cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Н п капустин википедия – Капустин Николай Петрович (1909) — Открытый список

Николай Капустин Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Капустин.

Никола́й Ги́ршевич Капу́стин (род. 22 ноября 1937, Горловка, СССР) — советский и российский композитор, джазовый пианист.

Биография

Родился 22 ноября 1937 года в Горловке, СССР. Его родители Григорий Ефимович Капустин и Клавдия Николаевна Капустина. После оккупации территории немецкими войсками Николай, в возрасте 4 лет, вместе со своей матерью, сестрой и бабушкой был эвакуирован в Киргизию. В течение следующих двух лет (1941-1943) они жили в небольшом городе Токмак. В то же время отец Николая служил в составе войск на фронте и вернулся домой в конце Второй мировой войны летом 1945 года[1]. В возрасте семи лет он начал свое путешествие по миру фортепианной музыки с частных уроков у Петра Ивановича Винниченко, который был скрипачом, но также преподавал фортепиано. Поскольку у преподавателя уроки скрипки брала сестра, Николай начал брать уроки игры на фортепиано у этого же преподавателя[2].

Слушая семилетнего Николая, играющего сонатины Клементи из опуса 36, Петр Винниченко понял, что Николаю нужна серьезная подготовка на фортепиано, так как у ребенка был огромный потенциал пианиста. Уроки с Винниченко продолжались до 1949 года. В это же время Николай начал брать уроки фортепиано у Любви Французовой, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, ученицы Самуила Майкапара

[3]. В течение следующих трех лет Любовь Французова работала над подготовкой Капустина к вступительному экзамену в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Капустин очень хорошо помнит, как приехал в Москву со своим учителем Петром Винниченко: «Дело в том, что мы приехали в Москву с единственной целью — сыграть вступительный экзамен в училище. Это я и сделал»[4].

Капустин был принят в класс Аврелиана Григорьевича Руббаха. Аврелиан Руббах был учеником Феликса Блуменфельда, который также преподавал у Саймона Барера (англ. Simon Barere) и Владимира Горовица[3]. Кроме того, Александр Цфасман, один из первых известных джазовых пианистов России в 1940-х годы, также был учеником Блуменфельда.

В 1950-е годы Аврелиан Руббах преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и одновременно в Академическом музыкальном училище

[5]. Вероятно, поэтому, слушая 14-летнего Николая Капустина, он заметил большой талант молодого исполнителя. Капустин говорит, что в то время он не был сильным пианистом, но то, что Руббах видел в нем, — это способность сочинять музыку[6]. Действительно, в самом раннем возрасте Капустин заинтересовался импровизацией и композицией. В 13 лет он сочинил свою первую фортепианную сонату[7]. Аврелиан Руббах был одним из тех, кто поддерживал интерес Николая Капустина к джазу. Капустин упомянул, что четыре года, которые он обучался у Руббаха (1952-1956), были самыми интересными и продуктивными годами его студенческой жизни. Руббах был ключевой фигурой в жизни Капустина. «Он научил меня играть на пианино», — говорил Капустин[8].

В 1953 году в России произошло важное историческое событие, изменившее направление российской истории. 5 марта 1953 года умер Сталин. В «постталинской оттепели» все больше свободы проявлялось во всех аспектах русской жизни. Несмотря на то, что джаз все еще был запрещен, интерес к нему рос, как к символу свободы. В интервью Мартину Андерсону Капустин говорил: «…в начале 50-х годов это было полностью запрещено, и в наших журналах были статьи, в которых говорилось, что это типичная капиталистическая культура, поэтому мы должны ее выбросить и забыть»

[9].

За годы учебы в Московском училище Капустин познакомился с Андреем Кончаловским. Николай и Андрей учились вместе в училище и стали близкими друзьями. Поскольку условия жизни Капустина в общежитии были очень бедными, отец Андрея, Сергей Михалков, пригласил молодого студента Николая Капустина жить в их доме. Так, в 1954 и 1955 годах Капустин жил в доме семьи Михалковых[8]. Атмосфера дома Михалкова, вместе с миром русского художественного общества, была бесценной. Это было время, когда Капустин впервые познакомился с джазом и открыл новый мир джазовой импровизации. "Я жил в их доме несколько лет, как приемный сын. Так мы впервые начали интересоваться джазовой музыкой, слушая по ночам радиостанцию ​​"Голос Америки", — вспоминает Капустин[8]. Здесь он впервые услышал Луи Армстронга, Гленна Миллера, Бенни Гудмана и Нэта Кинг Коула. Капустин впервые встретился с Олегом Лундстремом именно в этом доме в 1956 году[2].

В начале 1950-х годов Капустин начал выступать в качестве джазового пианиста. Он организовал джазовый квинтет и начал ежемесячно выступать в одном из московских ресторанов под названием «Национальный». Американцы посещали этот ресторан и однажды записали выступление квинтета Капустина. В итоге данная запись попала на трансляцию радиостанции «Голос Америки». Так получилось, что имя Николая Капустина впервые появилось в Соединенных Штатах

[9].

Летом 1956 года Николай Капустин окончил музыкальное училище и поступил в Московскую консерваторию. Капустин был принят в класс легендарного пианиста, преподавателя и композитора Александра Гольденвейзера. Гольденвейзер был учеником Зилоти, Пабста, Аренского и Ипполитова-Иванова[10]. Так же преподаватель описывал Капустину творчество Рахманинова, Метнера, Скрябина и Чайковского, с которым сам Гольдвейзер был знаком лично. Выслушав выступление Капустина на прослушивании, где он играл «Воспоминания Дон Жуана» Листа (одно из самых технически трудных произведений Листа), Гольденвейзер спросил Рубаха: «Где ты нашел такого пианиста?»[9] Конечно, этот вопрос был риторическим, но было ясно, что Гольденвейзер был впечатлен уровнем игры учеников Рубаха. В то время как Аврелиан Рубах оценил начинания Капустина в джазе, Александр Гольденвейзер был связан исключительно с классической музыкой. Капустин упомянул в интервью Яне Тюльковой, что он не уверен, слышал ли Гольденвейзер слово «джаз»

[8]. Капустин считал, что годы, проведенные им в Музыкальном училище, были более продуктивными и интересными. Хотя Капустин упомянул в интервью Мартину Андерсону (англ. Martin Anderson), что было очень интересно поговорить с Гольденвейзером, потому что он рассказывал ему обо всех этих известных композиторах из прошлого. Затем Капустин продолжил: «Но как учитель он ничего не давал, потому что был очень стар — ему был 81 год»[9]. Николай Капустин был одним из последних учеников Гольденвейзера, так как он скончался в ноябре 1961 года, когда Капустин закончил консерваторию.

Будучи студентом Московского училища и Московской консерватории, Капустин обучался виртуозной игре. Это была его первоначальная цель — стать виртуозным исполнителем. Несомненно, Капустин добился больших результатов в этом направлении. Окончил Московский училище с Фортепианным концертом № 2 (соч. 16) Прокофьева, одним из самых сложных произведений Прокофьева. Московскую консерваторию окончил с

Фортепианным концертом № 2 Бартока, чрезвычайно сложным музыкальным произведением с техническим и ударным звучанием. Эти выступления продемонстрировали способность Капустина как серьезного классического пианиста, который мог бы выступать на большой сцене. Даже сейчас, слушая композиции Капустина, очевидно, что его музыка требует высоких технических навыков. К сожалению, с годами Капустин начал бороться за выступления перед аудиторией. Позже это направило его к полной преданности композиции и отказу от карьеры виртуозного пианиста. За годы учебы в консерватории, в конце 1950-х годов, Капустин работал джазовым пианистом, аранжировщиком и композитором.

Одним из важных ориентиров в его композиторской карьере было выступление на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, в июле 1957 года, где он исполнил собственное произведение Концертино для фортепиано с оркестром, Op. 1. Сам фестиваль стал важным событием в истории России. Это было время «хрущевской оттепели» — период позитивных изменений в направлении «мирного сотрудничества» с западным миром. Фестиваль открыл двери в другие страны и культуры. Он привлек 34 000 молодых людей из 131 страны и стал международным событием

[11]. Несомненно этот фестиваль оказал большое влияние на молодого Капустина. Концертино для фортепиано с оркестром было составлено Капустиным специально для фестиваля и было исполнено Капустиным с биг-бендом Юрия Саульского. Капустин вспоминает: «Это был мой первый опыт в биг-бенде, и я понял, что это не плохо. Я начал писать для этого оркестра»[8].

Концертино для фортепиано с оркестром было первым произведением Капустина, которое было опубликовано. Новый период в жизни Капустина начался в 1961 году, когда он начал сотрудничать с биг-бендом Олега Лундстрема. История этого оркестра восходит к 1934 году, когда он был организован компанией друзей. Начиная с конца 1950-х годов оркестр активно гастролировал внутри и за пределами Советского Союза. Капустин присоединился к оркестру во время его подъема и высоких успехов. С 1961 по 1972 год Капустин писал музыку для этого биг-бенда и выступал в качестве пианиста. Капустин упомянул в интервью Маге Антониной: «Одиннадцать лет работы с Лундстремом стали моей „второй консерваторией“: большое количество аранжировок, выступлений и игры на слух. Мы расписывали все партии для орекстра. Мы были большими энтузиастами. Это была школа, более серьезная, чем консерватория»

[12]. Затем Капустин продолжает: «В основном это был классический джаз — Каунт Бейси, Дюк Эллингтон. Даже если мы исполняли советские песни, оркестровое сопровождение было в стиле того же Каунта Бейси»[12]. Одной из первых работ, созданных специально для биг-бенда Олега Лундстрема, был Фортепианный концерт № 1 (Op. 2). К сожалению, это произведение сыграли всего пять раз, возможно потому что музыканты не были готовы к такому серьезному произведению. Будучи биг-бендом, оркестр привык к более коротким и более легким материалам[8]. Одной из самых впечатляющих произведений того времени была «Токката» (Op. 8). Запись была показана российским телевидением в 1964 году, этот фрагмент продемонстрировал технические способности Капустина, а также его талант композитора[13].

В конце 1960-х годов, гастролируя с биг-бендом Олега Лундстрема, Капустин встретил свою будущую жену Аллу Барановскую в северном городе Новокузнецке. Они сидели за одним столом в кафе и Капустин пригласил Аллу на концерт. Так началась их дружба[2]. В январе 1969 года Николай Капустин и Алла поженились. У них есть два сына: Антон (1971) и Павел (1978). Старший сын, Антон Капустин, известен своей новаторской работой в некоммутативной геометрии. В течение многих лет Антон жил в Соединенных Штатах, посвящая свою жизнь миру теоретической физики. Павел Капустин живет в Москве и работает экономистом

[8].

Имея семью, Капустин не мог позволить себе много путешествовать с биг-бендом. Поэтому, начиная с 1972 года, Капустин заявил о работе с оркестром «Голубой экран» Бориса Карамышева в Москве. Функция этого оркестра заключалась в трансляции прямого эфира по телевидению и радио. Однако этот оркестр также гастролировал в СССР и производил записи. К примеру, они записали достаточно много произведений советских композиторов, а также композиции Капустина[2].

В 1977 году Капустин присоединился к Государственному симфоническому оркестру кинематографии. Функция этого оркестра заключалась в записи музыки для кино. Он работал там до 1984 года[2].

В 1980 году Капустин исполнил свой Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (соч. 14) в Концертном зале имени П. И. Чайковского. После этого выступления он решил прекратить выступать публично. Однако Капустин появлялся на сцене в конце 1990-х годов со своим другом виолончелистом Александром Загоринским в России и Германии

[2]. Начиная с 1980-х годов Капустин решил посвятить себя исключительно композиции. В 1983 году Музыкальный издательский дом в Москве принял к публикации «Токкатину» (Op. 36). Это была первая публикация Капустина[2]. В интервью Мартину Андерсону Капустин заявил: «Мне не нравится играть на сцене, но мне нравится записывать»[9]. В период с 1984 по 2007 год Капустин регулярно записывал сольные альбомы. Многие из этих записей называются «Капустин играет Капустина», выпущенные японским лейблом Triton, и остаются недоступными за пределами Японии[14]. В настоящее время Капустин выступает в основном за своих близких друзей и членов семьи.

Основное внимание в 1980-х годах перешло от музыки для фортепиано и оркестра к музыке, написанной исключительно для фортепиано. Начиная с 1984 года, Капустин начал сочинять свои фортепианные сонаты. Десять из них были завершены к концу 1999 года. В мае 2000 года Капустин совершил первую и единственную поездку в Великобританию. Капустин совершил эту поездку для участия в формировании «Общества пианистов Капустина» (англ. Kapustin’s Piano Society), группы людей, которые ценят музыку Николая Капустина. Общество было организованного Яном Хоаре. Он также услышал западную премьеру своей

фортепианной сонаты № 2 (Op. 54) от Марка-Андре Амлена, одного из самых уважаемых современных пианистов. Мартин Андерсон описал это так: «В начале этого года, в мае, Амлен подарил западную премьеру Второй фортепианной сонаты на „Hamelin weekend“, в концертном зале Blackheath на юго-востоке Лондона, и Капустин приехал из Москвы по этому поводу»[9]. Во время этого визита Капустин дал несколько интервью английским газетам. Например, в то время были записаны известные интервью с Мартином Андерсоном и Лесли Де’Ат. В знак благодарности за его прием в Лондоне, Капустин сочинил Сонату для фортепиано № 11 (Op. 101), посвященную Лондону. Соната имеет название «Twickenham», что является юго-западным районом Лондона.

Российские зрители также ценят музыку Николая Капустина. Концерт, посвященный 70-летию Капустина, состоялся 11 декабря 2007 года в Музыкальном училище им. Гнесиных (Москва). Камерная музыка Николая Капустина была исполнена в первой части концерта: Элегия для виолончели и фортепиано, Op. 96, Бурлеск для виолончели и фортепиано, Op. 97, Почти вальс для виолончели и фортепиано, Op. 98 (англ. Nearly Waltz for Cello and Piano), Соната для виолончели и фортепиано No. 2, Op. 84, и трио для флейты, виолончели и фортепиано, Op. 86. Во второй части концерта была исполнена оркестровая музыка Николая Капустина: Концерт № 2 для виолончели и струнного оркестра, соч. 103 и Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра, соч. 105. Александр Загоринский исполнил все произведения, написанные для виолончели. В зале присутствовал Николай Капустин[15].

Два года спустя, 8 марта 2009 года, в Камерном зале Московской филармонии состоялся второй концерт, посвященный музыке Николая Капустина. Позже,18 декабря 2011 года, третий концерт состоялся в Музыкальном салоне Архиповой (Концертный зал имени И. К. Архиповой) в Москве. В течение последнего времени Капустин жил в своей московской квартире со женой Аллой Семеновной Капустиной. Он никогда не покидает квартиру, кроме как поездки каждое лето в свой летний дом. По своему личному выбору он отдалился от внешнего мира[8].

Творчество

Среди произведений Капустина — шесть концертов для фортепиано с оркестром, Концертная рапсодия, более 15 фортепианных сонат, камерная музыка (фортепианный квинтет, струнные квартеты и др.), этюды и миниатюры. Особое место в его творчестве занимают Двадцать четыре прелюдии и фуги (Op.82, 1997) — масштабное сочинение, оригинально трактующее классическую форму (мажорные и минорные номера чередуются, но в весьма непривычной последовательности) и решающее фундаментальную задачу сопряжения контрапункта с джазовой гармонией.

Творчество Капустина сочетает в себе элементы академической и джазовой традиции. Например его Op. 28 под названием Сюита в старинном стиле, написанный в 1977 году, имеет джазовое звучание, однако его структура основана на стиле барокко в духе И. С. Баха. Другие интересные примеры его произведений — 24 прелюдии и фуги (Op. 82) и сонатина из Op. 100.

Музыкант-академист услышит всё богатство джазовых приёмов, и существование записанных и напечатанных нот Капустина уверит его в том, что джазовый пианизм, оказывается, поддаётся фиксации во всей своей изощрённости и ритмической сложности. Джазовый музыкант, вполне вероятно, воспримет дело иначе: эта музыка может смахивать на джаз во многих местах, но на самом деле она не джазовая. <…> Сочинение для записи на бумагу само по себе достаточная причина, чтобы отделить Капустина от основного русла джазовой культуры. Как бы то ни было, эта музыка могла быть сочинена лишь автором, глубоко погружённым в опыт джазового исполнения и импровизации, и записана лишь обладателем прочной академической подготовки[14].Leslie De’Ath

Некоторые из его работ изданы на лейблах «Мелодия» (Россия) и Triton (Япония). Другая часть произведений не была выпущена в свет, но сохранилась благодаря его сыну — физику-теоретику Антону Капустину. Музыку Николая Капустина исполняли ведущие пианисты Марк-Андре Амлен, Стивен Осборн (англ. Steven Osborne), Людмил Ангелов, Масахиро Каваками (англ. Masahiro Kawakami), Николай Петров и Вадим Руденко, а также виолончелисты Эккарт Рунге (англ. Eckard Runge) и Энрико Диндо (англ. Enrico Dindo). В числе ансамблей — Ahn Trio, Trio Arbós, Artemis Quartet и The New Russian Quartet.

Николай Капустин является автором более 160 произведений (включая 20 сонат), 6 концертов для фортепиано с оркестром, сочинений для сольного исполнения и в четыре руки, концерта для скрипки, двух концертов для виолончели, струнного квартета и значительного количества других произведений для ансамблей и биг-бендов.

Примечания

  1. ↑ Интервью Яны Тюльковой (9 июля, 2014 год) http://www.nikolai-kapustin.info/biography.html
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Jonathan Eugene Roberts. Classical Jazz: The Life and Musical Innovations of Nikolai Kapustin (англ.) // University of Alabama Libraries. — 2013.
  3. 1 2 Jonathan Edward Mann. Red, White and Blue Notes: The Symbiotic Music of Nikolai Kapustin (англ.) // University of Cincinnati, College-Conservatory of Music: Piano. — 2007. — P. 28.
  4. ↑ Из переписки по электронно почте с Яной Тюльковой (27 августа, 2014 год) http://www.nikolai-kapustin.info/biography.html
  5. Пупкова Е. Г. Переигравшая всего Баха.
  6. ↑ Из переписки по электронно почте с Яной Тюльковой (22 августа, 2014 год) http://www.nikolai-kapustin.info/biography.html
  7. ↑ Скайп-беседа с Яной Тюльковой (22 марта, 2015 год) http://www.nikolai-kapustin.info/biography.html
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Интервью Яны Тюльковой (27 декабря, 2013 год) http://www.nikolai-kapustin.info/biography.html
  9. 1 2 3 4 5 6 Martin Anderson. Nikolai Kapustin, Russian Composer of Classical Jazz (англ.) // Fanfare. — 2000. — No. 24. — P. 96.
  10. Harriet Smith. Bridging the Divide: An Interview with Kapustin (англ.) // International Piano Quarterly. — 2000. — Осень. — P. 54—55.
  11. Двинина А. Дети фестиваля // Карелия. — 2007. — 21 июня. Архивировано 9 сентября 2017 года.
  12. 1 2 Мага Антонина. Все мои произведения - с джазовым акцентом // Музыкальная жизнь. — Композитор, 2008. — Октябрь (№ 10). — С. 40.
  13. opus3863ccc. NIKOLAI KAPUSTIN & The Oleg Lundstrom's Big Band - Kapustin - Toccata Op.8 (1964) (неопр.) (29 декабря 2011). Дата обращения 21 марта 2018.
  14. 1 2 Leslie De’Ath. Nikolai Kapustin - A Performer’s Perspective // MusicWeb International. — 2002.
  15. Predlogоff. Николай Капустин (р.1937), выдающийся отечественный композитор (неопр.). Classical Forum (13 декабря 2007).

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Капустин Википедия

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.
На этой странице приведены:
Список статей об однофамильцах.
Список статей об одноимённых населённых пунктах.
См. также: полный список статей, начинающихся со слова «Капустин».

wikiredia.ru

Петр Капустин Википедия

Пётр Инноке́нтьевич Капу́стин (4 сентября 1914, дер. Гавшино — 20 марта 1976, Красногорск, Московская область) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Пётр Капустин родился 4 сентября 1914 года в деревне Гавшино (ныне — Тотемский район Вологодской области). Окончил три класса церковно-приходской школы. Рано остался без матери, работал вместе с отцом. В 1932 году Капустин окончил школу фабрично-заводского ученичества, после чего работал слесарем-пилоставом на лесозаводе в Архангельске. Окончил три курса рабфака. В январе 1936 года Капустин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил полковую школу. В 1938 году он был демобилизован. Проживал в Иваново, работал слесарем завода «Торфмаш». Летом 1939 года Капустин окончил курсы усовершенствования командного состава запаса. В январе 1940 года он повторно был призван в армию. С декабря 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на Калининском и 1-м Белорусском фронтах. К июлю 1944 года майор Пётр Капустин командовал батальоном 820-го стрелкового полка 117-й стрелковой дивизии 69-й армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Польши[1].

29 июля 1944 года батальон одним из первых в своей дивизии вышел к Висле в районе города Казимеж-Дольны. Ночью того же дня Капустин организовал переправу через реку своих бойцов на подручных средствах, однако до рассвета на западный берег успели переправиться лишь три роты, после чего из-за авианалётов и артобстрелов переправляться на данном участке стало невозможно. Капустин и оставшиеся на восточном берегу подразделения батальона спустились вниз по течению и переправились на западный берег. С боем батальон воссоединился и отбил большое количество немецких контратак, удерживая плацдарм в течение пяти дней. В тех боях бойцы батальона уничтожили 32 пулемёта, 4 миномёта и большое количество солдат и офицеров противника. 5 августа, когда подошло подкрепление, батальон Капустина перешёл в контрнаступление и продвинулся на 4 километра на запад. Во время дальнейшего наступления в январе 1945 года у Капустина открылась язва желудка, в результате чего он оказался в госпитале и на фронт больше не вернулся[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии майор Пётр Капустин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7265[1].

После окончания войны Капустин продолжил службу в Советской Армии. С 1951 года он служил начальником 2-й части Центрального районного военного комиссариата города Сталинграда. В 1956 году в звании подполковника Капустин был уволен в запас. Проживал в Волгограде, занимался общественной деятельностью. Весной 1976 года, находясь в гостях у младшей дочери в Красногорске, тяжело заболел и 20 марта того же года скончался. Похоронен на Пенягинском кладбище Красногорска[1].

Был также награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей[1].

Примечания

Внук: Капустин Владислав Русланович (vk.com/mirroprod)

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Во имя победы. — Архангельск, 2005.
  • Вологжане — Герои Советского Союза. — Вологда: Северо-Западное кн. изд-во, 1970.
  • Комиссары. — Ярославль, 1988.
  • Капустин П. И. Подвиг на Висле.

Ссылки

1. Капустин Петр Иннокентьевич. Сайт «Вологодская областная библиотека им. И. В. Бабушкина».

2. Внук Капустина Петра Иннокентьевича: Капустин Владислав Русланович, ссылка на его сайт - [1]

wikiredia.ru

Капустин, Михаил Яковлевич — Википедия. Что такое Капустин, Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич Капустин (1847—1920) — русский учёный и общественный деятель, доктор медицины, профессор гигиены Варшавского и Казанского университетов, депутат II и III Государственной думы Российской Империи. Племянник Д. И. Менделеева, брат Ф. Я. Капустина.

Биография

Родился в Западной Сибири. Первоначальное образование получил в Томской гимназии, а высшее в Медико-хирургической академии в Петербурге. Выпущенный из академии со званием врача в декабре 1870 года, он работал участковым земским врачом в Кинешемском уезде Костромской губернии.

В 1874 году стал военным врачом и во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. состоял при одном из военно-временных госпиталей на Кавказе. И. П. Щеголихин, изучавший профессиональную деятельность Капустина по публикациям в газете «Врач», писал в своих дневниковых записях, что в 1870-х гг. Капустин работал ординатором в Казалинском военном госпитале, недалеко от г. Кызыл-Орда.

Вскоре по окончании войны оставил военную службу и посвятил себя санитарной деятельности, начав заниматься в гигиенической лаборатории профессора А. П. Доброславина. Уже в декабре 1879 года он получил степень доктора медицины.

В 1884 году он получил должность приват-доцента кафедры гигиены в Военно-медицинской академии, а в следующем году стал профессором гигиены в Варшавском университете. В 1887 году он занял кафедру гигиены в Казанском университете, и руководил ею на протяжении 20 лет.

В течение многих лет возглавлял Общество врачей при Казанском университете, состоял членом-корреспондентом Русского общества охранения народного здравия, принимал активное участие в работе Пироговского общества[1].

Политические взгляды

М. Я. Капустин придерживался умеренно-либеральных взглядов и был сторонником эволюционного развития России. Будучи избранным от Казанской губернии в 1907 году во II, а затем и в III Государственную думу, он возглавил парламентскую фракцию октябристов. На заседаниях Думы высказывался против разжигания классовых противоречий, за сохранение религиозно-нравственных основ русской жизни, за что В. И. Ленин именовал М. Я. Капустина заядлым контрреволюционером[1].

Изобретения

Камера-бочка Капустина. Одно из простейших устройств физического способа дезинфекции, с использованием горячего влажного воздуха. Было практично именно для использования земскими врачами, у которых в распоряжении находились исключительно подручные средства.

Широко применялась на фронтах Великой Отечественной войны, как очень простая по устройству и незаменимая в боевых походных условиях[2].

Библиография

  • Главные основания проекта сельской земской больницы. — СПБ.: тип. кн. В. Оболенского, 1874. — 22 с.
  • Определение углекислоты в воздухе посредством спиртного раствора едкого натра и титрование водой : Дис. на степ. д-ра мед. М. Я. Капустина. — СПБ.: тип. Н.А. Лебедева, 1879. — 38 с.
  • Борьба с дифтеритом. - СПб.: тип. В.С. Балашева, 1880. — 28 с. — (Беседы о здоровье и болезнях)
  • Калинкинская городская больница в С.-Петербурге. — СПБ.: Тип. Шредера, 1885. — 95 с.
  • Заметки о санитарном состоянии городов побережья Черного и Азовского морей / Проф. М. Я. Капустина. — тип. Киршбаума, [1898]. — 56 с.
  • Речи казанского октябриста / I, II, III. Речи во 2-й Государственной думе. Основные задачи Союза 17 октября. Союз 17 октября во 2-й Государственной думе / Проф. М.Я. Капустин. — Казань: Типо-лит. И.В. Ермолаевой, 1907. — 104 с.
  • О реформе высших учебных заведений. — М.: тип. Рус. т-ва, 1910. — 12 с.

Также М. Я. Капустин является автором нескольких статей в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона».

Перевёл с иностранных языков учебники (для студентов) по токсикологии, по анатомии, по терапии и хирургии[2].

Цитаты

"Западная Европа выработала медицинскую помощь в болезнях преимущественно в виде личного дела больного и служащего ему врача на правах ремесла или торговли. Русская земская медицина явилась чисто общественным делом. Помощь врача в земстве не есть личная услуга за счёт больного, не есть также и акт благотворения. Она есть общественная служба." - из научной работы Капустина "Очерки земской медицины"[2].

Примечания

Литература

wiki.sc

Иван Фёдорович Капустин Википедия

Иван Фёдорович Капустин (1759—?) — генерал-майор, участник войн против Наполеона.

Биография

Родился в 1759 году, происходил из обер-офицерских детей Рязанской губернии. В службу поступил рядовым в 1777 году в Рязанский мушкетёрский полк.

Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 годов. За отличие при штурме Очакова 6 декабря 1788 года был награждён серебряной медалью и произведён в сержанты, за участие в делах при взятии Аккермана и Бендер 2 декабря 1789 года получил чин прапорщика, за отличие при взятии Измаила произведён в подпоручики.

В 1794 году сражался в Польше против Костюшко, при штурме Праги был ранен пулей в левую руку и за отличие произведён в капитаны.

В англо-русской экспедиции 1799 года в Голландии Капустин сражался с французами при Бергене 8 сентября, был ранен и попал в плен. Из плена освобождён в мае 1800 года, и вернувшись в Россию был произведён в майорский чин.

В 1805 году Капустин принимал участие в десантных высадках в Померании и в походе в Ганноверское курфюршество. В кампании 1806—1807 годов в Восточной Пруссии Капустин находился в сражениях при Пултуске и Фридланде, под Прейсиш-Эйлау был ранен картечью в бедро, 23 апреля 1807 года был произведён в подполковники и 20 мая 1808 года получил золотую шпагу с надписью «За храбрость».

16 сентября 1807 года (по другим данным 30 августа 1808 года) назначен командиром 20-го егерского полка и с ним участвовал во множестве дел с французами во время Отечественной войны 1812 года и в Заграничных кампаниях 1813—1814 годов, за боевые отличия получил ордена св. Владимира 3-й и 4-й степеней и св. Анны 2-й степени с алмазными знаками, чин генерал-майора и аренду. В этих боях время он был снова дважды ранен: под Смоленском осколком гранаты в голову и под Калишем пулей в правую руку. 10 марта 1813 года (по другим данным 20 января того же года) произведён в полковники.

Также Капустин сражался под Кацбахом и Лейпцигом, где был контужен картечью в голову и был увезён на лечение в госпиталь в Галле. В 1814 году отличился в сражении под Ла-Ротьером, за что 30 августа 1814 года был произведён в генерал-майоры со старшинством от 22 января того же года. Вслед за тем Капустин сражался при Арси-сюр-Об и участвовал в последнем штурме Монмартрских высот.

11 января 1815 года назначен командиром 1-й бригады 11-й пехотной дивизии и в следующем году, в январе, уволен, за ранами, в отставку.

Среди прочих наград Капустин имел орден св. Георгия 4-й степени, пожалованный ему 26 ноября 1809 года за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах (№ 2112 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова).

Год и место его смерти неизвестны.

Источники

wikiredia.ru

Капустин В. О. Википедия

Влади́мир Оле́гович Капу́стин (род. 1971, Ангарск, Иркутская область) — российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России (2006)[1].

Биография

Владимир Капустин родился 16 марта 1971 года в Ангарске (Иркутская область).

В 1994 году окончил Иркутское театральное училище (мастерская А. Булдакова и В. Дуловой), в 1998 — окончил ВГИК (мастерская Евгения Киндинова).

Актёр Театра под руководством Армена Джигарханяна (с 1998 г.).

Творчество

Роли в театре

  • «Tiny Alice, или Крошка Алиса» (Адвокат)
  • «Пороховая бочка» — Симо
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Судья
  • «Сердце не камень» — Иннокентий
  • «Театр-убийца» — Мун
  • «Требуется лжец!» (Г-жа Папаиоанну, Стафис)
  • «Три сестры» А. П. Чехова — Вершинин

Фильмография

  • 1990 — Яма
  • 1994 — Железный занавес
  • 1998 — Ретро втроём
  • 1999 — Новости
  • 2000 — Империя под ударом — студент-террорист Полторацкий
  • 2002 — Цирк — артист
  • 2002 — Антикиллер — бандит из группировки Шамана
  • 2003 — Золотой век — Жозеф Фуше
  • 2003 — Лучший город Земли — шулер
  • 2003 — Прощальное эхо — «Хариус»
  • 2003 — Тёмная лошадка — безработный убийца
  • 2004 — Одинокое небо — Шведов
  • 2004 — Похитители книг
  • 2004 — Штрафбат — Георгий Точилин
  • 2004 — Дальнобойщики 2 — Лёнчик
  • 2005 — Авантюристка — продавец
  • 2005 — Аэропорт — Виталий/Валерий
  • 2005 — Бухта Филиппа — милиционер Кулясов
  • 2005 — Казус Кукоцкого — могильщик
  • 2005 — Коля — перекати поле — Славик, муж Натальи
  • 2005 — Моя прекрасная няня — Паша
  • 2005 — Тайная стража — Волан
  • 2005 — Частный детектив — Григорий
  • 2006 — Бесы — Шигалёв, Алексей Егорович
  • 2006 — Карамболь — Зубцов
  • 2006 — Парк советского периода — рыбак № 1
  • 2006 — Герой нашего времени — капитан Лапин
  • 2006 — Солдаты 6
  • 2007 — Ваша честь — Карпенко
  • 2007 — Экстренный вызов — Иван Щербатов
  • 2007 — Завещание Ленина — Варлам Шаламов в зрелые годы
  • 2007 — Защита против — Матвей
  • 2007 — Срочно в номер — следователь Тихомиров
  • 2007 — Чёрный снег — Кондрат
  • 2007 — Юнкера — капитан Осадчий
  • 2008 — Доченька моя — Денис Комаров
  • 2008 — Афганский призрак — Греков
  • 2008 — Красный лотос — Дмитрий Львович Никитин
  • 2008 — Криминальное видео — Дмитрий Филин
  • 2008 — Убийство в дачный сезон — Матвей Юрганов
  • 2008 — Чёрный снег 2 — Кондрат
  • 2009 — Самый лучший фильм 2 — «Гармаш»
  • 2009 — Исчезнувшие — командир партизанского отряда
  • 2009 — Третьего не дано — полковник Ракитин
  • 2009 — Петя по дороге в Царствие Небесное — старшина милиции
  • 2009 — Исаев — Владимир Будников, следователь ВЧК
  • 2009 — Щенок — папа Алёши
  • 2010 — Попытка Веры
  • 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
  • 2010 — Небо в огне — Ковалёв
  • 2010 — Брестская крепость — солдат, засыпанный кирпичами
  • 2010 — Большая нефть — Дмитрий Клевицкий
  • 2010 — Доктор Тырса — Валера, телеведущий
  • 2010 — Естественный отбор — Павел Лопатин «Лопа»
  • 2010 — В лесах и на горах — Еким Прохорович Стукалов
  • 2010 — Детям до 16 — отец Даши
  • 2010 — Побег — Александр Сорокин
  • 2010 — Мамочки — Алексей Миронов, участковый
  • 2011 — Пуля-дура 4 — Владимир Олегович Желтов, подполковник
  • 2011 — Пуля-дура 5 — Владимир Олегович Желтов, подполковник
  • 2011 — «Алиби» на двоих (фильм 9-й «Наследница») — Лопухин («Лорд»), домушник
  • 2011 — Раскол
  • 2011 — Фарфоровая свадьба — муж Полины
  • 2011 — Мой папа Барышников — Михаил, отец Бориса
  • 2011 — Чёрные волки — капитан Сикора
  • 2011 — Без правил — Сысоев
  • 2011 — Высоцкий. Спасибо, что живой — старшина милиции
  • 2012 — Астра, я люблю тебя
  • 2012 — Участковый — киллер
  • 2012 — Ялта-45 — Леонид, контуженный ветеран
  • 2012 — Самара — капитан Прокопенко, следователь
  • 2012 — Три товарища — Костя Гракин
  • 2012 — Синдром дракона — Алексей Павлович Харченко, подполковник
  • 2013 — Ночные ласточки — Феллер
  • 2013 — Хозяйка тайги 2
  • 2013 — Страсти по Чапаю — Пётр Камышковцев
  • 2013 — Подпоручикъ Ромашовъ — капитан Осадчий
  • 2013 — Бесценная любовь — следователь Игнатьев
  • 2013 — Бывшая жена — Олег Сергеевич Васильев, должник
  • 2013 — Краплёный — Валерий Евграфов, лейтенант
  • 2013 — Станица — Степан Королёв, тракторист
  • 2014 — Море. Горы. Керамзит — Владимир, подполковник
  • 2014 — Хорошие руки — Николай Кузьмин
  • 2015 — Пионеры-герои — водитель «Волги»
  • 2015 — Чужая война
  • 2015 — Петля Нестерова — Фомин, сотрудник КГБ
  • 2016 — Тальянка — Сергей Пермяков, друг и однополчанин Степана
  • 2016 — Чистое искусство — оперативник
  • 2016 — Монах и бес — монах-чтец
  • 2016 — Клад
  • 2017 — Власик. Тень Сталина
  • 2017 — Аритмия — начальник подстанции скорой помощи
  • 2017 — Актриса — Анатолий
  • 2017 — Тот, кто читает мысли (Менталист) (серия № 2 «Подростковая драма») — Андрей Сергеевич Терентьев, шофёр-дальнобойщик
  • 2018 — Чужая дочь — участковый
  • 2018 — Жили-были — Витя, брат Гриши
  • 2018 — Танки — командир РККА
  • 2018 — Топор — Мохов
  • 2019 — Гадалка — Николай Томин, капитан полиции
  • 2019 — Прыжок Богомола — Савелий Евгеньевич Зобов, инструктор немецкой разведывательно-диверсионной школы

Критика

Критики отметили главную роль Капустина в сериале «Завещание Ленина» о В. Т. Шаламове. О. Хлебников оценил игру Капустина как «по-шаламовски сдержанную»[2]. А. Бородина назвала Капустина талантливейшим актёром, отметив, что он до этой роли он не был известен широкой публике[3]. З. Миркина посчитала, что благодаря игре Капустина и других актёров «вся трагедия Колымы становится зримой»[4].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *