Кредо учителя русского языка и литературы: Педагогическое кредо преподавателя русского языка илитературы
Мое педагогическое кредо
учителя русского языка и литературы,
специалиста высшей категории Головко Людмилы Ивановны
Девиз: «Работать творчески, давая знания, учить учиться – мое призвание». Педагогическое кредо: «Учить учиться и учиться учить».
У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе. Себя я больше отношу к третьим. Но все мы знаем, главное, любить и понимать своих учеников. Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни. Иисус Христос учил людей, поэтому профессия учителя – это, можно сказать, божественная профессия.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. И с этим я живу уже 33 года, когда впервые переступила порог школы. Именно школа – это огромное пространство для самореализации творческого, талантливого, целеустремленного любящего детей педагога.
В моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя:
1. Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
3. Любит детей.
4. Учитель должен быть добрым, доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним, изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным.
5. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
6. Владеть собой, уметь сдерживать эмоции.
7. Тактичен.
8. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
9. Обладает чувством юмора.
Но главное — может научить учиться.
Каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное, не упустить его, разглядеть, развить его дарования, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Задача учителя не столько учить, сколько помогать учиться. Я согласна с мыслью К.О. Конради: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас». Ученик должен стремиться превзойти своего учителя в освоении науки, в этом и заключается прогресс и удовлетворение от работы.
Как учитель-предметник я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. Самое приятное в школе – это дети с горящими глазами. Здорово, что в этом есть и твоя заслуга.
Я – филолог, любитель и знаток слова. Познавая тайну и красоту слов, каждый открывает для себя тайну жизни. А это сейчас очень важно — уметь социализироваться в обществе.
Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».
Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных, на первый взгляд, нюансов.
Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из учеников и как впоследствии сложится их судьба… Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития.
Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы дать ученикам необходимые им знания.
В-третьих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе вы никогда, как не старайтесь, не заинтересуете им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой.
Вообще-то, учителем нужно родиться! Но, если каких-то качеств у нас недостает, а желание работать по данной специальности достаточно сильное, можно путем самовоспитания и самообразования , неуклонной работы над собой добиться необходимого результата. Энергия, исходящая от детей, позволяет творить, любить, покорять вершины. В восточной притчи сказано: «Все в твоих руках». И это верно! Никогда я не могла себе представить, что, уходя на пенсию (какое мерзкое слово!), я пойду учиться и получу второе образование. Теперь уверенно могу произнести: «Я — филолог, знаток как украинского, так и русского языка». А сколько языков существует в мире!? Не счесть. Значит, можно продолжать работать над своим самообразованием.
Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём поведении от требований, которые он предъявляет к ученику, не пройдут незамеченными. Ребёнок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ученик чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя, усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога является самым могучим средством воспитания.
Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
А ведь учитель – это просто человек , с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в своих воспитанников свою любовь и заботу и ничего не требует взамен.
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Принцип моей работы заключается в следующем:
Учить учиться и учиться учить.
Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием.
«Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика!
Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии.
Принимать участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.
В детстве мы еще четко не понимаем, зачем появляются в нашей жизни учителя. Ребенок посмеется, но, задумавшись, скажет: «Для того, чтобы нас учить».
Школа – удивительная лаборатория, в которой создается будущее, и я имею возможность быть проводником в поиске ребенком путей к совершенству.
Какое счастье быть полезной людям, учить его величество народ!
Моё педагогическое кредо
Мир шагнул в третье тысячелетие. Человеку еще предстоит осмыслить свою роль и место в новой эпохе роботов и Интернета, клонов и фантастических технологий, осознать, что и на новом витке все будет зависеть от него, от человека будущего! А значит, от моего сегодняшнего ученика.
Я понимаю свою ответственность за того, кто завтра станет президентом, великим ученым, гениальным поэтом, музыкантом, актером, доброй, любящей матерью, счастливым и надежным отцом. И эта ответственность за становление Человека лежит на мне. Отсюда и многие вопросы, на которые пытаюсь найти ответ. Как воспрепятствовать тому, чтобы мои ученики не стали «потерянным поколением» ? Можно ли сделать школу островком нравственности, любви и порядочности в нашем неспокойном мире? Как уберечь ребенка от пошлости, цинизма и лицемерия? Как дать ему ощутить себя личностью?
Своим примером?
— Наверно! Но пример, самый безукоризненный и идеальный, не должен довлеть над ищущей, растущей душой.
Жан Поль когда-то писал: «Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании».
Уверена: слова эти справедливы и в отношении к обучению. С самого начала своей педагогической деятельности (поначалу интуитивно, а затем сознательно) старалась строить свои отношения с учениками на основе Сотрудничества.
Как жаль: не всем закон знаКОJ1ll,
Но важно, чтобы с добрым взглядом
Учитель шел с учеником
Не впереди, не над, а рядом!
Поэтому на уроках русского языка при изучении новой темы стараюсь подобрать для наблюдения материал, позволяющий ученикам самостоятельно сделать выводы, сформулировать, «открыть» правило. Можно, конечно, дать его готовым, лишая ребят радости открытия. Но мне важно видеть огонек в детских глазах, почувствовать радость от сотрудничества, новых открытий, услышать из уст своих подопечных: «Эврика!» «Понял!» «Нашел!».
Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна», разгадать которую вместе с учениками я пытаюсь на уроках литературы. Мой предмет — предмет человековедения. Он открывает великолепные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость.
Иду на урок …
Переступая порог класса, стараюсь быть честной, чуткой,
внимательной и неравнодушной, быть сама собой.
Читаю в классе «Юшку» А. Платонова, «Куклу» Е. Носова, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова и не могу, да и не хочу сдержать чувств,
охвативших меня в эту минуту. Плачу … дети сначала удивляются моей искренности, а потом и сами прячут друг от друга полные слез глаза.
И вновь начинаем разговор об очерствении человеческой души, о разрушении многовекового уклада жизни, о необходимости сострадания и милосердия, о недопустимости жестокости.
Мои девчонки и мальчишки еще в седьмом классе, но уже понимают, что доброта, милосердие, порядочность, бережное отношение к природе, к людям, любовь к матери и Родине — качества, составляющие непреходящие ценности человеческой культуры .
.. . Прошло два года. Мои ученики в девятом, теперь уже гуманитарном классе. Проверяю их сочинения и радуюсь: семена, брошенные когда-то на благодатную почву, проросли. Ребята научились самостоятельно мыслить, творчески подходить к работе, а главное, быть искренними. Приведу цитаты из сочинений ребят, где они делятся сокровенными мыслями .
… «Чтобы быть способным в трудную минуту преодолеть страх, малодушие, безразличие, нужно … учиться уважать старость, чужой труд, любить дерево под своим окном, город, где ты родился, страну, в которой живешь» …
. .. « В каждом однажды загорается искра добра, и тогда он способен на многое … станет ли человек героем, помогая ближнему, зависит только от него самого. Тут не играют роли ни возраст, ни пол, ни профессия, ни социальное положение. Важно сердце человека, любящее людей вокруг … »
… «Нужно с раннего детства прививать детям бережное отношение к природе. Если мама расскажет ребенку сказку о жучке, которого дома ждут детки, то малыш никогда не наступит на него. А если раздавить гусеницу, то можно никогда не увидеть прекрасную бабочку … Маленького человека нужно научить любоваться природой, видеть красоту цветка, слышать пение птиц … »
А у Тимофея, внешне очень уверенного в себе, читаю строки, наполненные болью: « … нужно совершать настоящие поступки, даже если в тебя никто не верит, говорят, что из тебя никогда ничего не получится» …
Учительская рука в ответ на «крик души» выводит: «Еще как верю», потому что, на мой взгляд, школа — это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок должен рассчитывать на то, что здесь он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, самореализоваться. Задача учителя — разглядеть, увидеть, развить ростки детского таланта.
Новый учебный год. Новый, еще один в моей учительской судьбе пятый класс. Передо мной 25 доверчивых детских глаз и душ. Какие они?! Как подобрать к ним ключик?! Провожу в сентябре урок-конкурс по литературе. Ребята инсценируют басни Крылова. После выступления первых двух групп отмечаю для себя артистизм и эмоциональность девочек, а в это время на сцене всего два артиста: читающий за автора и удивительно талантливый Витя Бойков. Он играет одновременно три роли, успевая, как Аркадий Райкин, менять костюмы. Класс в восторге, хохочет, хлопает артисту!
Уроки с элементами инсценирования становятся в этом классе доброй традицией. Родители с восторгом смотрят на своих детей, удивляются: «Их ли это дети?».
А недавно Егор Чернышов показал мне свои стихи (никогда не догадывалась, что парня интересует поэзия). Прочла и была приятно удивлена разнообразию тем, проблем, которые его волнуют. Особенно понравилось четверостишие «Второе Я»:
С тобою очень мы похожи:
Ты думаешь, о чем и Я,
Одно и то же нас тревожит, И жизнь твоя есть жизнь моя.
Не знаю, будет ли Егор поэтом, но необходимо поддержать, оценить его творчество, что-то посоветовать, дать почитать томики стихов. Задаюсь вопросом: «Может быть, еще в ком-то скрыт талант?»
Учителя — особенные люди. Мы отличаемся от других тем, что берем на себя невероятно большую ответственность. И если удается чему-то научить ребят, развить у них интерес к предмету, раскрыть их таланты, показать им, на что они способны, то получаю огромное удовольствие.
Но, пожалуй, самая большая радость для меня — видеть, что из ребят, которых я учила, выросли хорошие люди, что каждый из них нашел свое место в жизни, стал Человеком.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Презентация работы учителя русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ «Ленинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области НЕГРЕБЕЦКОЙ ЛЮБОВИ ЮРЬЕВНЫ Педагогическое кредо
2 слайд Описание слайда:Цель работы: воспитание и развитие средствами русского языка и литературы коммуникативной личности обучающегося, способной к саморазвитию, к самообразованию, готовой к конструктивному диалогу
3 слайд Описание слайда:В соответствии с «ФГОС ООО» работу направляю на формирование и развитие УУД через реализацию системно — деятельностного подхода, в связи с этим активизирую -познавательную деятельность; -информационно-коммуникативную деятельность; -рефлексивную деятельность
4 слайд Описание слайда:Актуальные вопросы учителя: -как добиться наибольшей эффективности урока? -какими средствами повысить у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими и совершенствовать их?
5 слайд Описание слайда:Эффективность современного урока основывается -на широкой связи с жизнью; -на применении нетрадиционных форм и методов обучения на уроках и внеклассных мероприятиях; -на органичном единстве урочной и внеурочной деятельности; -на внедрении инновационных образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности
6 слайд Описание слайда:Используемые в практике педтехнологии по их здоровьесберегающей направленности Личностно ориентированные -в центре образовательной системы – личность ребенка; -комфортные условия ее развития; -реализация природных возможностей Педагогика сотрудничества -проявление гуманного отношения к детям; -оптимистичная вера в них; -отсутствие прямого принуждения; -толерантность; -демократизация отношений Технология уровневой дифференциации -учет индивидуальных возможностей и способностей
7 слайд Описание слайда:Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная Использую для лингвистического анализа тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни Использую формы и методы , способствующие творческому самовыражению обучающихся: -мини-спектакли; -интервьюирование; -озвучивание; -викторины; -ролевые игры; -уроки- концерты; -уроки — путешествия
8 слайд Описание слайда:Применение нетрадиционных форм обучения и внедрение здо-ровьесберегающей технологии помогает создать комфортный микроклимат, включает в деятельный процесс каждого ребенка
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-242168
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Материал на тему: эссе «Моё педагогическое кредо»
МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
АФАНАСЬЕВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА
учитель русского языка и литературы
Ученик- это не сосуд, который надо наполнить, а факел , который надо зажечь…..
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я — спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я — вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я — любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего — своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
— Что вы делаете?! Вы должны гореть — я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я — надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Я считаю, что именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желание познать этот мир, захотеть его преобразить, сделать себя и окружающих лучше.
Свечой, которая зажгла моё сердце, стала мой учитель русского языка и литературы Василина Татьтяна Анатольевна. Этот учитель знал и любил свое дело. Ее уроки всегда были интересны и занимательны. Татьяна Анатольевна всегда относилась к нам уважительно, я никогда не слышала от нее оскорблений в адрес ученика. Классный руководитель Кузьмичева Ирина Владимировна всегда проводила с нами очень полезные и нужные нам часы общения. Благодаря моим учителям, я поняла, что учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Оказывается, заражаться можно не только болезнями, но и профессиями.
У каждого из нас есть мечта. Кто-то достигает ее, сделав несколько шагов, а кто-то идет к ней всю жизнь. Профессия учителя –моя мечта с детства, и в выборе профессии я не ошиблась. Быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь и считаешь это великим делом.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.
В моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя:
1. Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
3. Любит детей.
4. Учитель должен быть добрым, доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним, изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным.
5. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
6. Владеть собой, уметь сдерживать эмоции.
7. Тактичен.
8. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
9. Обладает чувством юмора.
Но главное — может научить учиться.
Каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное, не упустить его, разглядеть, развить его дарования, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Задача учителя не столько учить, сколько помогать учиться. Я согласна с мыслью К.О. Конради: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас». Ученик должен стремиться превзойти своего учителя в освоении науки, в этом и заключается прогресс и удовлетворение от работы.
Учитель — это сложная и ответственная профессия; учитель — это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить ее. Ведь ребенок, как губка, он впитывает все, что ему преподносят. Учителя несут большую ответственность: выпустить из школы сформировавшегося человека не только с определенной базой знаний, но обогащенного внутренней духовно-нравственной культурой.
Как учитель-предметник я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. Самое приятное в школе – это дети с горящими глазами. Приятно осознавать, что в этом есть и твоя заслуга.
Школа — это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам.
Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю – что каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему.
Жизнь — сложное переплетение добрых, хороших ниточек, приятных моментов, удовлетворения, и неудовольствия, неуспехов, нейтральных моментов — в общем, жизнь. Крона дерева – это что-то важное в жизни — занятие любимым делом, которое приносить удовлетворение, главное — личные успехи и достижения твоих учеников.
Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности. Именно поэтому, ведущей идеей моего педагогического опыта является моделирование методической системы, направленной на развитие коммуникативной компетенции учащихся, выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика. Организация исследовательской деятельности, использование компьютерных технологий на уроке, участие в различных мероприятиях – эффективный способ заинтересовать учащихся. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. Очень хочется, чтобы мои ученики умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский
Я – филолог, любитель и знаток слова. Познавая тайну и красоту слов, каждый открывает для себя тайну жизни. А это сейчас очень важно — уметь социализироваться в обществе.
Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».
Для меня быть учителем — это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем — это быть с детьми такой, какая я есть, и в душе оставаться немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся и ищущим. Учить и учиться все время, решать, создавать и творить вместе с детьми. Ведь учитель может учить только до тех пор, пока учится сам.
Каждый день, прожитый совместно с моими учениками, их горящие глаза побуждают меня к поиску нового, к творчеству, профессиональному росту и саморазвитию. Мне хочется найти новые подходы, методы, способы, сделать одно занятие не похожим на другое, заинтересовать и мотивировать ребят.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя — быть скучным», и это действительно так: неинтересный педагог не сможет увлечь ребенка, повести его за собой по дороге открытий и свершений.
И вот я опять спешу туда, где очень трудно, но интересно, где хлопотно, но познавательно, где шумно, но удивительно. Туда, где понимают, что ребенок — это «факел, который нужно зажечь», «это солнце, которому нужно позволить светить», «это чистый родник, в который нельзя набросать грязи».
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. Я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Я вместе с ними делаю открытия, вместе с ними делаю первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.
Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда без ошибок пишут диктанты, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться, когда все ученики переходят порог в ЕГЭ, ГИА. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Ради таких мгновений и стоит жить, ведь именно в такие моменты жизни у меня поёт, ликует душа. Это ли не счастье?
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить и быть счастливым.
Все чаще я осознаю, что выбор, сделанный еще в детстве, правильный, я не вижу себя на другом пути. Я благодарна своей профессии за мир каждодневных удивительных открытий, за радость и ожидание, за переживания и взлеты, за осознание своей полезности и сопричастности к судьбам тех, кого учу творчеству. Ведь одновременно с тем, что я учу их думать, анализировать, ничего не принимать только на веру, но все подвергать сомнению, я пытаюсь вложить в их сердце и душу понимание прекрасного, терпение, доброту и отзывчивость, умение находить правильное решение в любой ситуации. При этом я и сама, общаясь со своими учениками, постоянно получаю взамен новые знания, теплоту и благодарность. А что еще педагогу надо?
Я иду на урок, чтобы вместе с моими учениками попробовать понять, почему В. Маяковский решил создать «новый, особенный стих, например, тетраптих, который верил в футуризм, который взволнованно повторял: «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают, значит — это кому- нибудь нужно!» Я абсолютно уверена в том, что если здесь и сейчас мы вместе почувствуем переживания автора, благодарящего Бога за Дар — Звезду, мои ученики поймут и научатся ценить авторское слово, сумеют понять мысли и чувства автора, сумеют прочувствовать глубину авторской мысли, будут внимательны к слову, к делу, к человеку. Я вижу, как светлеют их лица. Так взрослеет душа. В такие моменты особенно ясно осознаешь, что значит быть учителем. Помните, в знаменитой пьесе – сказке «Золушка» есть размышления о том, что нет таких чудес, которые могут сделать ножку маленькой, а душу большой. Так и в профессии учителя: никакие технологии и методики не научат слышать, как растет детская душа.
Я иду на урок. Меня здесь ждут. Даже самые отчаянные шалуны, в чьих дневниках не раз оставался след моей руки. Я знаю, что пройдет несколько секунд, и ребята успокоятся, прекратят шуметь, потому что встретятся наши глаза и соприкоснутся души — начнётся таинство «взращивания души». А художественное слово?! Именно оно помогает мне и детям почувствовать прекрасное, дать волю эмоциям, именно здесь и сейчас поразмышлять о смысле бытия, духовных ценностях. Я вижу, как лица ребят переполняются возвышенностью чувств, которыми наполняются их чистые души.
Я иду на урок. Учиться у своих учеников. Учиться искренности и великодушию, бескорыстию и щедрости, любви и взаимопониманию. И пусть иду пока не так долго, всего второй год, но верю, что впереди меня ждет только хорошее, потому что «быть светлым лучом для других, самому излучать свет — вот высшее счастье для человека, какого он может достигнуть».
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Мое педагогическое кредо
учителя русского языка и литературы,
специалиста высшей категории Головко Людмилы Ивановны
Девиз: «Работать творчески, давая знания, учить учиться – мое призвание». Педагогическое кредо: «Учить учиться и учиться учить».
У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе. Себя я больше отношу к третьим. Но все мы знаем, главное, любить и понимать своих учеников. Кто, как ни учитель, помогает найти свои пути в жизни. Иисус Христос учил людей, поэтому профессия учителя – это, можно сказать, божественная профессия.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. И с этим я живу уже 33 года, когда впервые переступила порог школы. Именно школа – это огромное пространство для самореализации творческого, талантливого, целеустремленного любящего детей педагога.
В моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя:
1. Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
3. Любит детей.
4. Учитель должен быть добрым, доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним, изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным.
5. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
6. Владеть собой, уметь сдерживать эмоции.
7. Тактичен.
8. Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
9. Обладает чувством юмора.
Но главное — может научить учиться.
Каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное, не упустить его, разглядеть, развить его дарования, вселить уверенность в своих силах и возможностях. Задача учителя не столько учить, сколько помогать учиться. Я согласна с мыслью К.О. Конради: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас». Ученик должен стремиться превзойти своего учителя в освоении науки, в этом и заключается прогресс и удовлетворение от работы.
Как учитель-предметник я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. Самое приятное в школе – это дети с горящими глазами. Здорово, что в этом есть и твоя заслуга.
Я – филолог, любитель и знаток слова. Познавая тайну и красоту слов, каждый открывает для себя тайну жизни. А это сейчас очень важно — уметь социализироваться в обществе.
Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому».
Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных, на первый взгляд, нюансов.
Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из учеников и как впоследствии сложится их судьба… Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития.
Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы дать ученикам необходимые им знания.
В-третьих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе вы никогда, как не старайтесь, не заинтересуете им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой.
Вообще-то, учителем нужно родиться! Но, если каких-то качеств у нас недостает, а желание работать по данной специальности достаточно сильное, можно путем самовоспитания и самообразования , неуклонной работы над собой добиться необходимого результата. Энергия, исходящая от детей, позволяет творить, любить, покорять вершины. В восточной притчи сказано: «Все в твоих руках». И это верно! Никогда я не могла себе представить, что, уходя на пенсию (какое мерзкое слово!), я пойду учиться и получу второе образование. Теперь уверенно могу произнести: «Я — филолог, знаток как украинского, так и русского языка». А сколько языков существует в мире!? Не счесть. Значит, можно продолжать работать над своим самообразованием.
Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике. Малейшая фальшь или отклонение в своём поведении от требований, которые он предъявляет к ученику, не пройдут незамеченными. Ребёнок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ученик чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя, усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога является самым могучим средством воспитания.
Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
А ведь учитель – это просто человек , с огромной, чистой душой. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов помочь и помогает. Он вкладывает в своих воспитанников свою любовь и заботу и ничего не требует взамен.
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Принцип моей работы заключается в следующем:
Учить учиться и учиться учить.
Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием.
«Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика!
Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии.
Принимать участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.
В детстве мы еще четко не понимаем, зачем появляются в нашей жизни учителя. Ребенок посмеется, но, задумавшись, скажет: «Для того, чтобы нас учить».
Школа – удивительная лаборатория, в которой создается будущее, и я имею возможность быть проводником в поиске ребенком путей к совершенству.
Какое счастье быть полезной людям, учить его величество народ!
Материал для учителя «Педагогическое кредо»
Педагогическое кредо
учителя русского языка и литературы,
специалиста высшей категории Долбиковой Галины Анатольевны.
Девиз: «Знания не ради знания, а ради человека».
Педагогическое кредо: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» (Василий Ключевский)
У каждого человека своё понимание целей и задач собственной жизни. У учителя миссия особая – учить и воспитывать подрастающее поколение. Учитель не инструмент для передачи знаний детям. Сверхзадача учителя — любить и понимать своих учеников, помогать им делать открытия, передавать им свой жизненный опыт, направлять по правильному жизненному пути.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, развивающийся, устремлённый к новому, ставящий цели, достигающий результата. Какими качествами должен обладать учитель? Попробую сформулировать свой «Кодекс чести» настоящего учителя:
1. Настоящий учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать.
2. Увлечён своим предметом, отлично его знает, нескучно преподает.
3. Любит детей, воспринимает каждого ребёнка как многогранную личность.
4. Учитель — доброжелательный, искренний, творческий, находчивый, сообразительный человек.
5. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
6. Умеет владеть собой, сдерживать негативные эмоции.
7. Тактичен и глубоко порядочен.
8. Настоящий учитель должен быть интересен детям как личность: он всесторонне развит, эрудирован, умеет словом убеждать и вдохновлять.
9. Обладает чувством юмора.
Но главное — может научить учиться, ведь каждый ребенок, приходящий в школу, талантлив. Главное -разглядеть его таланты, развить дарования, вселить уверенность в свои силы и возможности. Вызвать интерес к знаниям, увлечь идеей общего дела можно только через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому должен стремиться учитель. Главное для меня — пробудить интерес и не дать ему угаснуть, а для этого учитель должен быть немного волшебником.
Я – филолог, любитель и знаток слова. На моём педагогическом поприще у меня есть мощные помощники и вдохновители: «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» и мудрая, обращённая к душе человека русская литература. Имея таких союзников, нельзя не справиться со своей задачей. Открывая детям тайны и красоты русского слова, погружая их в глубины писательских миров, я не столько передаю им знания, сколько помогаю детям полюбить жизнь в её полноте и многообразии.
Быть учителем — это большая ответственность. Ведь именно от учителя во многом зависит, кто вырастет из учеников. Каждодневный труд учителя закладывает основы жизни общества как минимум на два поколения вперёд. Ведь за школьными партами перед учителем будущие инженеры и врачи, агрономы и военные, продавцы и учёные, а ещё – будущие мамы и папы, бабушки и дедушки – одним словом, народ, будущее нашей страны. Чтобы воспитывать подрастающее поколение, нужно самому быть нравственным человеком. Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ученике, т.к. пример педагога является самым могучим средством воспитания.
Учитель – это не просто профессия, учитель – это служение. Поэтому учителем нужно родиться , воспитать себя и постоянно совершенствоваться, чтобы быть достойным этой высокой миссии.
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Мое педагогическое кредо.docx
Выбранный для просмотра документ Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования.docx
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Выбранный для просмотра документ стандарт учителя русского языка- сообщение.docx
Выбранный для просмотра документ стандарт учителя русского языка.docx
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Тьютор
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1060258
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Двухдневная конференция прошла в столице Вьетнама Ханое по инициативе филиала Россотрудничества во Вьетнаме при поддержке Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).Мероприятие также поддержали Фонд «Русский мир», посольство России во Вьетнаме, официальные лица и представители бизнеса двух стран.
Следует подчеркнуть высокий уровень представительства на мероприятии: в состав российской делегации вошло большое количество руководителей и ученых ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и Крыма; Во главе делегации был президент МАПРЯЛ, президент Санкт-Петербургского государственного университета и президент Российской академии образования Л.Вербицкая. Для участия в конференции также приехали делегации других стран: из Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Таиланда. Вьетнамский языкознание представляли профессора и преподаватели всех университетов и школ страны, где преподается русский язык. Межкультурное общение, роль русского языка в национальных образовательных системах, занятость людей, владеющих русским языком, и методики преподавания русского языка с учетом факторов языкового вмешательства, характерных для рассматриваемых стран — все эти вопросы были обсуждались на секциях в рамках конференции.По словам руководителя Ассоциации учителей русского языка и литературы (VAPRYAL) Вьетнама господина Фун Чон Тоана, растущий интерес вьетнамской молодежи к обучению на русском языке связан с возможностями трудоустройства, прежде всего в сфере туризма. В течение 2015/16 учебного года 795 вьетнамских студентов были направлены в российские высшие учебные заведения, в 2016/17 году это число составило 850. Но рост спроса на русский язык вызывает такие систематические проблемы, как отсутствие языковой среды в целевой стране и отсутствие современных учебных материалов.Тексты в материалах должны отражать элементы культуры, текущие аспекты отношений между Вьетнамом и Россией, а материал должен быть ориентирован на преодоление помех, типичных для носителей вьетнамского языка. Учебники, созданные в России, не подходят для этой задачи и могут использоваться только частично, сказал глава VAPRYAL.
россиян: глобальный спрос на язык Толстого
Более 300 миллионов человек в мире говорят на русском языке. В бывших советских республиках есть языки, говорящие на русском языке. В Европе и США также есть большие русскоязычные общины.
Несмотря на то, что этот язык не всегда является самым простым в изучении, он по-прежнему популярен и пользуется высоким спросом на рынке со стороны бизнеса, особенно в области науки и коммуникаций.
В Санкт-Петербургском государственном университете более 1500 иностранных студентов приезжают со всего мира изучать русский язык.Некоторые студенты изучают язык просто из любви к русской литературе. Другие, как Тед из Швеции, видят в этом возможность карьерного роста.
«Я думаю, что есть много возможностей для России в целом. Я считаю это (русский язык) очень ценным. И я особенно хочу использовать это в дальнейшем в моей карьере », — говорит он.
Трентон, американский студент, изучающий глобальные коммуникации в университете штата Юта, также изучает русский язык, чтобы улучшить свои перспективы трудоустройства.
«Это вызов, это действительно так. Русский язык — нелегкий язык для изучения с точки зрения носителей английского языка. Таким образом, я подумал, что это была фантастическая возможность, возможно, получить ногу на рынке труда ».
Студенты из более чем 60 стран приезжают в Санкт-Петербургский государственный университет. Для тех, кто не имеет возможности учиться в России, но все же хочет улучшить свои навыки, есть решение.
Московский государственный университет русского языка им. А.С. Пушкина был первым, кто создал методику преподавания русского языка иностранным студентам.Используя этот опыт, теперь он предлагает дистанционные курсы онлайн.
Маргарита Русецкая из Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина говорит: «Наши исследования показывают, что потребность в персонале, который может говорить на русском языке во всех сферах современного мира, составляет около 125 миллионов человек. Многие хотели бы приехать в Москву учиться в нашем институте. Но не у всех есть такая возможность. Именно поэтому мы создали нашу платформу PushkinOnline. Это электронная школа для русского языка: она бесплатна и доступна каждому.«
По разным оценкам, в Германии проживает около 4 миллионов русскоговорящих.
Потребность в изучении языка высока. Некоторые учатся по чисто интеллектуальным соображениям и, тем не менее, ценят русскую культуру из-за прагматических соображений.
Брижит Дресслер из Берлинского международного университета прикладных наук говорит, что существует множество возможностей для изучения русского языка внутри страны: «Условия для изучения русского языка в Германии хорошие.Во многих штатах русский язык является одним из утвержденных языков, который можно преподавать в школе, а также здесь, в Берлине. Я работаю в университете, и мы хотим показать студентам, что русский язык действительно улучшает их карьерные перспективы ».
В конце ноября в Берлине также прошла Неделя русского языка. Важное ежегодное мероприятие объединяет славянских экспертов и преподавателей русского языка со всей Европы.
Элеонора Митрофанова, руководитель Россотрудничества, говорит, что потребность в изучении русского языка высока: «Наша организация очень похожа на Альянс Франсез или Институт Гете, но, конечно, на русский язык.У нас есть офисы в 81 стране мира. И наша миссия — учить русский язык. В этом есть необходимость, и мы стараемся охватить ее не только нашими курсами, но, прежде всего, подготовкой местных учителей и поставкой современных учебников ».
Последние диссертации
ПодробнееУчебный план по русскому языку и литературеОзнакомьтесь с требованиями к AOC по русскому языку и литературе и посмотрите Образцы путей к выпускной. Подробнее здесьПрограмма бакалавриатаНовый колледж Флориды предлагает более 40 различных специальностей в области гуманитарных, социальных и естественных наук, а также ряд междисциплинарных направлений. Подробнее здесь |
Литература — наиболее полное и выразительное проявление русского творческого гения. Он передает не только эстетические, моральные и духовные ценности и убеждения; Литература — это также наша философия, способ проникновения в суть жизни, как отмечают ведущие русские философы. Великие русские поэты и писатели всегда были голосом совести и души этого народа и должны были пострадать за это.
Приоритет литературы в культурной жизни русского народа можно объяснить ее происхождением и значением, которое она приобрела с момента своего появления.Письменный язык и литература были завезены в Россию извне вместе с христианством. Книга появилась в России в форме священного писания, определяя тем самым место и роль литературы в истории русской культуры. Тем не менее, не следует забывать о богатстве народного творчества, ярком источнике исконных знаний и вдохновения для людей писем и мыслителей всех времен. Язык и дух народной поэзии в виде песен, сказок, эпосов и т. Д. Привносили в русскую литературу подлинную жизнь и образность.Таким образом, литература в этой стране развивалась как смесь народного искусства и церковных писаний, отражая смешение языческих и христианских черт в русской культурной традиции.
Народная поэзия
Церковное влияние и ранняя литература
Поиск национальной оригинальности
Романтика
Великие реформы и социальные вопросы
Серебряный век
XX век: после революции
Народная поэзия
Национальный эпос, выраженный в народной поэзии, имел три стадии развития: мифологический, героический и исторический.Славянская мифология сильно вмешивалась в более поздние христианские влияния, но мы все еще можем что-то понять о верованиях этого народа через определенные фрагменты устной речи, сохранившиеся до наших дней. Это можно наблюдать в сакральных песнях , которые использовались для сопровождения языческих обрядов и символизировали взаимодействие или борьбу различных сил природы. Мифология также очевидна в старых сказках , которые, однако, сильно изменились с последующим добавлением многочисленных деталей.Старые убеждения также прослеживаются в заклинаниях, загадках, , пословицах и поговорках .
Былина (происходит от слова «был» или что-то, что действительно произошло) — героический эпос, рассказывающий о богатыри (могучих героях), которые защищают землю Руси от врагов и выступают за ее объединение. Они обладают определенными сверхъестественными способностями и имеют что-то общее с греческими мифологическими героями, хотя, похоже, имеют реальные прототипы. Образы богатырей, таких как Микула Сельянинович или идеальный могучий крестьянин Илья Муромец, свидетельствуют о высоких моральных ценностях русского народа.Былины являются поэтическим памятником прошлого, в котором представлены интересные типы и образцы личных и социальных достоинств.
Позже Былин уступил историческим песням , более точным размышлениям о бурных исторических событиях татарского ига, объединении Руси Иваном Грозным и т. Д. Лирические песни раскрывают сокровенные мысли и чувства русского народа. Общее настроение народной лирики, свойственное ее поэтической мягкости и нежности, удивительно грустно и задумчиво, порой прыгая до дико веселого и даже буйного.Такие особенности могут быть объяснены суровой, но красивой природой этой огромной земли, а также тяжелыми условиями жизни. Прослушивание затяжных, планомерных и просторных звуков русской народной песни может, вероятно, дать представление о «загадочной русской душе»
Образность и яркий стиль русского фольклора несут сравнение с лучшим образцом европейской литературы.
Влияние церкви и ранняя литература
На протяжении веков церковная литература оставалась важнейшим духовно-нравственным посланием русского народа.Таким образом, это влияло на формирование национального характера. Позже русские писцы послужили теоретической основой для идеи единства русской земли и национальной и религиозной самобытности русского царства. Итак, русская литература раз и навсегда обозначила свою связь с развитием нации и государства. Несмотря на это, он никогда не был ограничен национальными рамками из-за обильных переводов.
Наиболее важными священными писаниями киевского периода являются учения митрополита Илариона (11 в.), Повесть Временных Лет (11 — начало 12 в., Древнейшая летопись), учение князя Владимира Мономаха (11 — начало 12 в.), «Слово о Война Игоря (12 век), Странствия Даниила (12 век).Все эти тексты являются примерами яркого поэтического творчества. Это была эпоха обширной литературной деятельности, которая породила образцы литературных форм и жанров в последующие века. Русская литература позднего Средневековья отличается тем, что Россия является избранной (теория Москвы как третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII веков придали литературе определенные черты религиозной и политической публицистики. В некоторых случаях эти произведения возникают на высоком художественном уровне.Таковы «Послания Ивана Грозного» и «Жизнь Аввакума Петровича», изначально сочетающие церковь и книжный язык с живой народной речью. В то же время фольклорная поэзия обрела настоящую силу, красоту и выразительность; однако писцы Древней Руси почти никогда не прибегали к этому многочисленному источнику. В конце 16-го века произошло быстрое развитие светской истории нравов, которая часто интерпретировала «блуждающие» сюжеты западной и восточной литературы.
Поиск национальной оригинальности
С конца 17-го века русская культура наводнена западноевропейскими ценностями.Перевернутые мировоззрения, совпавшие с реформами языка и орфографии, привели к культурным кризисам 18-го века. Авторы того времени колеблются между явным подражанием французскому образцу и поиском своих предметов, языка и стиля. Стремление к национальной самобытности можно наблюдать на протяжении всего периода: В.К.Тредиаковский и М.В. Ломоносов создал теорию русской просодии; СРЕДНИЙ. Сумароков, наряду с тенденцией быть русским Расином и Вольтером, создает песни в народном стиле; D.И.Фонвисин пишет комедии о русской повседневности и использует живую разговорную речь; Державин предвкушает «священный жанр» позднейшей русской лирической поэзии. Драма и поэзия прочно стоят на первом месте в иерархии жанров. Русский язык обрел определенную форму в творчестве Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.
Эпоха Александра I была временем великих творческих усилий; время, когда русские писатели испытывали радость самостоятельного творчества, оригинального и подлинно национального по духу и стилю.Высшим выражением этого, безусловно, является творчество Александра Пушкина . Европейская культура была ассимилирована и отражена; последующие поколения развивают славянофильскую оппозицию, не только национально-психологическую, но и культурно-художественную.
романтизм
С 1840-х годов литература переживает рост моральной и метафизической тревоги, которая находит теоретическое выражение в романтизме. Художественные люди чувствуют себя неловко в жизни, как будто не в том месте.Тема «ненужного человека» возникает в литературе: М. Я. Лермонтов дал незабываемую картину духовных ощущений того времени, смесь восторга и сомнений в своем знаменитом романе «Герой нашего времени» . Н.В.Гоголь с его яркой сатирой определил религиозные и нравственные темы в русской культуре, которая стала преобладающей проблематикой на протяжении всего XIX века. В то же время становится очевидной другая особенность русского искусства — неотделимость творческого развития художника от его личной судьбы.
Великие реформы и социальные проблемы
Эпоха «великих реформ» 1860–70-х годов обратила внимание литературы на социальные проблемы. Проблема преодоления трагического одиночества человека в этом мире решается авторами в поисках той или иной формы гармоничного социального общения, главным образом в соединении с жизнью простых людей. В то же время прорезывается болезненный разрыв между новым грядущим эстетическим подъемом и новым философским и религиозным пробуждением.В русской литературе начинают складываться два творческих направления. Приверженцы «чистого искусства», такие как А.Григорьев, А.В.Дружинин и А.А. Fet выступает против утилитарной моральной функции литературы, а Лев Толстой стремится к «разрушению эстетики» ради нравственного преобразования людей посредством искусства. Религиозные размышления о российском опыте нашли отражение в работах года Федора Михайловича Достоевского , который с большой художественной силой показал, как одинокая и гордая свобода человека приводит к рабству или самоуничтожению.Преобладание философских тем в литературе обуславливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы звучат отчетливо и в лирической поэзии ( Ф.И.Тютчев, ).
Серебряный век
В дореволюционные годы произошел новый подъем в литературе, который будет назван «серебряным веком» . Чувство самой жизни меняется. «Ощущение конечности растет все больше и больше». (Александр Белий). В человеке открываются новые глубины, иногда это темные пропасти.Суровый апокалиптический ритм чувствуется в событиях.
Новый расцвет русской поэзии начинается в 1890-х годах. Символизм стал не только литературным движением, но и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова приобретают особое жизненное значение, как путь к вере и вечности через искусство. Это было повторение романтизма в русском сознании. В противоречивой смеси бунта и усталости, самоутверждения и меланхолии художники стремятся выйти за пределы добра и зла, превзойти этику с помощью эстетики.
Мистика В.С.Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве Александра Блока. Религиозное возвышение символизма, воспринимающего поэта как средство высших иррациональных сил, встречает реакцию акмеизма (Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам) с его ориентацией на разумную волю в поэтическом творчестве. Одновременно Антон Чехов и Иван Бунин развивают классическую линию русской литературы, обогащая ее новыми достижениями по форме.
XX век: послереволюционный
Революция 1917 года привела к искусственному разделению русской литературы на отечественную и эмигрантскую литературу, и самые выдающиеся писатели нашли более безопасное место за границей. Однако литература сохранила свое единство, основываясь на принадлежности к традициям классической русской культуры, так или иначе присутствующей в творениях Ивана Бунина, , Владимира Набокова, , Ивана Шмелева, Владимира Ходасевича, Осипа Мандельштама, , Михаила Булгакова, , Бориса. Пастернак, Михаил Горький и другие.Именно эта линия русской литературы получила всеобщее признание в 20 веке.
В то же время следование традициям не исключало поиска новых форм. Постреволюционная проза и поэзия продемонстрировали невероятное разнообразие стилистических и других новинок. Великие образцы русской прозы создал Александр Солженицын , сумевший вдохнуть второе дыхание в классический русский роман. В поэтической сфере всемирное признание принадлежит Иосифу Бродскому .
Развитие русской литературы в XX веке говорит о ее нетленном универсальном значении и неисчерпаемых творческих способностях.
Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и была оценена самыми выдающимися писателями всего мира.
Вера Иванова
,