Как отмечают сабантуй: Сабантуй (праздник): описание и история
Сабантуй (праздник): описание и история
Сабантуй — праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.
Описание праздника
Слово «сабантуй» происходит от тюркских лексем «сабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.
Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.
Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он — настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.
Сабантуй: история праздника
Народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.
Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью задабривания духов и божеств плодородия, чтобы они ниспослали хороший урожай. Поэтому Сабантуй праздновался в апреле перед посевными работами. В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово «туй» в данном случае правильнее трактовать, как «свадьба, бракосочетание».
Кроме того, ритуальный обычай предполагал жертвоприношения и общественные моления в честь бога Солнца и Неба — Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды заменили на традицию подношения подарков.
Народный праздник Сабантуй готовился заранее, еще зимой. Молодые девушки вышивали и шили полотенца, платки и рубашки, которые становились основной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и состязаниях. Самым желанным и дорогим вознаграждением считалось полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.
Основными играми и состязаниями были: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.
Современный статус праздника
Народное гулянье и сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.
Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. Исторически народное гулянье имеет четкие обряды и традиции, однако, появляются и современные тенденции в его проведении.
Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.
Как празднуют Сабантуй?
Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:
- начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
- через неделю народные гулянья проходят в городах;
- еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.
Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле — майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.
Состязания и народные игры
На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов — куреш, борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.
Цель соревнования — захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары — мужчины средних лет. Кульминация состязания — борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.
Еще одно основное состязание — конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.
Сабантуй — праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания — поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.
Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:
- с яйцом в ложке;
- с полными ведрами воды на коромысле;
- прыжки в мешках;
- парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.
Очень популярны следующие народные игры:
- бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
- с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
- командное или одиночное перетягивание каната, палки;
- лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.
Угощения на празднике
Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный.
Здесь принято угощать мясной и сладкой едой. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:
- татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
- перемеч — нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
- баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
- бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
- чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.
Детский праздник Сабантуй
Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школах и детских садах.
Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей.
Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:
- Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
- Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
- Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
- Окончание праздника — вручение подарков победителям.
Торжество дети проводят сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после мероприятия устраивают чаепитие и веселые танцы. Ребятишки приобщаются к народной культуре, проникаются традициями предков.
Поздравления с Сабантуем
На Сабантуй — праздник труда и здоровья — принято говорить друг другу теплые пожелания. Кроме того, поздравления звучат в газетах и других СМИ, от руководителей всех уровней и, конечно, президента.
Пожелания льются самые разнообразные, однако неизменными остаются слова о здоровье, счастье, благополучии. Нелишними будут пожелания успеха в трудовой деятельности и всех земных благ.
Можно привести следующий пример поздравления на Сабантуй: «От всей души поздравляю с национальным праздником Сабантуй — старинным и вечно молодым! Праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая. Желаю здоровья, благополучия и счастья! Пусть тебя сопровождает успех в делах, а все блага мира сопутствуют твоей семье».
Традиции и новаторство праздника
Народное гулянье имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако оно развивается, появляются новые, интересные тенденции, которые делают его более разнообразным.
Сабантуй — праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные нововведения, основные из которых следующие:
- награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
- новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие;
- бега с участием лучших рысаков России и зарубежья;
- в некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой (стоить отметить, что рассматриваемое мероприятие не является религиозным).
Таким образом, Сабантуй — башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.
Праздник Сабантуй
С раннего утра площади городов тонут в весёлом шуме. Играет громкая музыка, звучат национальные песни, танцующие не жалеют ног. Мужчины борются прямо на земле, пытаясь свалить противника на спину при помощи обычного полотенца. Кто-то лезет на столб, кто-то катается на лошади, кто-то пытается с завязанными глазами разбить глиняный горшок. Словом, гуляют от всей души, как будто в последний раз. Это праздник Сабантуй, который каждый год с нетерпением ждут татары.
«Торжество плуга»
Где и как зародился праздник Сабантуй, установить трудно, он имеет тысячелетнюю историю. Одни исследователи предполагают, что его начали отмечать в Среднем Поволжье, другие находят схожесть с монгольскими традициями. Известно, что слово «сабантуй» – тюркского происхождения и состоит из «сабан + туй» – «плуг + торжество /праздник». Это главный праздник для всех земледельцев. В языческие времена его отмечали в конце апреля перед началом посевных работ. Предки современных татар и башкир были заинтересованы в богатом урожае осенью, поэтому главной целью праздника было задобрить духов. Гуляния проходили строго по регламенту и с соблюдением всех традиций, за чем бдительно наблюдали старейшины. Принятие ислама повлияло на культуру народов Поволжья, и спустя века Сабантуй изменился – ушла культовая составляющая, но остались весёлые гуляния. Чтобы было меньше параллелей с языческими обрядами, сместились и сроки – теперь Сабантуй отмечается как окончание посевной – когда все весенние работы выполнены, и появляется передышка до сбора урожая.
Когда отмечают Сабантуй
Чёткой даты для начала веселья нет – окончание посевной зависит от сезона и многих погодных факторов. Важно и то, чтобы праздник не выпадал на дни священного месяца Рамадан. Как правило Сабантуй устраивают в конце июня – начале июля, причём каждый регион устанавливает свои даты. Например, в 2019 году Казань гуляла 23 июня. В Набережных Челнах праздник был на неделю раньше, а в Москве – 6 июля. Отмечают «торжество плуга» и в Вашингтоне, Париже, Стамбуле – словом, везде, где есть татарские общины. Ежегодно в России устраивают и Федеральный Сабантуй с самыми пышными торжествами, причём каждый раз он проходит в разных городах – в 2019 году выбор пал на Новосибирскую область.
Традиции праздника
Соблюдение всех традиций Сабантуя сохранилось в основном в татарских и башкирских деревнях. Накануне молодые крепкие парни объезжают на лошадях дворы. Их встречают не с пустыми руками: хозяева вручают им выпечку, расшитые полотенца, посуду и другие с любовью подготовленные подарки. Кто из наездников соберёт больше всех подношений, тот молодец, однако из собранного никому ничего не достаётся. Всё отправляется на центральную площадь в «общий котёл», чтобы на следующий день стать призовым фондом. Выиграть это добро можно, победив в соревнованиях на силу и ловкость. Например, в одном из национальных видов борьбы – куреше. Смысл состязания состоит в том, чтобы уложить соперника на обе лопатки с помощью закинутого за его пояс кушака или полотенца. Задача не из простых, и победителя тут же объявляют лучшим батыром и вручают дорогостоящие подарки. В деревнях обычно на плечи водружают барана, а в городах богатырям могут и автомобиль презентовать. Кстати, ЮНЕСКО внесла куреш в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и по нему даже устраивают чемпионаты мира.
Необязательно блистать силой, чтобы показать себя – ловкость тоже в почёте. На Сабантуй обязательно устраивают бег с коромыслом и в мешках, с ложкой и яйцом, бои подушками на бревне. Можно с завязанными глазами разбить палкой лежащий на земле глиняный горшок, достать ртом монету из кефира или залезть за призом на гладкий высокий столб. Словом, поводов продемонстрировать свои умения будет предостаточно! Гуляния длятся до позднего вечера, сопровождаясь песнями, танцами и шумными ярмарками. А главное лакомство праздника – это, конечно, сочащийся мёдом чак-чак.
Разумеется, такой праздник не мог не обрасти кучей счастливых примет. Главная из них касается молодого поколения, ведь на шумных гуляниях можно встретить свою судьбу. Так вот, образовавшиеся в этот день пары водой не разлить, а заключённые во время праздника Сабантуй браки – самые крепкие. А в русском языке сабантуй стал синонимом весёлой встречи с друзьями по случаю получения премии или в честь дня рождения.
Фестиваль «Многоликая Россия» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
В России проживает 193 народа, и у каждого – богатая культура, традиции, обычаи, поэтому концертная программа фестиваля искрит необычными нарядами, песнями и танцами. Разные лица, пластика, голоса: в ЭТНОМИРе в эти дни собираются самые лучшие фольклорные коллективы.
На фестивале «Многоликая Россия» опытные ремесленники, мастера своего дела, обучают всех желающих тонкостям традиционного рукоделия, учат плести венки, делать обереги, народных кукол. А ещё можно поучаствовать в приготовлении кулинарных шедевров: рецепты популярных в разных уголках России национальных блюд раскрывают Хранители культуры, приглашая на дегустации.
Для детей организуются весёлые игровые зоны с конкурсами и забавами, проверенными временем и поколениями.
Приезжайте в ЭТНОМИР и узнайте много интересного о разнообразии этнического колорита России!
Сабантуй
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан — плуг и туй — праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.
это праздник души — Российская газета
Изначально это был типичный сельский праздник, теперь массовые городские гулянья. Чему именно они посвящены, современные татары часто путают. Точно помнят, что праздник как-то связан с сельскими работами. Многие из тех, кто пришел вчера в «Битцу», утверждали, что Сабантуем отмечали окончание полевых работ. Другие спорили, уверяя, что татары так приветствовали начало весны и возможность приступить к севу.
И тех, и других смущает странное время отмечания: июль уже не весна, и работы в самом разгаре.
Историки склоняются к последней версии: Сабантуй — весенний праздник. На летнее время его перенесли в свое время рекомендацией партийных органов, опубликованной в газете. В заметке говорилось о том, чтобы приурочить Сабантуй к празднованию дня республики.
— Теперь это просто праздник души, кстати, сегодня его отмечают во всем мире, везде, где есть татары, — рассказывала корреспонденту «РГ» народная артистка России и Татарстана Зиля Сунгатуллина в перерыве между выступлениями. — Я была на Сабантуе и в Европе, и в Америке, и даже в Австралии!
В Москве начало вчерашнего Сабантуя было намечено населению на 11 часов дня, вход бесплатный. К этому времени в «Битце» собрались уже человек двести. Организаторы предупреждали — это еще только начало, пока пришли те, кто живет поблизости. С самого утра у ворот небольшое столпотворение, милиционеры пускали всех через металлодетектор, осматривали пакеты, проверяли бутылки с газировкой.
— Проверяем на всякий случай. Вообще-то татары — народ в принципе непьющий, — объяснял корреспонденту «РГ» один из милиционеров. — Но кое-кто пытается пронести алкоголь. Их не пускаешь, а они переливают водку в пластиковую бутылку и снова пытаются пройти.
Официальные мероприятия были назначены на час дня. А пока гуляющие просто гуляли по площади, или другими словами, по майдану (в переводе с татарского — место скопления людей).
На поле разминались артисты, зрители скучали, милиционеры гоняли какого-то человека в тюбетейке, который пытался пронести в пакете что-то алкогольное — в конце концов он просочился через один из входов и растворился в компании на последнем ряду. Наконец кто-то робко хлопнул в ладоши, и в следующую секунду амфитеатр взорвался аплодисментами. Через пять минут страждущие зрелищ снова попытались «выхлопать» конферансье. Действо началось лишь через четверть часа.
Танцевальные коллективы сменялись один за другим, лихо отплясывали под громкую национальную музыку. Сначала было интересно угадывать, что именно означают те или иные па. Но уже на третьем танце стало понятно — все коленца отрабатывают один и тот же сценарий: деревня, покос, устали, собрали, собрались, иногда еще поперезнакомились и один раз подрались.
В перерывах между танцами читали татарские стихи про все на свете и благодарили всевозможных чиновников. Некоторых из них вызывали на сцену, и они провозглашали пламенную речь. Пару раз на ипподром выскакивала кавалькада в национальных костюмах, делала круг и снова исчезала за забором.
Через полтора часа зрители опять заскучали (некоторые откровенно зевали) и ждали куража, точнее, куреша, национальной борьбы, по итогам которой главному батыру всегда вручают машину (в этот раз победителю дарили темную «шестерку»). На десятом по счету танце половина амфитеатра вскочила с мест и двинулась в сторону выхода.
Сабантуй закончился народными играми: лазанием на столб за сапогами, перетягиванием каната, боями на бревне соломенными мешками, бегом в мешках.
Уже вечером татары и башкиры отрывались в одном из столичных клубов по соседству под национальные мотивы.
Традиционно в Республике Татарстан Сабантуй проводится в июне в течение 3 недель. В первую субботу по завершении весеннего сева праздник проходит в деревнях и селах, через неделю – в крупных городах (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и т.д.), а еще через неделю в столице республики городе Казани.
В Татарстане Сабантуй имеет статус государственного праздника, поэтому для его подготовки издают указы и постановления, назначают оргкомитеты, выделяют финансирование. Заранее определяют площадь для его проведения – майдан. Эту территорию разравнивают, очищают, на ней сооружают трибуны для зрителей и приспособления для состязаний.
В городах республики, как правило, Сабантуй проходит в один день. Он торжественно открывается главой города, затем следуют развлекательные мероприятия: выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, хороводы, песни и танцы, а после начинаются состязания. В Набережных Челнах и Казани также проводятся скачки на ипподроме.
В татарских деревнях и селах празднованию на майдане предшествует сбор подарков. Юноши разъезжают по деревне на лошадях с веселыми песнями, собирают полотенца, платки, отрезы ткани и другие подарки, которыми украшают уздечки коней. В некоторых селах сбором подарков занимаются старейшие жители: хозяева встречают их у ворот и вручают дары.
Ритуальный сбор яиц также является традиционным для Сабантуя в Татарстане. Их собирают в ведро, часть продают и используют вырученные деньги на покупку вещей для празднования, а оставшаяся часть идет для состязаний.
На майдане проводятся конкурсы танцоров, певцов, чтецов. Устраиваются шуточные соревнования: бег с наполненными водой ведрами на коромысле, прыжки в мешках. Участники вылавливают губами монету из таза с молоком, держа руки за спиной, дерутся мешками, набитыми сеном или травой, сидя на скользком бревне, разбивают с закрытыми глазами глиняные горшки, перетягивают канат, лазают на высокий столб, наверху которого подвешен приз и т.д.
Особый момент на Сабантуе – национальная борьба куреш, которую начинают маленькие мальчики, а затем поочередно продолжают юноши, молодые и зрелые мужчины. Когда остается 2 борца, начинается борьба батыров. Ее победитель получает главную награду Сабантуя: живого барана или ценный приз (автомобиль, бытовую технику, ковры и т.д.).
Жители Республики Татарстан готовят к Сабантую новые красивые наряды, подарки родственникам и друзьям, накрывают праздничный стол. На майдане идет бойкая торговля сладостями, выпечкой, чаем, водой, соками. Часто на лужайках устраивают большие чаепития.
Сабантуй дополняется современными традициями, которые сливаются воедино со старинными обычаями, но всегда этот праздник объединяет и роднит людей разных наций, религий и возрастов.
Сабантуй: традиции и новаторство
Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.
За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.
Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль «Сабантуй» по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?
Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции – есть народ, нет традиций – нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их – разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.
Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.
Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.
Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это – скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ – разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов, кубызистов.
Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.
Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй – это начальная школа жизни.
Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.
В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства – и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля – они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.
Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался «серэн сугу», по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и… глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.
Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: «Аксакаллар, сез ризамы?» (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не «шанелью»… Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?
Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.
До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.
И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.
Сабантуй по своему статусу – народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя – белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!
Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.
Сабантуй – праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием «на грудь», к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.
По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру «кыз куу».
Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате – рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.
Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.
Ренат ХАРИСОВ
Народный поэт Татарстана
Газета «Республика Татарстан», 25 мая 2006 г.
Праздник плуга в Татарстане пройдёт 4 июля. Традиционно в этот день устраивают концерты, состязания, конные скачки, а главной интригой действа остаются соревнования по борьбе корэш. Как отмечали Сабантуй в советское время и почему татары утверждают, что тогда Праздник плуга проходил душевнее, «АиФ-Казань» рассказала заслуженный деятель искусств РТ, фольклорист Фанзиля Завгарова.
Инструмент идеологии
Сабантуй – это один из древнейших народных праздников, символизирующих воссоединение человека с природой. Его название происходит от тюркских слов: «сабан» (плуг) и «туй» (праздник).
Традиции проведения Сабантуя ещё в 921 г. в своих трудах описывал знаменитый иранский исследователь, посол из Багдада Ибн Фадлан.
Он рассказывал, что к празднованию Сабантуя относились очень серьёзно, к нему готовились, как к большому событию. Всю зиму девушки работали над подарками для победителей состязаний – шили рубашки, вышивали полотенца и платки. Весной перед праздником джигиты собирали сувениры – обычно этот ритуал проходил весело и шумно: молодые люди верхом на лошадях с украшенными сбруями проезжали по улицам с песнями и музыкой, а им из домов выносили подарки, искусно вышитые деревенскими мастерицами. Затем эти ценные призы привязывали к длинному шесту и снимали во время награждения победителей.Важной частью Сабантуя были состязания. По словам Фанзили Завгаровой, они позволяли выявить самого ловкого, сильного и выносливого воина. Не зря на празднике почти не бывает командных игр, большинство – единоличные.
Важной частью Сабантуя были состязания. Фото: АиФ/ Артем Дергунов«Каждый вид состязания придумали для тренировки навыков военной подготовки. Например, поднятием камней разной тяжести (сейчас вместо них гири) тренировали быструю перезарядку камнемётов, популярный конкурс по лазанью на высокий столб родился из необходимости кочевников забираться на дозорные вышки, с которых они осматривали территорию и могли заметить дым или нападение. Карабканье на наклонный шест полезно при штурме крепостей, бой мешками с сеном на бревне имитирует битву всадников».
Сабантуй в Казани. Фото: АиФ/ Артем ДергуновТакже традиционно на Сабантуе проводились скачки, ведь для наших предков конь был и средством передвижения, и помощником. Потому на празднике выявляли лучших скакунов.
Центральным событием Сабантуя всегда была борьба мужчин, которую открывали мальчики, а завершали опытные воины. При этом в старину не было понятия весовой категории. В дальнейшем в случае вражды с другими племенами победивший на Сабантуе батыр дрался с представителем вражеской стороны – так решался исход конфликта.
С момента прихода советской власти и образования ТАССР смысл состязаний и в целом праздника стал меняться.
«До коллективизации Сабантуй проводился весной перед началом посевных работ, – говорит фольклорист. – Люди верили, что обряд празднования поможет «сдобрить» землю и вырастить хороший урожай. С 1930-х гг. Сабантуй становится инструментом идеологической пропаганды. Теперь главное не прославление матушки-земли, а чествование рабочих и колхозников. Из-за этого сдвигается время празднования Сабантуя на начало июня, ведь лучших трактористов, механиков, сеяльщиков можно выбрать по завершению посевных работ».В советские годы важной частью Праздника плуга становится длинный пролог – выступление председателей колхозов, секретарей парторганизаций, агитационных бригад. После этого проходило награждение лучших работников и только потом начиналась основная часть Сабантуя – состязания и скачки. Эта советская традиция – открывать праздник выступлениями властей и вип-гостей – сохранилась до наших дней. До революции праздник тоже открывался словом, но честь его сказать отдавали аксакалу – старейшему жителю деревни.
Увидеть всю родню
С 1930-х гг. появилась ещё одна традиция, связанная с идеологической пропагандой: гости праздника приходили на майдан с плакатами «Да здравствует СССР», «Слава человеку-труженику», «Майдан – батыру полей», в 50-х – «Да здравствует Сталин», в 70-х – «СССР – оплот мира».
Ближе к 1960-м во время Сабантуя стали проводить парады сельхозтехники: во время праздника проезжали гусеничные и колёсные трактора, зерновые комбайны и другая техника, полученная колхозом для выполнения продовольственной программы. Идея демонстрации – показать мощь и силу страны.
«Я росла на северо-востоке республики, где коней не разводили и скачки во время Сабантуя в нашей деревне не проводились. Вместо них демонстрировали сельхозтехнику, которую приобретали по весне. До сих пор помню, как ребёнком стояла и смотрела на проезжающие огромные машины. В тот момент меня переполняли чувства гордости за свою страну», – рассказывает Фанзиля Завгарова.
В советское время в деревнях Сабантуй был поводом увидеться с самыми дальними родственниками. Как вспоминает Фанзиля Хакимовна, в этот день у них в доме собиралась родня со всех деревень.
На Сабантуе. Фото: АиФ/ Артем Дергунов«Если гости приезжали к нам, то мама не ходила на праздник, а оставалась дома и готовила. Остальные отправлялись на майдан, где встречались с родственниками и смотрели состязания. После этого все гости шли к нам домой, где уже был накрыт стол. Обычно мама готовила суп с лапшой, картофель с мясом и пироги: губадию, белеш, эчпочмак. После застолья шли в баню. А на следующий год другой дом принимал родню, и уже мы как гости ездили к ним на праздник», – говорит она.
Все традиционные состязания Сабантуя проводились и в советское время. По словам Фанзили Завгаровой, самые выносливые лазали на высокий столб и бегали в гору, сильные бились мешками, поднимали гири, перетягивали канат, ловкие разбивали с завязанными глазами горшки, состязались в борьбе корэш и конных скачках. С 1960-х в городах стали придумывать новые игры, которые были рассчитаны не на подготовленных людей, а на желающих поразвлечься. Так появились шутливые конкурсы типа бега в мешке, с коромыслом и с яйцом в ложке.
Подставные участники
До наших дней Сабантуй дошёл практически в том виде, который был в советские годы. Безусловно, с пропагандистскими плакатами на праздник уже не ходим и парадов сельхозтехники не устраиваем. Правда, в некоторых посёлках ещё принято выставлять тракторы и комбайны. Также со времён ТАССР сохранилась традиция выступления властей перед началом праздника, а концерты стали проходить несколько иначе.
«В советские годы на Сабантуе выступали коллективы Домов культуры посёлков, также станцевать или сплясать мог любой желающий. Сейчас чаще приглашают профессиональных артистов и редко, где есть площадки самодеятельности», – говорит фольклорист.
Фанзиля Хакимова отмечает, что все состязания мы смогли сохранить практически в их первоначальном виде, но появились «наёмные» участники.
«У нас не принято готовить ребят для участия в конкурсах, вместо этого проще заплатить умельцам. В одном из посёлков я была свидетелем, как «наёмный» парнишка залез на столб. В советские годы такого не было. В наши дни Сабантуй пополнился новыми традициями. Например, с 2000-х в некоторых посёлках стали чествовать молодожёнов, поженившихся после прошлогоднего Сабантуя. Также сейчас принято во время праздника разворачивать большие фуд-зоны, где готовят плов, шашлык, торгуют национальной выпечкой и сладостями».
Раньше, как вспоминает Фанзиля Хакимовна, на Сабантуе продавали только домашние соленья и квас, вкус которого до сих пор у нее ассоциируется с праздником.
Центральным событием Сабантуя всегда была борьба мужчин, которую открывали мальчики, а завершали опытные воины. Фото: АиФ/ Артем Дергунов«Многие татарстанцы старшего поколения сетуют, что Сабантуй сегодня уже не тот, – говорит фольклорист. – На мой взгляд, изменился не праздник, а подход людей к нему. Возможно, ту душевность ему придавали открытость советских граждан. Поэтому давайте приглашать родственников в гости, сами участвовать во всех состязаниях, петь и танцевать на сцене. Тогда праздник обретёт прежнюю доброту».
На заметку
Кто из вип-персон бывал на казанском Сабантуе?
- В 1996 г. на Празднике плуга побывал президент России Борис Ельцин, который с повязкой на глазах разбил глиняный горшок. Правда, очевидцы утверждают, что та повязка была полупрозрачной.
- В 2000 г. на Сабантуе в Берёзовой роще погулял второй президент РФ Владимир Путин. Он сплясал татарский танец и достал монету из тарелки с катыком.
- В 2013 г. на Сабантуй во время Универсиады приехали президент Олимпийского комитета России, вице-премьер правительства в 2013 г. РФ Александр Жуков и министр спорта РФ Виталий Мутко. Гости ничего не били и не доставали из катыка, только посмотрели концерт.
Сабантуй (праздник): описание и история
Сабантуй — праздник народов Башкортостана и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрации силы и ловкости башкир и татар, пропаганды здорового образа жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.
Описание праздника
Слово «сабантуй» происходит от тюркских лексем «сабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечается в июне в честь завершения весенних посевных работ.Это событие народное и любимое, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.
Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда были войны или тяжелые времена для народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, обычно состоит из различных конкурсов, сопровождаемых многочисленными песнями и танцами.
Этот праздник находится под охраной ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь это настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.
Сабантуй: история праздника
Народный праздник имеет давнюю историю. Впервые этот праздник упоминается в записках арабского посла 921 года нашей эры, который приехал в земли башкир и татар для изучения их традиций и быта.
Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью уговорить духов и божеств плодородия, чтобы они могли послать хороший урожай. Поэтому Сабантуй отмечался в апреле перед посевными работами.В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как священный обычай предполагал символическую свадьбу с природой, поэтому слово «туй» в данном случае правильнее трактовать как «свадьба, брак».
Кроме того, обрядовый обычай предполагает жертвоприношения и публичные молитвы в честь бога Солнца и Неба — Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды были заменены традицией подношения подарков.
Народный праздник Сабантуй готовился заранее, еще зимой.Молодые девушки вышивали и шили полотенца, шарфы и рубашки, что и стало главной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и соревнованиях. Самой заветной и дорогой наградой было полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.
Основными играми и соревнованиями были: скачки, борьба, соревнования по бегу и ловкости.
Современное состояние праздника
Народные гуляния сегодня широко распространены не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.
Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного праздника, издаются указы и распоряжения о дате и месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях государственной власти, рассматривается сценарий, готовится праздник. , Исторически у фольклорного праздника есть четкие обряды и традиции, однако есть и современные тенденции в его проведении.
Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге.Петербург, Самара и другие.
Как отметить Сабантуй?
Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:
- Праздник начинается в селах и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
- через неделю в городах проходят гуляния;
- Спустя 7 дней в столице Татарстана проходит грандиозный праздник.
Во время гуляний на всех административных территориях устраиваются специальные праздничные площадки, как правило, на большом поле — Майдане, где проходят различные соревнования между настоящими джигитами, выступлениями мастеров искусства и культуры, народными гуляниями.На беговой дорожке обязательно устраивайте прыжки. Кроме того, в деревнях и деревнях сохраняется традиция сбора подарков.
Соревнования и народные игры
На Сабантуе принято проводить различные соревнования и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения людей. Самое любимое развлечение из всех джигитов — куреш, борьба на поясах, которую проводят мужчины разного возраста.
Цель соревнования — схватить противника за пояс и бросить его на землю.Сначала поединок проводится между мальчиками, затем в бой вступают мальчики, третья пара — мужчины среднего возраста. Кульминация матча — борьба двух непобежденных джигитов. Победитель куреш (батыра) получает главный приз — живую овцу.
Еще одно важное соревнование — скачки, которые можно проводить отдельно на ипподроме или устраивать прямо на майдане, причем в последнем случае дистанция определяется на глаз до любой точки.
Сабантуй — праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу.В качестве гирь используются гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть спички — поднять камень обеими руками и удерживать его в правой ладони поднятой вверх.
Праздник тоже веселый, поэтому нередко проводятся розыгрыши розыгрышей. Наиболее распространены различные соревнования в гонке:
- с яйцом в ложке;
- с полными ведрами воды на коромысле;
- прыгать в мешках;
- парные гонки, когда левая нога одного человека плотно связана с правой ногой другого.
Очень популярны следующие народные игры:
- борьба с мешками травы или сена, которые бегут по скользкому, неустойчивому бревну; №
- с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбивать глиняные горшки, стоящие на земле;
- командирское или одиночное перетягивание каната, клюшки;
- лазанья на приз на высоком гладком шесте, длина которого может достигать 15 м.
Угощения на застолье
Очень гостеприимен и веселый народный праздник Сабантуй, описание которого невозможно без обзора традиционных татарских блюд.
Меня принято угощать мясом и сладостями. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:
- Татарский плов из баранины с добавлением томатной пасты или любых овощей;
- обменов — нежные пирожки с мясом, особенностью которых является наличие дырочки сверху булочки;
- баранина, фаршированная яйцом, маслом и специями;
- белиш с уткой и рисом на мясном бульоне;
- Чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой бутербродное печенье, заправленное жидким медом.
Сабантуй Детский праздник
Народные гуляния принимают всех, любят его и взрослые, и дети. Изначально эта традиция сохранилась и по сей день, именно дети начали празднование. Они первыми принимают участие в соревнованиях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить отдельно для детей в школах и детских садах.
Отметьте праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, к тому же детский Сабантуй совпадает с Международным днем защиты детей.
В народных гуляниях детей учтены все традиции этого праздника:
- Накануне сбора подарков для победителей, избегая домов соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве подарков выступают все те же шарфы и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
- Главный праздник состоит из различных соревнований, игр, в которых мальчики и девочки соревнуются в ловкости и силе.
- Традиционно проводится конкурс талантов.Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
- Завершение праздника — вручение подарков победителям.
Дети проводят торжество сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после праздника устраивают чаепитие и веселые танцы. Дети приобщены к народной культуре, проникнуты традициями предков.
Поздравление с Сабантуем
На Сабантуе — празднике труда и здоровья — принято говорить друг другу теплые пожелания.Кроме того, в газетах и других СМИ звучат поздравления от руководителей всех уровней и, конечно, от президента.
Желания текут самые разнообразные, но слова о здоровье, счастье, благополучии остаются неизменными. Нелишне желать успехов в трудовой жизни и всех земных благах.
Можно привести следующий пример поздравления с Сабантуем: «От всей души поздравляю Сабантуй с национальным праздником — старым и вечно молодым праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая.Здоровья, благополучия и счастья! Пусть успех сопровождает вас, а все блага мира сопутствуют вашей семье ».
Традиции и новаторство праздника
Народный праздник имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако он развивается, новое, появляются интересные тенденции, делающие его разнообразнее.
Сабантуй — праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные новшества, основными из которых являются:
- вознаграждение передового труда и
Сабантуй — Переиздание Википедии // WIKI 2
Сабантуй — летний татарский, идельско-уральский и башкирский праздник, который восходит к эпохе поволжских болгар. Сначала Сабантуй был праздником земледельцев в сельской местности, но позже он стал национальным праздником и теперь широко отмечается в городах. В 2012 году Казанский Сабантуй отмечался 23 июня. [1]
Энциклопедия YouTube
✪ Sabantuy, le printemps tatar en fête au pied de la Tour Eiffel
Содержание
Номенклатура
Татаро-говорящие называют праздник Сабантуй (Сабантуй, [sʌbɑnˈtu]), или, вернее, Saban tuyı (Сабан туе, [sʌˈbɑn tuˈjɯ]) — форма множественного числа: Sabantuylar [sbɑntu].
Праздник отмечают и другие тюркские народы, проживающие на Волге. На башкирском языке его называют Хабантуй (абантуй), на чувашском — Акатуй (Акатуй).
Название праздника в переводе с тюркских означает «праздник плуга». Также встречается синоним «праздник плуга», или Saban bäyräme (Сабан бәйрәме [sʌˈbɑn bæɪræˈme]).
История
Сабантуй уходит своими корнями в доисламскую эпоху, когда его праздновали перед посевом.Присутствие сабантуя было замечено ибн Фадланом еще в 921 году. Традиционные песни и другие обычаи сабантуя, вероятно, имели в то время религиозный оттенок.
Позже, с распространением ислама среди татар и башкир и христианства среди чувашей, он стал светским праздником. В каждом районе села по очереди отмечали праздник.
В начале ХХ века Сабантуй получил признание как национальный праздник татар. Советские власти одобрили этот фестиваль, вероятно, из-за его скромного сельского происхождения.Однако они перенесли Сабантуй на посевной сезон, объединив его с древним летним праздником Cıyın (кириллица: Җыен, [ʑɯɪˈɯn]).
Недавно Москва объявила о планах выдвинуть Сабантуй для включения в Список «Шедевры устного и нематериального наследия человечества» в 2007 году.
Традиции
Основными отличительными элементами Сабантуя являются традиционные спортивные соревнования, такие как köräş (татарская борьба), скачки, скачки в мешках, восхождение на столбы, скачки «яйцо в ложке во рту», битвы в мешках. на перекладине, разбивание кастрюли [2], поиск монеты в qatıq (напиток из кислого молока) и другие конкурсы.Такие мероприятия проходят на майдан , [2] , которые обычно расположены на опушке леса.
Традиция под названием sörän , [3] проводилась для сбора платы за проезд для гостей фестиваля и призов для победителей конкурсов. Qarğa botqası (Ладья каша), [4] ритуальная каша, приготовленная перед сабантуем для угощения детей в деревне. Еще одна традиция — молиться на кладбище.
В последние годы Сабантуй также часто совмещают с фестивалями народной и поп-музыки, а также с фестивалями аккордеонной музыки под названием Play, accordion! ( Уйна, Жармун! ).
Кураш
Борьба Кураш — главное соревнование Сабантуя. Борцы используют полотенца, и цель — сбить соперника с ног.
Обычно соревнования начинают с мальчиков. По окончании Сабантуя главное событие фестиваля — финал кёрэша. Победителем становится батыр, [5] герой Сабантуя. Приз варьируется от барана в маленьких деревнях до автомобиля на торжествах в больших городах. [6]
Календарь фестиваля
Сабантуйлар не имеют установленной даты.Гуляния проходят примерно с 15 июня по 1 июля, обычно приходятся на воскресенье. Первоначально сабантуйлары устраиваются в деревнях, затем сабантуйлары в сельских округах, а последние — в крупных городах. Последний Сабантуй проходит в Казани, столице Татарстана. Аналогичный график применяется для Акатуя в Чувашии и Хабантуя в Башкортостане.
В последние годы правительство России организовало федеральный Сабантуйлар в Москве. Во многих городах Европы и Азии, где проживают крупные татарские диаспоры, таких как Москва, Санкт-Петербург, Таллин, Прага, Стамбул, Киев и Ташкент, также проводится Сабантуйлар.
Сегодня Сабантуй можно охарактеризовать как международный фестиваль, который привлекает множество людей разных национальностей, которые участвуют в Сабануйларе, как в Татарстане, так и во всем мире.
Политические традиции
Сабантуй — символ Татарстана. Поэтому каждый президент России, посещающий республику, принимает участие в проводимом в Казани Сабантуе. Во время своего визита в Казань в середине 1990-х Борис Ельцин оказался в центре внимания на сабантуе, когда он принял участие в традиционном соревновании, в котором участники пытаются разбить глиняный горшок с завязанными глазами. [1]
Рекомендации
Эта страница последний раз была отредактирована 31 декабря 2019 в 01:24 ,sabantuy — определение — English
Примеры предложений с «sabantuy», память переводов
WikiMatrix jw2019 Среди национальных праздников татар, наверное, самым старым и известным является Сабантуй. WikiMatrixSabantuy ведет свое начало от доисламской эпохи, когда он отмечался перед посевом. WikiMatrix Последний Сабантуй проходит в Казани, столице Татарстана. WikiMatrix Традиционные песни и другие обычаи сабантуев, вероятно, имели в то время религиозный оттенок. WikiMatrixНедавно Москва объявила о планах выдвинуть Сабантуй для включения в список шедевров устного и нематериального наследия человечества в 2007 году. WikiMatrixПервоначально Сабантуй был фестивалем фермеров в сельской местности, но позже стал национальным праздником. сейчас широко отмечается в городах. WikiMatrixСабантуй — символ Татарстана. WikiMatrix Победителем становится батыр, герой Сабантуя. WikiMatrix В последние годы Сабантуй также часто совмещают с фестивалями народной и поп-музыки, а также с фестивалями аккордеонной музыки под названием «Играй, аккордеон»! WikiMatrix В начале 20 века Сабантуй получил признание как национальный праздник татар. WikiMatrix К чемпионату приурочены 33-й Международный фестиваль спортивных фильмов и телешоу FICTS Challenge 2015 (впервые за пределами Милана) и главный сабантуй Татарстана. WikiMatrixРазличные регионы и этнические культуры России предлагают много разнообразной еды и сувениров, а также демонстрируют большое разнообразие традиций, таких как русская баня, татарский сабантуй или сибирские шаманские ритуалы. WikiMatrixToday Сабантуй можно охарактеризовать как международный фестиваль, привлекающий множество людей разных национальностей, которые участвуют в Сабануйларе, как в Татарстане, так и во всем мире. WikiMatrixВ 2012 Казанский Сабантуй отмечался 23 июня. середина.ruНапример, в Великобритании планируется проведение европейского праздника Сабантуй в сотрудничестве со Всемирным конгрессом татар, который объединяет представителей многомиллионных татарских общин России и других стран. WikiMatrix В конце Sabantuy главное событие фестиваля — финал köräş.Показаны страницы 1. Найдено 88 предложения с фразой sabantuy.Найдено за 6 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
sabantuy — Испанско-английский словарь — Glosbe
es Sabantuy es una Celebracion estival de los pueblos tártaros y de Idel-Ural que remonta sus orígenes a la época de Volga del Volga.
WikiMatrix ru Обсуждение началось с обсуждения того, какие ключевые элементы необходимы для создания канадского производства.es En 2006, Kazán celebró el Sabantuy el 24 de junio.
WikiMatrix и национальные органы власти, уполномоченные государством-членомes Existen canciones y otras tradiciones del Sabantuy que se supone que tienen connotaciones Religiosas de aquellos tiempos.
WikiMatrix ru Чтобы называться такими именами, как «чокнутый»?es Todos los días de la escritura eslava, la fiesta tártara y bashkirata «Sabantuy», «Sabantuy» Sagaalgan «, la fiesta chuvache» Akatuy «, el festival de arte gitano» La venta gitana «, los festivales de artes nacionales» La constelación de la amistad «,» La belleza salvará al mundo «, el foro» Unidad «y muchos otros ,
UN-2 ru Довольно неловкий беспорядок, а?es El Sabantuy se remonta a la época pre-islámica, cuando se Celebraba antes de la época de la siembra.
WikiMatrix en Merry Christmas.- Спасибоes Todos los años se Знаменитые культурные события в различных культурах и традициях де-лос-пуэблос-де-Русия-и-дель-Мундо, Entre de Ellos dirigidos la fiesta tártara y bashkir «Sabantuy», la fiesta buryata «Sagaalgan», la fiesta chuvache «Akatuy», el festival de arte gitano «La venta gitana», los festivales de artes nacionales «La constelación de la amistad», «La belleza» salvará al mundo «, el foro» Unidad «y muchos otros
MultiUn en они не печатали мои контакты, конечно, напечатали, полноразмерныйes Diversas regiones y culturas étnicas de Rusia ofrecenada gastronomía local y artesanía gran variedad de tradiciones, como banya rusa, Нижегородская хохлома и матрешка, татарский Sabantuy или rituales chamánicos siberianos.
WikiMatrix en Belle de Jour.How очаровательнаяes En sus inicios el Sabantuy era un Festival Celebrado por granjeros en las zonas rurales, pero posteriormente se convirtió en lo que es hoy, una fiesta lambaci naci ciudades.
WikiMatrix ru В обязанности Комиссии входит обеспечение реализации рамочной программы и ее конкретных программ, включая связанные с ней финансовые аспектыes Cada año los centros culturales Celebran diversas festividades de sus etnias, como el Día de la Maternidad y la Belleza, de los armenios, la Pascua católica, ortodoxa y judía, el Día de la Escritura y la Cultura Eslavas, el Sabantuy de los tártaro-bashkirios, el Ovol-dano y el Chusok de los coreanos, la fiesta georgiana de la vendimia Rtveli, la festividad tártara del plato nacional chak-chak, y otras.
UN-2 en Единственная проблема в том, что я хочу разделить эту новую жизнь с кем-тоes Entre los eventos más отличительные де ла festividad del Sabantuy secluyen Competiciones en deportes tradicionales como el köräş (lucha carreártara) de caballos, carreras de sacos, escalada, carreras con un huevo en una cuchara, la piñata, la búsqueda de una moneda en un qatıq (bebida a base de leche) y otros más.
WikiMatrix ru • Операционные гранты (15 сентября 1995 г.).