cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лекции по офтальмологии для медсестер: Организация и проведение повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием

Содержание

Короев — Лекции по офтальмологии

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Курс офтальмологии

КОРОЕВ О.А.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГЛАЗНЫМ БОЛЕЗНЯМ

для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов

Владикавказ 2005

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

по офтальмологии на 9 семестре для студентов 5 курса лечебного факультета.

1.Введение. Офтальмология и ее место среди других медицинских дисциплин. История офтальмологии. Анатомо-физиологические особенности органа зрения.

2.Зрительные функции и методы их исследования.

3.Оптическая система глаза. Клиническая рефракция, аккомодация, пресбиопия, астигматизм.

4.Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов.

5.Заболевания роговицы и склеры.

6.Заболевания сосудистой оболочки.

7.Заболевания сетчатки и зрительного нерва.

8.Заболевания хрусталика и стекловидного тела.

9.Патология внутриглазного давления. Глаукомы.

10.Бинокулярное зрение. Косоглазие. Заболевания орбиты.

11.Повреждения глаз. Профессиональные заболевания глаз. Новообразования органа зрения.

12.Глазные симптомы в общей патологии. Деонтология в офтальмологии. Причины снижения зрения и слепоты. Работа МСЭК и призывных комиссий.

ЛЕКЦИЯ 1.

ВВЕДЕНИЕ. ОФТАЛЬМОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН. ИСТОРИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ.

Раздел медицины, изучающий этиологию, патогенез и клиническое течение нарушений зрения и болезней глаза называют офтальмологией (от греч. ophthalmos – глаз и logos – наука). Врачей этой специальности называют офтальмологами, или окулистами (от лат. oculus – глаз).

Офтальмология выделилась в самостоятельную дисциплину как из-за важности функций органа зрения, так и из-за особенностей методов его обследования.

Орган зрения является важнейшим орудием познания внешнего мира.

Основная информация об окружающей действительности (до 70%) поступает в мозг именно через этот анализатор. Следует подчеркнуть, что глаз – это дистантный анализатор высшего порядка. Ему свойственно пространственное восприятие глубины, передвижения предметов, их удаленности, телесности. Вот почему зрительный акт всегда был загадочным и таинственным. Неслучайно в ряде стран существовали религиозные секты,

члены которых поклонялись богу в образе глаза. Мировая литература полна противоречивых мнений о тождестве жизни и зрения. Хорошо известно, что даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека. Что страшнее: жить слепым или умереть? Многие литературные произведения отвечают на этот вопрос так: лишить человека зрения – худшее наказание,

чем лишить его жизни. Софокловский царь Эдип, убедившись, что именно он

– причина произошедших бедствий, во искупление своей вины перед богом и людьми не убивает, а ослепляет себя. В «Антонии и Клеопатре» служанка Клеопатры Ирас, узнав, что хозяйка хочет отдать ее римским рабам,

предпочитает вырвать себе глаза. Шиллер говорил, что умереть – это пустяки, но видеть и ослепнуть – неизмеримо тяжелее. Уэллс и Шекспир полагали, что смерть – меньшее несчастье, чем слепота.

Офтальмология занимает заметное место в медицинской науке. Орган зрения или «зеркало души», как его называют в литературе, является одновременно неплохим «зеркалом здоровья» человеческого организма.

Большинство заболеваний человека находят свое подтверждение в специфических глазных проявлениях. Для примера можно привести изменения глазного дна при гипертонической болезни, изменения сосудов при диабете, изменения зрительного нерва при внутричерепных новообразованиях и другие. Многие врачи других медицинских специальностей зачастую нуждаются в консультациях офтальмолога для уточнения прогноза заболевания или выбора оптимального варианта лечения.

Если же искать точки соприкосновения офтальмологии с другими отраслями медицины, то можно с уверенностью сказать, что все они в той или иной мере связаны с офтальмологией.

Офтальмология относится к хирургическим дисциплинам и имеет особенность, заключающуюся в том, что в ней методы консервативного и хирургического лечения настолько тесно увязаны, что представляют собой части общего комплекса мероприятий. Каждое оперативное вмешательство должно базироваться на результатах всестороннего анализа субъективных и объективных данных, на изучении условий работы больного, его профессии.

Офтальмохирургические вмешательства имеют много особенностей.

Операции на глазном яблоке и окружающих его частях выполняются на узком пространстве и поэтому связаны с применением особой техники и специального хирургического инструментария. В настоящее время операции на органе зрения проводятся только под микроскопом. Это закономерно, так как значительно расширившиеся представления о сущности различных заболеваний, с одной стороны и возросшая точность производства медицинского оборудования, с другой, делают не только оправданными, но и технически возможными вмешательства на тканевых комплексах, величина которых измеряется долями миллиметра. Офтальмохирургия пока еще не выдвигает столь сложных задач, как соединение сосудов и нервов глазного

яблока. Объекты вмешательств здесь, как правило, несколько крупнее.

Поэтому офтальмохирурги используют отнюдь не самые тонкие инструменты, не самые большие увеличения операционного микроскопа. И

все же они – полноправные микрохирурги, потому что сложность и деликатность структуры глаза как объекта оперативного вмешательства намного выше, чем многих других органов и тканей человеческого организма, потому что цена ничтожных ошибок в работе офтальмохирурга слишком высока. Именно в нашей специальности основные принципы микрохирургии: максимальное щажение тканей в ходе вмешательства и возможно более полное восстановление анатомо-функциональной целостности оперируемого органа в конце операции – начали реализовываться достаточно полно еще в домикрохирургическую эру; тем более это справедливо для настоящего времени.

Возникновение офтальмологии можно отнести к каменному веку: оно вызывалось необходимостью лечения травм и облегчалось доступностью осмотра органа зрения. К концу эпохи первобытнообщинного строя лечение глазных заболеваний осуществлялось с помощью средств и приемов народной медицины. Древнейшие материальные свидетельства существования офтальмологии обнаружены в Египте. В гробницах были найдены флаконы из стеатита, алебастра, иногда из слоновой кости, с

остатками глазных снадобий, возраст которых определяется в 4400 лет. На надгробном памятнике, который датируется 2500 г. до н.э. упоминается окулист. Первым глазным врачом, имя которого история сохранила высеченным на древней египетской надгробной стеле, был Пепи Анк Ири,

живший при VI династии, около 1600 г. до н.э. Из посвященной ему надписи видно, что Ири, будучи глазным врачом фараона, слыл могущественным человеком. В медицинских папирусах египтян описан ряд глазных болезней,

например слезотечение, пингвекула, геморрагии, бельмо, косоглазие,

градина, а также «дождливое небо» – вероятно трахома. Высокого развития достигла офтальмология в древней Индии. В санскритских текстах Аюр-

Веды изложено учение врачей Сушруты и Хараки о глазных болезнях. Оно относится к 400-250 гг. до н.э. В офтальмологии Сушруты излагается анатомия, патология, лечение глазных болезней. Их насчитывалось 46.

Значительное место уделялось терапии.

Величайшим врачом Древней Греции был Гиппократ (460-372 гг. до н.э.) – «отец медицины». Взгляды Гиппократа на офтальмологию изложены не систематически, а разбросаны в разных трудах. Лечение глазных заболеваний он признавал либо общее, либо хирургическое. Местно применял лишь теплые примочки губкой. В Древней Греции зародились первые теории зрения и первое учение об оптике.

В древнем Риме основы медицины были заложены выходцами из Греции и Египта. Во времена империи имелись уже специалисты по разным болезням, в том числе и глазные врачи. В труде Корнелия Цельса (25-60 гг.

до н.э.) описаны глазные болезни и глазные операции.

В период с середины IX до середины XIV века развитие медицины,

особенно офтальмологии, было связано с развитием культуры в арабских халифатах. В наиболее полном и систематизированном виде офтальмология этой эпохи представлена в «Каноне» Абу Али Ибн Сины.

В средневековой Европе зачатки медицины существовали в монастырях, но не получили дальнейшего развития. Огромное значение для офтальмологии имел Иоганн Кеплер (1571-1630), он в 1604 году высказал новую теорию зрения, которая признается в основном и в настоящее время.

Лишь в XVIII веке офтальмология постепенно освобождается от тысячелетних ошибок, отделяется от хирургии и превращается в самостоятельную науку. Естественным следствием появления новых взглядов было открытие нового способа операции катаракты. Честь этого важнейшего открытия принадлежит Жаку Давиэлю (1696-1762),

произведшему 8 апреля 1747 года первую операцию экстракции катаракты.

Насколько велики были успехи офтальмологии в области хирургии глаза в

XVIII веке, настолько малы они в медикаментозной терапии.

Во второй половине XIX века в развитии офтальмологии отмечается бурный подъем, вызванный рядом открытий, имевших первостепенное значение не только для офтальмологии, но и для всей медицины. Эти открытия связаны главным образом с именами крупных ученых Г.

Гельмгольца, А. Грефе, Ф.К. Дондерса.

Герман Гельмгольц (1821-1894) опубликовал небольшое произведение (43 страницы), в котором описывал изобретенное им глазное зеркало, благодаря которому стало возможным видеть глазное дно. Была открыта новая глава офтальмологии – распознавание и лечение заболеваний глазного дна.

Альбрехт Грефе (1828-1870) сыграл огромную роль в клинической офтальмологии, обогатив ее ценными наблюдениями и рядом новых открытий, из которых главными являются новый способ операции катаракты и антиглаукоматозная иридэктомия.

Голландец Франц Корнелий Дондерс (1818-1889) разработал учение об аномалиях рефракции и аккомодации, которое изложил в книге

«Аномалии рефракции и аккомодации глаза», вышедшей в 1864 году.

В начале XX века выдающийся шведский окулист-оптик Альвар Гульштранд (1862-1930) изобрел щелевую лампу и впервые применил новый вид исследования – биомикроскопию, широко применяющуюся и поныне.

Истоки древней русской офтальмологии следует искать в медицине скифов, населявших нашу страну в древнейшие времена. У древних славян наряду с лекарями из народа появились и лекари-жрецы – волхвы, а после проникновения христианства – лекари-монахи. Первые документальные данные о глазных больных относятся к Киево-Печерской лавре, основанной в

1051 г. Уровень знаний о глазных болезнях в допетровской Руси лучше всего отражают рукописные сборники, так называемые травники и лечебники.

Первые сведения о глазных врачах России относятся к концу XVI столетия – к моменту создания «Аптекарского приказа» и возникновения так

называемой придворной медицины. Первым иностранным окулистом в России был Давид Брун (1628), а первым русским окулистом – Федор Дорофеев (1664). Первые глазные больницы в Москве и Петербурге были основаны в 1805-1806 гг. Хотя офтальмология в России стала зарождаться в начале прошлого столетия, фактически она находилась в недрах хирургии,

занимая далеко не равноценное положение. Лекции по глазным болезням читали хирурги, иногда физиологи и даже акушеры. Несмотря на это,

наиболее прогрессивные ученые внесли большой вклад в учение о глазных болезнях. Среди них особое положение занимают Н.И. Пирогов, читавший лекции по глазным болезням в Медикохирургической академии, и В.А.

Караваев, который вел преподавание клинической офтальмологии в Киеве.

Право на самостоятельность кафедры офтальмологии в России получили в

1860 г. Основоположниками московской школы следует считать А.Н.

Маклакова (1837-1895) и А.А. Крюкова (1849-1908). А.Н. Маклакову

принадлежит заслуга в создании тонометра для измерения внутриглазного давления. Он первым привлек внимание к изучению профессиональных вредностей как причин развития болезней глаз. В развитии русской офтальмологии велика роль А.А. Крюкова. Написанный им учебник по глазным болезням выдержал 12 изданий. Талантливый и высокоэрудированный офтальмолог С.С. Головин (1866-1931) проложил новые пути в офтальмохирургии. Им заново была создана орбитальная хирургия. Ярким представителем отечественной офтальмологии был профессор В.П. Одинцов (1877-1938). Наиболее ценным его вкладом в офтальмологию являются оригинальные исследования в области патологической анатомии глаза. Совместно с К.Х. Орловым им создано руководство по глазной хирургии.

Нельзя не отметить выдающегося офтальмолога М.И. Авербаха (1872-

1944). Его вклад в науку исключительно велик, особенно в решение проблем аномалий рефракции, травм органа зрения и профилактики травматизма. Им написана оригинальная книга «Офтальмологические очерки». Академик В.П.

Сестринский уход в офтальмологии. Лекция1

1. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕЛЬДШЕРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПМ.02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ В ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ
ЛЕКЦИЯ №1
СЕСТРИНСКИЙ УХОД
В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СКОГОРЕВА О.В.
• ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
• ОЗНАКОМИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИСТЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В РФ, ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ И
ПРИНЦИПАМИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО
СТАЦИОНАРА И АМБУЛАТОРНОГО КАБИНЕТА.
• ЗАДАЧИ:
• 1. УЧЕБНЫЕ: ОБУЧАЮЩИЙСЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ДОЛЖЕН
ЗНАТЬ МЕТОДИКУ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, СИСТЕМУ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТУ СРЕДНИМ
МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ, ОСНОВНЫЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПРАВИЛА УХОДА ЗА ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИМ
ПАЦИЕНТОМ..
• РАЗВИВАЮЩИЕ: ПОНИМАТЬ СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ СВОЕЙ БУДУЩЕЙ
ПРОФЕССИИ, ПРОЯВЛЯТЬ К НЕЙ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС
ПЛАН ЛЕКЦИИ
• 1.
ВВЕДЕНИЕ В ОФТАЛЬМОЛОГИЮ
• 2.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
• 3.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В
ОФТАЛЬМОЛОГИИ
• 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА И
ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

4. 1. Введение в офтальмологию

1. ВВЕДЕНИЕ В ОФТАЛЬМОЛОГИЮ
• ОФТАЛЬМОЛОГИЯ – ЭТО РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ,
ПОСВЯЩЁННЫЙ ГЛАЗНЫМ БОЛЕЗНЯМ. В НЕГО ТАКЖЕ
ВХОДИТ ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ОРГАНА
ЗРЕНИЯ, ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И ЕГО
ОПТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ.
• ПОД ЗРИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗАТОРОМ ПОНИМАЮТ
СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ: ЕГО
ВОСПРИНИМАЮЩЕЙ ЧАСТИ (СЕТЧАТКИ), ПРОВОДЯЩИХ
ПУТЕЙ (ЗРИТЕЛЬНЫХ НЕРВОВ), А ТАКЖЕ ПОДКОРКОВЫХ
И КОРКОВЫХ ЦЕНТРОВ В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ.
• ОФТАЛЬМОЛОГИЯ ВЫДЕЛИЛАСЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
ДИСЦИПЛИНУ ЛИШЬ В КОНЦЕ 19 ВЕКА. ДО ЭТОГО
ВРЕМЕНИ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ГЛАЗ ЛЕЧИЛИ
ХИРУРГИ.
• ОФТАЛЬМОЛОГИЯ — НАУКА ОБ ОРГАНЕ ЗРЕНИЯ (ГЛАЗ — ЛАТ. OCULUS, ГРСЧ.
ОРHTHALMOS) И ЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯХ — ЗАРОДИЛАСЬ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ. ДО
НАШИХ ДНЕЙ ДОШЛИ ВЫСЕЧЕННЫЕ НА НАДГРОБНОМ КАМНЕ ИМЯ И ИЗОБРАЖЕНИЕ
ПЕНИ АНК ИРИ — ОДНОГО ИЗ ЦЕЛИТЕЛЕЙ, ЛЕЧИВШИХ ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ, КОТОРЫЙ ЖИЛ
В ЕГИПТЕ ЕЩЕ В СЕРЕДИНЕ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО ПАШЕЙ ЭРЫ.
• ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЕГИПТА, ВАВИЛОНИИ, ИНДИИ,
КИТАЯ, ГРЕЦИИ И РИМА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧТО МЕДИКАМ И ЖРЕЦАМ УЖЕ
ТОГДА БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ ТАКИЕ БОЛЕЗНИ ГЛАЗ, КАК КАТАРАКТА И ФИСТУЛА СЛЕЗНОГО
МЕШКА, И СПОСОБЫ ИХ ЛЕЧЕНИЯ.
• НА РУБЕЖЕ НАШЕЙ ЭРЫ ВЕЛИЧАЙШИЕ ВРАЧИ АНТИЧНОСТИ ГИППОКРАТ И ГАЛЕН
ОПРЕДЕЛИЛИ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ ПА НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ ВПЕРЕД.
ВПЛОТЬ ДО VIII—IX ВВ. ВО МНОГИХ СТРАНАХ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИХ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО
ЛЕЧЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ.
• В ПЕРИОД РАСЦВЕТА КУЛЬТУРЫ АРАБСКИХ ХАЛИФАТОВ (IX—XIV ВВ.) ПОЯВИЛИСЬ
ПЕРВЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РУКОВОДСТВА, В КОТОРЫХ БЫЛ ОБОБЩЕН ОПЫТ
ВЫДАЮЩИХСЯ АРАБСКИХ ВРАЧЕЙ ВРЕМЕН АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОБЛАСТИ
ОФТАЛЬМОЛОГИИ. БОЛЬШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОФТАЛЬМОЛОГИИ СЫГРАЛ
«МЕДИЦИНСКИЙ КАНОН», НАПИСАННЫЙ В НАЧАЛЕ 11 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ
ВЫДАЮЩИМСЯ ТАДЖИКСКИМ ФИЛОСОФОМ, УЧЕНЫМ,ПОЭТОМ И МЕДИКОМ ИБН СИНОЙ
(АВИЦЕННОЙ). ЕМУ УДАЛОСЬ ИЗЛОЖИТЬ ОФТАЛЬМОЛОГИЮ ТОЙ ЭПОХИ В НАИБОЛЕЕ
ПОЛНОМ И СИСТЕМАТИЗИРОВАННОМ ВИДЕ.
• В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ АВТОРИТЕТ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ ДРЕВНОСТИ
ОСТАВАЛСЯ НЕПРЕРЕКАЕМЫМ, ПОЭТОМУ ВПЛОТЬ ДО XVIII В.
МЕДИЦИНА В ЕВРОПЕ РАЗВИВАЛАСЬ КРАЙНЕ МЕДЛЕННО. В ЭТОТ
ПЕРИОД ВАЖНУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
СЫГРАЛИ РАБОТЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ АСТРОНОМА ИОГАННА КЕПЛЕРА,
ЗАЛОЖИВШЕГО К 1604 Г. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОПТИКИ. УЧЕНЫЙ ВПЕРВЫЕ СТАЛ
РАССМАТРИВАТЬ ГЛАЗ КАК ОПТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ. КЕПЛЕР
ОПРЕДЕЛИЛ СУЩНОСТЬ БЛИЗОРУКОСТИ И ДАЛЬНОЗОРКОСТИ,
ОБЪЯСНИЛ ДЕЙСТВИЕ НЕ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НО И
ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЛИНЗ.
• В 1708 Г. КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК В ПАРИЖЕ ПА ОСНОВАНИИ
ДОКЛАДА БРИССО ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ЗРЕНИЯ
БЕЗ УЧАСТИЯ ХРУСТАЛИКА. СПУСТЯ 40 ЛЕТ СООТЕЧЕСТВЕННИК
БРИССО ЖАК ДАВИЭЛЬ ВПЕРВЫЕ ДОКАЗАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ИЗ ГЛАЗА БОЛЬНОГО
ПОМУТНЕВШЕГО ХРУСТАЛИКА (КАТАРАКТЫ). СЛЕДУЕТ УТОЧНИТЬ,
ЧТО ДО ЭТОГО НА ПРОТЯЖЕНИ МНОГИХ ВЕКОВ ПОМУТНЕВШИЙ
ХРУСТАЛИК НЕ ИЗВЛЕКАЛИ ИЗ ГЛАЗ, А ПРОТАЛКИВАЛИ
(РЕКЛИНИРОВАЛИ) В СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО.
• РАЗВИТИЮ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В РОССИИ В ОГРОМНОЙ МЕРЕ
СОДЕЙСТВОВАЛА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
КАФЕДР ОФТАЛЬМОЛОГИИ В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. ПЕРВАЯ ТАКАЯ КАФЕДРА В РОССИИ
И ВТОРАЯ (ПОСЛЕ ВЕНСКОЙ) В МИРЕ БЫЛА СОЗДАНА В 1818
Г. В МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ САНКТПЕТЕРБУРГА (НЫНЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ).
КАФЕДРУ ВОЗГЛАВИЛ ВОСПИТАННИК ВЕНСКОЙ ШКОЛЫ,
УЧЕНИК И. БЕЕРА ИОСИФ (ОСИП) ГРУБИ. ПРИ ЕГО
АКТИВНОМ УЧАСТИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИМИ
ОПТИКАМИ БЫЛ СОЗДАН ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ НАБОР
ПРОБНЫХ ОЧКОВЫХ СТЕКОЛ. ВСЛЕД ЗА ПЕТЕРБУРГСКОЙ
БЫЛИ ОТКРЫТЫ КАФЕДРЫ ОФТАЛЬМОЛОГИИ НА
МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МОСКОВСКОГО,
ХАРЬКОВСКОГО, КАЗАНСКОГО, КИЕВСКОГО И ДРУГИХ
УНИВЕРСИТЕТОВ.
• В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ ОСНОВАТЕЛЯМИ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ В НАШЕЙ СТРАНЕ БЫЛИ
ПРОФЕССОРА Е. В. АДАМЮК (КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), А. Н.
МАКЛАКОВ И А. А. КРЮКОВ (МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), В.
И.ДОБРОВОЛЬСКИЙ И Л. Г. БЕЛЛЯРМИНОВ (УЧЕНИКИ Э. А. ЮНГЕ,
МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ), А. В. ИВАНОВ И А. В.
ХОДИН (КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), И ДР. ВСЕ ОНИ БЫЛИ
ПРОГРЕССИВНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ И УЧЕНЫМИ С
МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, КОТОРЫЕ ВНЕСЛИ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ.
• РАЗВИТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В РОССИИ СВЯЗАНО С
ИМЕНЕМ АКАДЕМИКА А,М,Н.С. Н. ФЕДОРОВА, РЕВОЛЮЦИОНЕР В
ОБЛАСТИ ОФТАЛЬМОЛОГИИ, ОСНОВАТЕЛЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА»
(МНТК). БЛАГОДАРЯ ФЕДОРОВУ РАЗВИТИЕ ОФТАЛЬМОХИРУРГИИ
ПРИОБРЕЛО В РОССИИ КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ. В ЛЕЧЕНИЕ
КАТАРАКТЫ ИМ БЫЛА ВНЕДРЕНА МЕТОДИКА ИМПЛАНТАЦИИ
ИСКУССТВЕННОГО ХРУСТАЛИКА ВЗАМЕН ПОМУТНЕВШЕГО,
БОЛЬНОГО.
2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ
1.АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ (УЧАСТКОВАЯ)
— ДОГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАП;
2.СТАЦИОНАРНАЯ (ЭКСТРЕННАЯ И ПЛАНОВАЯ)
— ГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАП.
УРОВНИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В РЕГИОНАХ РФ:
• РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ — ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ ПОЛИКЛИНИК, ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ
БОЛЬНИЦ В РАЙОННЫХ ЦЕНТРАХ ОБЛАСТИ ИЛИ РЕСПУБЛИКИ.
• ГОРОДСКОЙ УРОВЕНЬ — ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК И МЕДИКОСАНИТАРНЫХ ЧАСТЕЙ ГОРОДОВ ОБЛАСТИ ИЛИ РЕСПУБЛИКИ. КАК ПРАВИЛО, ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКУЮ
ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ОТДЕЛЬНО ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ
• МЕЖРАЙОННЫЙ И РЕСПУБЛИКАНСКИЙ (ОБЛАСТНОЙ) УРОВНИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ НАИБОЛЕЕ
ПОЛНОВЕСНЫЙ ЭТАП ОКАЗАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕГИОНАХ. МЕЖРАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ СОСРЕДОТОЧЕН В РЯДЕ КРУПНЫХ РАЙОННЫХ ЦЕНТРОВ РЕСПУБЛИК И ОБЛАСТЕЙ РФ С
РАЗВИТОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗОЙ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ.
• ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. ГЛАЗНЫЕ СТАЦИОНАРЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ОКАЗЫВАЮТ В ИСЧЕРПЫВАЮЩЕМ ОБЪЁМЕ МИКРОХИРУРГИЧЕСКУЮ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ПРИ ПОДАВЛЯЮЩЕМ ЧИСЛЕ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
I ЭТАП – ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА.
НА ДАННОМ ЭТАПЕ ПРОВОДИТСЯ СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ, ПУТЕМ ЕГО
ОСМОТРА И ОПРОСА БОЛЬНОГО И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ. УЧИТЫВАЮТСЯ ДАННЫЕ О
ФИЗИЧЕСКОМ, ДУХОВНОМ, ЭМОЦИОНАЛЬНОМ, СОЦИАЛЬНОМ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ
ЗДОРОВЬЕ. ИНФОРМАЦИЯ ТАКЖЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ТАКИЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, КАК ГЕНЕТИКА, ОБРАЗ
ЖИЗНИ, ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. СОБИРАЮТСЯ ДАННЫЕ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭТАПА ЗАПОЛНЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (ЛИСТ СЕСТРИНСКОЙ
ОЦЕНКИ ПАЦИЕНТА, КАРТА СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА, В АМБУЛАТОРНОЙ КАРТЕ
ЗАПИСЫВАЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ).
II ЭТАП – ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
• ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДИАГНОЗА НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СУЖДЕНИЯ МЕДСЕСТРЫ О ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА И ЕГО
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ. СОСТАВЛЯЕТСЯ ПЛАН УХОДА С УЧЕТОМ
ПРИОРИТЕТНОСТИ ПРОБЛЕМ.
III ЭТАП — ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ.
• ЭТАП ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ОЦЕНКОЙ ЕГО СОСТОЯНИЯ И
НЕОБХОДИМОСТИ УХОДА, УЧИТЫВАЕТСЯ ЕГО МНЕНИЕ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ.
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЦЕЛИ УХОДА (КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ). СОСТАВЛЯЕТСЯ
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВРЕМЕНИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
IV ЭТАП — РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ.
• ВМЕШАТЕЛЬСТВА МОГУТ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМИ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА, НЕЗАВИСИМЫМИ – МЕДСЕСТРА
РУКОВОДСТВУЕТСЯ ЛИЧНЫМИ СООБРАЖЕНИЯМИ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЙ ДОКТОРА И ДЕЙСТВУЕТ ПО
СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ, ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ПРОВОДЯТСЯ ПРИ УЧАСТИИ ДРУГИХ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.
V ЭТАП — ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
• ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. ОСНОВНЫМИ КРИТЕРИЯМИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИТОГ ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ, РЕАКЦИИ ПАЦИЕНТА НА
СЕСТРИНСКИЙ УХОД В ОФТАЛЬМОЛОГИИ.
• ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОФТАЛЬМОЛОГИИ МЕДИЦИНСКАЯ
СЕСТРА ДОЛЖНА ЗНАТЬ АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ ПРИ
ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ. ДОЛЖНА РАЗБИРАТЬСЯ В ЭТИОЛОГИИ, КЛИНИКЕ, ПРИНЦИПАХ
ЛЕЧЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.
4.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО
СТАЦИОНАРА И ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
• ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
• ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ЯВЛЯЮТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И
ПОМОЩЬ ЕМУ В ОРГАНИЗАЦИИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ. МЕДИЦИНСКАЯ
СЕСТРА ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОДЧИНЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВРАЧУОФТАЛЬМОЛОГУ, СТАРШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ, ДЕЖУРНОМУ ВРАЧУ ОТДЕЛЕНИЯ. В СВОЕЙ
РАБОТЕ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РУКОВОДСТВУЕТСЯ
НАСТОЯЩЕЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ, А ТАКЖЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
II. ОБЯЗАННОСТИ
1. СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕВРЕМЕННЫМ ПОЛУЧЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВКЛЕИВАТЬ ИХ
В ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ СТАЦИОНАРНЫХ БОЛЬНЫХ.
2. ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА СЛЕДУЮЩИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ:
• ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ;
• ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ;
• ПОДБОР ПРОСТЕЙШИХ ОЧКОВ;
• ИЗМЕРЕНИЕ ВНУТРИГЛАЗНОГО ДАВЛЕНИЯ;
• ОСМОТР СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ОБОЛОЧКИ И СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ВЕРХНЕГО ВЕКА,
КОНЪЮНКТИВЫ, СЛЕЗНЫХ ПУТЕЙ;
• ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РОГОВИЦЫ;
• ПРОВЕДЕНИЕ ОФТАЛЬМОСКОПИИ.
3.ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА СЛЕДУЮЩИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ:
• ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ;
• ЗАКЛАДЫВАНИЕ ЗА ВЕКИ МАЗИ ИЛИ СМАЧИВАНИЕ ЕЮ ВЕК;
• ПРОМЫВАНИЕ ГЛАЗ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ;
• «ВЫВОРАЧИВАНИЕ» ВЕК С ПОМОЩЬЮ СТЕКЛЯННОЙ ПАЛОЧКИ;
• НАЛОЖЕНИЕ МОНО- И БИНОКУЛЯРНЫХ ПОВЯЗОК НА ГЛАЗА;
• МАССАЖ ВЕК МАЗЬЮ С ПОМОЩЬЮ СТЕКЛЯННОЙ ПАЛОЧКИ.
4. ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ВРАЧУ-ОФТАЛЬМОЛОГУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ.
5. УЧАСТВОВАТЬ В ПРОВЕДЕНИИ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ
ПАЦИЕНТОВ.
6. СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПОВЫШАТЬ СВОЮ КВАЛИФИКАЦИЮ.
7. ОФОРМЛЯТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ ВРАЧА МЕДИЦИНСКУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ.
ВАЖНЫМ ЗВЕНОМ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ЯВЛЯЮТСЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ГЛАЗНЫЕ КАБИНЕТЫ ПОЛИКЛИНИК, ГДЕ ПРОВОДЯТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
— ДИАГНОСТИКА ГЛАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ;
— ОКАЗАНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ;
— ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ НАСЕЛЕНИЯ;
— ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.
• МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА, УЧАСТВУЯ В АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ БОЛЬНЫХ,
ДОЛЖНА УМЕТЬ:
— ОПРЕДЕЛЯТЬ ОСТРОТУ ЗРЕНИЯ;
— ПОДБИРАТЬ НЕСЛОЖНЫЕ ОЧКИ;
— ВЫПИСЫВАТЬ РЕЦЕПТЫ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И ОЧКИ;
— ИЗМЕРЯТЬ ВНУТРИГЛАЗНОЕ ДАВЛЕНИЕ;
— ИССЛЕДОВАТЬ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (ПОД РУКОВОДСТВОМ ВРАЧА).
• КРОМЕ ТОГО, В ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ВХОДИТ ПРОВЕДЕНИЕ
ЛЕЧЕБНЫХ ПРОЦЕДУР И МАНИПУЛЯЦИЙ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ
ПОМОЩИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГЛАЗА И ЕГО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ЯВЛЯЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЛИЦОМ ЗА
ВЫПИСКУ, ПОЛУЧЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.
• СУЩЕСТВУЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ГЛАЗНЫХ СРЕДСТВ.
• СРОКИ ХРАНЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕННЫХ В АПТЕКЕ ЛЕКАРСТВ СЛЕДУЮЩИЕ:
• — ГЛАЗНЫХ КАПЕЛЬ АТРОПИНА СУЛЬФАТА 0,5%,1% ………………………. 3 ДНЯ;
• -ДИКАИНА 0,5 %, 1% …………………………………………………………………………. 7 ДНЕЙ;
• -ПИЛОКАРПИНА 1%, 2%. 6%……………………………………………………………… 3 ДНЯ;
• -ЦИНКА СУЛЬФАТА 0,25%, 0,5% И КИСЛОТЫ БОРНОЙ 2%……………..14 ДНЕЙ;
• -РАСТВОРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГЛЮКОЗУ, АСКОРБИНОВУЮ КИСЛОТУ.4-5 ДНЕЙ;
• — РАСТВОРОВ ГЛАЗНЫХ КАПЕЛЬ С ДРУГИМИ ИНГРЕДИЕНТАМИ… 2 ДНЯ;
• — ГЛАЗНЫХ МАЗЕЙ………………………………………………………………………………. 10 ДНЕЙ.
• ДО НАЧАЛА ПРИЕМА ПАЦИЕНТОВ
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ДОЛЖНА
ПОДГОТОВИТЬ ПРОСТЕРИЛИЗОВАННЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ (ПИНЦЕТЫ, ЗОНДЫ,
ВЕКОПОДЪЕМНИКИ, СТЕКЛЯННЫЕ
ПАЛОЧКИ), А ТАКЖЕ ШПРИЦЫ И ИГЛЫ.
КРОМЕ ТОГО, НА ПЕРЕВЯЗОЧНОМ СТОЛЕ
РАСПОЛАГАЮТ БИКСЫ СО СТЕРИЛЬНЫМ
МАТЕРИАЛОМ: ВЛАЖНЫЕ ВАТНЫЕ
ТАМПОНЫ, «ФИТИЛЬКИ» ИЗ ВАТЫ, ВАТНЫЕ
ШАРИКИ И ДР. СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО ДЛЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕВЯЗОЧНОГО
МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗУЮТ ТОЛЬКО
ГИГРОСКОПИЧЕСКУЮ ВАТУ.
• ВАТНЫЕ ШАРИКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТУАЛЕТА ГЛАЗ, ЗАКАПЫВАНИЯ
КАПЕЛЬ И ЗАКЛАДЫВАНИЯ ГЛАЗНЫХ МАЗЕЙ. ИХ ГОТОВЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
КОМОК РЫХЛОЙ ВАТЫ КЛАДУТ МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ, СЛЕГКА СМОЧЕННЫМИ ВОДОЙ, И
КРУГОВЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ ПРИДАЮТ ЕМУ ФОРМУ ШАРИКА РАЗМЕРОМ 2 Х 1 СМ.
ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ШАРИКИ ПОМЕЩАЮТ В МАРЛЕВЫЕ МЕШОЧКИ И УКЛАДЫВАЮТ В
БИКСЫ ДЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ В АВТОКЛАВЕ.
• ВАТНО-МАРЛЕВЫЕ ПОДУШЕЧКИ ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГЛАЗ. ДЛЯ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
БЕРУТ КОМОК РЫХЛОЙ ВЗБИТОЙ ВАТЫ И ЗАГИБАЮТ СО ВСЕХ СТОРОН ТАК, ЧТОБЫ
ПОЛУЧИЛАСЬ МЯГКАЯ КРУГЛАЯ ПОДУШЕЧКА. ЗАТЕМ ИЗ ДВУХ СЛОЕВ МАРЛИ ВЫРЕЗАЮТ
КРУЖКИ ДИАМЕТРОМ 4—5 СМ И ПОКРЫВАЮТ ПОДУШЕЧКУ С ОБЕИХ СТОРОН.
• ЗАНАВЕСКИ ДЛЯ ГЛАЗ ПРИМЕНЯЮТ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДНЕГО ОТРЕЗКА ГЛАЗНОГО
ЯБЛОКА И ПОСЛЕ ГЛАЗНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ИХ ГОТОВЯТ ИЗ КУСКОВ МАРЛИ ИЛИ БИНТОВ
ШИРИНОЙ 9 СМ И ДЛИНОЙ 18 СМ. ИХ СКЛАДЫВАЮТ ПОПОЛАМ И В СЕРЕДИНУ
ВКЛАДЫВАЮТ МАРЛЕВУЮ ПОЛОСКУ ДЛИНОЙ 75 СМ, СЛОЖЕННУЮ ВЧЕТВЕРО КРАЕВЫМИ
КОНЦАМИ В СЕРЕДИНУ, КОТОРАЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ЗАВЯЗЫВАНИЯ ВОКРУГ ГОЛОВЫ.
• ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:
• 1.
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.
• 2.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ УРОВНИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В
РЕГИОНАХ РФ
• 3.
УКАЖИТЕ ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
• 4.
ПЕРЕЧИСЛИТЕ ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ВАТНЫХ ШАРИКОВ ПРИ
МЕДИЦИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВАХ
• 5.
НАЗОВИТЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАЗНЫХ ЗАНАВЕСОК

Техники и медсестры — Американская академия офтальмологии

Хорошо обученные техники, ассистенты и медсестры имеют жизненно важное значение для команды по уходу за офтальмологическими пациентами. Ресурсы Академии обеспечивают практический персонал прочной основой клинических знаний и справочными материалами, которые им необходимы, чтобы оставаться в курсе последних событий.

Основная подготовка для техников-офтальмологов

Краеугольным камнем обучения техников в Академии является курс «Офтальмологическая медицинская помощь: независимый учебный курс» , теперь в седьмом издании. В этом учебнике объясняются офтальмологические науки, практические приемы и взаимодействие в офисе с пошаговыми инструкциями по 45 распространенным процедурам и доступом к 12 интерактивным занятиям и 26 обучающим видео. Сопутствующий онлайн-экзамен содержит вопросы с несколькими вариантами ответов, соответствующие содержанию учебника.

Успешное завершение курса и онлайн-экзамена является обязательным условием для сдачи экзамена на получение диплома сертифицированного офтальмолога (COA), проводимого Международной объединенной комиссией по объединенному медицинскому персоналу в офтальмологии (IJCAHPO).

Дополнительное клиническое образование/учебные ресурсы

Начало работы

Введение в офтальмологию: учебник для офисного персонала, третье издание Бесплатный 56-страничный PDF-файл идеально подходит для сотрудников фронт-офиса и новых помощников. Он предоставляет информацию об основных офтальмологических концепциях и офисном этикете.

Формирование клинических навыков

Словарь офтальмологических терминов, 7 -е издание Сделайте офтальмологические термины доступными для всех в вашей практике с помощью понятных определений и полноцветных анатомических иллюстраций. Это новое издание Академии охватывает текущие состояния глаз, тесты, процедуры и фармакологию и предназначено для быстрой навигации.

Офтальмологические процедуры в кабинете и клинике – Печатная книга, описывающая процедуры, выполняемые лаборантом или медсестрой в офтальмологическом кабинете или клинике. Каждая тема включает пошаговые инструкции и список необходимого оборудования. Опубликовано Американским обществом дипломированных офтальмологических медсестер (ASORN).

Офтальмологические процедуры в операционной и центре амбулаторной хирургии – Это необходимое руководство полезно для офтальмологического персонала при оказании помощи пациентам во время крупных офтальмологических хирургических процедур, проводимых в операционных или центрах амбулаторной хирургии. Опубликовано АСОРН.

Уход за офтальмологическими микрохирургическими инструментами и обращение с ними – Надлежащий уход за инструментами и обращение с ними являются основной обязанностью офтальмологической медсестры и лаборанта. В этом руководстве описаны правильные методы стерилизации, хранения и ухода за инструментами, ежедневно используемыми в офтальмологической практике. Опубликовано АСОРН.

Расширение знаний

Основы офтальмологического ухода  – Серия печатных книг, охватывающих все аспекты офтальмологического ухода. Опубликовано АСОРН.

Базовая офтальмология – Печатная или электронная книга с практической информацией по диагностике, лечению и направлению к специалистам при распространенных заболеваниях глаз, а также важным офтальмологическим концепциям и методам.

Практическая офтальмология: руководство для начинающих резидентов – Печатная книга с краткими пояснениями и инструкциями по 50 методам тестирования и обследования.

Diving Deeper

Образец предпочтительной практики ® Рекомендации Бесплатная коллекция загружаемых PDF-файлов , которые определяют характеристики качественной офтальмологической помощи и составляют основу руководства для общей клинической практики.

EyeWiki – Бесплатная онлайн-офтальмологическая энциклопедия , охватывающая широкий спектр глазных болезней, диагностики и лечения. Включает сотни статей, написанных офтальмологами.

Обучение пациентов

Печатные брошюры академии, раздаточные материалы, которые можно распечатать по запросу, и видеоколлекции — это удобные и экономичные ресурсы, помогающие вашим пациентам лучше понять свои операции, лечение или состояние глаз.

Public Education

EyeSmart — Бесплатный номер , исчерпывающий веб-сайт, на котором можно найти точную, своевременную и актуальную информацию о здоровье глаз, предоставляемый Американской академией офтальмологии в качестве государственной услуги.

Ресурсы по управлению практикой и кодированию

Американская академия руководителей офтальмологических служб® (AAOE®) располагает ценной информацией, программами, справочниками по кодированию и услугами, необходимыми для успешного управления современной практикой.

Ultimate Documentation Compliance Training для писарей и техников — это всеобъемлющий онлайн-курс обучения, который повысит способность вашей команды документировать встречи с пациентами, обеспечивать выполнение требований плательщиков и обеспечивать безопасность каждого требования.

Возможности карьерного роста

Центр трудоустройства офтальмологов. Благодаря сотням объявлений и функциям целевого поиска сайт вакансий №1 для офтальмологов упрощает поиск специалистов и квалифицированных кандидатов. Сэкономьте тысячи на гонорарах рекрутеров и быстро найдите подходящего кандидата.

Другие профессиональные ассоциации

  • Американское общество дипломированных офтальмологических медсестер (ASORN)
  • Международная объединенная комиссия по объединенному здравоохранению в офтальмологии (JCAHPO)
  • Ассоциация технического персонала офтальмологии (ATPO)

Ядро Морана | Лекции основных резидентов

  1. Введение в ротацию студентов-медиков по клинической офтальмологии в Глазном центре Морана
  2. Как пользоваться прямым офтальмоскопом — 2018 г.
  1. Подход к функциональной потере зрения, глазным болевым синдромам и головным болям – 2022
  2. Обзор OKAP: Нейроофтальмология – 2022
  3. Нейроофтальмологическая визуализация — 2021 г.
  4. Зрительные аномалии, связанные с альбинизмом – 2019
  5. Проверка поля зрения и кейсы – 2019
  6. Викторина по нейрорадиологии – 2019
  7. Тревожные Третьи – 2019
  8. Анатомия зрачков и случаи – 2018
  9. Отек диска зрительного нерва — IIH, Non-IIH, подход к отеку ON — 2018
  10. Нейролекция: анатомия и случаи двоения в глазах — 2018
  11. Праймер для нейровизуализации — 2018 г.
  12. Ученики – Подход и кейсы – 2017
  13. Нервно-мышечная диплопия – 2017
  14. Функциональная потеря зрения – 2016
  15. Анатомия ириса – 2016
  16. Путь Света – 2016
  17. Надъядерные, ядерные и межъядерные причины диплопии – 2016
  18. Инфрануклеарные причины диплопии – 2016
  19. Головная боль и боль в глазах – 2016
  20. Временная монокулярная потеря зрения – 2016 г.
  21. Пациент с временной потерей зрения – 2016
  22. Преходящая потеря зрения вследствие эмболии или васкулита – 2016 г.
  23. Анатомия черепного нерва VII – 2016
  24. Черепно-мозговые расстройства VII – 2016
  25. Факоматозы – 2016
  1. Обзор OKAP: сетчатка – 2022
  2. Дегенерация сетчатки, связанная с системным заболеванием – 2021
  3. Диабетическая ретинопатия и сосудистые заболевания сетчатки – 2021
  4. Визуально вызванные потенциалы –
  5. 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *