cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Мысли о воспитании джон локк краткое содержание: Джон Локк и его педагогические идеи.

Джон Локк. Мысли о воспитании.

«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого; а кто лишён хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное.

Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдёт правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперёд по этому пути. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией – как физической, так и духовной, что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна только сила их природной одарённости от самой колыбели влечёт их к прекрасному, и благодаря преимуществу их счастливой природной организации они способны делать чудеса.

Но примеры такого рода немногочисленны, и можно, мне думается, сказать, что девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,– добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия: здесь имеет место то же самое, что и у истоков некоторых рек, где небольшое усилие может отвести податливые воды в русла, которые заставят их течь почти в противоположных направлениях; благодаря этому слабому воздействию, которое оказано на них у самых истоков, движение вод получает различные направления, и они в конце концов достигают весьма отдалённых и далеко отстоящих друг от друга мест».[2]

Так пишет Локк, не могу с ним не согласиться, конечно, это прекрасно, когда в здоровом теле здоровый дух при чём от рождения. Все мы разные, и все по-разному воспитаны.

Так например в больших семьях, по большому счёту родители не занимаются ни воспитанием, ни здоровьем. Родители стараются прокормить своих детей, одеть, обуть. Дети в таком случае получают «воспитание» либо в школе, либо на улице. И никогда не знаешь по какому пути пойдёт каждый из них. Либо не заложив в рёбёнка с самого детства нужных направлений, позволяя ему учиться и развиваться в пол силы, такой ребёнок, а в будущем взрослый человек, не будет иметь стремлений к чему-то лучшему.

 

«Мои дальнейшие рассуждения о здоровье касаются не того, что должен делать врач с больным и хилым ребёнком, а того, что должны делать родители, не обращаясь к помощи медицины, для оберегания и укрепления здоровой или, по меньшей мере, не болезненной конституции своих детей».[1, с. 111-117]

Согласна, ведь это всего лишь рассуждения. И иногда послушать, принять к сведению какую либо информацию, весьма полезно.

«При этом я буду исходить из того общего, достоверного и заслуживающего внимания женщин наблюдения, что природа большинства детей портится или по меньшей мере терпит ущерб от баловства и изнеженности». [2]

Абсолютно согласна, видела множество живых примеров, баловства и изнежевания. Теперь эти родители только руками разводят, ведь механизм уже запущен.

 

«Первое, о чём следует заботиться, – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду». [1, с. 111-117]

Закаляться полезно, в разумных пределах. И как правило такие люди редко болеют, да ещё и морозоустойчивы.

«Я советовал бы также обмывать ему ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду, когда ему случится ступать в неё. Боюсь, что против меня ополчатся матери и служанки. Первые найдут, что это слишком грязно, а вторые, вероятно, решат, что им придётся слишком много трудиться над чисткой его чулок. Но ведь поистине здоровье дороже (во много раз дороже) всех этих соображений».

[1, с. 111-117]

Не совсем согласна с тем чтоб ребёнок ходил с мокрыми ногами. Здоровье у всех разное, если ребёнок слаб здоровьем, то возможно обойтись только обмыванием ног. Хотя, в наше время ноги чаще парят после того как они замёрзли. И вообще говорят: держи ноги в тепле, а голову в холоде. Но ведь Локк был врачом и наверно всё-таки понимал что делает. Им же было предложено обмывание ног с определённой температурой на каждой стадии. Что не угрожало здоровью, напротив способствовало.

«Также очень полезно для всякого, и особенно для детей, проводить много времени на открытом воздухе и как можно меньше бывать возле огня, даже зимою. Этим путём мальчик также будет приучаться к жаре и холоду, к солнцу и дождю; а если тело человека не привыкнет их переносить, оно будет плохо служить ему на этом свете; взрослому же человеку слишком поздно начинать привыкать к ним. Привыкать надо с ранних лет, и притом постепенно: таким путём можно сделать тело выносливым почти ко всему». [2]

Наравне с холодом человек с детства должен привыкать и к жаре. Локк ведь ставил цель воспитать джентльмена, благородного здорового и воспитанного человека. Семьи, чьё положение в обществе и состояние было достаточным, не воспитывали своих детей подобно фермерам и простолюдинам. Они, как писал Локк, изнеживали и баловали их. Тем самым, не понимая, какой быть, может вред наносили здоровью своих собственных детей. И конечно же очень важен свежий воздух.

«Игра на открытом воздухе, насколько мне известно, скрывает в себе только одну опасность, которая заключается в том, что дети, разгорячённые беготней, садятся или ложатся на холодную землю. Эту опасность я признаю; также и холодное питьё, когда человек разгорячён работой или физическими упражнениями, уносит в могилу или близко подводит к ней, причиняя лихорадку или другие болезни, большее количество людей, чем какая-либо другая известная мне причина». [2]

Нужно выработать привычку у ребёнка с самого детства, постоянным напоминанием. У Локка всё основывается на выработке полезных привычек и положительного примера, как будет ещё не раз сказано.

«Упоминание о девочках заставляет меня вспомнить одну вещь, о которой не следует забывать, а именно: платье вашего ребёнка не должно делаться слишком тесным, особенно в груди. Предоставим природе возможность формировать тело так, как она считает лучшим: предоставленная самой себе природа работает гораздо лучше и точнее, чем если бы следовала нашим указаниям». [2]

Совершенно верно, это просто варварство, нельзя мешать, природе делать то, что она сама задумала. Джон Локк был против корсетов, зная, как они вредны и был прав.

«Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой; до двух — или трёхлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса». [1, с. 111-117]

Но как бы Локк не описывал все полезности питания, опасался, что родители с этим не согласятся. Может из невежества, а может из нежных чувств. Только правильное питание не может навредить здоровому организму. Джон Локк считал, лучше хлеб, чем мясо.

 

«На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку…нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а ещё лучше совсем без него.

Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует так же умеренно солить их пищу». [1, с. 111-117]

Согласна полностью, например, относительно специй, они приуменьшают вкус, а не наоборот. Некоторые и вовсе вызывают привыкание. И насколько верно подмечено, каши и молоко, а не бутерброды и сухие завтраки. Недаром англичане так часто упоминают овсянку.

Другая польза, достигаемая этими положениями о правильном питании подрастающего джентльмена, заключается в том, что его не приучат, есть больше и чаще, чем требует природа.

 

«Прежде всего необходимо особенно тщательно следить, чтобы мальчик, если он изредка пьёт вино и крепкие напитки, пил их возможно реже. В Англии ни один обычай не имеет такого распространения, как обычай давать детям вино; а между тем ничто так разрушительно не действует на них. Дети не должны никогда пить никаких крепких напитков, разве только в тех случаях, когда это требуется как лекарство для укрепления сердца, и притом лишь по предписанию врача».

[2]

Правильно, ведь проблемы алкоголизма приводят к печальным последствиям. И уже не говорю о том, чтобы джентльмен был с детства приучен употреблять алкогольные напитки. Тем более, что это не способствует здоровью.

 

«Постель ребёнка должна быть жёсткой, и стёганное одеяло лучше перины; жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости. Кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий». [1, с. 111-117]

Не совсем согласна, дети всё таки не солдаты, а так как сон играет важную роль в целом, для всего организма, то стоило бы высыпаться. А когда ты спишь на жёсткой кровати, да ещё и под тяжёлым одеялом, тело не отдыхает. И когда встаёшь утром, то испытываешь тяжесть в теле и недосып.

 

«Единственное, что необходимо – это сон сам по себе». [1, с. 111-117]

Из всего того, что похоже на баловство и изнеженность, ничего другого нельзя разрешать детям с большей снисходительностью, чем сон, писал Локк. Но так же считал, что ребёнка нужно приучать к режиму сна. Вырабатывать привычку вставать рано и ложиться спать тоже рано. Это и есть «здоровые часы отдыха».

И опять возвращаюсь ко сну, но здесь я согласна полностью. Режим имеет место быть. Потому что непостоянный режим, так же приводит к недосыпам.

 

«Большая ошибка в деле воспитания детей, заключается в том, что родители редко уделяют достаточно внимания тому, чтобы сделать душу ребёнка послушной дисциплине и разуму, и в тот наиболее подходящий для этого период, когда юная душа наиболее нежна и легче всего подвержена воздействию, родители, которым природа мудро внушила любовь к детям, очень склонны, если разум не контролирует этой естественной привязанности со всей бдительностью, позволять ей переходить в слепую влюблённость». [1, с. 111-117]

Конечно, пока ребёнок маленький, он очаровывает своей непосредственностью. Но некоторые дети с детства умеют манипулировать своими родителями, для удовлетворения своих желаний. Ну это ведь нормально, у всех есть желания. Тем более, что детям в раннем возрасте сложно объяснить всё то, что нам взрослым кажется правильным. Я считаю важно и нужно дарить свою любовь детям, а не быть жёстким консерватором. Так они будут добрей.

 

«Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус». [1, с. 111-117]

Любить своих детей – это долг каждого родителя, но капризам потакать нельзя. Ведь когда у ребёнка выработается привычка вести себя так как ему захочется, сложно будет перевоспитать, по крайней мере разумным способом.

 

«Только в отношении собственных детей мы проявляем небрежность; и сделав их дурными детьми, мы неразумно надеемся, что из них выйдут хорошие люди. Порок заключается не в том, чтобы иметь желания, соответствующие этим различным возрастам, а в неумении подчинять их правилам и ограничениям разума. Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться». [2]

Всё вышесказанное, не говорит о том, что ребёнка нужно воспитывать слишком строго, я считаю. Просто разум ребёнка, ничем не «затуманен», ребёнок как чистая доска, и на ней можно написать то, что впоследствии выйдет достойной личностью.

 

В «Мыслях о воспитании» Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости.

«Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью». [2]

Очень верно подмечено, но как порой сложно рассудить детей. Но во всяком случае надо постараться научить их друг друга уважать. Взаимоуважение, очень важная составляющая часть в общении.

 

«Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать». [2]

Абсолютно согласна, что жадность ужасное качество. Но слишком строго взыскивать не стоит, достаточно привести примеры и объяснить, что нужно делиться.

Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. «Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить». [2]

Ну конечно, если дарить неприлично дорогие подарки, то это будет приносить вред. Но ведь можно к примеру подарить книгу и ещё много полезных подарков. Тем самым показать своё неравнодушие, что безусловно будет приятно. А если совсем ничего не дарить, то тогда точно появится и зависть и злость. Всё должно быть в меру.

«Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми. Эти меры поэтому следует применять очень редко и притом только по серьёзным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Ибо, потворствуя таким образом этим дурным наклонностям, которые они должны были бы ограничивать и подавлять, они закладывают основу будущих пороков, которых можно избежать, лишь подавляя наши желания и с ранних лет приучая их подчиняться разуму». [2]

Не согласна, что можно лишь иногда прибегать к телесным наказаниям. Нельзя бить детей, это грех. Я считаю, что если бить ребёнка, даже за провинности, мы тем самым можем нанести большой урон его сознанию. И в конце концов, ребёнок может затаить злобу. Неужели если пороть ребёнка, то он станет больше проявлять интерес к учению. Да, ребёнок будет исправно сидеть над книжкой, но уже из страха быть наказанным, в случае неповиновения. Я считаю, что нужно углядеть его интересы и наклонности, а не навязывать, то, что родители считают нужным, не учитывая интересов и наклонностей ребёнка. Часто давление на ребёнка делает его забитым, что в дальнейшем сказывается на его достижениях в той или иной области его деятельности. И не поощрять ребёнка тоже нельзя, ещё раз повторюсь, дети не солдаты и не машины. Нужно во всём поддерживать баланс.

 

«Здесь позвольте обратить ваше внимание на одну вещь, которую я считаю ошибкой обычного метода воспитания; она заключается в обременении детской памяти всевозможными правилами и предписаниями, которые часто бывают недоступны их пониманию и всегда забываются детьми сейчас же, как только они их получили. Если вы желаете, чтобы дети выполнили какое либо действие или сделали это иначе, следовало бы их поучить и поупражнять. Но воспитателю гораздо легче приказывать, чем учить». [2]

Правила и предписания существовали и существуют всегда и везде, и мы выполняем их. Но ведь они создавались не просто так, быть может, это способствовало дисциплине, прививались тем самым какие-то полезные привычки. Но учить я считаю, нужно без приказов.

 

«Я видел родителей, которые наваливали на своих детей такую кучу правил, что бедным малышам невозможно было запомнить и десятую их часть, и ещё менее они могли их выполнять. И не смотря на это, за нарушение этих правил, дети подвергались брани и побоям. Поэтому пусть этих правил, которые вы создаёте своему ребёнку, будет как можно меньше. Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались». [2]

Действительно, бедные дети, свод правил повсюду. Чем больше правил устанавливают родители, тем меньше возможностей у детей развиваться, так как нужно выполнять правила. Тем более если на них воздействуют физически. Страх будет мешать им думать о чём то другом, кроме страха быть наказанным.

 

«Детей не следует учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их всё, что по вашему мнению, они должны уметь делать, усваивать путём необходимой практики, приурочивая эту практику к каждому подходящему случаю, а если возможно, сами создавайте эти случаи. Это будет порождать у них привычки, которые, раз установишь, будут действовать сами собой, легко и естественно, без помощи со стороны памяти» [2]

Самое большое влияние на поведение детей оказывает общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят. Дети лучше понимают то, что видят, чем то, что слышат.

И конечно практика играет важную роль. При помощи практических действий можно понять куда больше, чем при помощи заучивания правил.

 

«Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности при помощи частных испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться». [2]

Полностью согласна, обучать детей с учётом их способностей это прекрасно. Многие родители не придают значения или не замечают наклонностей своих детей, проходят мимо именно тех задатков, которые быть может если бы их развивали, могли перерасти в нечто большое. К примеру, знаменитый маринист Айвазовский, талант мальчика рисовавшего на заборах, плитах, привлёк внимание городского архитектора, который помог определить его в Симферопольскую гимназию, а затем в Петербургскую академию. Гофа заметил именно те задатки, из которых вышел великий художник. Так что родителям стоит изучать своих детей, а не воплощать в них свои несбывшиеся мечты.

 

«Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Всё, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным, душа проникается отвращением к этому даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично». [2]

Согласна полностью, считаю, что не стоит давать детям рутинные знания.

 

«Между тем при правильной организации дела занятие каким-либо предметом учебной программы можно было бы превращать в такой же отдых, каким игра является после учения. Труд одинаков в том и другом случае. Да и не он отталкивает детей; ибо они любят быть занятыми, а перемены и разнообразие, естественно, увлекают их. Единственная разница в том, что при называемой игре они действуют по своему усмотрению и свободно прилагают свой труд, а к учению их принуждают: их зовут, сажают насильно, подгоняют. Это-то их сразу отталкивает и охлаждает: они чувствуют утрату свободы. Добейтесь того, чтобы не воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы они сами просили его поучить их, как они просят товарищей поиграть с ними; и тогда, удовлетворённые тем, что и здесь они действуют так же свободно, как и в других случаях, они и за учение будут приниматься с таким же удовольствием, и оно не будет отличаться от других их развлечений и игр». [2]

Если придерживаться всех этих приёмов, можно пробудить в ребёнке желание научиться всему, чему бы вы хотели его научить.

 

«Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать». [2]

Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Считаю данный пример весьма целесообразным, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

«Если можно найти воспитателя, который, считая себя заместителем отца, принявшим на себя его заботы, и разделяя вышеизложенные идеи, будет стараться с самого начала осуществить их на практике, то ваш сын сделает такие успехи в учении и благовоспитанности, каких вы, может быть, не представляете себе. Только никоим образом не разрешайте воспитателю когда бы то ни было бить мальчика без вашего согласия и распоряжения, по крайней мере до тех пор, пока вы на опыте не убедитесь в его рассудительности и сдержанности. Вы обязательно должны и сами оказывать воспитателю большое почтение и заставлять точно так же относиться к нему всю вашу семью. Ибо вы не можете рассчитывать, что ваш сын будет относиться к человеку с уважением, к которому его мать и отец, по его наблюдениям, относятся пренебрежительно». [2]

«Как пример отца должен учить ребёнка уважению к своему воспитателю, так пример воспитателя должен побуждать ребёнка к тем действиям, которых он требует от последнего. Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями, если только он не желает испортить ребёнка. Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров». [2]

Считаю это правильным, так как воспитание ребёнка должно быть в одном стиле. И нужно конкретно подходить к выбору воспитателя и (или) учителя. Чтоб он был идеальным примером, олицетворением так сказать, всех самых замечательных качеств, собранных в одном человеке. Без вредных привычек и злости.

 

Следующим аспектом педагогической системы Локка, на который я бы хотела обратить внимание, является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который, по сути дела, становился практически членом семьи. Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: «Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрёл «интеллектуальную культуру». [2].

Что ж на тот период времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не сколько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребёнка тягу к знаниям, стремление к учёбе. Розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного и любознательного человека, мы получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей, «стадо», будет плохо влиять на молодого джентльмена.

«Вовсе не отрицаю, что обучение наукам очень способствует развитию и добродетели, и мудрости в людях с хорошими духовными задатками, но необходимо также согласиться с тем, что в других людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё более глупыми и дурными людьми. Я говорю это с тем, чтобы вы, размышляя о воспитании вашего сына и подыскивая для него учителя или воспитателя, не имели в своих мыслях только латынь и логику. Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». [2]

Локк указал на то, что воспитание надо отличать от обучения и оценивать воспитание важнее, чем обучение.

Сказанное Локком не означает, что он усомнился в реальности «воспитывающего обучения». Просто он считает, что нельзя все надежды связывать только с обучением, при этом с таким обучением, которое содержит лишь маленькую дозу латыни и греческого языка. Считаю верным, потому что Локк предлагал расширить кругозор, отойти немного от стандартного обучения.

Ремесло

«Поскольку наклонность детей к деятельности всегда должна направляться на что-нибудь полезное для них, следует учитывать два рода выгод, которых можно ожидать от их занятий:

1.                      Искусство, усвоенное путём упражнения, само по себе заслуживает того, чтобы его усвоить. Таковы не только знания языков и наук, но и так же живопись, токарное дело, садоводство, закаливание и обработка железа и все другие полезные искусства, заслуживающие усвоения.

2.                      Упражнение, как таковое, независимо от каких бы то ни было других соображений необходимо или полезно для здоровья». [1, с. 111-117]

«Знание некоторых вещей настолько необходимо усваивать детям, пока они молоды, что усовершенствованию в этих вещах должна быть посвящена некоторая часть их времени, хотя бы эти занятия вовсе не способствовали их здоровью. Таковы чтение и письмо и все другие занятия, связанные с сидением на месте, цель которых – воспитание их ума. Эти занятия неизбежно отнимают у джентльменов значительную часть их времени с самых ранних лет.»

«Из научных ремёсел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многое благодаря этому упражнению не только увеличивает нашу ловкость и искусство, но укрепляет также наше здоровье, особенно если ими заниматься на открытом воздухе. При этом выборе нужно сообразоваться с возрастом и наклонностями данного человека и, привлекая его к делу, избегать принуждения». [1, с. 111-117]

Локк много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена. Введение элемента хобби в педагогическую систему, на мой взгляд, значительно модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок действительно гораздо труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный человек.

Как мы видим, многие положения теории Локка были актуальны и прогрессивны не только в прошлом. И на сегодняшний день многие педагогические проблемы всё также остры, а потому все вышеперечисленные советы могут с успехом применяться современными педагогами и родителями, что поможет им избежать многих проблем воспитания.

Список литературы:

  1. 1.      Андреева,И.Н., Буторина, Т.С. под общ. ред. Васильевой, З.И. История педагогики и образования. [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / – 5–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 429 с. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-5859-7. стр.283-284, стр. 111-117
  2. 1.      Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]: Сочинения в трех томах: Т. 3. Мысль М: Филос – Наследие — 1988. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000460/index.shtml Дата обращения 07.12.2010 г. – Текст Google Chrome. – Заглавие с экрана.

Назад: Хрестоматия

Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами

дельца, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома,

ибо «даже недостатки домашнего воспитания  несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию.

Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам.

Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть

дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование важнейшие задачи воспитания.

Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка.   Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные  особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие

наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы…».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание  обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься

торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к

жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Джон Локк о политике, вежливости и воспитании детей

  • Сара Руссо

Во времена политических перемен и потрясений, которые мы наблюдали по всему миру в течение последних пяти лет, я нахожу большое утешение в чтении работ политических писателей разных эпох. «Здравый смысл » Томаса Пейна «» — одна из моих любимых книг, к которой я часто возвращаюсь, и никто не помог мне понять Пейна так хорошо, как профессор Харви Дж. Кей, написавший «9».0013 Томас Пейн и обещание Америки . Профессор Кэй убедителен сам по себе, а также является выдающимся политическим писателем; он показывает, как некоторые из величайших писателей в истории, включая Пейна, используются для современной политической выгоды.

Локк кажется несколько менее «раскачанным», чем часто бывает Пейн, и я не читал его работы со времен колледжа. Эта попытка перечитывания оказалась своевременной, поскольку мы вступаем в очень спорные, иногда чреватые и часто социально нервирующие президентские выборы в Соединенных Штатах. В такие времена полезно помнить, как высоко ценилась вежливость во времена Локка (даже если ее не всегда ждали).

Локк (1632-1704) писал в Англии, чреватой религиозными потрясениями, в Англии, которая отправила многих в Америку. Эти первые иммигранты, в том числе и мои предки, построили нацию, основанную на свободах, порожденных глубокой борьбой и нетерпимостью. Сочинения Локка, должно быть, были бальзамом и источником вдохновения для многих в его время. Он, безусловно, был прогрессивным человеком, пропагандировавшим свободу и терпимость, а также терпение, понимание и вежливость — то, что обычно называют «естественными правами человека» Локка. Локк не был безбожником (воспитанный родителями-пуританами, он стал врачом после обучения в Крайст-Черч в Оксфорде с 1652 по 1658 год), но он настаивал на отделении церкви от государства. Удивительно читать оправдания в его собственных словах, а также вспоминать их отголоски в более поздних высказываниях Александра Гамильтона и Томаса Джефферсона.

Локк взял еще кое-что от своих родителей и своего пуританского воспитания: сильный импульс того, что родитель является проводником и защитником, а не правителем своих детей. Что родительская роль состоит в том, чтобы создать безопасное убежище, привить мораль и обеспечить руководство, но в конце концов каждый человек должен выбрать свой собственный путь:

«Что Адам не имел ни по естественному Праву Отцовства, ни по положительному Дару от Бога , любая такая власть над его детьми или господство над миром, на которые претендует ».

Несколько дней назад я открыла Локк, имея в виду политику, а вместо этого получила совет для родителей! Если бы Локк был жив сегодня, я думаю, он также участвовал бы в оживленных (и спорных) дебатах о феминизме. Локк был полностью за равные права всех людей, и из моего чтения Второго трактата и Письма о терпимости никто не мог усомниться в том, что среди людей, о которых он говорит, есть женщины и дети.

Тем не менее, мысли Локка были политическими, и чтение его работ обращает умы к лучшему пониманию равенства. То, как человек воспримет его слова и придаст им форму в соответствии со своими мыслями и моральным компасом, полностью зависит от читателя, но я нашел его слова одновременно обнадеживающими и поучительными во время великих перемен. Мы обсуждали Локка в офисе пару недель назад, пока я формулировал, что я мог бы написать о великом человеке, и один из моих выдающихся коллег прислал мне ссылку на это видео о Локке. Меня Локк вдохновляет на вдумчивое размышление; для других он вдохновляет пародию на «Что говорит лиса?» Чем вас вдохновляет Локк?

Рекомендуемое изображение: Колледж Крайст-Черч, Оксфорд, Англия, создано Photochrom Print Collection, общественное достояние через Викисклад.

Сара Руссо — руководитель отдела рекламы и торгового маркетинга издательства Oxford University Press. Ее любимое «Очень короткое введение» — «Ледниковый период».

Подпишитесь на OUPblog по электронной почте:

Наша Политика конфиденциальности определяет, как издательство Oxford University Press обрабатывает вашу личную информацию, а также ваши права возражать против использования вашей личной информации для маркетинга или обработки в рамках нашей коммерческой деятельности.

Мы будем использовать вашу личную информацию только для регистрации вас для получения статей OUPblog.

Или подпишитесь на статьи в теме по электронной почте или RSS

Идеи Джона Локка о развитии ребенка

Джон Локк (1632–1704) был британским философом, учителем и врачом, чьи работы о политической мысли оказали влияние на мыслителей эпохи Просвещения, включая Вольтера и Жан-Жака Руссо.

Его теории, бросающие вызов политической власти, особенно «Божественное право королей», сильно повлияли на Томаса Джефферсона и нашу собственную Декларацию независимости. «Некоторые мысли об образовании» Локка — это небольшой трактат, в котором основное внимание уделяется разуму и широкому опыту как ключам к нравственному созреванию.

Чистый лист

В своем «Эссе о человеческом понимании» Локк представил свою идею о том, что человеческий разум при рождении представляет собой «белую бумагу, лишенную всех символов, без каких-либо идей». Образование достигается через сенсорное воздействие объектов и существ, а не обязательно через формальное школьное образование.

Для Локка маленький ребенок одновременно наиболее уязвим для плохого здоровья и морального влияния, но также и наиболее открыт для понимания и опыта. Локк рассматривает детей как личностей с разными темпераментами, но подчеркивает роль заботливых, активных родителей и наставников в развитии «добродетельного ума».

Здоровые дети

Теория Жана Пиаже о развитии детской речи

Узнать больше

На первых страницах «Некоторых мыслей о воспитании» Локк утверждает, что развитие здорового духа начинается со здорового тела. Ни один современный родитель не стал бы оспаривать это утверждение, хотя и может сомневаться в методах Локка. По мнению Локка, дети должны терпеть лишения, чтобы подготовиться к суровости жизненных поворотов. Локк особо предостерегает родителей от одевания детей в теплую тесную одежду.

Он предлагает подвергать детей воздействию низких температур и купать их ноги в холодной воде, чтобы они привыкли к мокрой обуви и ботинкам. Слабая диета с большим количеством хлеба и очень небольшим количеством мяса или фруктов — это рецепт Локка для здоровых костей и тела.

Власть и дисциплина

В эпоху, когда телесные наказания были нормой, писал Локк, «дети, которых больше всего наказывали, редко становятся лучшими мужчинами». Он считал, что поведение детей должно мотивироваться «уважением или позором», которые они получают от своих родителей. Дети не должны подвергаться физическому наказанию и не должны получать поощрения в виде сладостей или игрушек.

Он считал, что детей нельзя предостерегать от плохих поступков, пока они их не совершат. Тогда они увидят неодобрение своего родителя и будут в таком ужасе, что не будут повторять этот поступок. Только в случае прямого «бунта или упрямства» Локк одобряет физические наказания.

Образование

Зачем детям заниматься спортом?

Узнать больше

С самых ранних лет Локк стремился научить этого ребенка добродетели самоотречения. Как раз тогда, когда большинство родителей чувствуют себя обязанными баловать своих младенцев и малышей, Локк дает им понять, что они не всегда могут иметь то, что хотят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *