cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Леонардо да винчи доклад: Доклад про Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи — сообщение доклад

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи один из самых уникальных людей нашего мира. Родился в 1452 году внебрачным ребенком в Италии в селении Анкиато неподалеку от города Винчи, который и подарил ему приставку к имени. Первые годы жизни прожил с матерью, но позже отец забрал мальчика к себе на воспитание.

В 1466 году в возрасте 14 лет был принят помощником к художнику Верроккьо во Флоренции. Именно в мастерской и начались его разносторонние увлечения и рисунком, и скульптурой, и моделированием. Начал осваивать навыки черчения, работы с лепниной гипсовой, с кожными изделиями и металлическим переплавом.

Первые шедевры: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». Следовательно созданы новые крупные работы, такие как «Мадонна с цветком» и «Поклонение волхвов».

1482 год начинается вынужденным переездом в Милан, где Леонардо немного отходит от живописи увлекаясь механикой.

1487 год ознаменовался работой да Винчи над изобретением машины для полетов. Изначально им был собран простой аппарат с крыльями крыльев, а следовательно путем доработки построен аэроплан с управлением. Для длительного полета не хватало только двигателя, что и стало препятствием для внедрения машины жизнь.

Еще одной знаменитым изобретением молодого ученного стала машина со взлетом и посадкой с места.

Параллельно в эти же художник увлекается анатомией и архитектурой, впервые выдвинул теорию ботаники как самостоятельной дисциплины.

После погружения Леонардо в науку он снова возвращается к живописи и пишет всем известную нам картину «Дама с Горностаем» и рисунок «Витрувианский человек», который по сей день принято считать за каноны пропорции человека.

Леонардо, как правило, если чем то заинтересовывался, то изучал это досконально. Благодаря таким качествам характера великий ученый внес большой вклад в такие отрасли как: физика, архитектуры, живопись и рисунок.

В 1503 году была написана картина «Мона Лиза». С 1508 года да Винчи начинает военную службу во Франции.

1512 год жизни художника ознаменован переездом в Рим по прошению папы Льва 10.

1513 г — 1516 г написана картина «Иоанн Креститель».

В 1516 году великий художник переселяется жить в замок Кло-Люсе, по приглашению Людовика 12. Вскоре у него парализовало правую руку.

Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году 2 мая во Франции в замке Кло-Люсе вблизи города Амбуаз.

Вариант 2

Годы жизни: 15 апреля 1452 – 2 мая 1519

Место рождения – недалеко от небольшого итальянского городка Винчи (что нашло отражение в его фамилии).

Леонардо да Винчи был первенцем у своего отца нотариуса (который за свою жизнь был женат 4 раза и имел 12 детей) и матери крестьянки. До 3 лет жил с матерью, затем отец забрал его на воспитание.

В 14 лет Леонардо связывает свою жизнь с искусством (поступает на обучение в мастерскую). Работа подмастерьем художника позволила ему приобрести технический опыт и познакомиться с гуманитарными дисциплинами. Уже после написания первой картины («Жизнь Христа») совместно со своим учителем, превосходство ученика становится очевидно. 20-летний Леонардо получает возможность открыть свою мастерскую, так как регистрируется как мастер Гильдии Святого Луки, но продолжает тесно сотрудничать со своим первым учителем Вероккьо.

В 1482 г., будучи уже известным художником переезжает в Милан. Там он продолжает работу над несколькими крупными работами, в т. ч. фреской «Тайная Вечеря» и начинает вести свои рукописи, в которых присутствуют не только записи, но и чертежи, и рисунки на всевозможные тематики: теория живописи, архитектура, инженерное дело, анатомия. Также Леонардо неравнодушен к музыке, он становится автором различных басен и загадок.

После смены власти в Милане Леонардо до 1513 г. путешествует по итальянским городам, в этот период точные науки (особенно математика) занимают всё его время, он работает над проектированием оборонительных сооружений, памятников архитектуры.  За этот период создано всего несколько картин — «Мона Лиза» в 1503 г. и «Автопортрет» в 1512. В 1513 г. переезжает в Рим, где занимается проведением инженерных экспериментов при дворе династии Медичи.

Новый этап в его жизни наступает в 1516 г., когда его приглашают на службу к королю Франции Франциску I в качестве придворного советника. Эта работа совсем не мешала творчеству Леонардо. Именно в этот период жизни он разрабатывает чертежи летательного аппарата с вертикальным взлетом — посадкой и телескопа. Но последние два года своей жизни он тяжело болеет и плохо передвигается самостоятельно. Реализовать свои мечты он так и не смог, скончавшись в возрасте 67 лет.

Леонардо да Винчи одна из самых неординарных фигур эпохи Возрождения, специалист в естественных и в точных науках, деятель искусства с невероятным творческим потенциалом, за многогранность его ещё называют «универсальным» человеком. В действительности же он опередил свое время и оставил множество тайн и загадок, разгадывать которые предстоит следующим поколениям.

Сообщение 3

Доказательством того, что искусство бессмертно, являются многие произведения разных его сфер. Их талантливые создатели приложили все усилия, чтобы запечатлеть свои мысли в той или иной форме.

Представителем живописи 15 века, чье имя стало всемирно известным, является Леонардо да Винчи.

Родился будущий художник в 1452 году недалеко от Флоренции. Матерью его была крестьянка из народа, а отец – работником юридической сферы. Отец был внимателен к мальчику, поэтому приметив необычную тягу к рисованию, отдал его в одну из местных мастерских. Подрабатывая помощником, он в это время начал рисовать первые картины («Крещение Христа»). Ботичелли, Перуджино и другие известные личности также приобретали навыки в этом заведении. Новое увлечение Леонардо привело его к переезду в Милан. Там он приступил к занятиям механикой. Первым незаконченным его изобретением был летательный аппарат. Основой этого проекта был полет птиц. Молодой человек был разносторонним. В этот же период он старательно увлекался изучением ботаники, чертежами.

Однако несмотря на увлеченность гуманитарными и техническими науками, Леонардо да Вини вновь продолжает заниматься живописью. «Дама с горностаем», «Мона Лиза» (1503 год) – полотна, занимающие небольшой список картин этих лет. С 1508 года его ожидают годы службы во французской армии. Пробуя себя в роли инженера, он проводит ряд экспериментов в 1513 году. Эти события происходят в Риме.

С 1516 года Леонардо приступил к службе при дворе Короля Франции по приглашению. Этот период мужчина находится под покровительством государя. Выполняя роль советника, параллельно он занимался творчеством. Последние годы жизни Леонардо да Вини нельзя назвать плодотворными. Это было связано с тем, что состояние мужчины ухудшилось из-за тяжелого недуга. Его попытка была удачной, он закончил эксперимент с летательным аппаратом.

Смерть настигла талантливого художника в 1519 году во Франции.

О заслугах Леонардо да Винчи в настоящее время ходят легенды. Он подарил эпохе Возрождения различного рода эксперименты в области технических наук. Оставил след в живописи, скульптуре и архитектуре, в результате чего произведения получили всемирную известность. «Джоконда», «Тайная вечеря» и другие гениальные работы мастера отражают оригинальные соединения линий, обращал внимание на элементы психологии, необыкновенное освещение фигур и образов. Его обращение к человеческому телу, работа над анатомией способствовали раннему разрешению многих вопросов, над которыми задумывались ни раз современные ученые. Поэтому творчество художника необыкновенно и притягательно, наполнено новыми идеями. Они приводили в восторг первых лиц государства, что делало его картины произведениями мировой живописи. Многие исследователи отмечают, что каждый труд да Винчи – это взгляд в будущее великого ученого-исследователя, художника, разностороннего человека, который каждую минуту стремился к познанию окружающего мира.

Леонардо да Винчи

Интересные темы

Творчество Леонардо да Винчи. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «Культурология»

на тему: «Творчество Леонардо да Винчи».

 

    План

1. Введение.

2. Биография.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

6. Заключение.

7. Список литературы.

   1. Введение.

   С каждым годом личность Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci , 1452 – 1519) вызывает всё больше интереса у исследователей, искусствоведов и любителей искусства. Издаются новые книги, снимаются фильмы – документальные и художественные. Даже представители различных мистических течений представляют свои версии относительно жизни и творчества этого художника, действительно оставившего немало загадок. Более того, в науке ответвилось даже отдельное направление, занимающееся исключительно наследием Леонардо да Винчи.

  Продолжают открываться новые музеи Леонардо, в разных точках мира организовываются специальные тематические выставки, а к «Моне Лизе», находящейся в Лувре, каждый день выстраиваются толпы желающих увидеть шедевр вживую.

  На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что вокруг личности универсального человека, известного всему миру под именем Леонардо да Винчи – живописца, архитектора, скульптора, музыканта, естествоиспытателя, учёного и изобретателя – перемешались исторические факты, научные открытия и вымышленные истории с налётом мистицизма.

  Нераскрытость, нераспознанность, неоднозначность данной темы делают её актуальной, и эта актуальность со временем увеличивается. Кроме того, художественная притягательность творчества да Винчи заставляет обращаться к нему снова и снова.

   2. Биография.

  Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка да Винчи, в 1452 году. Анкиано – затерянное место у подножия Альп, но отмеченное великолепными и в чём-то таинственными пейзажами, которые будут будоражить душу будущего гения.

   Леонардо был внебрачным сыном Пьеро да Винчи – потомственного нотариуса, проявлявшего, несмотря на обстоятельства рождения, заботу о мальчике. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей), и рисования, и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, – высшая форма творчества. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу – художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 – 1488), тот испытал настоящее потрясение. Его совет был таков: мальчик должен стать живописцем, посвятить себя исключительно этому занятию.

   В 1646 году Леонардо становится учеником Вероккьо в его мастерской во Флоренции. В скором времени он затмевает своего учителя. В дальнейшем Леонардо суждено неоднократно потрясать людей своим мастерством. Пример тому – щит Медузы, который один из друзей отца попросил украсить его. Щит получился таким, будто действительно принадлежал мифическому персонажу. Этот эпизод очень подробно описан Дж. Вазари.

  Возвращаясь к занятиям в мастерской Вероккьо, необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.

   Мастера, подобные Вероккьо, следовали концепции подражания природе, что требовало владения перспективой – воздушной и линейной, знаний светотехники. Постичь это не представлялось возможным без начальных знаний точных наук. Всему этому и учился Леонардо в мастерской Вероккьо параллельно с рисовальной техникой, обучением скульптуре, получением навыков работы с металлом, гипсом и кожей.

   В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было всего двенадцать лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.

   Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане. В этом городе да Винчи провёл семнадцать лет, где усовершенствовал свой талант изобретателя и скульптора. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении, и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т.д. Многие технические изобретения, которыми мы сейчас пользуемся, первым придумал именно да Винчи, но по каким-то причинам не смог воплотить в жизнь. Но они остались на его бесчисленных чертежах.

   В 1499 году художник уехал из Милана. В это время шла война, и Милан оказался захваченным французами. Сфорц сбежал за границу, и Леонардо пришлось скитаться, переходя с одного места на другое. Так продолжалось вплоть до 1503 года, пока он вновь не вернулся во Флоренцию.

   В этом городе он начинал свою карьеру как обычный подмастерье, а вернулся зрелым мастером, уже начавшим писать «Джоконду». Однако через несколько лет Леонардо вновь уехал в Милан, получив место придворного живописца короля Людовика XII (Louis XII, 1462 – 1515), который сумел получить власть над всеми северными регионами Италии.

   Некоторое время да Винчи вёл странствующий образ жизни, переезжая из Милана во Флоренцию и обратно. Но в 1513 году он попадает в Рим в связи с возникновением в его жизни нового важного покровителя – Джулиано Медичи, который приходился братом Льву Х (Leo PP. X, 1475 – 1521). Три года, проведённые в Риме, да Винчи большей частью посвятил науке, различным экспериментам, выполнял инженерные заказы.

   Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции. Туда он приехал по приглашению Франциска I (François Ier, 1494 – 1547), который стал новым французским королём. Прославленный художник, ставший обитателем замка Кло-Люсе, был серьёзно болен (паралич правой руки и другие заболевания), но, тем не менее, продолжал занятия рисованием и работу с многочисленными учениками. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. Смерть мастера, как и его жизнь, оказалась связанной с легендами, подтвердить или опровергнуть которые ещё предстоит.

   3. Творчество Леонардо да Винчи.

  Если измерять художественное наследие да Винчи в количественном отношении, то оно не очень велико. По мнению исследователей, причина этому послужила не занятость другими науками и искусствами, а очень большая строгость к самому себе. Мастер попросту не был доволен своими живописными творениями, и в каждом полотне стремился к совершенству.

   Первый флорентийский период деятельности да Винчи отмечен стремлением попробовать свои многочисленные дарования в различных областях – архитектуре, проектировании, инженерии. В этот же период он написал и одну из самых замечательных своих полотен – «Мадонна с цветком» (1478 – 1480, Эрмитаж).

   Атмосфера картины скорее скромная, камерная, чем торжественная.  Леонардо обращается к теме, которая волновала и его предшественников и современников, неоднократно перерабатывалась ими. Эпоха Ренессанса внесла в эту тему особый нюанс: в образе Богородицы художники Возрождения видели не Царицу Небесную, не олицетворение высших сил, а утончённое, лирическое воплощение материнства и расцветшей женской красоты.

   На протяжении семнадцати лет (с 1483 по 1500 гг.), т.е. в миланский период, да Винчи активно творил. Это был самое плодотворное время в его жизни. Именно в Милане художник создал свои шедевры – «Мадонну в гроте» для монахов-францисканцев и «Тайную вечерю» для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие.

   Впервые в живописи XV – XVI вв., благодаря да Винчи, пейзаж утверждается как одушевлённое начало, способное органически переходить в идейно-художественный замысел картины. В нём запечатлеваются эмоционально значимые элементы природной среды. Этот приём мы наблюдаем и в «Джоконде», где необычный – «лунный» пейзаж выступает не в качестве фона, декорации, а вступает в сложные сюжетно-психологические взаимоотношения с объектом, изображённым на полотне.

   «Мадонна в гроте» (1485, Лувр) – одна из первых алтарных композиций, по которой можно судить о зрелом мастерстве её автора. Сюжет составляет библейская история об Иоанне, который встретил в пустыне Богоматерь с младенцем Христом, возвращающихся из Египта. В мрачном, образованном нависающими скалами гроте сидит среди цветов печальная Дева Мария с Христом, ангелом и младенцем Иоанном. Через просветы в скалах открывается голубое небо, проплывают кучевые облака. Средствами живописи Леонардо удалось воплотить фантастическое впечатление таинственности, многозначительности единства природы и человека.

   В трапезной миланского монастыря в 1495 – 1498 гг. да Винчи написал фреску «Тайная вечеря». Благодаря этому реальное пространство трапезной иллюзорно расширилось, посредством правдиво выписанных окон соединилось с окружающим миром.

   Секрет обаяния «Тайной вечери» в сдержанной благородной простоте, в ней нет ничего случайного, детали внимательно продуманы, частности служат выполнению смысла целого. Апостолы за трапезным столом в волнении, источник которого – неподвижная фигура Христа в центре композиции. Учитывая усовершенствованный им принцип золотого сечения, мастер с математической точки зрения просчитал положение каждого из учеников. В этой фреске жизненная правда сочетается с предельной степенью образного обобщения.

   Мастер создал ещё ряд замечательных работ: «Мадонна Бенуа» (1478, Эрмитаж), «Св. Анна» (1508 – 1510, Лувр), которую современники признали истинным чудом; «Иоанн Креститель» (1513, Лувр), на которой святой изображён со странной лукавой и даже грешной улыбкой. Всё это – тайное и непостижимое пространство Леонардо.

   Следует отметить, что он был прекрасным рисовальщиком, делающий тысячи набросков с натуры и по памяти. Он рисовал людей, животных и странных чудовищ, создавая порой фантасмагорические сюжеты. Сохранился и автопортрет мастера, написанный в 1512 – 1515 гг. Лицо художника практически не сохранило следы красоты, о которой с восторгом сообщали современники. Опущенные углы рта, горестный взгляд, длинные седые волосы свидетельствуют об усталости и даже некоторой разочарованности.

   Подлинная слава пришла к Леонардо, когда он выполнил статую Франческо Сфорца, сидящего на коне. Однако даже тогда изобилия заказов не случилось. Как и раньше, сорокалетний мастер искал место, в котором он мог бы применить все свои многочисленные умения и таланты. К сожалению, да Винчи так и умер в статусе придворного художника, над которым всегда возвышалась тень монаршей особы.

   4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

   «Тайная вечеря» принадлежит к числу величайших творений мировой живописи. К сожалению, она не дошла до современного зрителя в своём первозданном виде – полотно на сегодняшний день полуразрушено. Виной тому послужил неудачный эксперимент художника с красками. Его стремление к максимальной выразительности привело к тому, что покрытие быстро повредилось. Ускорили процесс разрушения некачественные реставрации и наполеоновские солдаты, которые в 1796 году устроили из монастырской трапезной конюшню. От навозных испарений композиция заплесневела. Кульминацией вандализма стало варварское и кощунственное развлечение французских солдат – швыряние в головы героев «Тайной вечери» камнями.

  Подобная жестокость была проявлена не к одной картине Леонардо, который вложил в свои творения гениальную одухотворённость и гигантский труд. Эти слова можно отнести и к «Тайной вечери».

   Из воспоминаний современников можно узнать, что Леонардо призывал всех зрителей свободно выражать свои впечатления от картины. Он любил вечером, когда заходит солнце, подниматься на леса (поскольку картина находилась довольно высоко над полом) и совершенствовать своё произведение. Он писал вплоть до самого наступления темноты, не выпуская кисти из рук. Впрочем, случалось и такое, что в течение нескольких дней мастер вообще не писал, но тогда работа над «Вечерей» продолжалась мысленно, в воображении. А иногда, словно неведомая сила влекла его к картине, и, схватив кисть, он начинал наносить мазки. Заканчивать работу мастер не торопился, чем вызывал раздражение настоятеля, который не мог постичь сути таинственного творческого процесса Леонардо да Винчи.

   Тем печальнее и трагичнее кажется судьба «Тайной вечери», подвергшейся столь грубому вандализму. Но даже в таком виде она способна поражать и впечатлять своих зрителей.

  В 1489 – 1490 Леонардо создал свой очередной шедевр – «Даму с горностаем» (Музей Чарторыйских, Краков). Есть предположение, что на портрете изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей герцога Миланского. Были найдены фрагменты переписки между Чечилией и Леонардо, в которой он обращался к ней как к возлюбленной, но больше доказательств по этому поводу не было обнаружено.

   «Дама с горностаем» – удивительное творение. От прекрасного образа Чечилии будто исходит сияние, а линии и краски просто совершенны. Однако, несмотря на свою безупречность, «Дама с горностаем» ещё не являлась высшим достижением мастера. Ею стала «Джоконда» (ок. 1503, Лувр).

   «Мона Лиза», возможно, самая загадочная картина в мире. Главная загадка полотна заключается в том, кто изображён на картине. Не меньше вопросов вызывает и выражение лица модели – её таинственная полуулыбка, влажный блеск глаз, нежный нос – все черты выдают в ней живого человека, а не нарисованное изображение. Дж. Вазари писал: «…Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной» [Вазари; 275].

   Леонардо да Винчи и сам придавал этой картине огромное значение. С одной стороны, он не расставался с ней до конца жизни, начиная с того момента, как приступил к написанию. С другой стороны, в его многочисленных записях нет никаких упоминаний о работе над «Джокондой».

   Эта неизвестность дала искусствоведам возможность предположить, что на портрете изображены герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте, Пачифика Брандано и даже мужчина – Джакомо Капроти. Некоторые полагают, что под женским образом скрывается сам художник. Часть исследователей утверждает, что Джоконда – образ собирательный и искать в ней конкретную личность не стоит. Основная версия состоит в том, что это Франческо дель Джокондо Лиза Герардини, на что указывает и имя в названии портрета. Работа над «Джокондой» велась в период с 1500 по 1513 гг., однако точными датами не учёные не располагают. Как и не могут они добиться точной разгадки того, в чём состоит необыкновенная притягательная сила этого полотна.

   5. Ученики Леонардо да Винчи.

  Одним из самых известных учеников Л. да Винчи был Салаи (Salai, 1480 – 1524). Салаи являлся также натурщиком у великого художника, и именно он позировал для полотна «Иоанн Креститель». Кроме того, искусствоведы полагают, что кисти Салаи принадлежит образ Петра и Павла в галерее Брера в Милане и некоторые копии с работ да Винчи, в частности, того же «Иоанна Крестителя».

   Среди других учеников Леонардо да Винчи самым крупным живописцем  традиционно считается Франческо Мельци (Francesco Melzi, пр. 1491 – 1570). Мельци пришёл в мастерскую Леонардо в пятнадцать лет. Он не только показывал большие способности, но и сопровождал своего учителя в важных поездках. Да Винчи был очень доволен успехами Мельци, мастерство которого достигло такого уровня, что его кисть практически невозможно было отличить от  кисти маэстро. Поэтому да Винчи очень доверял Мельци и совместно с ним работал над рядом полотен. Некоторые из них, например, «Коломбина», теперь признаны как полотна, принадлежавшие именно Мельци, а не да Винчи. Мельци создавал картины под руководством учителя, когда тот уже не мог писать из-за паралича руки. Да Винчи назначил Мельци наследником и хранителем своего живописного наследия.

  Джованни Пьетро Риццоли, или Джампетрино (Giampietrino, 1495 – 1549) также принадлежит к числу последователей и учеников великого живописца. Он относится к самым загадочным фигурам, связанных с личностью Леонардо да Винчи, сведений о нём очень мало. Полотна, подписанные его именем, отличаются высочайшим художественным качеством.

   В число леонардесок (leonardeschi, ученики и последователи да Винчи) входит и Джова́нни Амбро́джо де Пре́дис (Giovanni Ambrogio de Predis, пр. 1455 – 1508). Его отличительной чертой считаются профильные портреты (например, портрет Массимилиано Сфорца), а также женские изображения.

  Часть произведений Леонардо да Винчи довольно продолжительное время причислялись ещё одному его ученику – Бернардино Луини (Bernardino Luini, пр. 1485 – 1532). Этот художник был очень талантлив, однако ни он, ни кто- либо другой из леорнадесок не смог превзойти да Винчи, как он в своё время превзошёл Вероккьо.

   Итак, Леонардо да Винчи охотно занимался с учениками, передавал им тайны своего мастерства, свои знания и опыт. Но его мастерство вышло за пределы его личной школой, и леорнадесками стали называть не только непосредственных учеников да Винчи, но и тех художников, которые просто переняли его стиль. Такова была сила художественного таланта Леонардо да Винчи – бесконечно одинокого и до сих пор не понятого до конца.

   6. Заключение.

   Итак, гений Леонардо да Винчи – явление непревзойдённое. В своём творчестве он органично соединил искусство и науку. Этот великий художник эпохи Возрождения оказался олицетворением поистине безграничных возможностей человеческой личности. Его практически сверхъестественные возможности восходили к провидению, к пересечению границ привычного.

   Искусство Леонардо да Винчи даёт возможность современному человеку прикоснуться к высшему проявлению искусства, к его действительно божественным истокам.

   7. Список литературы.

   1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII – XX вв/В.Н. Березина, Н.А. Лившиц. – Л.: Из-во Гос. Эрмитажа,   1963. – 380 с.

   2. Богат Е. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I/Е. Богатко. – М.: Детская литература, 1989. – 254 с.

   3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3./Дж. Вазари – М.: Искусство, 1970. – 650 с.

   4. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

   5. Варшавский А.С. Улыбка Джоконды/А.С. Варшавский// Варшавский А.С. Пелика с ласточкой. – М.: Детская литература, 1971. – 225 с.

   6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков/Б.Р. Виппер. – М., 1977. – 235с.

   7. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995. – 288 с.

   8. Гастев А. Леонардо да Винчи/А. Гастев. – М. : Молодая Гвардия, 1982. – 397 с.

   9. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи.  4-е изд./А.К. Дживелегов – М. Искусство, 1998. – 159 с.

   10. Егорова К. Леонардо да Винчи/К. Егорова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.

Леонардо да Винчи: факты, картины и изобретения

Когда родился Леонардо да Винчи?

Да Винчи родился в Анкиано, Тоскана (ныне Италия), в 1452 году, недалеко от города Винчи, давшего фамилию, которую мы ассоциируем с ним сегодня. В свое время он был известен просто как Леонардо или как «Флорентинец», так как жил недалеко от Флоренции и прославился как художник, изобретатель и мыслитель.

Знаете ли вы? Отец Леонардо да Винчи, поверенный и нотариус, и его мать-крестьянка никогда не состояли в браке друг с другом, и Леонардо был единственным их общим ребенком. С другими партнерами у них было в общей сложности 17 других детей, сводных братьев и сестер да Винчи.

Откройте для себя Медичи во Флоренции с HISTORY Travel™. Нажмите, чтобы узнать больше!

Родители Да Винчи не были женаты, а его мать Катерина, крестьянка, вышла замуж за другого мужчину, когда да Винчи был очень молод и создал новую семью. Примерно с 5 лет он жил в поместье в Винчи, принадлежавшем семье его отца, сира Пейро, поверенного и нотариуса. Дядя да Винчи, который особенно ценил природу, которую да Винчи разделял, также помогал воспитывать его.

Ранняя карьера

Да Винчи не получил формального образования, кроме начального чтения, письма и математики, но его отец оценил его художественный талант и в возрасте около 15 лет отдал его в ученики к известному скульптору и художнику Андреа дель Верроккьо из Флоренции. Около десяти лет да Винчи совершенствовал свои техники рисования и скульптуры и обучался механическому искусству.

Когда ему было 20 лет, в 1472 году гильдия художников Флоренции предложила да Винчи членство, но он оставался с Верроккьо, пока не стал независимым мастером в 1478 году. Около 1482 года он начал писать свою первую работу по заказу, «Поклонение волхвов для монастыря Сан-Донато во Флоренции, монастыря Скопето.

Однако да Винчи так и не завершил эту работу, потому что вскоре после этого он переехал в Милан, чтобы работать на правящий клан Сфорца, работая инженером, художником, архитектором, дизайнером придворных праздников и, самое главное, скульптором.

Семья попросила да Винчи создать великолепную конную статую высотой 16 футов из бронзы в честь основателя династии Франческо Сфорца. Да Винчи работал над проектом в течение 12 лет, и в 1493 году глиняная модель была готова для показа. Неизбежная война, однако, означала перепрофилирование бронзы, предназначенной для скульптуры, в пушки, а глиняная модель была уничтожена в ходе конфликта после того, как правящий герцог Сфорца лишился власти в 149 г.9.

‘Тайная вечеря’

Несмотря на то, что сохранилось относительно немного картин и скульптур да Винчи — отчасти из-за того, что его общее количество произведений было довольно небольшим — две из его дошедших до нас работ входят в число самых известных и почитаемых картин в мире.

Первая — «Тайная вечеря» да Винчи, написанная во время его пребывания в Милане, примерно с 1495 по 1498 год. Фреска «Тайная вечеря» темперой и маслом на гипсе была создана для трапезной городского монастыря Санта-Клауса. Мария делле Грацие. Эта работа, также известная как «Столица», имеет размеры примерно 15 на 29 дюймов.футов и является единственной сохранившейся фреской художника. На ней изображен пасхальный ужин, во время которого Иисус Христос обращается к апостолам и говорит: «Один из вас предаст Меня».

Одной из отличительных особенностей картины является особое эмоциональное выражение и язык тела каждого апостола. Его композиция, в которой Иисус находится в центре, но изолирована от апостолов, оказала влияние на поколения художников.

«Мона Лиза»

Когда в 1499 году Милан был захвачен французами и семья Сфорца бежала, да Винчи тоже бежал, возможно, сначала в Венецию, а затем во Флоренцию. Там он написал серию портретов, в том числе «Джоконду», произведение размером 21 на 31 дюйм, наиболее известное сегодня как «Мона Лиза». Написанная примерно между 1503 и 1506 годами женщина, изображенная, особенно из-за ее загадочной легкой улыбки, веками была предметом спекуляций.

В прошлом ее часто принимали за Мону Лизу Герардини, куртизанку, но нынешние исследования показывают, что она была Лизой дель Джокондо, женой флорентийского купца Франсиско дель Джокондо. Сегодня этот портрет — единственный сохранившийся портрет да Винчи того периода — находится в Лувре в Париже, Франция, и ежегодно привлекает миллионы посетителей.

Около 1506 года да Винчи вернулся в Милан вместе с группой своих учеников и учеников, в том числе с молодым аристократом Франческо Мельци, который был ближайшим спутником Леонардо до самой смерти художника. По иронии судьбы, Джан Джакомо Тривульцио, победивший герцога Людовико Сфорца, поручил да Винчи вылепить свою грандиозную гробницу в виде конной статуи. Он тоже так и не был завершен (на этот раз из-за того, что Тривульцио сократил свой план). Да Винчи провел семь лет в Милане, а затем еще три года в Риме после того, как Милан снова стал негостеприимным из-за политических раздоров.

Изобретения и философия 

Интересы да Винчи простирались далеко за пределы изобразительного искусства. Он изучал природу, механику, анатомию, физику, архитектуру, оружие и многое другое, часто создавая точные, работоспособные конструкции для таких машин, как велосипед, вертолет, подводная лодка и военный танк, которые не будут реализованы в течение столетий. Он был, писал Зигмунд Фрейд, «как человек, который проснулся слишком рано в темноте, когда все остальные еще спали».

Можно сказать, что несколько тем объединяют эклектичные интересы да Винчи. В частности, он считал, что зрение является самым важным чувством человечества и что «saper vedere» («умение видеть») имеет решающее значение для полноценной жизни во всех аспектах жизни. Он рассматривал науку и искусство как дополняющие друг друга, а не отдельные дисциплины, и считал, что идеи, сформулированные в одной области, могут — и должны — влиять на другую.

Вероятно, из-за обилия разносторонних интересов да Винчи не смог завершить значительное количество своих картин и проектов. Он проводил много времени, погружаясь в природу, проверяя научные законы, препарируя тела (людей и животных), размышляя и записывая свои наблюдения.

Записные книжки да Винчи

В какой-то момент в начале 1490-х годов да Винчи начал заполнять записные книжки, связанные с четырьмя широкими темами — живописью, архитектурой, механикой и анатомией человека — создавая тысячи страниц аккуратно нарисованных иллюстраций и плотно написанных комментариев, некоторые из которых который (благодаря леворукому «зеркальному сценарию») был неразборчив для окружающих.

Записные книжки, которые часто называют рукописями и «кодексами» да Винчи, сегодня хранятся в музейных коллекциях после того, как были разбросаны после его смерти. Codex Atlanticus, например, включает в себя план 65-футовой механической летучей мыши, по сути, летательного аппарата, основанного на физиологии летучей мыши и принципах аэронавтики и физики.

Другие записные книжки содержали анатомические исследования да Винчи человеческого скелета, мышц, мозга, пищеварительной и репродуктивной систем, которые принесли новое понимание человеческого тела более широкой аудитории. Однако, поскольку они не были опубликованы в 1500-х годах, записные книжки да Винчи мало повлияли на научный прогресс эпохи Возрождения.

Как умер Леонардо да Винчи?

Да Винчи навсегда покинул Италию в 1516 году, когда французский правитель Франциск I великодушно предложил ему титул «Главного живописца, инженера и архитектора короля», что дало ему возможность рисовать и рисовать на досуге, живя в загородный особняк, замок Клу, недалеко от Амбуаза во Франции.

Несмотря на то, что да Винчи сопровождал Мельци, которому он оставит свое поместье, горький тон в черновиках некоторых писем этого периода указывает на то, что последние годы жизни да Винчи, возможно, были не очень счастливыми. (Мельци впоследствии женился и родил сына, чьи наследники после его смерти продали имение да Винчи.)

Да Винчи умер в Клу (ныне Кло-Люсе) в 1519 году в возрасте 67 лет. Он был похоронен неподалеку, в дворцовой церкви Сен-Флорантен. Французская революция почти уничтожила церковь, а ее остатки были полностью разрушены в начале 1800-х годов, что сделало невозможным определение точного места захоронения да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452–1519) | Эссе | Метрополитен-музей

Леонардо да Винчи (1452–1519) — одна из самых интригующих личностей в истории западного искусства. Получив образование во Флоренции как художник и скульптор в мастерской Андреа дель Верроккьо (1435–1488), Леонардо также известен своим научным вкладом. Его любознательность и ненасытная жажда знаний никогда не покидали его. Он постоянно наблюдал, экспериментировал и изобретал, и рисование было для него инструментом записи его исследования природы. Хотя завершенных работ Леонардо немного, он оставил большое количество рисунков (почти 2500), в которых записаны его идеи, большинство из которых до сих пор собрано в блокнотах. Он был в основном активен во Флоренции (1472–ок. 1482, 1500–1508) и Милане (ок. 1482–1489).9, 1508–1513), но последние годы жизни провел в Риме (1513–1516) и Франции (1516/17–1519), где и умер. Его гений как художника и изобретателя продолжает вдохновлять художников и ученых спустя столетия после его смерти.

Рисунки
За пределами Италии работы Леонардо легче всего изучать по рисункам. Свой постоянный поток идей для картин он записывал на бумагу. В своих «Этюдах к Рождеству » (17.142.1) он изучал различные позы и жесты матери и ее младенца, вероятно, в рамках подготовки к главной панели своего знаменитого алтаря, известного как

Дева в скалах (Музей Лувр, Париж). Точно так же в листе эскизов декораций (17.142.2), подготовленном для постановки маскарада (или музыкальной комедии) в Милане в 1496 г., он наряду со своими эскизами делал пометки о положении актеров на сцене, переводя образы и идеи из своего воображения на бумагу. Леонардо также рисовал то, что он наблюдал, из окружающего его мира, включая анатомию человека, жизнь животных и растений, движение воды и полет птиц. Он также исследовал механизмы машин, использовавшихся в его время, изобретя множество устройств, как современный инженер. Его техники рисования варьируются от довольно быстрых набросков пером до   Голова мужчины в профиль, обращенная влево (10. 45.1), до тщательно законченных рисунков красным и черным мелом, как в
  Голова Богородицы (51.90). Эти работы также демонстрируют его увлечение физиогномикой и контрастами между юностью и старостью, красотой и уродством.

Тайная вечеря (ок. 1492/94–1498)
Леонардо Тайная вечеря , на торцевой стене трапезной Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, является одной из самых известных картин Высокого Возрождения. . Недавно отреставрированная, Тайная вечеря уже при жизни художника начал отслаиваться из-за его неудачной попытки рисовать на стенах слоями (мало чем отличается от техники темперы на панели), а не в технике настоящей фрески. Даже в своем нынешнем состоянии это шедевр драматического повествования и тонкого изобразительного иллюзионизма.

Леонардо решил запечатлеть момент сразу после того, как Христос говорит своим апостолам, что один из них предаст его, и во время учреждения Евхаристии. Эффект его высказывания вызывает видимый отклик в виде волны эмоций среди апостолов.

Эти реакции весьма специфичны для каждого апостола, выражая то, что Леонардо называл «движениями ума». Несмотря на драматическую реакцию апостолов, Леонардо наводит на сцену ощущение порядка. Голова Христа находится в центре композиции, обрамленная нимбом архитектурного проема. Его голова также является точкой схода, к которой сходятся все линии перспективной проекции архитектурного окружения. Апостолы располагаются вокруг него четырьмя группами по три человека, объединенными позой и жестом. Иуда, которого традиционно помещали на противоположной стороне стола, здесь отделен от других апостолов своим затемненным лицом.

Мона Лиза (ок. 1503–1506 гг. и позже)
Леонардо также может быть приписан самый известный портрет всех времен — портрет Лизы, жены Франческо дель Джокондо, известный как

Мона Лиза ( Музей Лувра, Париж). Аура таинственности окружает эту картину, окутанную мягким светом, создающим атмосферу очарования. Здесь нет резких линий или контуров (техника живописи, известная как сфумато — fumo по-итальянски означает «дым»), только плавные переходы между светлым и темным. Пожалуй, самой яркой чертой картины является двусмысленная полуулыбка натурщика. Она смотрит прямо на зрителя, но ее руки, туловище и голова слегка поворачиваются в разные стороны, создавая ощущение застывшего движения. Леонардо исследует возможности масляной краски в мягких складках драпировки, фактуре кожи и контрасте светлого и темного (светотень). Глубоко уходящий фон с его извилистыми реками и скальными образованиями является примером личного взгляда Леонардо на мир природы: тот, в котором все текуче, в движении и наполнено движением и энергией.


Цитата

Бамбах, Кармен. «Леонардо да Винчи (1452–1519)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/leon/hd_leon.htm (октябрь 2002 г.)

Дальнейшее чтение

Бамбах, Кармен С., изд. Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик . Каталог выставки. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *