Мы все разные но мы все равны – , . , — .
Беседа «Мы все разные, но мы все равны»
Беседа «Мы все разные, но мы все равны»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Цель:
развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать толерантное, уважительное отношение друг к другу.
Задачи:
• познакомить воспитанников с Конвенцией о правах ребенка;
• сформировать представление о толерантном поведении;
• выработать навыки коммуникативной культуры общения и взаимопонимания;
• способствовать признанию того, что есть различия между людьми.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор будет посвящён нашей беседе, которая называется — «Мы все разные, но мы все равны». И так посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Воспитатель: Сядьте так, чтобы вам было удобно и еще раз посмотрите друг на друга. Даже в таких простых движениях и действиях мы — разные. Каждый из вас это сделал по-своему, по-другому, индивидуально. А что есть одинакового между вами? (ответы детей)
Воспитатель: У каждого из нас разный рост, цвет волос, глаз, кто-то красиво поёт, кто-то любит поспать, а кто-то ленится. Видите, какие мы разные, но всё равно, мы все равны!
Воспитатель: Назовите себя так, как вы определяете вашу принадлежность к определенной группе людей. Это может быть, ваши интересы, друзья. Например, я – мальчик меня зовут Сережа, я человек, я добрый. (ответы детей)
Воспитатель: Итак, у нас есть много общего и различного. Но нас всех объединяет то, что мы все — люди, что у нас есть одна Земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь мир, покой, природу, окружающую среду.
Воспитатель: Но хоть мы и похожи один на одного тем, что мы все — люди, и имеем одинаковые права, мы — разные. У каждого свой неповторимый характер, свои мысли, чувства, способности. На свете нет двух одинаковых людей. Посмотрите на свои ладошки. На них тоненький рисунок из линий. У каждого человека он свой, неповторимый. Природа утверждает, что каждый из вас чудо, которое никогда не повторится.
Воспитатель: У каждого человека есть чувства, способности, характер. Как же сделать, чтобы такие разные, непохожие люди все-таки жили с уважением один к одному? Для этого существуют правила, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу.
Воспитатель: Ты заходишь в детский сад и тебе воспитатели говорят о твоих правилах поведения в детском саду. Ты ребенок, и должен научиться всему.
Воспитатель: Заходишь в автобус — перед тобой правила для пассажиров. Заходишь в кинотеатр, а тут свои правила, которые должны соблюдать зрители.
Воспитатель: Очень строгие правила дорожного движения. За их выполнением следит целая армия работников государственной автоинспекции, потому что в них уже говорится не только про порядок, но и про жизнь людей.
Воспитатель: Есть такие правила, что обязательны для всех граждан страны, кто бы они не были — взрослые или дети. Это такие правила, которые устанавливают порядок во всей стране, обязанности каждого гражданина и его права. Эти правила утверждает высшая власть в стране, а называются такие правила государственными законами. Главный закон нашей страны — Конституция.
Воспитатель: Вам нужно будет, определить какие из ответов правильные, если правильные вы должны похлопать в ладоши.
1. Все дети имеют право на любовь и заботу.
2. Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы и хот-
доги.
3. Дети, которые хорошо относятся к своим родителям, должны получать каждый день конфеты .
4. Все дети имеют право на полноценное питание.
5. Все дети имеют право на отдых и досуг.
6. Все дети имеют право на образование.
7. Каждый ребенок имеет право пользоваться туалетной бумагой.
8. Ни один ребенок не должен убирать свою комнату.
9. Каждый ребенок имеет право отказаться от обеда.
10. Дети имеют право на свободное общение.
11. Все дети имеют право на медицинскую помощью.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы успешно справились с заданием, теперь вы знаете свои права!
Воспитатель: На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Учитель: Настоящие друзья не ссорятся между собой, а поссорившись, быстро забывают причину ссоры или просят прощения. К сожалению, в школе не изжиты ссоры ребят в классах, на переменах. Поэт Борис Заходер об этом рассказал в стихотворении «Мы – друзья».
1 ученик: С виду мы не очень схожи:
Амин толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
2 ученик: Дело в том, что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
1ученик: Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Амин?
2 ученик: Что-то, я Руслан, позабыл.
1 ученик: И я забыл! Ну не важно!
Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
2 ученик: Я как тресну!
Он как даст!
1 ученик: А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
2 ученик: Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Сашкина сестра
Облила нас из ведра!
1 ученик: А она еще смеется:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Воспитатель: Ребята, вы знаете сказку «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена.
Утка. Кря- кря!. Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоится утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять ее; по этому лоскутку ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!
(утята кланяются)
1 птица — Ну вот еще целая орава!
2 птица — Точно нас мало было!
3 птица — А один-то, какой безобразный. Его уж мы не потерпим!
Утка — Оставьте его! Он ведь вам ничего не сделал!
2 птица — Это так, но он такой большой и странный! Ему надо задать хорошенькую трепку!
Старая утка — Славные у тебя детки! Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Утка — Никак нельзя, ваша милость! Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!
Старая утка — Остальные утята очень-очень милы! Ну, будьте же, как дома.
3 птица Он слишком велик! Какой гадкий!
1 птица Безобразный!
2 птица Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
3 птица Глаза бы мои тебя не видели!
(птицы начинают выгонять гадкого утенка, и все уходят со сцены)
Воспитатель: Ребята, почему гадкого утенка выгнали, почему его не приняли остальные птицы?
Воспитатель: Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был, отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!
Воспитатель: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Воспитатель: Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, опасность, была необходима взаимопомощь. Один за всех и все за одного. Настоящие друзья познаются в трудной ситуации. Послушайте рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Мальчик и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что тебе медведь на ухо говорил? ». Мальчик отвечает: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Воспитатель: А сейчас ребята я хочу рассказать вам старую притчу.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта притча? В чем смысл этой притчи?
1 ученик: Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
Мы все имеем равные права, смеяться и грустить.
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
2 ученик: Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
1 ученик: Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети,
Нам сориться не нужно!
Учитель: Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время беседы?
Воспитатель: А теперь ребята я попрошу вас нарисовать рисунок на тему :«Мы все разные, но мы все равны»
infourok.ru
Классный час на тему «Мы разные, но равные»
МКОУ Меньшиковская СОШ
Классный руководитель — Ившина Ирина Юрьевна
Классный час «Мы разные, но равные».
Цель: формирование уважительного отношения к людям не зависимо от их происхождения.
Задачи:
— закрепить у учащихся понятие «толерантность»
— помочь учащимся видеть и ценить индивидуальные качества личности ребёнка
— воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям.
Форма проведения: коллективно — творческое дело (технология Иванова)
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, мультфильм о толерантности.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия.
Ход классного часа.
Оргмомент.
На доске слайд:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери
— Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия. Меня зовут Ирина Юрьевна и сегодня, классный час буду у вас вести я. Нашу встречу хотелось бы мне начать с небольшого стихотворения.
Мы разные! Но мы при этом равные!
Мы все имеем равные права смеяться и грустить!
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Ведь каждый из нас индивидуальность.
А в этом, конечно, и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
— Ребята, как вы думаете: «Какая тема нашего классного часа?» О чём пойдёт речь?
(Выдвижение учащимися предположений темы).
— Конечно. «Мы все такие разные, но мы все равные». А эпиграфом к нашей встречи я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери.
— Сегодня мы с вами поговорим о сходствах и различиях, о принятие других такими, какие они есть, научимся уважать особенности каждого человека.
2. Основная часть.
1. «Что в волшебной коробке?»
— В моей чудесной коробке спрятаны предметы, хорошо знакомые каждому из вас. У них также как и у нас есть сходства и различия. Сейчас я приглашаю сюда трёх смельчаков, которые по очереди, просунув руки в отверстие на крышке, возьмут по одному предмету. Нужно на ощупь догадаться, что в руках и назвать это. (В коробке лежат яблоко, картофель, гранат).
— Итак, у нас есть три предмета. Что между ними всеми общего? (таблица)
— Чем отличаются эти предметы друг от друга?
Картофель, яблоко, гранат. | |
Общее | Различное |
Часть растений Округлой формы Есть кожура, мякоть Съедобные Полезны для здоровья, т.к. богаты витаминами | Разные части растений (картофель — клубень, гранат — плод, яблоко — плод) Отличия в форме (картофель — овальный, у граната есть хвостик, у яблока — палочка) Разное место произрастания (картофель — в огороде, гранат и яблоко — в саду) Относятся к разным родовым группам (картофель- овощ, яблоко и гранат- фрукты) Разные по вкусу. Разные по цвету В них содержаться разные витамины |
— Посмотрите, мы среди овощей и фруктов нашли много общего и различного. А какие ещё предметы схожи и одновременно различны между собой? (еда, напитки, одежда и т.п.)
— А что мы можем сказать про людей, про нас?
— Много ли у нас общих и различных черт?
— Все наши схожие и различные черты мы сейчас и выясним.
2. «Цветик-семицветик».
(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)
— Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите
на 1 — своё любимое животное;
на 2 — любимый цвет;
на 3 — любимое время года;
на 4 — любимый цветок;
на 5 — любимый герой художественной книги, к/ф или мультфильма;
на 6 — любимое занятие, увлечение;
на 7 — любимая игрушка.
— Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.
— Поднимите руку, кто нашёл.
— Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.
— Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.
3. «Особенности класса».
— А что общего у всех нас в классе?
— Чем вы отличаетесь друг от друга?
Общее | Различное |
Мы — люди; Мы ученики одной школы, одного класса; Мы живём в одном районе; Мы любим мультфильмы; Мы любим играть. | Разные по полу; Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.) Разные по характеру; Разные по вкусовым предпочтениям; Разные интересы, способности. |
— Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?
— Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет? (таблица после устных ответов).
— А давайте всё — таки представим на минутку, что мы стали все одинаковые. Что тогда было бы?
— На самом деле у нас у всех были бы одинаковые мысли, одинаковые слова, все бы закончили одинаково школу, институт, все бы работали на одинаковой работе. Интересно ли жить в таком мире одинаковых людей — клонов?
— И поэтому очень хорошо, что это не так. Мы в классе все разные.
— Но отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?
— Знаете ли вы такое выражение «Белая ворона». Что это значит?
— Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся кому-то непохожему на всех остальных, (просмотр мультфильма и обсуждение).
— Какой был наш герой?
— Почему все смеялись и обижали его?
— Как он чувствовал себя?
— Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?
— Что случилось потом?
— Чем закончилась история?
— Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему? (они поняли, что каждый человек индивидуален и неповторим. И каждый может поделить с другими своими умениями, а это так интересно).
— Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе и в этом наша сила!
— А вы знаете, каким качеством должны обладать люди, которые принимают вас такими, какие вы есть? (доброта, милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, терпимость, человеческое достоинство).
— Все понятия (качества) можно объединить одним словом «толерантность».
— У вас на парте лежат карточки со словами толерантность. Давайте озвучим как это слово определяется у разных народов.
В Англии– готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
В Германии — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
Во Франции – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
В Испании – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
В Китае – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
В Египте – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
В России – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
4. «Эксперимент с апельсинами».
— А теперь давайте посмотрим, что же ещё может называться толерантностью.
— Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
(складывает апельсины в пакет, предлагает каждому взять свой апельсин)
— Как вам это удалось?
— А сейчас отвернитесь. (Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает)
– Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
— Внутри все апельсины одинаковые.
Вывод: Вот так же и люди. Снаружи — все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
— Это ещё одно понятие толерантности – милосердие.
— Наш класс-это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?
— Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности. У меня есть большое количество листочков, но не все они должны попасть на дерево. Сейчас, выходим по два человека и выбираем те листочки, которые, по вашему мнению, должны быть на дереве толерантности.
— Какие листочки подходят к дереву толерантности, давайте посмотрим. (сострадание, милосердие, доброта и т.п.)
— А оставшиеся листья, почему не подходят?
— Ещё у вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение: «Мои хорошие качества-……».
3. Подведение итога.
— Согласны ли вы сейчас со словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Почему это верно?
— Разнообразие делает людей неповторимыми; с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.
Коллективная творческая работа (создание классного панно).
На доске заранее подготовлены 3 листа А3 для создания панно: верх листа закрашен голубым цветом (небо), а низ — зелёным цветом (трава).
— Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности, тем более, что дерево наше уже там стоит. Все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху. Посмотрите, какое красивее и разноцветное получилось наше панно.
— Так же как и все люди — мы разные, но равные.
— Ребята, вам понравился наш классный час? Что нового и интересного узнали на уроке?
— Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:
Если каждый будет, друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
— Вот и подошёл к концу наш классный час. На память о нашей встречи мне хочется подарить вам памятку в ваш классный уголок и закладки, которые будут вам напоминать про наш классный час. А также у меня в чудесной коробке спрятался ещё один подарок вам это мандарины. Они разные по размеру, по вкусу, но они все дарят нам радость, радость встречи Нового года.
— Я очень рада, что встретилась сегодня с вами такими добрыми, красивыми и отзывчивыми ребятами. Спасибо вам за работу.
Я толерантный человек, потому что я терпеливый, считающийся с чужими мнениями и интересами, умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания, приветливый и заботливый, вежливый и деликатный, уважающий права свои и окружающих, умеющий слушать и слышать, любознательный, добрый, трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый. |
4. Рефлексия.
— У каждого из вас на столе ладошки (зелёные, жёлтые, красные). Уходя из класса, прикрепите на дверь одну из них.
Ладошка зелёного цвета обозначает: «Я удовлетворён занятием, оно было полезным для меня, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось».
Ладошка жёлтого цвета обозначает: «Занятие было интересным, я принимал в нём участие, оно было в определённой степени полезно для меня, мне было достаточно комфортно».
Ладошка красного цвета обозначает: «Пользы от классного часа я получил мало, не очень понимал о чём идёт речь, мне это не очень нужно».
multiurok.ru
Внеклассное мероприятие «Все Мы разные, но Все Мы равные»
Спортивный час
«Все мы разные, но Все мы равные!»
Автор: Чапурина С.В. воспитатель
ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Возраст участников: 5-8 классы
Цель: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм
Задачи:
познакомить с русскими народными играми с играми других народов
воспитывать патриотизм, желание познать культуру народов России;
воспитывать через игру чувства коллективизма, взаимовыручки.
Вед.: В зале дружбы, не войны,
Потому что толерантны
На планете все они.
Руки мы пожмем друг другу,
Будем петь мы и плясать,
В игры разные играть.
И культуру разных наций
Будем вместе прославлять!
Вед.: 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Это праздник был учрежден в 1996 году. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.
Все – мы разные, все – мы равные!
Мы живем в многонациональной стране. Даже в нашей школе учатся дети разных национальностей. Но все мы стараемся жить в мире, дружбе и согласии. И именно этой дружбе мы посвящаем наш сегодняшний праздник.
Вед.: Дорогие друзья! Вы являетесь участниками фестиваля игр – фестиваля Дружбы, Мира, Взаимопонимания. В народных играх разных стран много юмора, шуток, соревновательного задора.
Мы желаем Вам успешных выступлений на нашем празднике!
Вед.: Нет в мире людей, которые не любили бы играть. Некоторые игры знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры, в некоторые из них мы с вами поиграем.
Вед.: наш фестиваль открывают русские забавы, которые так любимы в России. Но перед играми, давайте поприветствуем гостей ,которые приготовили для вас Русский народный танец.
Русский народный танец (девочки 5-6 классы)
Игра «Ручеек»
Все игроки становятся парами друг за другом, кроме одного (водящего). Пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Игрок без пары пробегает через коридор, по пути забирая кого-нибудь их игроков. А оставшийся без пары игрок ныряет в коридор и выбирает себе новую пару.
Игра «Аленушка и Иванушка»
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга, который образуют дети, взявшись за руки. Иванушка должен поймать Аленушку, при этом может звать ее: «Аленушка, где ты?». Аленушка ему отвечает: «Я здесь!», при этом пытается о него уйти –увернуться.
Вед.: А сейчас мы поиграем в игру страны, которая славиться заповедником – Беловежской пущей.
Это Белоруссия.
Белоруссия – вот оно счастье:
Гладь озер, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!
Встанет солнышко утренней ранью,
Освещая возлюбленный край,
Так отрадно подальше. За гранью
Окунуться опять в этот рай!
Белорусская культура, язык сродни с русским, но все же имеет свои неповторимые особенности.
Игра «Мельница»
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу пока играет музыка. Как только музыка остановилась. у кого оказался мяч тот выбывает. Если кто-то выронил мяч –тоже выбывает.
Побеждает тот, кто останется последним.
Вед.: Друзья, не смотря на то, что разные народы проживают в разных государствах, у всех у нас есть общий Дом – Земля. И никакие границы не смогут помешать нам дружить, общаться и любить. Встречайте гостя с Кавказа.
Танец «Лезгинка» (6 класс)
Игра «Подними платок»
(кабардино-балканская игра)
Игроки становятся в круг, в центре кладут платок. Ведущий ударяет в бубен, все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры старается первым поднять платок.
Игра «Надень шапку»
(дагестанская народная игра)
Мальчик сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий ориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика.
Игра «Пожарная команда»
(германская народная игра)
Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливают по кругу, спинками внутрь. Играющие прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки. Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не снимет по 3 предмета. Звучит сигнал «ПОЖАР». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становиться победителем.
Игра «Поезд»
(тувинская народная игра)
Играют 7 и более человек.
Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.
Вед.: Ребята, давайте узнаем, кто сегодня был дружнее: девочки или мальчики?
В этом нам поможет игра. Повторяем за мной слова и движения.
Два прихлопа, два притопа
Ежики, ежики.
Наковали-наковали,
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте
Зайчики, зайчики.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе ……
Повторяйте за мной:
«Мы с тобой — одна семья:
Вы, мы, ты, я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна- семья:
Вы, мы, ты, я.
Обними соседа справа, обними соседа слева,
Мы с тобой – друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы мы, ты, я!
Вед.: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю планеты Толерантности.
Теперь попрошу всех встать. Положите правую руку соседу на левое плечо, а левую руку поднимите вверх и по моей команде хором весело скажем:
ЕСЛИ КАЖДЫЙ ДРУГ К ДРУГУ БУДЕТ ТЕРПИМ, ТО ВМЕСТЕ МЫ СДЕЛАЕМ ТОЛЕРАНТНЫМ НАШ МИР.
Вед.: Вот и подошел к концу наш фестиваль. Все народы должны жить в мире и дружбе. Когда дружат дети – дружбе жить. Дружите несмотря ни на что. Дружите, побеждая межнациональную рознь.
До свидание! До следующего фестиваля!
infourok.ru
Беседа «Мы все разные, но мы все равны» (для детей старшего дошкольного возраста)
Беседа «Мы все разные, но мы все равны»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала воспитатель ГБОУ Лицей № 1367 Гасанова Мая Фируддин кызыЦель:
развивать у детей терпимость к различиям между людьми; формировать толерантное, уважительное отношение друг к другу.
Задачи:
• познакомить воспитанников с Конвенцией о правах ребенка;
• сформировать представление о толерантном поведении; познакомить со словом «толерантность»;
• выработать навыки коммуникативной культуры общения и взаимопонимания;
• способствовать признанию того, что есть различия между людьми;
• приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ (в том числе моральными).
Ход мероприятия
“Здравствуйте! Добрый день, друзья!Он наступил такой прекрасный, Потому что в нём и ВЫ и Я!” Здравствуйте ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! Всем разным, но равным!
— Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
— Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!
И сегодня наш разговор будет посвящён беседе, которая называется «Мы все разные, но мы все равны».
На нашей планете живет много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.
Нас всех объединяет то, что мы все — люди, что у нас есть одна Земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь мир, покой, природу, окружающую среду.
Но хоть мы и похожи один на одного тем, что мы все — люди, и имеем одинаковые права, мы — разные. У каждого свой неповторимый характер, свои мысли, чувства, способности. На свете нет двух одинаковых людей. Посмотрите на свои ладошки. На них тоненький рисунок из линий. У каждого человека он свой, неповторимый. Природа утверждает, что каждый из вас чудо, которое никогда не повторится.
К нам пришла весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по – своему. Так и мы с вами.
В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.
У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
ПРИТ
educontest.net
Материал по теме: Сценарий досуга к дню единства «Все мы разные, но все мы равные»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Сценарий досуга
ко Дню единства
«Все мы разные, но все равные!»
Подготовила педагог дополнительного образования
Мальцева М.С.
г. Покачи
4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Это праздник взаимопомощи и единения. Этот день связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. И победили! Победить врага можно было только, объединив народ России.
Сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо).
В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
Толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.
Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире друг с другом.
Толерантность в обобщающем варианте:
-сотрудничество, дух партнёрства;
-готовность мириться с чужим мнением;
-уважение человеческого достоинства;
-принятие другого таким, какой он есть;
-способность поставить себя на место другого;
-уважение права быть другим;
-признание многообразия;
-признание равенства других;
-терпимость чужим мнениям, верованиям и поведению;
— отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.
Черты толерантной личности:
-расположение к другим;
-снисходительность;
-терпение;
-чувство юмора;
-чуткость;
-доверие;
-альтруизм;
-терпимость к различиям;
-умение владеть собой;
-доброжелательность;
-умение не обсуждать других;
-гуманизм;
-умение слушать и слышать;
-способность к сопереживанию.
ТВОИ 10 ШАГОВ К ТОЛЕРАНТНОСТИ:
— Стремиться стать лучше.
— Уметь ставить себя на место других.
— Не осуждать и не оценивать.
— Видеть шире:
— Замечать мелочи и тонкости, замечать особенности ситуации, внимание на предысторию, видеть, что скрывается за этим.
— Подключать свой опыт, интуицию и воображение.
— Расширять свой круг общения.
— Знакомиться с другими культурами (традициями), через понимание языка, рисунков, литературы, архитектуры, костюмов (одежды), кухни, музыки, танцев, песен:
— Общаться с представителями других культур.
— Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
— Менять точки зрения.
— Уметь наблюдать.
— Развивать в себе умение слушать.
— Направить общение «на понимание».
— Сопереживать.
— Не зацикливаться и быть активным.
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других
Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве
В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества. Чувство национального самосознания зарождается задолго до начала обучения в школе.
Цель: формирование у детей представления о России как многонациональной стране.
Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя у детей и родителей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения. Расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире Приобщение детей к русской культуре, языку, традициям, промыслам, устному народному творчеству. Знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитание уважения к обычаям, взглядам и традициям других людей.
2. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, живущих в России. Формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
3. Развитие внимания, памяти, мышления, связанной речи. Развитие двигательные навыков: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.
4. Воспитание в детях любви и уважения к своей национальности, своему народу, любовь и уважение к своей родине, дружелюбия, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений, стихотворений:
В. Степанова «Что мы родиной зовем».
Н. Носова «Незнайка»;
А.Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»;
Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»;
сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»;
стихи, посвященные теме толерантности, сострадания, сочувствия: «Толерантность» А. Калининой, «Встреча» Б. Заходера, «Ах, сколько на свете детей» С. Черного.
Используя компьютерные средства обеспечения знакомить детей с культурой, традициями, национальными костюмами народов России:
Русские
Татарские
Дагестанские
Народов севера
Чтение национальных пословиц, поговорок, стихов.
Работа воспитателей с родителями (информирование о предстоящем событии), воспитателя с детьми (беседы о многонациональности России и знакомство с народными играми).
Осуществлялся подбор литературы по проблематике межнациональной толерантности.
Считалки и приговорки разных народов России.
Игры народов России.
Рисунки детей на тему «Моя семья», «Страна, где я живу».
Цель:
Воспитывать в детях толерантность, уважение к национальным культурам разных народов России.
Ход досуга
Дети входят в музыкальный зал под музыку «Волшебники двора», повторяют движения за ведущим.
Ведущий:Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.
Ведущий:
Это праздник взаимопомощи и единения.
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Ведущий: Родина и Единство… Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущий: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Ведущий: Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
Ведущий: ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.
РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
Ведущий: А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всех врагов!
Девочка:
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России.
В дальних селах, городах!
Мальчик:
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей!
Девочка:
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Ведущий: На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.
Ведущий:
Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Все – мы разные, все мы – равные!
Ведущая:
Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!
Ведущий:
И пока на белом свете
Солнце светит нам в след,
Россиянам всем желаем,
Быть едиными навек!
Ведущая:
Для вас исполняется прекрасный татарский танец.
Ведущий:
Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.
Ведущая:
Только живя в мире счастливы народы. Для вас исполняется песня «Солнечный круг».
Ведущий:
— Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,
Опасаться что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.
1Реб. Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты, садик, быт наш и уют.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
2 Реб. Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность,
Напрочь отбросить – «Они не такие»,
Этому учит нас толерантность.
3 Реб. Есть белые дети, есть черные дети,
Есть желтые дети на нашей планете.
Но дело не в цвете, а в том, что на свете
Друг другу всегда улыбаются дети!
4 реб.. Хочу я чтоб общими были на веки –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Все вместе: Пусть будут все люди на веки друзьями!
Ведущий: — Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры. Сегодня мы будем играть и знакомиться с любимыми играми детей народов.
Ребенок:
— И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!».
Ребенок:
— Нас солнце луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
У нас сегодня с вами праздник,
И главный гость на нём – игра.
Ребенок:
— Она, наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Ребенок:
— Расскажет про героев книжных,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе,
Она на всё ответ найдёт.
Ведущий:
— Ребята подрастают на севере, на юге,
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Татары и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом.
Играйте вместе с нами, а мы вам споем.
Дети исполняют песню «Светит солнышко для всех» А. Ермолова.
Звучит татарская мелодия. Заходит женщина — татарка в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке.
— Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где так бы почитали их.
(А. Анисимов)
— Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю.
— Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы. Считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству.
— У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.
Ведущий: — Нам пора уже начать игру, но сначала мне ребята понадобится ваша помощь. Кто из вас знает считалки и может нас посчитать для участия в играх?
Ребенок проводит считалку.
Играют в татарские игры.
Звучит кавказская мелодия. Ведущий рассказывает окавказском народе.
Ведущий: — Ребята, а знаете ли вы, что на Кавказе дети с большим удовольствием играют в игру. Давайте познакомимся с традициями и играми Кавказа.
Дети играют в кавказскую игру.
Ведущий: — Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят кавказские девушки и юноши.
Дети рассматривают кукол в кавказских костюмах.
Звучит русская народная мелодия. Входит Педагог в русском народном костюме.
— Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд: Всякая работа мастера славит. Мала пчелка, да и то работает.
— Восхвалял смелость: Смелость города берет. Тот герой, кто за родину горой.
— Воспевал любовь к родине России — матушке: Родина- краше солнца, дороже золота.
— Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия —
Что может быть сердцу милей!
Ведущий: — Посмотрите, какой красивый национальный костюм носят русские девушки и юноши.
Показывает куклы мальчика и девочки в русских костюмах.
Ведущий: — Пришел черед поиграть в русские народные игры.
Ребенок проводит считалку.
Дети играют в русскую народную игру «Кот и мышь».
Правила игры:
Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши.
Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара.
Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Ведущий: Отправляемся дальше.
Ведущий: Мы делаем остановку на Севере. Здесь живут коренные народы ханты и манси. Погода здесь очень суровая, все время дуют холодные сильные ветра. А живут там рыбаки и охотники которые каждый день выходят в лес и на реку, охотятся и ловят рыбу. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».
Игра «Рыбаки и рыбки»
Две шеренги напротив друг друга, одни рыбаки, другие-рыбки. Говорят: рано утром у реки собирались рыбаки. Рыбку вкусную ловить, её жарить и варить. 1,2,3,4,5 — быстро рыбке уплывать!!! Рыбки убегают, рыбаки-догоняют, затем меняются ролями и играют ещё раз.
Ведущий: Понравилась вам игра, ребята?!
Ведущий: — Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Все народы дружны, все терпимы друг другу.
Дети читают стихи:
— Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас.
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас.
— Пусть будет небо голубое,
А солнце ясным.
Пусть человек не будет злым,
А мир будет прекрасным.
— Выйдите, люди, из своих квартир!
Слова вам наши хорошо слышны?
Люди! Доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны!
Педагог предлагает детям выбрать понравившийся шаблон национального костюма и раскрасить его.
Итог: все мы дети одной страны. Поощрение детей.
Показ мультимедиа-клипов на песни «Большой хоровод», «Дружба».
Ведущий:
— Мы сегодня поиграли,
Много новых игр узнали.
А теперь скорей бегите
И другим всем расскажите.
Под музыку «Подари улыбку миру» А. Варламова дети за взрослым выходят из музыкального зала.
nsportal.ru
Классный час на тему: Все – мы разные, все мы – равные!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ольховлогская ООШ»
Каменский муниципальный район
Воронежская область
Все – мы разные, все мы – равные!
(Классный час)
Разработала:
учитель географии
Шевченко Елена Витальевна
Ольхов-Лог Воронежской области 2016
Цели:
- Образовательные:
- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- выявить основные черты толерантности;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Материалы к классному часу: Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность»
Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности.
Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». (Н.Добролюбов ), плакаты «Цветок толерантности». «Все – мы разные, все мы – равные!»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово учителя: Я приветствую участников нашего мероприятия! Сегодня мы постараемся убедиться, что мир многообразен и удивителен, что так же как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так – же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Будучи абсолютно не похожими, друг на друга мы имеем свою точку зрения, мы готовы её отстаивать, но при этом мы должны уметь понять и принять и чужое мнение. Итак, учимся быть толерантными.
Толерантность. Как это слово определяется на разных языках?
(Выступления учеников)
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)
- tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)
- tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
- tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
- tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро.
Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.
Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.
Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
Ученик: В нашем небольшом селе проживают люди нескольких национальностей – русские, турки, украинцы. Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо знать историю заселения территории, особенности разных культур, много читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Ученица: Наше село Ольхов Лог находится в 175 километрах к юго – западу от города Воронежа. В начале восемнадцатого века процесс заселения русской лесостепи был надолго приостановлен в результате опустошительного нашествия татаро — монгол. Большая часть освоенной территории почти на три с половиной века превращается в Дикое поле. В середине семнадцатого века происходит сплошное заселение, а уже к его концу Среднерусское Белогорье было окончательно ограждено от набегов кочевников, следствием чего явилось быстрое уплотнение сети поселений. В этот момент и появляется село Ольхов Лог. Название многих населенных пунктов и урочищ – подлинное зеркало географического ландшафта. Не составляет исключение и наше село. В его названии нашло отражение особенность рельефа, растительности, название реки то есть природные компоненты, которые играют решающую роль в расселении человека, имеют большое значение для его производственной деятельности и легко прослеживаются на местности. Ольхов Лог – село в Каменском районе Воронежской области. Расположено у лога, в истоке речки Ольшанки, отчего и получило своё название. Лог – местное название балок. Ольшанка – название нескольких рек в Воронежской области. Заросли ольхи (ольшаники) типичны именно для речных берегов, поэтому, наверное, среди рек больше «Ольшанок», чем «Березовиков» или «Осиновок». Хотя у нашего села первоначальное название – хутор Верхний Ольховатский, затем Ольховатый Лог. Есть еще одно, неофициальное название. Часто в рейсовом автобусе можно услышать название «Осиновка», осиновцы. Так называют село и его жителей. Откуда ж появилось такое его название? Первая версия заключается в том, что на опушках дубрав данной местности произрастают заросли осин. А вот, что рассказала нам жительница нашего села Панкова Полина Алексеевна. Прадед Полины Алексеевны был уроженцем села Осиновка, что в Острогожском районе. А работал он у одного богатого пана в самом Острогожске. Все было бы хорошо, если б не один случай. Однажды он не добросовестно подошел к порученному делу. Узнав об этом, пан рассвирепел и ударил своего работника. Тот упал и ударился об угол стола и выбил глаз. Чтобы загладить свою вину и уйти от наказания в суде пан наделил своего работника землей на территории нашего селе. Так один из предков Полины Алексеевны стал первым жителем села, которое по всей видимости вначале называли Осиновкой. По данным энциклопедии село основано в мае 1766 года на землях поручика В. В. Владимирова. Во второй половине 18 века помещик Косенков сдавал в аренду крестьянам земли Ольхов Лога. В 1780 году проживало 53 человека, 1859 – 53человека, 1900 – 741, 1926 – 881, 2007 – 608, 2009 -639 человек, 2016 – 522 человека.
Так же активно осваивают Дикое поле украинские переселенцы, были таковы и в нашей местности, о чем свидетельствует местная особенность русской речи, которая сохранилась до сегодняшних дней.
Образование новых этнических общностей происходило за счет отселения части населения на новые земли. Советский период отмечен и огромным ростом насильственным переселений. В 1943-1944гг. из штата Месхетия Грузии в Среднюю Азию были выселены турки – месхетинцы. Эти переселения сопровождались очень большими демографическими потерями. Вот что вспоминает жительница, теперь уже села Ольхов Лог, Расулова Фатима Фазлиевна, 1929 года рождения, о переезде из Грузии в Узбекистан. « Ранним утром в их село пришли солдаты и приказали всем выйти на улицу. Никаких личных вещей, продуктов питания, даже документов взять не разрешили. Все были построены в шеренги по несколько человек и так они провели весь день. Ночью им разрешили тут же прилечь. На следующее утро, когда собрали людей из ближайших населенных пунктов, всех погнали на вокзал, где они провели еще сутки. Затем всех погрузили в товарняк и повезли на восток. В поезде только в одном вагоне была печка. В остальных вагонах было очень холодно, так как действие происходило в зимнее время. Один раз в сутки пассажирам одного вагона выдавали одно ведро супа. Холод, недостаток в еде привели к тому , что многие люди начали болеть и даже умирать. Когда кто-то умирал, поезд останавливали и трупы выбрасывали не похоронив. За эту короткую вынужденную остановку кто посильнее, в основном это были мужчины, пытались набрать дров для той единственной печки поезда.» В семье Фатимы Фазлиевны тогда было восемь человек. Старшая, шестнадцатилетняя сестра при переезде сильно простудилась и спустя два года умерла. В Узбекистане первым их пристанищем был поселок Серово, затем село Катаган. Когда Фатиме исполнилось восемнадцать лет, отец её отдал замуж и она с мужем уехала жить в другой населенный пункт. Муж работал кузнецом, а она работала в поле, собирала хлопок. В 90 годы они были вынуждены в повторном переселении, но независимая Грузия отказала в праве на возвращение. Поэтому турки – месхетинци были расселены по территории России. В1989 г. приехало первых 15 человек и в с. Ольхов Лог. В 1997 еще 13 человек; в 1998 – 4 человека;2000г. – 3 человека и 2007 – 6 человек. В настоящее время на территории нашего села проживает 89 человек, что составляет 17%.
Учитель: Какую религию исповедают народы, проживающие на территории нашего села? (Православные христиане и мусульмане). Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.
«Аукцион знаний»
– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман (Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. (Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)
Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Ведущий: Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Ведущая: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других, доброжелательность, | Непонимание, игнорирование, эгоизм, |
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»
Ученик: Я
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»
Ученик: В моей семье
- все терпимые и терпеливые;
- здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
- окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
Учитель: Толерантное село. Чем же должно отличаться такое село, наше село? Продолжи фразу «В моём селе …»
Ученик: В моем селе…
- прохожие доброжелательные, вежливые;
- улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
- река и воздух чистые, природа здоровая;
- школа просторная, светлая;
- учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
- учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Учитель: Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране? Продолжи фразу «В моей стране…»
Ученик: В моей стране
- власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
- народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
- все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
- страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? Мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наше село стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)
Список литературы:
1. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
nsportal.ru
Сценарий мероприятия ко Дню толерантности «Все мы разные, но мы все равные!»
Сценарий ко Дню толерантности «Мы все такие разные!»
Очнитесь, люди! Мы же все равны!
Цель: популяризация идеи толерантности среди обучающихся МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета.
Задачи:
-формирование толерантного пространства в Центре;
-развитие убежденности обучающихся в актуальности проблемы;
— формирование у обучающихся установок на толерантное общение.
Оборудование: плакат «Толерантность-терпимость к иному мировоззрению», гелевые шары (по количеству детей), вырезанные из бумаги цветные ладошки, клей, чистый ватман, значки для волонтеров с эмблемой о толерантности, буклет с информацией о Клубе «Подари добро» и об истории возникновения Дня толерантности.
Участники мероприятия:
Обучающиеся детских творческих объединений МБУДО «ЦДО «Радуга», дети инвалиды и дети с ОВЗ Клуба «Подари добро», педагоги дополнительного образования, родители.
Подготовка к мероприятию: в течение месяца социальным педагогом проводились тренинги «Что такое толерантность?» в детских творческих объединениях МБУДО «ЦДО «Радуга».
Ход мероприятия:
Ребята-волонтеры (ДТО «Центр волонтеров») вместе со своим руководителем распространяют на улице перед МБУДО «ЦДО «Радуга» буклеты и берут интервью у прохожих на тему «Что вы знаете о толерантности и о Клубе «Подари добро» для детей с ОВЗ, который работает в нашем Центре?).
В помещении Центра проводится мероприятие «Мы все такие разные».
Акция на улице «Мы все разные, но все мы равные! (литературная композиция о толерантности, запуск шаров в небо).
Материал для мероприятия:
Ведущий:
-Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться детям с раннего возраста. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Актуальность проблемы состоит в социальной напряженности, межэтнические конфликтах, проблеме культуры общения.
Чтец 1. Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы.
Чтец 2. Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Чтец 3. Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.
Ведущий:
— Здравствуйте, ребята, педагоги и родители! 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1995 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления неуважения людьми друг друга, конфликты между людьми разных национальностей. Поэтому и мы с вами будем сегодня говорить о толерантности. Кто из вас слышал это слово и знает, что оно означает? (выслушать мнение обучающихся).
Что же означает это слово на разных языках мира?
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Мы живём в многонациональной стране, поэтому нам очень важно быть толерантными – уважать других ребят, невзирая на какие-либо различия между вами, быть терпимее к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям других ребят, быть внимательными к своим сверстникам, дружить с ними. Ведь все – мы разные, но все мы – равные!
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Ведущий:
-Эмблемой или даже логотипом этого праздника являются цветок толерантности, каждый лепесток которого представляет качество, которым должен обладать толерантный человек и руки или даже цветные ладошки, говорящие нам о том, что все люди, не зависимо от цвета их кожи, должны дружить…
Мы предлагаем вам сделать аппликацию из цветных ладошек и рассказать о том, какое настроение было у вас, когда вы работали вместе с родителями.
(дети с ОВЗ вместе с родителями выполняют аппликацию «Солнышко в ладошках»).
Ведущий:
— Спасибо, ребята. Вы хорошо выполнили задание. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Первое упражнение – разминка «Построиться по росту».
Приглашаю две команды по 5 человек.
Цель: — повышение уровня сплоченности, взаимопонимания
согласованности действий в команде.
Процедура проведения. Участникам команды предлагается построиться по росту. Чья команда справится быстрее, та более сплоченная.
Упражнение «Общий ритм».
Цели: — повышение сплоченности группы.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Ведущий:
—А сейчас я приглашаю всех на музыкальная игру «Ручки, ручки».
Упражнение «Аплодисменты».
Цель: — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто
— сегодня утром быстро проснулся;
— любит сладкое,
— любит зиму,
— любит рисовать,
— любит петь,
— любит смотреть мультфильмы,
— любит читать,
— ходит в Клуб «Подари добро».
Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Ведущий:
-Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Чтец: Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я, чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Пусть будут все дети на веке друзьями!
Ведущий:
-Сейчас я предлагаю всем, ребятам и родителям, педагогам образовать круг (можно круг в круге), как говорилось в стихотворении. Не зря наше мероприятие называется «Мы все разные, но все мы равные!» Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, подумаем о чем — то хорошем, и попробуем передать добрый, позитивный импульс нажатием руки своему соседу справа. Сосед, почувствовав этот импульс, передает его дальше. И так далее, пока импульс не вернется к тому, кто его отправил.
(проходит тренинг)
Чтец: Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живет по-другому,
Но дверь в его дом открыта любому,
Любому, готовому быть толерантным!
Ведущий:
-Заканчивая наше мероприятие, мне очень хочется, чтобы вы были толерантны не только в день толерантности, не только в тот день, когда мы об этом говорим, а всегда помнили об этом. Наш Центр посещают дети разных национальностей, но вы должны находить общий язык, общие интересы, дружелюбно относиться друг к другу. Помнить о том, что все мы разные, но мы равные!
А сейчас мы все вместе выйдем на улицу и запустим в небо желтые шары, как символ тепла и дружелюбия друг к другу.
infourok.ru