cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кондратьев сашка проблема милосердия: Сочинение-рассуждение ОГЭ о милосердии 👍

Содержание

Анализ повести «Сашка» (В.Л. Кондратьев)

Автор: Самый Зелёный ·

Тему Великой Отечественной войны затрагивали многие писатели в своем творчестве. Писал о ней и Вячеслав Леонидович Кондратьев. Именно этот знаменитый автор создал повесть «Сашка». В произведении он изобразил храбрость, гуманность и героизм простых русских солдат. Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть анализ повести «Сашка» по плану. Приятного просвещения! 

Содержание:

История создания 

Когда известному писателю исполнился двадцать один год, он отправился воевать на фронт. Самоотверженно защищая Ржев, Кондратьев был ранен. Вячеслав Леонидович был удостоен медали «За отвагу».

Годы военных сражений писатель никогда не забывал. Из-за тех мучительных воспоминаний Кондратьев не мог радоваться настоящему в полной мере. Как рассказывал сам Кондратьев, ему довелось ознакомиться со многими произведениями о войне. Однако ни одно из них не могло зацепить писателя. Вячеслав Леонидович не мог в этих произведениях найти своих собственных воспоминаний о военных годах. 

Нередко официальные советские авторы сглаживали суровую военную действительность до состояния глянцевой картинки из журнала, на которой красовались удачливые и сильные духом герои. О реалиях будней на войне отваживались писать немногие, потому что за такую честную книгу могли наказать даже тюремным сроком. Еще хуже было, когда о войне писал тот, кто на ней не был. Тогда произведение получалось фальшивым и псевдопатриотичным. Кондратьев, будучи солдатом, понимал наигранность многих авторов, но не мог ее вынести. Возможно, именно поэтому он сам взялся за перо.

Кондратьев очень хотел, чтобы его память о войне была увековечена в творчестве. Известно, что у писателя не получилось найти не одного своего ржевского однополчанина. Это также подтолкнуло его к написанию повести. Ведь Вячеслав Леонидович подумал, что он может быть единственным среди тех, кто выжил, и кто знает всю правду о тех ужасных событиях. В 1979 году известное произведение Вячеслава Кондратьева было напечатано в журнале «Дружба народов». 

Жанр и направление

Произведение «Сашка» является повестью. Его Вячеслав Леонидович написал в духе реализма. Писатель продемонстрировал читателю суровые условия военного времени. Читатель узнал о военных сражениях во всех неприглядных подробностях. Автор не идеализировал быт и нравы солдат. Его герои ругаются матом, жалуются на плохую еду и даже не могут остаться наедине с женщиной, потому что они — не герои с обложки журнала, а уставшие люди со сложной судьбой.

Повесть фокусируется на одной сюжетной линии, но в ней рассматриваются несколько независимых друг от друга эпизодов. Количество героев и объем книги соответствуют жанру. 

Композиция 

Листая страницы известного произведения, читатель замечает ,что ему присуща мозаичная композиция. В повести нельзя обнаружить единого сюжета, как на войне нельзя обнаружить начала и конца операции, люди все воспринимают рывками и видят лишь свою часть передовой. Свое произведение Вячеслав Кондратьев разбил на несколько маленьких частей. Именно благодаря им у автора получилось максимально правдоподобно показать характеры своих персонажей и события, происходящие с ними.

Повесть «Сашка» состоит из трех глав, каждая из которых — отдельная история из жизни бойца. События расположены в хронологической последовательности.

Можно заметить, что Вячеслав Леонидович постепенно раскрывает жизненные ориентиры главного героя и его душевные качества. Это удалось достичь благодаря замедленному темпу повествования. По мере того, как Сашка продвигается вглубь родной страны, читатель лучше начинает осознавать его внутренний мир. 

Желая сделать своего героя наиболее понятным читателю, Вячеслав Кондратьев назвал его самым распространенным мужским именем — Сашка.

Суть: о чем повесть?

В первой главе рассказывается история о том, как рядовой боец Сашка пленил немца — такого же молодого парня, как он сам. Сашка из агитационных листков знал, что советские военные не расстреливают пленных. Он пообещал напуганному пленнику жизнь. Однако комбат, недавно потерявший сестру на передовой, запил и хотел отомстить немцу. Он приказал Сашке расстрелять его. Сашка не мог нарушить обещание и медлил до последнего, пытаясь спасти немца. И тогда комбат передумал расправляться над пленником и велел Сашке вести его в часть.

Во второй части Сашка получает ранение и попадает в госпиталь, где служит его возлюбленная Зина. До этого он спас ей жизнь, они лишь пару раз целовались, но она обещала его ждать. При встрече Зина тепло его поприветствовала, но чувствовалась в ее поведении зажатость, как будто она сближается с ним из благодарности. У них даже ничего не вышло из-за этого. Чуть позже Сашка выяснил, что Зина полюбила другого за эти месяцы. Он ушел из госпиталя, чтобы больше не видеться с ней. Но ее он не упрекал.

В третьей части Сашка движется к госпиталю, но нигде не может найти еды. Голодные крестьяне ничем не могут помочь солдатам. Сашка встречает на пути Володю — лейтенанта, который тоже ранен и движется в тыл. Они вместе превозмогают невзгоды и лишения дороги. В одной деревне Сашку приласкала и накормила Пашка — деревенская женщина, которая овдовела уже давно. Он был похож на ее мужа. После этого краткосрочного романа Сашка продолжает путь. Они с Володей попадают в госпиталь, но там тоже мало еды. От злости Володя швыряет тарелку в майора. Сашка его прикрывает. Его не осудили, потому что он — рядовой. Но Володе слишком плохо, рана сложная, поэтому свой путь Сашка продолжает один. Он решил поехать к матери — повидаться. По пути он должен навестить мать Володи. Он приезжает в Москву и радуется, что жив. Подробнее сюжет повести «Сашка» рассказывается в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Перед Вами уютно расположились главные герои повести «Сашка» и их характеристика:

  1. Главным персонажем анализируемого произведения является рядовой боец роты по имени Сашка. Образ главного героя является собирательным, ведь в нем автор воплотил лучшие качества простого русского человека.
    Сашке присущи такие черты, как трудолюбие, решительность, выносливость, героизм, скромность, гуманность, честность. Сашка является настоящим патриотом своей страны. Несмотря на суровые условия военного времени, персонаж смог сохранить свои достойные качества. По натуре главный герой был очень честным. Он всегда ощущал огромное чувство ответственности. Сашке даже было стыдно даже перед врагами из-за того, что они не имели хорошей обороны и не хоронили своих бойцов. Читатель замечает, что Сашка является довольно услужливым человеком. Об этом свидетельствует тот эпизод, когда главный герой ночью попал на нейтральную полосу. Его цель была доставить командиру снятые валенки с погибшего немца. Он обладает благородной натурой. Сашка даже не стал убивать пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты», — заявил главный герой произведения. Он не боялся пожертвовать собственной жизнью ради спасения людей.  
  2. Комбат. Противоположностью Саши является жестокий и мстительный комбат. В отличие от Саши, он не смог сохранить человечность на войне.
    Переживая из-за потери сестры, он запил и потерял человеческий облик. Он срывался на подчиненных и грубил всем. Немцу он хотел отомстить за все свои невзгоды, пренебрегая служебным долгом и уставом. Однако глядя на самоотверженность и принципиальность Сашки, он передумал и признал свою неправоту.
  3. Зина. Молоденькая медсестра была спасена Сашей в первый же день пребывания в прифронтовую зону. Она прониклась к нему симпатией и даже интересовалась о нем, но все два месяца не могла найти никаких сведений о его состоянии. Но в госпитале было много мужчин, как и в штабе. Они все приставали к медсестрам, и Зина тоже поддалась на ухаживания одного, чтобы другие не лезли. Да и понравился ей красивый и рослый лейтенант. Как только пришел Саша, она чувствовала обязанность отблагодарить его и быть с ним, но уже была с лейтенантом. Тем не менее, она попыталась завязать отношения с Сашей. Она смотрела на него с нежностью и состраданием, но без любви, и он это понял. Зина — добрая и ласковая девушка, но на ее поведении сказалась война, когда жить можно одним мгновением.
  4. Владимир — лейтенант. Володя рос в Марьиной роще — криминальном районе Москвы. Он общался со шпаной, но сам был из интеллигентной семьи. Поэтому он часто матерился, насмешничал и вел себя импульсивно, необдуманно. Он очень переживал, что вел людей на смерть, и не верил в победу. Герой был гордым и даже избалованным. После сытой жизни в Москве он никак не мог привыкнуть к голоду. Но все же он держался до последнего и воевал честно. Даже в самые трудные времена он помнил о матери и старался ее навестить.

Темы

Тематика повести «Сашка» представлена в списке:

  1. Центральное место в произведении «Сашка» занимает тема нравственного выбора в сложных обстоятельствах. По воле судьбы главный герой был вынужден преодолеть множество трудностей на своём жизненном пути. Одним из центральных моментов повести является эпизод, рассказывающий о пленении противника. Читатель замечает, что русский солдат осознает, что его противник является простым человеком, просто одураченным.
    Сашка не может причинить вреда беспомощному бойцу, он обещает ему, что сохранит жизнь. И свое обещание он намерен сдержать, чего бы ему это ни стоило.
  2. Тема дружбы на войне. Очень интересным является эпизод, когда персонаж повести, заступаясь за своего нового товарища, берет всю вину на себя. Сашка совершает поистине благородный поступок ради друга. Ему, рядовому, ничего не сделают, а лейтенанта осудят. Но даже допроса Сашка не испугался. Ради дружбы он мог пожертвовать собой.
  3. Тема любви на войне. Судьба уготовила Сашке и испытание любовью. Так, главный герой узнает, что Зина больше не питает к нему никаких чувств. В итоге, Саша очень достойно принимает измену девушки. Сашка смог найти в себе силы, чтобы простить и отпустить её. Ведь война ставила людей в такие рамки, когда нельзя думать наперед. Ты живешь только здесь и сейчас.
  4. Тема быта и нравов на войне. Автор честно описывает голод, лишения, грязь, в которых живут солдаты. Они едят гнилую картошку, которую сами же выкапывают на полях, потому что в госпитале нет снабжения. А за ранение в руку Сашу тут же подозревают в дезертирстве, хотя те, кто это делает, сидят в тылу и устраивают праздники с музыкой, когда в паре километров от них лежат трупы сослуживцев. Такова реальная война — без украшений.

Проблемы

Проблематика повести «Сашка» очень важна для сохранения подлинной истории того периода:

  1. Проблема войны. Автор не идеализирует войну и солдат, для него сражение — трагедия для обеих сторон и ничего больше. Он убежден, что немецкие солдаты стали жертвой пропаганды и навязанной ненависти. Они понятия не имеют, за что воюют. Их обманули и использовали люди, которым на них наплевать. И эта сторона войны чудовищна, как и и все остальные.
  2. Проблема лишений и голода. Из-за плохого снабжения и непродуманности действий командования вся армия страдает от невыносимых условий. Никто не радуется повышению на войне, потому что все видят: выполнять приказы невозможно при том уровне вооружения и снабжения, который есть. А не выполнять нельзя — Особый Отдел не дремлет. В итоге вся армия отступает, потому что удерживать территории нет никакой возможности. Лишь ценой невероятного мужества и множества смертей солдаты одолели врага. Из Сашиной роты даже в самом начале войны осталось всего 13 человек.
  3. Проблема народа и деревни. В прифронтовой зоне люди были откровенно недовольны нахлебниками в виде солдат. Им нечем было даже кормить детей, а солдаты постоянно требовали помощи. Гражданское население никто не эвакуировал, его оставили без поддержки, и жить было невыносимо сложно. Поэтому солдаты и мирные жители конфликтовали даже друг с другом.
  4. Проблема тыла и передовой. Многие люди норовили отсидеться в тылу и штабе, а не загребать жар своими руками. Именно таким человеком был ординарец комбата Толя. Он обесценивал достижения бойцов, а сам не рисковал собой и отсиживался в безопасном месте.

Основная идея 

В чем состоит смысл повести Кондратьева «Сашка»? В любых сложных обстоятельствах необходимо сохранить свои истинные человеческие качества. Писатель утверждает, что ни в коем случае нельзя забывать о том светлом начале, которое даётся человеку при рождении. Лишь добро, любовь и милосердие способны сохранить мир. 

Человек на войне должен оставаться собой и не позволять обстоятельствам разрушить свой внутренний мир. Саша это понимал, поэтому не требовал у крестьян помощи, не грубил медсестрам, не мстил безоружному немцу. Он отделял себя от «фашистов» и не хотел вести себя так, как они. Именно из-за морально превосходства советские люди победили в войне. Такова главная мысль повести «Сашка».

Чему учит?

Мораль повести Кондратьева «Сашка» состоит в том, что люди на войне должны быть не только стойкими, но и человечными. Битва закончится только тогда, когда злости и мести больше не будет, когда люди поймут, что конфликт — это трагедия, а не способ приобрести власть и силу. Саше нечего делить с Гансом или Фрицем, как советскому народу не нужна борьба с немецким или каким-нибудь еще. Все это козни политиков, которые загребают жар чужими руками.

Однако если уж Родина в опасности, люди угоняются в плен и становятся рабами, то каждый человек должен забыть о комфорте и думать о том, как защитить себя и свою семью. Но думать надо именно об обороне, а не о мести, агрессии и ненависти.

О чем заставляет задуматься повесть Кондратьева «Сашка»? О том, как важно быть принципиальным и свободным человеком даже в условиях военной дисциплины. Сашка оттягивал выполнение приказа, потому что понимал, что комбат не прав, что его решение нужно отменить. Он не сдался и не струсил, хотя рисковал жизнью. Благодаря нему справедливость восторжествовала.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 9 классВячеслав Кондратьевпо плануповесть Сашкаразбор

Читайте также:

Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ. Проблема милосердия — аргументы и сочинение Проблема сострадательного отношения к врагу аргументы

Проблема народного единства в трагические моменты истории

III. Военная проблематика

Войны начинают политики, а выигрывает народ. Ни одна война не закончилась победой в результате стратегических умелых действий военачальников. Только народ, встав на защиту своего Отечества, ценой великих потерь обеспечивает победу.

Отечественная война 1812 года была выиграна тогда, когда французы на своей шкуре испытали мощь «дубины народной войны». Вспомним знаменитое сравнение Толстого двух фехтовальщиков. Поединок между ними поначалу велся по всем правилам фехтовального боя, но вдруг один из противников, почувствовав себя раненым и поняв, что дело это нешуточное, а касается его жизни, бросает свою шпагу, берет первую попавшуюся дубину и начинает ворочать ею. Соперник начинает возмущаться, что бой идет не по правилам, как будто у убийства есть какие-то правила. Поэтому народ, вооружившийся дубиной, вызывает у Наполеона страх, и он не перестает жаловаться Александру I, что война ведется против всяких правил. Толстовская мысль ясна: ход военных действий зависит не от политиков и военачальников, а от некого внутреннего чувства, объединяющего людей.

В войне – это дух войска, дух народа, это то, что Толстой называл «скрытой теплотой патриотизма».

Перелом в Великой Отечественной войне произошел в период Сталинградской битвы, когда «русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста» (А. Платонов). Сплоченность народа в «годину горя», его стойкость, мужество, ежедневный героизм – вот истинная цена победы. В романе Ю. Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к своей окруженной в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск вооруженных до зубов озверевших фашистов. Небо было кроваво-копченым, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял – не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. «Что могу, что могу…» — горько произносит он, подходя к очередному солдату.

Генерал мог, а власть? Боль пронзает сердце от того, что о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории.

У Г. Владимова в романе «Генерал и его армия» есть эпизод, повествующий о битве под Волховом, когда армия генерала Кобрисова была зажата в немецкое кольцо. Всех бросали в бой: с оружием и без него. Погнали даже ходячих раненых из медсанбата – в халатах и кальсонах, забыв раздать оружие. И случилось чудо: эти безоружные остановили немцев. Взяли в плен их командира, привели к генералу, тот строго спрашивает:

Почему вы отступили. У вас же были такие позиции, что вы и дивизию могли разгромить!

Господин генерал, — отвечает пленный, — мои пулеметчики – истинные солдаты. Но расстреливать безоружную толпу в больничных халатах – этому нас не учили. У нас нервы не выдержали, может быть, впервые за эту войну.

Что это: проявление гуманизма или нервное потрясение немецких солдат? Наверное, все-таки гуманное отношение к безоружным раненым солдатам, вынужденным защищать свою землю, свой народ.

Аргументы на тему «Война» из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов «Судьба человека»)

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак «Книжный вор») В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель — девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой «Война и мир», Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.

Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев «Сашка»)

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки — девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев «Солнце мертвых»)

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман «Авель»)

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев «Убиты под Москвой»)

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л. Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Практически у каждого взрослого человека, даже у самого доброго и отзывчивого, есть враг или даже несколько. Человек ‒ существо социальное, а взаимоотношения людей очень сложны. Ведь у животного врагом является только тот, в чью пищевую цепь входит само животное. У людей все гораздо сложнее. На протяжении жизни мы встречаемся с разными людьми в разных ситуациях, поэтому нередко бывает, что не можем поладить друг с другом. Из-за непонимания, разногласий, столкновения интересов и появляются враги.

Можно ли уважать врага? Конечно можно, а иногда даже нужно. Ведь ваши личные взаимоотношения, неприязнь, не отменяют того, что он может быть умным, интеллигентным и даже благородным человеком, достойным уважения. Ярким примером из жизни может служить начальница моей сестры. Она излишне суровый начальник, нередко несправедлива к подчиненным, поэтому с ней мало кто в хороших отношениях на службе. Но недавно сестра узнала, что ее руководитель сорвалась среди ночи на своей машине, чтобы спасти бездомных щенков и отвезти их в ветеринарную клинику, а позже их всех привезла на передержку к себе домой. Это благородный поступок. И говорит он о том, что человека, которого мы не любим или даже ненавидим, мы можем просто очень плохо знать. В истории и литературе тоже масса примеров, когда враг был достоин уважения. Вот яркий исторический пример. 5 августа под Смоленском шли ожесточенные бои. Натиск не удалось сдержать. Армия Наполеона вошла в город. На следующий день корпус генерала Дохтурова покинул город. Никто не знал какая судьба постигла генерала Скалона, воевавшего на передовой, в самой гуще боя. Искать его тело не было возможности, нужно было отступать и как можно скорее. Оказалось, что убитого картечью российского генерала обнаружили французы на утро после кровопролитного боя у Молоховских ворот. Наполеон был восхищен подвигом врага своего и отдал приказ о погребении генерала со всеми воинскими почестями. Император лично присутствовал на похоронах, руководил торжественным оружейным залпом. И даже по русскому обычаю он бросил горсть земли в могилу А.А. Скалона, похороненного у стен Королевского бастиона Смоленской крепости. Этот пример говорит о том, что даже на войне враг достоин уважения, если он храбрый, честный и благородный, достойно исполняет свой воинский долг, не сдается перед лицом опасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что врага можно уважать. Враг, как и любой человек, наверняка наделен некоторыми качествами, достойными уважения. Мы можем просто плохо знать этого человека, а он нас. Ведь с разными людьми человек ведет себя по-разному. И у него тоже есть близкие люди, друзья, которые его любят. Но с другой стороны, есть люди действительно гадкие и подлые. Люди, совершающие очень дурные поступки. Есть те, кто предает друзей, подставляет товарищей. А также те, кто обижает малышей и издевается над животными. Те, кто не ценит заботу близких людей, пренебрегает ими, обманывает старших. Такого врага уважать не стоит, я думаю.

В данной подборке мы сформулировали наиболее распространенные проблемы из тематического блока «Милосердие», которые повсеместно встречаются в текстах для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Каждой из них посвящен отдельный заголовок, под которым располагаются литературные аргументы, иллюстрирующие данную проблему. Также вы можете скачать таблицу с этими примерами в конце статьи.

  1. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя. Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
  2. В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
  3. Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.
  4. Умение сопереживать как положительная черта

    1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
    2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.
    3. Милосердие как самопожертвование

      1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
      2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
      3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.
      4. Необходимость проявления сочувствия

        1. Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна. Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины. «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.
        2. Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире. В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба. По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку». Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.
        3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассуждения на тему «Война» для составления ЕГЭ. Влияние войны на жизнь человека

Война, несомненно, страшная трагедия, постигшая русский народ. Это заставило нашу огромную страну объединиться против врага. А. П. Платонов в этом тексте говорит, что только благодаря отзывчивости, милосердию простых людей Россия пережила этот страшный период. Писатель ставит проблему проявления сострадания во время войны, помощи ближнему.

Позиция AP

Платонов хорошо просматривается в цитируемом тексте. Автор считает, что только вместе люди могут противостоять врагу. Отзывчивость и любовь помогают человеку пройти даже самые тяжелые испытания. Писатель рассказывает о двух мальчиках, которые для своего возраста выполняют тяжелую работу. Они размягчают почву для огорода, чтобы накормить тех, кто остался в деревне, кого немцы не взяли. Но нацистам не нужны были только старики и маленькие дети, мальчиков оставляли только по болезни: «Мы одни и еще можем терпеть работу, а у других нет сил — они маленькие дети». Герои чувствуют ответственность за жизни других людей, поэтому, несмотря на возраст, работают на всех. А главное, маленькие работяги не сопротивляются, ими движет желание помочь ближним: «Желание у нас есть: видишь, вместе пашем и ветер нам поможет».

Ведь только вместе люди смогут пережить любые трудности.

В произведении «Прощание славянки» Наталья Сухинина описывает тяжелую жизнь в условиях Великой Отечественной войны. Детей, отца которых забрали на фронт, взяла на воспитание крестная мать. У нее самой было пятеро детей, но шестерых детей она все же приняла с нежностью и любовью, которым больше некуда было идти. Милосердие, радушие этой женщины спасли жизнь шести людям.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только героизма простого советского солдата на войне, но и проблема сохранения человеческих чувств, готовности прийти на помощь нуждающимся, сердечности и внимательность к слабым и беззащитным. Андрей Соколов – пример настоящего героя, способного совершить не только воинской, но и нравственный подвиг. Приняв мальчика, он тем самым спас ему жизнь, подарил надежду и настоящую отцовскую любовь. Я думаю, что благодаря таким людям наша страна выиграла такую ​​страшную и кровопролитную войну с фашистами.

Таким образом, я считаю, что отзывчивость и чуткость к другим нужно сохранять в любых, даже самых сложных ситуациях.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Обновлено: 17.01.2018

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Есть ли место милосердию на войне? И можно ли проявить милосердие к врагу на войне? Текст В.Н. Лялин заставляет задуматься над этими вопросами. Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор рассказывает о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром. В одном из самых ожесточенных боев Михаилу Ивановичу удалось защитить раненых от эсэсовских автоматчиков. комиссар батальона. На следующий день после боя, заметив лежащий во рву труп немецкого солдата, Михаил Иванович проявил милосердие, решив похоронить немца. Автор показывает нам, что, несмотря на войну, Михаил Иванович смог сохранить свою человечность, не оставаясь равнодушным к врагу. Узнав об этом случае, батальонный комиссар решил отменить вручение ордена Славы ординарцу. Однако Михаилу Ивановичу было важно поступить по совести, а не получить награду.

Я согласен с позицией автора и убежден, что на войне есть место милосердию. Ведь неважно, мертв противник или безоружен, он больше не представляет никакой опасности. немецкий солдат. Очень важно на жестокой войне суметь сохранить свою человечность и не дать остыть своему сердцу.

Проблема милосердия к врагу поднимается в работах В. Л. Кондратьев, Сашка, Главный герой Сашка пленил немца во время немецкой атаки. как он сам. Он больше не видел в нем врага. Сашка пообещал немцам жизнь, сказал, что русские не звери, безоружных не убьют. Он показал немцу листовку, в которой говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на родину. Однако, когда Сашка привел немца к комбату, тот ничего не сказал, и поэтому комбат отдал Саше приказ расстрелять немца. Рука Сашки не поднималась к безоружному, так похожему на него солдату. и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Саши, принял решение отменить свой приказ.

Проблема милосердия к врагу затрагивается в работе Л.Н. Толстой, Война и мир. Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, потому что понимает, что они действовали по приказу Наполеона и ни в коем случае не осмеливались ослушаться его. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, Кутузов говорит:> Мы видим, что всех воинов объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне нужно проявлять милосердие даже к врагу, независимо от того, побежден он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранять в себе такие качества, как милосердие и человеколюбие. Именно они позволяют ему оставаться человеком.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начните подготовку

Обновлено: 27.02.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В предложенном для анализа тексте русский писатель Б.Л. Васильев ставит проблему милосердия во время войны.

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор рассказывает случай, произошедший с солдатом во время войны. Писатель отмечает, что советский солдат при встрече с противником реагировал молниеносно, стреляя в обоих, и только случайность помогла выжить одному из немцев. Это видно из предложений 5-6: «а второго немца спасла случайность…», «…патрон при подаче перекосился». Автор указывает, что немец не сопротивлялся Плужникову, напротив, он послушно выполнял указания советского солдата, отвечая на его вопросы. Итак, в предложениях 19-29, речь идет о том, что немец рассказывает о своей гражданской жизни и связи с немецкой армией: «а он рабочий, мобилизован в апреле…», «детей своих показывает».

Б.Л. Васильев подчеркивает, что Плужников проявил милосердие к немецкому солдату из-за того, что тот не мог смириться со своим поступком, ведь, убив первого немца, он оказался в опасности, и теперь ему пришлось убить беззащитного старика, даже если он воевал на стороне врага. Предложения 57-58 подтверждают эту мысль: «…этого немца он ведь не для себя застрелил. За мою совесть, которая хотела остаться чистой».

Согласен с Б.Л. Васильев. Ведь человек, осознающий ценность человеческой жизни, способен сострадать даже врагу.

Обратимся к литературе и подтвердим высказанную мысль. Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой оккупант Пугачев был способен пощадить Петра Гринева. Еще до взятия Белгородской крепости Петр однажды помог страннику, подарив ему тулуп. Этим незнакомцем оказался Пугачев, который потом решил поступить правильно, оставив Петра в живых, считая, что Гринёв достоин помилования с его стороны.

Воистину милосердным было решение главного героя «Саши» В. Кондратьева. Эта история показывает, как, несмотря на приказ комбата о военном положении, человек может быть способен сострадать врагу. Сашке было приказано убить пленного немца, но совесть не позволила ему застрелить безоружного, хотя и врага. В итоге, рискуя быть отправленным под суд, Саша решил доставить его в штаб, чтобы обеспечить безопасность немца, что показывает, на какие гуманные и гуманные поступки могут быть способны люди во время войны.

В заключение можно сказать, что человек всегда может оставаться человеком. Даже во время войны у человека есть выбор.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начните подготовку

Обновлено: 24. 03.2018

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

4. /ОБРАЗЦЫ рефератов по русскому языку/Проблема выбора.docx
5. /ОБРАЗЦЫ рефератов по русскому языку/Рассуждение о чести.doc
6. /ОБРАЗЦЫ рефератов по русскому языку/ смысл жизни.docx
7. /ОБРАЗЦЫ сочинений на русском языке/Сохраним память о павших товарищах!.docx
8. /ОБРАЗЦЫ сочинений на русском языке/Сохраним прошлое ради будущего !.docx
9. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Передвижники как явление русской жизни.docx
10. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Цена дружбы….docx
11. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Человек на войне.docx Прочитал текст русского писателя Л. Леонова , его мысли не оставили меня равнодушным
Рассказывает о том, как он «однажды утром, гуляя по лесу, задумался, что значит талант». Пришвин увидел «крохотную птичку»
Проблема героизма, выбора
Т. М. Джафарли размышляет о проблеме сохранения нравственных ценностей в современной жизни современным человеком
Можно ли преподнести подростку «смысл жизни на блюдечке»?
Нужно ли хранить память о павших товарищах? Об этой нравственной проблеме рассуждает советский писатель Д. Гранин
Образец сочинения-миниатюры (экза на русском языке) части (Текст Л. Жуховицкого)
Я прочитал текст известного русского певца Ф. И. Шаляпина, и его мысли не оставили меня равнодушным
Какова цена настоящей дружбы и как она проверяется? Публицист Т. Тесс размышляет над этой проблемой
В.П. Астафьев считает, что человек, несмотря ни на что, даже на смерть товарищей и ненависть к врагу, способен сохранить веру в людей, сострадание и не потерять человеческий облик. Ведь и русский врач, и немец из военных
скачать docx

Автор рассказывает историю, которая произошла во время Великой Отечественной войны. На привале солдаты, отбившие нападение гитлеровцев, стали свидетелями варварской сцены: русский солдат в порыве гнева решил отомстить пленным немцам («живодерам») за смерть своих родных («Маришка был сожжен-и-и! Селяне все…Всю деревню…»), схватив автомат и дав по ним несколько очередей. Борис, солдат из его взвода, бросился спасать пленных немцев, прикрывая их с его телом. Некоторое время спустя автор показывает военный госпиталь, где раненых, «хоть своих, хоть чужих», перевязывал русский врач Астафьев, показывая, что на войне раненые не делятся на своих и чужих , использует деталь — «деревянное корыто для стирки», полное «бинтов, обрывков одежды, осколков и пуль, в которых смешалась и загустела кровь разных людей».0003

В.П. Астафьев считает, что человек, несмотря ни на что, даже на смерть товарищей и ненависть к врагу, способен сохранить веру в людей, сострадание и не потерять человеческий облик. Ведь и русский врач, и немецкий «из военных врачей» вместе оказывали помощь раненым в этой перестрелке. В душах этих людей в данный момент нет места «чувству мести», как выразился Л.Н. когда-то писал. Толстого, «оно сменилось чувством жалости». Полностью согласен с мнением автора. Конечно, война — страшное и жестокое испытание. Но люди, несмотря на все ужасы военного времени, в большинстве своем не превратились в лютого зверя, а сохранили способность к состраданию, милосердию, сохранили высокие нравственные качества человека.

Русская литература «научила» человека смело смотреть в глаза врагу, воспитала к нему чувство презрения, призывая громить его повсюду. Читая М. Шолохова («Наука о ненависти»), К. Симонова (стихотворение «Убей его!», роман «Солдатами не рождаются») мы понимаем святые чувства воинов, презиравших врага, беспощадно сметавшего все на своем пути. Но когда была одержана победа, врагом для наших воинов, особенно пленным, стал не воин, а простой человек, достойный жалости и сострадания. Вспомним сцену с пленными французами (Рамбалем и Морелем) в романе Л.Н. Толстой «Война и мир». Не враги, нет, — «…тоже люди», — так пишет о них сам автор. Об этом «людях тоже» говорил еще Кутузов: «Мы себя не жалели, а теперь вы можете их пожалеть».

Войны всегда были мерой не только мужества человека, но прежде всего мерой его человечности. Образ этого гуманизма мы можем видеть и в произведениях ХХ века, посвященных военной войне 1941-1945 гг. В. Некрасов («В окопах Сталинграда») рассказал о том, как русские солдаты вытаскивали из-под огня немецких раненых из горящего немецкого госпиталя. В. Кондратьев («Сашка») рассказывает о сложных переживаниях молодого солдата, которому приходится в одиночку конвоировать немецкого пленного. Это сложные чувства: и ненависть к фашисту, и интерес к немецкому солдату и его службе, и жалость к пленному, похожему на своего однокашника, и понимание того, что он не враг, а обычный пленный. И все же преобладает чувство милосердия («ужасные нелюди, те, кто напал из-за бугра, тех, кого он безжалостно и беспощадно убивал, — враги, а этот… такой же, как я. Только обманутый…» ). Конечно, для русских писателей всегда было главным, лучшим качеством человека является человечность.

Мне кажется, что именно чувство человечности помогло нам выиграть не одну войну, победить варварство, дикость и жестокость.

Подготовила учитель русского языка и литературы Парфенова Н.В. М. Горький боролся. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы верить в добро, люди должны начать его делать». Слова Толстого будут актуальны во время Великой Отечественной войны.

Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям необходимо быть хоть немного милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страждущих.

Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над разгадкой которых боролись великие классики И. Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы верить в добро, люди должны начать его делать». Слова Толстого будут актуальны во время Великой Отечественной войны.

Миллионы советских людей потеряли родных и близких, положили свои жизни на Алтарь Победы. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские воины гуманно относились к пленным немцам, женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. Милосердие и человеколюбие, самые благородные чувства человека, царили в сердцах борцов.

Об этом рассказывает В. Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий различное отношение людей к заключенным. Солдат в камуфляже, недавно узнавший о гибели близких ему людей, расстрелянных гитлеровцами, не сдержался. В дикой ярости он начал стрелять в заключенных. Горе затмевает разум человека. Кто-то находит выход и продолжает жить дальше, а кто-то гаснет, как свеча, разбитая несчастьем. Это был наш мститель. Главный герой произведения, Борис, не дал пленных казнить до конца, так как считал, что пленные — это поверженные враги, и с ними следует обращаться по-человечески. То же самое касается раненых немцев и врача, оказывающего помощь солдатам, не понимая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.

А вот в повести Вячеслава Дегтева «Выбор» рассказывается о другой войне, о чеченской кампании, и о солдате, брошенном в ту нечеловеческую мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые почувствовал Роман после ухода жены, обмена квартиры и начала пьянства. Понимая, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина идет на войну. Там он встречает Оксану, работающую в полевой пекарне. Роман не скажет ни слова понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием. Однажды во время обстрела Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что будет с ней дальше… Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж. .. Милосердие бойца к жертве невероятно … Медсестра тихонько плачет, глядя на эту картину, плачет оттого, что поняла: на войне тоже есть сострадание!

Персонажи Мастера и Маргариты

Купить учебное пособие

Купить учебное пособие

Берлиоз — редактор антирелигиозного литературного журнала и председатель правления крупного московского литературного объединения «Массолит». Он знакомится с Воландом со своим молодым спутником Иваном Николаевичем Поныревым. Воланд, высмеивающий скептицизм Берлиоза в отношении религии, правильно предсказывает, что его голова будет отрублена руками русской женщины в каком-то инциденте с подсолнечным маслом, и действительно, Берлиоз поскользнулся на подсолнечном масле на вокзале, упал. на рельсы, и поезд, за рулем которого ведет женщина, отсекает ему голову. Берлиоз делит фамилию с французским композитором Гектором Берлиозом, написавшим «Осуждение Фауста». Его персонаж высмеивает атеистические и бюрократические элементы советского общества начала 20 века.

Он описан как «около сорока… невысокий, пухлый, темноволосый и частично лысый», с «чисто выбритым лицом» и «сверхъестественно большими очками в черной оправе».

Сатана. Он описывается как человек лет сорока, с искривленным ртом и гладко выбритым лицом. «Правый глаз у него был черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой». Его «высокий лысый лоб» «изрезан глубокими морщинами, идущими параллельно остроконечным бровям».

Поэт, нанятый Берлиозом для написания антирелигиозной поэмы. Он становится свидетелем смерти Берлиоза и пытается объяснить властям причастность Воланда, но попадает в психиатрическую больницу, где встречает Мастера. Это «широкоплечий молодой человек с копной лохматых рыжих волос».

Он описан в сказке Воланда Берлиозу и Ивану, а затем в романе Мастера. У него невероятные опасения по поводу вынесения приговора Иешуа (Иисусу), который имеет над ним странную власть и косвенно приказывает убить Иуду.

Это Иисус, приговоренный к смерти Понтием Пилатом. Он из города Гамала, и его отец был сирийцем, но он странник, не имеющий постоянного дома. Он описан в рассказе Воланда и в романе Мастера.

Сильно изуродованный и огромный сотник, возглавляющий вооруженные силы, действующие под предводительством Пилата, который спас его в битве.

Бывший сборщик налогов, он следовал за Иешуа и писал на пергаменте. Он сидит и в страдании наблюдает за казнью Иешуа. В конце концов, его посылают просить Воланда даровать Мастеру и Маргарите мир.

Узник освобожден вместо Иешуа, в соответствии с традицией примерно во время Песаха выпускать одного узника в народ. Он «гораздо опаснее Га-Ноцри», убив солдата.

Председатель синедриона, первосвященник евреев. Он встречает Пилата на верхней террасе сада и требует, чтобы освобожденным узником был Вар-равван, а не Иешуа.

Поэт, который везет Бездомного в приют, где Бездомный называет его дураком и вредителем. Он очень устает от всего испытания.

Директор Театра Эстрады, увезенный в Ялту Воландом.

Невысокий, широкоплечий мужчина в котелке, с торчащим изо рта клыком, с огненно-рыжими волосами и гнусавым голосом.

Начальник Лиходеева, финансовый директор Варьете. После того, как в своем кабинете он напуган Варенухой, обращенной в вампира, его волосы становятся седыми, и он убегает на поезде.

Известный конферансье на спектакле Воланда. Он расстраивает Воланда, вмешиваясь, объясняя и «лгая» о том, что он делает, поэтому Бегемот отрывает ему голову, а затем снова пришивает ее.

Один из приспешников Сатаны, который часто сопровождает кота Бегемота. «Его усы были похожи на куриные перья, глаза маленькие, ироничные и полупьяные, а узкие брюки были из клетчатого материала и подтянуты так высоко, что обнажали грязные белые носки». Он описывает себя Берлиозу и Ивану как бывшего хормейстера.

Управляющий театром Эстрады, который исчезает после поцелуя Хеллы. Он снова появляется в образе вампира и пугает Римского в кабинете Театра Эстрады.

Экономка Степы и Берлиоза в квартире № 50, которую Воланд отправляет по делам, прежде чем он начнет шалить.

Председатель ассоциации жильцов н.п. 302-бис на Садовой улице в Москве, где жили Берлиоз и Стёпа. Подставлен Коровьевым для валютных спекуляций.

Жена Никанора Ивановича готовила ему костный мозг, когда приехала милиция и арестовала его. Не понимая, что он невиновен, она умоляет мужа покаяться. Он называет ее «проклятой дурой» и уводит.

Дядя Берлиоза, который приезжает в Москву, чтобы попытаться приобрести квартиру своего племянника как своего ближайшего живого родственника. Коровьев в истерике, когда он приезжает. Кот сообщает ему, что его присутствие на похоронах отменено, и Азазелло проводит его. Он промышленный экономист, и его описывают как чрезвычайно умного и практичного человека. Его ужасающий опыт может быть результатом его греховной жадности и эгоизма.

Он записывает события слушания Иешуа на пергаменте, реагируя на слова Иешуа и предвосхищая реакцию Пилата.

Один из преступников, казненных вместе с Иешуа Га-Ноцри. Он и Гестас подстрекали народ к восстанию против Цезаря.

Один из преступников, казненных вместе с Ха-Ноцри. Он и Дисмас подстрекали народ к восстанию против Цезаря.

Романист, ожидающий прибытия Берлиоза на встречу к Грибоедову. Это «тихий, аккуратно одетый мужчина с внимательными, но неуловимыми глазами».

Поэт, ожидающий прибытия Берлиоза на встречу к Грибоедову. Он носит желтые туфли на резиновой подошве.

Писательница, ожидающая прибытия Берлиоза на встречу к Грибоедову. Она говорит низким контральто.

Автор популярных очерков, ожидающий прибытия Берлиоза на встречу к Грибоедову.

Критик, ожидающий прибытия Берлиоза на встречу к Грибоедову.

Сценарист, ожидающий прибытия Берлиоза на встречу к Грибоедову.

Заместитель председателя МАССОЛИТа, опознающий тело Берлиоза, когда его вызывают по телефону.

Бывший пират, описанный как «ослепительно красивый черноглазый мужчина с бородой в форме кинжала». Его боятся и уважают у Грибоедова.

Скетчер, на даче которого Степа провел ночь перед тем, как проснуться утром, чтобы встретить Воланда в своей квартире. Воланд описывает Хустова как «подлеца, сплетника, подхалима и тунеядца».

«Начальник» психиатрической больницы, куда помещают Ивана и Мастера. Его описывают как «мужчину лет сорока пяти, тщательно выбритого, как актер, с приятными, но очень проницательными глазами и учтивыми манерами».

Врач психиатрической больницы, который приветствует Ивана, когда его помещают в больницу, и которому доктор Стравинский приказывает отпустить Ивана, прежде чем убедить пациента, что он действительно должен остаться. У него острая борода.

Сосед Никанора Ивановича, который подслушивает, что происходит, когда председатель задержан за то, что в его туалете была спрятана валюта. Он получает от этого удовольствие и сообщает об этом другим жильцам.

Спутница дьявола, поцелуй которой похищает Варенуху в саду у Театра Эстрады. Она всегда голая, «рыжеволосая, с горящими фосфоресцирующими глазами». У нее также есть огромный шрам на шее. Воланд описывает ее как «эффективную, сообразительную, и нет службы, которую она не могла бы выполнить».

Толстая медсестра в психиатрической больнице, где проживают Иван и Хозяин.

Гражданин, посетивший спектакль Воланда, чья внебрачная связь раскрывается Коровьевым/Фаготом после того, как он требует знать, как были сделаны фокусы. Он является председателем акустической комиссии и дает показания о событиях спектакля.

Секретарь редакции, отвергнувший роман Мастера. Он описывает ее Ивану как «молодую женщину с глазами, которые постоянно щурились на собственный нос из-за постоянной лжи».

Критик, отрицательно отзывающийся о романе Мастера.

Писатель из редакции, отвергнувшей роман Мастера. В статье он выступает за «сильный удар» против «пилатизма».

Критик, написавший самую резкую рецензию на роман Мастера в статье «Воинствующий старообрядец». У него пепельно-русые волосы, и он похож на священника.

Когда читатель знакомится с ним, он уже четыре месяца является психически больным профессора Стравинского. Это «мужчина лет тридцати восьми, чисто выбритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и прядью волос, свисающей на лоб». Он по образованию историк и говорит на пяти языках.

Она представлена ​​читателю через рассказ Мастера об их отношениях с Иваном. Она встретила его, когда несла желтые цветы, и была готова принять яд, чтобы убить себя, потому что ее жизнь была такой пустой. Она прекрасна с «необычайным одиночеством в глазах». Ей тридцать лет, детей нет.

Бухгалтер в Театре Эстрады, который берет на себя управление после исчезновения всех вышестоящих чиновников. Он тихий и скромный, и после беготни по городу, пытаясь разгадать тайну, его арестовывают за связь с театром.

Комиссар по зрелищам и световым развлечениям. После крика на Бегемота: «Черт возьми меня!» он исчезает, и остается только его костюм, работающий независимо.

Красивый личный секретарь Прохора Петровича. Она сообщает Василию Степановичу о странных событиях, приведших к исчезновению комиссара.

Дядя Берлиоза из Киева, который спешит в Москву, получив телеграмму о смерти племянника, с намерением приобрести освободившуюся квартиру.

Маленький пожилой бармен и заведующий буфетом в Театре Эстрады. Вместе с дядей Берлиоза Поплавским он боится квартиры номер 50 в главе 18. Он посетил Воланда, чтобы пожаловаться на то, что деньги, которые Коровьев раздавал на спектакле, были фальшивыми и стоили бару. Когда Воланд предсказывает, что умрет от рака печени, он обращается за помощью к профессору Кузьмину.

Специалист по печени, с которым Соков разговаривает, узнав, что через девять месяцев он умрет от рака печени. Кузьмин находит у себя в кабинете осиротевшего черного котенка, а на столе — воробья, занимающегося фокстротом.

Этот персонаж действительно существовал; это был врач, лечивший Булгакова в 1930-е годы.

Он обожает свою жену, хоть она и несчастна с ним. Он «очень выдающийся специалист, сделавший важное открытие, имеющее огромную ценность для своей страны», молод и красив.

Служанка Маргариты, которая также пользуется кремом Азазелло. Она хочет остаться ведьмой.

Воланд описывает его как «удивительно беспристрастного и одинаково сочувствующего обеим противоборствующим сторонам». Он выглядит как «изможденный мужчина в темных очках». Имя Абаддон происходит от еврейского слова, которое произносится как «аваддон», что означает разрушение или разрушитель.

Один из мертвых гостей на балу Сатаны. На левой ноге она носит испанский ботинок. Когда она была жива, она помогала женщинам убивать своих мужей, отравляя их суп. Ее задушили тюремщики, поэтому после смерти она носит зеленую ленту на шее.

Гость на балу у сатаны, которому сочувствует Маргарита и от имени которого Маргарита просит у сатаны пощады. Ей «около двадцати лет — необыкновенная красавица, но со странно беспокойными и назойливыми глазами». Она родила незаконнорожденного ребенка и убила его, заткнув рот своим носовым платком. После смерти ее мучает платок, который она не может уничтожить.

Барон Мейгель в одиночку входит на бал сатаны и убит дьяволом за то, что был шпионом. Персонаж основан на бароне Борисе Сергеевиче Штейгере (1892–1937), работавшем в Москве в Наркомпросе, Отделе изобразительных искусств, Наркомпросе, а также в качестве агента НКВД. В 1937 году был арестован и расстрелян.

Написал донос на Мастера после прочтения статьи Латунского, а сам переехал в подвальную квартиру. Воланд отправляет его в полет в окно и без промедления вычеркивает имя Могарыча из домовой книги помещика, чтобы Мастер и Маргарита могли возобновить там проживание.

По прозвищу «Чума», эта сморщенная маленькая женщина пролила подсолнечное масло, которое по неосторожности стало причиной смерти Берлиоза. Также она находит бриллиантовую подкову, подаренную Маргарите Воландом.

Глава тайной полиции Понтия Пилата, с которым Пилат тайно советуется. Он описывается только как загадочный человек в капюшоне до главы 25, когда он косвенно получает приказ от Пилата убить Иегуду. Его описывают как «мужчину средних лет, с чрезвычайно приятным, круглым, опрятным лицом и мясистым носом. впрочем, противоречило глазам или, вернее, манере смотреть на тех, с кем он разговаривал.Обыкновенно он держал свои маленькие глазки прикрытыми довольно странными, несколько припухшими веками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *