Лирика любви и дружбы в творчестве а с пушкина: Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина Разное Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения
Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина
Бывают поэты и писатели, которые с первого прочтения становятся добрыми спутниками нашей жизни. Мы то и дело возвращаемся к их творчеству, на разных этапах нашей жизни открываем для себя все новые и новые грани их таланта, что-то запоминаем наизусть, что-то перечитываем по многу раз, находя в стихах и прозе успокоение, утешение, подтверждение своим взглядам на жизнь.
Безусловно, к таким авторам относится и Александр Сергеевич Пушкин. Его лирика по-истине многогранна, однако есть тема, которая занимает особое место в творчестве поэта, — это тема любви и дружбы. И это не удивительно, ведь Пушкин был поразительно отзывчивым и благородным человеком; он умел видеть и раскрывать в других людях их лучшие свойства, обладал великим даром находить и ценить прекрасное.
Именно дружбу ставил Пушкин на одно из главных мест среди многих других жизненных ценностей. Возможно, эту установку он вынес еще из лицея, где царил настоящий культ дружбы, где превыше всего ценились чувства товарищества и верности друзьям. С детства ощущав ший себя в родительском доме чужим, именно в лицее поэт обрел свой подлинный дом; здесь у него завязались теплые, дружеские отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин никогда не забывал о дне лицейской годовщины — 19 октября. Из юношеской привязанности выросла настоящая мужская дружба, прошедшая через многие испытания, и даже в самые тяжелые моменты жизни поэт в стихах обращался к своим лицейским друзьям — Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру, Малиновскому:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Один из таких тяжелых моментов наступил для Пушкина в дни его ссылки в Михайловском. Навещать опального поэта было небезопасно, и немногие отважились на этот поступок. В числе тех, кто рискнул навлечь крупные неприятности на свою голову, были старинные лицейские товарищи Пушкина — Дельвиг и Пущин. Будучи сам верным другом, Пушкин очень ценил в окружающих преданность и верность. Спустя несколько лет он посвятит Пущину стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный», которое напишет после ареста Пущина, оказавшегося причастным к заговору декабристов. Это стихотворение прозвучит как клятва верности, поэт попытается поддержать своего товарища в дни трудных испытаний, выпавших на его долю.
Сочувствием и верностью друзьям проникнуто и другое стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд…», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Среди них было много знакомых и друзей Пушкина, в полной мере разделявшего их свободолюбивые взгляды. Желая ободрить своих друзей и вселить в них надежду, поэт пишет:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Подобное проявление внимания и участие в судьбе опальных мятежников грозили самому Пушкину новыми неприятностями, которых и так уже было достаточно, учитывая его напряженные отношения с властями, однако Пушкина это не останавливает. Он считает своим долгом поддержать друзей, дать им понять, что их дело не напрасно, а их начинания не прошли бесследно. Спустя некоторое время, в 1827 году, он снова обращается к своим товарищам, среди которых немало пострадавших за свои свободолюбивые убеждения, в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои…»
Но годы идут, и друзья понемногу уходят. К 1836 году, когда отмечалось двадцатипятилетие со дня основания лицея, многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых (как, например, Дельвига), а другие (как Кюхельбекер или Пущин) по-прежнему находились в ссылке. С горечью переживает Пушкин эти утраты:
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
II
Любовь, в которой Пушкин быль столь же щедрым, как и в дружбе, составляла для него неотъемлимую часть бытия, без которой жизнь теряла свою прелесть. Любовь, в понимании Пушкина, не только должна давать наслаждение, но и возвышать, очищать и облагораживать человека.
В жизни поэта было много увлечений. В разные годы он испытывал восторженные и нежные чувства и к Наталье Гончаровой, и к Анне Олениной, и к Анне Керн, и к Амалии Ризнич, и к Елизавете Воронцовой. Каждой из них он посвятил немало стихотворений, составляющих в целом настоящий гимн любви. Каждое из этих произведений образно и красочно передает уникальное, ни с чем не сравнимое состояние влюбленного человека, с его подъемами и взлетами, с переходами от спокойной, с оттенком грусти, нежности до возвышенного, окрыляющего восторга.
Любовь, даже неразделенная, отвергнутая, остается, по мнению Пушкина, высоким, облагораживающим человека чувством. Нередко поэт обращается в своей лирике к теме несчастной любви. Так, например, герой стихотворения «Я вас любил…» не встретил ответного чувства у любимой женщины, которая предпочла ему другого. Однако ни намека на обиду, на ожесточения, на оскорбленного самолюбия нет в словах отвергнутого любовника. Напротив, его лирический монолог проникнут светлой грустью; он готов отказаться от своей любви, если тревожит ею свою возлюбленную, которой искренне желает счастья:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Такая же светлая грусть звучит и в другом стихотворении Пушкина — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», герой которого тоже разлучен со своей любимой. Поэт ничего не говорит о причинах разлуки, быть может, она временная, а может, герою никогда не суждено больше увидеть ту, которая стала для него воплощением всего самого светлого и прекрасного. Важно другое — наравне с грустью, в настроении героя отчетливо проступает счастье, ведь любить, даже и без взаимности, это настоящее счастье:
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
В Наталье Николаевне Гончаровой Пушкин нашел свой идеал красоты и доброты. В ней воплотилось для него небесное и земное, вечное и преходящее. Ей посвящены одни из самых известных его строк:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.
Отношение Пушкина к любви как к одной из важнейших ценностей бытия, свидетельствующей об открытости человека жизни, о максимальном подъеме его сил, его душевной энергии, особенно наглядно проявилось в его знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье…». Этот истинный шедевр любовной лирики был посвящен А. П. Керн. Но это нечто гораздо большее, нежели просто любовное признание в стихах. В этом стихотворении мастерски показана сама любовь, ее постепенное развитие, ее влияние на жизнь человека в различные моменты его жизни. Началом этой захватывающей воображение любовной истории послужила встреча автора стихотворения с «мимолетным видением», е «гением чистой красоты». Встреча состоялась, запала в душу героя, согревая ее и даруя поэтическое вдохновение. Однако время стирает многое, и воспоминание о чудесной встрече с годами оказалось утраченным:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Вместе с любовью из жизни героя уходят « и божество, и вдохновенье», и наступает период душевного угнетения, когда само существование, кажется, теряет всякий смысл.
Но в человеческой жизни, как и в природе, вслед за падениями опять приходят взлеты, как за суровой зимой неизменно вновь настает весна; и вновь возрождается к жизни душа, опять появляется желание дерзать, творить, замечать и ценить прекрасное.
Души настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Сочинение на тему «Любовь и дружба в лирике А.С. Пушкина»
«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое,
нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве
Пушкина…»
В. Г. Белинский
Творения А.С. Пушкина необычайно многогранны. В эпосе, драме, лирике поэт проявил себя, как великий художник. Пушкин обладал способностью остро, ярко, пламенно переживать горе, гнев, любовь, дружбу, красоту. Среди этих чувств любовь и дружба особенно часто находили свое выражение в его лирике.
Чувство любви захватывало все душевные силы поэта и вызывало необыкновенный подъем творческого настроения. Но любовь часто приносила поэту страдания. «Слезы муки, измены, клеветы все на главу мою обрушилося вдруг…», – пишет Пушкин в своем стихотворении «Желание славы». В это же самое время Пушкин пишет свое замечательное послание к А.П. Керн, в котором напряженно размышляет об утраченной и вновь приобретенной вере в любовь, дружбу, свободу, счастье. Для Пушкина тех лет молодого и жизнерадостного Керн являлась олицетворением грации, женственности, «гением чистой красоты». В стихотворении нет зримого облика реальной женщины, но в нем он прославляет любовь вообще, как светлое возвышающее человеческое чувство.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье
И жизнь, и слезы, и любовь.
Стихотворение «На холмах Грузии» начинается с краткого описания южной ночи. Поэт не видит красоту окружающей природы. Он слышит только однообразный шум горного потока.
Объятый ночной мглой, Пушкин погружен в свой внутренний мир. Всем его существом овладевают легкая грусть и печаль от разлуки с любимой. «Печаль моя полна тобою, тобой, одной тобою…», – пишет он. Но в настроении поэта нет ничего тяжелого, угнетающего. Его печаль светла, и он сердцем чувствует: без любви нет подлинного счастья, нет смысла жизни. «И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».Стихотворение «Я вас любил» это непревзойденный шедевр творчества поэта, в котором он воспевает любовь, как самое сильное чувство, какое только может быть. Страдая от безответной любви, его герой любит «безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим». Сердце его не ожесточается, он ни в чем не упрекает любимую женщину. Он просто любит, даже не рассчитывая на взаимность. От заключительных строк веет сердечной теплотой: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим».
Стихотворение «Мадонна» Пушкин посвятил Н.Н. Гончаровой, используя в нем библейские мотивы. Наконец исполнилось желание поэта. По его молитвам Творец ниспослал ему Мадонну, «чистейший прелести чистейший образец».
Много поэт писал и о дружбе. У общительного, умеющего ценить людей, Пушкина было много друзей. Дружба для него являлась великой силой, которая соединяет людей крепким союзом на всю жизнь. Друзей Пушкин приобрел еще в лицее и многим из них адресовал свои послания. К лирике дружбы можно отнести такие стихотворения, как «Чаадаеву», «Горчакову», «19 октября».
Стихи Пушкина о любви и дружбе исполнены необыкновенной гуманности, великодушия и отзывчивости. Они трогают души читателей, являются источником оптимизма, светлого настроения, веры в торжество счастья и добра.
лирик Пушкина о любви и дружбе. Сочинение на тему «Любовь и дружба в лирике Пушкина». Лицейские друзья А.С. Пушкин
В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрывалось понимание поэтом этих высших жизненных ценностей, создавались яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре юной жизни» и сопровождают человека всю жизнь. Потребность Пушкина в общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменна, как потребность любить и быть любимым. Под дружбой понимались не только отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружба» для него — это целый круг близких «по судьбе» людей, это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы — строфа из «19 октября»:
Друзья мои, союз наг прекрасен!
Он, как душа, неразлучен и вечен
Незыблем, свободен и беззаботен
Он сросся под сенью дружных муз…
Пушкин понимал и дружбу как «сладкий союз», связывающий поэтов.
В поэме «Языкову» в основе этого союза творчество, вдохновение: Они жрецы одних муз; Единое пламя их волнует; Чужие друг другу по судьбе, Их роднит вдохновение.В стихах Пушкина о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы («19 октября»). Размышления о друзьях побудили поэта к анализу собственной судьбы, создали психолого-философскую подоплеку многих его стихотворений. Разбросанные по миру лицеисты кажутся едиными в лирическом мире Пушкина.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина — высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг («И. И. Пущин»). Сила дружбы крепче тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять тьму заточения — вот главная мысль поэта. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как преходящее чувство. Оно, как буря, давало ему мощный источник вдохновения, лишая его свободы, подвергая его «бунтарским страстям». , и не об отношениях, которые связывали его с возлюбленной. Любовная лирика Пушкина — предмет высокой поэзии. Она как бы вырвана из быта, бытовой «прозы».
Стихи Пушкина вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как источнике красоты, гармонии, необъяснимых наслаждений. Пушкин пел женщину. Его «очаровательные мечты о любви» оживают в стихах. Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить словами психологическое своеобразие и вместе с тем сходство своих любовных переживаний. Поэту так же трудно говорить о возлюбленной, как об абсолютной красоте или высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий («Мадона»). Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет «будить» душу поэта, как бы венчает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь может доставить человеку высшее наслаждение. Любовь – это символ духовного возрождения. Даже самая надежда на «позднюю» любовь способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью.
Надежда, что впереди новая любовь
Самая высокая и самая светлая
«Элегия»
В стихотворении «На холмах Грузии…» любовь оживает не только потому, что поэт вспомнил свою возлюбленную. Это источник новых ярких впечатлений, это искра, которая зажигает сердце, которое не может не любить. Последние строки («И сердце снова горит и любит — потому что не может не любить») особенно важны для понимания стихотворения и идеи любви, вдохновившей лирику Пушкина: сама потребность любить вечна, чувство возникает в сердце как отголосок женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь может наполнить душу поэта «странным сном»
воскрешающий рой воспоминаний
о своей и «чужой» молодости,
о красоте и счастье
(«Цветок»).
Значительное место в творчестве А.С. Пушкина посвящена теме дружбы. Лицейское товарищество – вот что стало опорой на всю последующую жизнь поэта. В самые трудные минуты своей жизни он обращался за поддержкой даже на расстоянии к своим друзьям. Тема дружбы в лирике Пушкина особенно ярко звучит в произведениях, написанных в годы учебы в лицее.
Лицейские друзья А.С. Пушкин
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина появляется в самых ранних стихотворениях, написанных им во время учебы в Царскосельском лицее. Но еще позже поэт обратился к жанру лирического послания друзьям, которых очень ценил. Особые дружеские чувства Пушкин испытывал к своим однокурсникам И. Пущину, В. Кюхельбекеру и А. Дельвигу. Однако, помимо товарищей, с которыми писатель познакомился в лицее, свои произведения он посвятил К. Батюшкову,
Особенности трактовки темы дружбы
Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали различную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Итак, в стихах гениального поэта мы можем найти только упоминание о дружбе, поддержке. В некоторых произведениях дружеские отношения достигают огромных размеров и разворачиваются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразрывного единства. Теме дружбы посвящена большая часть лицейской лирики поэта. Ведь Пушкин очень любил мечтательного Дельвига, иногда смешного Кюхельбекера, решительного А. Чаадаева и других своих ровесников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов XIX века. век. Партнерство не было так воспето, как любовь, ни у кого оно не было так поэтично, как у Пушкина.
Первые опыты. Сообщение «К Батюшкову»
Это стихотворение написано в 1814 году и считается одним из первых опытов в области дружеской лирики. Здесь поэт обращается к своему другу Батюшкову прежде всего как к поэту, дает ему советы по творчеству. Главное не забыть лиру, даже ради любви. Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина всегда едина и неразделима. Но здесь лирический герой превыше всего ставит верность своему делу.
«Послание Галичу»
Галич был не только другом, но и учителем. Уже в этом стихотворении отчетливо слышится отношение Пушкина к дружбе, вернее, он дает ее определение. Дружба – это не «обмен тщеславием и весельем», не просто беззаботное единство мыслей, стремление улучшить друг друга, а не потакать мелочным чувствам и недостаткам другого человека.
мотив верности
Тема дружбы в лирике Пушкина тесно связана с мотивом верности и дружеского долга. Особенно ярко это проявилось в стихотворении «Разлука». В целом это произведение ознаменовало собой переход от веселой беззаботности лицеиста Пушкина к более серьезной, взрослой лирике. Здесь писатель приносит присягу на верность святому братству, что не выглядит преувеличением. Стихотворение посвящено другу Кюхельбекеру.
«Пущин»
Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловский. Поэт был один, связи с внешним миром у него не было, единственным развлечением были чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости пришел Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, тронут. И впоследствии он создал величайшую поэму о настоящей и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы открыто написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде к нему Пущина в Михайловское (1825 г.). Вторая строфа – мольба поэта о том, чтобы его голос помог и его другу, находящемуся на каторжной жизни, как когда-то помог ему визит Пущина.
Многие стихи были посвящены Пущину. Один из самых красивых называется «К Пущину». Это стихотворное поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как «дорогой именинник», «сердечный друг». Здесь поэт говорит, что не нужно приема по этикету, каких-то условностей, потому что они и так знают, как относятся друг к другу.
Поздняя «дружеская» поэзия
Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-е годы, было «Чем чаще лицей празднует». Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, юбилей Царскосельского лицея, который не мог забыть Пушкин. Во-вторых, к этому времени его самые верные и преданные друзья Пущин и Кюхельбекер находились в ссылке в Сибири. А еще один товарищ уже умер — Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой грустью и тоской по ушедшим дням.
Уже в 1836 году Александр Сергеевич написал еще одно стихотворение, приуроченное к юбилею лицея, — «Время было». Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала масштабнее. Это своего рода поэтический результат, объединяющий мотивы всех произведений, посвященных партнерству. Лейтмотивом является фраза «Помнишь ли ты…», которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на такие же чувства в их сердцах. Но тут звук не только работа выходит на более высокий уровень. Товарищество здесь – это связь между представителями одного поколения, которые вместе пережили многие невзгоды и исторические перипетии, но при этом в душе хранят воспоминания о «молодом празднике», о днях веселья и свободы.
Тема любви в лирике Пушкина
Дружелюбная и любовная лирика составляет основу творческого наследия Пушкина. Для поэта любовь – это светлое чувство, приносящее радость. Неважно, были ли чувства взаимными. Главное — влюбленная душа, трепет сердца. В качестве примера можно привести два самых известных стихотворения Пушкина о любви: «К***» и «Я любил тебя». Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье») посвящено В этом тексте любовь является синонимом слов «вдохновение», «жизнь», «слезы». Слезы, вновь ставшие возможными для лирического героя, не являются печалью и не признаком жизни, признаком того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а значит, умеет творить.
«Я любил тебя» — пример лирического стихотворения, тема которого — безответная любовь. Всего в нескольких строчках Пушкин смог уместить огромные чувства. Та любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, вполне очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не расскажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не расстраивать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревнивая, собственническая любовь, а та, что дает свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: «как дай вам Бог быть любимой другими».
Пожалуй, никому из поэтов не удавалось так мощно изобразить живительную силу любви. Так вот, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же самое можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь — это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, выносимый обоим влюбленным.
Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина. Особенности толкования (кратко)
1. Дружба для Пушкина – это способность человека видеть в товарище недостатки, бороться с ними.
2. Настоящая дружба вечна, она не может закончиться ни по каким внешним обстоятельствам.
3. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина – источник вдохновения.
4. Любовь не может быть несчастной, даже если она безответна. Любовь – это лучик света в душе человека.
5. Без чувств человек не может полноценно жить, не может ничего творить.
Таким образом, тема дружбы в лирике Пушкина является одной из главных, она неразрывно связана с любовью, преданностью, а также служением идеалам и Родине.
Пушкин… При произнесении этого имени перед вами предстают бессмертные образы его произведений — Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Маша Миронова и Петр Гринев, Владимир Дубровский и Маша Троекурова и многие другие. Уже более ста лет люди обращаются к творчеству великого русского поэта и писателя, находя в нем отражение своих мыслей, чувств и переживаний.
Пушкин мне ближе как поэт. Его тексты очень многогранны. Пушкин был не только великим поэтом, волшебником русского слова, он был человеком, страстно отзывавшимся на все, что происходит в жизни, человеком высоким и благородным.
В многообразии лирических тем тема дружбы занимает в творчестве Пушкина столь значительное место, что поэта смело можно назвать певцом этого благородного чувства. Очевидно, ее истоки следует искать в самой натуре поэта, отзывчивого, способного раскрыть в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей — и близких, и не очень. Диапазон его дружеских привязанностей очень широк — от простой, чисто внешней дружбы до высоких степеней требовательной, бесстрашной, а иногда и жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. Но совершенно особое место среди друзей поэта занимал Чаадаев, который в молодости был для Пушкина образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия. Пушкин написал много стихов, адресованных Чаадаеву, проникнутых величайшим уважением и доверием к этому человеку. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто мирской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. С особой силой поэт выразил это в стихотворении «К Чаадаеву» («Любовь, надежда, тихая слава…»).
Пушкин не только любит и ценит своих друзей, но и не забывает о них, когда они в беде, когда проявление сердечного внимания к ним грозит ему большими и опасными бедами. Пушкин на глазах у жандармов бросается в объятия ссыльного Кюхельбекера. Узнав, что Муравьева едет в Сибирь к сосланному на каторгу мужу, он послал через нее стихи своим друзьям-декабристам, исполненный глубочайшей уверенности в правоте своего героического поступка. А на вопрос Николая, где бы он был 14 декабря, он не задумываясь отвечает: «С друзьями!»
Среди лучших друзей пушкинской лицейской молодежи особое место занимал И. И. Пущин. Он не был поэтом, как Дельвиг или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общие литературные интересы. Это был друг, которому Пушкин охотнее других поверял заботы и тревоги своего юного сердца. Когда Пушкин узнал о поражении восстания декабристов, он воспринял это известие очень тяжело. С посланием в Сибирь он шлет в Пущин стихи:
Мой первый друг, мой бесценный друг!
И я благословил судьбу
Когда мой двор уединенный
Засыпанный грустным снегом,
Прозвенел твой колокольчик.
Молю святое провидение:
Да голос мой душе твоей
Дарит же утешенье
Да осветит он тюрьму
Луч лицейских ясных дней.
Всего десять строк! Но как много в них сказано! Да, это была настоящая дружба, благородная и настоящая.
В стихотворении «19 октября 1827 года» Пушкин снова пишет друзьям-декабристам о своей верности и дружбе:
Да поможет вам Бог, друзья мои
И в бурях, и в житейской печали,
На чужбине, в пустынном море,
И в темных безднах земных!
И, конечно же, Пушкин не мог обойти в своем творчестве вечную тему любви. Его любовная лирика – это гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека, это выражение безграничного уважения к женщине.
Еще в 1818 году на одном из вечеров Пушкин познакомился с блистательной Анной Петровной Керн. Ее лучезарная красота и молодость восхитили юного поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке.
Рядом с Михайловским находилась усадьба помещицы Осиповой. Здесь Пушкин снова встретился с Керн, такой же очаровательной, как прежде. Он подарил ей только что отпечатанную главу «Евгения Онегина», а между страницами вставил стихи, написанные для нее. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» — одна из вершин пушкинской лирики.
Еще одним шедевром русской поэзии является стихотворение Пушкина «Я любил тебя…»:
Я любил тебя: любовь еще, быть может
В душе моей еще не совсем угасла;
Но пусть это вас больше не беспокоит;
Не хочу вас чем-то огорчать.
Я любил тебя безмолвно, безнадежно,
То ли робость, то ли ревность томятся;
Я любила тебя так искренне, так нежно,
Как не дай Бог быть любимой, чтобы ты была другой.
На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть пройдет время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и будить в нас самые лучшие чувства.
Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин по праву может считаться величайшим русским поэтом, открывшим золотую страницу в истории русской литературы.
Лирика его многотемна и многогранна, но особое место в ней занимают любовь и дружба, так как эти чувства сопровождали поэта на протяжении всей жизни; они были главными источниками его вдохновения. Со временем взгляд и отношение поэта к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю свою жизнь.
1. Диапазон его дружеских привязанностей очень широк — от простой, чисто внешней дружбы до высокой, бесстрашной, иногда жертвенной дружбы. Пушкин братски любил Дельвига, Кюхельбекера, остроумного Вяземского, Рылеева, но среди друзей поэта Чаадаев занимал особое место. Дружба с Чаадаевым была для Пушкина не просто мирской привязанностью, но прежде всего символом благородных, свободолюбивых идей. С особой силой поэт выразил это в стихотворении «К Чаадаеву».
Поэма «К Чаадаеву» написана в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить «души чудных порывов» Отечеству, — ненависть к самодержавию и стремление к свободе. В этом стихотворении еще слышен юношеский лицейский задор.
Петр Чаадаев был умным и образованным человеком. Пушкин познакомился с ним, будучи лицеистом в Царском Селе. Чаадаев был тогда лейб-гусаром. Принимал участие в заграничных походах русской армии и в Бородинском сражении. Пушкина привлекала натура Чаадаева и его блестящий ум. 9Товарищ, верь: она взойдет,
Звезда пленительного счастья.
Россия проснется ото сна…
И вот рамки поэмы расширяются: перед нами все те, чьи имена действительно вошли в историю освобождения России.
Поэма «Чаадаеву» — художественно-поэтическое произведение. Оно проникнуто чувством свободы и любви к Отечеству, и это чувство — главное в жизни Пушкина.
Среди лучших друзей пушкинской лицейской молодежи особое место занимал И. И. Пущин. Он не был поэтом, как Дельвиг или Кюхельбекер, его связывали с Пушкиным не только общие литературные интересы. Это был тот ДРУГ, которому Пушкин охотнее других поверял заботы и тревоги своего юного сердца. Когда Пушкин узнал о поражении восстания декабристов, он воспринял это известие очень тяжело. С посланием в Сибирь он посылает Пущину стихи: 9Мой первый друг, мой бесценный друг!
И я благословил судьбу
Когда мой двор уединенный
Засыпанный печальным снегом,
Звонок твой прозвенел.
Дарит такой же уют
Пусть он осветит тюрьму
Луч лицейских ясных дней.
Всего десять строк! Но как много в них сказано! Да, это была настоящая дружба, благородная и настоящая.
2. И, конечно же, Пушкин не мог обойти в своем творчестве вечную тему любви. Его любовная лирика – это гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека, это выражение безграничного уважения к женщине. 9Ты предстал передо мной,
Как мимолетное видение
Как гений чистой красоты…
Название стихотворения говорит само за себя. Автор с первых строк сообщает нам, что это стихотворение о самом прекрасном из чувств — о любви. Любовь, возникшая у Пушкина, была так чиста, так нежна, так прекрасна и возвышенна, что всякий образованный человек, прочитав ее, просто переполняется этим удивительным чувством, влюбляясь в ту, с которой нас знакомит автор. Я думаю, что не все могут любить так, как любит А. С. Пушкин. Любовь сопровождала его на протяжении всей жизни. Не всегда это было взаимно, но Пушкин не отчаивался и не падал духом. Прошло время, и Анна Керн покинула Тригорское, оставив в душе поэта незабываемые минуты радости и счастья, чувство любви, перед которым преклоняются все поколения, и, конечно же, она пробудила в Пушкине творческий дар. Ведь до нее творческая жизнь поэта была как бы приостановлена, потому что в Михайловском было одиноко, а дни А.С. Пушкина скрасила только его няня — Арина Родионовна. ЧАДАЕВУ
Любовь, надежда, тихая слава
Недолго нам жил обман,
Прошли юные забавы
Как сон, как утренний туман;
Но желание еще горит в нас,
Под игом роковой силы
С нетерпеливой душой
Отечество внемлет призыву.
Мы ждем с тоской надежды
Минуты свободы святой,
Как ждет молодой любовник
Минуты истинного прощания.
Пока мы горим свободой
Пока живы сердца для чести,
Мой друг, мы посвящаем отечеству
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: она взойдет,
Звезда пленительного счастья
Россия проснется ото сна
И на развалинах самодержавия
Напиши наши имена!
Я помню чудный миг: Ты явилась предо мною, Как мимолетное видение, Как гений чистой красоты.
В томлении безысходной печали, В тревогах шумной суеты, Голос нежный давно мне звучал И черты милые приснились.
Прошли годы. Мятежный порыв бури Развеял мои прежние мечты, И я забыл твой нежный голос, Твои небесные черты.
В пустыне, во мраке заточения Тихо тянулись дни Мои Без божества, без вдохновения, Без слез, без жизни, без любви.
Проснулась душа: И вот снова явился ты, Как видение мимолетное, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в восторге, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновение, И жизнь, и слезы, и любовь.
Пушкин понимал дружбу не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружба» для него — это целый круг близких «по судьбе» людей, это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы – строфа из «19 октября»: Друзья мои, союз нагов прекрасен! Он, как душа, неразлучен и вечен Незыблем, свободен и беззаботен Он сросся под сенью дружных муз… Пушкин понимал дружбу и как «сладкий союз», связывающий поэтов воедино.
Это источник новых ярких впечатлений, это искра, которая зажигает сердце, которое не может не любить. Последние строки («И сердце снова горит и любит — потому что не может не любить») особенно важны для понимания стихотворения и идеи любви, вдохновившей лирику Пушкина: сама потребность любить вечна, чувство возникает в сердце как отголосок женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь может наполнить душу поэта «странным сном», воскресив целый рой воспоминаний о своей и «чужой» молодости, красоте и счастье («Цветок»).
Она, словно буря, дала ему мощный источник вдохновения, лишив свободы, подчинив «мятежным страстям». А в шедеврах любовной лирики Пушкина («Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…
В стихотворении «К языкову» в основе этого союза творчество, вдохновение: Они жрецы одних и тех же муз; Единое пламя их будоражит; Чужие друг другу по судьбе, Они родственны по вдохновению. В стихах Пушкина о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы («19 октября»). Размышления о друзьях побудили поэта к анализу собственной судьбы, создали психолого-философский фон многих его стихотворений.
В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщина как источник красоты, гармонии, необъяснимых наслаждений.Пушкин воспевал женщину.
В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрывалось понимание поэтом этих высших жизненных ценностей, отражались яркие образы друзей и любимых женщин Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре юной жизни» и сопровождают человека всю жизнь Потребность Пушкина в товарищеских отношениях, в понимании и поддержке своих друзей была столь же неизменна, как и потребность любить и быть любимым
Лицеисты, разбросанные по всему миру, словно едины в лирическом мире Пушкина. Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина являются высшими проявлениями человечности, требующими мужества, воли, готовности выполнить свой долг («И. И. Пущин»). Крепость дружбы крепче тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения — вот главная мысль поэта. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как преходящее чувство.
», «На холмах Грузии…») речь идет о чувствах поэта, а не об отношениях, которые связывали его с возлюбленной. Любовная лирика Пушкина — предмет высокой поэзии. Она как бы вырвана из быта, бытовой «прозы». Стихи Пушкина вовсе не дневник его любовных побед и поражений.
Его «очаровательные мечты о любви» оживают в стихах. Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить словами психологическое своеобразие и вместе с тем сходство своих любовных переживаний. Поэту так же трудно говорить о возлюбленной, как об абсолютной красоте или высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий («Мадона»). Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет «будить» душу поэта, как бы венчает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь может доставить человеку высшее наслаждение.
Любовная лирика Пушкина. Любовная лирика Пушкина (кратко)
Любовь — самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делает ее яркой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любом своем проявлении. С этим чувством приходит вдохновение в поэзии или прозе.
Любовь в лирике Пушкина
Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из главных мест. Творения поэта уникальны темой любви, его стихи читаются страстно и вдохновенно. Эмпатия возникает вместе со страстью, которую испытывает поэт.
Любовь для поэта — это не только вдохновение, это еще и свет жизненных сил и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и печаль. Ничто не сладко, теряется цель и смысл жизни.
Любовь Пушкина к Анне Керн
Одно из этих стихотворений — «Я помню чудное мгновенье…» — посвящено Анне Керн, покорившей сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».
Для Пушкина любовь к Анне Керн – светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство останется без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, взволновавшей его душу, подарившей ему страстный порыв и наполнившей его жизнь смыслом. Он благороден и не хочет беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступить от блаженства любви. Поэтому он благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как и его.
Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительно красивая, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощание возлюбленная подарила поэту кольцо с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Такое же кольцо она оставила себе.
Впоследствии Пушкин часто получал от Воронцовой письма с оттиском этого перстня. Позднее письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Этот поступок дался Пушкину тяжело, ведь это были письма любимой женщины, которые его окрыляли, давали стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре «Сожженные письма». Стихотворение переполнено грустью и печалью. Поэт понял, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.
Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой
Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он благодарен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В ней он боготворит свою возлюбленную, поклоняется ей, испытывает благоговейный религиозный трепет.
Лицо любимой женщины нежно, целомудренно и чисто. Для Пушкина Гончарова — прелестное создание, Мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Оно трогает его сердце, приносит ему покой и благодать. Поэт уверен, что его Мадонна — это дар, ниспосланный с небес, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихах Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен ощутить это возвышенное чувство вместе с автором. Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.
Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина
Тема дружбы так же отражена в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный поэт беззаветно отдавал себя дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьба с царским режимом – все это нашло отражение в стихотворении близкому другу «К Чаадаеву».
Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. В нем отражены политические настроения, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми передовыми людьми той эпохи. Пушкин, как бунтарь, призывает своего друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, призывает к освобождению Отечества. Таким образом, темы любви и дружбы в поэзии Пушкина взаимосвязаны. Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.
Поэма «Цыгане»
Во время ссылки в Кишиневе Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта возникла идея этого произведения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, образом жизни и поведением. Цыгане — независимый и свободолюбивый народ, который следует своему сердцу.
Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя конфликт страстей. Главный герой поэмы, юноша Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако полностью стать свободным человеком Алеко так и не смог.
Пушкин своим творчеством сумел передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью вне ее. Поэт считает, что человек в цивилизованном обществе имеет все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из писаных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, по-настоящему свободен.
Тема любви в поэме «Цыгане»
Тема любви в поэме Пушкина «Цыгане» проходит через все произведение. В нем рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дарить Алеко ощущение счастья и покоя. Но этого не произошло. Привыкший к благополучию, комфорту, уюту, он так и не стал единым целым с цыганским табором. Алеко не понимал значения свободы и не принимал, по сути, свободы чувств.
Герой не смог простить Земфире измены. Он убил красавицу Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане свободный, простой и робкий народ. Для них измена не является грехом, ведь любовь не удержать. Отец Земфиры называл Алеко злым и гордым человеком, который хочет свободы только для себя. Он эгоистичен, его ревность и безжалостность не вызывают сочувствия. На самом деле он оказывается преступником. Поэтому Алеко выгнали из лагеря. Тема любви в стихотворении Пушкина «Цыгане» — это разговор о том, что быть свободным — значит освободиться от стремления к власти над человеком.
Читая произведение, можно заметить, что автор не принимает ничьей стороны. Поэт не пытается защищать цыган или оправдывать Алеко. Пушкин хорошо относится к главной героине, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако поэт не оправдывает убийства, поэтому старик выгоняет Алеко из лагеря.
Поэма «Евгений Онегин»
Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С. Пушкина. Автору удалось передать важнейшие проблемы дворянства, тему любви и дружбы.
Произведение характеризуется особенностью. Сам А. С. Пушкин принимает непосредственное участие в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.
Тема любви в поэме
Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» представляет собой своего рода любовную интригу. Благородный юноша – один из главных героев поэмы. Это не плохой человек и не хороший человек. У Жени сложный, противоречивый характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не хочет связывать себя лживыми клятвами и обещаниями.
Встречает Татьяну в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь – это высшее чувство, олицетворяющее счастье, свет, искренность. У них много общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них разное. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткостью ума. Она полна надежды на взаимность, но Онегин не мог понять этого чувства.
На самом деле Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. Ленский обладает романтичной и утонченной натурой. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.
Убийство друга коренным образом изменило жизнь Онегина. Он осознал свои действия, но было слишком поздно. Когда Онегин снова встретил Татьяну, она была уже замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна победила Онегина. Юджин признается ей в любви, но терпит неудачу. Она отказывает ему. Обладает сильным чувством долга, семьи и порядочности. Все это выше чувства любви.
Заключение
Так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза показывают нам величие, благородство души и щедрость поэта. Для поэта любовь — это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов к добровольному заключению. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ — олицетворение нежности, чистоты, красоты и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно кратко говорить о теме любви в творчестве Пушкина.
В поэзии Пушкина есть магнетическое явление. Оказывает благотворное влияние на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, потому что раскрывает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой цикл стихотворений Пушкина посвящен теме любви.
Любовная лирика в пушкинском наследии занимает значительное место. Первое из дошедших до читателей стихотворений было адресовано одной из крепостных актрис графа В.В. Толстой, театр которого находился в Царском Селе, где Пушкин учился в Лицее. В ней «молодой болтун» признается, что ему довелось узнать, «Что за птица Купидон» (от латинского «огненная страсть», в римской мифологии божество любви, другое его имя Купидон), когда упал в сети симпатичных танцовщиц.
Легкий, легкомысленный (от лат. «глупый, пустой», легкомысленный) тон в юношеских стихах Пушкина сменяется элегическими признаниями в печали, «унынии любви» («Уныние», «Элегия», 1816), мучении («Желание », 1816), но сквозь слезы лирическому герою хочется улыбаться («Друзья», 1816). Он понимает, что «видел только начало жизни» («Не грози молодому ленивцу…», 1817).
В период увлечения романтизмом в любовной лирике Пушкина появляется углубление, позволяющее оценить тяжесть переживаний, их значение в жизни сердца («Дориде», «Погас дневной свет… — 1820). Искреннее выражение чувств может стать «опасным откровением» («Мой друг, следы минувших лет мною забыты…», 1821), раскрывающим тайные мечты и желания, напоминанием о том, что уже изменилось. Но мрачные размышления не подавляют тяги к новым волнениям, так как в них лирический герой видит истинную жизнь, полную как «блаженства неведомого», так и печали, побуждающую ощутить «оживление», слыша «близкий голос / Давно потерянного». счастья» («Таврида», 1822). Любовь в его лирике – это «милый образ», каждую черту которого он хочет унести в «бесконечную бездну». Они «таятся и горят» в его душе, требуя творческого преобразования («Разбивая сладкую детскую надежду…», 1823).
«Безумное» волнение любви («Простишь ли ты мне ревнивые сны. ..», 1823) в стихах последующих лет теряет свою романтическую окраску. Однако разнообразие реальных проявлений чувства оказывается богаче «мечты воображения» («К фонтану Бахчисарайского дворца», 1824). Стихи воспроизводят чувства лирического героя в каждое из «чудесных мгновений», дарованных человеку любовью.
Творчество А.С. Пушкин привлекателен своей новизной. Поэт был новатором во многом, в том числе и в народной любовной лирике. В своей работе он обращался к темам, которые волновали его больше всего. Среди них тема любви.
Наслаждайтесь прекрасным в полной мере — этот принцип разделял Пушкин. Все лучшее, что есть в природе и в человеческой жизни, открылось его поэтической душе. С каким гениальным чутьем он находил красоту в самой простой действительности! Он первый открыл нам неведомую доселе область художественных наслаждений и первый стал стремиться облагородить нашу природу, устремив ее к возвышенным мыслям и чувствам.
В сфере личных чувств права личности не ограничиваются возможностью наслаждаться прекрасным. В жизни человека есть более высокие и существенные права. Таково право любить.
Первая страница любви поэта — Екатерина Павловна Бакунина, сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Царскосельскому лицею. Летом Екатерина Павловна гостила в Царском Селе. В рощах Царского Села влюбленный поэт с благоговением искал следы, оставленные «ее прекрасной ногой».
«…И я, томясь безнадежно,
Томясь в обмане пылких мечтаний,
Везде следы ее искал,
Думал о ней нежно
Весь день ждал минутной встречи
И познал я счастье тайных мук.
(из романа «Евгений Онегин», глава VIII (из более ранних изданий)
Пушкин описал красоту своей возлюбленной в стихотворении «Живописцу».
«Красота небесной невинности,
Надежда робких черт,
Улыбка милого ненаглядного
И глаза самой красоты
Екатерина Павловна была девушкой строгих правил Она была старше своего поклонника Любовь поэта осталась безответной
Летом 1817 года у Пушкина случилась новая любовь: поэт увлекся княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Голицына не юная красавица, а статная, грациозная дама. Она на 20 лет старше поэта. Любовная страсть быстро прошла и уже в декабре 1818 г. А.И. Тургенев заметил: «Жаль, что Пушкин уже не влюблен в нее…» С этой историей любви связаны два стихотворения Пушкина: «Неопытный любитель чужих земель» и «Князь. Голицына. Посылая ей оду «Вольность»» («Простая ученица природы…»).
Находясь в ссылке в Екатеринославе, поэт знакомится с очаровательной Марией Раевской. Море, солнце, горячий песок, ласковые волны. Игра волнами, удивительная грация, неподдельные эмоции юной красавицы Марии – все это не могло оставить поэта равнодушным.
«…Как я завидовал волнам,
Бегущий по бурной черте
Ложись к ее ногам с любовью!
Как я хотела тогда с волнами
Коснись ртом милых ножек!
«Евгений Онегин», глава I, строфа XXXIII
Именно Мария Раевская позже говорила: «Как поэт, он считал своим долгом влюбляться во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.
Чтобы лучше понять все, что происходило с поэтом на «любовном фронте», нужно обратиться к личности самого автора. Он отдавался жизни изо всех сил, со всей своей непосредственностью. Пушкин – поэт. Вот и все. Он певец любви, красоты, страсти. Лирика, вдохновение. Новые впечатления, новый литературный шедевр, новая любовь.
Поэт нравился женщинам. С ними он стал необычайно живым, удивительно красноречивым, он был Поэтом — и гораздо более проницательным, чем во всех своих сочинениях.
История любви с Амалией Ризнич – одна из самых ярких страниц жизни Александра Сергеевича. Амалия слыла необыкновенной красавицей. Она была высокой, грациозной, воздушной. Ее глаза были особенно примечательны. Вернее, блеск этих глаз.
Когда влюбленным пришлось расстаться, Пушкин надолго был в смятении. Очаровательной Амалии он посвятил следующие строки:
«Мои холодные руки
Тебя пытались удержать;
Томление страшной разлуки
Мой стон умолял не прерываться.
(из поэмы «За берега далекой родины…»)
В в понятие «любовь» Пушкин вкладывал что-то свое, особенное. Любовь, как солнечный удар, настигала его, давала мощный толчок эмоциям и вдохновению, рождала задушевные строки. Но удар постепенно угас, чувства остыли , и на горизонте появилась новая красавица.
«Гением чистой красоты» для Пушкина была Анна Петровна Керн. Впервые он увидел ее в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт снова встретил ее. В это время Анна Керн приехала погостить к своей тете П.А. Осиповой, жившей по соседству с Пушкиным в Тригорском.
Поэма, которую многие поколения людей считают образцом любовной лирики, посвящена А. П. Керну.
«Я помню чудесное мгновение:
Ты предстал передо мной
Как мимолетное видение
Как гений чистой красоты».
Еще одним эталоном любовной лирики поэта является стихотворение «Я вас любил». Оно посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин очень любил ее и хотел, чтобы она стала его женой. «не получить отказ. Но обстоятельства сложились так, что, в конце концов, Анна Алексеевна осталась без жениха.
В 1830 году Александр Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой, молодой московской даме. Он первый поэт, она же первая красавица.18 февраля 1831 года происходит свадьба.Наталья Николаевна – человек, которому безгранично доверял Александр Сергеевич, она была его богом и музой.
«Мои желания сбылись. Творец
Он ниспослал мне тебя, ты, моя Мадонна,
Чистейшее очарование чистейшего примера.
(из поэмы «Мадонна»)
От первых шагов нашей литературы до наших дней не было писателя, равного Пушкину по гениальности. То, как он писал о любви, было серьезно, легко и проникновенно. Его трудно победить. Любовь к нашему гениальному поэту — предмет высокой поэзии. Она вне суеты. Пожалуй, только музыка может соперничать с ним.
Все в нем гармония, все прекрасно,
Все выше мира и страстей;
Она скромно покоится
В своей торжественной красоте;
Она оглядывается вокруг себя:
У нее нет соперниц, нет подруг;
Красоты нашего бледного круга
В ней исчезает сияние.
Куда бы ты ни спешила
Хоть на любовное свидание,
Что бы ты ни питала в своем сердце
Ты сокровенная мечта
Но когда ты встретишь ее, смущенный, ты
Вдруг ты остановишься невольно
Благоговейно благоговейно
Перед святыней красоты.
Свет дня погас…
Свет дня погас;
Туман опустился на синее вечернее море.
Я вижу дальний берег
Земли полудня Волшебная земля;
С волненьем и тоской Стремлюсь я туда,
Упоенный воспоминаниями…
И чувствую: опять родились слезы на глазах;
Душа кипит и леденеет;
Знакомый сон летает вокруг меня;
Я вспомнил безумную любовь былую,
И все, что я перенес, и все, что сердцу дорого,
Желаний и надежд томительный обман…
Шум, шум, послушный парус,
Волна подо мной, угрюмый океан .
Лети, корабль, унеси меня в дальние пределы
По страшной прихоти обманчивых морей,
Но не к печальным берегам
Моя туманная родина
Страны, где пламя страстей
Впервые чувства вспыхнули. .
Ночь
Мой голос для тебя и нежный и томный
Беспокоит поздняя тишина темной ночи.
Возле моей кровати печальная свеча
Горит; стихи мои, сливаясь и журча,
Течь, ручьи любви, течь, полны тобой.
Во тьме твои глаза сияют предо мною,
Они улыбаются мне, и я слышу звуки:
Мой друг, мой нежный друг… Я люблю… твой… твой!..
Ты простишь мой ревнивые сны…
Ты простишь мои ревнивые сны
Моя любовь безумное волнение?
Ты верен мне: за что ты любишь
Всегда пугаешь мое воображение?
В окружении толпы поклонников
Почему ты хочешь казаться всем милой,
И даришь всем пустую надежду
Твой чудесный взгляд, то нежный, то тупой?
Овладев мною, помрачив разум мой,
Я уверен в своей несчастной любви,
Разве ты не видишь, когда в их страстной толпе,
Разговоры чужие, одинокие и немые,
Меня томит одинокая досада;
Ни слова мне, ни взгляда… Жестокий друг!
Хочу ли я бежать: со страхом и молитвой
Твой взгляд не следит за мной.
Заводится ли другая красота
Неоднозначный разговор со мной —
Ты спокоен; твой веселый упрек
Меня убивает, не выражая любви.
Скажи еще раз: мой вечный соперник,
Наедине меня с тобою заставив,
…
Сожженное письмо
Прощай, любовное письмо! до свидания: сказала она.
Как долго я медлил! как долго не хотел
Рука, чтобы поджечь все мои радости! ..
Но хватит, время пришло. Сжечь, любовное письмо.
Я готов; моя душа ничего не слушает.
Уже жадное пламя принимает твои листы…
Минуточку!.. вспыхнуло! blaze — светлый дым
Махая, потерянный с моей молитвой.
Потеряв впечатление верного перстня,
Расплавленный сургуч закипит… О провидение!
Готово! темные скрученные листы;
На светлом пепле свои заветные черты
Они белеют… Грудь стеснялась. Пепел милый,
Бедная радость в моей печальной судьбе,
Останься век со мной на горестной груди…
Пожелай славы
Когда, опьяненный любовью и блаженством,
Молча пред тобой на коленях,
Я смотрел на ты и думала: ты моя, —
Знаешь ли, родная, хотела ли я славы;
Знаешь: убрано от ветреного света,
Соскучилась по напрасному прозвищу поэта,
Устала от долгих бурь, Совсем не обратила внимания
Гудят далекие упреки и похвалы.
Могли ли слухи надоесть меня приговорами,
Когда, склонив на меня томные глаза
И тихонько положив руку мне на голову,
Ты прошептала: скажи, любишь ли, счастлив ли ты?
Другой, как я, скажи, неужели ты не любишь?
Ты никогда не забудешь меня, мой друг?
И я смущенно молчала,
Я была полна удовольствия, я представляла
Что нет будущего, тот страшный день разлуки
Никогда не наступит… Ну и что? Слезы, боль,
Измена, клевета, все на голову
Разбился вдруг…
К*** (Я помню чудный миг…)
Я помню чудный миг:
Ты предстал передо мной
Как мимолетное видение
Как гений чистой красоты.
В томлении безысходной печали,
В тревогах шумной суеты,
Голос нежный мне давно звучал
И снились милые черты.
Прошли годы. Бури порыв мятежный
Разбросаны старые мечты
И я забыл твой нежный голос
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточения
Дни мои прошли спокойно
Без бога, без вдохновения,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа проснулась:
И вот ты снова
Как мимолетное видение
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в восторге
И для него вновь встали…
Признание
Я люблю тебя — хоть я и безумен,
Хоть труд и позор напрасен,
И в этой досадной глупости
У твоих ног сознаюсь!
Мне не к лицу и не по годам…
Пора, пора мне поумнеть!
Но я знаю по всем приметам
Болезнь любви в душе:
Мне скучно без тебя — зеваю;
С тобой мне грустно — терплю;
И, нет мочи, хочу сказать
Ангел мой, как я тебя люблю!
Когда я слышу из гостиной
Твой легкий шаг, или шум платья,
Или голос девственницы, невинной,
Я вдруг теряю рассудок.
Ты улыбнись — я радость;
Ты отворачиваешься — я тоскую;
За день мучений — награда
Твоя бледная рука мне.
Когда старательно за обручем
Ты сидишь, склонившись небрежно,
Глаза и кудряшки вниз, —
Я в нежности, молча, нежно
Я люблю тебя, как дитя!
Талисман
Там, где всегда плещется море
На скалах пустыни
Где луна светит теплее
В сладкий час вечернего тумана,
Где, наслаждаясь в гаремах,
Мусульмане проводят свои дни
Там волшебница, ласкающая
Мне дали талисман.
И, лаская, сказала:
«Сохрани мой талисман:
Он обладает таинственной силой!
Он дан тебе любовью.
От болезни, из могилы,
В бурю, в страшный ураган,
Твоя голова, родная,
Не спасет мой талисман
И богатства Востока
Он тебе не даст
И поклонники пророка
Он не победит вас;
И тебя в лоно друга,
Из печальной заграницы
В родную землю на север с юга
Мой талисман не унесет…
Само понятие лирики, лирики идет от Греческий lyrikos — лирический, лирический, «исполняемый под звуки лиры». Эта поэзия, по словам известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, «изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, заключающаяся в том, что она имеет в себе самое сокровенное и настоящее, высказанное поэтом, как его собственное настроение; это живой и вдохновенный продукт его духа». .
Творчество А.С. Этой чувственностью проникнут Пушкин, личные переживания поэта, его отношение к людям, окружающей природе и жизни в целом. Талант Пушкина, его прекрасное владение пером позволили отразить всю эту эмоциональность в стихах поэта.
Любовная лирика Пушкина
Романтическая лирика Пушкина искренняя, тонкая, порой страстная. Для Пушкина влюблённость — естественное состояние, необходимое для жизни и творческого вдохновения.
Красота выражения чувств и переживаний поэта отражена в таких шедеврах, как «Желание», «Я помню чудное мгновенье…», «Я любил тебя…», «Ночь лежит на холмах Грузия» и другие стихи о любви
Природа в лирике Пушкина
В своем творчестве Пушкин часто обращается к красочным описаниям природы. Стихи о природе передают сказочное волшебство и величие русской природы. Поэт особенно предпочитал осень: «из годовых времен года я только ей рад». Он очень живописно пишет осенний пейзаж: «увядающие, прекрасные природы», «леса, одетые в багряницу и золото».
Отчасти природа для Пушкина — это возможность уйти от бренной суеты жизни, спрятаться от надоедливых проблем и насладиться истинной красотой.