Какие произведения взять для направления равнодушие и отзывчивость: Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.
- Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
- В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
- Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
- Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
- Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
- Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
- В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
- Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
- Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
- Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!- 17.09.2017
Список произведений, на которые можно опираться (и обязательно нужно прочитать) при написании итогового сочинения по направлению «Равнодушие и отзывчивость».
- А.Н. Островский «Гроза»
- В.К. Железников «Чучело»
- А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»
- Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»
- М.А.Шолохов «Судьба человека»
- Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
- К. Г. Паустовский «Телеграмма»
- А.В. Вампилов «Старший сын»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
- М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
- В. Гюго «Отверженные»
- Х. Ли «Убить пересмешника»
- В. Г. Короленко «Дети подземелья»
- В. Закруткин «Матерь человеческая»
- Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
- Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Ф.М. Достоевский «Идиот»
- М. Гелприн «Свеча горела столе»
- А.П. Платонов «Юшка»
- Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
- В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
- А.И. Куприн «Изумруд»
Составлено по материалам rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Сохранить ссылку:Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
- 07.09.2017
«После бала», Л.Н. Толстой
Равнодушие
Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.
Отзывчивость
Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов — равнодушие
Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.
«Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов — равнодушие
Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
«Крыжовник», А.П. Чехов — равнодушие
Николай Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»
«Судьба человека», Шолохов — отзывчивость
Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер — отзывчивость
История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.
Дополнительные ссылки:
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Сохранить ссылку:Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
Все аргументы к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость».
Чем опасно равнодушие? Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.
Нужно ли учиться сочувствию?
Сочувствию можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа немецкий военный офицер нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно не интересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.
Неравнодушное (равнодушное) отношение к природе
Один из главных героев романа Б.Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравн
Л.Н. Толстой «Война и мир»
1. Наташа Ростова отдает свои подводы, чтобы помочь перевезти раненых.
2. Пьер Безухов поддерживает Наташу Ростову в сложное для нее время (после попытки сбежать с Анатолем Курагиным).
В. Распутин «Уроки французского»
Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, чтобы мальчик мог «заработать» себе на еду. Она сочувствует герою, стараясь окружить его теплом и заботой: занимается с мальчиком французским языком, старается его накормить. Директор, узнавший о поступке Лидии Михайловны, не желает разбираться с ситуацией по существу и считает игру на деньги совращением, преступлением.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
1. Родион Раскольников не может пройти мимо горя Катерины Ивановны и отдает ей последние деньги, хотя ему самому не на что жить.
2. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», чтобы хоть как-то помочь прокормить семью. Девушка пожертвовала своей честью, но осталась чиста душой.
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Люди преклоняются перед Господином из Сан-Франциско, пока он жив и может платить хорошие деньги. После внезапной смерти героя все относятся к его семье с полным равнодушием. Тело убирают в самых плохой номер, а на просьбу найти нормальный гроб отвечают отказом и предоставляют лишь ящик из-под содовой воды.
И. Бунин «Лапти»
Нефёд всеми силами старается помочь больному ребенку, почему-то просящему дать ему красные лапти. Герой в непогоду отправляется в Новоселки, чтобы купить лапти и фуксин (для окрашивания). По дороге Нефёд погибает.
К. Паустовский «Телеграмма»
Настя уезжает в Ленинград от своей старой матери Катерины Петровны. Девушка живет насыщенной жизнью, совсем забывая о самом близком для нее человеке. Когда Настя получает письма от матери, она довольна уже тем, что старушка жива. Письмо матери с просьбой приехать она не воспринимает серьезно. Только после смерти Катерины Петровны девушка понимает, что бросила в одиночестве самого близкого для нее человека.
Н.Д. Телешов «Домой»
Дедушка Неизвестный приносит больного мальчика в больницу, хотя знает, что ему опасно появляться в городе. Но он не может оставить ребенка в беде, жизнь мальчика оказывается важнее собственного благополучия. Героя в очередной раз ловят и отправляют на каторгу.
Н.Д. Телешов «Елка Митрича»
Семен Дмитриевич, сторож переселенческого барака, устраивает праздник сиротам. Их мрачное жилище впервые за очень долгое время наполняется улыбками и смехом. Настроение детей — лучшая награда для Митрича.
Аргумент Что еще значит равнодушие? Это безразличие к братьям нашим меньшим. Сейчас очень много брошенных собак, кошек, люди берут в дом котенка или щенка, а потом, когда он вырастает, выбрасывают его на улицу. Бывает и по-другому: человек ухаживает за бездомными животными, а потом в силу различных причин их оставляет. Именно такую ситуацию мы видим в рассказе Л.Андреева «Кусака». Главная героиня, девочка Леля, помогла собачке, которую она назвала Кусакой, снова поверить в людей. Все лето она играла с ней, Кусака превратилась в красивую собаку, которую все любили. Но вот пришло время уезжать с дачи в город, и Кусаку оставляют. Сначала девочка просила маму взять ее в город, но мама отговорила ее, пообещав купить породистую. И девочка уехала. А собачка осталась одна. Заканчивается произведение тем, что Кусака воет от одиночества. Теперь она уже вряд ли поверит снова людям, пожалевшим ее, а потом бросившим. МИКРОТЕЗИС Что еще значит равнодушие? Это безразличие к братьям нашим меньшим. ПЕРЕХОД Сейчас очень много брошенных собак, кошек, люди берут в дом котенка или щенка, а потом, когда он вырастает, выбрасывают его на улицу. Бывает и по-другому: человек ухаживает за бездомными животными, а потом в силу различных причин их оставляет. Именно такую ситуацию мы видим в рассказеЛ.Андреева«Кусака». АРГУМЕНТ Главная героиня, девочка Леля, помогла собачке, которую она назвала Кусакой, снова поверить в людей. Все лето она играла с ней, Кусака превратилась в красивую собаку, которую все любили. Но вот пришло время уезжать с дачи в город, и Кусаку оставляют. Сначала девочка просила маму взять ее в город, но мама отговорила ее, пообещав купить породистую. И девочка уехала. А собачка осталась одна. Заканчивается произведение тем, что Кусака воет МИКРОВЫВОД Теперь она уже вряд ли поверит снова людям, пожалевшим ее, а потом бросившим. http://www.kritika24.ru/page.php?id=14316 – АРГУМЕНТ ИЗ СОЧИНЕНИЯ
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» |
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — многоплановое произведение. Множество проблем – социальных, философских, нравственных — пытается поднять в нём автор. Одна из них – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны «власть имущих». Это результат несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Лужину обвинить в краже Дуняшу, думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором. Понять другого, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, сам испытавший подобное. Раскольников , не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых такое горе; Разумихин помогает в трудную минуту своему другу- Раскольникову, сначала предлагая ему работу, хотя сам был в трудном материальном положении, затем находясь у постели больного друга; Дуняша ради любимого брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым; всё готова сделать для любимого Роди его мама. Соня Мармеладова оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за ним , когда его отправили на каторгу, поддерживала. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду. Отдавая, человек больше получает. Ф.М.Достоевский показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком. |
Л.Н.Толстой. «Война и мир» |
Настоящей «энциклопедией» можно назвать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям — к близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет Л.Толстой на страницах романа. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают — живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек. Чистая, прямая, добрая, жизнерадостная Наташа Ростова и в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера. А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Где они в минуты испытаний для России? Элен вообще уехала за границу, там дождавшись окончания войны. продолжая блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками. А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который , в конечном итоге, потерял всё.(«…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»). Россия была спасена от Наполеона всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к людям и своей стране. |
А.П.Чехов. «Вишнёвый сад» |
Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и многие другие, пытается найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской и Гаева. Да и сама Раневская , думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева, материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём. Вишнёвый сад, цветущий, весь белый , красивый, – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов, но и аллегорическое изображение того, что и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами. |
В.Г.Короленко. «Дети подземелья» |
Два мира — мир богатых и бедных — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания. Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте» . Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо»— девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки. Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты».Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка. |
А.М.Горький. «На дне» |
«От сумы не зарекайся»,- гласит народная пословица. Разными путями пришли в ночлежку Костылёвых герои пьесы А.М.Горького « На дне», но их объединила общая судьба- необходимость жить здесь, терпя унижения, боясь за своё будущее. Много проблем поднимает автор в пьесе как социальных, так и нравственных. Актуально звучит его произведение сегодня, хотя совсем другой стала наша страна, прошло более 100 лет со дня написания произведения. Одна из проблем — это отношение к людям, оказавшимся на дне жизни. Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга. Он смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом. Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость — вот что свойственно этим людям. Совсем иным показан Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни ( «..мяли много, потому мягок…). Он пытается каждому сказать доброе слово, успокоить, просто пожалеть, когда вокруг никто этого не делает. («…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» ) Да, он многое обещает ночлежникам, обнадёживает их, заведомо зная, что этого не будет никогда. Так Насте он внушает, что у неё была настоящая любовь, раз она верит в это; Актёру говорит о бесплатной лечебнице, где его могут вылечить от алкоголизма; Анну утешает, говоря, что скоро настанет покой, все её страдания закончатся. Что же лучше: ложь во спасение или горькая правда? Конечно, мы скажем, что правда всегда лучше, какой бы она ни была. Но и пожалеть, посочувствовать человека тоже нужно, просто сказать ему добре слово. (…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..») Равнодушие окружающих убивает людей, делает их тяжёлую жизнь невыносимой. Отзывчивость проявляется во всём — и в делах, и в словах сочувствия. Помочь другому, быть вместе в трудную минуту — это так необходимо не только нуждающемуся, но и самому человеку, так как это потребность доброй души, открытого сердца. Осуждать или нет Луку за его ложь — решает каждый читатель, но его доброта хоть на немного согрела людей, так нуждающихся в ней. |
Вывод. Человека ценят по его делам и поступкам, по его отношению к окружающим людям. Каких бы высот в жизни ни добился человек, если он будет безразличен , равнодушен к людям, стране, ко всему, что происходит вокруг, если будет думать только о себе, его отвергнет общество, а значит, он не станет поистине счастливым. Нужно стремиться дарить людям тепло своей души, отзываться на чужую боль, страдания. Тогда и мир станет добрее, и жизнь – полноценнее и насыщеннее, прекраснее. Именно эти мысли хотели донести до читателей писатели, пробуждая в сердцах желание быть человечнее, милосерднее, отзывчивее. |
5 советов по соблюдению сроков
Важным фактором для положительного профессионального бренда и, в свою очередь, успешной трудовой жизни, является отзывчивость. На сегодняшних рабочих местах почти никто не работает полностью независимо и в одиночку. Это означает, что людям нужно , чтобы иметь возможность зависеть от вас.
Поскольку отзывчивость связана с восприятием, она либо заметно видима, либо явно отсутствует. Подумайте о своих сотрудниках; с кем бы вы, , хотели бы, чтобы работал на задании с высокими ставками? Вероятно, это кто-то, кто быстро реагирует на электронные письма, кто-то, кто берет на себя инициативу и не нуждается в ком-то, кто специально руководит ими и / или постоянно предлагает решения сложных проблем.
Отзывчивость — показатель хороших навыков управления временем. Это показывает, что у вас есть это вместе, но это также показывает, что вы также заботитесь о человеке — строите сильное доверие.
Действуй быстро. Промедление работает хорошо только до тех пор, пока вы не получите свою степень. Когда другие зависят от вас, задержанные ответы на запросы выглядят неорганизованно, непрофессионально и невнимательно. Если это займет десять минут или меньше, просто сделайте это. Во всем остальном делайте все возможное, чтобы не быть узким местом.
Проявляйте заботу о результате. Трудиться недостаточно. Долгие часы работы не компенсируют неудачу в достижении значимых результатов. Совершенство часто оценивается не так, как прогресс. Действуйте так, чтобы показать, что вы заинтересованы в успехах каждого из , а не только в своей части головоломки.
Предварительное наблюдение. Отзывчивость — это не только поведение; это стиль общения. Большинство людей чувствуют себя по меньшей мере несколько неловко, когда им приходится проверять «как продвигается этот проект», особенно если им приходится делать это не раз.Поскольку вы, вероятно, не хотите связывать свою работу с таким негативом, дайте обновления, когда что-то застопорилось или внезапно появился новый приоритет.
Держите все стороны вовлеченными. Каждый раз, когда кто-то связывает вас, направляет вас или делегаты работают с вами, они заинтересованы в том, что будет дальше. Их репутация находится под угрозой, поэтому им интересно услышать от вас. Держите их в курсе своей активности, своего прогресса и своих результатов. До тех пор, пока у вас не сложились давние, доверительные отношения, они не смогут определить, хорошо ли вы их представили, если не дадите им знать.
Иметь организованную систему. Когда вы заняты, вещи легко падают сквозь трещины. Создайте организованную систему, которая работает для вас и ваших проектов. Подобно списку дел, вы можете захотеть иметь список следов. Так же, как у вас может быть электронная таблица управления проектами, вы можете иметь электронную таблицу связи или, когда вы переросли электронную таблицу, программное обеспечение для управления проектами, такое как Intuit QuickBase. Методическая система избавляет вас от стресса и усталости и позволяет легко планировать встречи и беседы в любой момент.
Своими действиями ты говоришь людям, что они могут ожидать от тебя в будущем. Подумайте о своей прошлой неделе или месяце; какое сообщение вы отправляете?
,WordReference Случайный дом словарь ученика американского английского языка © 2020
в • dif • fer • ence / ɪnˈdɪfərəns / США произношение п. [неисчислимо]
- Неважность
- : безразлично для меня.
WordReference Случайный дом без сокращений Словарь американского английского языка © 2020
в • dif • fer • ence (в диф. ′ ərəns, -dif ′ rəns), произношение в США n.
- отсутствие интереса или беспокойства: мы были шокированы их безразличием к бедности. Неважность
- ;
мало или вообще не беспокоит: посещать вечеринку или нет — для него это безразлично. - качество или состояние безразличия.
- посредственное качество;
посредственность.
- латинский индифферентный. См безразлично, -ence, -ency
- поздний средний английский, вариант безразличия 1400–50
- 1.См. Соответствующую запись в разделе «Безразличное равнодушие», «безразличие», «вялость», «апатия», «нечувствительность» — все это означает отсутствие чувства. Безразличие означает отсутствие чувства или интереса;
безразлично, отсутствие беспокойства или заботливости, спокойное или холодное безразличие перед лицом того, что может вызвать беспокойство или опасения;
вялость, отсутствие склонности или интереса, вялое безразличие к тому, что происходит вокруг;
апатия, глубокое интеллектуальное и эмоциональное безразличие, наводящее на мысль о способностях, которые либо естественно вялые, либо притуплены эмоциональным расстройством, психическим заболеванием или продолжительной болезнью;
нечувствительность, отсутствие способности чувствовать или подверженности эмоциональным воздействиям.
- 1. См. Соответствующую запись в Неограниченное рвение, отзывчивость.
Краткий словарь английского языка Collins © HarperCollins Publishers ::
безразличие / ɪnˈdɪfrəns -fərəns / n- факт или состояние безразличия; отсутствие заботы или беспокойство
- отсутствие качества; посредственность
- отсутствие важности; незначительность
‘ безразличие ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):
,Кривые безразличия и предельная норма замещения
3.2.1 Кривые безразличия и предельная норма замещения
Алексей заботится о своей оценке экзамена и своем свободном времени. Мы видели, что его предпочтения могут быть представлены графически с помощью кривых безразличия, и что его готовность обменивать баллы за свободное время — его предельная норма замещения — представлена наклоном кривой безразличия. Здесь мы покажем, как представить его предпочтения математически.
- полезность
- Числовой индикатор значения, которое ставится на результат, так что более ценные результаты будут выбираться из более низких, когда они возможны.
Помните, что кривая безразличия объединяет комбинации баллов и свободного времени, которые дают Алексею одинаковую сумму за полезность . Предпочтения могут быть представлены математически, записав функцию полезности , которая говорит нам, как «единицы полезности» человека зависят от доступных товаров.Алексей заботится только о двух вещах: часы свободного времени и экзаменационная оценка. Если у него есть единицы свободного времени и баллы, его полезность определяется функцией:
Поскольку и класс, и свободное время — это товаров — Алексей хотел бы иметь как можно больше каждого из них — функция полезности должна иметь свойство, которое либо увеличивается, либо будет увеличиваться. В этом случае мы говорим, что полезность положительно зависит от и.
- Кривая безразличия
- Кривая точек, которые указывают комбинации товаров, которые обеспечивают определенный уровень полезности для человека.
Функция полезности Алексея имеет два аргумента. Точно так же, как функция одной переменной может быть графически представлена кривой на плоскости, функция двух переменных может быть представлена поверхностью в трехмерном пространстве. Поскольку трехмерные диаграммы неудобны в обращении, экономисты анализируют полезность графически, используя ту же технику, которая используется для представления трехмерного пространства, в котором мы живем: контурную карту. Контуры — это линии, соединяющие точки равной высоты над уровнем моря.Аналогичным образом, кривые безразличия , — это контуры рабочей поверхности, соединяющие точки одинаковой полезности.
В случае Алексея кривая безразличия показывает все комбинации свободного времени и оценки экзамена, которые дают ему одинаковый уровень полезности. Уравнение типичной кривой безразличия:
, где константа обозначает уровень полезности, достигнутый на кривой. Разные значения соответствуют разным кривым безразличия: если мы увеличиваем, мы получаем новую кривую безразличия, которая находится выше и справа от старой.Вы можете увидеть три кривые безразличия Алексея на рисунке 3.6 текста, который мы воспроизводим на рисунке 1 ниже.
Картирование предпочтений Алексея.
фигура 1 Картирование предпочтений Алексея.
Предельная норма замещения
При любой комбинации свободного времени и оценки предельная норма замещения (MRS) Алексея (то есть его готовность обменивать баллы оценки за дополнительный час свободного времени) определяется наклоном кривой безразличия через эту точку.
Как мы можем рассчитать наклон кривой безразличия?
Для этого нам нужно использовать частные производные функции полезности. Например, фиксирует, как утилита изменяется по мере увеличения, сохраняя постоянным. В экономике частная производная называется предельной полезностью свободного времени. Точно так же предельная полезность баллов. Мы уже отметили, что полезность положительно зависит от и. Другими словами, предельные коммунальные услуги Алексея являются положительными.
Мы рассчитываем наклон кривой безразличия, используя технику, называемую неявным дифференцированием, с которой мы еще встретимся в следующих работах Лейбница. В настоящем случае метод включает рассмотрение того, как оценки экзамена должны были бы измениться, если свободное время увеличилось на небольшое количество, чтобы сохранить постоянство полезности.
Предположим и то и другое на небольшие суммы и. Формула малых приращений для функций двух переменных дает приближение к изменению полезности, выражая его как сумму «эффекта свободного времени» и «эффекта экзаменационной оценки»:
Если изменения таковы, что Алексей остается на одной кривой безразличия, то его полезность не меняется; Таким образом, из чего следует, что
Перестановка,
Изменения и вместе производят небольшое движение вдоль кривой безразличия .Итак, если мы теперь примем предел как, левая часть приближается к наклону этой кривой, и аппроксимация становится уравнением.
Таким образом, наклон кривой безразличия через любую точку определяется по формуле:
- предельная норма замещения (MRS)
- Компромисс, который человек готов сделать между двумя товарами. В любой точке это наклон кривой безразличия. См. Также: предельная скорость трансформации.
Правая часть этого уравнения отрицательна, поскольку обе предельные полезности положительны: увеличение либо свободного времени, либо оценки за экзамен увеличивает полезность Алексея.При этом кривые безразличия наклоняются вниз, как на диаграмме. Чтобы уменьшить путаницу, мы обычно определяем предельную норму замещения (MRS) как абсолютное значение наклона. Итак:
или, на словах,
Определение MRS как положительного числа позволяет нам, например, сказать, что MRS на выше (Алексей больше готов обменять баллы за свободное время) на точки, где кривая безразличия круче , тогда как наклон кривой безразличия на больше отрицательного в таких точках.
MRS — это скорость, с которой Алексей готов торговать баллами за дополнительные часы свободного времени. Вышеупомянутое уравнение, выражающее MRS как отношение предельных полезностей, может быть интерпретировано следующим образом: MRS приблизительно равна дополнительной полезности, полученной из еще одной единицы свободного времени, деленной на дополнительную полезность, полученную из дополнительной оценочной точки. Как обычно с интерпретациями точных утверждений, включающих исчисление в терминах отдельных единиц, приближение является хорошим, если единицы представляют собой небольшие величины.
Выпуклые предпочтения
Каждая кривая безразличия на рисунке 1 становится более плоской, если двигаться вдоль нее вправо:
- предельная норма замещения (MRS)
- Компромисс, который человек готов сделать между двумя товарами. В любой точке это наклон кривой безразличия. См. Также: предельная скорость трансформации.
MRS Алексея падает, если его свободное время становится больше, и его экзаменационная оценка уменьшается таким образом, чтобы поддерживать его полезность постоянной.Это свойство предпочтений Алексея известно как , уменьшающее предельную норму замещения , и обычно предполагается, когда мы рисуем кривые безразличия с двумя товарами.
Еще один способ описать это предположение — заметить, что кривые безразличия Алексея выпуклые. В алгебраических терминах, если мы переписываем уравнение кривой безразличия в виде, то это убывающая и выпуклая функция для данного. Мы говорим, что у Алексея выпуклых предпочтений .
Человек, чьи предпочтения являются выпуклыми, всегда предпочитает смеси товаров крайним значениям любого товара. Если мы рисуем линию между двумя точками на одной кривой безразличия, то каждая точка на линии представляет собой смесь двух конечных точек. Когда кривые безразличия выпуклые, все точки на линии между конечными точками дают большую полезность, чем конечные точки.
Мы приведем пример функции полезности, отображающей убывающую MRS в следующем разделе.
Подробнее: Разделы 14.2 (для формулы малых приращений) и 15.1 (для контуров и неявного дифференцирования) Малкольма Пембертона и Николаса Рау. 2015. Математика для экономистов: вводный учебник , 4-е изд. Манчестер: издательство Манчестерского университета.
Пример: служебная функция Кобба-Дугласа
В этом разделе мы рассмотрим конкретную функцию полезности, которая часто используется в экономическом моделировании. Мы выводим выражения для предельных полезностей и предельной нормы замещения и проверяем их свойства.
Как и прежде, Алексей заботится о свободном времени и своем экзаменационном балле. Предположим, что его функция полезности:
где и положительные константы. Эта функция обладает некоторыми очень удобными математическими свойствами. Она называется функцией Кобба-Дугласа в честь двух людей, которые ввели ее в экономику.
Чтобы найти предельные полезности свободного времени и оценки экзамена, мы должны найти частные производные функции полезности. Различая в отношении, мы видим, что предельная полезность свободного времени:
Мы знаем из функции полезности, что дает нам более простое выражение для предельной полезности свободного времени:
Аналогично, предельная полезность экзаменационной оценки составляет:
Обратите внимание, что когда и положительные, так и есть.Следовательно, предположение, которое также положительно, подразумевает это. Точно так же подразумевает это. Другими словами, предположение о том, что и то, и другое положительное, гарантирует, что «товары хороши»: полезность Алексея возрастает по мере увеличения свободного времени или оценок.
В предыдущем разделе мы определили предельную норму замещения (MRS) между свободным временем и оценочными баллами как абсолютное значение наклона кривой безразличия и показали, что она равна отношению предельной полезности свободного времени. предельной полезности экзаменационной оценки.С функцией полезности Кобба-Дугласа:
,