cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Метод учебного проекта в образовании виды и типы проектов: Метод учебного проекта в школьном образовании. Виды и типы проектов

Классификация проектов

Существует множество классификаций типов проектов учащихся. Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям[1]. По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные. Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.  Далее мы рассмотрим классификации проектов по основным характеристикам деятельность учащихся, комплексность и характер контактов, продолжительность. Различные исследователи предлагают разнообразные классификации проектов по  разным критериям, поэтому иногда названия классификаций может отличаться, но суть остается прежней.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

        Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

       Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

        Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

        Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

      внутриклассными

      внутришкольными

      региональными (в пределах одной страны)

      международными

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 

Классификация проектов по продолжительности

       Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность — 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы — 2 минуты).

       Краткосрочные проекты требуют выделения 4 — 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность — 4 урока.

1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

       Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 — 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

       Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится» в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта — от определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время.


 


[1] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. М.: Аcademia, 2000. С. 115.

 

Виды и типы творческих проектов и работ

В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ

учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.

Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.

Описание определений ниже касается также таких определений, как виды проектных работ и типы проектных работ школьников в рамках их исследовательско-проектной деятельности.

Виды творческих проектов

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект — творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:

  • музыкально-творческий проект;
  • художественно-творческий проект.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Типы творческих проектов и проектных работ

В данной главе мы рассмотрим существующие типы творческих работ учащихся школ, лицеев, гиназий.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы творческих проектов школьников:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Творческие проекты

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Типы проектов по признаку «Предметно содержательная область»

По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие два типа:

Межпредметные проекты со школьниками

Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

По продолжительности выполнения проекты могут быть: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.

Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания.

Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).

Рекомендуем перейти к:
Этапам творческого проекта

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Виды и типы творческих работ и проектов«:
<a href=»http://tvorcheskie-proekty.ru/node/70″ target=»_blank»>Виды и типы творческих работ</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty. ru/node/70]Виды и типы творческих проектов[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Какие существуют типы проектного обучения?

13,7k

Просмотров

FacebookTwitterПодписаться

на Персонал TeachThought

Проектное обучение становится все более популярной тенденцией в 21 веке.

Лучшим свидетельством такой популярности могут быть нюансы, которые она приобрела. Обучение, основанное на проектах прошел путь от академического исследования, которое дает завершенные проекты, до очень сложных методов создания и публикации мыслей учащихся. Это более тесно связано с навыками обучения 21-го века, чем, возможно, любая другая форма обучения, и новые технологии в классе расширяют его потенциал в геометрической прогрессии.

Определение проектного обучения

Что такое проектное обучение?

Вообще говоря, проектное обучение — это просто метод структурирования учебного плана вокруг проектов. Эти проекты подчеркивают сам процесс обучения, предлагая учащимся аутентичные, основанные на запросах действия для доступа к контенту, обмена идеями и пересмотра собственного мышления.

Существует разница между проектами и проектным обучением , прежде всего, проектное обучение связано с процессом, а проекты — с продуктом, который получается в конце. Обучение на основе проектов часто требует от учащихся не только сбора ресурсов, организации работы и управления долгосрочными мероприятиями, но также совместной работы, разработки, пересмотра и обмена идеями и опытом с подлинной аудиторией и поддерживающими их группами сверстников.

Он может быть разных форм и размеров, поэтому технически не существует определенного «количества» типов PBL. Тем не менее, давайте кратко рассмотрим несколько возможных примеров, главным образом для того, чтобы прояснить способность проектного обучения приспосабливать другие модели и подходы как внутри, так и вне классной комнаты.

Типы обучения на основе проектов

1. Определение обучения на основе задач

Одним из типов обучения на основе проектов является обучение на основе проблемы родные для студентов и их сообществ. Таким образом, это мультидисциплинарный подход к обучению.

По сути, это тип проблемно-ориентированного обучения, переименованный Apple в начале 2000-х годов, в котором оба должны находить решения проблем в течение определенного периода времени в соответствии со своей структурой.

2. Определение обучения на основе места

Образование на месте — это подход к обучению, при котором учащиеся помещаются в свое «место», то есть в географическое и социокультурное пространство. Promiseofplace.org говорит, что это включает в себя «местное наследие, культуру, ландшафты, возможности и опыт; использует их в качестве основы для изучения словесности, математики, социальных наук, естественных наук и других предметов в рамках учебной программы и делает упор на обучение посредством участия в проектах служения для местной школы и/или сообщества».

Технически можно учиться с помощью обучения на основе места и вообще не заниматься проектами, но идея выполнения аутентичной работы в близких сообществах, безусловно, хорошо подходит для обучения на основе проектов.

3. Определение обучения, основанного на деятельности

Обучение, основанное на деятельности, использует своего рода конструктивистский подход, идея которого заключается в том, чтобы учащиеся конструировали свой собственный смысл посредством практической деятельности, часто с использованием манипулятивных методов и возможностей для экспериментов. ABL также можно привязать к другим моделям, в том числе Обучение на основе компетенций и обучение Maker.

Другие теории обучения, встроенные в проектное обучение

Независимо от типа проектного обучения, вы, вероятно, заметите постоянное присутствие конструкционизма — теории, согласно которой учащиеся постоянно создают свой собственный смысл. Но конструктивизм не уникален для проектного обучения. Однако конструктивизм ближе. Сеймур Паперт, ученик Пиаже, разработавший теорию, объясняет разницу.

«Конструкционизм — слово N в отличие от слова V — разделяет коннотацию конструктивизма обучения как «построения структур знаний» независимо от обстоятельств обучения. Затем добавляется идея о том, что это происходит особенно удачно в контексте, когда учащийся сознательно вовлечен в создание общественной сущности, будь то замок из песка на пляже или теория вселенной».

Важным сдвигом является переход от частного к общественному, ключевой элемент проектного обучения.

Ситуативное обучение, теория обучения, выдвинутая Жаном Лавом, предполагает, что «обучение является непреднамеренным и находится в рамках подлинной деятельности, контекста и культуры». Это своего рода слияние бихевиористской и когнитивной теорий обучения, а также присуще многим формам проектного обучения и само по себе связано с коннективизмом и общинным конструктивизмом.

Игровое обучение также можно использовать в проектном обучении, но, как и конструктивизм, оно не является полностью уникальным для проектного обучения.

Другие виды проектного обучения

Существуют и другие виды обучения, которые можно квалифицировать как «тип» ПОО, если обучение основано на идее и выполнении проекта – обычно посредством исследования, проектирования, сотрудничества , и итерации во времени. Можно даже считать вводящим в заблуждение, сбивающим с толку или даже «неточным» рассмотрение чего-то вроде «Академического ПОО» или «ПОО, ориентированного на учителя», но суть в том, чтобы прояснить и подчеркнуть ключевые элементы ПОО, а затем рассмотреть несколько различных подходов. некоторые, вероятно, лучше подходят для вашего класса, чем другие.

Несколько примеров:

PBL, основанный на запросах: PBL, в котором упор делается на запросы элементы геймификации – уровни, баллы, значки, задачи и т. д.

ПОО на основе сценариев: ПОО, разработанное на основе конкретных сценариев – исторических, творческих, экологических и т. д. студент

ПОО, ориентированное на учащегося: ПОО с элементами и процессами, разработанными с учетом «потребностей» учащегося, а не других факторов, таких как доступные технологии, время и т. д. практический PBL с физическими артефактами

Цифровой PBL: PBL, который в основном/полностью цифровой

Академический PBL: PBL, в котором упор делается на овладение академическими стандартами конкретная проблема и может не быть завершена в течение заданного времени расписания занятий и может иметь более расплывчатую цель, чем у других форм проектного обучения

Управляемое ПОО: ПОО, характеризующееся поддержкой учащихся учителями, семьями, экспертами или другими лицами

Самоуправляемое ПОО: противоположность управляемому ПОО

студент, студент-эксперт и т. д.

Однодисциплинарный PBL: PBL, в котором большая часть работы выполняется в рамках одной области содержания

Многодисциплинарная PBL: PBL, намеренно разработанный для включения нескольких дисциплин и областей содержания

Maker Learning PBL: PBL, в котором особое внимание уделяется «мастерству», созданию, экспериментированию и находчивости для «создания» «вещей»

Как меняется обучение на основе проектов на самом деле это не так.

Другие тенденции в образовании намного превосходят помпезность и обстоятельность проектного обучения, но это упускает суть: проектное обучение — это гибкий метод закрепления учебной программы вокруг аутентичных проектов, которые затем могут поддерживать множество других многообещающих направлений в обучении, от игрового обучения и смешанного обучения до геймификации и перевернутого класса.

Вам не нужно привередничать и выбирать инструменты — передовые фундаментальные практики в теориях когнитивного обучения естественным образом встроены в процесс, а новейшие цифровые инструменты и технологии всегда подходят естественным образом. По мере того, как технологии в классе и дома улучшаются, то, как выглядит проектное обучение, будет продолжать развиваться — и это, пожалуй, лучшая новость из всех.

Повышение «грамотности PBL» расширяет доступ учителей к профессиональному развитию для проектного обучения и совершенствуя технологии, PBL, скорее всего, продолжит становиться более персонализированным с большими возможностями для совместной работы за пределами классной комнаты. Для учителей и учащихся также будет более естественным курировать артефакты учебного процесса, а также документировать академический прогресс посредством «выполнения» проектов.

Атрибуция изображения gammarayproductions и vancouverfilmschool

Типы проектов – Educare

Определение проекта

Термин «проект» больше не используется для запланированного предприятия, требующего конструктивного мышления и действий. Проекты означает почти любое начинание. Он ориентирован на деятельность, но это больше, чем просто деятельность. В образовательном сценарии он выступает за то, чтобы образование было связано с жизненной ситуацией. Основное внимание в проектах уделяется социализации ребенка и развитию способности решать проблемы. Вот некоторые важные определения проекта:

  • Проект – это цельная целенаправленная деятельность, протекающая в социальной среде – У. Х. Килпатрик.
  • Проект — это проблематичное действие, доведенное до конца в процессе естественного отбора — Р. Л. Стивенсон.
  • Проект — это кусочек реальной жизни, который был импортирован в школу — Баллард.
  • Проект — это единица деятельности, в которой учащиеся несут ответственность за планирование и постановку целей — Паркер.
  • Проект — это добровольное начинание, которое включает в себя конструктивные усилия или размышления и приводит к объективным результатам — Томас и Ланг.

Типы проектов

По словам Килпатрика, существует четыре типа проектов. Это:

1. Конструктивный проект: В проектах этого типа выполняются практические или физические задачи, такие как изготовление изделия, изготовление модели, рытье колодца и разыгрывание драмы.

2. Эстетический проект: В этом типе проекта развиваются способности учащихся к оцениванию через музыкальные программы, украшение чего-либо, оценивание стихов и т.д.

3. Проблемный проект: В этом типе проекта учащиеся развивают способность решать проблемы на основе их опыта. Он основан на когнитивной области. Например, как управлять банковским счетом? или как отправить вещь на дальнее место?

4. Учебный проект: Он предназначен для овладения навыками и знаниями учащихся. Повышает работоспособность и работоспособность учащихся. Например, этот тип проекта может использоваться для обучения пению или плаванию.

Другие типы проектов

Индивидуальные и социальные (групповые) проекты: В индивидуальных проектах каждый учащийся самостоятельно решает проблему в соответствии со своими интересами, способностями, отношением и потребностями. Он развивает качества решения проблем индивидуально, а не социальные качества. В групповых проектах проблема решается группой учеников в классе. Здесь развиваются социальные, гражданские качества и синергизм.

Простой и сложный проект: В простых проектах учащиеся выполняют только одну работу за раз. Они также фокусируют работу только на одном предмете или в одной области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *