое применение в исследованиях описательного или же экспериментального характера, когда педагог уже знаком с рассматриваемым явлением и хочет определить описательные характеристики.
В свою очередь, неконтролируемое педагогическое наблюдение применяется в том случае, когда существует необходимость в предварительном ознакомлении с проблемой. В приведенном типе наблюдения не существует поэтапного плана действий наблюдателя, определены лишь общие черты.
Определение 2Проведение открытого наблюдения подразумевает оповещение участников о самом факте наблюдения, проведение же закрытого типа, наоборот, не подразумевает осведомленности участвующих в нем людей о том, что они представляют собой объект изучения.
Определение 3Скрытое наблюдение позволяет определить особенности поведения отдельных личностей и группы в целом, увлечения участников, существование микрогрупп, систему отношений, имеющую место в наблюдаемом коллективе.
Определение 4Педагогическое наблюдение включенного типа — это такой тип наблюдения, который заключается в факте непосредственного участия в происходящих событиях исследователя. В таком случае наблюдатель имеет возможность не выделяться из толпы исследуемых, изучая интересующие его моменты изнутри. Данный способ позволяет ему наблюдать до этого скрытые явления.
Невключенное наблюдение осуществляется со стороны и в данном случае наблюдатель не представляет собой одного из участников события.
Определение 6Естественное наблюдение происходит в естественных условиях жизнедеятельности.
Определение 7Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению.
Определение 8Систематическое наблюдение необходимо проводить систематично, с определенной периодичностью. В большей части случаев такой тип наблюдения осуществляется по заранее четко разработанному плану, вполне конкретно описывающем роль наблюдателя в происходящем.
Определение 9Случайное наблюдение происходит незапланированно, без какого-либо плана действий, однако при этом представляет собой богатый источник необходимой информации.
Требования к методу наблюдения
Метод педагогического наблюдения необходимо осуществлять согласно следующему списку требований:
- сохранению естественного проявления качеств личности;
- объективности фиксации и анализа полученных результатов;
- целенаправленности наблюдения.
Достоинства и недостатки метода наблюдения
В качестве неоспоримых преимуществ метода наблюдения в сравнении с иными способами исследования можно привести следующие факты:
- наблюдение позволяет судить об элементах педагогического процесса в их динамике;
- дает возможность проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
- возможность оценивания отдаленных последствий воспитания;
- получение фактических сведений о происходящих событиях;
- независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценивание своих действий и высказывать свое мнение.
У педагогического наблюдения также есть и отрицательные стороны, к которым можно отнести:
- присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
- недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса; малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
- пассивная позиция исследователя.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.
Реферат от 1 дня / от 700 р.Автор: Дмитрий Косяков
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Навигация по статьям
Предыдущая статья
Практические методы и приемы обучения
Следующая статья
Виды методов обучения в педагогике
- Аспекты и особенности целостного педагогического процесса
- Блочно-модульное обучение
- Важные направления развития современной образовательной системы
- Взаимосвязь образования
- Виды и характеристики учебных планов
- Все темы по педагогике
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Узнать подробнее
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Вид работы:
Практическая работа
Выполнена:
3 октября 2022 г.
Стоимость:
1 700 руб
Заказать такую же работу
Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ
Вид работы:
Курсовая работа
Выполнена:
9 июня 2022 г.
Стоимость:
2 800 руб
Заказать такую же работу
Предмет Страховые пенсии Право социального обеспечения
Вид работы:
Отчёт по практике
Выполнена:
13 апреля 2022 г.
Стоимость:
2 400 руб
Заказать такую же работу
Предмет Введение в педагогическую профессию
Заказать такую же работу
Особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте
Вид работы:
Курсовая работа
Выполнена:
1 апреля 2022 г.
Стоимость:
2 400 руб
Заказать такую же работу
разработать внеклассное мероприятие классный час
Вид работы:
Творческая работа
Выполнена:
17 февраля 2022 г.
Стоимость:
1 100 руб
Заказать такую же работу
Смотреть все работы по педагогике
2.4.2. Наблюдение как метод педагогического исследования / 2.4. Методы исследования в военной педагогике / 2. ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ / Книга: Военная педагогика / Арсенал-Инфо.рф
2.4.2. Наблюдение как метод педагогического исследования
Наблюдение как метод исследования в военной педагогике представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений.
Оно обычно включает цели, задачи, продолжительность проведения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, менее всего влияющего на исследуемый объект, но обеспечивающего наибольший сбор информации, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации.
В зависимости от различных характеристик можно выделить разновидности метода наблюдения:
• по степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое;
• по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и невключенное;
• по условиям организации – открытое и скрытое;
• по месту проведения – естественное и лабораторное;
• по регулярности проведения – систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации, которые необходимо наблюдать, и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только описательные характеристики. Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты.
Открытое наблюдение предполагает оповещать военнослужащих о его проведении. При скрытом они не знают, что выступают объектом изучения. В этой ситуации можно выявить особенности поведения, интересы и увлечения отдельных военнослужащих, систему отношений в воинском коллективе, наличие микрогрупп и т. д.
Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие наблюдателя, исследователя в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение как бы изнутри, что позволяет ему видеть скрытые явления. Так, для выявления военнослужащих с затруднениями в освоении предметов боевой подготовки, офицером может быть подготовлен опытный воин, назначенный для работы с такими военнослужащими. В случае их предварительного информирования о проводимом наблюдении оно будет открытым включенным наблюдением. Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не участвует в событиях. Оно может быть как скрытым, так и открытым.
Естественное наблюдение осуществляется в естественных условиях жизнедеятельности. Лабораторное же характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом (другим наблюдателем). Такая организация позволяет более глубоко изучить интересующие вопросы.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но оказывается богатым источником информации. В повседневных условиях службы, боевой учебы часто возникают педагогически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от военного педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в случайности их возникновения.
В целом метод педагогического наблюдения должен удовлетворять следующим требованиям: сохранению естественности проявления качеств личности; целенаправленности наблюдения; объективности фиксации и анализа результатов.
При использовании данного метода военный педагог не должен привлекать к себе особого внимания военнослужащего. Для достоверной оценки развития того или иного качества необходимо наблюдать его как минимум в 5-6 ситуациях.
В целом данный метод очень важен в военной педагогике, поскольку позволяет вести наблюдение за одними и теми же военнослужащими в течение длительного времени, непосредственно наблюдать и анализировать поведение в различных видах деятельности; обобщать и сравнивать мнения значительного числа лиц.
Похожие книги из библиотеки
Советские асы на истребителях ленд-лиза
После нападения Гитлера на СССР к программе помощи СССР присоединилась и Британия (и это при том, что Черчилль 24 года вел борьбу с коммунизмом!). Всего Британия и Канада поставили 5211 самолет, еще 11450 машин поставили американцы. Большая часть были истребители – «Харрикейны», «Спитфайры» и более чем 550 «Томагавков» и «Аэрокобр» – были поставлены непосредственно из США, однако часть непосредственно из британских запасов.
He 111 История создания и применения
Немецкий самолет Heinkel 111 – один из самых знаменитых бомбардировщиков. Рабочие фирмы «Хейнкель» за характерную форму крыльев называли его «летающей лопатой» («Fliegende Schaufel»). Летчики окрестили этот самолет «Мальчиком на побегушках» («Maedchen fuer alles») за то, что он использовался для решения самых разнообразных задач. Не 111 поднял на большую высоту престиж Люфтваффе на международной арене. Успешное применение самолета в Испании вызвало у английских и французских политиков своеобразный психоз страха и вынудило их пойти на значительные уступки Гитлеру. Не 111 прошел всю 2-ю Мировую войну и был, вместе с Ju 88, основным немецким бомбардировщиком Люфтваффе.
Прим.: Полный комплект иллюстраций, расположенных как в печатном издании, подписи к иллюстрациям текстом.
Традиции чекистов от Ленина до Путина. Культ государственной безопасности
Яркая и неоднозначная книга о прошлом и будущем России, на которой все так же лежит тень всесильного сотрудника службы госбезопасности.
«Железный» Феликс, черный воронок, кожаный плащ чекиста… Эти образы, укоренившись в нашем сознании, до сих пор вызывают страх и трепет. Кажется, советская власть сделала все возможное, чтобы возвести органы государственной безопасности в ранг культа, которому необходимо поклоняться, точно древнему божеству. Современные стражи не вызывают таких ярких ассоциаций у населения, но и они как будто бы наделены могуществом, недоступным простому гражданину. Для чего был нужен миф о всесильном КГБ? Кто создавал мрачноватый образ его сотрудников? Какими способами культ «Большого брата» возрождается теперь?
Эта книга — о всевластии тайной полиции в советское время и о том, как идея государственной безопасности постепенно становится главенствующей в современной российской идеологии. Ее автор, Джули Федор, сотрудника департамента славистики Кембриджского университета, используя в своем произведении в основном советские и постсоветские источники (архивные документы, публикации СМИ, мемуары, художественные тексты), создает объемную картину «секьюритизации» российского общества в прошлом и настоящем.
Тяжёлый танк КВ-2
Это случилось в Белоруссии на шестой день войны. 263-я пехотная дивизия Вермахта стремительно наступала на восток, когда у деревни Лесняки дорогу ей преградил одинокий советский танк с огромной башней, мощнейшим 152-мм орудием и непробиваемой бронёй. Несколько часов шёл неравный бой — шесть танкистов против целой дивизии, — несколько часов немцы безуспешно пытались подбить русского колосса из противотанковых пушек, но снаряды отскакивали от брони. Лишь вызвав на помощь штурмовые орудия, гитлеровцам удалось уничтожить танк и его героический экипаж, который отстреливался до последнего и пал смертью храбрых.
Этим неуязвимым «монстром» был тяжёлый танк КВ-2, созданный в разгар советско-финской войны специально для преодоления глубокоэшелонированной обороны противника, а полтора года спустя ставший шокирующим «сюрпризом» и для гитлеровцев, которые были настолько поражены его мощью и мужеством экипажей, что не раз хоронили их с воинскими почестями.
Бестселлер ведущего историка бронетехники воздаёт должное одному из самых знаменитых и узнаваемых советских танков, которому не суждено было дойти до Берлина, но кровавым летом 1941 года эти колоссы исполнили свой долг сполна, погибнув со славой и приблизив нашу Победу.
наблюдений | Персонал | Imperial College London
Наблюдение особенно полезно для понимания того, как и почему что-то происходит в естественной среде, и может быть особенно эффективным подходом к сбору данных, когда информация, сообщаемая самими людьми (что говорят люди), может отличаться от фактической информации (что говорят люди). люди действительно так делают) (Savin-Baden and Howell Major, 2013, стр. 392).
Наблюдение может принимать различные формы в широком спектре (от исчерпывающего или неструктурированного до высокоизбирательного и/или строго структурированного): все они имеют свои преимущества и недостатки и требуют особых этических и практических соображений. Существуют также различные уровни участия, которые может принять исследователь (Savin-Baden and Howell Major, 2013, стр. 39).4), и это может иметь важное значение для характера собираемых данных и формы, которую примет анализ.
По крайней мере, исследователи должны очень тщательно обдумать свою позицию по отношению к участникам и различные этические дилеммы, которые могут возникнуть в связи с этим; а также необходимость учитывать и практиковать различные навыки, необходимые для проведения наблюдения (Cohen, Manion and Morrison, 2018).
«Отменяя вопросы о том, какой конкретный метод наблюдения использовать… [мы предполагаем, что] недостаточно просто описать наблюдение как неинтрузивную, неинтервенционную технику и тем самым снять с себя ответственность за вовлеченных участников. Как и другие формы сбора данных в гуманитарных науках наблюдение не является морально нейтральным предприятием. Наблюдатели, как и другие исследователи, имеют обязательства перед участниками, а также перед исследовательским сообществом».
Cohen, Manion and Morrison, 2018, стр. 562
Исследования в области образования в Imperial
Д-р Элизабет Хауке
Главный преподаватель как учащиеся взаимодействуют с курсами Global Challenges и понимают их смысл. Учебная среда на этих курсах предназначена для того, чтобы побудить студентов работать самостоятельно и развивать подлинное взаимодействие с миром и глобальными проблемами. Этот учебный опыт отличается от их основного обучения в Имперском колледже, и я хотел выяснить, как студенты воспринимали себя как учащихся и изменилось ли это во время курса; как студенты подошли к обучению в группах; и как студенты смогли сформулировать свое собственное обучение, получив очень открытое задание.
Были проведены различные виды наблюдения: наблюдение за живой деятельностью в классе, наблюдение за учащимися, работающими и взаимодействующими в Интернете, и опрос продуктов обучения. Данные этих различных наблюдений были триангулированы, чтобы обеспечить более глубокое понимание конкретных явлений, которые произошли во время курса.
Наблюдения сформировали этнографическое исследование, направленное на изучение отдельных аспектов культуры. Я хотел посмотреть, как мои исследовательские вопросы, указанные выше, отразились на студенческой культуре в моем классе.
Самое интересное в проведении этого исследования заключалось в том, что я осознавал свои собственные предубеждения и представления о том, что, по моему мнению, могло произойти с учениками, поэтому я включил свои мысли, ожидания и впечатления в наблюдение как «повествование от первого лица». Благодаря тому, что моя позиция исследователя была признана, задокументирована и прозрачна, на самом деле было легче попытаться более объективно обдумать данные моих наблюдений. Я также провел три этапа анализа данных: один сразу после наблюдения, один через два месяца, а затем дополнительный анализ еще через месяц. Я обнаружил, что расстояние во времени позволяет мне находить новые идеи и точки зрения в данных, которые в противном случае я мог бы упустить.
Если вы проводите включенное наблюдение, рекомендуется попрактиковаться в наблюдении во время обучения и посмотреть, какие данные наблюдений вы можете зафиксировать. Я много практиковался и знал, на чем я буду и не смогу сосредоточиться, прежде чем начать. Это позволило мне осмысленно структурировать свои наблюдения.
Дополнительная литература
Коэн, Л., Мэнион, Л. и Моррисон, К. (2018) Наблюдение. В: Коэн, Л., Манион, Л. и Моррисон, К. (ред.), Методы исследования в образовании. 8-е издание. Абингдон, Рутледж (стр. 542–562).
Савин-Баден, М. и Хауэлл Мейджор, К. (2013), Наблюдение. В: Качественные исследования: основное руководство по теории и практике. Абингдон, Рутледж (стр. 391–402).
Протокол наблюдения в классе для бакалавриата STEM (COPUS) от Инициативы Карла Веймана в области научного образования
Методы наблюдения | ЦЕИ | Center for Education Innovation
При проведении практических исследований по улучшению преподавания и обучения важная роль исследователя/инструктора заключается в сборе данных и фактов о процессе преподавания и обучении студентов. Далее следует введение в некоторые методы, которые можно использовать для указанной цели.
- Оценка учащихся
- Закрытые вопросники
- Дневник/журнал
- Подтверждающие документы
- Графики взаимодействия
- Интервью
- Учебный инвентарь
- Открытые анкеты
- Диагностика представлений учащихся
- Магнитофонная запись
- Триангуляция
Оценка учащихся
Тесты, экзамены и непрерывная оценка могут предоставить ценные данные для практических исследований. Для вашего учебного курса вы должны настроить метод оценки учащихся, и ваши студенты должны быть оценены, поэтому вы также можете использовать его в своем проекте.
Однако вы должны четко понимать характер информации, которую вы можете получить из результатов экзаменов или оценок. Сравнение одного набора результатов с другим часто имеет ограниченную достоверность, поскольку задания, экзамены, маркеры и схемы оценивания редко остаются постоянными. Кроме того, в большинстве оценок используется ссылка на норму, а не на критерий. (Связано с разрешением CRESST, UCLA в США.)
Вы также должны очень четко понимать, что оценивается. Экзаменационные оценки могут иметь мало отношения к конкретным качествам, которые вы могли бы исследовать. Например, если тема исследовательского проекта направлена на поощрение осмысленного обучения, то результаты экзамена будут иметь ценность только в том случае, если они действительно отражают осмысленное обучение. Они не имели бы большого значения, если бы состояли из задач, которые можно решить, подставив числа в запомненную формулу, или из эссе, требующих воспроизведения отрывков из конспектов лекций. Поэтому тщательно подумайте о качествах, которые вы хотите проверить, и о том, является ли оценка настоящей проверкой этих качеств.
Одним из способов анализа ответов на оценочные вопросы для целей проекта является их разделение на качественные категории. Систематической процедурой установления категорий является таксономия SOLO (Biggs and Collis, 1982). Таксономия SOLO делит ответы на вопросы письменной оценки на пять категорий, оцениваемых в зависимости от уровня обучения: предструктурные, одноструктурные, многоструктурные, реляционные и расширенные абстрактные. Пять уровней соответствуют ответам, начиная от неправильных или нерелевантных, за счет использования соответствующих данных, до интеграции данных надлежащим образом и заканчивая инновационными расширениями.
Чтобы узнать больше об оценивании учащихся, посетите страницу Assessment for Learning.
Биггс, Дж. Б. и Коллис, К. Ф. (1982). Оценка качества обучения: таксономия SOLO (структура наблюдаемого результата обучения). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Вернуться к началу
Закрытые вопросники
Закрытые вопросники ограничивают ответы ограниченным числом, выбранным исследователем; по сути, это формат множественного выбора. Обычно респондентов спрашивают, в какой степени они согласны или не согласны с тем или иным утверждением. Ответы записываются по шкале Лайкерта, такой как в приведенном ниже примере, которая варьируется от «определенно согласен» до «определенно не согласен».
Вопросы должны быть тщательно составлены, чтобы смысл был ясным и недвусмысленным. Рекомендуется протестировать вопросник на ограниченном числе студентов, прежде чем раздавать его всей группе.
Закрытые анкеты просты в обработке и оценке и могут дать четкие ответы на конкретные вопросы. Однако вопросы определяются исследователем, поэтому могут полностью упустить опасения респондентов. Поэтому вы можете составить вопросы после нескольких предварительных интервью или включить несколько открытых вопросов, чтобы дать респондентам возможность поднять другие волнующие их вопросы.
Ниже показан раздел типичной закрытой анкеты, используемой для оценки курса.
В настоящее время в большинстве учебных заведений имеется некоторая форма стандартной анкеты для оценки преподавания. Они могут в некоторой степени помочь в оценке проекта, но в большинстве случаев вопросы не будут в достаточной степени специфичны для конкретного типа внедренных инноваций. Что может быть более полезным, так это наличие банков данных с дополнительными вопросами. Их можно использовать для выбора или предложения вопросов, которые могут быть включены в более индивидуальную анкету.
Традиционно при сборе анкет и данных обследований используются копии бумажных анкет и листов для ответов. С появлением веб-технологий появилась возможность собирать данные опросов в режиме онлайн.
Для сбора данных с помощью бумажных вопросников часто используются специальные листы ответов, называемые бланками ОМР. Респондентам анкет будет предложено отметить свои ответы на вопросы анкеты в формах OMR. Затем будет использоваться оптический сканер меток для считывания меток, сделанных в формах OMR. В ходе этого процесса будет создан электронный файл данных, содержащий ответы на вопросник. Затем файл данных можно проанализировать с помощью таких программ, как MS Excel или SPSS. В HKUST и сканер оптических меток, и формы OMR доступны в ITSC.
В HKUST преподаватели могут использовать специально разработанную веб-систему под названием Qualtrics для сбора данных опроса в режиме онлайн. Эта система позволяет пользователям создавать свои онлайн-анкеты с помощью графического интерфейса и без необходимости какого-либо программирования. После создания анкеты преподаватель может попросить студентов посетить веб-сайт Qualtrics, чтобы заполнить анкету онлайн. Данные будут храниться в базе данных Qualtrics. Простые отчеты могут создаваться пользователями одним нажатием кнопки. Чтобы использовать Qualtrics, обратитесь в ITSC ([email protected], доб. номер 6200).
Вернуться к началу
Дневник/журнал
Каждый, кто участвует в проекте обучения действием, должен вести дневник или журнал, в котором они записывают:
- свои первоначальные размышления по интересующей теме
- планы, которые были сделаны
- запись действий, которые были предприняты
- наблюдение за последствиями действий
- впечатления и личные мнения о предпринятых действиях и реакции на них
- результатов, полученных с помощью других методов наблюдения
- ссылки и примечания к любой соответствующей литературе или вспомогательным документам, которые были обнаружены.
Отчеты об исследованиях часто являются очень обезличенными документами, но это не должно быть в случае с журналом обучения действием — как раз наоборот! Он должен содержать записи о том, что вы делали и о чем думали. В нем вы должны регулярно и систематически критически размышлять о последствиях вашего проекта и о том, как он продвигается.
Журналы служат отправной точкой для критических размышлений на регулярных собраниях команды проекта. Делясь наблюдениями и размышлениями, можно усовершенствовать инновации. Сочувственное, но критическое обсуждение также может повысить осведомленность и способствовать изменению точек зрения.
Ссылка на советы по написанию журналов:
Центр письма Tidewater Community College, Вирджиния, США
Вернуться к началу
Подтверждающие документы
Сохраняйте копии любых документов, имеющих отношение к изучаемому вами курсу. Сюда могут входить:
- документы для разработки курса и процесса аккредитации
- минут курсовых комиссий
- программа курса
- записок между руководителями групп курса и участниками
- раздаточный материал для учащихся
- копий зачетов и экзаменов
- списки результатов тестов и оценок учащихся.
Вернуться к началу
Графики взаимодействия
Графики взаимодействия — это методы анализа и записи того, что происходит во время занятий. Обычный подход заключается в том, чтобы через равные промежутки времени (скажем, каждую минуту) записывать, кто говорит, и классифицировать то, что они говорят или делают. Альтернативой временной выборке является выборка событий, при которой поведение регистрируется каждый раз, когда происходит определенное событие. Примеры категорий могут быть; репетитор задает вопрос, репетитор дает объяснение, репетитор дает инструкции, студент отвечает на вопрос или студент задает вопрос. Анализ может быть сделан наблюдателем в классе или может быть сделан впоследствии с магнитофонной или видеозаписи.
Ниже приведены профили, в которых сравниваются взаимодействия во время двух обучающих программ. Наблюдатель с интервалом в одну минуту отмечал, кто разговаривал, и тип связи. Графики можно использовать для сравнения степени, в которой преподаватель доминировал на занятии, а студенты внесли свой вклад. Пример адаптирован из работы Уильямса и Гилларда (1986).
Существуют и другие подходы к записи и анализу событий в классе. McKernan (1991) обсуждает широкий спектр методов, приводит примеры каждого из них и рассматривает, как следует анализировать собранные данные.
Вернуться к началу
Интервью
Интервью могут предоставить респондентам еще больше возможностей для поднятия своих вопросов и опасений, но, соответственно, требуют больше времени и могут вызвать трудности при сопоставлении и интерпретации информации. Формат может варьироваться от полностью открытой дискуссии до четко структурированных вопросов. Полуструктурированные интервью имеют небольшой список вопросов, чтобы указать интервьюируемому на область, интересующую исследователя, но затем позволяют интервьюируемым поднимать любые вопросы, которые им нравятся, в рамках общей области темы. Поскольку интервью дают студентам возможность поднять свою собственную повестку дня, они полезны, когда вопросы открыты или находятся на исследовательской стадии. Небольшое количество интервью может быть полезным для определения вопросов для последующих более строго структурированных вопросников.
Интервью обычно записываются на пленку. Если требуется анализ, а не просто впечатление, то должны быть подготовлены стенограммы. Стенограммы обычно анализируются путем поиска часто встречающихся ответов или тем. Цитаты из расшифровок можно использовать для освещения или иллюстрации выводов, изложенных в отчетах и документах.
Существуют компьютерные программы для помощи в анализе качественных данных. Одним из примеров является программа NUDIST, которая имеет средства для индексации, текстового поиска, использования логических операций над определенными узлами индекса и объединения данных из нескольких изначально независимых исследований.
Ссылки на методики проведения интервью:
Методы проведения интервью и сбора данных, профессор Вики Сотер, Колледж делового администрирования, Университет Миссури, Сент-Луис, США (http://www. umsl.edu/~sauter/analysis/interview /interview2.html)
Вернуться к началу
Опросники обучения учащихся
Опросники обучения учащихся являются примерами измерительных инструментов, полученных эмпирическим путем. Существует множество числовых реестров, предназначенных для измерения широкого спектра характеристик. Кадастры обучения учащихся были выделены, потому что они исследуют качество обучения. В частности, они рассматривают категории глубокого и поверхностного обучения. Реестры можно использовать для сравнения групп учащихся, изучения подходов до и после изменений в методах обучения, а также для изучения корреляций с другими переменными.
Анкета учебного процесса (SPQ), разработанная Джоном Биггсом (1987), оценивает подходы учащихся к обучению. Баллы выставляются для каждого ученика по шкалам глубины, поверхности и достижения. SPQ широко используется в Гонконге, и его культурная применимость широко исследуется. Подробный отчет об использовании SPQ вместе с таблицами норм для гонконгских студентов для целей сравнения содержится в Biggs (1992). SPQ доступен на английском, китайском или двуязычном языках.
Для проектов практического обучения подходящим способом использования SPQ является применение его в начале и в конце инновации. Затем изменения в баллах SPQ можно интерпретировать как отражение контекста преподавания и обучения. Результаты покажут, способствовала ли инновация осмысленному подходу к обучению.
Биггс, Дж. Б. (1987). Анкета учебного процесса (SPQ): Руководство. Боярышник, Виктория: Австралийский совет по исследованиям в области образования.
Биггс, Дж. Б. (1992). Почему и как учатся гонконгские студенты? Использование анкеты обучения и учебного процесса. Гонконг: Университет Гонконга.
Вернуться к началу
Открытые анкеты
Открытые анкеты содержат ряд конкретных вопросов, но оставляют место для ответов респондентов по своему усмотрению. Таким образом, у вас больше шансов узнать мнение студентов, но ответы труднее анализировать и сопоставлять. Обычная процедура заключается в поиске категорий общих ответов.
Пример открытой анкеты показан ниже.
Нет необходимости иметь отдельные вопросники для открытых и закрытых пунктов. Наиболее успешные анкеты часто содержат как открытые, так и закрытые пункты.
Вернуться к началу
Диагностика представлений учащихся
Хорошей основой для улучшения преподавания является диагностика понимания учащимися ключевых понятий курса. Часто бывает удивительно, как студенты могут сдать университетские экзамены, но при этом иметь фундаментальные непонимания ключевых понятий. Обычный метод диагностики студенческих представлений состоит в том, чтобы задать вопрос, который применяет понятие к повседневной ситуации: вопрос, на который нельзя ответить путем воспроизведения или подстановки в формулы. Ответы получают от студентов в ходе интервью или в письменной форме.
Ответы учащихся обычно можно разделить на небольшое количество (обычно от двух до пяти) представлений или неправильных представлений о явлении. Как и в случае анализа данных интервью, необходимо соблюдать осторожность при составлении классификаций. Они не появляются автоматически из стенограммы, но зависят от опыта и знаний исследователя.
Пример типа вопроса и категорий студенческих концепций, которые он выявил, приведен ниже (Dahlgren, 1984).
Вернуться к началу
Запись на магнитную ленту
Запись на магнитную ленту — это способ сбора полных, точных и подробных записей дискуссий в классе, разговоров на собеседованиях или аргументов и решений на собраниях. Легко получить запись; вы просто берете с собой кассеты и портативный диктофон и включаете его. Однако наличие магнитофона может препятствовать обсуждению или влиять на поведение людей.
При использовании магнитофонных записей необходимо решить ряд этических вопросов. Записываемая группа должна установить цель записи и способ использования кассет. Если какие-либо цитаты делаются в последующих отчетах, обычно сохраняется анонимность источника.
Если вам нужно сделать подробный анализ разговоров, то необходимо будет сделать расшифровку.