cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию: Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите цифры,под которыми они указаны.. Обществознание 15268

Формирование цен организациями-монополистами (в вопросах и ответах)

Регулирование цен на продукцию организаций-монополистов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (респуб­ликанский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением МАРТ от 06.04.2018 № 20 (далее – Инструкция № 20).

Организация по некоторым видам оказываемых услуг включена в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни) (далее – Госреестр).

Вопрос: Что является базой для определения суммы прибыли, включаемой в тариф на услугу: полная себестоимость услуги или себестоимость обработки (без учета стоимости материалов)?

Ответ: Приложением 2 к Инструкции № 20 для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы на услуги, производимые либо оказываемые на территории Республики Беларусь субъектами хозяйствования, включенными в Госреестр, установлен предельный норматив рентабельности в процентах к себестоимости. При этом Инструкцией № 20 не определено, какая себестоимость имеется в виду.

Из п. 4 Инструкции № 20 следует, что тарифы на оказываемые услуги устанавливаются организациями-монополистами на основе плановых затрат (себестоимости) на их оказание, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, определяемой исходя из конъюнктуры рынка, и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование тарифов. При этом себестоимость определяется организацией-монополистом самостоятельно исходя из принятой учетной политики, включающей вопросы ценообразования, с учетом отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), а также НПА по вопросам формирования затрат на основе раздельного учета затрат по каждому виду услуг.

Согласно ст. 3 Закона от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З) тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги. Понятие себестоимости услуги Законом № 255-З не определено.

Таким образом, Инструкция № 20 не дает ответ на вопрос, включать стоимость материалов, используемых при оказании услуги, в ее себестоимость или нет. Не отвечают на поставленный вопрос также и основополагающие НПА по ценообразованию (Закон № 255-З, Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72)).

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к:

  • недействующим (утратившим силу) документам, ранее регламентировавшим общеотраслевой порядок формирования тарифов на услуги;
  • существующей отраслевой практике регулирования тарифов;
  • методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг).

Пунктом 9 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция № 183, постановление № 183), было определено, что при формировании тарифов рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры), если иное не установлено законодательством.

Постановление № 183 и утвержденная им Инструкция № 183 утратили силу с 14 апреля 2011 г., и, следовательно, применение порядка, установленного Инструкцией № 183, в настоящее время не является обязательным.

Существующая отраслевая практика не дает единого ответа на рассматриваемый вопрос.

Так, например, с одной стороны, Инструкцией о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Минздрава от 03.02.2015 № 14, определено, что тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются юридическими лицами и ИП без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, которые оплачиваются заказчиками дополнительно. Следовательно, предельный норматив рентабельности, используемый для определения размера прибыли, включаемой в тариф на платную медицинскую услугу, применяется к полной себестоимости, в которую не включается стоимость лекарственных средств. Такой же подход мы встречаем в НПА, регулирующих порядок определения прибыли, включаемой в ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению).

Вместе с тем в подавляющем числе случаев мы не находим запрета по включению стоимости используемых материалов в стоимость услуги.

Таким образом, организации-мо­но­по­листы при отсутствии прямого запрета со стороны НПА самостоятельно определяют порядок включения (или невключения) стоимости материалов, используемых при оказании платных услуг, и, как следствие, базу для расчета прибыли. Данный порядок следует закрепить в ЛПА (положении по ценам или учетной политике, отражающей вопросы ценообразования).

Вопрос: Организации-монополисты должны составлять экономическое обоснование цен только на те виды продукции, по которым они включены в Госреестр, или по всему ассортименту выпускаемой продукции?

Ответ: Обязанность организаций-мо­нополистов подтверждать устанавливаемые отпускные цены (тарифы) экономическими расчетами в форме плановой калькуляции (с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.) определена ст. 6 Инструкции № 20. Из данной формулировки не вытекает, что требование по составлению экономического обоснования цен распространяется только на те виды продукции, по которым организация-монополист включена в Госреестр.

Согласно п. 1 Инструкции № 20 она устанавливает порядок регулирования МАРТ цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов. Как видно, и данная статья не ограничивает регулирование цен исключительно теми товарными позициями, по которым организация-монополист включена в Госреестр.

Таким образом, для ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотрение более широкого спектра норм законодательства.

Основополагающим документом в сфере ценообразования является Закон № 255-З.

Данный Закон выделяет две сферы ценообразования: свободное и регулируемое.

Согласно ст. 7 Закона № 255-З регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

  • товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;
  • отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен Указом № 72.

Согласно данному перечню МАРТ предоставлено право регулировать цены (тарифы) на товары (работы, услуги) юридических лиц и ИП, включенных в Госреестр.

Детальный анализ вышеприведенных норм законодательства показывает, что в отношении естественных монополий сфера государственного регулирования распространяется исключительно на продукцию, произведенную в условиях естественной монополии (а не на всю производимую данными организациями продукцию), тогда как право МАРТ по регулированию цен распространяется на всю продукцию, производимую (реализуемую) субъектами хозяйствования, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (а не только на те позиции, по которым субъект хозяйствования включен в Госреестр).

Способы государственного регулирования деятельности естественных монополий определены ст.  8 Закона от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях», которым, так же как и Законом № 255-З, предусмотрено регулирование цен (тарифов) на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий.

Следует учесть, что согласно ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» законы имеют большую юридическую силу, чем постановления государственных органов.

Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что в том случае если субъект хозяйствования включен в Государственный реестр естественных монополий, то требование по экономическому обоснованию цен распространяется только на те позиции, по которым он включен в реестр; если же субъект хозяйствования включен в Госреестр, то требование по экономическому обоснованию распространяется на всю выпускаемую и реализуемую продукцию.

Организация-монополист участвует в тендерах на поставку своей продукции в пределах Республики Беларусь. Цены, по которым предприятие выигрывает тендеры, отличны от цен, которые содержатся в прейскуранте или должны получаться в соответствии с утвержденным порядком применения скидок.

Вопрос: Как необходимо оформлять цены, по которым осуществляется поставка продукции по тендерным договорам, и какими нормативными документами при этом пользоваться?

Ответ: Положения Инструкции № 20 не указывают на то, каким образом необходимо оформлять цены, по которым осуществляется организациями-монополистами поставка продукции по тендерным договорам.

Вместе с тем подп. 2.11 Указа № 72 определено, что юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п. 1 Указа № 72.

Этим же подпунктом определен перечень случаев, когда экономическое обоснование может не составляться. Однако цены в рамках тендерных торгов в перечне исключений не поименованы. Таким образом, цены, по которым осуществляется отпуск товаров в рамках тендерных торгов, также должны быть экономически обоснованными.

Частью первой п. 6 Инструкции № 20 определено, что отпускные цены (тарифы), устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.).

Согласно абзацу четвертому п. 3 Инструкции № 20 отпускная цена – это цена, устанавливаемая производителем на произведенный товар.

Таким образом, цена, установленная производителем на произведенный товар, реализуемый в рамках тендерных торгов, также является отпускной и она должна быть подтверждена экономическими расчетами.

Пунктом 12 Инструкции № 20 определено, что организации-монополисты при реализации товаров могут предоставлять покупателям скидки с утвержденных (зарегистрированных) цен. Порядок предоставления скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются.

Ни один из вышеназванных, а также иных законодательных актов не устанавливает обязанность организации-монополиста иметь положение по ценам.

Руководствуясь вышеизложенным, при оформлении цен, по которым осуществляется поставка продукции по тендерным договорам, следует использовать один из двух возможных вариантов:

1) в порядке применения скидок преду­смотреть отдельный пункт, который бы определял размер скидок (диапазон скидок), применяемых при участии в тендерных торгах. Преимущество данного подхода обусловлено отсутствием потребности осуществлять дополнительные экономические расчеты по обоснованию отпускных цен и утверждению новых прейскурантов, так как изменение экономически обоснованных отпускных цен не происходит;

2) на дату составления экономического обоснования отпускных цен составить на ту же продукцию аналогичные экономические обоснования, применив меньший уровень рентабельности. Сформированные цены, утвержденные руководителем организации или иным уполномоченным лицом, поместить в прейскурант тендерных цен (отдельный прейскурант, отличный от основного).

Если применяемый порядок обоснования тендерных цен не согласуется с ЛПА (положением по ценам, порядком применения скидок), то следует либо привести порядок обоснования тендерных цен в соответствие с ЛПА, либо внести изменения в сами ЛПА. При этом особое внимание необходимо обратить на даты. На каждую конкретную дату экономического обоснования оно должно соответствовать действующему на данную дату порядку.

В противном случае проверяющие могут это расценивать как реализацию товаров (в отношении которых осуществ­ляется государственное регулирование цен, без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен, за что в соответствии с частью третьей ст. 12.4 КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг)).

 Алексей Тимофеев, экономист

Мировая экономика. Экономическая культура человека — Обществознание

Обществознание ЕГЭ, занятие 13

Занятие 13. Мировая экономика. Экономическая культура человека

Мировая торговля

Формы международных экономических отношений:

  • международная торговля;

  • движение капиталов и инвестиций;

  • миграция рабочей силы;

  • валютно-кредитные операции;

  • обмен в области науки и техники;

  • международное разделение труда.

Причины международной торговли:

  • отсутствие сырья, природных ресурсов внутри страны;

  • отсутствие экономической целесообразности производства;

  • отсутствие квалифицированной рабочей силы;

  • отсутствие необходимых технологий производства.

Экспорт – продажа товаров за границу для их реализации на мировом рынке.

Импорт – ввоз товаров из-за границы для продажи их на внутреннем рынке.

Сальдо торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определённый период времени.

Принципы международной торговли

  • Принцип абсолютных преимуществ – способность страны производить товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с другими странами (благодаря климату, наличию природных ресурсов, квалифицированных работников и других факторов производства).

  • Принцип сравнительных преимуществ – способность страны (фирмы) производить товары и услуги с более низкими альтернативными издержками (их производство более выгодно, чем производство других товаров).

Внешнеторговая политика современных государств:

  • Протекционизм – покровительство отечественной промышленности и торговли, защита их от конкуренции со стороны иностранных производителей.

  • Фритредерство – свободная торговля.

  • Умеренная торговая политика – сочетание элементов свободной торговли и протекционизма

1995 – образование ВТО, которая проводит линию на обеспечение свободы торговли и равенства всех участников, регулирует спорные вопросы.

Методы политики протекционизма во внешней торговле:

  • Таможенные тарифы на импорт или экспорт продукции – таможенные пошлины.

  • Таможенный союз – объединение стран, которые ликвидируют таможенные пошлины на товары и услуги друг друга, но вводят их для третьих стран.

  • Квоты – количественные ограничения на ввоз определённых товаров.

  • Установление стандартов (например, стандартов качества).

  • Лицензирование – необходимость получения разрешения на импорт каких-либо видов товаров.

  • Эмбарго – наложения запрета на ввоз или вывоз каких-либо товаров.

  • Экспортная субсидия – компенсация производителю, продающему свои товары на мировом рынке части его затрат.

Автаркия – экономический режим страны, предполагающий её самообеспечение и отсутствие торговли с другими странами.

Типы экономической интеграции стран:

  • преференциальное (от «предпочтения») торговое соглашение;

  • зона свободной торговли;

  • таможенный союз;

  • общий рынок;

  • экономический союз;

  • валютный союз;

  • полная экономическая интеграция.

Экономическая культура

Экономическая культура в широком смысле слова – это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

Экономическая культура в узком смысле слова это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям.

Экономическая культура общества – система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

  • Уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху.

  • Неприятие настроений уравниловки.

  • Создание и развитие социальной среды для предпринимательства.

Экономическая культура личности – органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.

  • Экономические знания – представления человека о сфере экономической жизни общества.

  • Экономическое мышление – умение видеть сущность экономических явлений, использовать экономические знания в реальной ситуации.

  • Экономическая направленность личности – включает социальные установки и социально значимые ценности.

Экономическая культура потребителя

Потребитель – лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт.

Эффект Веблена – «демонстративное потребление»:

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Виды доходов:

Доходы могут выступать в денежной и неденежной форме.

Номинальные доходы выражаются в денежных единицах.

Реальные доходы выражаются в количестве материальных благ, которые получающий доходы может приобрести.

Использование дохода:

Виды потребительских расходов

Уровень жизни – уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Качество жизни – включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п.

Культура производителя

Производитель это тот, кто изготавливает и продаёт товары и предоставляет услуги.

Цель производителя—получение наибольшей прибыли:

Качества, необходимые для успешной предпринимательской деятельности

  • инициативность;

  • лидерские качества, умение организовать людей и самого себя;

  • умение рисковать и просчитывать риски;

  • независимость экономического мышления и самостоятельность в суждениях;

  • коммуникабельность, умение строить отношения с иными субъектами деятельности;

  • уважение к интересам других и общества в целом: социальна ответственность.

Культура собственника

Решение заданий

1.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с политикой протекционизма.

1) установление стандартов; 2) тариф на импорт; 3) ставка рефинансирования; 4) лицензирование; 5) экспортная субсидия; 6) зона свободной торговли.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2.

Вступление в ВТО предполагает необходимость для государства придерживаться в эко­но­ми­че­ской сфере по­ли­ти­ки фри­тре­дер­ства. Что при этом будет для неё характерно? За­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми ука­за­ны верные ответы.

1) Решением правительства в стране повышены по­шли­ны на им­порт­ные то­ва­ры.

2) В стране от­кры­ва­ют­ся фи­ли­а­лы ино­стран­ных ком­па­ний.

3) На рынке страны много не­до­ро­гих, ка­че­ствен­ных им­порт­ны­х то­ва­ров.

4) Выделяются суб­си­дий для мест­ных сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей.

5) Рынок потребительских товаров в стране – дефицитный.

6) Отменены квоты на им­порт­ную про­дук­цию.

3.

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Вли­я­ние меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли на на­ци­о­наль­ную эко­но­ми­ку». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

4.

Арина работает менеджером среднего звена. Одну часть своих сбережений она разместила на банковском депозите, другую потратила на приобретение акций различных компаний. Арина взяла кредит на покупку автомобиля. Что из перечисленного относится к доходам Арины? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проценты по кредиту

2) заработная плата

3) проценты по вкладу

4) дивиденды

5) транспортный налог

6) коммунальные платежи

5.

Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) преобладание (господство) государственной собственности

Б) свободное ценообразование

В) контроль государства за производством и распределением

Г) централизованное планирование производства

Д) конкуренция производителей

1) командная (плановая)

2) рыночная

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

6.

Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

7.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важное значение в экономических процессах играет так называемый закон спроса. Действие этого закона полнее всего проявляется в рыночной экономике свободной __________ (А). __________ (Б) определяется экономистами как общее количество товара, которое __________ (В) в каждый конкретный момент времени желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести по определённым ценам. Этот закон означает, что при равных прочих условиях объем спроса уменьшается по мере увеличения __________ (Г). Надо, однако, отметить, что изменение цены и изменение спроса на __________ (Д) не находятся в прямой пропорциональной зависимости. В рыночной экономике существует ещё много факторов, влияющих на __________ (Е) цены и спроса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов

1) цена

2) потребитель

3) производитель

4) спрос

5) производство

6) конкуренция

7) товар

8) стоимость

9) соотношение

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

8.

В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

9.

Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ситуация на рынке, когда множество фирм производят однотипную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенная конкуренция.

2) Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию с учётом рыночного спроса.

3) Олигополией называют рыночную структуру, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами.

4) В условиях олигополии отсутствуют барьеры входа на рынок новых участников.

5) Монополистическая конкуренция – это такой вид монополии, когда монополистом является не продавец, а покупатель.

10.

На рисунке отражено изменение спроса на услуги автосервисов на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1.

(P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост числа владельцев автомобилей

2) рост предпочтений обращаться в автосервис, а не ремонтировать автомобиль самостоятельно

3) уменьшение количества автосервисов

4) рост оплаты труда работников автосервисов

5) увеличение стоимости аренды помещений автосервисов

11.

На рисунке отражено изменение предложения картофеля на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) внедрение новой технологии выращивания картофеля

2) аномально засушливое лето

3) сокращение субсидий для производителей картофеля

4) рост издержек, связанных с выращиванием картофеля

5) удешевление топлива для сельскохозяйственной техники

12.

Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) непосредственное использование физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ

Б) факторный доход – заработная плата

В) факторный доход – рента

Г) условное название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства жизненных благ

Д) факторный доход – прибыль

1) предпринимательство (предпринимательские способности)

2) труд

3) земля

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

8

Рыночная власть и монополия | E B F 200: Введение в экономику энергетики и наук о Земле

Печать

Задание для чтения

Для этого раздела, пожалуйста, прочтите главу 11: «Рынки ценового поиска с высокими входными барьерами». из Gwartney et al.
От Greenlaw et al. Глава 9, «Монополия».

Наше первое допущение — это предположение о рыночной власти, которое гласит, что каждый является получателем цены или что на рынке много покупателей и продавцов. В этом случае равновесная цена на рынке определяется таким количеством различных сделок, что любой, кто хочет купить или продать на этом рынке, должен делать это по рыночной равновесной цене, и они не могут изменить равновесную цену своими силами. собственные действия. Следовательно, вы должны «брать» любой ценой. Если вы можете изменить равновесную цену собственными решениями, вас можно назвать «установщиком цен». На самом деле, во многих ситуациях кто-то на рынке имеет некоторую возможность изменить цены своими индивидуальными действиями. К ним относятся:

  • Монополия: только 1 продавец.
  • Дуополия: 2 продавца.
  • Олигополия: несколько продавцов.
  • Монопсония: только 1 покупатель.

Монополия

Это самый крайний, но не самый распространенный пример рыночной власти. Монополия – это рынок с одним продавцом. Монополист свободен устанавливать цены или объемы производства, но не и то, и другое, потому что он сталкивается с нисходящей кривой спроса. У него не может быть высокой цены и большого количества продаж — если у него будет высокая цена, люди будут покупать меньше.

Монополия может существовать и/или сохраняться тремя способами:

  1. Все некоторые ресурсы принадлежат какой-либо фирме (например, DeBeers и алмазы).
  2. Правительство допускает существование монополии (не распространено в США, но во многих странах такие вещи, как авиалинии или железные дороги, являются монополиями, установленными государством).
  3. Существует естественная монополия (например, ваша местная энергетическая компания). О естественных монополиях мы поговорим чуть позже.

В этот момент вы можете подумать о некоторых рынках, на которых доминирующая доля рынка принадлежит одной фирме, например Microsoft на рынке программного обеспечения для работы с электронными таблицами. Это не монополии, поскольку у фирм на этих рынках есть конкуренты, а у потребителей есть выбор. Если фирма получает чрезмерную долю рынка благодаря предложению продукта, который хотят купить многие люди, у нас нет монополии. Фирмы в таком случае могут иметь большую рыночную власть и могут столкнуться с пристальным вниманием со стороны правительства, но технически они не являются монополиями.

Чем плоха монополия?

Обычно считается, что монополии являются нежелательными рыночными структурами.

Они нежелательны, или «плохи», потому что в данном случае «плохо» означает меньше максимально возможного совокупного богатства — суммы излишков производителя и потребителя. Рынок, на котором существует монополия, будет генерировать для общества меньше богатства, чем на конкурентном рынке

Монополия ведет к следующему:

  • Меньшее количество товаров, производимых и потребляемых, чем на конкурентном рынке
  • Цена выше равновесной цены на конкурентном рынке.
  • Увеличение прибыли фирмы. В условиях монополии фирма обычно получает экономическую прибыль выше нуля (помните этот термин?).

На конкурентном рынке именно акт конкуренции приводит цены к равновесной цене и количеству, при которых предельная фирма получает нулевую экономическую прибыль — она зарабатывает ровно столько денег, чтобы покрыть свои издержки производства и заплатить своим владельцам доход, достаточный для покрытия их рисков. Если фирмы в отрасли получают положительную экономическую прибыль, то у других фирм есть стимул выйти на рынок, чтобы попытаться доставить эту положительную прибыль своим владельцам.

Как правило, этого дополнительного входа на рынок достаточно, чтобы увеличить производство и снизить равновесную цену до точки, при которой наблюдается нулевая экономическая прибыль. В монополии эти конкурентные давления отсутствуют. Фирма может получать положительную экономическую прибыль, а поскольку она является монополистом, другие фирмы не могут выйти на их рынок и снизить цену.

Это приводит к увеличению размера излишка производителя и уменьшению размера излишка потребителя. Как незаинтересованный экономист, мы могли бы сказать: «кого это волнует?» особенно если мы создаем богатство. То есть, должны ли мы заботиться о том, кто получает богатство, пока богатство создается? Это было бы «нормативным» утверждением. Однако, поскольку мы заинтересованы в максимизации совокупного богатства общества, мы можем задать положительный вопрос: «Уменьшает ли монополия общее создаваемое богатство?» Если да, то мы имеем определение провала рынка.

На этот вопрос довольно легко ответить с помощью диаграммы спроса и предложения. Но сначала рассмотрим, как работает монополия. У нас может быть один продавец, и этот продавец может выбирать свою цену, но он не может контролировать кривую спроса. Помните, что кривая спроса определяется предельной полезностью потребления, мерой того, сколько удовольствия потребители получают от потребления. Таким образом, монополист сталкивается с кривой спроса, которую он или она не может изменить. Итак, что может сделать монополист, так это выбрать, где кривая предложения пересекается с кривой спроса. Он может выбрать любую комбинацию цены или количества, существующую на кривой спроса. Если он выбирает большое количество, то он выбирает низкую цену, или наоборот. У него не может быть высокой цены и большого количества. Когда я говорю здесь «высокий», я имею в виду равновесие конкурентного рынка.

Таким образом, производитель-монополист обычно ограничивает выпуск до некоторого количества ниже рыночного равновесия. Это показано на следующей диаграмме спроса и предложения, где Qm относится к количеству, произведенному монополистом. Чтобы узнать, какую цену мы видим на этом рынке, проведите линию вверх от Qm до пересечения с кривой спроса. Это дает нам монопольную цену Pm. Они контрастируют с равновесием «свободного рынка», которое я обозначил как Q* и P* на этой диаграмме.

Как видите, поскольку Qm < Q* , то Pm должно быть больше, чем P* , потому что кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Рисунок 5.1 Диаграмма спроса и предложения, показывающая DWL

Фото: F. Tayari © Penn State имеет лицензию CC BY-NC-SA 4.0

На конкурентном рынке богатство представляет собой сумму красных, желтых и синих областей. . На монопольном рынке это просто сумма желтых и красных областей. Синяя область – это богатство, утраченное обществом. Эта область Безвозвратная потеря . Это обозначено как «DWL» на рисунке 5.1. Это цена для общества за то, что монополия действует. Таким образом, при монополии производитель производит больше, потребитель меньше, и в результате общество, вместе взятое, становится беднее.

Это называется Социальные издержки : издержки всего общества.

Пример

Спрос определяется как P=900−8Q , Предложение определяется как P=2Q. Если монополист установит Q=50, каковы безвозвратные потери?

Ответ:

Чтобы найти безвозвратные потери, нам нужно вычислить площадь треугольника, ограниченного точкой равновесия, и монопольную величину (Qm).

Равновесие конкурентного рынка определяется пересечением спроса и предложения, поэтому, если P=2Q и P=900−8Q. Тогда

2Q=900−8Q

, значит,

10Q=900.

Таким образом, Q=90.

Если мы заменим Q на 90 либо на кривой спроса, либо на кривой предложения, мы получим P=180.

Итак, равновесная цена и количество =(P*, Q*)=(180,90).

Излишек потребителя составит 720 х 90 х 0,5 = 32 400, а излишек производителя 8 100. (Почему?) Общее богатство, созданное этим рынком, составит 40 500.

Теперь, сколько богатства потеряно, если производитель может ограничить выпуск до 50?

Ну, во-первых, монопольная цена будет определяться кривой спроса, которая определяется как P=900−8Q , что дает нам 900 — 8*50 = 500.

Таким образом, монопольное равновесие будет (P(m ), Q(м))=(500,50) . Безвозвратные потери представляют собой треугольник между кривыми спроса и предложения и вертикальной линией Q = 50. Площадь этого треугольника составляет 400 х 40 х 0,5 = 8000. Таким образом, безвозвратная потеря составляет 8 000, а общее богатство, созданное этим рынком, составляет всего 32 500. Это примерно на 20% меньше общего совокупного богатства, создаваемого рынком. Обратите внимание, что излишки потребителей сократились с 32 400 до 10 000, а излишки производителей увеличились с 8 100 до 22 500. Таким образом, на этом рынке производители зарабатывают на 14 400 единиц больше богатства, потребители зарабатывают на 22 400 единиц меньше, а рынок генерирует на 8 000 единиц богатства меньше.

Куда делось это богатство? Это потеря потенциального богатства от сделок, которые имели бы место между Q = 50 и Q = 90. На этом рынке есть потребители, чья готовность платить выше рыночной равновесной цены, но они не могут покупать, потому что монополист не хочет.

продать им. С какой стати монополист не хочет что-то продавать? Что ж, давайте посмотрим, почему.

‹ Совершенно конкурентные рынки вверх Максимизация прибыли в монополии ›

Монополистические рынки: характеристики, история и последствия

Что такое монополистический рынок?

Монополистический рынок — это теоретическое состояние, описывающее рынок, на котором только одна компания может предлагать товары и услуги населению. Монополистический рынок противоположен совершенно конкурентному рынку, на котором действует бесконечное число фирм. В чисто монополистической модели фирма-монополист может ограничивать объем производства, повышать цены и в долгосрочной перспективе получать сверхнормальную прибыль.

Ключевые выводы

  • Монополия описывает рыночную ситуацию, когда одна компания владеет всей долей рынка и может контролировать цены и выпуск.
  • Чистая монополия встречается редко, но бывают случаи, когда компании владеют значительной долей рынка и применяются антимонопольные законы.
  • Altria, производитель табака, имеет монополистический контроль над табачным рынком.
Монополистический рынок

Понимание монополистических рынков

Монополистический рынок — это рыночная структура с характеристиками чистой монополии. Монополия существует, когда один поставщик предоставляет определенный товар или услугу многим потребителям. На монополистическом рынке монополия или контролирующая компания полностью контролирует рынок, поэтому она устанавливает цену и предложение товара или услуги.

Чисто монополистические рынки редки и, возможно, даже невозможны при отсутствии абсолютных барьеров для входа, таких как запрет на конкуренцию или единоличное владение природными ресурсами.

Когда они происходят, монополия, которая устанавливает цену и предложение товара или услуги, называется ценообразователем. Монополия максимизирует прибыль, потому что, изменяя предложение и цену товара или услуги, которые она предоставляет, она может генерировать большую прибыль. Определив точку, в которой ее предельный доход равен ее предельным издержкам, монополия может найти уровень выпуска, который максимизирует ее прибыль.

Как правило, только один продавец контролирует производство и распространение товара или услуги, поэтому другие фирмы не могут выйти на рынок. Обычно существуют высокие барьеры для входа, которые мешают компании выйти на рынок. Потенциальные участники рынка находятся в невыгодном положении, поскольку монополия имеет преимущество первопроходца и может снизить цены, чтобы подорвать позиции потенциального новичка и помешать ему получить долю рынка.

Поскольку существует только один поставщик, и фирмы не могут легко войти или выйти, не существует заменителей товаров или услуг. Следовательно, монополия также имеет абсолютную дифференциацию продукта, потому что нет других сопоставимых товаров или услуг.

История монополий

Термин «монополия» возник в английском праве для описания королевского гранта. Такой грант разрешал одному торговцу или компании торговать определенным товаром, в то время как ни один другой торговец или компания не могли этого делать.

Исторически монопольные рынки возникали, когда отдельные производители получали исключительные юридические привилегии от правительства, такие как соглашение, достигнутое между Федеральной комиссией по связи (FCC) и AT&T между 1913 и 1984 годами. В этот период ни одна другая телекоммуникационная компания не могла конкурировать с AT&T. потому что правительство ошибочно полагало, что рынок может поддерживать только одного производителя.

В последнее время краткосрочные частные компании могут вести себя как монополии, когда производство имеет относительно высокие постоянные затраты, что приводит к снижению долгосрочных средних общих затрат по мере увеличения выпуска. Эффект такого поведения может временно позволить одному производителю работать с более низкой кривой затрат, чем у любого другого производителя.

Влияние монополистических рынков

Типичное политическое и культурное возражение против монополистических рынков заключается в том, что монополия в отсутствие других поставщиков того же продукта или услуги может взимать надбавку со своих клиентов. Потребители не имеют заменителей и вынуждены платить за товары цену, диктуемую монополистом. Во многом это возражение против высоких цен, а не обязательно монополистического поведения.

Стандартный экономический аргумент против монополий иной. Согласно неоклассическому анализу, монополистический рынок нежелателен, потому что он ограничивает объем производства, а не из-за того, что монополист получает выгоду от повышения цен. Ограниченный объем производства означает меньшее производство, что снижает общий реальный общественный доход.

Даже если существуют монопольные полномочия, такие как юридическая монополия Почтовой службы США на доставку первоклассной почты, у потребителей часто есть много альтернатив, таких как использование стандартной почты через FedEx или UPS или электронная почта. По этой причине монополистические рынки редко успешно ограничивают выпуск или получают сверхнормальные прибыли в долгосрочной перспективе.

Регулирование монополистического рынка

Как и модель совершенной конкуренции, модель монополистической конкуренции трудно или невозможно воспроизвести в реальной экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *