cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Методика гуткиной: Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) | Тест:

Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной | Psylist.net

Психологический практикум ↓

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Первая инструкция испытуемому: Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.

) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило.
Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому: Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».

Замечания к проведению методики. Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.

Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.

Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе
  • Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
  • Ключи к СМИЛ. Базисные шкалы
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию)
  • Игра «Поиск общих свойств»
  • Секретарь-референт
  • Как вы стоите?
  • Исследование качества звукопроизношения
  • Методика «Мотивы выбора профессии»

Методика Домик, Гуткина: анализ результатов, выводы

В данной статье выясним, что собой представляют коррекционные методики, узнавание фигур, «Домик» Н. И. Гуткиной и иные нюансы, применяемые психологами для определения уровня развития ребенка.

Одной из самых актуальных и известных задач деятельности психологов в системе образования является диагностика подготовки ребят к школьному обучению. Сегодня существует колоссальное количество методик тестирования данного направления. Среди них указана «Экспертная программа, определяющая психологическую готовность малышей 6-7 лет к школьным занятиям» Гуткиной Н. И., которую считают теоретически наиболее обоснованной. Кстати, методологически она считается самым последовательным инструментом.


Классификация предметов по Рубинштейну

Методика «Классификация предметов» — одна из самых эффективныхв области клинической…

Достоинства методики

Безусловное достоинство данной методики заключается в принципе коррекционности, который в ней заложен. С помощью программы можно не только устанавливать отличительные черты развития и предсказывать успешность просвещения малыша, но и составлять коррекционно-совершенствующую адекватную систему. Долго работала над своей теорией Гуткина Н. И. Методика «Домик» — её лучшая работа, которая включена в данную программу.

Проект предназначен для проверки ребят 6-7 лет. С помощью него выясняется их психологическая готовность к школьным занятиям и контролируется динамика психического развития малышей в развивающих группах. В последнем случае проект применяют с 5,5 до 8 лет.

Вообще данная программа используется для изучения развития интеллектуальной, потребностно-аффективной, произвольной, речевой сфер.

Проект

Методики, из которых состоит проект, тестами не являются. Благодаря им можно качественно охарактеризовать готовность малыша к школьному обучению.

Диагностический проект состоит из семи методик, шесть из которых являются авторскими оригинальными разработками:

  • Способ определения доминирования игрового либо познавательного мотивов в потребностно-аффективной сфере малыша.
  • Тест школьной зрелости Керна-Йирасека (ориентационный).
  • Экспериментальная беседа, выявляющая «внутреннюю позицию ученика».
  • Технология «Да и нет» (умение работать по шаблону).
  • Методика «Домик» (тонкая моторика руки, произвольность внимания, сенсомоторная организация, умение ориентироваться на образец).
  • Приём «Сапожки» (исследование обучаемости).
  • Способ «Звуковые прятки» (фонемный слух).
  • Технология «Преемственность событий» (развитие речи, способности к обобщению, логическое мышление).

Чтобы провести эффективное обследование, кабинет оформляют в соответствии с предстоящими испытаниями: все необходимые материалы должны быть под рукой психолога-педагога. Из обстановки также исключаются яркие предметы и игрушки, которые могут отвлекать ребенка.


Диагностика дошкольников: методики, тесты (примеры)

В этой статье мы разберем разновидности диагностики, что все эти тестирования могут нам рассказать…

На контрольном собеседовании могут присутствовать родители, но их нахождение около малыша во время проведения технологий «Определение доминирования мотивов» и «Домик» нежелательно.

Цель проекта

Благодаря этому проекту можно:

  1. Выяснить мотивационную готовность ребенка к школьным занятиям, а также особенности его обучаемости.
  2. Определить развитие дошкольника в произвольной, мотивационной, речевой, интеллектуальной сферах.
  3. Применять долгие годы один и тот же побудительный источник, не нуждающийся в коррекции.
  4. Найти нюансы, препятствующие развитию малышей с возраста 5,5 лет. Начать работу с ними по развивающей эксклюзивной методике «Группы развития», которую Н. И. Гуткина описала в своей книге «Психологическая подготовленность к школе».

Технология «Домик»

Что собой представляет методика Н. И. Гуткиной «Домик»? Ребёнку предлагается срисовать картинку, изображающую домик, отдельные элементы которого выглядят как детали прописных букв. Данную технологию можно использовать для определения готовности детей 5-10 лет к школьным занятиям.


Методика Мещеряковой Английский для детей

Мещерякова Валерия Николаевна — это автор уникального курса I love English по обучению английскому…

Целью испытания является определение способности дошкольника копировать сложную модель.

Благодаря заданию выявляется умение ребёнка ориентироваться на модель, точно её воспроизводить. Также можно определять особенности развития зрительного восприятия, непринуждённого внимания, тонкой моторики и сенсомоторной координации руки дошкольника.

Материалами и оборудованием здесь выступают образец рисунка, простой карандаш и лист бумаги.

Процедура обследования

Каким образом применяется на практике методика Н. И. Гуткиной «Домик»? Перед выполнением упражнения малышу сообщают следующую инструкцию: «Перед тобой лежат карандаш и лист бумаги. Я прошу тебя изобразить на листе такой же рисунок, как на этом образце (ребёнку передаётся картинка с нарисованным домиком). Не торопись, будь внимателен и постарайся, чтобы твой рисунок не отличался от образца. Если что-то нарисуешь не так, стирать не нужно ни пальцем, ни резинкой (необходимо проследить, чтобы у малыша резинки не было). Просто поверх неверных деталей либо рядом можно нарисовать правильно. Тебе задание понятно? Тогда начинай его выполнять».

Ход задания

Согласитесь, великолепный специалист Гуткина Н. И. Методика «Домик» творит чудеса! Итак, что же нужно зафиксировать по ходу задания? Психолог должен выяснить, левой или правой рукой рисует малыш. Специалист обязан проследить, как испытуемый работает: часто ли смотрит на рисунок-образец, проводит ли над ним воздушные линии, повторяющие очертания картинки. А может быть он рисует по памяти, мельком взглянув на образец?

Также педагог должен обратить внимание на следующие нюансы: медленно или быстро малыш проводит линии, отвлекается или трудится упорно, сверяет ли после завершения работы свой рисунок с моделью.

Когда ребенок сообщает о завершении упражнения, его нужно попросить проверить самостоятельно своё творение. Если он обнаружит погрешности в нём, то может их подправить, но экспериментатор обязан эти действия зафиксировать.

Обработка результатов

Итак, мы выяснили, что собой представляет методика «Домик». Н. И. Гуткина анализ результатов предлагает проводить следующим образом: обработку материалов необходимо выполнять, суммируя баллы, которые начисляются за погрешности. А погрешности бывают такими:

  1. Увеличение отдельных элементов изображения более, чем в два раза. Размер всего рисунка в этом случае соответствует образцу (3 балла за каждое укрупнённое звено).
  2. Отсутствие какого-либо элемента картинки (4 балла). На изображении могут отсутствовать дым, забор (две половины либо одна), крыша, труба, штриховка на крыше, линия, обозначающая основание домика, окно.
  3. Неверно выполненный элемент картинки (3 балла). С погрешностями могут быть нарисованы колечки дыма, штриховка на крыше, забор, труба, окно. Кстати, если неправильно изображены доски изгороди, то начисляется 2 балла не за каждую неверно нарисованную доску, а за всю левую или правую часть изгороди полностью. Это же правило применяется и к колечкам дыма, появляющегося из трубы, и к штриховке дома. Далее левая и правая части забора рассматриваются отдельно: так, если неверно срисована правая часть, а у левой ошибки отсутствуют (или наоборот), то малыш получает 4 балла. Если часть левой (правой) стороны изгороди срисована правильно, а часть с погрешностями, тогда искажённая сторона оценивается одним баллом. Также квалифицируется и штриховка на крыше, и колечки дыма. Если лишь некоторые элементы колечек дыма скопированы верно, малыш получает один балл, если отрисована штриховка на крыше с погрешностями, ставится один балл. Неверно изображённое число деталей в элементах рисунка за ошибку не считается. Не имеет значения, сколько будет линий в штриховке крыши, колечек дыма или дощечек в заборе.
  4. Неверное размещение компонентов в пространстве картинки (1 балл). К погрешностям этого вида относится размещение забора выше линии основания домика (домик как бы завис в воздухе) или ниже её (изгородь должна находиться на общей с основанием домика линии). Ошибкой считается значительное смещение окна вправо или влево от центра. Если дым отклоняется более, чем на тридцать градусов от горизонтальной линии – это тоже погрешность. Оплошностью считается также, если размер основания крыши соответствует фундаменту домика, а не превышает его (крыша на образце над домиком нависает).
  5. Что же далее рекомендует выполнять Гуткина Н. И.? Методика «Домик» является сложной технологией. Ошибкой считается отклонение прямых линий от заданного направления более, чем на тридцать градусов (1 балл): перекос горизонтальных и вертикальных линий, из которых состоят крыша и домик. Малышу запрещено изменять угол наклона боковых линий крыши, «заваливать» (более чем на тридцать градусов) палочки забора, отклонять от горизонтальной прямой линию основания изгороди (более чем на тридцать градусов).
  6. Просветы между линиями там, где они должны соединяться (1 балл за каждый просвет). Если линии штриховки на крыше не соприкасаются с линией крыши, 1 балл ставится за всю штриховку, а не за каждую её неверную линию.
  7. Наложение линий друг на друга (1 балл за каждое наложение). Если линии штриховки крыши выходят за её контуры, одним баллом оценивается вся штриховка, а не каждая её неверная линия.

За хорошее выполнение упражнения начисляется 0 баллов. Фактически, чем хуже малыш отрисовал рисунок, тем выше суммарная оценка его работы.

Согласитесь, довольно-таки интересная методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Интерпретация результатов данного эксперимента всегда проводится с учётом возраста будущего школьника.

Известно, что дети пяти лет очень редко получают ноль баллов из-за неполной зрелости участков мозга, контролирующих сенсомоторную организацию. А что можно сказать о работе малыша десяти лет, которая оценена на один балл и выше? Такой результат указывает на неблагополучное развитие одной или нескольких проверяемых методикой психологических сфер.

Анализ результатов

Как предлагает анализировать выполненное упражнение Гуткина Н. И.? Методика «Домик» — очень сложная система. Специалист должен делать акцент на характере линий: «лохматые» или слишком жирные линии могут указывать, согласно имеющимся по данному вопросу источникам, на состояние тревожности дошкольника. Но такой вывод ни под каким видом нельзя делать, опираясь лишь на один рисунок. Появившееся подозрение нужно проверить особыми экспериментальными методами.

Аналог

Итак, с чем сопоставляется методика «Домик» (Н. И. Гуткина)? Выводы, которые она позволяет сделать, помогают оценить готовность ребенка к школьным нагрузкам. Многие рассматривают данную технологию как аналог II и III упражнений теста Керна-Йирасека, а именно: копирование письменных букв (II урок) и копирование группы точек (III урок).

Сравнивая итоги по указанным схемам, эксперты пришли к выводу, что технология «Домик» раскрывает те же психологические качества в развитии малыша, что и II и III уроки теста Керна-Йирасека.

Фактически мы выяснили, что собой представляет методика «Домик» (Н. И. Гуткина). Обработка выполненного задания занимает немного времени. Результаты обсчитываются в баллах для того, чтобы отследить изменения в сенсомоторной эволюции одного и того же ребенка в разном возрасте.

Кстати, экспериментировать подобным образом с близорукими малышами запрещено.

[Обнаружение нонсенс-мутаций и мутаций сдвига рамки считывания в гене BRCA1 человека с использованием нового плазмидного вектора pPhoA-frame]

. 2012 сен-октябрь;46(5):734-40.

[Статья в Русский]

Гуткина Н.И., Богачев В.В., Коваленко С.П.

  • PMID: 23156672

[Статья в русский]

Гуткина Н.И. и соавт. Мол Биол (Моск). 2012 сен-окт.

. 2012 сен-октябрь;46(5):734-40.

Авторы

Гуткина Н.И., Богачев В.В., Коваленко С.П.

  • PMID: 23156672

Абстрактный

Предложена методика выявления сдвигов рамки считывания и нонсенс-мутаций в гене BRCA1. Методика предполагает конструирование рекомбинантных плазмид, в которых тестируемый фрагмент ДНК помещен в рамку с геном щелочной фосфатазы Escherichia coli (phoA). Для такого анализа была сконструирована плазмида pPhoA-frame, содержащая фрагмент ДНК, кодирующий щелочную фосфатазу E. coli. Синтетический фрагмент ДНК с сайтами BglII, StuI, ApaI и SacII встраивали во фрагмент ДНК, кодирующий щелочную фосфатазу E. coli, между Ala218 и Gly219.кодоны для облегчения клонирования фрагментов гена BRCA1. Возникновение сдвига рамки считывания или нонсенс-мутации в тестируемом фрагменте ДНК можно обнаружить после трансформации E.

coli рекомбинантной плазмидой, содержащей тестируемый фрагмент. Колонии E. coli с вновь сконструированными рекомбинантными плазмидами высевают на индикаторный агар. В случае сдвига рамки считывания или нонсенс-мутации колонии не окрашиваются, фрагменты ДНК без таких мутаций приводят к образованию колоний синего цвета.

Похожие статьи

  • [Возможность использования слитых белков для обнаружения нонсенс-мутаций и мутаций сдвига рамки считывания в гене BRCA1].

    Гуткина Н.И., Гайдамакова Е.К., Варлаханова Н.В., Коваленко С.П. Гуткина Н.И., и соавт. Мол Ген Микробиол Вирусол. 2002;(1):31-6. Мол Ген Микробиол Вирусол. 2002. PMID: 11904923 Русский.

  • [Конструирование и проверка эффективности pMBL: вектор клонирования экспортируемых белков, кодирующих гены].

    Ю. Х.П., Чжу Дж.Л., Яо Х.П., Хэ С.К., Джин Дж.Дж., Ниу Д., Руан Х. Ю. Х.П. и др. И Чуан Сюэ Бао. 2003 г., 30 августа (8): 730-6. И Чуан Сюэ Бао. 2003. PMID: 14682241 Китайский язык.

  • Обнаружение гетерозиготных нонсенс-мутаций в представляющих интерес генах с использованием анализа стоп-кодонов на основе Escherichia coli.

    Мун Й.Дж., Кан Й., Чой Дж.Х., Ли К.Х. Мун Ю.Дж. и др. Биотехнология Appl Biochem. 2007 г., февраль; 46 (часть 2): 137–43. DOI: 10.1042/BA20060067. Биотехнология Appl Biochem. 2007. PMID: 16995837

  • [Рекомбинантные колориметрические антитела: генетическая конструкция и продукция в E. coli].

    Дюкансель Ф. , Жилле Д., Менез А., Булен Х.С. Дюкансель Ф. и др. C R Acad Sci III. 1992;315(6):221-4. C R Acad Sci III. 1992. PMID: 1334780 Французский.

  • От записной книжки к производству рекомбинантных белков в Escherichia coli: Дизайн векторов экспрессии и клонирование генов.

    Кантойя А., Агилар Лусеро Д., Чеккарелли Э.А., Розано Г.Л. Кантойя А и др. Методы Энзимол. 2021;659:19-35. doi: 10.1016/bs.mie.2021.07.008. Epub 2021 2 сентября. Методы Энзимол. 2021. PMID: 34752286 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

  • 9 0073

вещества

описание, анализ результатов, выводы

В этой статье мы узнаем, что представляют собой коррекционные методики, распознавание фигур, «Домик» Н. И. Гуткина и другие нюансы, используемые психологами для определения уровня развития ребенка.

Одной из наиболее актуальных и известных задач деятельности психологов в системе образования является диагностика подготовки детей к школьному обучению. На сегодняшний день существует огромное количество методик тестирования по этому направлению. Среди них «Экспертная программа определения психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н. Гуткиной, которая теоретически считается наиболее обоснованной. Кстати, методологически он считается самым последовательным инструментом.

Преимущества методики

Безусловным преимуществом данной методики является принцип правильности, который в ней заложен. С помощью программы можно не только установить отличительные особенности развития и спрогнозировать успешность обучения малыша, но и составить адекватную коррекционно-оздоровительную систему. Долго работала над своей теорией Гуткина Н.И. Метод «Дом» — лучшая ее работа, вошедшая в эту программу.

Проект предназначен для тестирования детей 6-7 лет. С помощью него выявляется их психологическая готовность к школьным занятиям и контролируется динамика психического развития детей в развивающих группах. В последнем случае проект используется от 5,5 до 8 лет.

В основном данная программа используется для изучения развития интеллектуальной, потребностно-аффективной, произвольной, речевой сфер.

Проект

Методологии, составляющие проект, не являются тестами. Благодаря им можно качественно охарактеризовать готовность ребенка к школьному обучению.

Диагностический проект состоит из семи методик, шесть из которых являются оригинальными авторскими разработками:

  • Методика определения доминирования игровых или познавательных мотивов в потребностно-аффективной сфере малыша.
  • Тест школьной зрелости Керн-Йирасек (ориентировочный).
  • Экспериментальная беседа, раскрывающая «внутреннюю позицию ученика».
  • Технология «Да и нет» (умение работать по шаблону).
  • Техника «Маленький домик» (тонкая механика рук, беспорядочность внимания, сенсомоторная организация, умение сосредоточиться на образце).
  • Прием «Валенки» (кабинет обучения).
  • Метод «Аудиопрятки» (фонематический слух).
  • Технология «Непрерывность событий» (развитие речи, умения обобщать, логического мышления).

Для проведения эффективного обследования кабинет оформляется в соответствии с предстоящими испытаниями: все необходимые материалы должны быть под рукой у психолога-педагога. Из окружающей среды также исключаются яркие предметы и игрушки, которые могут отвлекать ребенка.

На собеседовании могут присутствовать родители, но нежелательно их присутствие рядом с малышом при проведении технологий «Определение доминантности мотивов» и «Ложа».

Цель проекта

Благодаря данному проекту Вы сможете:

  1. Выяснить мотивационную готовность ребенка к школьной деятельности, а также особенности его обучаемости.
  2. Определить развитие дошкольника в произвольной, мотивационной, речевой, интеллектуальной сфере.
  3. На протяжении многих лет используется один и тот же источник поощрения, не требующий корректировки.
  4. Найдите нюансы, мешающие развитию малышей в возрасте от 5,5 лет. Начать работу с ними по разработанной эксклюзивной методике «Группы развития», которую Н.И. Гуткина описала в своей книге «Психологическая готовность к школе».

Бытовая техника

Что такое техника Н.И.Гуткина «Дом»? Ребенку предлагается раскрасить картинку с изображением дома, отдельные элементы которого выглядят как детали заглавных букв. Данную технологию можно использовать для определения готовности детей 5-10 лет к школе.

Цель теста — определить умение дошкольника копировать сложную модель.

Благодаря заданию выявляется способность ребенка ориентироваться на модели, и она воспроизводится в точности. Также можно определить особенности развития зрительного восприятия, легкого внимания, мелкой моторики и сенсомоторной координации руки дошкольника.

Материалы и оборудование: образец выкройки, простой карандаш и лист бумаги.

Методика осмотра

Как на практике применяется метод «Дома» Н.И. Гуткиной? Перед выполнением упражнения малышу сообщается следующая инструкция: «Перед тобой лежат карандаш и лист бумаги. Прошу нарисовать на листе такой же рисунок, как на этом образце (ребенок получает картинку с нарисованным домиком ).Не торопитесь, будьте внимательны и старайтесь, чтобы ваш рисунок не отличался от образца. Если вы нарисуете что-то не так, то не нужно стирать ни пальцем, ни ластиком (нужно следить, чтобы малыш делал не иметь резинок).Только поверх неправильных частей или рядом можно нарисовать правильно.Понятна ли вам задача?Тогда приступайте к выполнению.»

Ход выполнения задания

Согласитесь, большой специалист Гуткина Н.И. Метод «Домик» творит чудеса! Итак, что вам нужно исправить в ходе выполнения задания? Психолог должен выяснить, левой или правой рукой рисует малыш. Специалист обязан проследить, как работает предмет: часто ли он смотрит на рисунок-узор, проводит ли он по нему воздушные линии, повторяющие контур рисунка. А может он по памяти рисует, поглядывая на образец?

Также учителю следует обратить внимание на следующие нюансы: медленно или быстро малыш проводит линии, отвлекается или много работает, проверяет ли после рисования модель его рисунок.

Когда ребенок сообщит о выполнении упражнения, его следует попросить проверить свое творение самостоятельно. Если он обнаружит в нем ошибки, он может их исправить, но экспериментатор обязан исправить эти действия.

Результаты обработки

Итак, мы выяснили, что представляет собой техника «Домик». Н. И. Гуткиной анализ результатов позволяет сделать следующее: обработку материалов необходимо производить, суммируя баллы, которые начисляются за ошибки. И ошибок:

  1. Увеличение отдельных элементов изображения более чем в два раза. Размер всего рисунка в данном случае соответствует образцу (по 3 балла за каждое увеличенное звено).
  2. Отсутствие любого элемента изображения (4 балла). Дыма может не быть, забор (две половинки или одна), крыша, труба, люк на крыше, линия, обозначающая основание дома, окно.
  3. Неправильно выполненный элемент изображения (3 балла). С неточностями можно нарисовать кольца дыма, штриховку на крыше, забор, трубу, окно. Кстати, если доски изгороди изображены неправильно, то за каждую неправильно нарисованную доску начисляется 2 балла, а за всю левую или правую часть забора полностью. То же правило относится и к кольцам дыма, выходящим из трубы, и к штриховке домика. Далее левая и правая части забора рассматриваются отдельно: так, если правая сторона нарисована неправильно, а левая ошибка отсутствует (или наоборот), малыш получает 4 балла. Если часть левой (правой) стороны изгороди нарисована правильно, а часть с ошибками, то искаженная сторона оценивается одним баллом. Он также имеет право на штриховку на крыше и кольца дыма. Если правильно скопированы только некоторые элементы колец дыма, малыш получает один балл, если штриховка на крыше нарисована с ошибками, ставится один балл. Неверно представленное количество деталей в элементах рисунка за ошибку не засчитывается. Неважно, сколько линий в штриховке крыши, колец дыма или досок в заборе.
  4. Неправильное размещение компонентов в пространстве изображения (1 балл). К ошибкам этого типа относится размещение забора над низом дома (дом висит в воздухе) или под ним (забор должен находиться на общем основании с линией дома). Ошибкой считается значительный сдвиг окна вправо или влево от центра. Если дым отклоняется от горизонтальной линии более чем на тридцать градусов — это тоже ошибка. Навесом также считается, если размер основания крыши соответствует фундаменту дома, но не превышает его (крыша на образце нависает над домом).
  5. Что еще рекомендует Гуткин Н.И.? Техника «домик» — сложная технология. Ошибкой считается отклонение прямых линий от заданного направления более чем на тридцать градусов (1 балл): перекос горизонтальных и вертикальных линий, из которых состоит крыша и дом. Ребенку не разрешается изменять угол наклона крыши вбок, «заваливать» (более тридцати градусов) палки забора, отклоняться от горизонтальной прямой линии основания забора (более тридцати градусов).
  6. Зазоры между линиями в местах их соединения (по 1 баллу за каждый просвет). Если линии штриховки на крыше не касаются линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку, а не за каждую ее неправильную линию.
  7. Наложение друг на друга (1 балл за каждое наложение). Если линии штриховки крыши выходят за ее контуры, засчитывается вся штриховка, а не каждая ее неправильная линия.

За хорошее выполнение упражнения начисляется 0 баллов. На самом деле, чем хуже ребенок нарисовал рисунок, тем выше общая оценка его работы.

Согласитесь, довольно интересная техника «Домик» (Н.И. Гуткин). Интерпретация результатов этого эксперимента всегда проводится с учетом возраста будущего школьника.

Известно, что дети пяти лет очень редко получают ноль баллов из-за неполной зрелости участков мозга, контролирующих сенсомоторную организацию. А как быть с работой 10-летнего малыша, которая оценивается в один балл и выше? Такой результат свидетельствует о неудачном развитии одного или нескольких психологических полей, проверяемых методом.

Анализ результатов

Как предлагает провести анализ упражнение, предложенное Н. Гуткиным? Метод «домик» — очень сложная система. Специалист должен подчеркнуть характер линий: «лохматые» или слишком жирные линии могут свидетельствовать, согласно имеющимся по этому вопросу источникам, о состоянии тревожности дошкольника. Но такой вывод никак нельзя сделать, опираясь только на один рисунок. Появившееся подозрение следует проверить специальными экспериментальными методами.

Аналог

Итак, с чем сравнивается методика «Дом» (Н.И. Гуткин)? Выводы, которые она позволяет сделать, помогают оценить готовность ребенка к школьным нагрузкам. Многие считают эту технологию аналогом II и III упражнений теста Керна-Йирасека, а именно: копирование написанных букв (II занятие) и копирование группы точек (III занятие).

Сравнивая результаты этих схем, специалисты пришли к выводу, что технология «Домик» выявляет в развитии малыша те же психологические качества, что и II и III занятия теста Керна-Йирасека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *