Классификация фольклора по видам и жанрам: Виды фольклора, жанры 🤓 [Есть ответ]
Жанры фольклора в литературе – список с примерами, краткое определение, виды произведений
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?
Что такое фольклор?
Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.
folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»
Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.
В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.
К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
- Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
- Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
- Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
- Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
- Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
- Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
- Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
- Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
- Потешка
- Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
- Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Галина Волкова
10/10
Август Мандаринский
10/10
Артемий Андреев
10/10
Galina Kravtsova
10/10
Даша Фролова
10/10
Aliks Rim
10/10
Азалия Суяшева
9/10
Коля Беседин
10/10
Александр Котков
10/10
Эля Боголюбова
8/10
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
А какая ваша оценка?
Классификация фольклора | Материал на тему:
Классификация фольклора
(Исследователь Г.С. Виноградов)
1.Поэзия пестования
2. Игровой фольклор
3. Календарный фольклор
4. Потешный фольклор
5. Внеигровой фольклор
- Поэзия пестования.
Носителями обычно являются взрослые, использующие фольклорные произведения для общения с маленьким ребенком в момент успокаивания, развлечения, обучения и т. д.
-Колыбельная песня
Это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. «Колыбель» обнаруживает на себе следы двух языков – украинского («колыхать») и русского («колыбать»). Колыбельная песня еще называется «байка», от русского «баить».
Ребенок с первых минут своей жизни оказывается во власти слова и музыки. В колыбельных песнях сочетается нежность мелодии и ласковость слов. Колыбельная песня – это ритуал общения матери с ребенком.
Баю-баюшки-баю.
Баю деточку мою
Прилетели гулюшки,
Садились на люлюшку,
Они стали гурковать,
Стали Митеньку качать:
-Спи, Митенька, засни,
Угомон тебя возьми…
-Пестушки
От «пестовать» — нянчить, носить на руках, растить. Это короткие стихотворения-приговоры, которые сопровождают младенца в первые месяцы жизни. Пестушки – это свод приемов физического воспитания.
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Ручки – хватунюшки,
Ножки – ходунюшки.
-Потешки
Песенки, которые сопровождают игры ребенка с различными частями тела.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!
- Игровой фольклор.
-Игры (хороводные, подвижные, игры с подражанием)
Игра сопровождает человека всю жизнь. Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена игры выполняют важные социальные функции, являясь частью досуга, дают возможность человеку развеяться, отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Игра всегда отражает внутренний мир личности. Большинство народных игр – игры с правилами. Детская игра защищает детскую психику от ежедневных переживаний.
-Считалки
Народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др. Это короткий рифмованный список, состоящий из придуманных слов и созвучий, с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Шишел,
вышел,
Родион.
Выйди вон!
Теля, меля,
Ты Емеля,
Третий бас,
Поводи-ка ты
За нас.
-Сговор
Если игра требует разделения на команды, используется сговор. Играющие сговариваются между собой, кого как называть. Разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Что возьмешь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из леса ежа?
Белую березу
Или красную розу?
-Угады
Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!» К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.
Или:
По количеству играющих берут палочки. Одна из них должна быть короче или длиннее. Верхние концы палочек нужно сравнять, а нижние
спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку – как уговорились, тот и водит.
- Календарный фольклор
-Заклички
Стихотворное обращение детей к различным явлениям природы.
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
-Приговорки
Короткие стихотворения. Обращение детей к животным, насекомым, птицам.
К улитке:
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
В поисках грибов:
Грибы на грибы, а мой поверху.
В бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
- Потешный фольклор
-Молчанка
Все участники произносят приговорку:
Чок, чок,
Зубы на крючок,
А язык на полочку,
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется, платит водящему фант. Молчанка вырабатывает в детях волевые качества.
-Голосянка
Соревнование – кто дольше протянет звук, не переводя дыхание. Голосянка стимулирует дыхание
-Поддевки
Веселые шутки-балагурки. Средства забавы «за счет товарища», основанные на игре слов.
-Скажи: медь.
-Ну, медь.
-Твой отец – медведь!
-Тебе поклон послала.
-Кто?
-Маша.
-Какая Маша?
-Свинья наша!
-Мирилки
Мир, замирение, которые приговаривают дети после ссоры.
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись!
При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
-Дразнилки
Вид творчества, почти всецело развит детьми. Это рифмованное прибавление к имени. Часть дразнилок осуждает ябедничество, воровство, лень, обжорство, жадность.
Лиза-подлиза.
Света-конфета
Саша-каша-простокваша
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин
Жадина-говядина,
Турецкий барабан.
Кто на нем играет?
Коля-таракан!
-Пословицы и поговорки
Система норм и правил, которые регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они сопровождают человека с раннего детства. В них хранятся красота и многие народные знания о мире природы и мире людей. Вырабатывают отношение ребенка к родителям, труду и т.д.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Дружба и братство – дороже богатства.
Всякой матери свое дитя мило.
На слово скор, да на дело не спор.
Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность:
Семь пятниц на неделе.
Убил двух зайцев.
-Загадки
От слова «гадать» — думать, рассуждать. Это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Загадка – слово со скрытым смыслом. Разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Развивает мышление.
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник).
Красный сапог в земле торчит. (Свекла).
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук).
- Внеигровой фольклор.
-Прибаутки
Смешной небольшой рассказ или смешное выражение.
Шла торговка мимо рынка,
Споткнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух.
-Небылицы
Поэтические произведения с изображением нереальных событий. Задачи небылиц – способствовать активизации рассудочной деятельности детей. В небылицах-перевертышах все поставлено с ног на голову. Применяются для воспитания находчивости, сообразительности.
Длинноухая свинья на дубу гнездо свила,
Поросила поросят ровным счетом шестьдесят.
Распустила поросят всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат, полететь они хотят.
Полетели, полетели и на воздухе присели.
-Сказки
О животных. В них заключаются нравственные основы человеческого общежития. Животные наделены главными чертами человеческого характера
Волшебные. Больше по объему, сюжет сложный. В них заключена мечта человека о лучшей жизни. Развивают фантазию.
Бытовые. Посвящены житейской тематике. Высмеивают общечеловеческие и социальные пороки.
Докучные. Шутки-балагурки сказочного характера.
Жил-был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу – мочало.
Не сказать ли с начала?
-Страшилки
Детские устные рассказы фантастической направленности. Это сугубо детское творчество.
Введение в фольклорные жанры | Фольклор и художественная литература
Четверг, 3 января 2019 г.
Введение
Здравствуйте и добро пожаловать в информационный бюллетень «Фольклор и художественная литература». В этом выпуске я познакомлю вас с фольклорными жанрами с помощью ученых Алана Дандеса и других, обсужу, как понятие жанра может быть как полезным, так и проблематичным, подробно опишу несколько способов классификации жанров и покажу вам, как использовать это. информацию как писатель.
Что такое фольклор?
В 1846 году британский писатель Уильям Томс придумал слово «фольклор» в письме, написанном под псевдонимом Амброуз Мертон в литературный журнал под названием The Athenaeum . Томс мало что еще сделал для фольклористики, но поскольку он дал название дисциплине, мы помним его за это. В самом деле, по-другому он бы и не поступил. Алан Дандес пишет, что среди других жестов самовосхваления ему было дано набросать версии следующего четверостишия на обратной стороне фотографий и визитных карточек: «Если бы вы хотели узнать больше / О том, чье фото здесь / Он придумал слово фольклор / и началось Notes and Queries (Dundes 1999, глава 2)».
Американское фольклорное общество определяет «фольклор» как «…традиционное искусство, литературу, знания и практику, в основном посредством устного общения и поведенческих примеров», но осторожно добавляет, что предмет достаточно четкий, чтобы вместить множество различных определений и описаний (Американское фольклорное общество, без даты). Например, когда я говорю людям, что я аспирант фольклора, многие упоминаю фей (и я признаюсь, что испытываю особую любовь к знаниям о феях и эльфах). Но когда я рассказываю о своем исследовании верований и обычаев борцов за права животных, я использую термин «этнограф» для описания себя. Когда один из моих наставников преподает фольклор, включает в себя легенду о Слендермене, которая уходит своими корнями на сайт Creepypasta, а другой включает в себя место гадания в российском политическом ландшафте. фольклорный. Почему? Потому что люди создают фольклор, а мы — разные виды, находящиеся в постоянном движении.
Что такое фольклорный жанр?
Один из способов, которым фольклористы справляются с этим широким разнообразием предметов, — это классификация, и именно здесь в игру вступает термин «жанр». Трудье Харрис пишет, что, стремясь сделать фольклор уникальной дисциплиной, такие ученые, как вышеупомянутый Алан Дандес и другие, усердно работали над определением того, что они делали. Поскольку понятие жанра уже существовало за пределами академии и поскольку такие категории, как «миф» и «баллада», уже использовались в качестве описательных терминов для типов фольклора, идея жанров фольклора была особенно привлекательной для этих ученых. Далее Харрис пишет, что «зонтичная концепция жанра, таким образом, стала для фольклористов основой для классификации и установления подлинности тех форм, которые, по их мнению, находились исключительно в сфере их обучения, опыта и научного надзора (Harris 19). 95, 511).» То есть, проще говоря, жанры — это академические системы классификации различных видов фольклора.
Чем идея жанра одновременно полезна и проблематична?
Миф — это не легенда и не танец. или традиционный рецепт жареного хлеба. Жанры фольклора дают нам термины для этих различных элементов культуры (верования, повествования, обычаи, способы питания), и это помогает нам исследовать и понимать их независимо друг от друга.
Однако системы классификации могут также накладывают ограничения на мышление и выражение.Как я пришел к выводу в курсовой работе по анализу легенд о кораблях-призраках:
Я нахожу интересным, что выборка из пятнадцати случайных повествований об одном и том же сверхъестественном явлении не создала единого жанра, не могла быть унифицирована и не давала схем для гендерного, географического или иного анализа. Из этого я получил то, что я считаю ценным пониманием использования жанров, систем классификации и теоретических моделей.
Они во многом как искусственные, так и навязанные. Мы, ученые, можем согласиться с тем, что «легенда» или «воспоминание» — полезные слова для обозначения определенных видов нарратива, и мы можем в целом согласиться с определениями этих слов. Но на практике мы должны быть готовы отказаться от нашего стремления разделить нарративы на категории и посмотреть на них с нескольких точек зрения, с помощью нескольких аналитических инструментов, чтобы прийти к смыслу (MacCath-Moran 2016, 10).
Какие существуют способы классификации жанров фольклора?
Учитывая все вышеизложенное, вот несколько примеров фольклорных жанров/систем классификации:
- Верования: мифы, религии, ритуалы и т. д.
- Обычаи: праздники, танцы, игры, профессиональная практика и т. д.
- Foodways: пищевые обычаи, традиционные рецепты и т. д.
- Материальная культура: керамика, стеганые одеяла, народная архитектура и т. д.
- Рассказы: баллады, басни, легенды и т. д.
Приведенный выше список ни в коем случае не является исчерпывающим, и вы увидите больше его по ходу этой серии. Тем временем вы можете посетить веб-сайт Нью-Йоркского фольклорного общества , чтобы узнать немного больше (ознакомьтесь с разделом «Народное искусство и культура»), и вы можете просмотреть названия, перечисленные в приведенной ниже библиографии.
Как мы можем использовать всю эту информацию как писатели?
Верно! Это важный момент для вас, не так ли? Позвольте мне задать вам вопрос. Что делает миф мифом? Подумайте немного о своем ответе, а затем прочитайте тот, который я написал ниже.
С точки зрения Дэна Бен-Амоса и моей точки зрения, мифы — это истории, попадающие в категорию верований фольклорной жанровой классификации, что означает, что они были или являются частью системы верований культуры. Они священны, происходят в далеком прошлом, часто представляют собой истории о сотворении мира, а главные герои в них обычно нечеловеческие или сверхчеловеческие (Бен-Амос 2010, 619).
Имея в виду эту информацию, вы можете улучшить свое письмо несколькими способами:
- Вы больше знаете о фольклорных верованиях и повествованиях в целом.
- Вы знаете, что такое миф, когда читаете его.
- Вы можете правильно включать существующие мифы в свои тексты.
- —> Вы можете придумывать собственные мифы и вписывать их в свои истории. <---
Заключение
Я создаю миры, конструирую языки и включаю их в свои рассказы с 2001 года, поэтому я знаю, насколько важен этот процесс для создания хорошей умозрительной фантастики. Я также знаю, что знания, которые я получил при изучении фольклористики, помогают мне стать лучшим писателем-фантастом, поэтому я хочу поделиться ими с вами. Вот почему этот информационный бюллетень существует. Вы увидите его в первый фольклорный четверг (#FolkloreThursday) каждого месяца, кроме июня и декабря, когда я рассылаю полугодовые новости о своей академической и писательской карьере.
Это издание Фольклор и художественная литература представляет собой более двадцати часов исследований, написания и производства. Если вы нашли это полезным, я надеюсь, что вы рассмотрите возможность поддержать проект Folklore & Fiction на Patreon. Это все на данный момент. Большое спасибо за ваше время! Я вернусь в следующем месяце с более длинным обсуждением мифа.
Библиография
- Американское фольклорное общество. нд «Что такое фольклор?» По состоянию на 13 сентября 2018 г. https://www.afsnet.org/page/WhatIsFolklore?
- Бен-Амос, Дан. 2010. «Жанр». В Фольклор: энциклопедия верований, обычаев, сказок, музыки и искусства под редакцией Чарли Т. Маккормика и Ким Кеннеди Уайт, 617–23. Санта-Барбара: ABC-CLIO.
- Дандес, Алан. 1999. Международная фольклористика: классический вклад основоположников фольклора . Саммит Blue Ridge: издательство Rowman & Littlefield.
- Харрис, Трудье. 1995. «Жанр». Журнал американского фольклора 108 (430): 509–27. https://doi.org/10.2307/541658
- MacCath-Moran, Ceallaigh S. 2016. «Исследование кораблей-призраков».
- Оринг, Эллиотт, изд. 1986. Фольклорные коллективы и жанры фольклора: введение . Логан: Издательство государственного университета Юты.
- «Слендермен». 2010. Крипипаста (блог). 14 января 2010 г. https://www.creepypasta.com/slenderman.
фольклор и фантастика
Что такое фольклор? – Библиотека социальных наук, здравоохранения и образования (SSHEL) – Библиотека U of I
Loading Library Hours…
Определение фольклора
Одно из наиболее известных объяснений фольклора можно найти в кратком эссе Алана Дандеса «Что такое Фольклор?» Дандес оспаривает представление о том, что «народ» следует автоматически отождествлять с крестьянскими или сельскими группами или с людьми из прошлого. Он утверждает, что у современных горожан тоже есть фольклор, и предполагает, что фольклор не вымирает, а постоянно создается и воссоздается в соответствии с новыми ситуациями (Dundes, 19).65: 2).
Дандес утверждает, что «народ» может относиться к «любой группе людей, которая имеет хотя бы один общий фактор. Неважно, что является связующим фактором — это может быть общий род занятий, язык или религия, — важно то, что группа… имеет некоторые традиции, которые она называет своими» (Dundes, 1965: 2).
Вместо определения фольклора Дандес приводит список различных типов фольклора, чтобы продемонстрировать широкий спектр области исследования. Его список включает в себя ожидаемые сюжеты народных сказок, легенд, мифов, баллад, фестивалей, народных танцев и песен, но также предлагает примеры фольклора, которые могут быть не столь очевидными, такие как детские считалки, рецепты еды, дом, сарай и забор. типы, латриналии (неофициальные письма в общественных туалетах), а также звуки, традиционно используемые для вызова конкретных животных. Дандес подчеркивает, что его список не является исчерпывающим, а представляет собой лишь выборку предметов, которые могут быть рассмотрены в области фольклора и которые заслуживают изучения из-за того, что они дают представление о конкретных культурах (Dundes, 19).65:3).
Жанры фольклора
- Материальная культура: народное искусство, народная архитектура, текстиль, модифицированные предметы массового производства
- Музыка: традиционная, народная и мировая музыка
- Повествование: легенды, городские легенды, сказки, народные сказки, рассказы из личного опыта
- Словесное искусство: шутки, пословицы, словесные игры
- Вера и религия: народная религия, ритуалы и мифология
- Питание: традиционная кулинария и обычаи, отношения между едой и культурой
Фольклор как академическая дисциплина
Фольклористы сосредотачиваются на изучении человеческого творчества в конкретных культурных и социальных контекстах, в том числе на том, как такие выражения (т. е. рассказы, музыка, материальная культура и фестивали) связаны с политическими, религиозными, этническими, региональными, и другие формы групповой идентичности.
Предлагаемые книги и статьи о фольклоре и фольклорных ансамблях
398.03 F719 Стеки SSHEL
Бауман, Ричард (ред.). 1992. Фольклор, культурные представления и популярные развлечения: Справочник по коммуникациям. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
398 Основные стеки D73FO
Дорсон, Ричард (ред.). 1972. Фольклор и народная жизнь, введение. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
398 D91s Main Stacks and Oak Street
Dundes, Alan. 1965. Изучение фольклора. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
GR66 .D87 1980 Основные стеки
Дандес, Алан. 1980. «Кто такие люди?» В Интерпретация фольклора . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета.
398.