Контрольная работа по физике магнитное поле электромагнитная индукция: «Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции»
К/ р по теме: «Магнитное поле.Электромагнитная индукция» 11 класс Вариант 1
Выберите один верный ответ
1. Магнитное поле создается
1.электрическим зарядом 2.магнитными зарядами
3.движущимися электрическими зарядами 4.любым телом
2.Линии магнитной индукции вокруг проводника с током правильно показаны в случае
1. А 2. Б 3. В 4. Г |
3. Прямолинейный проводник с током I находится между полюсами магнита(проводник расположен перпендикулярно плоскости листа,ток течет к читателю).Сила Ампера,действующая на проводник, направлена |
4. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения
ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ | ||
А) | индуктивность |
1) | тесла (Тл) |
Б) | магнитный поток | 2) | генри (Гн) |
В) | индукция магнитного поля | 3) | вебер (Вб) |
4) | вольт (В) |
5.Электромагнитная индукция – это:
1) явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд;
2) явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении магнитного потока;
3) явление, характеризующее действие магнитного поля на проводник с током.
7. Прямолинейный проводник длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 3 А?
1) 1,2 Н; 2) 0,6 Н; 3) 2,4 Н.
К/ р по теме: «Магнитное поле.Электромагнитная индукция» 11 класс Вариант 2
Выберите один верный ответ
4. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения
ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ | ||
А) | Магнитный поток |
1) | тесла (Тл) |
Б) | ЭДС индукция | 2) | генри (Гн) |
В) | индукция магнитного поля | 3) | вебер (Вб) |
4) | вольт (В) |
5. На какую частицу действует магнитное поле?
1) на движущуюся заряженную; 2) на движущуюся незаряженную;
3) на покоящуюся заряженную; 4) на покоящуюся незаряженную.
7. В однородное магнитное поле с индукцией 0,8Тл на проводник с током 30А, длиной активной части которой 10 см, действует сила 1,5 Н. Под каким углом к вектору магнитной индукции размещен проводник?
Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции»
1 вариант
- Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50 см2 при индукции поля 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом 45˚ к вектору индукции? Сделайте рисунок.
- Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник с длиной активной части 5 см действует сила 50мН? Сила тока в проводнике 25А. Проводник расположен перпендикулярно индукции магнитного поля.
- Какая сила действует на протон, движущийся со скоростью 10Мм/с в магнитном поле с индукцией 0,2 Тл перпендикулярно линиям индукции?
- Сколько витков должна содержать катушка с площадью поперечного сечения 50см2, чтобы при изменении магнитной индукции с 0,2 до 0,3 Тл в течение 4 мс в ней возбуждалась ЭДС 10В?
- Найти индуктивность проводника, в котором равномерное изменение силы тока на 2 А за 0,25 с возбуждает ЭДС самоиндукции 20 мВ.
- В катушке индуктивностью 0,6 Гн сила тока равна 20 А. Какова энергия магнитного поля этой катушки? Как изменится энергия магнитного поля, если сила тока уменьшится вдвое?
- Определите знак заряда частицы, движущейся в магнитном поле. Направления векторов скорости и ускорения частицы указаны на рисунке.
| 1) | положительный заряд |
| 2) | отрицательный заряд |
| 3) | может быть как положительным, так и отрицательным |
| 4) | нейтральная частица |
- На рисунке приведена демонстрация опыта по проверке правила Ленца.
Опыт проводится со сплошным кольцом, а не разрезанным, потому что
| 1) | сплошное кольцо сделано из стали, а разрезанное – из алюминия |
| 2) | в сплошном кольце не возникает вихревое электрическое поле, а в разрезанном – возникает |
| 3) | в сплошном кольце возникает индукционный ток, а в разрезанном – нет |
| 4) | в сплошном кольце возникает ЭДС индукции, а в разрезанном – нет |
- Как взаимодействуют два параллельных проводника, если направления электрического тока в них противоположны?
| 1) | не взаимодействуют |
| 2) | притягиваются |
| 3) | отталкиваются |
| 4) | поворачиваются в одинаковом направлении |
- На рисунке показано изменение силы тока I в катушке индуктивности от времени t. Модуль ЭДС самоиндукции принимает равные значения в промежутках времени:
| 1) | 0 – 1 с и 1 – 3 с |
| 2) | 3 – 4 с и 4 – 7 с |
| 3) | 1 – 3 с и 4 – 7 с |
| 4) | 0 – 1 с и 3 – 4 с |
Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции»
2 вариант
- Участок проводника длиной 10 см находится в магнитном поле индукцией 50 мТл. Сила Ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении своего действия совершает работу 0,004 Дж. Чему равна сила тока, протекающего по проводнику? Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.
- Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50 см2 при индукции поля 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом 30˚ к вектору индукции? Сделайте рисунок.
- Протон влетает в магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции. Найти скорость протона, если магнитная индукция поля равна 0,2 Тл, сила, действующая на протон в магнитном поле равна 0,32пН.
- За 5 мс магнитный поток, пронизывающий контур, убывает с 9 до 4 мВб. Найти ЭДС индукции.
- Какой магнитный поток возникает в контуре индуктивностью 0,2 мГн при силе тока 10 А?
- В катушке сила тока равномерно увеличивается со скоростью 2 А/с. При этом в ней возникает ЭДС самоиндукции 20 В. Какова энергия магнитного поля катушки при силе тока в ней 5 А?
- Электрон e–, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет горизонтально направленную скорость , перпендикулярную вектору индукции магнитного поля (см. рисунок). Куда направлена действующая на электрон
сила Лоренца ?
| 1) | вертикально вниз |
| 2) | вертикально вверх |
| 3) | горизонтально влево |
| 4) | горизонтально вправо |
- Замкнутый виток провода находится в магнитном поле, перпендикулярном плоскости витка, и своими концами замкнут на амперметр. Магнитная индукция поля меняется с течением времени согласно графику на рисунке. В какой промежуток времени амперметр покажет наличие электрического тока в витке?
| 1) | от 0 с до 1 с |
| 2) | от 1 с до 3 с |
| 3) | от 3 с до 4 с |
| 4) | во все промежутки времени от 0 с до 4 с |
- Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции?
| 1) | Возникновение электрического тока в замкнутой катушке при увеличении силы тока в другой катушке, находящейся рядом с ней. |
| 2) | Отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током. |
| 3) | Взаимодействие двух проводов с током. |
| 4) | Возникновение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. |
- Постоянный магнит вводят в замкнутое алюминиевое кольцо
на тонком длинном подвесе (см. рисунок). Первый раз –
северным полюсом, второй раз – южным полюсом. При
этом
| 1) | в обоих опытах кольцо отталкивается от магнита |
| 2) | в обоих опытах кольцо притягивается к магниту |
| 3) | в первом опыте кольцо отталкивается от магнита, во втором – кольцо притягивается к магниту |
| 4) | в первом опыте кольцо притягивается к магниту, во втором – кольцо отталкивается от магнита |
Вариант-1
1.С какой скоростью электрон влетел в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции? Сила, действующая на электрон в магнитном поле, равна 8·10-11Н, индукция магнитного поля равна 10 Тл.
2.Магнитный поток через катушку, состоящую из 75 витков, равен 4,8·10-3Вб.Рассчитайте время, за которое должен исчезнуть этот поток, чтобы в катушке возникла ЭДС индукции, равная 0,74В.
3. В однородное магнитное поле, линии индукции которого направлены на нас, поместили проводник с током ( см. рис.).Определите направление действующей на проводник силы.
4.Энергия магнитного поля катушки, индуктивность которой 3Гн, равна 6Дж.Определите силу тока в катушке.
5. Магнит вводят в кольцо, в результате чего появляется ток. Определите направление тока.
Вариант-2
1.На протон, движущийся со скоростью 107 м/с в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции ,действует сила, равная 0,32·10-12Н. Какова индукция магнитного поля?
2.Определите индуктивность катушки, если известно, что сила тока в цепи за 0,02с возрастает до максимальной и равна 4А, создавая при этом ЭДС самоиндукции 12В.
3. В пространство между полюсами постоянного магнита помещен прямой проводник, по которому идет ток от нас ( см.рис.). Определите направление силы Ампера, действующей на проводник.
4.Чему равна энергия магнитного поля соленоида, в котором при силе тока 10А возникает магнитный поток 1 Вб?
5. Магнит вводят в кольцо, в результате чего появляется ток, направление которого показано на рисунке. Какой полюс магнита ближе к кольцу?
Ответы
Вариант-1
1.0,5·108м/с.
2.0,5с
3.Вверх.
4.2А.
5.Против часовой стрелки.
Вариант-2
1.0,2 Тл.
2.0,06Гн.
3.Вверх.
4.5Дж.
6.Северный.
Литература.
1.Годова И.В. Физика. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате.- М.: «Интеллект-центр», 2011.
2.Громцева О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс/
О.И.Громцева.- М.: Издательство « Экзамен»,2012.
3.А.Е.Марон,Е.А.Марон, Контрольные работы по физике:10-11 кл.:Кн. для учителя –
М.:Просвещение, 2003
ДАТА УРОК № 11 КЛАСС 11-а,б
Тема урока:
Контрольная работа №1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Цели урока:
Образовательная: проверить знания по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Развивающая: развивать умения строить логическую цепь рассуждений, развитие логического мышления, отработать умение применять приемы анализа, сравнения, доказательства, обобщения, выдвижения гипотез, переноса знаний в новую ситуацию.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Ученик должен знать: определение магнитного поля, электромагнитная индукция, магнитный поток, самоиндукция, сила Ампера и сила Лоренца.
Ученик должен уметь: применять полученные знания при выполнении контрольной работы.
Оборудование к уроку: тетрадь для контрольных работ, раздаточный материал
Ход урока:
Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Учитель отмечает отсутствующих на уроке.
Критерии оценивания ответов
Задания №1 – 5 оцениваются по 1 баллу, а задания 6 и 7 по 3 балла.
- Критерии оценки ответа к заданиям 6, 7
Балл
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
верно записано краткое условие задачи;
записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;
выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ
3
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, получен ответ (верный или неверный), но допущен ошибка в записи краткого условия или при переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка
2
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла
0
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентирована на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другому виду оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
75% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
50-74% — оценка «4»;
30-49% — оценка «3»;
0-29% — оценка «2».
Актуализация знаний
Вариант 1
1. Магнитное поле создается
1) электрическими зарядами
2) магнитными зарядами
3) движущимися электрическими зарядами
4) любым телом
2. Линии магнитной индукции вокруг проводника с током правильно показаны в случае
1) А 3) В
2) Б 4) Г
3. Прямолинейный проводник с током I находится между полюсами магнита (проводник расположен перпендикулярно плоскости листа, ток течет к читателю). Сила Ампера, действующая на проводник, направлена
1) вправо 3) вверх
2) влево 4) вниз
4. Траектория полета электрона, влетевшего в однородное магнитное поле под углом 60˚
1) прямая 3) парабола
2) окружность 4) винтовая линия
5. В катушке индуктивностью 0,08 Гн проходит ток силой 20 А. Определите ЭДС самоиндукции, которая возникает в катушке при исчезновении в ней тока за 0,002 с.
6. Проводник длиной 15 см подвешен горизонтально на двух невесомых нитях в магнитном поле индукцией 60 мТл, при чем линии индукции направлены вверх перпендикулярно проводнику.
а) По проводнику пропустили ток. Сила тока 2 А. С какой силой магнитное поле действует на проводник? Укажите направление этой силы на рисунке.
б) На какой угол от вертикали отклонятся нити, на которых висит проводник? Масса проводника 10 г.
7. Протон влетает в магнитное поле индукцией 20 мТл со скоростью 10 км/с под углом 30˚ к линиям магнитной индукции.
а) С какой силой магнитное поле действует на протон? Заряд протона е = 1,6 ∙ 10-19 Кл.
б) За какое время протон совершит один полный оборот вокруг линий магнитной индукции? Масса протона 1,67 ∙ 10-27 кг
Вариант 2
1. Движущийся электрический заряд создает
1) только электрическое поле
2) только магнитное поле
3) как электрическое, так и магнитное
4) только гравитационное поле
2. На рисунке изображен цилиндрический проводник, по которому идет электрический ток. Направление тока указано стрелкой. Как направлен вектор магнитной индукции в точке С?
1) в плоскости чертежа вверх
2) в плоскости чертежа вниз
3) от нас перпендикулярно плоскости чертежа
4) к нам перпендикулярно плоскости чертежа
3. Скорость электрона направлена перпендикулярно магнитной индукции. Сила Лоренца направлена
1) вправо 3) вверх
2) влево 4) вниз
4. Легкое металлическое кольцо подвешено на нити. При вдвигании в кольцо постоянного магнита оно отталкивается от него. Это объясняется
1) намагничиванием кольца
2) электризацией кольца
3) возникновением в кольце индукционного тока
4) возникновением в магните индукционного тока
5. Определите индуктивность катушки, если известно, что сила тока в цепи за 0,02 с возрастает до максимума и равна 4 А., создавая при этом ЭДС самоиндукции 12 В.
6. На двух горизонтальных рельсах, расстояние между которыми 50 см, лежит металлический стержень, сила тока в котором 5 А. Рельсы и стержень находятся в однородном магнитном поле индукцией 50 мТл, направленном перпендикулярно рельсам и стержню.
а) С какой силой магнитное поле действует на стержень? На рисунке укажите направление этой силы.
б) При каком значении коэффициента трения стержня о рельсы он будет двигаться прямолинейно и равномерно? Масса стержня 125 г.
7. Электрон влетает в магнитное поле индукцией 10 мТл перпендикулярно линиям магнитной индукции со скоростью 1 Мм/с.
а) Чему равен радиус кривизны траектории, по которому движется электрон? Модуль заряда электрона е = 1,6 ∙ 10-19 Кл, его масса m = 9,1 ∙ 10-31 кг.
б) С какой частотой обращается электрон?
Систематизация знаний
Учитель собирает тетради для контрольных работ, а ученик — листы с заданиями.
Подведение итогов
Проведём анализ своей деятельности по итогам урока:
-что вы можете делать сами без помощи учителя?
-какие трудности вы испытывали в процессе работы?
-теперь я знаю, понимаю…….
-теперь я могу объяснить как……., почему…..?
-теперь я могу применить ……….
— какие задания вам показались наиболее интересными? Трудными? Важными?
Домашнее задание
§1-11 повторить
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1063634
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Контрольная работа по теме:
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция» 9 класс
Вариант 1
А1. Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?
взаимодействие электрических зарядов;
действие электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике;
действие магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике.
А2. На какую частицу действует магнитное поле?
на движущуюся заряженную;
на движущуюся незаряженную;
на покоящуюся заряженную;
на покоящуюся незаряженную.
А3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.
А; 2) Б; 3) В.
А4. С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 10 см? Линии магнитной индукции поля и направление тока взаимно перпендикулярны.
А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?
от нас; 2) к нам; 3) равна нулю.
А6.Электромагнитная индукция – это:
явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд;
явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении магнитного потока;
явление, характеризующее действие магнитного поля на проводник с током.
А7. Контур с площадью 100 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий контур.
В1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения
ВЕЛИЧИНЫ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
А)
индуктивность
1)
тесла (Тл)
Б)
магнитный поток
2)
генри (Гн)
В)
индукция магнитного поля
3)
вебер (Вб)
4)
вольт (В)
В2. Чему равен магнитный поток через контур индуктивностью 4 Гн при силе тока в нем 2А?
В3 .
В4.
Контрольная работа по теме:
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция» 9класс
Вариант 2
А1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует:
магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами;
электрическое поле, созданное зарядами проводника;
электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника.
А2. Движущийся электрический заряд создает:
только электрическое поле;
как электрическое поле, так и магнитное поле;
только магнитное поле.
А3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.
А; 2) Б; 3) В.
А4. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник с длиной активной части 5 см действует сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25А. Проводник расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.
А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?
от нас; 2) к нам; 3) равна нулю.
А6. Сила Лоренца действует
на незаряженную частицу в магнитном поле;
на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле;
на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной индукции поля.
А7. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 кв. см, равен 0,3 мВб. Найдите индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным.
В1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются
ВЕЛИЧИНЫ
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
А)
Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля
1)
Б)
Энергия магнитного поля
2)
В)
Сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.
3)
4)
В2. Какова индуктивность соленоида, если при силе тока 5 А через него проходит магнитный поток в 50 мВб?
В3.
В4.
Урок творчества «Физика атома и атомного ядра». 11 класс (2 часа)
Цели урока:
1. Образовательная: включить учащихся в активную самостоятельную работу с дополнительной литературой, из которой они смогут узнать о практическом использовании атомной энергии.
2.Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с литературой; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать факты.
3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Организация занятия: Класс делится на 5 групп «творческие мастерские» по 4 человека. Каждая группа работает индивидуально над предложенными заданиями. Весь урок идет на фоне негромкой «функциональной » музыки. На экране проецируется СЛАЙД №1
План урока:
Вступление – создание эмоционального настроя.
Основная часть:
1. «Мастерская» рисунка и письма: а) нарисовать по ассоциации атом; б) записать понравившиеся фразы и мысли, относящиеся к словосочетанию «атомная энергия»; в) создать мини-рассказ.
2.Работа над образом атома.
3. Обсуждение проблемы «Что хорошо, что плохо».
4. Принятие решения.
5. «Творческие мастерские» (составление технико-экологических проектов).
Заключение. Рефлексия – процесс самопознания учениками своих психических состояний и эмоций, вызванных уроком.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин.) |
1. | Организационный этап | Создание эмоционального настроя, подготовка учащихся к работе на уроке. Слайд №1 | 1-2 мин | |
2. | Постановка цели. Актуализация опорных знаний | На фоне тревожной музыки звучит голос учителя. (кабинет затемнен) Учитель: Давайте мысленно перенесемся на века назад и погрузимся в вечность. Было время, когда ничего не существовало кроме тьмы. Попробуйте представить ее себе. Приглядевшись вы различите в этой кромешной темноте частички, похожие на частички, пыли и искорки света. Они движутся. Вы наблюдаете за ними и видите, что они движутся все быстрее и быстрее, сталкиваются, разлетаются, иногда обращаются в вихри и превращаются в звезды и галактики… И вот через миллионы лет среди тьмы мы видим яркий шар, вращающийся вокруг звезды средней величины, находящейся на краю Млечного Пути. Это Земля движется по орбите вокруг Солнца. Она голубая… Вглядевшись, вы видите, что это голубизна – океан. Океан, плещущимся о берег с мерным успокаивающим шумом. В нем много различных химических элементов и веществ, которые отличаются друг от друга мельчайшими частицами, именуемыми молекулами и атомами. Они способны соединяться друг с другом различными способами и распадаться, образуя новые вещества. «Что такое эти молекулы и атомы? Как они устроены?» — эти вопросы давно задавал себе человек. И искал ответы. И открыл, что атом – это «беспокойное хозяйство» из протонов, нейтронов и электронов; оно обладает неукротимой энергией, которую при определенных условиях может отдать в окружающее пространство и стать рабочим и воякой, героем и злодеем дня. Вслушиваемся и вдумываемся в слова, посвященные атому. (Читает ученица) Слайд №2 | Воспринимают информацию. | |
2. | Основная часть: «Мастерская рисунка и письма» | Задание №1. Слайд №3
Задание №2. Слайд №4
| Выполняют задания, обсуждают в группах свои записи и рисунки; предлагают наиболее удачные для прочтения вслух перед классом. Выполняют задания, обсуждают в группах сделанное и зачитывают наиболее оригинальные произведения вслух перед классом. | 10 мин 10 мин |
3. | Работа над образом атома | Посмотрите на этот рисунок. Как вы понимаете его? Слайд №5 | Обсуждают рисунок в группах, выдвигают свои версии, высказывают их вслух. (идет дискуссия) | 10 мин |
4. | Обсуждение проблемы «Что хорошо, что плохо» | Наш век часто называют атомным, так как эта малая частица материального мира стала важной, весомой не только для научно-технического прогресса, но и для жизни человечества. Прошу вас разделить лист бумаги пополам вертикальной линией и записать «добрые» и «злые» дела атома. Т.е заполнить таблицу №1. Каждая группа работает самостоятельно. Слайд №6 | Работа в группах | 10 мин |
5. | Принятие решения | Теперь, когда работа вами окончена, общими усилиями решим: какие «добрые дела» оставить и какие «злые» ликвидировать. Сообща заполним таблицу №2. Слайд №7 | Учащиеся составляют сводную таблицу на основе работ всех групп и записывают ее на доске. Класс обсуждает каждую строку | 20 мин |
6 | «Творческие мастерские» | А теперь, пользуясь сделанными выводами, я прошу вас составить технико-экономические проекты безопасного для природы и человека использования атомной энергии. Можете воспользоваться имеющейся литературой. Идеи и содержание проекта каждая группа разрабатывает сама | Работают с книгами и статьями, выдвигают различные идеи. Совместно с учителем обсуждая проекты выдвигаем лучший для предложения международной организации (например МАГАТЭ) | 15мин |
7. | Рефлексия | Проанализируйте, пожалуйста, «движение»своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока. Запишите их на листах и сдайте мне. Заранее благодарю вас за урок. Мне было интересно с вами работать. Слайд №8 | Учащиеся выполняют задания. | 5 мин |
1. Металлический стержень длиной L тянется вверх с постоянной скоростью v через однородное магнитное поле B , которое указывает за плоскость страницы.
Какая разность потенциалов между точками a и b ?
A. 0
B. v BL , с точкой a при более высоком потенциале
C.v BL , с точкой b при более высоком потенциале
D. v BL , с точкой a при более высоком потенциале
E. v BL , с точкой b при более высоком потенциале
2. Круг и эллипс ниже имеют одинаковую площадь.
Если обе петли удерживаются так, чтобы их плоскость была перпендикулярна однородному магнитному полю, B , то как бы Φ C , магнитный поток через круговую петлю, сравнить с Φ E , магнитный поток через эллиптическую петлю?
А.Φ C = 2.5 Φ E
B. Φ C = Φ E
C. Φ C = Φ E
D. Φ E = Φ C
E. Φ E = 2.5Φ C
3. На рисунке ниже показана небольшая круглая петля провода в плоскости длинного прямого провода, который несет постоянный ток I вверх. Если петля перемещается с расстояния x 2 на расстояние x 1 от прямого провода, каким будет направление индуцированного тока в петле и направление соответствующего магнитного поля, которое оно создает?
А.Индуцированный ток будет направлен по часовой стрелке, а создаваемое им магнитное поле будет направлено за пределы плоскости страницы.
B. Индуцированный ток будет по часовой стрелке, и создаваемое им магнитное поле будет указывать на плоскость страницы.
C. Индуцированный ток будет против часовой стрелки, а создаваемое им магнитное поле будет направлено за пределы плоскости страницы.
D. Индуцированный ток будет против часовой стрелки, и создаваемое им магнитное поле будет указывать на плоскость страницы.
E.Ни один из вышеперечисленных
4. Квадратная петля провода (длина стороны = с ) окружает длинный прямой провод, так что провод проходит через центр квадрата.
Если ток в проводе равен I , определите ток, индуцированный в квадратной петле.
A.
B.
C.
D.
E. 0
5. На рисунке ниже постоянный стержневой магнит тянется вверх с постоянной скоростью через петлю из проволоки.
Что из нижеперечисленного лучше всего описывает направление (я) тока, индуцированного в контуре (если смотреть сверху вниз на петлю)?
A. Всегда по часовой стрелке
B. Всегда против часовой стрелки
C. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки
D. Сначала против часовой стрелки, затем по часовой стрелке
E. В контуре не будет индуцироваться ток.
Электромагнитная индукция
Магнитное поле через петлю может быть изменено либо путем изменения величины поля, либо путем изменения площади петли. Чтобы количественно описать эти изменения, магнитный поток определяется как Φ = ВА cosθ, где θ — угол между B и направлением, перпендикулярным плоскости петли (вдоль оси петли) ,
закон Фарадея
Изменение магнитного потока через петлю провода вызывает ток. Закон Фарадея гласит, что ЭДС, индуцированная в проводе, пропорциональна скорости потока через петлю. Математически,
, где N — число петель, ΔΦ — изменение потока во времени, Δ t . Знак минус указывает на полярность индуцированной ЭДС.
Предыдущее уравнение легко использовать, когда поток задается электромагнитом. Если электромагнит включен или выключен, индуцированная ЭДС равна числу витков в контуре, умноженному на скорость изменения потока.Поток также может быть изменен через цикл, изменяя размер цикла. Представьте скользящую проволоку, как показано на рисунке 1, где l — длина проволоки, которая перемещается в контакте с U-образной проволокой. В этом случае ε = Blv , где v — скорость скользящей длины.
Обратите внимание, что эта индуцированная ЭДС неотличима от таковой батареи и что ток по-прежнему представляет собой только скорость движения зарядов; следовательно, закон Ома и другие соотношения для токов в проводах остаются в силе.
закон Ленца
Направление индуцированного тока можно найти из закона Ленца, который гласит, что магнитное поле, генерируемое индуцированной ЭДС, создает ток, магнитное поле которого противодействует первоначальному изменению потока через проволочную петлю. Снова рассмотрим рисунок и предположим, что слайд движется вправо. Формы x указывают, что B находится на странице; таким образом, когда слайд перемещается вправо, поле на слайде становится больше на странице.(Изменение потока является критической величиной.) Магнитное поле от индуцированного тока будет направлено за пределы страницы, поскольку оно будет противодействовать изменению потока. Используйте правило второй руки и поместите скручивание пальцев вне страницы в центре петли. Направление большого пальца указывает, что ток будет течь против часовой стрелки. (Неправильно утверждать, что ток находится справа, потому что он находится слева вверху цикла.) И наоборот, если ползунок перемещается влево, B будет уменьшаться через цикл.Изменение потока будет вне страницы, и индуцированный ток будет по часовой стрелке. Тот же анализ используется, если электромагнит включен или выключен.
| ||
Закон Ленца также является законом сохранения.Если магнитное поле, создаваемое индуцированным током, может быть в том же направлении, что и первоначальное изменение потока, изменение будет больше, а индуцированный ток — большим. Это невозможное условие было бы лучшим обменом энергии, чем вечный двигатель.
Генераторы и моторы
Генераторы и двигатели являются приложениями электромагнитной индукции. Рисунок иллюстрирует простой электрический генератор.
Рисунок 2 | Простой электрический генератор. |
Кривошип представляет собой механический метод превращения петли провода в магнитное поле. Изменение магнитного потока через петлю генерирует индуцированный ток; таким образом, генератор преобразует механическую энергию в электрическую энергию. Работа двигателя аналогична работе генератора, но в обратном порядке. Двигатель имеет схожие физические компоненты, за исключением того, что электрический ток, подаваемый в контур, создает крутящий момент, который вращает контур.Следовательно, двигатель преобразует электрическую энергию в механическую.
Взаимная индуктивность и самоиндукция
Взаимная индуктивность возникает, когда две цепи расположены так, что изменение тока в одной вызывает индукцию ЭДС в другой.
Представьте себе простую схему из переключателя, катушки и батареи. Когда переключатель замкнут, ток через катушку создает магнитное поле. По мере увеличения тока магнитный поток через катушку также изменяется.Этот изменяющийся магнитный поток генерирует ЭДС, противоположную ЭДС батареи. Этот эффект возникает только тогда, когда ток либо увеличивается до своего установившегося значения сразу после замыкания переключателя, либо уменьшается до нуля при размыкании переключателя. Этот эффект называется самоиндуктивности . Пропорциональная постоянная между самоиндуцированной ЭДС и скоростью изменения тока называется индуктивностью , (L), , и задается как
.
Единицей СИ для индуктивности является Генри, а 1 Генри = 1 (Vs / A).
Используя закон Фарадея, индуктивность можно выразить через изменение потока и тока:
, где N — число витков катушки.
уравнения Максвелла и электромагнитные волны
Уравнения Максвелла суммируют электромагнитные эффекты в четырех уравнениях. Уравнения слишком сложны для этого текста, но концепции, воплощенные в них, важно учитывать. Максвелл объяснил, что электрические и магнитные волны могут генерироваться колеблющимися электрическими зарядами.Эти электромагнитные волны могут быть изображены как скрещенные электрические и магнитные поля, распространяющиеся в пространстве, перпендикулярном направлению движения и друг к другу, как показано на рисунке 3.
| ||
,
электромагнитных сил и полей
Барный магнит притягивает к своим концам железные предметы, называемые полюсами . Один конец — , северный полюс , а другой — , южный полюс . Если планка подвешена так, что она может свободно двигаться, магнит выровняется так, что ее северный полюс будет указывать на географический север Земли. Подвесной стержневой магнит действует как компас в магнитном поле Земли. Если два стержневых магнита приблизить друг к другу, одинаковые полюса будут отталкивать друг друга, а разные полюса притягивают друг друга.(Примечание. Согласно этому определению магнитный полюс под северным географическим полюсом Земли является южным полюсом магнитного поля Земли.)
Это магнитное притяжение или отталкивание можно объяснить влиянием одного магнита на другой, или оно может Следует сказать, что один магнит создает в области вокруг него магнитное поле , которое воздействует на другой магнит. Магнитное поле в любой точке является вектором. Направление магнитного поля ( B ) в указанной точке является направлением, на которое северный конец стрелки компаса указывает на это положение. Линии магнитного поля , аналогичные линиям электрического поля, описывают силу на магнитных частицах, помещенных в поле. Железные опилки будут выровнены, чтобы указать образцы линий магнитного поля
Сила на движущемся заряде
Если заряд движется через магнитное поле под углом, он будет испытывать силу. Уравнение имеет вид θ — угол между направлениями магнитного поля и скоростью; таким образом, используя определение перекрестного произведения, определение для магнитного поля составляет
Магнитное поле выражается в единицах СИ как тесла (Т), которое также называется Вебером на квадратный метр:
Направление F находится по правому правилу, показанному на рисунке 1.
| ||
Чтобы определить направление силы на заряд, плоской рукой наведите большой палец в направлении скорости положительного заряда, а ваши пальцы в направлении магнитного поля.Направление силы находится вне вашей ладони. (Если движущийся заряд отрицателен, направьте большой палец против его направления движения.) Математически эта сила является перекрестным произведением вектора скорости и вектора магнитного поля.
Если скорость заряженной частицы перпендикулярна однородному магнитному полю, сила всегда будет направлена к центру круга радиуса r , как показано на рисунке 2. x символизирует магнитное поле в плоскость бумаги — хвост стрелки.(Точка символизирует вектор вне плоскости бумаги — кончик стрелки.)
| ||
Магнитная сила обеспечивает центростремительное ускорение:
или
Радиус пути пропорционален массе заряда.Это уравнение лежит в основе работы масс-спектрометра , который может разделять одинаково ионизованные атомы немного разных масс. Однократно ионизированным атомам дают одинаковые скорости, и поскольку их заряды одинаковы, и они проходят через один и тот же B , они будут проходить по несколько разным путям и затем могут быть разделены.
Усилие на токонесущем проводнике
Заряды, связанные с проводами, также могут испытывать силу в магнитном поле.Ток (I) в магнитном поле ( B ) испытывает силу ( F ), определяемую уравнением F = I l × B или F = IlB sin θ, где l является длина провода, представленная вектором, указывающим в направлении тока. Направление силы может быть найдено по правилу правой руки, подобному тому, которое показано на рисунке. В этом случае наведите большой палец на направление тока — направление движения положительных зарядов.Ток не будет испытывать никакой силы, если он параллелен магнитному полю.
Крутящий момент на токовой петле
Петля тока в магнитном поле может испытывать крутящий момент, если она может свободно вращаться. Рисунок (а) изображает квадратную петлю провода в магнитном поле, направленном вправо. Представьте на рисунке (б), что ось проволоки повернута на угол (θ) с магнитным полем и что вид сверху вниз смотрит на петлю. x в круге показывает ток, проходящий на страницу от зрителя, а точка в круге показывает ток, выходящий из страницы к зрителю.
Рисунок 3
,